"Не едьте сюда, от слова совсем, не надо вам это, ребята..." - причитала Лена на камеру в конце этого дня. ТАКОГО от пути на Алтае она точно не ожидала... Ниже расскажу, почему.
Когда люди планируют велопоход на Алтай, то постоянно натыкаются на значимость перевала Кату-Ярык. Дескать, очень крутой, живописный и вообще это чуть-ли не единственное место, которое нужно посмотреть на «Золотом Кольце Алтая».
У нас закрались сомнения, что нашумевший перевал так уж сильно впечатляет. Частично они оправдались, причём не только у нас, но и у человека, которого встретили на дороге. Однако, всё по порядку.
⚠️ Это 15-я часть велопохода на Алтай. Если вы читаете не с самого начала, предлагаем начать с 1-го выпуска, вот ссылка. Друзья, спасибо за содействие, лайки, комментарии!
Можете также посмотреть видео:
────୨ৎ────
✅ Если Вам нравится тематика велосипедов, велопутешествий и походов с рюкзаком, подписывайтесь на нас здесь и в Телеграм: https://t.me/velo_kanal Также недавно открыли группу в ВК, куда перекачали все походные видеоролики для удобства просмотра без рекламы и зависаний: https://vk.com/velokanal
────୨ৎ────
ВЫЕЗД С УЛАГАНА
Утром 18-го дня мы проснулись с мыслью, что: «Назад дороги нет и мы конкретно влипли».
Нет, возвращаться назад не планировали, но поняли, что будет тяжело. Как минимум – плохая дорога, жарища, пыль и постоянные подъемы.
Главное, мы покидали низину, а значит, впереди - отсутствие рек. Что делать с запасами воды? – Полная неопределенность.
Первая точка пути - село Балыктуюль, что находилось в 20 км от Улагана. Именно оттуда начинался тернистый путь на Кату-Ярык. Местами ехали, местами шли. Где-то сидели на стульчиках под тенью деревьев, восстанавливая дыхание и пульс.
А ещё радовались земляным «объездным» дорожкам, идущим рядом с основной «плохой» дорогой.
Каждая проезжающая машина создавала столп плотной пыли, в которой оказывались мы. Поэтому, услышав шум двигателя позади, мы останавливались и отворачивались, набирая воздух в лёгкие и задерживая дыхание. То ещё испытание!
Недавно посмотрели видео наших коллег из Москвы, которые ехали в ту же сторону, что и мы, днем ранее. Благодаря им узнали, что есть другой путь на Кату-Ярык, объезжая Балыктуюль.
Мы этого не знали, поэтому "попёрлись" по классической дороге, которую с трудом можно было назвать автомобильной.
Туристов дофига! Иногда машины ехали чуть-ли не сплошняком. Вдобавок надоедливые мухи, комары и слепни. Здесь они были особо активны.
Спасались тем, что намазывались гвоздичным маслом.
Потные, воняющие гвоздикой, с ног до головы в пыли – мы шли по направлению к цели.
ПРИЕХАЛИ В БАЛЫКТУЮЛЬ
Вскоре приехали в Балыктуюль. Село похожее на Улаган.
Заехали в магазин, купили туалетной бумаги и "приложения к ней" - сладких пончиков, сока и прочих плюшек.
Перекусили. В этом селе нужно было свернуть на дорогу направо, что и сделали.
Жизнь в населенном пункте кипела. Ремонтные дорожные работы. А рядом дети купались в реке того же названия, что и село.
Но мы на старте. Сразу же резкий подъем, потом непродолжительный спуск.
На вершине мини-перевала (кажется, Пазырыкского) отдохнули и перекусили в тени высоких елей. Ели бутеры с сыром, огурцом и мясом марала.
Позже узнали, что этот перевал тоже священный. Там курганы пазырыкской культуры, возрастом, более 6 тысяч лет.
На спуске обнаружили "отечественную" велопокрышку, кем-то оставленную. Ещё вспомнили "допоходный" сон Лены, где ей приснилось, что по пути лопнуло колесо.
Лишь в походе поняли, что сон вещий. В Акташе меняли камеру, которую зажевало между кордом и ободом. Об этом писали в предыдущих частях.
Места холмистые. Резкие подъемы и спуски. Встречались лошади, коровы и яки. На одном из пригорков остановились, чтобы передохнуть. Там стоял закрытый Аил, который выглядел очень «этнически».
Аил - это кочевое разборное национальное жилище алтайцев. Раньше он выглядел как пирамида, стоящая на земле, где вместо черепицы - кора деревьев.
Потом алтайцы увидели, что русские строят стационарные деревянные домики с двускатной крышей и стали им подражать. Мастерили аилы в виде деревянных домиков с окнами, но с пирамидальной крышей. Этот вариант, как раз из таких.
ВСТРЕЧА С ВЕЛОСИПЕДИСТОМ
Решили сделать несколько фото. А рядом ещё "эпично" белый конь пробежал. Потом, спустившись с холма, неожиданно встретили велосипедиста Александра.
Вообще мы встречали несколько велосипедистов в пути, но как правило, не разговаривали. Просто махали друг другу, здоровались улыбаясь, и разъезжались. Были и бескультурные велосипедисты. На приветствие не отвечали, а отворачивали лица, будто нас не заметили.
Некоторым не понравилось, что в предыдущей статье была написана такая фраза: "Смысл велосипедистов на гревелах, ехать и офигевать от своей крутизны". Тем не менее, она была написана именно в сторону тех, кто делает велосипед фетишем, способом выделаться, а не средством передвижения. А так, мы не имеем ничего против гревелов и людей на них ездящих. Конечно, если это нормальные люди, не страдающие самовеличием и самолюбованием. Ничего иного в виду и не имели...
В целом, мы особо не навязывались встречным "велобратьям и велосестрам". Также и тут – улыбнулись, помахали рукой. А в ответ услышали: «Воооо!» - затем увидели, как велосипедист развернулся и направился к нам.
Александр – мужчина лет 50-ти, ехал из Красноярска. Причём стартовал прямо из своего города. Он ехал с Телецкого озера, поэтому был ценным собеседником. «А я приехал утром 18-го июня к паромной переправе, на меня все удивленно смотрят, мол, как вы узнали, что мы сегодня плывём? Я им отвечаю, не знал ничего, просто приехал» — вот такая забавная случайность. Александр приехал на первом же пароме, который возобновил маршрут после потопа.
Мы сразу успокоились, потому что поняли, что удастся сделать круг и завершить путешествие, как планировали.
Стоит отметить, что Александр ехал на обычном велосипеде Stels со сликовыми покрышками. Использовал такую же солнечную панель, как у нас. А увидев новое седло на велосипеде Лены, он воскликнул: «О! Моё седло, оно у меня прямо вот здесь лопнуло». И показал пальцем на место разрыва.
Лирическое отступление. Седло было норм, удобное, никаких претензий по функциональности. Но непрочное. Прислонил к дереву - уже ободралось насквозь.
Потом мы общались про способ упаковки велосипеда, кто, как и что везёт. Обсудили вопрос недорогих велосипедов и «гламурных велосипедистов». «Я смотрю эти ролики на youtube, где пацаны едут по Алтаю и орут, мол, Санёк, давай догоняй и не понимаю. Чего ж вы всё вот это не показываете, как вы толкали велики в перевал, как вы по такой разбитой дороге ехали? Если уж снимаешь, будь честен со зрителями!» - сетовал Александр. А мы соглашались, чего ж тут возразить? – Он прав!
А ещё он нас «обрадовал», что дорога не улучшится и впереди придётся тащить велосипед через бурную реку. Но обнадёжил. Говорит, 80-й километр увидите, там на спуск пойдёте. Всю дорогу искали заветные цифры 80, так и не нашли :-D
Так хотелось пообщаться больше, но все понимали, что время не ждёт, надо ехать. Распрощались с этим прекрасным человеком – первым «живым» настоящим велосипедистом и «человечным человеком» на пути, и направились дальше.
БЕЗМОЛВНЫЙ ПУТЬ НА КАТУ-ЯРЫК
Путь на Кату-Ярык лежал через леса. Подойдя к финальному куску дороги – подъему на вершину, Лена расплакалась от бессилия. И не столько от физической усталости, сколько от поведения водителей. «Я встала, дала понять, что не хочу получить дозу пыли в лицо, а этот козёл специально ускорился» - сетовала она.
Но были и вежливые водители. Они понимали, что создают дискомфорт и видя нас – велосипедистов, специально притормаживали. Увы, таких было не много. Поэтому главным испытанием на пути к вершине Кату-Ярыка стал не градус подъема, а пыль и скотское поведение отдельных существ.
Силы на исходе. Руки в прямом смысле «отваливались». Градус подъема 8-10 – значительный. И заканчивалась вода. Мы были уже где-то в горах, а речка осталась внизу. Но, наконец, дошли до небольшого ручейка, струящегося прямо через лес и полянку возле него.
Набрали воды, умылись. Интересный вкус! Нотки лесных кореньев, земляники. Мы впервые пили такую «ароматизированную» воду.
Остаток пути ехали в полном молчании. Не было сил говорить, вдобавок расстройство, что новое седло «шваркнулось» о деревянный столб и продырявилась обтяжка. Сплошные неприятности.
Затем был «волшебный лес», где росли настоящие садовые пионы. Откуда они там взялись – не понятно. А ещё видели, как алтайцы, вылезли из «зеленой буханки» и начали собирать оранжевые цветы – купальницы. Насобирали огромный букет.
Вечерело. Морально готовясь к очередному преодолению, не ожидали, что «оказывается, всё, приехали». Говорят же: "Не строй ожиданий, не получишь разочарований". Прямо точно подмечено. Вроде, радоваться надо, что приехали, а внутри всё равно чувство, будто нас "обманули". :)
Сперва выехали на обзорную площадку, откуда было видно изумрудное озеро Учкёль, а затем, немного спустившись с горки, прибыли на Кату-Ярык. Не поверили себе, что сделали это.
И вот перед нами «картинка из интернета» в закатных лучах. Но особого восхищения не было.
ПЕРЕВАЛ КАТУ-ЯРЫК, ТЫ ЛИ ЭТО?
Мы вспомнили слова встречного велосипедиста – Александра: «Кату-Ярык, ну и что, что Кату-Ярык, он меня, если честно, не сильно-то и впечатлил». Примерно похожие ощущения были у нас. А может мы просто сильно вымотались, настолько, что красоты уже не восхищали?
В этом месте почувствовали, что «поставили свой флаг на Эверест». Достигли одной из главных своих целей и стало немножечко грустно. Конечно, впереди более 10-ти дней похода, но это не утешало. С этого момента начали осознавать, что наше приключение идёт к своему завершению.
На вершине немноголюдно. Молодая пара: парень с девушкой, стояли неподалёку. Немного пообщались с ними, спросили, можно ли подойти к водопаду? Оказалось, нельзя. Они ночевали в палатке и приехали на машине. Были ещё соседи поблизости, которые жарили шашлыки.
Но места для «созерцания и уединения» хватало всем.
Мы поставили палатку прямо возле обрыва. А велосипеды прислонили к стволу лиственницы.
Остаток дня провели в прогулках по плато и фотографировании необычайной красоты.
Здесь были поляны с фиолетовыми ромашками, акациями.
В воздухе стоял медовый сладкий запах, смешанный со свежестью морозных гор. Затененные сиреневые склоны в лучистом золоте света.
Красиво, но увы, всего одна ночь. Ведь негде было набрать воды. Да и в целом, не было целесообразности стоять на вершине. Днем место популярное. Куча туристов прогуливается туда-сюда. А мы хотели девственной природы Алтая и минимума людей.
Так завершился один из финальных дней велопохода по Алтаю. Впереди велопутешествия нас ждал спуск с Кату-Ярыка.
Внутри восторг: Мы смогли, мы сумели! И ещё сможем. Но об этом в следующих статьях.
✨ ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ ✨
С уважением, Андрей и Лена.
КАНАЛ ВЕЛОПУТЕШЕСТВИЙ И ПОХОДОВ
┌──────── ⋆⋅☆⋅⋆ ────────┐
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС!
🔵 TELEGRAM: https://t.me/velo_kanal
🇻 VK: https://vk.com/velokanal
▶ YOUTUBE: https://youtube.com/@velokanal
🏩 INSTAGRAM: http://www.instagram.com/velo_kanal
🎁 ДОНАТ И О НАС: https://dzen.ru/b/Y9vse-zBEGucbcV8
└──────── ⋆⋅☆⋅⋆ ────────┘