Захар давно собирался забежать на шахтную конюшню, – Анютку проведать, заодно посмотреть, как Огонёк поживает: для Огонька приберёг Захар кусочки колотого сахара и морковку.
А ещё намеревался Захар поговорить с Анюткой… Ладно, – с тем, что бабы в посёлке про Анютку и инженера болтают… Да и от Настюхиных слов отмахнулся:
-Язык прикуси.
Но Захар и сам заметил, что инженер Колядин заходит на конюшню… Недавно увидел, как Владимир Михайлович взял Анюту за руку, как смотрел на неё… и что-то негромко говорил. А Анютка не поднимала на него глаз, и лицо её полыхало.
Кто ж говорит: инженер Колядин – мужик хороший. Считай, каждый день с шахтёрами рядом уголёк рубит, – такого и не слыхивали, чтоб горный инженер сам за обушок брался. И выработки знает, – как свой родной двор.
А ещё увидел Захарка, как Пантелей Савельевич, молчаливый и суровый забойщик, отвернулся и быстро провёл по глазам рукавом рубахи: мужики тогда курили и говорили о сыновьях погибшего три года назад шахтёра Макара Иванютина. Инженер Колядин добился, чтоб мальчишек, всех троих, отправили учиться в Горное училище, – за счёт казны, на полное содержание. Владимир Михайлович, когда в городе бывает, непременно проведывает ребят. А на днях Матрёна Афанасьевна, вдова Иванютина, заходила к Захаровой матери, рассказывала: распорядился Колядин, чтоб в доме крышу починили… Ещё и сказал, что сам проверит, как работа выполнена.
А самым важным для Захара было то, что инженер коней любит. Никогда не обижает их. Захар сам не раз видел: Владимир Михайлович, ровно поселковый мальчишка, приносит на конюшню лакомства – сахар и хлебные горбушки с солью. С ладони кормит коней и радуется, – по-мальчишески. Как-то обнял Лазорика за шею, прижался лицом к его морде… Лазорик вздохнул и положил голову на плечо Колядину.
Лазорик, хоть и молодой конь, а неказистым вышел. Слаб, – от рождения: думали, не выживет рыжий жеребёнок. Да Гордей Иванович с Анюткой выходили его, – случалось, по ночам, с шахтёрской лампой, приходили на конюшню проведать Лазорика. А сейчас Колядин велел не запрягать его в тяжёлую работу…
Но то, как Владимир Михайлович смотрит на Анютку, Захару решительно не нравилось…
Впервые Захар увидел Анютку, когда она едва научилась ходить. Сам он был тремя годами старше, и однажды, с хворостинкой в руках, отправился на берег – гусей проведать: не хозяин он, что ли!.. Анютку не сразу заметил, а она смело потопала за ним на самый берег. Огромный и злющий белый гусак Буран вытянул шею и двинулся к девчонке. А малая ничуть не испугалась, – засмеялась и обняла гусака за шею. Гусак оторопел… И Захарка оторопел: в глазах девчонки небушко всколыхнулось, – синее-синее, ласковое такое. А девчонка была такой маленькой, что Захару захотелось жалеть её… и защищать, – чтоб никто не вздумал обидеть её, как вот, было, гусак Буран собирался…
Анютка так понравилась Захарке, что он очень серьёзно попросил свою маманюшку:
- Давай её себе оставим, маманюшка. Пусть она у нас живёт. Я её жалеть буду.
У Захара сестры не было, – были лишь два старших брата, Платон и Егор. Маманюшка прижала Захарку к себе, в макушечку поцеловала:
- Хороший мой!.. Так у Анютки своя маманюшка есть. И она плакать станет, ежели мы Анютку себе заберём.
А батянечка улыбнулся:
- Давай мы, Захарушка, Анютку домой отведём. А сами попросим маманюшку нашу, чтоб она тебе сестрицу родила, а мне – дочушку.
Только не вышла сестрица: к следующей осени маманюшка родила ещё одного мальчишку, Матвеюшку. Захар очень полюбил маленького брата. И решил, что сестрицею своею будет звать Анютку.
Про них говорили: жених и невеста… А они были – брат и сестра.
Теперь они с Анютой выросли, но Захар по-прежнему считает её своей сестрою, – тем более, что братьев у Анютки нет: кто ж защитит её!..
А не нравилось Захару, как инженер Колядин смотрит на Анютку, – так это просто: ну, какой Владимир Михайлович жених для Анюты! И Анютка, – разве невеста инженеру! Колядину барышня нужна, – в красивых и дорогих платьях, с причёской модною… а не с растрёпанною косой, как у Анютки. Однажды Захар услышал, как Владимир Михайлович разговаривает с женою приехавшего из Питера инспектора Горного Департамента… Анютка говорит совсем по-другому… И – о другом: о травяном отваре, чтоб обработать рану Огонька, о весёлой кобыле Мальве и её жеребёнке Лютике… о спеющих грушах-дичках в балке за Ивановым курганом…
Догадывался Захар, что Анюта полюбила Владимира Михайловича. А после случайно услышанного разговора Колядина с этой Лидией Арсеньевной, женой питерского инспектора, сердце Захаркино тревожно сжалось: а вдруг инженер потом пожалеет, что женился на Анютке… Вдруг потом найдёт себе такую, как Лидия Арсеньевна…
А ещё бабы говорят, что у Колядина невеста есть, – письма из Питера шлёт ему…
Об этом Захар и собирался поговорить с Анютой. Построже, – как старший брат. С девчонками так и надо: чтоб послушными были…
А на конюшне в затаённом удивлении присматривался к Анюте: как-то изменилась она… что-то появилось в Анютке такое… – будто она знала то, что Захару неизвестно… А в глазах Анютиных – какая-то ласковая усталость: Захару даже показалось, что Анюта старше его. Оттого заговорил чуть сбивчиво, – вовсе не так уверенно и строго, как собирался:
- Ань! Анютка!.. Ты это… В общем, ты с ним… с инженером Колядиным, поосторожнее.
Анюта улыбнулась:
- Про что ты, Захарушка?
Захар искал слова, – такие, чтоб Анютка поняла его:
- Колядин – он хороший… Только он, Ань, питерский...
-У Владимира Михайловича родители недалеко отсюда живут. Отец на кирпичном заводе работает, – негромко заметила Анюта. – Какой же он питерский.
- Он, Ань, инженер… А мы… а ты…
Снова вспомнились Анюте слова, что батянечка сказал Владимиру Михайловичу:
-И слово моё такое: неровня Вам Анютка наша. Не об чём говорить, Владимир Михайлович.
Неровня…
Откликалось батянечкино слово Захаровым словам…
Анютка обняла Захара, погладила ладошками его голову. Волосы Захаркины пахли так же, как у Владимира Михайловича: чистой угольной свежестью, донником и полынью…
- Ты, Захарушка, лучше о Катюше расскажи. Говорил ли ты с её батюшкою – про то, что сватов пришлёшь?
Захар нахмурился:
-Не успел ещё. Крёстный сказал, будто отец Катерине жениха нашёл…Сына лавочника из Васильевки.
- Так поторопись, Захарушка! Вы же с Катей любите друг друга!
Захар сжал Анютины ладошки:
- Любим, Анюта. Если и не будет согласия Демида Никоновича, мы всё равно обвенчаемся. Увезу я её… и обвенчаемся.
- Ох, Захар!.. Добром бы лучше решить, – как положено. Чтоб благословили родители, – и твои, и Катины. Поговори ты с ними… Расскажи про любовь вашу.
- Отработаю нынче в ночную, а утром зайду к её отцу с матерью, – пообещал Анютке Захар.
…А у дома, где жил инженер Колядин, оглянулся: со двора вышла незнакомая девушка. В очень красивом светлом платье и такой же шляпке, с ярким зонтиком в руках, – от солнца… Осторожно, видно, брезгливо, приподняла подол платья, – чтоб не коснулось оно пыльной дороги. У Захара сердце забилось в каком-то тягостном предчувствии. А девушка заметила его, надменно улыбнулась:
- Ты шахтёр?
Захар достал самокрутку, закурил:
- Ну. И – что?
- Скажи тогда, как к вашей шахте пройти?
Захар сощурился, насмешливо окинул взглядом её платье:
- К шахте-то? Да просто: ступайте прямо по дороге, а там увидите. Не заблудитесь. Только платье у вас – вовсе не подходящее для прогулок на шахту. Для чего вам туда?
-Значит, надо. По жениху своему соскучилась. Дождаться не могу, – решила повидаться с ним.
Захар проводил её долгим взглядом. Решительно вошёл во двор, – там Марфа Егоровна как раз развешивала выстиранное бельё. Кивнул вслед незнакомой барышне:
- Это кто ж… такая?
Марфа Егоровна вздохнула:
- Сказала, – невеста Владимира Михайловича… Из Питера нынче приехала.
Захар озадаченно взъерошил волосы…
Анюта насыпала овса в деревянную кормушку, ласково погладила Мальву. Подняла глаза: как раз напротив конюшни какая-то красивая городская барышня обняла Владимира, поцеловала его в щеку. Что-то говорила ему – быстро, громко и весело… А Анюта не понимала ни одного её слова. Будто вдруг исчезли все звуки: шелест травы в степи, стрекот кузнечиков, привычный гул шахты…
Продолжение следует…
Начало Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5
Часть 6 Часть 7 Часть 8 Часть 9 Часть 10
Часть 11 Часть 13 Часть 14 Часть 15 Часть 16
Часть 17 Часть 18 Часть 19 Часть 20 Часть 21
Навигация по каналу «Полевые цветы»