Найти в Дзене
Wolverine (Росомах)

44 дюйма- Шины от БТР на Уаз Патриот. Часть 1. Теория и начало практики. Мысли вслух.

В недавней поездке в тайгу, Росомах испытывал большие сложности, пытаясь довезти меня до заброшенного монастыря. Пришлось развернуться, не доехав до цели, уже на обратной пути задумался о повышении проходимости машины. "42 трактора" видимо уже нашли свой предел и эта поездка, как и в свое время дорога на деревню колдунов, сподвигла меня на очередной этап переделок. На мой скромный взгляд, машина еще имеет некоторый, хотя и небольшой задел по повышению проходимости. Основные грунты, на которых эксплуатируется машина на бездорожье, это глина, торфяники, суглинки и пр., в весьма порой влаго насыщенном состоянии, колеи в них. Ну и снег. В итоге после мозгового штурма, были выработано следующее ТЗ на новые колеса: 1. Диаметр около 110 см, чтобы обеспечить прирост дорожного просвета и более вытянутое пятно контакта. При большем дорожном просвете, машина будет меньше якориться мостами, сопротивлению движению уменьшиться. Колеса такого диаметра еще думаю можно установить, без
На вид ровная дорога, лед и снег скрывают глубокую колею. Дамба УЖД.  Буксующие колеса с водительской стороны, привели к остановке колес с противоположной, машина остановилась и стала зарываться и кренится на один бок, был высок риск перевернуться. Думаю при наличии блокировки, можно было пройти препятствие в натяг, ходом, выбрав правильное давление в шинах, т.к. при создании глубокой колеи (от не стравленных колес) и роста сопротивления качению, высок риск поломки трансмиссии.
На вид ровная дорога, лед и снег скрывают глубокую колею. Дамба УЖД. Буксующие колеса с водительской стороны, привели к остановке колес с противоположной, машина остановилась и стала зарываться и кренится на один бок, был высок риск перевернуться. Думаю при наличии блокировки, можно было пройти препятствие в натяг, ходом, выбрав правильное давление в шинах, т.к. при создании глубокой колеи (от не стравленных колес) и роста сопротивления качению, высок риск поломки трансмиссии.

В недавней поездке в тайгу, Росомах испытывал большие сложности, пытаясь довезти меня до заброшенного монастыря. Пришлось развернуться, не доехав до цели, уже на обратной пути задумался о повышении проходимости машины.

Видны последствия отсутствия блокировки (одно колесо стало зарываться, другое остановилось)  и не достаточно стравленных для данных условий шин. Но мне было проще объехать это препятствие, чем терять на него время.
Видны последствия отсутствия блокировки (одно колесо стало зарываться, другое остановилось) и не достаточно стравленных для данных условий шин. Но мне было проще объехать это препятствие, чем терять на него время.

"42 трактора" видимо уже нашли свой предел и эта поездка, как и в свое время дорога

на деревню колдунов, сподвигла меня на очередной этап переделок. На мой скромный взгляд, машина еще имеет некоторый, хотя и небольшой задел по повышению проходимости.

Одно из основных препятствий -глубокая, глиняная колея. Относительно узкие колеса, со злым протектором, формируют длинное пятно контакта и  в том числе за счет злого протектора обладают отличным сцеплением и тягой. Основная проблема это недостаток дорожного просвета, т.к. у лесовозной техники он достигает 400 и более мм. А 42 трактора, приходилось сильно травить, шины жесткие, в итоге уменьшался дорожный просвет.
Одно из основных препятствий -глубокая, глиняная колея. Относительно узкие колеса, со злым протектором, формируют длинное пятно контакта и в том числе за счет злого протектора обладают отличным сцеплением и тягой. Основная проблема это недостаток дорожного просвета, т.к. у лесовозной техники он достигает 400 и более мм. А 42 трактора, приходилось сильно травить, шины жесткие, в итоге уменьшался дорожный просвет.

Основные грунты, на которых эксплуатируется машина на бездорожье, это глина, торфяники, суглинки и пр., в весьма порой влаго насыщенном состоянии, колеи в них. Ну и снег. В итоге после мозгового штурма, были выработано следующее ТЗ на новые колеса:

На 42 тракторах, после проезда торфяного болота. Чем меньше дорожный просвет, тем больше шансов повредить на бездорожье узлы автомобиля. Например на сильно стравленных 33  шинах, машина почти ложилась мостами на грунт.
На 42 тракторах, после проезда торфяного болота. Чем меньше дорожный просвет, тем больше шансов повредить на бездорожье узлы автомобиля. Например на сильно стравленных 33 шинах, машина почти ложилась мостами на грунт.

1. Диаметр около 110 см, чтобы обеспечить прирост дорожного просвета и более вытянутое пятно контакта.

Машина при движении уперлась в лед, пошла пробуксовка и в итоге сидит на мостах. Форма моста спайсер в данном случае только ухудшает ситуацию.
Машина при движении уперлась в лед, пошла пробуксовка и в итоге сидит на мостах. Форма моста спайсер в данном случае только ухудшает ситуацию.

При большем дорожном просвете, машина будет меньше якориться мостами, сопротивлению движению уменьшиться. Колеса такого диаметра еще думаю можно установить, без значительных доработок в текущей конфигурации. Больший диаметр это уже отдельная тема.

2. Ширина такая же как у "42 тракторов", чтобы применять диск с положительным вылетом, не перегружать ступицы, шкворня и пр. Плюс как уже отметил ранее, идея получить более вытянутое пятно контакта, дабы усилить "гусеничный" эффект. Как понял на уазах с широкими ободрышами (три видео для примера), поломки ступиц и дисков не редкость, плюс считаю, что в глиняной колее, широкое колесо будет ехать хуже, сильно возрастет нагрузка на рулевое. Думаю широкие колеса больше подходят для ровных, слабонесущих поверхностей-тундры и т.п.

Из альбома о проходимости ЗИЛ-157.  Параметры его шины схожи с шинами БТР.
Из альбома о проходимости ЗИЛ-157. Параметры его шины схожи с шинами БТР.

3. Большая высота профиля, чтобы обеспечить большую деформацию шины на низких давлениях и уменьшить в итоге сопротивление качению, за счет меньшей глубины колеи и меньшей работы на ее создание, при этом нарастить сцепление с грунтом и тягу,

Тут думаю зависит и от жесткости,эластичности шины, высоты профиля шины.
Тут думаю зависит и от жесткости,эластичности шины, высоты профиля шины.

уменьшить удельное давление на грунт.

-8

4. Вес колеса в сборе примерно равный "42 тракторам" . Чтобы не увеличивать момент инерции колеса, неподрессоренную массу. При этом уменьшить максимально жесткость шины, тем самым уменьшить и затраты энергии на деформацию шины (хотя часть этой энергии обратима), улучшить ее эластичность и

 Заболоченный, весенний грунт, распутица. Но Росомах не рвет дерн, почти не оставляет колеи, только примятую траву.
Заболоченный, весенний грунт, распутица. Но Росомах не рвет дерн, почти не оставляет колеи, только примятую траву.

получить более равномерное удельное давление на грунт в пятне контакта шины. Например при движении по сухой, лесной просеке, где много пней и корней, на не стравленных 42 тракторах, ехать было затруднительно, колеса все время упирались в препятствия. На стравленных шинах, движение по такой дороге становилось комфортным, шины как бы перетекали препятствия.

Без блокировок, колеса с пас. стороны, хоть и на твердом грунте, остановились, вод.сторона забуксовала, зарылась и в итоге машина  сильно накренилась, усложнив ситуацию.
Без блокировок, колеса с пас. стороны, хоть и на твердом грунте, остановились, вод.сторона забуксовала, зарылась и в итоге машина сильно накренилась, усложнив ситуацию.

5. Установка задней, принудительной блокировки (приобретена EATON). Эта тема вроде не совсем колесная.

На видео с 8:06 как раз виден момент работы блокировок в колее.

Тут у меня идея в том, что бы обеспечить возможность непрерывного

-11

движения в "гусеничном" режиме. Когда колеса сильно стравлены, они более не охотно срываются в пробуксовку. Но при пробуксовке одного колеса, останавливается противоположное, в итоге машина замирает, хотя могла бы продолжить движение. При этом буксующее колесо зарывается еще больше, не раз это приводило в итоге к сильному крену, созданию еще более глубокой колеи

Тут мне в итоге понадобилась помощь экскаватора, хотя левая сторона, стоит на более, менее сухом и твердом грунте, но при нажатии педали газа, машина погружается одной стороной все сильнее.
Тут мне в итоге понадобилась помощь экскаватора, хотя левая сторона, стоит на более, менее сухом и твердом грунте, но при нажатии педали газа, машина погружается одной стороной все сильнее.

и более основательному застреванию.

Торфяник, под ним глина.  На создание такой колеи,  уходит большая работа, повторный проезд зачастую уже затруднен или не возможен. В эту колею мне в итоге пришлось бросать камни.
Торфяник, под ним глина. На создание такой колеи, уходит большая работа, повторный проезд зачастую уже затруднен или не возможен. В эту колею мне в итоге пришлось бросать камни.

Все эти меры, должны в итоге привести, по моему скромному мнению, к более легкому движению по бездорожью, в сравнении с "42

Сломать, как оказывается , можно  даже мосты  унимог.
Сломать, как оказывается , можно даже мосты унимог.

тракторами", уменьшив риск поломки и расход топлива на бездорожье, нагрузку на мотор и др. узлы и агрегаты. Теперь осталось проверить эту идею на практике.

-15

Выбору колес взамен 42, ранее уже уделил отдельный пост.

На основе тех наработок и были выбраны шины от БТР (БРДМ).

-16

Покупка и перевозка шин, заняла почти целый день, т.к. в машину помещалось только три шины. А мне нужно было перевести пять штук,

Верхняя шина с открытого хранения, по сути валялась на улице. Резина побелела и покрылась трещинами, борта деформировались ее в итоге пришлось отвезти на помойку, в контейнер для шин.
Верхняя шина с открытого хранения, по сути валялась на улице. Резина побелела и покрылась трещинами, борта деформировались ее в итоге пришлось отвезти на помойку, в контейнер для шин.

одна в плохом состоянии была нужна для опытов, но в итоге пока не понадобилась.

Расчет момента инерции упрощенный, мне было важно было примерно знать, до каких примерно величин, требуется снизить вес БТР шины, чтобы достичь параметров 42 тракторов.
Расчет момента инерции упрощенный, мне было важно было примерно знать, до каких примерно величин, требуется снизить вес БТР шины, чтобы достичь параметров 42 тракторов.

Для выбора шин составил таблицу, в примере не все параметры и не все шины. Применял бальную систему. Темно-зеленым цветом отмечал лучшие характеристики, желтым средние, красным посредственные. Как видно из расчета, могу ошибаться, но если удастся снизить вес БТР шин, то можно достичь момента инерции колес, как и у "42 тракторов".

Но для этого их предстоит серьезно подрезать. Идея до минимума срезать резиновую оболочку, сохранив злой протектор. При обдирке , думаю велик риск отрыва клыков протектора, машина все же тяжелая и тяговитая. Надеюсь работы регрувера и реноватора будет достаточно.

-19

Прикинул примерные возможные потери тяги на колесе, за счет его большего передаточного отношения, в сравнении с дизельным стоком на Каме-221. Ранее данному вопросу, также уделял отдельный пост.

-20

Прошитый мотор тянул 42 трактора вплоть до пятой передачи, не говоря уже о пониженной с РК4.2, где момент на колесе был больше стока, на каме и с электро РК.

-21

На к-58 ситуация по тяге будет примерно такая же, как и на "42 тракторах" и не прошитом моторе. Тогда ездил вполне уверенно до третьей, прямой передачи. Так как колеса предназначены исключительно для бездора и до места планируется довозить их на прицепе, то решение должно быть рабочее, но важный момент это вес колеса, т.к. большие затраты идут на преодоление момента инерции колеса. На пониженной момент на колесе будет даже больше, чем у дизельного стока.

Грунты Ополья в распутицу, еле прошел по полю и сто метров, ноги прилипали и вязли в земле, как ехала машина, даже удивительно.
Грунты Ополья в распутицу, еле прошел по полю и сто метров, ноги прилипали и вязли в земле, как ехала машина, даже удивительно.

Тяга нужна в том числе для того,

Адская глина деревни колдунов и так называемый бульдозерный эффект, относительно широких и не достаточно стравленных шин. Ну а липкость этой глины запредельная. Удалось выехать только с блоком и то мне казалось, что машину что то держит.
Адская глина деревни колдунов и так называемый бульдозерный эффект, относительно широких и не достаточно стравленных шин. Ну а липкость этой глины запредельная. Удалось выехать только с блоком и то мне казалось, что машину что то держит.

чтобы преодолеть липкость грунта.

-24

Расчетно, при установке ГП 5,29, машина на БТР колесах будет ехать почти также как и "42 тракторах ", с прошитым, на 310 Нм мотором, опять же, при условии примерно равного момента инерции колес. Но тогда езда на околостоковых колесах, станет не очень комфортной. но в части компромисса, как вариант. Напомню, что основная идея проекта эта два в одном-вездеход на больших колесах и по сути обычный патриот, достаточно только сменить колеса.

-25

Бензиновый патриот, к сожалению, думаю не подходит для такого трансформера, так как обладает, почти вдвое, более низкой тягой на низах. А основная работа на бездорожье, идет в гусеничном режиме на оборотах не более 2000. Хотя интересным решением было бы установка второй РК, например от газ 66 или 69.

Если верить расчету, полуоси патриота рассчитаны максимум на бензиновый сток, без блокировок. Поэтому риск поломки полуоси, присутствует всегда.

-26

Отдельная тема диски. В принципе все производители, к которым обращался, отказали мне в изготовлении дисков под мои параметры, как понимаю, проблема плюсовый вылет и ширина 9 дюймов.

Диски  RC BUFFALO (RC 155) 9.0x18/5x139.7 D108.2 ET15 MB
Диски RC BUFFALO (RC 155) 9.0x18/5x139.7 D108.2 ET15 MB

В итоге выбрал проверенный вариант-литые диски. Вес всего 13,5 кг.

Фото из сети-Ободрыш на литом диске.
Фото из сети-Ободрыш на литом диске.

Практика установки их, в том числе и с "ободрышами" наработана.

-29

Но при попытке собрать первое колесо, увидел, что толщина боковины, почти в два раза толще, посадочного на диске и шина не будет

Фото из сети.
Фото из сети.

удержана хампом.

-31

Попытка с помощью УШМ, устранить этот недостаток, была не удачной.

Рис.1
Рис.1

Вынужден был приступить к изучению конструкции шин. В моем случае оказалось, что К-58 это двухпучковая шина, т.е. имеет по два кольца из проволоки (10 и 8 на Рис. 1) на каждом из бортов, вокруг которых натянуты слои корда с резиной. И весьма толстый слой резины(2) на боковине и в зоне протектора, который требуется максимально уменьшить, срезав снаружи.

-33

И в общем есть две методики, либо выдирается внутренний пучок проволоки , а затем так называемые "потроха", т.е. внутренние слои корда (7 на Рис. 1)) на боковинах. Либо наружный пучок, а затем обдир наружных слоев корда (3 на Рис. 1) с захватом брекера и порой протектора. При этом протектор вырезается, в некоторых оставляется. Меня этот вариант пока не устраивает.

Основное это подцепить проволоку, потом уже чуть проще. Но как оказалось потом, при сборке на обычные диски, вырывать пучки проволоки не стоило, достаточно было подрезать шины рекрутером.
Основное это подцепить проволоку, потом уже чуть проще. Но как оказалось потом, при сборке на обычные диски, вырывать пучки проволоки не стоило, достаточно было подрезать шины рекрутером.

Поэтому пока ограничился вырыванием наружных пучков проволоки,

Погнул даже трубу ин нержавейки, которая считалась не гнущейся.
Погнул даже трубу ин нержавейки, которая считалась не гнущейся.

с последующей подрезкой,

Окончательно вырвать пучко проволоки в ручную так и не смог.
Окончательно вырвать пучко проволоки в ручную так и не смог.

бортов,

С лебедкой дело пошло быстрее, но нужен станок, для удержания шины. Не сразу сообразил, что нужно выдирать проволоку частями,  так она лучше режет корд, хотя в любом случае его нужно подрезать.
С лебедкой дело пошло быстрее, но нужен станок, для удержания шины. Не сразу сообразил, что нужно выдирать проволоку частями, так она лучше режет корд, хотя в любом случае его нужно подрезать.

для установки диска. Предварительно проведя необходимые замеры. Удачно пригодилась, пластиковая линейка, как раз необходимой ширины.

Вырван верхний пучок проволоки, виден резиновый клин между  слоями корда.
Вырван верхний пучок проволоки, виден резиновый клин между слоями корда.

При нарезке было истрачено довольно много ножей, которые при работе, постоянно смачивал в воде.

-39

Работа оказалась довольно трудоемкая и если торопиться, можно довольно быстро испортить шину.

Возможно придется обдирать верхний слой корда, над резиновым клином, если шина после удаления лишней резины,  будет слишком жесткая и тяжелая.
Возможно придется обдирать верхний слой корда, над резиновым клином, если шина после удаления лишней резины, будет слишком жесткая и тяжелая.

  Ранее прикладывал диск и отмечал маркером.
Ранее прикладывал диск и отмечал маркером.

Периодически примерял диск. Из за того, что при установке диск по сути должен чуть утопиться в шину, боковины будут в плоскости как и при установке на диск, шириной примерно 10 дюймов.

-42

В оконцовке, применил УШМ с лепестковым диском.

Заказал герметик бортов. На одно колесо, ушло почти полбанки. Колесо мы собирали в какой то момент четвером, четырьмя монтажками и с помощью станка. В итоге боковина, мне чуть не сломала пальцы. Герметик на борта, наносил в три слоя,  с промежуточной сушкой. Но шина в итоге собралась вроде очень плотно на диске.
Заказал герметик бортов. На одно колесо, ушло почти полбанки. Колесо мы собирали в какой то момент четвером, четырьмя монтажками и с помощью станка. В итоге боковина, мне чуть не сломала пальцы. Герметик на борта, наносил в три слоя, с промежуточной сушкой. Но шина в итоге собралась вроде очень плотно на диске.

На третий день сборки, проехал искать шиномонтаж, в итоге объехав с десяток, везде получил отказ и уже по возращению, заехал в шиномонтаж рядом с гаражом. Договорились на следующий день, собрать колесо.

Диаметр колеса по моим замерам 111-112 см, ширина 36 см.
Диаметр колеса по моим замерам 111-112 см, ширина 36 см.

Уже собранное колесо, поторопился примерить на машину.

Шина собрана без камеры.
Шина собрана без камеры.

В принципе как минимум колесо оделось,

-46

на передней

Шина полностью стравлена, тем не менее деформация минимальна.  Обычно смотрю на "ножки* протектора. В данном случае, думаю будет отличный результат, если удастся включить в работу до 6-7 ножек протектора, путем удаления части резиновой оболочки.  Думаю такой результат возможен, т.к. у шины тоже 8 слоев корда, как и у 42 тракторов.
Шина полностью стравлена, тем не менее деформация минимальна. Обычно смотрю на "ножки* протектора. В данном случае, думаю будет отличный результат, если удастся включить в работу до 6-7 ножек протектора, путем удаления части резиновой оболочки. Думаю такой результат возможен, т.к. у шины тоже 8 слоев корда, как и у 42 тракторов.

Для сравнения, , еще не подрезанные 42 трактора, Нортек ТА-02 13.6-20. Стравлены в ноль.
Для сравнения, , еще не подрезанные 42 трактора, Нортек ТА-02 13.6-20. Стравлены в ноль.

33 ст макс на задней оси и 44 бтр на передней.
33 ст макс на задней оси и 44 бтр на передней.

-50

и задней оси. Машина уже сможет проехать на них,

-51

По прямой и ровной дороге.

-52

Конечно до первого выезда на бездорожье, еще много работы.

-53

Набросал план работ.

-54

Что то придется отрезать. где то подложить:), но надеюсь, что мои расчеты окажутся верными.

-55

С "42 тракторами" в свое время ситуация была намного хуже, мне даже не удалось их прикрутить по началу.

-56

Планирую в дальнейшем рассказать о ходе работ. Надеюсь на положительный результат. Но в случае неудачи, можно будет откатить это обновление, вплоть до стоковой камы:)

-57

В общем, даже в научной литературе, отмечается, что тема влияния конструкции шины на проходимость машины на слабонесущих грунтах, еще не достаточно изучена, ввиду сложности и дороговизны изготовления опытных образцов. Поэтому в некотором роде, в гараже придется организовать опытно-промышленное производство шин для Росомаха. И провести ряд испытаний:)

Продолжение. часть 2 тут.

Будьте здоровы!

Литература по теме:

1. Агейкин Я.С. Проходимость автомобилей;

2. Агейкин Я.С. Вездеходные колесные и комбинированные движители;

3. Лаврентьев В.Б. Вождение автомобилей высокой проходимости;

4. Трэкол Руководство по эксплуатаци;

5. Влияние конструкций шин и самоблокирующихся дифференциалов на проходимость автомобиля «Урал-375». Канд. техн. наук Н. И. КОРОТОНОШКО, С. А. ШУКЛИН НАМИ;

6. МЕЖГ О С У Д А Р С Т В Е Н НЫЙ С Т АН ДА Р Т ГОСТ 34065—2017

СНЕГОБОЛОТОХОДЫ. Технические требования и методы испытаний.