Прошло уже более года, как на Росомаха (так называю свою машину) поставил (вернее стал ставить) так называемые 42 трактора.
На сегодня на них пройдено 8698 км по спидометру, по факту (с поправкой на диаметр) более 10000 км. Из них не одна сотня одиночных поездок в осеннюю
и весеннюю распутицу, зимой по заметенным лесовозкам.
Общий пробег машины на сегодня 175000 км, год выпуска 2014.
Про опыт эксплуатации самих шин за этот период, рассказал ранее.
Теперь думаю стоит обобщить опыт эксплуатации Уаз Патриот на больших колесах. К 42 тракторам шел последовательно-
стоковая кама, затем 245/70 16 (бриджстоун айс крузер 7000 и кордиант офф роуд),
потом 32 МТ(Cooper Discoverer STT) и
32 АТ.
33 АТ (cooper st maxx) ,
34 (SIMEX JUNGLE TREKKER).
,
честные 35 (36 айрок),
Изначально была идея следом поставить Ф-35 (6 н.с.), но довольно спонтанно купил в итоге Нортек ТА-02. Сейчас они уже прилично подорожали.
Принцип был по сути один-покупались колеса, примерялись и под них уже дорабатывалась машина. По мере роста размера колес, потихоньку отрезались лишние куски кузова. Все больше становился лифт подвески и бодилифт. Появилась мех. рк 3.3 (а затем 4.2) , взамен РК даймос, цепь которой имела уже критический износ(вытянулась). Но главные пары в мостах оставались стоковые-4.6. Все благодаря дизельному мотору. ЗМЗ-51432 Даже на 42 тракторах, машина разгонялась быстрее бензиновых собратьев на околостоковых колесах. Довольно уверенно достигая крейсерских 80 км. ч.
Вплоть до 34 колес, особых хлопот у меня не было.
При установке 35 колес, ШОПК стал отходить от фланца моста, не помогали даже высокопрочные болты. В итоге усилил этот узел, применив комбинированный подход.
Проблемы начались с момента установки тракторных шин. И все дело в том, что начал ездить по лесным дорогам с глубокой глиняной колеей.
И стали сильно страдать от грязи ступичные.
Но проходимость, ввиду не достаточного дорожного просвета, оставалась посредственной.
Все изменилось с установкой 42 тракторов.
Внушительный дорожный просвет,
низкое удельное давление на грунт,
хорошая тяга и сцепление,
сделало машину по сути вездеходом,
позволяя заезжать даже на заболоченные участки, торфяники.
Но от грязи стали страдать не только ступицы,
но и тормоза. Приходилось их уже дважды полностью перебирать, после осеннего и весеннего грязевого сезона.
Проще было зимой, т.к. в этот период мосты практически не требовали внимания, достаточно было заменить только масло и смазку в агрегатах перед морозами.
На машине до сих пор еще заводские главные пары, полуоси, дифференциалы, сцепление.
Одну полуось возможно чуть повело, результат не обдуманного буксования,
когда почти все колесо ушло в глину и машина легла на мосты и раму.
Вся работа на тракторах идет от холостых до 2000 об, (а больше мне почти и не нужно) дизель тут отлично справляется, т.к. максимальный момент в 270 Нм доступен уже с 1500 об. ,
а по некоторым данным с 1300 оборотов, бензиновый мотор ЗМЗ-409, этим похвастаться не может (всего 150 Нм на 1500 об.), да и не каждый мощный мотор, может похвастаться такими характеристиками на низах .
В подвеске пришлось перейти на полиуретан,
т.к. резиновые втулки и сайлентблоки быстро разбивало. Причиной тут думаю является и приличный лифт передней подвески, возросшая неподрессоренная масса (вес колес около 55кг).
Карданные валы Рускардан ,с усиленной шлицевой держаться не плохо, но довольно часто приходиться менять крестовины, хоть и шприцую их регулярно, особенно почему то у заднего моста (тут грешу на пружины на заднем мосту, по сути клины под рессоры). Стал ставить крестовины от(для) митсубиси.
Не выдержали 42 тракторов и шкворня Ваксойл, хотя машина и прошла на них довольно приличный пробег, установлены они были практически сразу после покупки авто. Один вкладыш пришлось заменить, Шкворня теперь требуют более частой регулировки, особенно после прохождения на скорости буераков. А вот рулевые наконечники (для Мерседес 100Д) держаться не плохо, не первый год, выдержав довольно приличный пробег.
Начал подтекать ГУР, колеса стараюсь на месте не вращать, только в движении.
Сильно разбило крестовины рулевого карданного вала, но и пробег уже приличный, тем более в основном на не стоковых, тяжелых колесах.
Также теперь приходиться часто протягивать подвеску, в основном болты крепления продольных тяг и рессор (стремянки, серьги).
В течении года, потребовалась регулировка заднего редуктора. Ранее выполнял регулировку более трех лет назад.
Хоть и часто меняю масло, но видимо стоит заливать масло более высокого качества в редуктор.
Что касается расхода топлива на 42 колесах. Весной, в поездке в тайгу, за 400 км пробега по шоссе, истратил всего 10 л солярки на 100 км, при средней скорости около 70 км.ч., по GPS. Секрет тут в том, что сопротивление качению у большого колеса меньше. Большая энергия идет на преодоление момента инерции колеса, а в формуле его расчета масса и диаметр. Плюс у стравленного колеса сопротивление качению выше, т.к. большая работа идет на деформацию, довольно жестких колес. Т.е. в режиме частых разгонов и торможений (город), на бездорожье- расход больше, растет и нагрузка на мотор. Средний расход примерно 14 л.
Раздатка 4.2, сильно повысила проходимость машины в снегу и на заболоченных грунтах. На видео конец марта, максимум снега, он очень плотный, сверху наст. Но для снега, да и других похожих условий, эти шины жестковаты и думаю не формируют достаточное пятно контакта из-за своей жесткости, их стихия все же глина и колея.
Со временем установил на машину расширители с ПНД, подрезав их по месту, плюс дополнительные экраны из ПНД, эта работа еще незакончена.
На машине установлены псевдосиловые, облегченные бампера, т.к. вес важный фактор проходимости-чем меньше вес,
тем меньше удельное давление на грунт (кг/см2).
Меньше вес, меньше нагрузка и на узлы, меньше риск поломки. Даже один пассажир, особенно с большим весом, сильно ухудшает проходимость. По этой же причине, снял все защиты(рулевых тяг, бензобаков). Перед поездками, снимаю даже часть кресел, весь шмурдяк проходит весовой контроль. Замена потихоньку гниющих(несмотря на постоянный антикор) стальных деталей кузова на облегченные, также интересный с точки зрения веса вариант.
Основная проблема на сегодня это пробой прокладки ГБЦ. Не связываю эту проблему напрямую с большими колесами.
Тут причина думаю в системе охлаждения, в том числе заводские недочеты в системы охлаждения ЗМЗ-51432, а также несколько сильных утечек ОЖ, из-за лопнувших патрубков. Хотя это уже вторая такая неисправность, за время эксплуатации и в обоих случаях, все проявилось после продолжительной езды по глубокому снегу. Возможно тянуться болты ГБЦ от нагрузки.
В планах была замена ГП 4,6 на ГП 5, 29.
Чтобы частично компенсировать потери момента на колесе, на прямой передаче. А также еще уменьшить минимальную скорость, для прохождения заболоченных участков это важный момент. На пониженной передаче, значения момента на колесе более чем у стока.
Для вездехода важно иметь как можно более низкую минимальную скорость (менее 3 км.ч), при этом сохранять приемлемую крейсерскую. скорость. Вычитал, что разница должна быть более чем в 40 раз. Росомах на 1000 об., расчетно едет со скоростью 2,5 км.ч (а по факту меньше), при этом на шоссе может держать 80 км.ч., демонстрируя вполне приличный разгон. Порой удавалось уверенно двигаться даже на пятой передаче.
Если тормоза исправны, то их в принципе хватает, но повторюсь, глина и грязь, довольно быстро приводят их в негодность.
На этом видео можно сравнить ходы подвески Росомаха и Л200. Даже без блокировок, машина уверенно преодолевает препятствия, где Л200 пришлось применить блокировку.
Установку блокировок не планирую из-за высокой вероятности поломки и дорогого последующего ремонта. У машины достаточные ходы подвески, что позволяет ей уверенно проезжать неровности в большинстве случаев.
Интересным решением, видится установка пружинной задней подвески, аналогичной передней. Например, на своем лифт передней подвески производил длинными пружинами, умеренной жесткости, что позволило также значительно нарастить ходы подвески. Которые теперь ограничивает, только карданный вал (закусывает крестовины) и пришлось подвязать мост подвязками (хотя это полезное решение в любом случае).
По идее, машина с большими ходами подвески, но без блокировок, должна обладать, в некоторых режимах, большей проходимостью и надежностью, чем например машина с блокировками, но с меньшими ходами подвески, т.к. все колеса будут находится в контакте с грунтом.
А гусеничный режим на сильно стравленных шинах и благодаря дизелю-езда в натяг, сильно уменьшает пробуксовку. Надежность и простота ремонта, выходят для меня на первый план.
Очень не хватает центральной подкачки.
Чтобы стравить шины, достаточно выкрутить ниппеля, а вот на накачку уходит уже значительное время. Не смотря на ресивер от МАЗ на 20 л и два насоса Беркут Р-20.
Хотя уже появляются решения для мостов типа спайсер.
Так как кузов машины стал еще больше страдать на бездорожье, то
стал применять, постоянно дорабатывая, бюджетную методику покраски под "раптор", с дополнительной антикоррозийной защитой.
В остальном эксплуатация машины носит обычный характер.
Думаю это максимальный размер колес, который можно установить и то на дизельный уаз патриот, без серьезных и тотальных переделок, применяя вполне бюджетные решения.
Расчетно, на пониженной, мотор должен вращать и 45 колеса.
Но обеспечить нормальную работу подвески будет крайне затруднительно. А еще больше резать и лифтовать машину желания нет, т.к. это ухудшит ее скоростные характеристики на твердых покрытиях.
Для установки колес большего размера (чем 42), думаю нужно уже устанавливать портальные мосты (а для компенсации их веса нужны колеса еще больше),
но это уже тема вездеходов-болотоходов. Не вижу в этом смысла, т.к. есть более интересные решения-типа Шерпа и пр. каракатов.
Ну и главное вывод, нужна ли такая машина? Покатушки не рассматриваю, считаю гробить машину, да и природу, понапрасну не самая лучшая идея.
В 99% случаев такая машина мне не нужна, мне вполне хватает 33АТ для повседневной эксплуатации. На лето даже снимал передний карданный вал и отключал хабами передний мост.
Но так как мое хобби на сегодня это одиночные поездки на природу (в глухомань), круглый год и не на один день,
то такая конфигурация заменяет мне квадроцикл, вездеход, снегоход и охотничью избушку в одном флаконе.
Позволяет добираться практически
до всех
интересующих меня мест, в любое время года, независимо от погоды.
При этом машину достаточно быстро можно вернуть в практически стоковое состояние, нужно только заменить колеса и бампера. По сути удалось из одной машины сделать две.
Подведем итоги-относительно длительная эксплуатация дизельного Уаз Патриот на больших колесах (до 42 дюймов) возможна, после выполнения работ по подготовке машины-лифт подвески и кузова, резка арок и пр .
Необходимо максимальное понижение в косозубой мех. РК -4.2 (в прямозубой 5). Также важно следить за техническим состоянием машины-своевременно менять масло и смазку в узлах, не допускать люфтов. 42 трактора проверят на прочность каждый болт у машины.
При постоянной эксплуатации машины на 42 колесах, желательно максимальное занижение ГП(но тут проблема с выбором, а расчетно общее понижение гп+бортовые нужно около 7) или установка
портальных мостов, при этом надо учитывать, что например у мостов типа барс, больше плечо поворота. Обычно такие мосты дороже и сложнее в эксплуатации, более тяжелые, что увеличит давление на грунт, что в итоге нивелирует частично выигрыш в удельном давлении, при установке больших колес и потребует установку еще больших колес.
Еще как вариант-переход на мосты от ниссан патрол, т.к. на них есть ГП с большим понижением, чем к мостам спайсер.
Особое внимание весу колеса в сборе! Стоит избегать быстрого проезда неровностей и препятствий, ездить аккуратно.
Также стоить отметить, что стоимость эксплуатация машины по мере роста размера колес, будет увеличиваться, цена 1 км пробега будет расти. Ввиду роста расхода топлива, более частных ремонтов и ТО. Ресурс узлов будет кратно уменьшаться, а качество запасных частей оставляет желать лучшего. Соответственно времени в гараже придется проводить больше, а ездить меньше. А время как известно бесценный ресурс и не восполняется...зато будет, что вспомнить...
Также объективности ради, ВУ у меня с 1993 года.
Будьте здоровы!
P.S. На 42 тракторах было пройдено по спидометру 10042 км, по факту больше.
И им на смену пришли колеса в 44 дюйма, на основе шин К-58(БТР,БРДМ).
На которых уже разменял первую тысячу километров.
Мои предварительные идеи и соображения в общем пока совпадают с практикой.
Ссылки по теме:
1. Мой пост по тюнингу трансмиссии уаз патриот и не только-тут.