Будильник прозвенел предательски быстро. Будто только закрыли глаза и тут же открыли. Ощущалась какая-то нереальность во всём. Мы в деревянном доме на турбазе Телецкого озера, которое оказалось не особо дружелюбным. «Комары, чёрт, точно! Это было вчера. А точно было? О Боже, это БЫЛО!».
Немного тревожное состояние. Солнце пробивалось сквозь туман и высвечивало плывущие над горами облака. На улице никого. Все спали. Прохладно.
⚠️ Это 19-я часть велопохода на Алтай. Если вы читаете не с самого начала, предлагаем начать с 1-го выпуска, вот ссылка. Друзья, спасибо за содействие, лайки, комментарии!
Можете также посмотреть видео:
────୨ৎ────
✅ Если Вам нравится тематика велосипедов, велопутешествий и походов с рюкзаком, подписывайтесь на нас здесь и в Телеграм: https://t.me/velo_kanal Также недавно открыли группу в ВК, куда перекачали все походные видеоролики для удобства просмотра без рекламы и зависаний: https://vk.com/velokanal
────୨ৎ────
УТРО. ТИХИЙ БЕРЕГ
Мы нехотя доели сосиски, оставшиеся с вечера, и быстро собрались. К внутренней тревоге добавилось предвкушение чего-то нового. Будто ты – школьник- первоклассник и стоишь на линейке с гладиолусами, выше тебя ростом и не знаешь, что тебе преподнесёт судьба.
Вечером предыдущего дня, когда возвращались с записи на паром, разведали более сухой путь через болото. Не хотелось надевать сапоги и тащить велики через гигантскую глубокую лужу. Путь пролегал как раз через территорию турбазы, где полностью затопило «домики – шале».
Благополучно миновав препятствие, вышли прямо к парому. Он стоял на берегу озера, причалив к земле мыса Кырсай.
Мы и паром. Или паром и мы. В лесу на фоне гор. Рано утром на Алтае – картина сюрреалистическая. Это была словно сказка. Где главный герой шёл по дремучему лесу, а затем, неожиданно, увидел солнечную полянку с домиком. То же самое испытали мы, идя по скользкой земляной дороге. «О, паром! Как он тут оказался вообще?» - с удивлением воскликнули мы. Как минимум, ожидали его увидеть где-то за чертой турбазы, но не здесь.
ПОГРУЗКА НА ПАРОМ
Наконец, из кабины машиниста вышел молодой парень и начал какие-то приготовления на палубе. Мы спросили, можно ли идти на борт, и он дружелюбно кивнул. Решив, что как-то неприлично катить грязные велики по чистой палубе, начали их мыть, заведя прямо в озеро.
Парень воскликнул: «Да мыть не обязательно – проходите так». Однако, нам и самим хотелось прибыть в Артыбаш свеженькими, а не свиньями.
Закатив велосипеды на палубу, разместили их впереди, а если точнее – позади парома. Сперва не поняли, каким концом он поплывёт вперёд.
Телецкое озеро – глубокое, чистое и какое-то первозданное. Оно ощущалось магнетическим. Вода на вид плотная, как ртуть. Вокруг тёмные горы, где вдоль вершин плыли слоистые облака. Стоя на первом этаже парома, сквозь металлические столбы, Телецкое озеро выглядело, как картина в белой раме.
Мы вспомнили, что водоём не имеет ничего общего с коровами и «тельцами». Оно названо в честь тюркской народности - «телесов», когда-то проживавших в этих краях.
Постепенно к импровизированному причалу подъезжали машины. Нас попросили переставить велосипеды вглубь, чтобы влезли прицепы.
В итоге, оба прохода на судне были заставлены автоприцепами, а мы оказались, словно в ловушке. «Да уж, получается мы будем выезжать с парома самыми последними» - с сожалением вздыхал я.
С другой стороны, мы поняли, что с велосипедами запись на паром, идущему по Телецкому озеру, не обязательна. Места под них всегда полно. И даже если одновременно приедут 50 велосипедистов - найдут, где разместиться! К тому же, оплата (на июнь 2023 - 2500 рублей с велосипедиста) производится ПОСЛЕ посадки.
Машины устанавливались на палубу как пазл в течение полутора часов. В общем счёте, влезло 16 автомобилей, два прицепа и наши велосипеды. «А как же москвичи – велосипедисты, которых вы встретили по дороге?» - спросите вы.
А неизвестно. После моста, не доезжая до Балыкчи, мы видели их в последний раз. Как будто испарились. В итоге, мы приехали на судно первее них. А они так и не сели, хотя записывались. Лена предположила, что они уплыли на другом пароме с другого причала.
На самом деле, всё было так. Мы планировали нагнать их в Балыкче, но не встретили. Оказалось, они бодро ехали по дождю вплоть до Телецкого. На них также зверски накинулись комары. Они бежали до мыса Кырсай, чтобы остановиться там на турбазе. Зачем-то тащили велосипеды через огромную лужу, утопая по колено в воде. Причем туда и обратно. Мест на «Кырсае» не оказалось 😊 Как они это делали, можете сами посмотреть на видео:
В общем, они остановились НА ТОЙ ЖЕ ТУРБАЗЕ, что и мы. Просто в другом домике. Вот так, были в одном месте и не встретились. Они переплыли Телецкое тем же днем, что и мы, но на пару часов позже. Уже на другом пароме. На этом их приключение закончилось, а мы отправились дальше, теперь по Телецкому Тракту.
ПОДНЯТЬ ПАРУСА!
Мотор парома отважно загудел, а из-под пола начала хлестать вода, омывая покрышки велосипеда.
Выяснилось, что велики поставили прямо над моторными лопастями. Впрочем, не критично. Переставлять не стали, ввиду не сильных брызг.
Вокруг ходили настороженные, как и мы, пассажиры. Они также стеснялись и не знали, что делать. К слову, попасть на паром пешеходу невозможно.
Переправа доступна только для людей с транспортом: автомобилем, мотоциклом или велосипедом. Пешие ездят на туристических катерах.
Плавно отчалив, начали путь. Рядом бегал бородатый мужчина, держа в руках зеркальный фотоаппарат. Он что-то фотографировал, вздыхал, примерялся к объективу. Хотя я понимал, что фотографировать нечего.
Много воды, горы в тумане и облаках на фоне – пейзажи однотипные и скучные. Такими они оставались весь путь. Это означало только одно: весь путь в 6 часов, себя нужно было как-то развлекать.
Поначалу плывущие делали сэлфи на корабле, то на верхней палубе, то на нижней. Примерно через час это надоело. Вдобавок стало морозно. Мы надели все тёплые вещи, что были, включая флисовые бафы и шапки, но всё равно подмерзали.
Молодые ребята – машинисты, пускали в кабину детей и подростков и позволяли там греться. А некоторые взрослые «откисали» в специальной отапливаемой каюте, душной и не очень большой.
Часть пути мы спали, сидя наверху на «летней веранде» - площадке, обтянутой прозрачной ПВХ – пленкой, от ветра.
Паром громко шумел, вода плескалась. Спустя какое-то время «романтика» показалась пыткой. Утешало одно: «Скоро конец трудностям! Да здравствует свобода от переживаний и заслуженный многодневный отдых!».
Иногда паром плыл через препятствия в виде широких полос из плавающих брёвен и щепок.
Тогда машинист глушил мотор и проходил участки по инерции. Плыли долго, скучно. Наконец, начали появляться «зоны жизни» на берегу. Водопады, какие-то турбазы, выглядящие резиденцией олигарха.
А ещё мимо проносились лодки с туристами и появился мобильный интернет. Ощущалось, что конечная остановка где-то близко.
АРТЫБАШ
Наконец, приплыли в село Артыбаш. Паром виртуозно легко причалил к берегу и опустил пандус для съезда.
Мы приготовились ждать целый час, пока машины «как шашечки» разъедутся и нас выпустят из «прицепного плена». Однако, к большому удивлению, «пробка» рассосалась через 15 минут. Машины выехали, а прицепы руками вывезли парни – паромщики.
Спускаясь по трапу, заметили впереди «модных велосипедистов» на гревелах. Чистеньких, свежих, поправляющих бафы. «Привет, велобратва» - громко прокричал я, решив проявить инициативу и пообщаться. В ответ заметил оценивающие взгляды и легкую заносчивость. Не понятно почему, может наши велосипеды им «рылом не вышли»?
Пообщались ни о чем, я даже забыл спросить откуда они едут. Узнал только, что стартовали из Горно-Алтайска. «Эх, не повезло вам» - пошутил я. «А почему, почему?» - заинтересовался молодой парень – главарь «банды». «Да это я так, шучу, всё нормально будет» - с улыбкой ответил я. Затем подсказал им, что велики нужно ставить в «нос» парома, они поблагодарили и спешно направились на посадку.
Артыбаш напомнил Балаклаву в Крыму. Было в нем что-то «морское и провинциальное».
В очередной раз удивились несоответствию представлений. Село выглядело лучше, чем в интернете и не таким, каким представлялось. По интернет-фоткам казалось, что это населенный пункт с ограниченным выходом к воде. На деле – открытая прибрежная зона и много простора. А главное, здесь было мало этнически – алтайского. Привычное русское и максимально туристическое село.
Зашли в магазин и купили хлеба, пива, колбасы. Затем перекусили «лучшей шаурмой на Телецком озере». Она и правда была вкусна, стоимостью 220 рублей. Последующие дни, в основном, только ею и питались.
Вокруг сновали туристы, как на черноморском побережье. И много «лодочных таксистов», зазывающих на прогулку. В отличие от Крыма, на Алтае нет хабалистых зазывал. Я до сих пор вспоминаю «севастопольские оры»: «Прогулки на катере, дети на коленях бесплатно». Теперь всегда, где вижу зазывал, предлагающих покататься на катере, перед глазами картинка «детей, стоящих на коленях дна лодки …бесплатно» 😊
ПОИСК ПРИСТАНИЩА
Не снимая сапог и курток, сели на велосипеды и поехали. Решили, что доедем до ближайшей дикой стоянки и поставим палатку. Погода хмурилась, крапал дождик. Проехав одну из полянок у реки Бии, решили, что поедем дальше. А потом выяснили, что становиться негде. Только лес и никаких лужаек. Вдобавок пропал интернет. Делать нечего – решили вернуться назад.
В диком кемпинге уже стояло несколько машин и были разбиты лагеря. Нам ничего не оставалось, как встать рядом.
Наши соседи, увидев, что мы разбиваем лагерь, решили подойти. «Извините, можно мы сфотографируем природу, пока вы тут не развернулись» - шутя проговорили они. Мы конечно же не сопротивлялись. Выяснили, что они - влюбленная пара из Уфы и уезжают завтра, планируя заехать на Чемал.
Выбранное место оказалось с небольшим уклоном, прямо на берегу реки. Не лучшее с точки зрения рельефа, но очень живописное. Здесь был смешанный лес: кедры, ели, березы и лиственницы. А также богатый растительный мир. Море луговых цветов, папортники. И всё это мы застали в самом соку. Ведь июль для Алтая, как для наших мест – начало мая.
Здесь нам, словно «у Алтая за пазухой» предстояло пребывать несколько дней. Ехать в Горно-Алтайск рано, ведь осталось практически 2 недели запаса. А что мы делали всё это время, будет в следующей статье.
✨ ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ ✨
С уважением, Андрей и Лена.
КАНАЛ ВЕЛОПУТЕШЕСТВИЙ И ПОХОДОВ
┌──────── ⋆⋅☆⋅⋆ ────────┐
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС!
🔵 TELEGRAM: https://t.me/velo_kanal
🇻 VK: https://vk.com/velokanal
▶ YOUTUBE: https://youtube.com/@velokanal
🏩 INSTAGRAM: http://www.instagram.com/velo_kanal
🎁 ДОНАТ И О НАС: https://dzen.ru/b/Y9vse-zBEGucbcV8
└──────── ⋆⋅☆⋅⋆ ────────┘