Найти тему

ВЫБОР ВЕЛОСИПЕДНЫХ КОЛЁС на личном опыте. Почему Я НЕ ХОЧУ кассетную втулку?

Оглавление

Всем привет. С вами я – Андрей. И сегодня я поделюсь опытом, как выбрать велосипедное колесо в современных реалиях. А также мыслями, почему не хочу велосипедную втулку на колесе под кассету.

Мы - супруги, Андрей и Елена. Ездим в велопутешествия: Крым, Алтай, Золотое Кольцо, делимся статьями на вело-тематику и отчетами о поездках. Будем рады, если лайкнете статью и подпишетесь на канал здесь и в Телеграм: https://t.me/velo_kanal

Итак, приступим!

***

«Все знают, что велик на кассете – круче, чем на трещотке». Возможно. Но речь идёт не о «крутоте», а о ремонтопригодности.

ПРЕДЫСТОРИЯ

Оцинкованные спицы на моем велосипеде стали ржаветь. После поездки по солёному морскому берегу Бугазской Косы в Анапе, они покрылись коррозией и начали потихоньку вылетать.

Бугазская коса. Октябрь 2023
Бугазская коса. Октябрь 2023

Велик и так 2017 года, спицы на нем не менялись. Некоторые «приросли» ниппелем настолько, что даже пассатижи не берут. Из-за этого сложно выравнивать восьмерки и подтягивать весь спицевой ряд.

Коррозия на спицах
Коррозия на спицах

Порой, крутя спицевым ключом очередной ниппель, он слизывался так, что хотелось с криками и воплями выбросить это колесо к «чертовой матери» с балкона.

Спицевые ниппели на колесе
Спицевые ниппели на колесе

Переспицовывать колесо я пока не умею. Да и нет инструмента для этого. Стоимость новых спиц около 1 тыс. рублей. Поэтому решил, что ДЕШЕВЛЕ выйдет покупка нового колеса с нержавеющими спицами.

Для тех, кто не знает, мы с Леной (моей женой) ездим в велопоходы. Последний был в Горный Алтай. О нем можно почитать тут:

Забегая вперёд, скажу, что собранное мною колесо ИДЕАЛЬНО себя повело в суровых горных условиях. Даже ни одной спицы не вылетело. Никаких проблем. Вся информация в нашем блоге основана на личном опыте. Будем благодарны, если поставите лайк и подпишетесь на канал. Большое спасибо!

Итак, про колесо...

КАССЕТА ИЛИ ТРЕЩОТКА?

Встал выбор, взять привычное колесо со втулкой на промподшипниках под трещотку, или с барабаном под кассету.

Втулки заднего колеса: на промах под трещотку и с барабаном под кассету
Втулки заднего колеса: на промах под трещотку и с барабаном под кассету

Начал смотреть, как устроены кассетные втулки. И удивился, потому что везде РАЗНАЯ конструкция. Количество собачек, зубчатки – всё разное. К тому же есть втулки как на насыпных подшипниках, так и на промах.

Пример барабанов кассетных втулок
Пример барабанов кассетных втулок

Под каждый тип втулки нужна своя ось. Для турингового велосипеда это "такое себе". Не хотелось бы, чтобы такой барабан безвозвратно развалился где-нибудь в дикой местности. А такое происходило у людей! Почитайте нашу статью про Shulz Wanderer:

В общем, подумал я: «Ну его нафиг, зачем столько сложностей?». И решил купить колесо под привычную трещотку.

Знаете, «мода» делает своё дело. Обратился к одному продавцу на Авито, он спросил: «А точно под трещотку, вы уверены?». Да – сказал я утвердительно. И обрисовал общую ситуацию. Мол, велики как туринг используем, ремонтопригодность, всё такое.

Продавец не дурак – «понял фишку» и посоветовал более широкий обод. Это конечно, хорошо, но цену за колесо заломил в 6000 рублей, без доставки. Жирновато как-то.

ПРО КОЛЁСА В ПРОДАЖЕ

Ситуация с велосипедными колёсами на российском рынке странная. Полно сборок с насыпью под V-BRAKE, стоимостью ~2000 рублей. Такие же есть под ротор, но выбор меньше.

Есть даже универсальные колёса с втулкой под диск, но с тормозным рифлёным ободом под V-brake.

В основном, одни и те же "российские" марки: TRIX, KMS, FELHEBIETER, иногда встречаются ALEXRIMS, но не часто.

Типичное колесо с маркетплейсов
Типичное колесо с маркетплейсов

А вот с колёсами на промах под диск всё сложно. Они есть в продаже, но спицы – крашеная оцинковка. По стоимости, в среднем ~ 2400 р. Да нафиг надо?

Сложилось ощущение, что с нержавеющими спицами, вообще не продают. Я не нашел, ни на маркетплейсах, ни на Авито, списываясь с продавцами из веломагазинов Москвы, Питера, Ярославля.

Прямо как Никулин из "Бриллиантовой руки": "А у вас нет таких же, но с перламутровыми пуговицами?" - "К сожалению нет". - "Будем искать!" :)

Что за странная ситуация, кто знает?

С нержавейкой можно купить колесо только на заказ. Или готовое в веломагазине, если владелец «рукастый». В среднем за переспицовку берут 1000-1500 рублей.

Колесо на станке
Колесо на станке

Дело в другом, обод у меня был старенький, втулка JOYTECH – оставшаяся с насыпи. В ней - заколоченные и сточенные промподшипники 6200 RS.

«Ну что, покупать спицы за тыщу, втулку за 500, обод за полторы, уже 3000 выходит, плюс переспицовка, 4,5 тыщи рублей за колесо. Мда…» - подумал я. Хоть бери и сам спицевать учись! Кстати, возможно, и научусь. Видеоуроки есть на ютубе, ничего сложного!

КАК ВЫБИРАЛ КОЛЕСО?

Решил остановиться на колесе со втулкой под трещотку. «Сковорода звёзд» мне не нужна, поскольку город у нас практически без гор. В ходу, как правило 3-4 задние звезды, при наличии шести! А когда едем в горы, оставшихся двух хватает для подъемов. В очень крутые горы мы не забираемся. Ну куда, с поклажей в 30 кило? Вот такое вот рациональное обоснование.

Это максимальный уклон горы, куда мы въезжали на Бахчисарайском шоссе в Крыму, поднимаясь на гору Ай-Петри
Это максимальный уклон горы, куда мы въезжали на Бахчисарайском шоссе в Крыму, поднимаясь на гору Ай-Петри

Некоторые считают трещотку «прошлым веком». В качестве аргумента говорят, что под ней гнётся и ломается ось. Эту проблему я решил установкой дополнительного подшипника под трещотку. Почитать можно здесь:

И ничего, 300 км, под весом больше 110 проездил, ось даже не погнулась.

Подпшипник под трещоткой
Подпшипник под трещоткой

Учитывая, что трещотка – это расходник, который меняется раз в два сезона при средней интенсивности катания, вместе с ней обновляется комплект собачек и стягивающее кольцо. Чего не скажешь о кассетном барабане. Конечно, его также можно заменить, купив запасной. Если повезёт найти точно такой же.

Но дело в другом. Он «ходит» до момента, когда его заклинит от нагрузок из-за рассыпавшейся собачки. Без съемников раскрутить барабан сложно. Найти запасные собачки – тоже. Та же возня с мелкими шариками, как в трещотке. Спрашивается, зачем нужен весь этот «кордебалет»?

Барабан с собачками (фото из интернета)
Барабан с собачками (фото из интернета)

Некоторые скажут: «Зато у кассетного барабана срок эксплуатации выше!». – Наверное, но, если б была точная дата «конца эксплуатации», было бы значительно проще и веселее 😊 А, когда такая эксплуатация закончится в середине похода – приятного мало. Не будешь же каждый сезон велосипедную втулку менять вместе с барабаном, спицами? Да ещё на переспицовку раскошеливаться?

Другое дело, купил себе трещотку за 700 рублей раз в два года и счастлив. Никакие втулки менять не надо. И голова чистая и свободная от лишних задач и телодвижений 😊

А вот спицы да. Спицы – это тема. Так просто не заменишь все сразу. Поэтому при покупке велосипеда, нужно озадачиться сим вопросом заранее. Если важна именно оцинковка или сталь, то хотя бы ниппели брать покрепче, чтоб не «приросли».

ЧТО КУПИЛ?

Колесо удалось купить в сборе за ~3000 рублей. Двойной алюминиевый обод шириной 27мм, пистонированный, нержавеющие спицы, алюминиевая втулка под трещотку с литым креплением под диск. В веломагазине с доставкой из Ярославля. Повезло. Но тоже не без «танцев с бубном».

Пистонированный обод нового колеса
Пистонированный обод нового колеса

Дело в том, что втулка колеса хоть и сделана под трещотку с промподшипниками, не стандартная. Расстояние между подшипниками 74 мм. Это потому, что один из подшипников располагается прямо под креплением ротора.

Колесо, обод 27 мм Hogger - подшипник прямо под ротором
Колесо, обод 27 мм Hogger - подшипник прямо под ротором

Это, конечно, хорошо, т.к. обеспечивает более правильное распределение нагрузки на ось, но

Точно такой же оси с таким же положением подшипников под эксцентрик нету. Вернее есть, но 145мм ось, которая длиннее нужной на 5 мм. Нужно срезать по краям 2,5 мм, чтобы подошла.

Вот такая ось
Вот такая ось

С одной стороны, гайки не плохи и твердотелая ось прочнее. С другой – она из мягкого металла, хоть и толстая, это раз. И два - возить с собой постоянно ключи? Вот такая дилемма.

Велосипедная ось под эксцентрик с расстоянием между подшипниками 74мм
Велосипедная ось под эксцентрик с расстоянием между подшипниками 74мм

Как видите, 145мм ось под эксцентрик, при установке, выпирает за петух и её нужно обрезать. Это значит, нужно сдвигать немного калипер дискового тормоза, затем центровать колесо ровно по раме. И потом мерить, сколько миллиметров оси обрезать. И далее по кругу - подстройка переключений передач, настройка переднего переключателя...

В моем случае, подрезать ось пришлось только со стороны трещотки на 5мм (или на 5 витков резьбы).

ИТОГ

Переднее колесо пока менять не буду, что с ним может сделаться? Со ржавыми спицами пока походит, благо на промах.

Новое колесо в сборе
Новое колесо в сборе

Радует одно - теперь, чтобы заменить подшипники 6200 RS во втулке заднего колеса, не нужно их стачивать бормашинкой. Можно заколотить обычные заводские, шириной 30 мм в специально сделанную для этого втулку, и радоваться жизни.

Вот такие соображения. Надеюсь, мой опыт по выбору велосипедного колеса вам поможет. Пишите, что думаете в комментариях. Спасибо, что прочитали. Всех благ.

С уважением, Андрей и за компанию Лена.

Канал велопутешествий и походов.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ ПРО ПОКРЫШКИ:

┌──────── ⋆⋅☆⋅⋆ ────────┐

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС!

🔵 TELEGRAM: https://t.me/velo_kanal

🇻 VK: https://vk.com/velokanal

▶ YOUTUBE: https://youtube.com/@velokanal

🏩 INSTAGRAM: http://www.instagram.com/velo_kanal

🎁 ДОНАТ И О НАС: https://dzen.ru/b/Y9vse-zBEGucbcV8

└──────── ⋆⋅☆⋅⋆ ────────┘