Продолжение. С предыдущей публикацией данного цикла можно ознакомиться, перейдя по этой ссылке
Французский король покинул Святую Землю, а прежде непримиримые династические соперники – Ги де Лузиньян и Конрад Монферратский сумели за столом переговоров, действуя как цивилизованные дипломаты, договориться о дальнейшей судьбе иерусалимской короны. Ричард I официально стал главным лидером похода и главнокомандующим объединенным крестоносным войском.
Казалось, что теперь христианская армия имеет все основания покинуть Акру и приступить к исполнению главной своей миссии – освобождению Иерусалима. Однако после отъезда Филиппа II и определения дальнейшей судьбы Иерусалимского королевства крестоносцам пришлось задержаться в Акре ещё на три недели.
Причиной тому стало стремление Ричарда хотя бы отчасти разрешить извечную экономическую проблему – постоянную нехватку денежных средств, а также дипломатическое противостояние, неожиданно возникшее между королём Англии и Салах ад-Дином. В обоих случаях речь шла об исполнении договоренностей, достигнутых противоборствующими сторонами накануне капитуляции Акры.
Согласно условиям договора, 12 августа 1191 года ближневосточному владыке надлежало отпустить на свободу 1600 христианских пленников (несколько сотен из них были названы поимённо), возвратить крестоносцам Святой Истинный Крест Господень, а также выплатить 200 000 золотых динаров. В свою очередь предводители латинян отпускали из Акры всех заложников из числа местных жителей и воинов капитулировавшего гарнизона.
2 августа (за десять дней до обозначенного срока) к Ричарду прибыло посольство от Саладина с просьбой частично изменить схему исполнения обязательств. В связи с тем, что султан явно не успевал к указанному дню собрать всю требуемую сумму, правитель Сирии, Египта и Палестины предложил новый вариант обмена.
Общая сумма выкупа, количество отпускаемых из мусульманской неволи пленников и факт возвращения Истинного Креста оставались неизменными. Менялись только сроки выплаты денег. 12 августа Ричард и его ближайшие соратники получали 100 000 золотых монет и Истинный Крест Господень, а 1600 христианских невольников и узников обретали долгожданную свободу. Оставшиеся 100 000 золотых динаров Саладин обязался выплатить в два этапа при первой же возможности, но не позднее трёх месяцев с момента передачи первой половины общей суммы выкупа[1].
В знак искренности своих намерений и нерушимости данного им слова чести исламского правителя Салах ад-Дин отдал распоряжение своим людям продемонстрировать иерусалимским священникам Истинный Крест Господень, чтобы те убедились в том, что главная христианская святыня находится в целости и сохранности в ставке ближневосточного владыки[2].
Баха ад-Дин – главный мусульманский летописец событий Третьего крестового похода, личный духовник, один из доверенных советников султана и непосредственный очевидец событий в своём главном фундаментальном труде подтверждает факт показа христианской делегации священной реликвии: «Крест был им [католическим священникам и послам Ричарда] показан, и когда они его увидели, то проявили наиглубочайшее благоговение, простершись перед ним на земле так, что их лица уткнулись в пыль, и раболепно кланяясь ему»[3].
Львиное Сердце согласился на предложенный султаном вариант. Дело в том, что на тот момент английский король не мог в полном объёме исполнить свою часть сделки, поскольку Конрад Монферратский категорически отказывался предоставить Ричарду мусульманских заложников, которых он получил от Филиппа II в день его отплытия из Тира.
Потребовалось личное вмешательство герцога Бургундии, вставшего на сторону правителя «Туманного Альбиона», а также угрозы самого Ричарда, обещавшего силой оружия забрать у дерзкого маркиза сарацинских невольников, полученных им в качестве неосмотрительного «подарка» со стороны излишне щедрого Филиппа.
Заложники, доставшиеся французскому монарху, а затем «подаренные» Конраду Монферратскому, оказались в распоряжении Ричарда к исходу 9 августа. Король Англии был полностью готов к обмену, но в назначенный срок – 12 августа первый этап двухсторонней сделки так и не состоялся.
Согласно сведениям латинских хронистов наибольшее разочарование у крестоносцев и священников вызвал тот факт, что Салах ад-Дин не вернул Истинный Крест: «Прелаты, священники и всё духовенство, разоблачившись и разувшись, вышли из города [Акры] в великом благоговении и пошли к тому месту, которое назначил им Саладин. Когда они пришли туда, они были уверены, что Саладин вернет им Святой Крест и исполнит свое обещание, которому они поверили… Однако они оказались обмануты. Великая печаль восстала среди христиан, и много слез пролито было в тот день»[4].
Саладин через своих послов попросил отсрочки, мотивируя свою просьбу прежними аргументами: для сбора недостающей части выкупа требуется время, а кроме того, ещё не все христианские пленники, чьи имена были названы в отдельном списке, доставлены в мусульманский лагерь.
Следует отметить, что некоторые невольники-крестоносцы, плененные задолго до осады Акры, находились далеко от предместий Акры – в Египте, Сирии или Месопотамии. Для того чтобы отыскать их и доставить в ставку Салах ад-Дина также требовалось время и немалое.
Терпение и терпеливость никогда не были главными чертами характера Ричарда. Он согласился перенести срок исполнения первой части сделки всего лишь на неделю. Посланников султана предупредили, что на сороковой день с момента заключения договора – 20 августа Салах ад-Дин обязан выплатить 100 000 золотых динаров, выпустить на свободу 1600 христианских пленников и вернуть Истинный Крест Господень.
Известный средневековый хронист Бернард Казначей – автор фундаментального труда «История завоевания заморской земли», охватывающего эпоху Крестовых походов с 1090 по 1275 годы, описывает поведение ближневосточного исламского правителя и ответную реакцию Львиного Сердца следующим образом:
«Когда наступил тот день [2 августа], в который Саладин должен был выдать Святой Крест королю и заплатить выкуп за эмиров, находившихся в Акре, султан просил короля [Ричарда] назначить ему другой день, так как он не успел еще приготовить всего; король согласился. Когда наступил и этот день [12 августа], Саладин опять ничего не прислал, и просил новой отсрочки. Король рассердился, видя, что султан обманывает его таким образом; он назначил ему снова день [20 августа] и объявил, что если он не представит всего, что должен представить, то всем сарацинам, находящимся в Акре, будет отрублена голова»[5].
Однако чем ближе становился день выплаты первой части выкупа, тем сильнее возрастали между королём и султаном взаимные подозрительность и недоверие. Ближний круг Салах ад-Дина настойчиво внушал своему повелителю мысль о том, что, получив выкуп, аль-Малик Рик (так мусульмане именовали Ричарда в начале похода) запросто обманет их и не выпустит на свободу всех пленных.
В свою очередь предводители крестоносцев практически не сомневались, что Саладин вообще не намеревается платить и исполнять условия договора, а потому сознательно затягивает время, стремясь стянуть в свою ставку дополнительные силы и последующего перехода в наступление с целью отвоевать Акру обратно.
Согласно версии Бахи ад-Дина и нескольких других арабских хронистов, 12 августа в ставке Саладина произошла последняя официальная встреча султана с посланниками Ричарда. Правитель Сирии, Египта и Палестины ввиду отсутствия нескольких пленников из поименного списка, а также в связи с тем, что в наличии у него имелось только половина общей суммы выкупа, предложил два варианта обмена.
Вариант первый: Салах ад-Дин передаёт крестоносцам 100 000 золотых динаров, всех пленных христиан, которых удалось к тому моменту доставить в предместья Акры, а также Истинный Крест Господень. В свою очередь Ричард выпускает на свободу всех пленников и заложников, взятых в Акре. Оставшиеся 100 000 золотых монет султан обещал выплатить в ближайшее время, а заодно доставить в Акру всех живых пленников, находившихся в дальних уголках его владений.
Гарантией исполнения данного обязательства послужит слово чести правоверного мусульманина и всемогущего правителя Ближнего Востока. Кроме того, Саладин был готов тотчас отправить в Акру знатных заложников, которые будут находиться в руках Ричарда до полной уплаты всего выкупа и обретения свободы христианскими невольниками.
Вариант второй: султан передаёт крестоносцам 100 000 золотых динаров, всех имевшихся на тот момент у него пленных христиан, а также Истинный Крест Господень. В свою очередь Ричард выпускает на свободу половину пленников и заложников, взятых в Акре. Далее предводители похода направляют в лагерь Саладина заложников из числа знати. Им предстоит находиться в ставке султана до тех пор, пока Салах ад-Дин не выплатит оставшиеся 100 000 динаров золотом, а Ричард, в свою очередь, не выпустит на свободу вторую половину мусульман, находящихся в его плену[6].
Даже по меркам эпохи Высокого (Классического) Средневековья предложения (не требования, как это указывается в некоторых источниках) Салах ад-Дина выглядят вполне умеренными, логичными и приемлемыми для обеих сторон. Также вполне обоснованным и естественным выглядит стремление султана заручиться весомыми гарантиями того, что после исполнения им первой части сделки крестоносцы не нарушат своё слово, как это случалось неоднократно в предшествующие годы.
Однако, даже не советуясь с королём Англии, герцогом Бургундии и другими предводителями похода, посланники дали Салах ад-Дину категоричный и однозначный ответ: «Мы не сделаем ни того, ни другого [отвергаем оба варианта]. Пришлите нам выплату, срок которой настал, и примите нашу торжественную клятву в том, что ваши товарищи будут вам возвращены»[7].
Иными словами, Саладину надлежало отдать половину выкупа, практически всех пленных христиан и Истинный Крест, а взамен получить только торжественную клятву уполномоченных представителей Ричарда, что как только он – султан выплатит оставшиеся 100 000 золотых динаров, всех мусульманских заложников освободят; но до той поры ни один житель или защитник Акры не получит свободы.
Разумеется, Салах ад-Дин отказался от крайне невыгодного предложения, обеспеченного эфемерными гарантиями, и больше походившего на ультиматум, чем на сделку двух равных по статусу переговорщиков. Баха ад-Дин свидетельствует: «Султан отверг это предложение, ибо знал, что если он отдаст им [крестоносцам] деньги, крест и пленных, а наши люди останутся в плену у франков, то не будет никакой уверенности в том, что враг не совершит вероломно предательства, которое нанесло бы тяжкий удар по Исламу»[8].
Таким образом, высокие договаривающиеся стороны взаимно отвергли предложенные друг другу варианты исполнения условий договора, заключенного 12 июля. В дальнейшем официальных переговоров и встреч между крестоносцами и Салах ад-Дином или его людьми не было. Подобное развитие событий в глазах Ричарда де-юре возвращало противоборствующие стороны к исходным условиям договора, срок исполнения которого истекал 20 августа 1191 года.
И вот наступил этот долгожданный и одновременно роковой день. В полдень Ричарду наблюдатели сообщили, что со стороны Саладина не наблюдается никаких намёков на готовность приступить к исполнению сделки. Заранее условленное место, на котором планировалось произвести обмен пленниками, а также осуществить пересчёт выкупа, было абсолютно пустым.
И тридцать, и даже сорок суток, отпущенных предводителями христианского войска на исполнение взятых на себя обязательств Саладином, истекли. Поскольку султан отверг предложения лидеров похода, выдвинув взамен неприемлемые для христиан условия, Ричард, оценивая ситуацию с позиций средневековой международной дипломатии и юриспруденции, счёл ближневосточного правителя нарушителем договора, заключенного 12 июля, и отсрочки, предоставленной ему до полудня 20 августа.
Львиное Сердце счёл себя вправе сурово наказать Саладина за его упрямство, попытку тянуть время, ища собственную выгоду, а также за нарушение условий договора и неисполнение взятых на себя обязательств. Правитель «Туманного Альбиона» приказал казнить всех пленников и заложников, находившихся на тот момент в Акре.
Следует отметить, что решение обезглавить мусульман, за которых выкуп не был получен в установленный срок, Ричард принял отнюдь не единолично, а также не по наитию, не будучи охваченным приступом безумного гнева и неконтролируемой ярости, как это часто преподносят некоторые авторы.
Решение об умерщвлении заложников Акры в случае отказа Саладина платить точно в срок по всем своим счетам и обязательствам было принято 18 или 19 августа на расширенном королевском военном совете, на котором присутствовали все лидеры крестоносцев за исключением Конрада Монферратского[9].
Среди средневековых хронистов, более поздних авторов и современных историков существуют незначительные расхождения относительно общей численности мусульман, казненных 20 августа 1191 года близ городской черты Акры. Наименьшую цифру – 2000 человек называют выдающийся советский академик-медиевист и византинист Фёдор Иванович Успенский, а также известный немецкий исследователь эпохи Крестовых походов Бернгард фон Куглер[10].
Наибольшее количество жертв жестокого произвола крестоносцев приводит в своих трудах Баха ад-Дин – «более трёх тысяч человек»[11]. Французский арабист и востоковед Альбер Шамдор в одном из своих трудов пишет о трёх тысячах «обнаженных мусульман, и мужчин, и женщин, связанных между собой верёвками», которые были казнены в поле близ Акры по приказу Ричарда[12].
Все остальные авторы, упомянутые в данной публикации, а также те историки, чьи произведения указаны в ссылках и примечаниях, придерживаются мнения о том, что на казнь были осуждены 2700 жителей Акры и воинов её гарнизона. Известный британский профессор-медиевист и специалист по эпохе Крестовых походов Стивен Рансимен в одной из своих книг указывает, что среди казненных мусульман были не только мужчины, но также женщины и дети[13].
Сам Ричард в своём послании аббату Клерво, написанном на латинском языке 1 октября 1191 года, сообщал следующие подробности казни: «…из всех сарацин, находящихся у нас под стражей, примерно 2600, среди которых не было женщин, были выведены за город и нами умерщвлены»[14].
Самые разные подробности и детали казни сохранились в первоисточниках, как латинских, так и в мусульманских. Для того чтобы воссоздать наиболее достоверную картину произошедшего, ознакомимся с трудами непосредственных очевидцев казни, а также тех средневековых авторов, которые зафиксировали в своих хрониках воспоминания свидетелей кровавой драмы.
Амбруаз Нормандский[15]: «Был отдан приказ отрубить головы заложникам, за исключением наиболее знатных среди них, которых можно было обменять на пленных христиан. Король Ричард I, всегда готовый истреблять сарацин, не признававший закон Магомета и ратуя за веру Христову, повелел вывести из города 2700 заложников и обезглавить. Что и было исполнено незамедлительно. Находившиеся на службе короля поспешили выполнить его повеление, и благодаря Божьей милости они отомстили так за христиан, которых эти пленные убили из луков [во время осады Акры]»[16].
Анонимный Продолжатель Гийома Тирского: «Он [Ричард] повелел, чтобы вывели тех сарацин, которые достались ему как его доля [при разделе пленных и заложников Акры]. ‹…›Когда же их [мусульман] привели, он велел их выстроить в виду двух армий, христианской и сарацинской. И их построили так, чтобы сарацинам их было хорошо видно. Король [английский] тотчас же приказал, чтобы всем им отрубили головы и сделали это дерзко, напоказ. И со связанными руками они были умерщвлены на виду у сарацин»[17].
Бернард Казначей: «Когда наступил назначенный срок [20 августа], султан опять ничего не сделал [не выполнил условия сделки]. После того король [Ричард Львиное Сердце] приказал взять сарацин, кроме эмиров, и отвести их в укрепление Акры, где им отрубили головы. Он пощадил эмиров, потому что война не была еще окончена, и с целью обмена, если попадется в плен какой-нибудь барон»[18].
Баха ад-Дин: «Во вторник, 27-й день месяца ражаб [20 августа 1191 года], в четыре часа пополудни король [Ричард I] выступил из лагеря со всей армией франков – пехотой, конницей и легковооруженными воинами – и прошел до источников у подножья холма аль-Айадийа, куда заранее были доставлены его шатры. Как только франки вышли на середину равнины между этим холмом и Талль-Кийсаном, где стоял авангард султана. Они [крестоносцы] вывели мусульманских пленников, которым в тот день Аллахом было суждено принять мученическую смерть, общим числом более трех тысяч человек. Все они были связаны веревками. Франки дружно налетели на них и хладнокровно истребили их мечами и копьями»[19].
Поскольку казнь была публичной и проводилась специально на открытом и ровном пространстве, воины передовых аванпостов Салах ад-Дина, конные разведывательные разъезды и наблюдатели с окрестных высот, увидели происходящее, всполошив лагерь султана.
Сотни исламских воинов, не дожидаясь приказов своих командиров, бросились на выручку единоверцев. Действия мусульман были слишком хаотичными, эмоциональными, порывистыми и отчаянными. Стараясь пробиться к месту массовой расправы, воины ближневосточного владыки атаковали позиции крестоносцев разобщёно или малыми группами, не координируя и не согласовывая свои совместные действия.
Ричард предугадал вероятные ответные ходы противника, а потому заблаговременно расставил плотным кольцом вокруг места экзекуции конные отряды тяжёлой кавалерии и стрелков – арбалетчиков и лучников. Крестоносцы действовали хладнокровно и умело, отразив все сумбурные попытки сарацин пробиться к своим собратьям, обречённым на смерть.
Массовая казнь, сочетавшая в себе отсечение голов, а также умерщвление посредством мощных разящих ударов копий и мечей, нанесенных в грудную клетку или живот, продолжалась до наступления вечерних сумерек. На закате кровавая бойня, изрядно утомившая палачей и притупившая лезвия их оружия, завершилась.
Крестоносцы удалились в Акру, оставив после себя порядка 2600-2700 обезглавленных и изувеченных мёртвых тел. Чуть позже люди Саладина собрали своих казненных соратников и собратьев по вере, отвезли на мусульманские близлежащие кладбища и похоронили согласно канонам исламской религии как правоверных мусульманских мучеников.
ПРИМЕЧАНИЯ:
[1] - Рансимен С. Королевство Акры и поздние крестовые походы. Последние крестоносцы на Святой земле / Пер. с англ. Т. М. Шуликовой. – М.: ЗАО «Центрполиграф», 2020. С. 54;
- Баха ад-Дин Абу-л-Махасин Йусуф ибн Рафии ибн Тамим. Саладин: Победитель крестоносцев / Пер. с араб. – СПб.: Диля, 2024. С. 274.
- Эсбридж Т. Крестовые походы. Войны Средневековья за Святую землю / Пер. с англ. Л. А. Игоревского. – М.: ЗАО «Центрполиграф», 2013. С. 440;
- Лейн-Пул С. Саладин. Всемогущий султан и победитель крестоносцев. / Пер. с англ. В. С. Мухина. – М.: Центрполиграф, 2020. С. 233;
- Шамдор А. Саладин: благородный герой ислама / Пер. с французского Кулешова Е. В. – СПб.: Евразия, 2018. С. 289.
[2] - Рансимен С. Королевство Акры и поздние крестовые походы. Последние крестоносцы на Святой земле / Пер. с англ. Т. М. Шуликовой. – М.: ЗАО «Центрполиграф», 2020. С. 54.
[3] - Баха ад-Дин Абу-л-Махасин Йусуф ибн Рафии ибн Тамим. Саладин: Победитель крестоносцев / Пер. с араб. – СПб.: Диля, 2024. С. 274.
[4] - Перну Р. Ричард Львиное Сердце / Режин Перну; науч. ред. А. П. Левандовский, В. Д. Балакин; вступ. ст. А. П. Левандовского; пер. с фр. А. Г. Кавтаскина. – М.: Молодая гвардия, 2009. С. 136.
[5] - История Средних веков. Крестовые походы (1096-1291 гг.) / Сост. Стасюлевич М. М. – СПб: «ООО Издательство „Полигон“»; – М.: ООО «Издательство „АСТ“», 2001. С. 397.
[6] - Баха ад-Дин Абу-л-Махасин Йусуф ибн Рафии ибн Тамим. Саладин: Победитель крестоносцев / Пер. с араб. – СПб.: Диля, 2024. С. 275;
- Рансимен С. Королевство Акры и поздние крестовые походы. Последние крестоносцы на Святой земле / Пер. с англ. Т. М. Шуликовой. – М.: ЗАО «Центрполиграф», 2020. С. 54-55.
- Лейн-Пул С. Саладин. Всемогущий султан и победитель крестоносцев. / Пер. с англ. В. С. Мухина. – М.: Центрполиграф, 2020. С. 233;
- Шамдор А. Саладин: благородный герой ислама / Пер. с французского Кулешова Е. В. – СПб.: Евразия, 2018. С. 289;
- Эсбридж Т. Крестовые походы. Войны Средневековья за Святую землю / Пер. с англ. Л. А. Игоревского. – М.: ЗАО «Центрполиграф», 2013. С. 441.
[7] - Баха ад-Дин Абу-л-Махасин Йусуф ибн Рафии ибн Тамим. Саладин: Победитель крестоносцев / Пер. с араб. – СПб.: Диля, 2024. С. 275;
- Рансимен С. Королевство Акры и поздние крестовые походы. Последние крестоносцы на Святой земле / Пер. с англ. Т. М. Шуликовой. – М.: ЗАО «Центрполиграф», 2020. С. 55;
- Лейн-Пул С. Саладин. Всемогущий султан и победитель крестоносцев. / Пер. с англ. В. С. Мухина. – М.: Центрполиграф, 2020. С. 233;
- Люкимсон П. Е.Саладин / Петр Люкимсон; послесл. Ч. Гусейнова. – М.: Молодая гвардия, 2016. С. 253-254.
[8] - Баха ад-Дин Абу-л-Махасин Йусуф ибн Рафии ибн Тамим. Саладин: Победитель крестоносцев / Пер. с араб. – СПб.: Диля, 2024. С. 275.
[9] - Грановский А. В. Крестовые походы: в 2-х тт. Том 1. – СПб.: Изд-во «ДМИТРИЙ БУЛАНИН», 2013. С. 442;
- Мишо Ж.-Ф. История Крестовых походов / Перевод, составление и научная редакция А. П. Левандовского. – М.: Вече, 2005. С. 183.
- Люкимсон П. Е. Саладин / Петр Люкимсон; послесл. Ч. Гусейнова. – М.: Молодая гвардия, 2016. С. 254.
- Краевский А. А. Рыцарь с сердцем льва: роман-эссе / Андрей Краевский. – М.: НП ИД «Русская панорама», 2007. С. 87.
[10] - Успенский Ф. И. История Крестовых походов. – СПб.: Евразия, 2000. С. 163.
- Куглер Б. История крестовых походов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. С. 291.
[11] - Баха ад-Дин Абу-л-Махасин Йусуф ибн Рафии ибн Тамим. Саладин: Победитель крестоносцев / Пер. с араб. – СПб.: Диля, 2024. С. 276.
[12] - Шамдор А. Саладин: благородный герой ислама / Пер. с французского Кулешова Е. В. – СПб.: Евразия, 2018. С. 290.
[13] - Рансимен С. Королевство Акры и поздние крестовые походы. Последние крестоносцы на Святой земле / Пер. с англ. Т. М. Шуликовой. – М.: ЗАО «Центрполиграф», 2020. С. 55.
[14] - Кесслер У. Ричард I Львиное Сердце: Король. Крестоносец. Авантюрист / Пер. с нем. С. А. Прилипского. – Харьков: Фолио; Ростов н/Д: Феникс, 1997. С. 216.
[15] - Амбруаз Нормандский (? – после 1195/1196) – известный в кругах историков-медиевистов хронист, менестрель и трувер. Уроженец Нормандии. В Третий крестовый поход отправился в качестве простого воина. Благодаря своей рифмованной хронике «История Священной войны» (лат. «Estoire de la Guerre Sainte»), сохранившейся до наших дней, Амбруаз стал одним из главных летописцев Третьего крестового похода и одним из немногих прижизненных биографов короля Ричарда I Львиное Сердце.
«История Священной войны» состоит из 12 313 (в других редакциях – 12 352) стихов. Хроника охватывает события от взятия Иерусалима в октябре 1187 года войсками Саладина и вплоть до освобождения Ричарда I из австрийского плена в феврале 1194 года. Поэтическое повествование Амбруаза отличают предельная хронологическая точность, честное отображение событий, свидетелем которых он был лично, а также высокая степень литературного мастерства. При этом отмечается заметная наивность автора в политических вопросах, слабая осведомленность в вопросах военного дела и предвзятое негативное отношение к недругам Ричарда Львиное Сердце из числа лидеров крестоносного движения.
[16] - Лейн-Пул С. Саладин. Всемогущий султан и победитель крестоносцев. / Пер. с англ. В. С. Мухина. – М.: Центрполиграф, 2020. С. 234.
[17] - Перну Р. Ричард Львиное Сердце / Режин Перну; науч. ред. А. П. Левандовский, В. Д. Балакин; вступ. ст. А. П. Левандовского; пер. с фр. А. Г. Кавтаскина. – М.: Молодая гвардия, 2009. С. 137.
[18] - История Средних веков. Крестовые походы (1096-1291 гг.) / Сост. Стасюлевич М. М. – СПб: «ООО Издательство „Полигон“»; – М.: ООО «Издательство „АСТ“», 2001. С. 397.
[19] - Баха ад-Дин Абу-л-Махасин Йусуф ибн Рафии ибн Тамим. Саладин: Победитель крестоносцев / Пер. с араб. – СПб.: Диля, 2024. С. 276.
В данной публикации использованы ссылки на произведения средневековых, более поздних и современных отечественных и зарубежных авторов, имеющих заслуженный авторитет, широкое общественное и научное признание, таких как:
Жан Флори (1936-2018) – известный французский историк-медиевист, доктор филологических и гуманитарных наук, директор Центра высших исследований средневековой цивилизации при университете Пуатье. Является признанным специалистом по истории XI-XII веков и аспектам средневековой военной идеологии (рыцарство, Крестовые походы, «Священная война», джихад, эсхатология), а также по вопросам сопоставления насилия и религия в христианстве и исламе.
Жан Флори является автором более двадцати книг, посвященных религиозным войнам и крестовым походам, кроме того является автором нескольких биографий исторических деятелей Средневековья, в том числе Боэмунда Тарентского, Филиппа II Августа, Ричарда Львиное Сердце. Опубликовал свыше 50 работ и монографий по истории средневекового рыцарства.
Джеймс Кокран Стивенсон Рансимен (1903-2000) – известный британский историк-медиевист, византинист. Профессор истории, доктор философских наук, член-корреспондент Британской академии и Американской академии медиевистики, профессор византийского искусства Стамбульского университета. Автор трёх десятков книг, посвященных истории Византии и эпохе Крестовых походов. Главный его фундаментальный труд – трёхтомная «История крестовых походов».
Фёдор Иванович Успенский (1845-1928) – известный российский и советский историк, антрополог, археолог, философ, преподаватель, академик АН СССР, специалист по истории Византии и Средневековья, автор фундаментального трёхтомного труда «История Византийской империи», а также «Истории крестовых походов» – первого в России исторического исследования, посвящённого данной тематике.
Томас Скотт Эсбридж (род. 1969) – доктор истории Лондонского университета королевы Марии. Является автором двух десятков документальных книг по эпохе Крестовых походов, Средневековой Англии и Франции. Эсбридж написал сценарий для документального трехсерийного сериала BBC Two о Крестовых походах.
Михаил Матвеевич Стасюлевич (1826-1911) – русский историк и публицист, экстраординарный профессор всеобщей истории Санкт-Петербургского университета. Основные темы исторических работ Стасюлевича – Древняя Греция и Западная Европа в эпоху Средневековья. В 1863-1865 годах Михаил Матвеевич издал трёхтомный фундаментальный труд «История средних веков, в её источниках и современных писателях».
Стенли Эдвард Лейн-Пул (1854-1931) – известный британский историк, профессор арабистики, востоковед, специалист по истории ислама и средневековой нумизматике. Автор двух десятков исторических исследований и 72 научных статей. Главным предметом его изучения были средневековый Египет, Турция и Палестина, а также исследования отдельных текстов Корана. На русский язык переведены наиболее известные исторические произведения Стенли Лейн-Пула – биография Салах ад-Дина (книги «Саладин. Всемогущий султан и победитель крестоносцев» и «Саладин и падение Иерусалимского королевства»), история берберских пиратов, а также главный фундаментальный труд – «Мусульманские династии. Хронологические и генеалогические таблицы с историческими введениями».
Жозеф Франсуа Мишо (1767-1839) – известный французский историк, один из ведущих медиевистов и специалистов по эпохе Крестовых походов первой половины ХIХ века. Принадлежащая его перу трехтомная «История Крестовых походов» еще при жизни автора заслужила репутацию фундаментальной и обязательной настольной книги каждого, кто интересуется периодом Высокого Средневековья и эпохой Крестовых походов. Мишо с подлинным мастерством художника слова представил многогранную, яркую и увлекательную панораму описываемых им событий, что и сегодня его произведения не утратили своей привлекательности и актуальности.
Бернгард фон Куглер (1837-1898) – ведущий немецкий историк, профессор, специализировавшийся по изучению эпохи Крестовых походов. Его фундаментальный труд – «История крестовых походов» был впервые опубликован в 1875 году. Однако и сегодня эта книга считается среди историков-медиевистов одной из лучших обобщающих работ о крестовых походах.
Абу-ль-Махасин Баха ад-Дин Юсуф ибн Рафи ибн Тамим (1145-1234) – средневековый курдский историк, богослов, биограф, сочинитель, биограф, мусульманский правовед, более известный как Баха ад-Дин («Светоч Религии»). К своему 45-летию он заслужил репутацию образцового правоверного мусульманина, жившего по канонам ислама, совершившего хадж в Мекку и посетившего все священные для мусульман места в Палестине.
Баха ад-Дин был не только биографом Салах ад-Дина, но и его личным советником, а также духовным наставником. Кроме того, Баха ад-Дин преподавал в престижном медресе Мосула, занимал должности кади (верховного судьи по гражданским и религиозным делам) и кади ал-аскар (верховного военного судьи в войске Саладина). Юсуф ибн Рафи ибн Шаддад подарил Салах ад-Дину книгу о важности ведения священной войны с неверными.
Баха ад-Дин лично сопровождал Саладина во время его последних военных походов, а потому его труд «Жизнь Салах ад-Дина», известный западному и российскому читателю под названием «Саладин: Победитель крестоносцев», представляет собой очень важную историческую ценность. Баха ад-Дин, как ближайший советник султана, был в курсе многих не только военных, но и политических дел последних лет жизни Саладина.
Впрочем, назвать его беспристрастным биографом нельзя, ведь труд Бахи ад-Дина – это панегирик Саладина, который предстает перед читателем практически идеальным правителем и почти безгрешным мусульманином. Помимо биографии Салах ад-Дина, перу Бахи ад-Дина принадлежат труды по истории Халеба, а также трёхтомник по мусульманскому праву (фикху).
Режин Перну (1909-1998) – одна из самых известных и популярных французских писательниц ХХ века, признанный историк-медиевист, доктор филологии, основатель исследовательского центра Жанны д’Арк в Орлеане. Из-под её пера вышли более 20 книг по истории Средневековья, в том числе монографии по эпохе Крестовых походов, а также увлекательное жизнеописание подвигов и приключений английского короля Ричарда I Львиное Сердце.
Альбер Шамдор – известный французский историк, археолог и египтолог середины ХХ века. Наиболее известные его произведения о египетской Книге Мёртвых, археологии Пальмиры, Александрии и Вавилона. Несмотря на то, что биография Саладина изложена Шамдором с позиции современного приверженца католицизма, данный труд дополняет другие источники многочисленными малоизвестными фактами жизни, военной и политической деятельности прославленного ближневосточного средневекового правителя.
Александр Владимирович Грановский (род. 1950) – современный российский прозаик и публицист, главный редактор главный редактор альманаха «Золотой Пегас». В последние годы специализируется на документальной исторической прозе, посвященной эпохе Крестовых походов. Наиболее известными его фундаментальными трудами по данной теме являются подробнейшее двухтомное историческое исследование «Крестовые походы», а также документальная биография «История короля Ричарда I Львиное Сердце».
Андрей Александрович Краевский (род. 1950) – российский писатель, историк, педагог; член Союза российских писателей. Автор многочисленных эссе, рассказов и очерков на темы отечественной и всеобщей мировой истории. Наиболее известными произведениями Андрея Краевского являются биографии, написанные в жанре эссе и посвященные жизнеописаниям величайшего античного завоевателя Александра Македонского, легендарного мифического героя Ахилла и английского короля Ричарда І Львиное Сердце.
Полностью прочесть все публикации цикла «ХРОНИКИ ТРЕТЬЕГО КРЕСТОВОГО ПОХОДА» можно, перейдя по указанным ссылкам:
Часть 1-я. Окончательный раскол христианской коалиции
Часть 2-я. Филипп II навсегда покидает Святую Землю
Часть 3-я. Трагическая участь заложников Акры
Часть 4-я. О жестокости Ричарда I и печальной судьбе Истинного Креста Господня
Часть 5-я. Марш на Яффу
Часть 6-я. Предварительные репетиции масштабной бойни
Часть 7-я. Кризис стратегии Салах ад-Дина
Часть 8-я. Битва при Арсуфе (начало)
Часть 9-я. Битва при Арсуфе (окончание)
Часть 10-я. Новые амплуа: Ричард – нерешительный медлитель, Саладин – суровый разрушитель городов
Часть 11-я. Очередные опасные приключения и дипломатические авантюры английского монарха
Часть 12-я. Священная миссия невыполнима?..
Часть 13-я. Следствие по делу об убийстве Конрада Монферратского
Часть 14-я. Счастливое разрешение династических неурядиц Иерусалимского королевства
Часть 15-я. Правитель «Туманного Альбиона» вновь берётся за меч
Часть 16-я. Последний опасный прыжок Английского Льва
Часть 17-я. Запоздалые поиски истины или почему не состоялась осада Иерусалима
Часть 18-я. Салах ад-Дин переходит в контрнаступление
Часть 19-я. Король Англии по-прежнему грозен, могуч, безрассудно отважен и непобедим
Часть 20-я. И один в поле несокрушимый воин, если это Ричард I Плантагенет
Часть 21-я. Мир долгожданный, мир окончательный
Часть 22-я. Эпилог
Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников Яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.
Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.
Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!
ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)