Итак, последний день в Горно-Алтайске. Несмотря на то, что поход подошёл к концу, статья будет насыщенной и длинной. В ней я расскажу о том, как мы ходили за сувенирами и что нашли. А также, как посетили этнографический музей.
Я дам небольшую историческую справку об экспонатах в музее и немного расскажу о верованиях алтайцев и их быте.
⚠️ Это 25-я часть велопохода на Алтай. И последняя. Продолжения не будет... Если вы читаете не с самого начала, предлагаем начать с 1-го выпуска, вот ссылка. Друзья, спасибо за содействие, лайки, комментарии!
Можете также посмотреть видео:
Всегда кажется, что музей – это скучно. Да и мы не из тех людей, которые любят «копаться в истории». Однако хотелось иметь общее представление об Алтае и местах, которые посетили. И если бы мы знали, что увидим в музее, то пошли бы в него ПЕРЕД ПОХОДОМ, а не после. И далее я расскажу почему.
АЛТАЙСКИЕ СУВЕНИРЫ
Горно-Алтайск очень уютный город. Здесь нет столичной напыщенности, а люди отзывчивые и доброжелательные. Но с сувенирами проблема.
Когда я был в 2009 году здесь, спросил у водителя – Игоря: «Где купить сувениры в Горно-Алтайске?». Тот, отмахиваясь рукой, невнятно промямлил: «А, это там… Есть у нас место. Короче, свожу вас!».
И реально, все забурились в машину, и он повез нас в Манжерок за 20 км от города! Теперь стало ясно, почему. Потому, что в самом городе их НЕГДЕ было купить.
Мы поинтересовались у хозяйки гостевого дома – Марины, где купить алтайские сувениры. Она задумалась и посоветовала крупный торговый центр. Мы взяли на заметку этот вариант, но отправились, по-старинке, на рынок.
Будучи в Крыму, мы всегда покупали сувениры там. Те же чаи в 1,5 раза дешевле. Не за чем переплачивать в сувенирных лавках на побережье. С Алтаем всё иначе. В торговых рядах сувениров не было. Точнее, был один закуток с едой: мёдом, орехами, конфетами, свечами и мылом, но это не то, что было нужно.
Дальше мы отправились в «модного вида» сувенирный магазин, где торговали футболками с алтайской символикой, авторскими украшениями и мылом.
Купили там две пачки чая за 350 рублей, а потом оказалось, что в другом месте точно такой же за 280. В общем, в этом магазине было всякое «дорогое рукоделие», куча «авторского мыла», а нам хотелось найти что-то этнически-алтайское. И желательно, без наценок.
Последний вариант – торговый центр по совету Марины. Там действительно, обнаружили богатый ассортимент.
Чего только не было: амулеты, талисманы, подвески, магниты, карты, водочные стопки. На алтайскую тему и без неё.
«А что у вас чаще всего покупают?» - поинтересовался я у продавщицы. «Ой, знаете, ВСЁ, берут ВСЁ!» - воодушевленно ответила она.
Лене приглянулся магнитик в виде деревенского окошка с открывающимися створками. На нем было написано: «Открывай Горный Алтай». Раздвигаешь створки, а там фотография природы Алтая.
Не очень красивая картинка композиционно, но я решил, что в будущем можно заменить на свою. Интересный сувенир!
Купили шоколадных конфет, а ещё магнитик в виде головы горного козла (Китай, конечно, но что поделать…), ну и всякого по мелочи. Средняя стоимость сувенира 150-200 рублей.
МУЗЕЙ А.В. АНОХИНА В ГОРНО-АЛТАЙСКЕ
Довольные и с чувством выполненного долга, отправились в музей.
Столицу Алтая облагораживали – клали плитку, делали траншеи под электрическую разводку фонарей. В общем, работа кипела и это радовало.
Вот кинотеатр «Голубой Алтай» в виде избы.
А напротив, причудливое здание с крышей в виде куполов. Центр пчеловодства!
Наконец, нашему взору открылось массивное здание с символом оленя на фронтоне. Это и был национальный музей Республики Алтай имени А.В. Анохина.
Мой тёзка – Андрей Викторович Анохин родился в Тамбовской губернии в 1869 году и умер в 1931 на Алтае. Обучался в училище церковного пения в Петербурге, затем преподавал музыкальные дисциплины в Томске и даже руководил хором архиерейского кафедрального собора. «А при чём тут Алтай» - спросите вы?
Дело в том, что Андрей Анохин стал этнографом. В 1908-1909 годах совершил экспедицию в Туву, Хакасию, Монголию и Горный Алтай. Затем с 1910 года собирал этнографический материал Средней и Восточной Азии.
За исследования верований южных алтайцев ему присвоили статус члена – корреспондента Академии Наук СССР.
Он сделал очень много по исследованию Алтая, вот почему музей его имени.
МУМИЯ «АЛТАЙСКОЙ ПРИНЦЕССЫ» И ЭКСПОЗИЦИЯ ПО ПЛАТО УКОК
Главный «экспонат» — это мумия «алтайской принцессы». Хорошо – сохранившиеся останки женщины, найденной на Плато Укок в 1993 году.
Она умерла и была захоронена примерно 2250 лет назад.
Вокруг мумии сложилась масса легенд. Некоторые алтайцы связывают её извлечение из усыпальницы с сильным землетрясением, случившимся на Алтае в 2003 году. Они считают, что принцесса охраняла вход в мир мёртвых.
А когда забрали её тело, «червоточина между мирами», осталась открытой. Масса людей была за то, чтобы вернуть останки туда, где взяли. Считалось, что только в этом случае, «мост между мирами» закроется.
К сожалению, на мумию посмотреть не удалось, поскольку её выставляли только в определенные дни и часы.
Мы на это время не попали, зато увидели реконструкцию погребения.
Что сказать? Хоронили «шикарно», умертвляли лошадей. Сам «мертвец – при параде», в самом лучшем одеянии. Вместо гроба – обтекаемый деревянный саркофаг.
Одна из самых ценных находок – войлочные попоны и ковры из шерсти. Эти предметы пазырыкской культуры – чуть ли не единственные на Земле с таким сроком давности.
В шерстяном рукоделии и войлоковалянии всегда упоминают найденные на Укоке алтайские шерстяные ковры.
С 2005 года Плато Укок объявлено «зоной покоя» - особо охраняемым природным местом в том виде, каким оно дошло до наших дней.
Здесь запрещена охота и любая хозяйственная деятельность, нарушающая экосистему. Плато находится на высоте 2200-2500 метров над уровнем моря. А над ним возвышаются 500-600-метровые хребты гор.
Здесь не только дикая природа, но и масса курганов и захоронений. Благодаря вечной мерзлоте, некоторые захоронения, как в случае с «алтайской принцессой», прекрасно сохранились.
ДОИСТОРИЧЕСКАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ И ВЕРОВАНИЯ АЛТАЙЦЕВ
Меня интересовала не столько мумия принцессы, сколько динозавры. Будучи в краеведческих музеях, мне всегда интересны палеонтологические находки.
Собственно говоря, ответ на вопрос был в первом же зале экспозиции. На Алтае обитали мамонты, древние носороги, по крайней мере бивни были найдены. А в целом, не так-то и много доисторических животных.
Пока я разглядывал окаменелости, увидел Лену, рыдающую в углу. «Чего слезы льем?» - обратился я к ней. «Не знаю, это так красиво и видно, что люди любят свой край, так заботятся о нем» - ответила она.
Хотя, я думаю, причина слёз была в ином. Алтай так глубоко проник в наши души, что не хотелось его никуда отпускать. Мы понимали, что сказка закончилась и предстоит долгая разлука. Выставочные экспозиции лишь напоминали о неизбежном и затрагивали струны трепетной души.
Мы благодарили Бога за то, что он позволил нам почувствовать Алтай, его Суть, а не просто «съездить» ради развлечения.
Многие люди за тем и едут на Алтай, выискивая какую-то мистику или эзотерику, желая встретить личных гуру - шаманов или получить духовные озарения.
Нам всё это не было нужно, потому что, на наш взгляд, это то место, где не надо ничего искать – оно само найдёт тебя, если ты для этого открыт.
Мы рассматривали экспонаты с Улаганского перевала. Видели фотографии ленточек, которые алтайцы вяжут на деревья, чтобы попросить благополучия для себя или своей семьи у духов рода или покровителей лесов, гор и рек.
Они называются Дьалама или Кыйра. Длина лент строго регламентируется, она не должна быть короче 50 см. А цвета исключительно: белые, голубые или желтые. Белый – цвет чистоты, молока, заснеженных вершин. Голубой – цвет неба и рек, желтый – цвет Солнца. Немаловажен состав: используют только хлопчатобумажную ткань.
Мы видели на деревьях, как глупые туристы, подражая алтайцам, вязали одноразовые белые салфетки. Видимо, тоже хотели «получить благословление духов». 😊
Когда мы были на перевале Карасук, то читали информационное табло. Там было напутствие «горе-туристам», которые не понимают алтайских верований.
Им было сказано: «Если не знаете или не уверены, как и что лучше делать – не делайте ничего». Как видите, некоторые пренебрегли советом.
Серьезно, ритуальные ленты делают только из новой ткани, причем край сжигают в очаге. А ещё они освящаются дымом можжевельника. Для алтайцев повесить ленточку на дерево – то же самое, что для православных поставить свечку к иконе.
«Помнишь, мы здесь были?» - обратилась ко мне Лена, показывая на фотографию Улаганского перевала, где все деревья были увешаны белыми лентами.
«Конечно помню, Улаган вообще оставил самое удивительное и непередаваемое ощущение. Это Сердце Алтая!» - ответил я.
Ленточки мы нигде не вязали. Но сложилось ощущение, будто Алтай хотел, чтобы мы сделали это. Поэтому он забирал от меня, сперва микрофибровое полотенце, утерянное где-то возле поселка Нефтебаза.
Либо отнимал велоперчатку у водопада Ширлак на Чуйском тракте. А в завершение, забрал телефон на спуске с Верх-Бийского перевала! 😊 Так случилось.
Интересно было посмотреть на экспонаты, посвященные Манжерок'у. Мимо него мы ехали в первый день велопутешествия. Оказалось, что в озере этого места, растут особого вида растения, семена которых выглядят так:
Да, похоже, на велосипеде туда лучше не ехать :)
ЗООЛОГИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ
Следующий зал, который мы посетили – зоологический. В нем была представлена фауна Алтая. Чучела лосей, маралов, медведей, куниц, зайцев, лис и других зверей. Также были рыбы и птицы.
Алтай всегда ассоциируется с медведями, потому что они здесь есть. И немало. Встреча с медведем – ситуация малоприятная. Однако, в отличие от Ергаки в Красноярском крае, смертельных случаев нападения медведей на человека в последние годы не зафиксировано.
Как сказал один турист из Сургута, встретившийся нам по дороге: «Медведи здесь пугливые, я 16 лет хожу, вижу свежий след, даже вода скопилась, а медведя нет».
С другой стороны, будучи в гостинице в Акташе, мы разговорились с работницей турбазы Зоей. «Но ведь у вас не было нападения медведей?» - спросил я. «Как не было? Вот в том году, мужик пошёл шишку собирать на вот эту гору, там медведь на него и набросился. Прокусил рюкзак. Слава Богу, там была бутылка с газировкой, она зашипела, медведь испугался и убежал» - ответила Зоя.
Также я слышал историю о том, как медведи спустились к лагерю МЧС в Аккемской долине у подножия Белухи. Вот чего-чего, а медведей там с роду не было! Просторы открытые и обрамленные горами, откуда там взялись медведи?
Для защиты от косолапых у нас с собой был только перцовый баллон и гудок «Ревун». Да и не планировали мы встретить медведей у шумного Чуйского Тракта. И не встретили.
Зато мы видели орлов, сусликов и сурков, лису, лошадей, коров, коз и овец, а также всяческих собак. Хотя, они к дикой природе вряд ли относятся 😊
Отмечу, что кошек на Алтае почему-то маловато! Но я сам отвечу на этот вопрос чуть ниже…
В зоологическом зале был специальный «тактильный комод», где можно было открыть ящичек с мехом определенного зверя и потрогать его. Также в свободном для ощупывания доступе, присутствовали оленьи рога.
ЗАЛ БЫТА АЛТАЙЦЕВ
Мы гуляли по музею без экскурсии. Куда принесли ноги – тот зал и смотрели. Конечно, как в любом краеведческом музее, здесь был зал с «корытами да коромыслами». Так я его называю. То есть экспозиция, посвященная быту, как этнических, так и русских алтайцев.
Честно говоря, лично я не люблю рассматривать все эти конские упряжки, сани и полотенца – рушники. Поэтому данный зал для меня лично был не очень интересен. Но взгляд, конечно, привлекли различные иконы, церковная утварь и одеяния священников.
Здесь поясню, что алтайцы – это обобщенное понятие народностей, живущих в Горном Алтае. Это, как этнические алтайцы тюркских кровей, так и русские староверы, переселившиеся в эти места в 1898 году.
А ещё масса других народностей. Поэтому на Алтае культура смешанная. Да и сам Анохин, в честь которого назван музей («Эл» - по-алтайски), закончил церковное училище, но большую часть жизни изучал алтайский шаманизм.
В общем, рядом с православными иконами и Евангелием в серебряном окладе, соседствовал другой зал – по шаманизму. Вот он был очень интересен. Думаю, большинство тех, кто приходит сюда, желает попасть именно в тематику шаманов, как основную «тематическую» на Алтае.
Впрочем, из этого зала мне понравился «старинный рюкзак» - в виде берестяного плетеного короба. Легкий, держит форму, а что ещё надо для сбора грибов и ягод? Легкоходство - не новое изобретение 😊
ЗАЛ ШАМАНИЗМА
Если вы думаете, что шаманизм – это «отсебятина» по типу: «потопай-похлопай – побей в бубен», глубоко ошибаетесь.
Это древняя система представления мира. Именно за исследования такого толка г-н Анохин получил звание члена-корреспондента Академии Наук СССР. А там такими титулами просто так не разбрасываются!
Когда мы забрались на Семинский перевал, то встретили там алтайца. Тот, увидев вымпел с изображением Архангела Михаила на велосипеде, сказал: «Извините, но мы не православные, у нас другая религия. У нас у каждого дерева, речки или камня есть свой хозяин. А эти места священные, всё, что ни попросишь здесь – всё тебе будет, всё исполнится».
С одной стороны, можно подумать о наивности данного человека. А с другой, прочитав труд Анохина, понимаешь, насколько шаманизм сложен в своей конструкции. Своими словами я попытаюсь лишь немного обрисовать такое мировоззрение.
СУТЬ ШАМАНИЗМА
Алтайские шаманы, т.е. «Камы» видят человека, как вместилище души. Сама душа называется кут и она попадает в человека по велению «Бога» или «Матери-Земли», живущего на 4-м слое небесной сферы. Кут попадает в человека в виде красного червяка и развивается в зародыш. Когда человек вырастает, кут остаётся внутри и питает человека. Однако, кут может выйти из тела человека и превратиться в зулу. Зула в переводе с тюркского «огонек». Это «блуждающий вне тела» кут.
Большинство шаманских практик основаны на взаимодействии с кут’ом – зул’ой. Кут может выйти из тела из-за испуга или из-за особенностей человека. При этом сам человек не будет знать, что его кут вышел погулять 😊 Там на него в виде зул’ы, могут охотиться злые духи, а добрые могут «прибрать», чтобы сберечь и вернуть человеку.
Шаман может поймать jула и через вдувание в правое ухо, возвратить во владельца. Большая часть шаманских практик основана на таких верованиях. А также на выяснении, где находится «блуждающая душа», как она попала в такие обстоятельства и что сделать, чтобы вернуть её на место. Для этого шаман обращается к разным природным Духам, прося у них помощи и содействия.
Если вам интересно, найдите в сети книжку Анохина, она называется: «Душа и ее свойства по представлениям телеутов». А также можете посмотреть тематический фильм: «Не хороните меня без Ивана» (2022).
Понимая концепцию шаманизма, можно рассматривать музейный зал. Экспонаты приобретают не только эстетическую, но и смысловую нагрузку. Начинаешь ощущать шаманскую логику.
В тематическом зале присутствовало «всё, что надо». Как шаманские бубны, так и одеяния шаманов. А еще привлекли внимание «эмегендеры» (Старушки или женщины) - телеутские народные куклы.
Это такие небольшие текстильные куколки, которых дарили по случаю выхода дочери замуж или при рождении ребенка. Небольшие обереги, призванные оберегать младенцев от зла.
ЭМЕГЕНДЕРЫ – ОБЕРЕГИ
Есть легенда об эмегендерах. Она про дочку хана, которая любила своих кукол, кормила, холила и лелеяла, играя с ними. Когда она вышла замуж, забыла про кукол и однажды заболела. Тогда куклы приснились ей во сне с просьбой забрать их снова играть с ними.
Девушке привезли её кукол, сшили новую одёжку, и дочка хана выздоровела. С тех пор у телеутов есть традиция шить эмегендеров на благополучие. Обычно это делали старушки и пожилые женщины. Иногда они вкладывали внутрь что-то своё, тем самым обеспечивая «преемственность поколений».
НАЦИОНАЛЬНЫЕ КОСТЮМЫ И УКРАШЕНИЯ
Когда вошли в зал с национальными костюмами алтайцев, краем уха услышали экскурсовода.
Она рассказывала про алтайские женские украшения. Большинство из них делались из морских ракушек. И поскольку поблизости не было морей, ракушки привозили. Одну ракушку могли обменять на целого быка!
Чем больше ракушек было в украшении девушки, тем она считалась богаче и зажиточней. В некоторых украшениях частью конструкции были настоящие человеческие волосы.
Было любопытно рассматривать в музее всё, что связано с детством и младенчеством. Например, берестяные колыбели на кожаных шнурах.
Или детские погремушки, сделанные из костей животных.
По центру зала располагалась реконструкция домашнего убранства алтайцев и их национальные костюмы.
АЛТАЙСКОЕ ЖИЛИЩЕ
Алтайцы жили в пирамидальных домах, которые одни называли «аланчик», а другие «чадыр», что в переводе означает «шатёр».
Это кочевой конусообразный дом из жердей, поверх которых клали древесную бересту. В центре «чадыра» стоял очаг.
Правая сторона жилища считалась женской, левая – мужской. Женщины не могли заходить на территорию мужа, где у него хранились охотничьи снасти и конское снаряжение.
В «женской» стороне размещались предметы домашнего обихода. «Священным» был порог жилища. Нельзя было наступать на порог, это место считалось владениями «Хозяина жилища».
Если порог грязный – это «открытая дверь» для злых духов. А чистый порог сохранял благосостояние семьи. Прямо напротив входа по центру ставили сундук с приданным жены. Это самое почётное место в доме.
Поскольку алтайцы были кочевыми племенами, они не строили капитального жилья. Когда русские переселенцы начали строить первые бревенчатые избы на Алтае, местные относились к этому настороженно.
А потом стали подражать, делая стационарные дома из бревен и досок, но привычной им конусообразной формы. Так на Алтае появились аилы. Мы встречали их по пути.
В атриуме музея был представлен классический алтайский «чадыр». Помимо него, экспозиция посвящалась наскальным рисункам баранов, а также тюркским статуям, похожим на оленные камни.
ОЛЕННЫЕ КАМНИ
«Оленные» или «оленьи» камни встречались нам по пути дважды. Возле села Иня и за местом слияния Чуи и Катуни, чуть не доезжая до посёлка Иодро.
Суть этих изваяний до конца неизвестна. Некоторые считают их древними памятники выдающимся воинам, другие видят в оленных камнях предмет культа и поклонения.
Камень возле Иодро, находится прямо возле трассы Чуйского тракта. В святилище Адыр-Кан. Примечателен не только изображением оленей на нем, но и наскальными рисунками на стенах гор поблизости. Очевидно, что это был единый «оленный комплекс».
Здесь мы чувствовали «переизбыток информации». Как будто усиленно о чем-то думаешь и осмысляешь, но не напрягая свой мозг.
Мне почему-то провелась аналогия с дольменами Кавказа. Это небольшие «каменные избушки», созданные из массивных плит с высверленным на фронтоне отверстием, закрываемым каменной пробкой. До сих пор много гипотез, для чего нужны были дольмены. Но четкого ответа на этот вопрос нет.
Ощущения вблизи дольменов и оленных камней, лично для меня – схожие.
ЗАЛЫ НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ
Мы очень удивились, когда попали в зал, где выставлялись магнитолы и видеомагнитофоны 2000-х годов. Вот так, всего 20 лет прошло, а вещи уже в музее!
Конечно, как и в любом музее, здесь были экспозиции, посвященные Великой Отечественной Войне и в целом, советскому периоду. Знамена, пионеры - этот период Алтай не миновал.
ЗАЛЫ ЖИВОПИСИ
Когда мы были в Акташе, то разговорились с Александром – хозяином турбазы. Он же возил нас на Ретранслятор и Марс. «Почему-то художники у нас не приживаются» - сообщил он. «Но как же так?» - возразили мы – «Ведь невозможно не заниматься живописью в таких красотах?!».
Действительно, на Алтае не много профессиональных художников. Больше процветает ремесло или искусство на тему шаманизма. А вот живописные полотна мало кто пишет.
ХУДОЖНИК ГУРКИН Г.И.
Когда мы вошли в художественный зал музея, были удивлены обилием прекрасных живописных работ очень хорошего уровня. Картины принадлежали кисти Гуркина Григория Ивановича (1870-1937). Пожалуй, самого известного художника Алтая (разделяя пьедестал с Н.К. Рерихом).
Оказалось, что Григорий Гуркин, телеут, представитель рода Чорос, был учеником самого Шишкина и обучался изобразительному искусству в Санкт-Петербурге.
В 1896 году он познакомился с этнографом Андреем Анохиным, который убедил его развивать художественные навыки в петербургской академии.
В 1903 году Гуркин вернулся на родину и обосновался в селе Анос (Чемальский тракт). Там он женился, преподавал в школе и писал свои работы. Григорий Гуркин стал признанным сибирским пейзажистом. О чем явно и уверенно говорят его полотна.
К сожалению, судьба художника трагична. На фоне революции 1917 года, он высказывал смелые идеи по объединению земель «теле» в единую Республику.
За что был арестован сначала белогвардейцами, а во времена советской власти - расстрелян в 1937 году по обвинению в создании националистического сообщества и шпионаже в пользу Японии. Реабилитирован в 1956 году.
ХУДОЖНИК ВЛАДИМИР ЕЛЬНИКОВ
Уже собираясь на выход, мы посетили галерею ещё одного художника. Уже современного. А именно: Владимира Ельникова из Горно-Алтайска.
Среди пейзажей гор и рек, явно выделялась маленькая картина с православным монастырем. Было в ней что-то до боли знакомое. А когда подошли ближе, то прочитали: «Спасо-Яковлевский монастырь. Ростов Великий 2022». Это же наши родные места! И человек там был всего год назад. Это удивило.
Я специально не пишу личные ощущения от просмотренных галерей. Ведь живопись – дело вкусовое. Однако, хочу отметить с какой любовью живописцы показывали родные места. В работах Гуркина чувствовался «Дух Алтая», а у Ельникова – стремление показать идеальную природу этих мест, отобразить её «внутренний свет».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выйдя за порог музея, нас охватило торжественно чувство. Хотелось делиться эмоциями и впечатлениями об увиденном. Полученные сведения прекрасно наложились на наше путешествие по Чуйскому Тракту.
В начале статьи я обещал рассказать, почему музей лучше посещать ДО путешествия, чем после. Дело в том, что имея общее представление об Алтае и культуре алтайцев, можно более осмысленно ехать по пути.
Например, возле упомянутого оленного камня, близ села Иодро, меня посетили мысли, что: «Алтайцы слишком сильно привязаны к духам рек, гор, озер. Ведь Алтай – это нечто одно и общее, как Солнце».
А когда пришёл в музей, понял, что и до этого «уже додумались» в виде создания новой религии Бурханизма. Кстати, её приверженцем был художник Гуркин.
Бурханизм – или «ак jанг», переводится как «Белая вера». Учение зародилось в начале XX века. Если сказать проще, это «белый шаманизм», где отсутствуют кровавые ритуалы и взаимодействие с «тёмными духами». Религия исповедует единого бога Бурхана и чем-то напоминает христианство в перемешку с тибетским буддизмом. В ней есть свои «10 заповедей» - откровения «Великого Ойрота».
Эти «заповеди», на самом деле, не так уж безобидны, но многое объясняют на Алтае. Например, там есть призывы не курить табак и не рубить сырой лес. Не есть крови животных и не закалывать молодой скот. Не водить дружбу с русскими и использовать их как ресурс. А также, призывают убивать всех кошек и не пускать их к себе в юрту.
Вот и ответ на вопрос: «Почему на Алтае мало кошек!» 😊
В общем, религия эта, как выяснилось, не очень-то добрая. А скорее, националистическая. Вероятнее всего, её создавали для политического влияния. Тем не менее, до сих пор бурханизм на Алтае процветает. А вы, что думаете по этому поводу? Напишите в комментариях!
В общем, посетив музей, мы стали более отчетливо понимать Алтай. Стали лучше представлять, какие народы его населяют, какие у них взгляды. Почему алтайские сёла отличаются друг от друга. Что есть различия между этническими группами алтайцев, как минимум, южных и западных областей.
Но главное, ощутили на себе, что Алтай – это вместилище разных людей, верований и даже предрассудков.
Нет и не может быть единого мнения об Алтае. При этом сам Алтай, как живой организм, как существо, которое способно откликаться на просьбы – никуда не делся, что бы люди не творили в его пределах.
Он сам выбирает, кто ему угоден, а кто нет, вне зависимости от национальности.
Лично для нас несмотря на то, что мы – русские и далеко не «шаманисты», Алтай был благосклонным. Он пригласил нас и вёл по пути. Подсказывал, где остановиться на ночлег, посылая то внезапный резкий ветер, то дождь.
Он привёл на нужную турбазу в Акташе, где мы познакомились с нужными людьми. С ними дружим до сих пор. Он щадил нас, в конце концов, «подстилал подстилку» в виде внезапно спустившегося колеса на велосипеде, стоящего на крыльце. Чтобы это колесо не спустилось следующим днём, при поездке в Улаган. Да что уж говорить, много таких моментов было. И мы благодарны Алтаю за всё.
А когда уже сидели в самолёте, то взлетая, над аэропортом образовалась яркая радуга. Словно улыбка Алтая на прощание. Вот так.
Спасибо, друзья, что читали и смотрели наш поход. Надеемся, вам было интересно. Мы старались передать Его атмосферу и искренне желаем вам попасть на Алтай и ощутить всё то же самое, что и мы.
Вскоре будут новые статьи и видео про недавние зимние приключения в Крыму. Подписывайтесь, ставьте лайк, пишите комментарии! Благодарны вам.
С уважением, Андрей и Лена.
Канал велопутешествий и походов.
✨ ПРОДОЛЖЕНИЕ НЕ СЛЕДУЕТ :) АЛТАЙСКИЙ ПОХОД ЗАВЕРШЕН! ✨
С уважением, Андрей и Лена.
КАНАЛ ВЕЛОПУТЕШЕСТВИЙ И ПОХОДОВ
-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС!
▶ YOUTUBE: https://youtube.com/@velokanal
🔵 TELEGRAM: https://t.me/velo_kanal
🏩 INSTAGRAM: http://www.instagram.com/...nal
🎁 ДОНАТ И О НАС: https://dzen.ru/b/Y9vse-zBEGucbcV8