Найти в Дзене

Большая СТАТЬЯ ПРО АЛТАЙЦЕВ, шаманов и сувениры... Наш ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ на Алтае. МУЗЕЙ А.В. АНОХИНА в Горно-Алтайске. 25 часть велопохода

Оглавление

Итак, последний день в Горно-Алтайске. Несмотря на то, что поход подошёл к концу, статья будет насыщенной и длинной. В ней я расскажу о том, как мы ходили за сувенирами и что нашли. А также, как посетили этнографический музей.

Я дам небольшую историческую справку об экспонатах в музее и немного расскажу о верованиях алтайцев и их быте.
Музей Горно-Алтайска
Музей Горно-Алтайска
⚠️ Это 25-я часть велопохода на Алтай. И последняя. Продолжения не будет... Если вы читаете не с самого начала, предлагаем начать с 1-го выпуска, вот ссылка. Друзья, спасибо за содействие, лайки, комментарии!
Можете также посмотреть видео:

Всегда кажется, что музей – это скучно. Да и мы не из тех людей, которые любят «копаться в истории». Однако хотелось иметь общее представление об Алтае и местах, которые посетили. И если бы мы знали, что увидим в музее, то пошли бы в него ПЕРЕД ПОХОДОМ, а не после. И далее я расскажу почему.

АЛТАЙСКИЕ СУВЕНИРЫ

Горно-Алтайск очень уютный город. Здесь нет столичной напыщенности, а люди отзывчивые и доброжелательные. Но с сувенирами проблема.

Когда я был в 2009 году здесь, спросил у водителя – Игоря: «Где купить сувениры в Горно-Алтайске?». Тот, отмахиваясь рукой, невнятно промямлил: «А, это там… Есть у нас место. Короче, свожу вас!».

И реально, все забурились в машину, и он повез нас в Манжерок за 20 км от города! Теперь стало ясно, почему. Потому, что в самом городе их НЕГДЕ было купить.

Мы поинтересовались у хозяйки гостевого дома – Марины, где купить алтайские сувениры. Она задумалась и посоветовала крупный торговый центр. Мы взяли на заметку этот вариант, но отправились, по-старинке, на рынок.

Идём на рынок!
Идём на рынок!

Будучи в Крыму, мы всегда покупали сувениры там. Те же чаи в 1,5 раза дешевле. Не за чем переплачивать в сувенирных лавках на побережье. С Алтаем всё иначе. В торговых рядах сувениров не было. Точнее, был один закуток с едой: мёдом, орехами, конфетами, свечами и мылом, но это не то, что было нужно.

Дальше мы отправились в «модного вида» сувенирный магазин, где торговали футболками с алтайской символикой, авторскими украшениями и мылом.

Магазин сувениров на Алтае
Магазин сувениров на Алтае

Купили там две пачки чая за 350 рублей, а потом оказалось, что в другом месте точно такой же за 280. В общем, в этом магазине было всякое «дорогое рукоделие», куча «авторского мыла», а нам хотелось найти что-то этнически-алтайское. И желательно, без наценок.

Последний вариант – торговый центр по совету Марины. Там действительно, обнаружили богатый ассортимент.

Вход  в торговый центр
Вход в торговый центр

Чего только не было: амулеты, талисманы, подвески, магниты, карты, водочные стопки. На алтайскую тему и без неё.

«А что у вас чаще всего покупают?» - поинтересовался я у продавщицы. «Ой, знаете, ВСЁ, берут ВСЁ!» - воодушевленно ответила она.

Лене приглянулся магнитик в виде деревенского окошка с открывающимися створками. На нем было написано: «Открывай Горный Алтай». Раздвигаешь створки, а там фотография природы Алтая.

Не очень красивая картинка композиционно, но я решил, что в будущем можно заменить на свою. Интересный сувенир!

Купили шоколадных конфет, а ещё магнитик в виде головы горного козла (Китай, конечно, но что поделать…), ну и всякого по мелочи. Средняя стоимость сувенира 150-200 рублей.

МУЗЕЙ А.В. АНОХИНА В ГОРНО-АЛТАЙСКЕ

Довольные и с чувством выполненного долга, отправились в музей.

Столицу Алтая облагораживали – клали плитку, делали траншеи под электрическую разводку фонарей. В общем, работа кипела и это радовало.

Вот кинотеатр «Голубой Алтай» в виде избы.

А напротив, причудливое здание с крышей в виде куполов. Центр пчеловодства!

Центр пчеловодства!
Центр пчеловодства!

Наконец, нашему взору открылось массивное здание с символом оленя на фронтоне. Это и был национальный музей Республики Алтай имени А.В. Анохина.

Вход в музей имени А.В. Анохина, Горно-Алтайск, июль 2023
Вход в музей имени А.В. Анохина, Горно-Алтайск, июль 2023

Мой тёзка – Андрей Викторович Анохин родился в Тамбовской губернии в 1869 году и умер в 1931 на Алтае. Обучался в училище церковного пения в Петербурге, затем преподавал музыкальные дисциплины в Томске и даже руководил хором архиерейского кафедрального собора. «А при чём тут Алтай» - спросите вы?

Анохин А.В. - этнограф
Анохин А.В. - этнограф

Дело в том, что Андрей Анохин стал этнографом. В 1908-1909 годах совершил экспедицию в Туву, Хакасию, Монголию и Горный Алтай. Затем с 1910 года собирал этнографический материал Средней и Восточной Азии.

За исследования верований южных алтайцев ему присвоили статус члена – корреспондента Академии Наук СССР.

Он сделал очень много по исследованию Алтая, вот почему музей его имени.

Музейный холл
Музейный холл

МУМИЯ «АЛТАЙСКОЙ ПРИНЦЕССЫ» И ЭКСПОЗИЦИЯ ПО ПЛАТО УКОК

Главный «экспонат» — это мумия «алтайской принцессы». Хорошо – сохранившиеся останки женщины, найденной на Плато Укок в 1993 году.

Зал по плато Укок
Зал по плато Укок

Она умерла и была захоронена примерно 2250 лет назад.

Принцесса укок, реконструкция по черепу
Принцесса укок, реконструкция по черепу

Вокруг мумии сложилась масса легенд. Некоторые алтайцы связывают её извлечение из усыпальницы с сильным землетрясением, случившимся на Алтае в 2003 году. Они считают, что принцесса охраняла вход в мир мёртвых.

Фотография работы с мумией в захоронении Ак-Алаха 3, 1993 год.
Фотография работы с мумией в захоронении Ак-Алаха 3, 1993 год.

А когда забрали её тело, «червоточина между мирами», осталась открытой. Масса людей была за то, чтобы вернуть останки туда, где взяли. Считалось, что только в этом случае, «мост между мирами» закроется.

Мумия принцессы Укок - стенд в музее
Мумия принцессы Укок - стенд в музее

К сожалению, на мумию посмотреть не удалось, поскольку её выставляли только в определенные дни и часы.

Плато Укок (фото из интернет)
Плато Укок (фото из интернет)

Мы на это время не попали, зато увидели реконструкцию погребения.

Реконструкция погребения принцессы Укок в музее Горно-Алтайска
Реконструкция погребения принцессы Укок в музее Горно-Алтайска

Что сказать? Хоронили «шикарно», умертвляли лошадей. Сам «мертвец – при параде», в самом лучшем одеянии. Вместо гроба – обтекаемый деревянный саркофаг.

Одна из самых ценных находок – войлочные попоны и ковры из шерсти. Эти предметы пазырыкской культуры – чуть ли не единственные на Земле с таким сроком давности.

В шерстяном рукоделии и войлоковалянии всегда упоминают найденные на Укоке алтайские шерстяные ковры.

Так выглядели пазырыкские лошади
Так выглядели пазырыкские лошади

С 2005 года Плато Укок объявлено «зоной покоя» - особо охраняемым природным местом в том виде, каким оно дошло до наших дней.

Здесь запрещена охота и любая хозяйственная деятельность, нарушающая экосистему. Плато находится на высоте 2200-2500 метров над уровнем моря. А над ним возвышаются 500-600-метровые хребты гор.

Раскопки на плато Укок
Раскопки на плато Укок

Здесь не только дикая природа, но и масса курганов и захоронений. Благодаря вечной мерзлоте, некоторые захоронения, как в случае с «алтайской принцессой», прекрасно сохранились.

ДОИСТОРИЧЕСКАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ И ВЕРОВАНИЯ АЛТАЙЦЕВ

Меня интересовала не столько мумия принцессы, сколько динозавры. Будучи в краеведческих музеях, мне всегда интересны палеонтологические находки.

Кости динозавров в музее Горно-Алтайска
Кости динозавров в музее Горно-Алтайска

Собственно говоря, ответ на вопрос был в первом же зале экспозиции. На Алтае обитали мамонты, древние носороги, по крайней мере бивни были найдены. А в целом, не так-то и много доисторических животных.

Пока я разглядывал окаменелости, увидел Лену, рыдающую в углу. «Чего слезы льем?» - обратился я к ней. «Не знаю, это так красиво и видно, что люди любят свой край, так заботятся о нем» - ответила она.

-27

Хотя, я думаю, причина слёз была в ином. Алтай так глубоко проник в наши души, что не хотелось его никуда отпускать. Мы понимали, что сказка закончилась и предстоит долгая разлука. Выставочные экспозиции лишь напоминали о неизбежном и затрагивали струны трепетной души.

Мы благодарили Бога за то, что он позволил нам почувствовать Алтай, его Суть, а не просто «съездить» ради развлечения.

Люди каменного века
Люди каменного века

Многие люди за тем и едут на Алтай, выискивая какую-то мистику или эзотерику, желая встретить личных гуру - шаманов или получить духовные озарения.

Нам всё это не было нужно, потому что, на наш взгляд, это то место, где не надо ничего искать – оно само найдёт тебя, если ты для этого открыт.

Древние племена на Алтае
Древние племена на Алтае

Мы рассматривали экспонаты с Улаганского перевала. Видели фотографии ленточек, которые алтайцы вяжут на деревья, чтобы попросить благополучия для себя или своей семьи у духов рода или покровителей лесов, гор и рек.

Ритуальные ленточки алтайцев
Ритуальные ленточки алтайцев

Они называются Дьалама или Кыйра. Длина лент строго регламентируется, она не должна быть короче 50 см. А цвета исключительно: белые, голубые или желтые. Белый – цвет чистоты, молока, заснеженных вершин. Голубой – цвет неба и рек, желтый – цвет Солнца. Немаловажен состав: используют только хлопчатобумажную ткань.

Ленты на Улаганском перевале
Ленты на Улаганском перевале

Мы видели на деревьях, как глупые туристы, подражая алтайцам, вязали одноразовые белые салфетки. Видимо, тоже хотели «получить благословление духов». 😊

Когда мы были на перевале Карасук, то читали информационное табло. Там было напутствие «горе-туристам», которые не понимают алтайских верований.

Им было сказано: «Если не знаете или не уверены, как и что лучше делать – не делайте ничего». Как видите, некоторые пренебрегли советом.

Серьезно, ритуальные ленты делают только из новой ткани, причем край сжигают в очаге. А ещё они освящаются дымом можжевельника. Для алтайцев повесить ленточку на дерево – то же самое, что для православных поставить свечку к иконе.

Ленточки на Улаганском перевале
Ленточки на Улаганском перевале

«Помнишь, мы здесь были?» - обратилась ко мне Лена, показывая на фотографию Улаганского перевала, где все деревья были увешаны белыми лентами.

Фото Улагана
Фото Улагана

«Конечно помню, Улаган вообще оставил самое удивительное и непередаваемое ощущение. Это Сердце Алтая!» - ответил я.

Улаган
Улаган

Ленточки мы нигде не вязали. Но сложилось ощущение, будто Алтай хотел, чтобы мы сделали это. Поэтому он забирал от меня, сперва микрофибровое полотенце, утерянное где-то возле поселка Нефтебаза.

Либо отнимал велоперчатку у водопада Ширлак на Чуйском тракте. А в завершение, забрал телефон на спуске с Верх-Бийского перевала! 😊 Так случилось.

Общий вид "геологически - природного" зала
Общий вид "геологически - природного" зала

Интересно было посмотреть на экспонаты, посвященные Манжерок'у. Мимо него мы ехали в первый день велопутешествия. Оказалось, что в озере этого места, растут особого вида растения, семена которых выглядят так:

Семена диковинные
Семена диковинные

Да, похоже, на велосипеде туда лучше не ехать :)

ЗООЛОГИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ

Следующий зал, который мы посетили – зоологический. В нем была представлена фауна Алтая. Чучела лосей, маралов, медведей, куниц, зайцев, лис и других зверей. Также были рыбы и птицы.

Чучела зверей в Горно-Алтайском музее имени А. В. Анохина
Чучела зверей в Горно-Алтайском музее имени А. В. Анохина

Алтай всегда ассоциируется с медведями, потому что они здесь есть. И немало. Встреча с медведем – ситуация малоприятная. Однако, в отличие от Ергаки в Красноярском крае, смертельных случаев нападения медведей на человека в последние годы не зафиксировано.

Медведь в музее Горно-Алтайска
Медведь в музее Горно-Алтайска

Как сказал один турист из Сургута, встретившийся нам по дороге: «Медведи здесь пугливые, я 16 лет хожу, вижу свежий след, даже вода скопилась, а медведя нет».

С другой стороны, будучи в гостинице в Акташе, мы разговорились с работницей турбазы Зоей. «Но ведь у вас не было нападения медведей?» - спросил я. «Как не было? Вот в том году, мужик пошёл шишку собирать на вот эту гору, там медведь на него и набросился. Прокусил рюкзак. Слава Богу, там была бутылка с газировкой, она зашипела, медведь испугался и убежал» - ответила Зоя.

Медведь - чучело в музее Горно-Алтайска
Медведь - чучело в музее Горно-Алтайска

Также я слышал историю о том, как медведи спустились к лагерю МЧС в Аккемской долине у подножия Белухи. Вот чего-чего, а медведей там с роду не было! Просторы открытые и обрамленные горами, откуда там взялись медведи?

Для защиты от косолапых у нас с собой был только перцовый баллон и гудок «Ревун». Да и не планировали мы встретить медведей у шумного Чуйского Тракта. И не встретили.

Медведи - чучела
Медведи - чучела

Зато мы видели орлов, сусликов и сурков, лису, лошадей, коров, коз и овец, а также всяческих собак. Хотя, они к дикой природе вряд ли относятся 😊

Олени - маралы
Олени - маралы

Отмечу, что кошек на Алтае почему-то маловато! Но я сам отвечу на этот вопрос чуть ниже…

В зоологическом зале был специальный «тактильный комод», где можно было открыть ящичек с мехом определенного зверя и потрогать его. Также в свободном для ощупывания доступе, присутствовали оленьи рога.

ЗАЛ БЫТА АЛТАЙЦЕВ

Мы гуляли по музею без экскурсии. Куда принесли ноги – тот зал и смотрели. Конечно, как в любом краеведческом музее, здесь был зал с «корытами да коромыслами». Так я его называю. То есть экспозиция, посвященная быту, как этнических, так и русских алтайцев.

Честно говоря, лично я не люблю рассматривать все эти конские упряжки, сани и полотенца – рушники. Поэтому данный зал для меня лично был не очень интересен. Но взгляд, конечно, привлекли различные иконы, церковная утварь и одеяния священников.

Здесь поясню, что алтайцы – это обобщенное понятие народностей, живущих в Горном Алтае. Это, как этнические алтайцы тюркских кровей, так и русские староверы, переселившиеся в эти места в 1898 году.

А ещё масса других народностей. Поэтому на Алтае культура смешанная. Да и сам Анохин, в честь которого назван музей («Эл» - по-алтайски), закончил церковное училище, но большую часть жизни изучал алтайский шаманизм.

В общем, рядом с православными иконами и Евангелием в серебряном окладе, соседствовал другой зал – по шаманизму. Вот он был очень интересен. Думаю, большинство тех, кто приходит сюда, желает попасть именно в тематику шаманов, как основную «тематическую» на Алтае.

Берестяной короб
Берестяной короб

Впрочем, из этого зала мне понравился «старинный рюкзак» - в виде берестяного плетеного короба. Легкий, держит форму, а что ещё надо для сбора грибов и ягод? Легкоходство - не новое изобретение 😊

ЗАЛ ШАМАНИЗМА

Если вы думаете, что шаманизм – это «отсебятина» по типу: «потопай-похлопай – побей в бубен», глубоко ошибаетесь.

Это древняя система представления мира. Именно за исследования такого толка г-н Анохин получил звание члена-корреспондента Академии Наук СССР. А там такими титулами просто так не разбрасываются!

Зал по шаманизму в музее Горно-Алтайска
Зал по шаманизму в музее Горно-Алтайска

Когда мы забрались на Семинский перевал, то встретили там алтайца. Тот, увидев вымпел с изображением Архангела Михаила на велосипеде, сказал: «Извините, но мы не православные, у нас другая религия. У нас у каждого дерева, речки или камня есть свой хозяин. А эти места священные, всё, что ни попросишь здесь – всё тебе будет, всё исполнится».

Одеяние шамана
Одеяние шамана

С одной стороны, можно подумать о наивности данного человека. А с другой, прочитав труд Анохина, понимаешь, насколько шаманизм сложен в своей конструкции. Своими словами я попытаюсь лишь немного обрисовать такое мировоззрение.

СУТЬ ШАМАНИЗМА

Алтайские шаманы, т.е. «Камы» видят человека, как вместилище души. Сама душа называется кут и она попадает в человека по велению «Бога» или «Матери-Земли», живущего на 4-м слое небесной сферы. Кут попадает в человека в виде красного червяка и развивается в зародыш. Когда человек вырастает, кут остаётся внутри и питает человека. Однако, кут может выйти из тела человека и превратиться в зулу. Зула в переводе с тюркского «огонек». Это «блуждающий вне тела» кут.

Духи - покровители
Духи - покровители

Большинство шаманских практик основаны на взаимодействии с кут’ом – зул’ой. Кут может выйти из тела из-за испуга или из-за особенностей человека. При этом сам человек не будет знать, что его кут вышел погулять 😊 Там на него в виде зул’ы, могут охотиться злые духи, а добрые могут «прибрать», чтобы сберечь и вернуть человеку.

Принадлежности шаманов
Принадлежности шаманов

Шаман может поймать jула и через вдувание в правое ухо, возвратить во владельца. Большая часть шаманских практик основана на таких верованиях. А также на выяснении, где находится «блуждающая душа», как она попала в такие обстоятельства и что сделать, чтобы вернуть её на место. Для этого шаман обращается к разным природным Духам, прося у них помощи и содействия.

Шаманское одеяние
Шаманское одеяние

Если вам интересно, найдите в сети книжку Анохина, она называется: «Душа и ее свойства по представлениям телеутов». А также можете посмотреть тематический фильм: «Не хороните меня без Ивана» (2022).

Шаманский бубен
Шаманский бубен

Понимая концепцию шаманизма, можно рассматривать музейный зал. Экспонаты приобретают не только эстетическую, но и смысловую нагрузку. Начинаешь ощущать шаманскую логику.

Комус или по-нашему "Варган" - музыкальный щипковый инструмент алтайцев
Комус или по-нашему "Варган" - музыкальный щипковый инструмент алтайцев

В тематическом зале присутствовало «всё, что надо». Как шаманские бубны, так и одеяния шаманов. А еще привлекли внимание «эмегендеры» (Старушки или женщины) - телеутские народные куклы.

Эмегендеры - обереги
Эмегендеры - обереги
Это такие небольшие текстильные куколки, которых дарили по случаю выхода дочери замуж или при рождении ребенка. Небольшие обереги, призванные оберегать младенцев от зла.

ЭМЕГЕНДЕРЫ – ОБЕРЕГИ

Есть легенда об эмегендерах. Она про дочку хана, которая любила своих кукол, кормила, холила и лелеяла, играя с ними. Когда она вышла замуж, забыла про кукол и однажды заболела. Тогда куклы приснились ей во сне с просьбой забрать их снова играть с ними.

Обряд кормления "эмэгэндер" у телеутов
Обряд кормления "эмэгэндер" у телеутов

Девушке привезли её кукол, сшили новую одёжку, и дочка хана выздоровела. С тех пор у телеутов есть традиция шить эмегендеров на благополучие. Обычно это делали старушки и пожилые женщины. Иногда они вкладывали внутрь что-то своё, тем самым обеспечивая «преемственность поколений».

НАЦИОНАЛЬНЫЕ КОСТЮМЫ И УКРАШЕНИЯ

Когда вошли в зал с национальными костюмами алтайцев, краем уха услышали экскурсовода.

Она рассказывала про алтайские женские украшения. Большинство из них делались из морских ракушек. И поскольку поблизости не было морей, ракушки привозили. Одну ракушку могли обменять на целого быка!

Чем больше ракушек было в украшении девушки, тем она считалась богаче и зажиточней. В некоторых украшениях частью конструкции были настоящие человеческие волосы.

Было любопытно рассматривать в музее всё, что связано с детством и младенчеством. Например, берестяные колыбели на кожаных шнурах.

Берестяная младенческая колыбель
Берестяная младенческая колыбель

Или детские погремушки, сделанные из костей животных.

Детские погремушки из костей
Детские погремушки из костей

По центру зала располагалась реконструкция домашнего убранства алтайцев и их национальные костюмы.

Алтайцы в аиле
Алтайцы в аиле

АЛТАЙСКОЕ ЖИЛИЩЕ

Алтайцы жили в пирамидальных домах, которые одни называли «аланчик», а другие «чадыр», что в переводе означает «шатёр».

Алтайский дом - аланчик или чадыр (в центре зала)
Алтайский дом - аланчик или чадыр (в центре зала)

Это кочевой конусообразный дом из жердей, поверх которых клали древесную бересту. В центре «чадыра» стоял очаг.

Интерьер алтайского жилища
Интерьер алтайского жилища

Правая сторона жилища считалась женской, левая – мужской. Женщины не могли заходить на территорию мужа, где у него хранились охотничьи снасти и конское снаряжение.

Чадыр (фото из интернет)
Чадыр (фото из интернет)

В «женской» стороне размещались предметы домашнего обихода. «Священным» был порог жилища. Нельзя было наступать на порог, это место считалось владениями «Хозяина жилища».

Аил в селе Тюнгур
Аил в селе Тюнгур

Если порог грязный – это «открытая дверь» для злых духов. А чистый порог сохранял благосостояние семьи. Прямо напротив входа по центру ставили сундук с приданным жены. Это самое почётное место в доме.

Поскольку алтайцы были кочевыми племенами, они не строили капитального жилья. Когда русские переселенцы начали строить первые бревенчатые избы на Алтае, местные относились к этому настороженно.

Чадыр на Алтае (фото из интернет)
Чадыр на Алтае (фото из интернет)

А потом стали подражать, делая стационарные дома из бревен и досок, но привычной им конусообразной формы. Так на Алтае появились аилы. Мы встречали их по пути.

Аил недалеко от Улагана
Аил недалеко от Улагана

В атриуме музея был представлен классический алтайский «чадыр». Помимо него, экспозиция посвящалась наскальным рисункам баранов, а также тюркским статуям, похожим на оленные камни.

Алтайский чадыр
Алтайский чадыр

ОЛЕННЫЕ КАМНИ

«Оленные» или «оленьи» камни встречались нам по пути дважды. Возле села Иня и за местом слияния Чуи и Катуни, чуть не доезжая до посёлка Иодро.

Оленные камни близ села Иня
Оленные камни близ села Иня

Суть этих изваяний до конца неизвестна. Некоторые считают их древними памятники выдающимся воинам, другие видят в оленных камнях предмет культа и поклонения.

Камень возле Иодро, находится прямо возле трассы Чуйского тракта. В святилище Адыр-Кан. Примечателен не только изображением оленей на нем, но и наскальными рисунками на стенах гор поблизости. Очевидно, что это был единый «оленный комплекс».

Здесь мы чувствовали «переизбыток информации». Как будто усиленно о чем-то думаешь и осмысляешь, но не напрягая свой мозг.

Мне почему-то провелась аналогия с дольменами Кавказа. Это небольшие «каменные избушки», созданные из массивных плит с высверленным на фронтоне отверстием, закрываемым каменной пробкой. До сих пор много гипотез, для чего нужны были дольмены. Но четкого ответа на этот вопрос нет.

Дольмен, г. Геленджик, Краснодарский край
Дольмен, г. Геленджик, Краснодарский край

Ощущения вблизи дольменов и оленных камней, лично для меня – схожие.

ЗАЛЫ НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ

Мы очень удивились, когда попали в зал, где выставлялись магнитолы и видеомагнитофоны 2000-х годов. Вот так, всего 20 лет прошло, а вещи уже в музее!

Конечно, как и в любом музее, здесь были экспозиции, посвященные Великой Отечественной Войне и в целом, советскому периоду. Знамена, пионеры - этот период Алтай не миновал.

ЗАЛЫ ЖИВОПИСИ

Когда мы были в Акташе, то разговорились с Александром – хозяином турбазы. Он же возил нас на Ретранслятор и Марс. «Почему-то художники у нас не приживаются» - сообщил он. «Но как же так?» - возразили мы – «Ведь невозможно не заниматься живописью в таких красотах?!».

Действительно, на Алтае не много профессиональных художников. Больше процветает ремесло или искусство на тему шаманизма. А вот живописные полотна мало кто пишет.

Художник Чорос - Гуркин (фото из интернет)
Художник Чорос - Гуркин (фото из интернет)

ХУДОЖНИК ГУРКИН Г.И.

Когда мы вошли в художественный зал музея, были удивлены обилием прекрасных живописных работ очень хорошего уровня. Картины принадлежали кисти Гуркина Григория Ивановича (1870-1937). Пожалуй, самого известного художника Алтая (разделяя пьедестал с Н.К. Рерихом).

Бюст художника Гуркина Г. И. в музее Горно-Алтайска
Бюст художника Гуркина Г. И. в музее Горно-Алтайска

Оказалось, что Григорий Гуркин, телеут, представитель рода Чорос, был учеником самого Шишкина и обучался изобразительному искусству в Санкт-Петербурге.

В 1896 году он познакомился с этнографом Андреем Анохиным, который убедил его развивать художественные навыки в петербургской академии.

Работа Гуркина Г. И.
Работа Гуркина Г. И.

В 1903 году Гуркин вернулся на родину и обосновался в селе Анос (Чемальский тракт). Там он женился, преподавал в школе и писал свои работы. Григорий Гуркин стал признанным сибирским пейзажистом. О чем явно и уверенно говорят его полотна.

Пейзаж Гуркина Г. И.
Пейзаж Гуркина Г. И.

К сожалению, судьба художника трагична. На фоне революции 1917 года, он высказывал смелые идеи по объединению земель «теле» в единую Республику.

За что был арестован сначала белогвардейцами, а во времена советской власти - расстрелян в 1937 году по обвинению в создании националистического сообщества и шпионаже в пользу Японии. Реабилитирован в 1956 году.

ХУДОЖНИК ВЛАДИМИР ЕЛЬНИКОВ

Уже собираясь на выход, мы посетили галерею ещё одного художника. Уже современного. А именно: Владимира Ельникова из Горно-Алтайска.

Художник Владимир Ельников, Горно-Алтайск
Художник Владимир Ельников, Горно-Алтайск

Среди пейзажей гор и рек, явно выделялась маленькая картина с православным монастырем. Было в ней что-то до боли знакомое. А когда подошли ближе, то прочитали: «Спасо-Яковлевский монастырь. Ростов Великий 2022». Это же наши родные места! И человек там был всего год назад. Это удивило.

Спасо-Яковлевский монастырь. г. Ростов Великий 2022. Художник Владимир Ельников
Спасо-Яковлевский монастырь. г. Ростов Великий 2022. Художник Владимир Ельников

Я специально не пишу личные ощущения от просмотренных галерей. Ведь живопись – дело вкусовое. Однако, хочу отметить с какой любовью живописцы показывали родные места. В работах Гуркина чувствовался «Дух Алтая», а у Ельникова – стремление показать идеальную природу этих мест, отобразить её «внутренний свет».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выйдя за порог музея, нас охватило торжественно чувство. Хотелось делиться эмоциями и впечатлениями об увиденном. Полученные сведения прекрасно наложились на наше путешествие по Чуйскому Тракту.

Выход из музея
Выход из музея
В начале статьи я обещал рассказать, почему музей лучше посещать ДО путешествия, чем после. Дело в том, что имея общее представление об Алтае и культуре алтайцев, можно более осмысленно ехать по пути.

Например, возле упомянутого оленного камня, близ села Иодро, меня посетили мысли, что: «Алтайцы слишком сильно привязаны к духам рек, гор, озер. Ведь Алтай – это нечто одно и общее, как Солнце».

А когда пришёл в музей, понял, что и до этого «уже додумались» в виде создания новой религии Бурханизма. Кстати, её приверженцем был художник Гуркин.

Бурханизм на Алтае
Бурханизм на Алтае

Бурханизм – или «ак jанг», переводится как «Белая вера». Учение зародилось в начале XX века. Если сказать проще, это «белый шаманизм», где отсутствуют кровавые ритуалы и взаимодействие с «тёмными духами». Религия исповедует единого бога Бурхана и чем-то напоминает христианство в перемешку с тибетским буддизмом. В ней есть свои «10 заповедей» - откровения «Великого Ойрота».

Рисунок из галереи
Рисунок из галереи

Эти «заповеди», на самом деле, не так уж безобидны, но многое объясняют на Алтае. Например, там есть призывы не курить табак и не рубить сырой лес. Не есть крови животных и не закалывать молодой скот. Не водить дружбу с русскими и использовать их как ресурс. А также, призывают убивать всех кошек и не пускать их к себе в юрту.

Вот и ответ на вопрос: «Почему на Алтае мало кошек!» 😊

В общем, религия эта, как выяснилось, не очень-то добрая. А скорее, националистическая. Вероятнее всего, её создавали для политического влияния. Тем не менее, до сих пор бурханизм на Алтае процветает. А вы, что думаете по этому поводу? Напишите в комментариях!

Н.К. Рерих - работа художника С.К. Янсон 1996 г.
Н.К. Рерих - работа художника С.К. Янсон 1996 г.

В общем, посетив музей, мы стали более отчетливо понимать Алтай. Стали лучше представлять, какие народы его населяют, какие у них взгляды. Почему алтайские сёла отличаются друг от друга. Что есть различия между этническими группами алтайцев, как минимум, южных и западных областей.

Но главное, ощутили на себе, что Алтай – это вместилище разных людей, верований и даже предрассудков.

Нет и не может быть единого мнения об Алтае. При этом сам Алтай, как живой организм, как существо, которое способно откликаться на просьбы – никуда не делся, что бы люди не творили в его пределах.

Он сам выбирает, кто ему угоден, а кто нет, вне зависимости от национальности.

Лично для нас несмотря на то, что мы – русские и далеко не «шаманисты», Алтай был благосклонным. Он пригласил нас и вёл по пути. Подсказывал, где остановиться на ночлег, посылая то внезапный резкий ветер, то дождь.

Перевал Кату-Ярык, июнь 2023
Перевал Кату-Ярык, июнь 2023

Он привёл на нужную турбазу в Акташе, где мы познакомились с нужными людьми. С ними дружим до сих пор. Он щадил нас, в конце концов, «подстилал подстилку» в виде внезапно спустившегося колеса на велосипеде, стоящего на крыльце. Чтобы это колесо не спустилось следующим днём, при поездке в Улаган. Да что уж говорить, много таких моментов было. И мы благодарны Алтаю за всё.

А когда уже сидели в самолёте, то взлетая, над аэропортом образовалась яркая радуга. Словно улыбка Алтая на прощание. Вот так.

Радуга, напоследок в дар от Алтая
Радуга, напоследок в дар от Алтая

Спасибо, друзья, что читали и смотрели наш поход. Надеемся, вам было интересно. Мы старались передать Его атмосферу и искренне желаем вам попасть на Алтай и ощутить всё то же самое, что и мы.

Домой!
Домой!

Вскоре будут новые статьи и видео про недавние зимние приключения в Крыму. Подписывайтесь, ставьте лайк, пишите комментарии! Благодарны вам.

С уважением, Андрей и Лена.

Канал велопутешествий и походов.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НЕ СЛЕДУЕТ :) АЛТАЙСКИЙ ПОХОД ЗАВЕРШЕН!

С уважением, Андрей и Лена.

КАНАЛ ВЕЛОПУТЕШЕСТВИЙ И ПОХОДОВ

-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС!

▶ YOUTUBE: https://youtube.com/@velokanal

🔵 TELEGRAM: https://t.me/velo_kanal

🏩 INSTAGRAM: http://www.instagram.com/...nal

🎁 ДОНАТ И О НАС: https://dzen.ru/b/Y9vse-zBEGucbcV8