Найти в Дзене
Generalissimus

Хроники Третьего крестового похода. Часть 7-я. Кризис стратегии Салах ад-Дина

Продолжение. С предыдущей публикацией данного цикла можно ознакомиться, перейдя по этой ссылке 1 сентября 1191 года крестоносное воинство покинуло Кесарию (Цезарею). Этот некогда известный античный город давно пришёл в упадок. В эпоху правления первых Иерусалимских королей – Балдиуна I и Балдуина II бывший римский ближневосточный форпост был восстановлен и обнесён крепостными стенами. После капитуляции Акры и известий о том, что Ричард I продолжит свой поход, стремясь, прежде всего, отвоевать прибрежные территории Иерусалимского королевства, Саладин приказал разрушить укрепления Цезареи наряду с другими приморскими городами, оборонять которые на данный момент султан считал нецелесообразным. Исламский правитель Сирии, Египта и Палестины по-прежнему придерживался стратегии, избранной им ранее. Летучие отряды мусульманской кавалерии, подавляющее большинство которой составляли всадники-лучники, постоянно тревожили маршевые колонны крестоносцев, внезапно нападая на них при каждом удобном сл
Оглавление

Продолжение. С предыдущей публикацией данного цикла можно ознакомиться, перейдя по этой ссылке

1 сентября 1191 года крестоносное воинство покинуло Кесарию (Цезарею). Этот некогда известный античный город давно пришёл в упадок. В эпоху правления первых Иерусалимских королей – Балдиуна I и Балдуина II бывший римский ближневосточный форпост был восстановлен и обнесён крепостными стенами.

После капитуляции Акры и известий о том, что Ричард I продолжит свой поход, стремясь, прежде всего, отвоевать прибрежные территории Иерусалимского королевства, Саладин приказал разрушить укрепления Цезареи наряду с другими приморскими городами, оборонять которые на данный момент султан считал нецелесообразным.

Исламский правитель Сирии, Египта и Палестины по-прежнему придерживался стратегии, избранной им ранее. Летучие отряды мусульманской кавалерии, подавляющее большинство которой составляли всадники-лучники, постоянно тревожили маршевые колонны крестоносцев, внезапно нападая на них при каждом удобном случае.

Однако ни одна из подобных атак не принесла даже незначительного локального успеха. Доблестным воинам ислама не удалось нанести поражение ни одной из колонн крестоносцев или их разведывательным отрядам. Лучшие полководцы Саладина, как ни старались, не сумели, используя фактор внезапности и собственное численное превосходство, нанести неверным ощутимые потери, которые хотя бы отчасти замедлили дальнейшее уверенное продвижение христиан к Яффе.

Пожалуй, впервые в своей многолетней практике противостояния крестоносцам, имея за плечами триумфальный шлейф эпической победы при Хаттине и последующей за ней достопамятной победоносной кампании 1187 года, Салах ад-Дин пребывал в растерянности, не зная, что ему предпринять и как поступить.

В своём послании багдадскому халифу Саладин подробно изложил ход событий, развернувшихся в последнюю декаду августа и в первую неделю сентября 1191 года: «Враг, выйдя из Акры, направился в Аскалон. Мы ждали его на всех направлениях, мы запирали его во всех ущельях, атаковали на всех его привалах, отрезали от источников воды. Он продвигался вдоль моря под охраной своего флота, никогда не удаляясь от берега. Вся страна состоит только из узких проходов, густых зарослей, песчаных равнин и не дает возможности развязать битву. Всякий раз, когда местность позволяла, мы атаковали франков, но они шли перед нами как стена, и все наши атаки были напрасны…»[1]

Ближневосточный владыка всё сильнее и всё больше убеждался в том, что остановить марш неверных, которых вёл за собой неустрашимый и чрезвычайно настойчивый аль-Малик Рик, можно только посредством генеральной битвы. Султан приказал срочно найти наиболее удобное место для масштабного сражения, в котором Салах ад-Дин мог максимально эффективно использовать своё численное преимущество и всю ударную мощь своей конницы.

Марш крестоносцев из Кесарии (Цезареи) на Арсуф. Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Битва_при_Арсуфе#/media/Файл:Plan_de_la_bataille_d'Arsouf-ru.svg
Марш крестоносцев из Кесарии (Цезареи) на Арсуф. Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Битва_при_Арсуфе#/media/Файл:Plan_de_la_bataille_d'Arsouf-ru.svg

Тем временем, 2 сентября крестоносцы добрались до реки, которую местные арабы называли Нахр-Зерка, что в переводе означало «Крокодилья река»[2]. Очень скоро латиняне на собственном опыте узнали, что название этой заболоченной и мутной речушки, обильно поросшей тростником и осокой, дано отнюдь не случайно. Два пилигрима, неосмотрительно залезшие в речную воду освежиться, стали жертвами крокодилов.

Согласно наиболее распространенной версии, кровожадных рептилий-убийц в эту реку специально завезли римляне. Они разводили крокодилов для последующего отлова и выделки кожи, спрос и цены на которую были высоки на рынках Ближнего Востока. Кроме того, отдельные особи – наиболее агрессивные и крупные крокодилы использовались властителями Цезареи и других близлежащих иудейских городов для участия в различных зрелищных мероприятиях и празднествах, в том числе и на гладиаторских ристалищах. Если верить данным местных краеведов и историков, то крокодилы водились в Нахр-Зерке (Нахал Таниниме) вплоть до начала ХХ века, после чего были окончательно истреблены.

3 сентября мусульмане предприняли очередную попытку застать противника врасплох, когда крестоносцы устраивались на привал у берега Мёртвой реки (арабы называют её Нахр-Хедера). Христиане успешно отразили нападение сарацин, заставив их отступить в беспорядке и с ощутимыми потерями. В этом бою лёгкое ранение в бок получил Ричард. По сведениям одного латинского хрониста английский король получил скользящий удар копьём, другой средневековый летописец утверждает, что бок монарха неглубоко и не опасно поранила мусульманская стрела.

В ходе столкновения крестоносцам удалось пленить трёх бедуинов. Аравийских кочевников, состоявших на службе у султана, привели в шатёр Ричарда. Король, которому только что перевязали его рану, лично допросил «языков». Бедуины клятвенно заверяли английского монарха, что армия Саладина малочисленна и страдает от нехватки провизии. Таким образом, одолеть ближневосточного исламского повелителя будет достаточно просто, утверждали пленники.

4 сентября исламская кавалерия вновь напала на крестоносцев тот момент, когда они возводили укрепленный лагерь на берегу Солёной реки (её арабское название – Нахр-Искендерун). И на этот раз воины Салах ад-Дина не добились никаких успехов. Предприняв серию довольно хаотичных атак, мусульмане отступили, оставив десятки трупов близ передовых позиций латинян.

Христиане привыкли к подобным ежедневным вражеским наскокам, а потому без паники, излишней суеты, робости и страха занимали свои места в строю, согласно боевому расчёту, действуя уверено, хладнокровно, решительно и тактически грамотно. При этом стиль кавалерийских нападений воинства Саладина не менялся, а вот крестоносцы постоянно совершенствовали свои методы эффективной защиты и обороны.

-3

Баха ад-Дин – ведущий мусульманский летописец главных событий Третьего крестового похода рассказывает на страницах своей хроники об одной из таких тактических «новинок» латинян, успешно использованной в одной из битв, произошедшей на полпути между Кесарией и Яффой:

«Их [крестоносцев] пехота была разделена на два подразделения, одно из которых стояло перед конницей; второе же не принимало участия в сражении и спокойно отдыхало на берегу моря. Когда отряд франков, принимавший участие в сражении, выбился из сил от ран, другое подразделение пришло ему на смену, а первое отправилось отдыхать. Конница [крестоносцев] находилась в центре и не меняла этого положения за исключением тех случаев, когда получала приказ идти в атаку»[3].

Неудачи в локальных стычках и крупных битвах, провальные попытки если не остановить, то хотя бы замедлить продвижение противника, заметно отразились на настроении и характере султана. От прежнего милосердия и благородства по отношению к врагам практически не осталось и следа.

В период с 27 августа по 5 сентября 1191 года по приказу Салах ад-Дина были преданы суровой казни все пленные христиане – два десятка мужчин и одна женщина. Сначала пленникам отсекли головы, а затем тела их разрубили на части[4]. Таково было возмездие ближневосточного владыки за расправу над мусульманами Акры.

Лишь однажды Саладин проявил по отношению к плененному неверному прежние свои главные человеческие качества – милость и сострадание. Знатный рыцарь, имя которого не сохранилось, был захвачен воинами султана в бою. Правитель Сирии, Египта и Палестины приказал своим людям обезглавить пленника. Рыцарь предложил обменять свою жизнь на свободу одного из знатных исламских воевод, находившихся в плену у крестоносцев.

Я не стану обменивать тебя даже если мне предложат взамен знатного эмира! – категорично заявил султан. – После того, что английский король сотворил с заложниками Акры, ни один из франков не может рассчитывать на пощаду от меня или снисхождение от прочих правоверных мусульман!..

Это было напрасное и ужасное зверство, – с печалью в голосе произнёс рыцарь. – Я и многие мои соратники-единоверцы были решительно против убийства неповинных жителей. Однако Король Ричард принял решение казнить всех заложников, и отговорить его от этого злодеяния было невозможно…

Убедившись в том, что пленник говорил искренне, Саладин распорядился знатного христианина заковать в цепи и держать под стражей, чтобы в дальнейшем обменять на своих командиров, плененных крестоносцами. Однако вечером того же дня Аль-Адиль Наджм ад-Дин ибн Айюб – младший брат султана убедил ближневосточного исламского повелителя в необходимости предания смерти всех без исключения неверных. Согласившись с доводами брата, Салах ад-Дин приказал своим телохранителям обезглавить знатного рыцаря.

-4

В свою очередь Ричард неоднократно наглядно убедился в том, что бедуины, плененные на берегу Мёртвой реки, обманули его. Войско Салах ад-Дина было многочисленно, мобильно и сильно. Никакой нужды в пище или воде ни защитники исламской веры, ни их кони не испытывали. Несмотря на предыдущие неудачи, воинский дух и религиозный порыв мусульман оставался на достаточно высоком уровне.

Король Англии более всего нетерпимо относился к обманщикам, лгунам и притворщикам-двурушникам, а потому Львиное Сердце без промедления приказал казнить бедуинов, которые сознательно старались ввести его в заблуждение своими лживыми показаниями.

5 сентября к удивлению Салах ад-Дина и его ближайшего окружения в полевой лагерь султана прибыли посланники от Ричарда с предложением решить дело мирным путём. Султан поручил ведение переговоров своему брату, тщательно проинструктировав Аль-Адиля ад-Дин ибн Айюба: «Постарайся затянуть переговоры с франками и задержать их там, где они сейчас находятся, пока мы не получим туркменское подкрепление, которое ожидаем»[5].

Затягивание переговоров, на которое столь надеялся ближневосточный владыка, не получилось. Собственно продолжительность обсуждения предварительных условий будущего перемирия продлилась всего пару часов. Когда Аль-Адиль ибн Айюб спросил, какие главные условия выдвигает король Ричард, его доверенный представитель, главный посол и переговорщик – Онфруа IV де Торон лаконично, но безапелляционно заявил следующее: «Вы должны вернуть все наши земли и удалиться в свои владения!»[6]

Брат Саладина вспылил и тут же прервал все дальнейшие обсуждения и переговоры. Теперь генеральная битва, к которой столь настойчиво стремился Ричард, и которой слишком явно опасался Салах ад-Дин, стала неизбежной. К величайшему разочарованию ближневосточного исламского владыки, его армия не успела пополниться туркменской и сельджукской кавалерией, зато военачальники султана, наконец-то, отыскали подходящее место для решающего сражения.

Поле битвы, исход которой во многом определял дальнейшую судьбу Третьего крестового похода, находилось близ крепости Арсуф (Арзуф), расположенной близ средиземноморского побережья – в 18 км к северо-востоку от средневековой Яффы и в 15 км севернее нынешнего Тель-Авива.

К моменту появления объединенного крестоносного войска, которое возглавлял Ричард, история Арсуфа насчитывала не менее полутора тысяч лет. За это время город, также в разные периоды носивший названия Аршуф и Аполлония, успел побывать под властью персов, финикийцев, правителей Державы Селевкидов, Арабского и Фатимидского халифатов.

В 1101 году иерусалимский король Балдуин I, действуя в союзе с генуэзским флотом, захватил Арсуф, включив его в состав своих владений. Вокруг города была выстроена крепостная стена, а также вырыт глубокий ров. Саладин не предполагал, что крестоносцы продвинутся так далеко на юг, а потому не отдавал приказа о разрушении укреплений Арсуфа.

Саладин отлично понимал, что этот город – последний крупный населенный пункт на пути к Яффе нельзя было ни при каких условиях отдавать без боя крестоносцам. Равнина, расположенная у северной окраины Арсуфа – будущее место генеральной битвы, позволяла султану в полной мере реализовать своё численное преимущество, а также максимально эффективно использовать главную ударную силу исламской армии – кавалерию.

Стратегический план на предстоящую битву у Салах ад-Дина был довольно прост. Подобно русскому генералу Михаилу Илларионовичу Кутузову, готовившемуся к Бородинской битве, ближневосточный исламский правитель не надеялся победить, а тем более разгромить английского короля. Саладину было вполне достаточно не потерпеть серьёзного поражения и нанести крестоносному воинству тяжёлые потери, которые сделали бы дальнейшее продолжение похода на Иерусалим невозможным.

Львиное Сердце, напротив, настраивался исключительно на полную и безоговорочную победу – на разгром сарацинской армии. Только в случае жестокого истребления лучших кавалерийских отрядов Саладина – мамлюков, дамасской и египетской конницы, а также сельджукских всадников, Ричард мог рассчитывать на дальнейший успешный захват палестинского побережья и последующий удачный поход на Иерусалим.

Месторасположение Арсуфа на современной политической карте Израиля. Источник: https://cyclowiki.org/wiki/Арсуф
Месторасположение Арсуфа на современной политической карте Израиля. Источник: https://cyclowiki.org/wiki/Арсуф
ПРИМЕЧАНИЯ:

[1] - Шамдор А. Саладин: благородный герой ислама / Пер. с французского Кулешова Е. В. – СПб.: Евразия, 2018. С. 293.

[2] - сегодня эта река, имеющая длину всего около 25 км, протекает по северной части Израиля и называется Нахал Таниним, что в переводе с иврита означает «крокодилий ручей».

[3] - Баха ад-Дин Абу-л-Махасин Йусуф ибн Рафии ибн Тамим. Саладин: Победитель крестоносцев / Пер. с араб. – СПб.: Диля, 2024. С. 283-284.

[4] - Люкимсон П. Е. Саладин / Петр Люкимсон; послесл. Ч. Гусейнова. – М.: Молодая гвардия, 2016. С. 260.

[5] - Баха ад-Дин Абу-л-Махасин Йусуф ибн Рафии ибн Тамим. Саладин: Победитель крестоносцев / Пер. с араб. – СПб.: Диля, 2024. С. 289.

[6] - Шамдор А. Саладин: благородный герой ислама / Пер. с французского Кулешова Е. В. – СПб.: Евразия, 2018. С. 294;

- Лейн-Пул С. Саладин. Всемогущий султан и победитель крестоносцев. / Пер. с англ. В. С. Мухина. – М.: Центрполиграф, 2020. С. 239;

- Люкимсон П. Е. Саладин / Петр Люкимсон; послесл. Ч. Гусейнова. – М.: Молодая гвардия, 2016. С. 262.

-6
В данной публикации использованы ссылки на произведения средневековых, более поздних и современных отечественных и зарубежных авторов, имеющих заслуженный авторитет, широкое общественное и научное признание, таких как:

Стенли Эдвард Лейн-Пул (1854-1931) – известный британский историк, профессор арабистики, востоковед, специалист по истории ислама и средневековой нумизматике. Автор двух десятков исторических исследований и 72 научных статей. Главным предметом его изучения были средневековый Египет, Турция и Палестина, а также исследования отдельных текстов Корана. На русский язык переведены наиболее известные исторические произведения Стенли Лейн-Пула – биография Салах ад-Дина (книги «Саладин. Всемогущий султан и победитель крестоносцев» и «Саладин и падение Иерусалимского королевства»), история берберских пиратов, а также главный фундаментальный труд – «Мусульманские династии. Хронологические и генеалогические таблицы с историческими введениями».

Петр Ефимович Люкимсон (род. 1963) – русскоязычный писатель и журналист, на данный момент проживающий в Израиле. Известен в России как автор исторических очерков, научно-популярных статей и повестей, посвященных библейской истории. В Израиле приобрёл широкую известность как мастер политического интервью, а также как автор целого ряда журналистских расследований на криминальные и злободневные темы.

Пётр Люкимсон автор увлекательных биографий известных библейских и античных персонажей: трёх легендарных правителей – Ирода Великого, Давида и Соломона, а также пророка Моисея, историка Иосифа Флавия, философа Бенедикта Спинозы, братьев Нобелей и основателя психоанализа – Зигмунда Фрейда. Однако наибольшей известностью и популярностью среди всех книг Петра Люкимсона пользуется биография Салах ад-Дина.

Альбер Шамдор – известный французский историк, археолог и египтолог середины ХХ века. Наиболее известные его произведения о египетской Книге Мёртвых, археологии Пальмиры, Александрии и Вавилона. Несмотря на то, что биография Саладина изложена Шамдором с позиции современного приверженца католицизма, данный труд дополняет другие источники многочисленными малоизвестными фактами жизни, военной и политической деятельности прославленного ближневосточного средневекового правителя.

Абу-ль-Махасин Баха ад-Дин Юсуф ибн Рафи ибн Тамим (1145-1234) – средневековый курдский историк, богослов, биограф, сочинитель, биограф, мусульманский правовед, более известный как Баха ад-Дин («Светоч Религии»). К своему 45-летию он заслужил репутацию образцового правоверного мусульманина, жившего по канонам ислама, совершившего хадж в Мекку и посетившего все священные для мусульман места в Палестине.

Баха ад-Дин был не только биографом Салах ад-Дина, но и его личным советником, а также духовным наставником. Кроме того, Баха ад-Дин преподавал в престижном медресе Мосула, занимал должности кади (верховного судьи по гражданским и религиозным делам) и кади ал-аскар (верховного военного судьи в войске Саладина). Юсуф ибн Рафи ибн Шаддад подарил Салах ад-Дину книгу о важности ведения священной войны с неверными.

Баха ад-Дин лично сопровождал Саладина во время его последних военных походов, а потому его труд «Жизнь Салах ад-Дина», известный западному и российскому читателю под названием «Саладин: Победитель крестоносцев», представляет собой очень важную историческую ценность. Баха ад-Дин, как ближайший советник султана, был в курсе многих не только военных, но и политических дел последних лет жизни Саладина.

Впрочем, назвать его беспристрастным биографом нельзя, ведь труд Бахи ад-Дина – это панегирик Саладина, который предстает перед читателем практически идеальным правителем и почти безгрешным мусульманином. Помимо биографии Салах ад-Дина, перу Бахи ад-Дина принадлежат труды по истории Халеба, а также трёхтомник по мусульманскому праву (фикху).

-7

Полностью прочесть все публикации цикла «ХРОНИКИ ТРЕТЬЕГО КРЕСТОВОГО ПОХОДА» можно, перейдя по указанным ссылкам:

Часть 1-я. Окончательный раскол христианской коалиции

Часть 2-я. Филипп II навсегда покидает Святую Землю

Часть 3-я. Трагическая участь заложников Акры

Часть 4-я. О жестокости Ричарда I и печальной судьбе Истинного Креста Господня

Часть 5-я. Марш на Яффу

Часть 6-я. Предварительные репетиции масштабной бойни

Часть 7-я. Кризис стратегии Салах ад-Дина

Часть 8-я. Битва при Арсуфе (начало)

Часть 9-я. Битва при Арсуфе (окончание)

Часть 10-я. Новые амплуа: Ричард – нерешительный медлитель, Саладин – суровый разрушитель городов

Часть 11-я. Очередные опасные приключения и дипломатические авантюры английского монарха

Часть 12-я. Священная миссия невыполнима?..

Часть 13-я. Следствие по делу об убийстве Конрада Монферратского

Часть 14-я. Счастливое разрешение династических неурядиц Иерусалимского королевства

Часть 15-я. Правитель «Туманного Альбиона» вновь берётся за меч

Часть 16-я. Последний опасный прыжок Английского Льва

Часть 17-я. Запоздалые поиски истины или почему не состоялась осада Иерусалима

Часть 18-я. Салах ад-Дин переходит в контрнаступление

Часть 19-я. Король Англии по-прежнему грозен, могуч, безрассудно отважен и непобедим

Часть 20-я. И один в поле несокрушимый воин, если это Ричард I Плантагенет

Часть 21-я. Мир долгожданный, мир окончательный

Часть 22-я. Эпилог

Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников Яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.

Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.

Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!

ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)