Найти тему
Remont1969

Сага о тягачах. Broom and Wade tractor. 1909. Что делать, если не знаешь что делать?

В 1909 году War Office провел конкурс на поставку в интересах армии лёгких тягачей. Одним из его участников был тягач Broom and Wade tractor. Небольшой рассказ о том, кто участвовал в конкурсе и фирме Брум энд Вэйд в этой публикации.

Все материалы канала можно найти, перейдя по ссылке в Оглавление канала. По странам и континентам

В 1900 году Военное министерство Британской империи (War Office) сформировало Комитет по механическому транспорту (Mechanical Transport Committee). Задачей комитета было изучение использования механического транспорта в военных целях для перемещения войск, оборудования и амуниции в дополнение к гужевому транспорту. Еще в середине 19 века Великобритания была самой передовой в промышленном развитии страной, но уже к началу 20-го века молодые европейские тигры оставили "Владычицу морей" править только морями - со всем, что двигалось по земле и летало, было гораздо хуже - Великобритания отставала. Причем это не был "удар в спину". Британские консервативные законодатели собственными руками уничтожили транспорт приняв ряд так называемых Законов о Локомотивах, самым одиозным из которых стал "Закон красного флага" (Locomotive Act 1865 (Red Flag Act)), по которому все дорожные локомотивы, включая автомобили, двигались со скоростью не более 6,4 км/ч (4 мили в час) по стране и 3,2 км/ч (2 мили в час) в городе, а перед ними шёл человек с красным флагом. Развивать гражданский и военный транспорт за исключением медленных рутьеров было категорически не интересно. Надо было догонять или хотя бы думать как догонять, поэтому любимое дело британцев создавать комитеты нашло себе место и в деле оснащения автотранспортом, для традиционно находящейся на вторых ролях пехоты и артиллерии. Для начала была разработана как и главных противников на европейской ТВД Германии и Франции схема субсидирования (War Office Subsidy Scheme) или схема субвенций, в соответствии с которой одобренные транспортные средства приобретенные гражданскими владельцами, получали субсидию при покупке транспортного средства, которое мобилизовалось в ходе войны.

Рутьер Fowler на военной службе в 1905 году
Рутьер Fowler на военной службе в 1905 году

Британцы быстро не ездят, к 1909 году военным ведомством было приобретено целых 22 транспортных средства, среди которых 7 было с паровыми двигателями от фирм Burrel и Fowler, с двигателями внутреннего сгорания транспорты поставляли фирмы Straker-Square, Thornycroft, Milnes-Daimler, Swift и Arrol-Johnston по две-три машины от фирмы в том числе легковые. Лидером был Thornycroft, поставивший сразу 5 грузовиков и тягачей. Причем из этих 22 машин только 8 было поставлено по спецификациям WO, остальные приобретались в гражданских версиях. В 1909 году Комитет по механическому транспорту примеривалось к покупке или одобрению легких тягачей для транспортировки прицепов и полевой артиллерии, планировался небольшой конкурс по выбору лёгкого тягача или трактора, как это писалось по английски. Главным требованием к машинам было проехать 100 миль без дозаправки и дозагрузки топливом, казалось такое требования снимает с дистанции паровые тягачи и рутьеры. Более точно желание военных субсидировать машины с ДВС высказать было сложно. Но получилось всё как обычно - жесткие требования подтолкнули производителей паровых машин на создание новых двигателей и в итоге на конкурс заявили тягачи Taskers (Waterloo Ironworks) с увеличенным водяным баком и воздушным охлаждением конденсатора, Stewart (Duncan Stewart & Co Ltd) из Глазго c бойлером на давление пара 200 psi и Lowca (Fletcher, Jennings & Co) из Уайтхевена с вертикальным бойлером, сконструированным Бентли и работающим на 700 psi. Из трёх тракторов только Stewart добрался до испытательного полигона в Альдерсхоте (Aldershot), выполнив условия по автономности.

Паровой тягач Stewart
Паровой тягач Stewart

Военное министерство гораздо пристальнее смотрела на тягачи с двигателями внутреннего сгорания. Такие транспортные средства показали известные поставщики Thornycroft, Hornsby, Marshall, Sons & Co и совершенно неожиданно для всех небольшая фирма, производитель компрессоров и станков для деревообработки - Broom and Wade Ltd. High Wycombe, Бакингемшир (Buckinghamshire). Торникрофт (Thornycroft Steam Carriage and Van Company) изначально был лидером конкурса, так как уже поставлял машины военным и вообще был одним из крупнейших поставщиков механических решений и производили вполне удачные тягачи с 1902 года. Хорнсби (Richard Hornsby & Sons) предложил первый реальный гусеничный трактор, который, если бы не консерватизм британцев сделал бы их лидерами в механизации. Трактор от Broom and Wade tractor был самым оригинальным среди участников конкурса.

Broom and Wade tractor/Тягач Брум анд Вэйд

Страна: Великобритания

Год выпуска: 1909/1910

Производитель: Broom and Wade Limited

Кол-во произведённых: 1

Мощность: 40-50 л.с. (оценочно)

Полная масса: 5-7 тонн

История фирмы Broom and Wade полна резких поворотов, начало 20-го века фирма встретила как производитель деревообрабатывающих станков для производства мебельной фурнитуры и занималась поставками отливок с собственного литейного производства, в том числе станин для подшипников для Hyatt Roller Bearing Company. После резкого сокращения рынка станков фирма некоторое время выпускала фургоны с моторами внутреннего сгорания, выпуск которых начала в 1907 года. Двигатели устанавливались бензопарафиновые, топливом в которых была специальная смесь, которая в Британии называлась - Tractor vaporising oil. В 1909 году несколько грузовиков были поставлены в Южную Америку в Чили, так же была поставка в Турцию. Попытка предложить военным тягач для фирмы была странным решением, тем более, что неизвестно об этой машине ничего кроме одной фотографии.

Broom and Wade tractor, 1909
Broom and Wade tractor, 1909

Но если бы тесты удались, то новый рынок был перспективным, как казалось в 1909 году. Конструктивно предложенный Broom and Wade тягач был сделан по подобию первых грузовиков Daimler Motor Lastwagen, первых вообще первых грузовиков с ДВСв истории автомобилестроения, один из которых в 1896 году был поставлен на Британские острова. Двигатель располагался под грузовой платформой, привод от мотора шёл на увеличенные задние колеса, скорее всего цепной. Водительские места располагались над передней осью, радиатор был вынесен вперед. Мощность двигателя скорее всего была около 50 л.с. Broom and Wade tractor имел компоновочное преимущество с наличием кузова для перевозки амуниции и расчёта, в остальном его конструкция, особенно неудобно расположенный мотор проигрывали машинам Хорнсби и Торникрофта. Скорее всего у тягача были проблемы и с охлаждением двигателя. Вынесенный вперед радиатор мог не обеспечивать необходимого температурного режима. Если судить по информации о том, что из 11 машин до полигона доехало 3, то Broom and Wade tractor был среди тех кто доехал. Ожидаемо победил тягач от Thornycroft с 50-ти сильным мотором классической компоновки с мотором над передними колесами. Гусеничный трактор Хорнсби не оценили, и в итоге патент был продан Холту в США.

Thornycroft  50 HP Motor Tractor, победитель конкурса
Thornycroft 50 HP Motor Tractor, победитель конкурса

Хотя попытка продать военным трактор в 1910 году была неудачной и в конкурсе победила фирма Торникрофт, это никому не принесло заказов, даже если бы вдруг трактор из Хай Викомбе (High Wycombe) в Бакингемшире, где располагался завод Broom and Wade Limited оказался лучшим, заказов это не принесло. Военные в итоге заказали только тяжёлые Daimler-Foster 105 BHP Tractor тягачи, которые в итоге, после сложных манипуляций и скрещивания с гусеничным шасси превратились в танки. Как средние тягачи пошли американские халф-траки и их клоны, а как лёгкие - полноприводные грузовики. Тем не менее фирма Broom and Wade Limited нашла свой рынок, начав в 1912 году выпуск воздушных компрессоров с приводом от ДВС, на котором благополучно просуществовала до 1968 года, когда была присоединена к более удачливым конкурентам на тот момент.

Воздушные комплессоры  Broom and Wade Limited  1927 год
Воздушные комплессоры Broom and Wade Limited 1927 год

Производством одного трактора фирма не ограничила своё участие в истории британского военного машиностроения. В году Второй мировой войны на уже известном производителе воздушных компрессоров - Broom and Wade Ltd. (High Wycombe, Buckinghamshire) было выпущено 219 танков Mk. IV "Churchill".

Broom and Wade Ltd, первый танк Mk. IV "Churchill"
Broom and Wade Ltd, первый танк Mk. IV "Churchill"
За пределами журнала на Дзене остается много материалов, которые не вписываются в его тематику или просто неформатные. Подписывайтесь на телеграмм канал - Технопутешествия. Так же на канале будут анонсы публикаций Дзена.Канал о том, что можно из военной и технической истории увидеть просто проходя мимо:в телеграмканале https://t.me/technomonuments и в VK - https://vk.com/remont1969
Все материалы канала можно найти перейдя по ссылке в Оглавление канала. По странам и континентам

Другие материалы о британских грузовиках и тягачах можно посмотреть и почитать здесь:

Источники:

David Fletcher. British Military Transport 1829-1956. HMSO. 1998.

http://progress-is-fine.blogspot.com/2017/01/vanished-tool-makers-broomwade-england.html

https://www.gracesguide.co.uk/Broom_and_Wade

Авто
5,66 млн интересуются