Найти в Дзене
Generalissimus

Хроники Третьего крестового похода. Часть 8-я. Битва при Арсуфе (начало)

Продолжение. С предыдущей публикацией данного цикла можно ознакомиться, перейдя по этой ссылке После того, как 5 сентября 1191 года переговоры между представителями Ричарда I и Салах ад-Дина прервались, едва начавшись, английский король продолжил движение своей армии на юг по направлению к Яффе. 6 сентября крестоносное воинство миновало Арсуфский лес – густые заросли кустарника и деревьев, произраставших на холмистых возвышенностях, расположенных к северо-востоку от Арсуфа (Арзуфа)[1]. Львиное Сердце и его военные советники опасались, что сарацины подожгут в нескольких местах сухие кустарники и многочисленные засохшие деревья, погибшие из-за чрезмерной жары и длительного отсутствия дождей. Если бы Саладин приказал своим людям организовать несколько крупных очагов возгорания, то у христиан непременно возникли бы существенные проблемы с продвижением вперёд. Помимо высокого риска получения ожогов и отравления дымом пожарищ, крестоносцам пришлось бы делать большую петлю, в юго-восточном на
Оглавление

Продолжение. С предыдущей публикацией данного цикла можно ознакомиться, перейдя по этой ссылке

После того, как 5 сентября 1191 года переговоры между представителями Ричарда I и Салах ад-Дина прервались, едва начавшись, английский король продолжил движение своей армии на юг по направлению к Яффе. 6 сентября крестоносное воинство миновало Арсуфский лес – густые заросли кустарника и деревьев, произраставших на холмистых возвышенностях, расположенных к северо-востоку от Арсуфа (Арзуфа)[1].

Львиное Сердце и его военные советники опасались, что сарацины подожгут в нескольких местах сухие кустарники и многочисленные засохшие деревья, погибшие из-за чрезмерной жары и длительного отсутствия дождей. Если бы Саладин приказал своим людям организовать несколько крупных очагов возгорания, то у христиан непременно возникли бы существенные проблемы с продвижением вперёд.

Помимо высокого риска получения ожогов и отравления дымом пожарищ, крестоносцам пришлось бы делать большую петлю, в юго-восточном направлении, чтобы обойти стороной горящий Арсуфский лес. В этом случае латиняне неизбежно удалялись от береговой полосы, теряя визуальную связь со своим флотом, подвергая свои тылы и левый фланг опасности быть внезапно атакованными во время осуществления обходного манёвра.

В мусульманских первоисточниках нет никаких данных о том, что кто-либо из советников и приближенных Саладина предложил ему применить тактику массированного и заградительного поджога. Напомним, что накануне битвы при Хаттине подобные действия со стороны султана во многом предопределили итоговую победу исламской армии.

Как бы то ни было, весь день 6 сентября – с раннего утра до самого заката ближневосточный владыка и его военачальники провели в приготовлениях к предстоящей генеральной битве. Местом грядущего столкновения двух противоборствующих армий по настоянию военных советников султана и его самых опытных полководцев была избрана песчано-каменистая равнина, простиравшаяся от речки Нахр аль-Фалик[2] до самых северных окраин Арсуфа.

Поле битвы по форме своей напоминало трапецию, основанием которой был практически идеально ровный восьмикилометровый участок побережья Средиземного моря, покрытый песком. Левый край этой трапеции протяженностью около 4 км образовывало сильно заболоченное русло Нахр аль-Фалика.

Основанием трапеции (общая протяженность её составляла около 6 км) являлись западные склоны Наблузских гор, поросших густой растительностью. Приблизительная площадь всей равнины, на просторах которой Салах ад-Дину предстояло остановить дальнейшее продвижение противника, превышала 25 квадратных километров.

Утром 7 сентября 1191 года крестоносное воинство (к величайшей и нескрываемой радости подавляющего большинства христиан) полностью благополучно миновало полузасушливые дебри Арсуфского леса, после чего беспрепятственно перешла по броду через заболоченное низовье Нахр аль-Фалика.

Северные и северо-восточные окраины Арсуфа, которые стали местом масштабного сражения между крестоносцами и армией Салах ад-Дина, произошедшего 7 сентября 1191 года
Северные и северо-восточные окраины Арсуфа, которые стали местом масштабного сражения между крестоносцами и армией Салах ад-Дина, произошедшего 7 сентября 1191 года

Ричард намеревался выстроить свою армию традиционным походным боевым порядком, чтобы проследовать к Арсуфу. Неожиданно английскому королю сообщили радостную для него новость – многотысячное воинство Саладина перекрыло своей густой кавалерийской массой всю равнину, вдоль которой близ берега пролегала дорога, ведущая в Арсуф. Охваченный необыкновенным приливом душевных сил и предвкушением долгожданного эпического ристалища, Львиное Сердце принялся лично формировать боевые порядки.

Оценивая численность противоборствующих сторон, авторы первоисточников, как латинских, так и арабских, многократно завышают истинные цифры. Большинство средневековых хронистов исчисляют силы Салах ад-Дина в 200 и даже 300 тысяч человек, а, говоря о количестве воинов Ричарда, называют свою самую любимую и часто используемую цифру – 100 000[3].

Только в ХХ веке оценки историков стали более реалистичными, но всё равно по большей части они по-прежнему оставались завышенными. Медиевисты первой половины прошлого века склонялись к выводу о том, что в битве при Арсуфе армия Саладина насчитывала порядка 50 000 человек, а крестоносное воинство – около 30 000 бойцов[4].

Наиболее реалистичную численность объединенных крестоносных сил приводит современный британский профессор истории Томас Эсбридж – 15 000 воинов, из которых 1-2 тысячи составляли тяжёлые всадники и рыцари[5]. Что касается мусульманского войска, то наиболее правдоподобную численность его – 25-30 тысяч человек в своих исследованиях указывают французский востоковед и арабист Альбер Шамдор, а также современный израильский историк-медиевист Пётр Ефимович Люкимсон[6].

Современный российский автор – Александр Владимирович Владимирский на страницах своего фундаментального труда, посвященного биографии Салах ад-Дина, приводит наименьшее количество сил, имевшихся в распоряжении ближневосточного исламского правителя – 20 000 воинов[7].

Ричард I выстроил свои войска наиболее оптимальными боевыми порядками, предназначенными для повсеместного отражения масштабных вражеских кавалерийских атак по всему фронту, а также с обоих флангов. На правом крыле, наиболее приближенном к Арсуфу, расположились тамплиеры. Ими руководил Великий магистр Робер де Сабле.

Расположение противоборствующих армий перед началом битвы при Арсуфе. Источник: Лейн-Пул С. Саладин. Всемогущий султан и победитель крестоносцев. / Пер. с англ. В. С. Мухина. – М.: Центрполиграф, 2020. С. 239
Расположение противоборствующих армий перед началом битвы при Арсуфе. Источник: Лейн-Пул С. Саладин. Всемогущий султан и победитель крестоносцев. / Пер. с англ. В. С. Мухина. – М.: Центрполиграф, 2020. С. 239

По левую руку от храмовников стояли бретонцы и крестоносцы графства Анжу. Ещё левее их выстроились контингенты из Аквитании и Пуату, за ними иерусалимские бароны под началом Ги де Лузиньяна и его брата Жоффруа. В центре расположились англичане и нормандцы, а также Ричард со своими телохранителями и отборной рыцарской конницей.

Левое крыло образовывали отряды крестоносцев из Франции и Бургундии под началом герцога Гуго III, далее стояли фламандцы, которых возглавлял прославленный рыцарь Жак д’Авен. На крайнем левом фланге разместились госпитальеры во главе со своим Великим магистром – Гарнье де Наплузом (Наблузом).

Построение всех отрядов и подразделений крестоносцев было одинаковым. В первых рядах разместились, чередуясь, стрелки (арбалетчики и лучники) и копейщики. Во втором ряду стояли спешенные сержанты и тяжеловооруженные пехотинцы. Третий ряд (де-факто – второй эшелон) формировала тяжёлая кавалерия и конные рыцари.

Третий эшелон и последнюю линию обороны образовывал обоз. Телеги, арбы и повозки рассредоточили длиной цепью вдоль берега, доверив охрану имущества и запасов Генриху II Шампанскому, под началом которого были отряды его вассалов, а также германские и итальянские пехотинцы.

Ричард де Темпло – автор средневековой хроники «Маршрут паломников и деяния короля Ричарда» («Itinerarium Peregrinorum et Gesta Regis Ricardi») – важнейшего документального первоисточника, повествующего о событиях Третьего крестового похода, сообщает следующие детали, касающиеся построения боевых порядков крестоносцев:

«Король Ричард I, весьма опытный в военном искусстве, расположил отряды согласно заранее намеченному плану, поставив в авангарде лучших воинов, а в арьергарде – подкрепления и обозы. Всего он образовал двенадцать конных рыцарских отрядов. А всё войско поделил на пять отрядов; в каждом из них были бойцы с большим опытом войны, лучше которых не было на свете, и в чьих сердцах была крепкая вера в Бога»[8].

Для наиболее оптимального управления войсками в разгар побоища, когда тучи пыли скрывали от военачальников удаленные участки битвы, а неимоверный лязг и грохот заглушал самые громкие крики, Ричард привлёк лучших трубачей. Наиболее опытных и громогласных шестерых военных горнистов, способных выдувать из своих боевых труб самые громкие звуки, английский король подвое расположил в центре и по флангам.

Все кавалерийские командиры были заранее оповещены, что в контратаку против сарацин следует переходить только после подачи звукового сигнала трубачей, непременно сообща – всем подразделением. Пехотинцам, услышав звуки труб, по команде своих капитанов следовало организовано и дружно расступиться в стороны, чтобы конные рыцари, оруженосцы и сержанты могли выдвинуться на исходные позиции – вперёд общего строя.

Атаку против магометан тяжёлой крестоносной кавалерии надлежало проводить в строгом взаимодействии с соседями, плавно набирая разгон, сохраняя при этом боевой строй и дисциплину, а также не поддаваясь на провокации мусульман, которые непременно будут всеми способами стараться завлечь христиан в засадную ловушку своим притворным отступлением.

Ричард Львиное Сердце произносит молитву перед началом сражения. Изображение современного художника. Источник: https://yandex.ru/images/
Ричард Львиное Сердце произносит молитву перед началом сражения. Изображение современного художника. Источник: https://yandex.ru/images/

Салах ад-Дин разделил свои наличные силы на три корпуса: центр и два крыла – правое и левое. Судя по отрывочным сведениям первоисточников, на флангах исламской армии разместилась исключительно кавалерия. В центре в первом ряду находились конные лучники, а во втором – пехотинцы. Личная гвардия султана, его стражники и телохранители являлись резервом, который ближневосточный владыка планировал использовать в переломные моменты сражения.

Едва Ричард и герцог Бургундский проскакали вдоль рядов крестоносных боевых порядков, выкрикивая слова воодушевляющей речи, как мусульмане устремились в атаку. Согласно сведениям хронистов сражение при Арсуфе началось около 10 часов утра.

Баха ад-Дин – главный арабский летописец событий Третьего крестового похода и непосредственный участник битвы весьма подробно и обстоятельно зафиксировал на страницах своего труда сведения о том, как развивались первые минуты решающего столкновения двух противоборствующих армий:

«Стрелки наши, выдвинутые каждым подразделением, вышли первыми и обрушили град стрел на врага [крестоносцев], который приближался к рощам и садам Арсуфа. Мусульманские войска досаждали неприятелю со всех сторон. Половина их, ведомая султаном, шла в наступление, а другая оставалась на месте, готовая прикрыть их в случае отступления. Они [воины Саладина] яростно атаковали врага; стрелки сеяли смерть и раны. Врагу пришлось поспешить вперед, чтобы постараться достигнуть такого места, где он мог бы остановиться и разбить лагерь, а затем неприятель обнаружил, что находится в самом уязвимом положении и в полном нашем распоряжении»[9].

Гораздо более впечатляющее, эффектное, красочное и поражающее воображение повествование о начале сражения содержится в хронике «Itinerarium Peregrinorum et Gesta Regis Ricardi», ранее упоминавшийся в сегодняшней публикации: «…сарацины числом 10 000 человек, устремились на наших людей, меча дротики и стреляя из луков, производя чудовищный шум и издавая пронзительные крики. За ними появились люди-демоны, с очень черной кожей, и, видимо, по этой причине они получили прозвище nigreduli.

Затем подбежали сарацины, которые живут в пустыне и которых называют бедуинами; дикие, чернее ночи, они передвигаются пешком, вооружены луками и круглыми щитами, они легки на ногу и отчаянные бойцы. И кроме этих воинов можно было видеть на гладкой равнине хорошо экипированные фаланги магометан со знаменами, значками и иными эмблемами.

По-видимому, их было больше 20 000 человек. Они снялись с места и полетели на нас словно буря на конях, быстрее, чем орлы в небе, и огромная туча взвихренной пыли поднялась в воздух из-под конских копыт. Впереди эмиров скакали люди, которые трубили в горны и трубы; били в барабаны, бубны, погремушки и гонги, ударяли в цимбалы и дули в свирели. И звучали иные инструменты, способные производить оглушающий шум…»[10]

-5

Сарацинская кавалерия, сверкая на солнце саблями и лезвиями топоров, с воинственными криками, улюлюканьем, религиозными призывами, боевыми кличами устремилась вперёд, воодушевляемая неистовой какофонией труб, бубнов, колоколов, свирелей, барабанов, бубнов и прочих ударно-грохочущих музыкальных инструментов.

Свой главный удар мусульмане нанесли по левому крылу латинян. С неистовой свирепостью и неудержимой яростью исламские всадники обрушились на госпитальеров, а также на стоящих по правую руку от них фламандцев и отряды иерусалимских баронов.

Вполне вероятно, что Салах ад-Дин намеревался в дебюте сражения использовать «косую атаку» – любимый тактический приём знаменитого прусского короля-полководца Фридриха II Великого. Суть этого манёвра заключался в массированном прорыве одного из вражеских флангов (чаще всего правого) мощным кавалерийским ударом с последующим заходом конницы в тыл центрального боевого построения противника.

Несмотря на бешенный напор мамлюков и дамасских всадников, крестоносцы удержали свои позиции, сохранив правильность и максимальную плотность боевых порядков. Отборные кавалеристы Саладина привели в сумятицу первые ряды христианской пехоты, но не смогли, ни обратить их в бегство, ни вынудить копейщиков и стрелков к беспорядочному отступлению.

Выше всяких похвал действовали арбалетчики и лучники крестоносного воинства. На хаотичный град мусульманских стрел латинские стрелки отвечали дружными, прицельными и убойными залпами арбалетных болтов, косивших десятками нападавших с дальних и средних дистанций. Мусульмане несли ощутимые потери ещё до того момента, когда сами могли произвести результативный выстрел из лука или воспользоваться своим оружием – копьями, пиками, мечами или боевыми топорами. Это обстоятельство воодушевляло христиан и деморализующее воздействовало на атакующих.

Видя, что его кавалерия «буксует» по всем направлениям, Салах ад-Дин задействовал пехоту. Основу её, как в прежние времена главных побед и завоеваний султана, составляли воины-мусульмане из Северо-Восточной Африки – суданцы, а также арабы, проживавшие в Египте и Ливии. Эти воинские контингенты помимо своего специфического тёмного и чёрного цвета кожи отличались физической силой, атлетическим телосложением, выносливостью, свирепостью, яростью, жестокостью, умением терпеть боль и высокой степенью неустрашимости.

-6

Волна за волной толпы суданцев, египтян, ливийских пустынных кочевников, а также аравийских бедуинов неистово, отчаянно и самоотверженно бросались на передовые ряды крестоносцев, осыпая их градом стрел, камней и дротиков. Однако максимально уплотненные ряды христианской пехоты, прикрытые высокими щитами и ощетинившиеся частоколом копий, оставались не преодолимыми для отборной исламской африканской и ближневосточной инфантерии.

Первый этап сражения при Арсуфе завершился полной неудачей армии Саладина. Ни на одном из участков битвы воинам султана не удалось ни потеснить противника, ни прорвать его строй. Единственным положительным моментом, который могли занести себе в актив доблестные воины ислама, стал значительный урон крестоносцев в лошадях.

Мусульманские стрелы и дротики убили, травмировали и серьёзно ранили десятки боевых коней христианской тяжёлой латинской кавалерии. Многим сержантам и рыцарям пришлось спешиться. Однако дальновидный Ричард предусмотрел и этот вариант. При обозе, расположившимся близ береговой линии, находились запасные кони. По распоряжению английского короля тяжёлым всадникам, лишившихся своих дестриэ, вскоре конюхи подвели новых коней.

Несмотря на неудачное развитие событий, Салах ад-Дин отнюдь не лишился шансов на победу. Да, его войско не добилось даже локальных успехов, понеся потери. Однако армия сохранила свою боеспособность и желание продолжать битву. Половина наличной кавалерии ближневосточного владыки ещё не была бою. Лошади, принимавшие участие в атаках, после короткого отдыха не лишились окончательно сил и ещё способны были на один наскок.

Саладину требовалось срочно пересмотреть свою тактику, изыскав тот самый неожиданный и эффективный манёвр, который позволит ему пробить во вражеском строе бреши, а затем посредством решающей и всеобщей атаки опрокинуть боевые порядки неверных, загнать их в море и полностью истребить.

-7
ПРИМЕЧАНИЯ:

[1] - сегодня Тель-Арсуф – это небольшое еврейское поселение, в котором постоянно проживают менее 200 человек. Развалины античных и средневековых укреплений Арсуфа, а также окрестная растительность – рощи и искусственные зелёные насаждения являются объектами израильского Национального парка Аполлония.

[2] - в дословном переводе с арабского Нахр аль-Фалик означает «Поток из расщелины». Это название возникло видимо потому, что в нижнем течении своём и недалеко от устья русло реки, извиваясь, прокладывает себе путь через прибрежные каменные холмы и отложения горных пород.

[3] - Лейн-Пул С. Саладин. Всемогущий султан и победитель крестоносцев. / Пер. с англ. В. С. Мухина. – М.: Центрполиграф, 2020. С. 239;

- Люкимсон П. Е. Саладин / Петр Люкимсон; послесл. Ч. Гусейнова. – М.: Молодая гвардия, 2016. С. 262;

- Мишо Ж.-Ф. История Крестовых походов / Перевод, составление и научная редакция А. П. Левандовского. – М.: Вече, 2005. С. 183;

- Баха ад-Дин Абу-л-Махасин Йусуф ибн Рафии ибн Тамим. Саладин: Победитель крестоносцев / Пер. с араб. – СПб.: Диля, 2024. С. 293.

[4] - Люкимсон П. Е. Саладин / Петр Люкимсон; послесл. Ч. Гусейнова. – М.: Молодая гвардия, 2016. С. 263.

[5] - Эсбридж Т. Крестовые походы. Войны Средневековья за Святую землю / Пер. с англ. Л. А. Игоревского. – М.: ЗАО «Центрполиграф», 2013. С. 456.

[6] - Шамдор А. Саладин: благородный герой ислама / Пер. с французского Кулешова Е. В. – СПб.: Евразия, 2018. С. 294;

- Люкимсон П. Е. Саладин / Петр Люкимсон; послесл. Ч. Гусейнова. – М.: Молодая гвардия, 2016. С. 263.

[7] - Владимирский А. В. Саладин – победитель крестоносцев / Александр Владимирский. – М.: Вече, 2023. С. 309.

[8] - Лейн-Пул С. Саладин. Всемогущий султан и победитель крестоносцев. / Пер. с англ. В. С. Мухина. – М.: Центрполиграф, 2020. С. 241.

[9] - Баха ад-Дин Абу-л-Махасин Йусуф ибн Рафии ибн Тамим. Саладин: Победитель крестоносцев / Пер. с араб. – СПб.: Диля, 2024. С. 292.

[10] - Лейн-Пул С. Саладин. Всемогущий султан и победитель крестоносцев. / Пер. с англ. В. С. Мухина. – М.: Центрполиграф, 2020. С. 241.

-8
В данной публикации использованы ссылки на произведения средневековых, более поздних и современных отечественных и зарубежных авторов, имеющих заслуженный авторитет, широкое общественное и научное признание, таких как:

Стенли Эдвард Лейн-Пул (1854-1931) – известный британский историк, профессор арабистики, востоковед, специалист по истории ислама и средневековой нумизматике. Автор двух десятков исторических исследований и 72 научных статей. Главным предметом его изучения были средневековый Египет, Турция и Палестина, а также исследования отдельных текстов Корана. На русский язык переведены наиболее известные исторические произведения Стенли Лейн-Пула – биография Салах ад-Дина (книги «Саладин. Всемогущий султан и победитель крестоносцев» и «Саладин и падение Иерусалимского королевства»), история берберских пиратов, а также главный фундаментальный труд – «Мусульманские династии. Хронологические и генеалогические таблицы с историческими введениями».

Томас Скотт Эсбридж (род. 1969) – доктор истории Лондонского университета королевы Марии. Является автором двух десятков документальных книг по эпохе Крестовых походов, Средневековой Англии и Франции. Эсбридж написал сценарий для документального трехсерийного сериала BBC Two о Крестовых походах.

Жозеф Франсуа Мишо (1767-1839) – известный французский историк, один из ведущих медиевистов и специалистов по эпохе Крестовых походов первой половины ХIХ века. Принадлежащая его перу трехтомная «История Крестовых походов» еще при жизни автора заслужила репутацию фундаментальной и обязательной настольной книги каждого, кто интересуется периодом Высокого Средневековья и эпохой Крестовых походов. Мишо с подлинным мастерством художника слова представил многогранную, яркую и увлекательную панораму описываемых им событий, что и сегодня его произведения не утратили своей привлекательности и актуальности.

Альбер Шамдор – известный французский историк, археолог и египтолог середины ХХ века. Наиболее известные его произведения о египетской Книге Мёртвых, археологии Пальмиры, Александрии и Вавилона. Несмотря на то, что биография Саладина изложена Шамдором с позиции современного приверженца католицизма, данный труд дополняет другие источники многочисленными малоизвестными фактами жизни, военной и политической деятельности прославленного ближневосточного средневекового правителя.

Петр Ефимович Люкимсон (род. 1963) – русскоязычный писатель и журналист, на данный момент проживающий в Израиле. Известен в России как автор исторических очерков, научно-популярных статей и повестей, посвященных библейской истории. В Израиле приобрёл широкую известность как мастер политического интервью, а также как автор целого ряда журналистских расследований на криминальные и злободневные темы.

Пётр Люкимсон автор увлекательных биографий известных библейских и античных персонажей: трёх легендарных правителей – Ирода Великого, Давида и Соломона, а также пророка Моисея, историка Иосифа Флавия, философа Бенедикта Спинозы, братьев Нобелей и основателя психоанализа – Зигмунда Фрейда. Однако наибольшей известностью и популярностью среди всех книг Петра Люкимсона пользуется биография Салах ад-Дина.

Александр Владимирович Владимирский (род. 1966) – современный российский писатель. Первоначальную известность и популярность приобрёл благодаря своим книгам, написанным в разных жанрах – от фантастики и детектива до приключенческого романа. Однако наибольший читательский успех имели его исторические и биографические произведения. Александр Владимирский более всего известен как автор популярных биографий двух султанов Саладина (Салах ад-Дина) и Сулеймана Великолепного. Кроме того, из-под его пера вышли биографии известных политиков Кемаля Ататюрка, Махатмы Ганди, Джона Кеннеди, а также Григория Распутина.

Абу-ль-Махасин Баха ад-Дин Юсуф ибн Рафи ибн Тамим (1145-1234) – средневековый курдский историк, богослов, биограф, сочинитель, биограф, мусульманский правовед, более известный как Баха ад-Дин («Светоч Религии»). К своему 45-летию он заслужил репутацию образцового правоверного мусульманина, жившего по канонам ислама, совершившего хадж в Мекку и посетившего все священные для мусульман места в Палестине.

Баха ад-Дин был не только биографом Салах ад-Дина, но и его личным советником, а также духовным наставником. Кроме того, Баха ад-Дин преподавал в престижном медресе Мосула, занимал должности кади (верховного судьи по гражданским и религиозным делам) и кади ал-аскар (верховного военного судьи в войске Саладина). Юсуф ибн Рафи ибн Шаддад подарил Салах ад-Дину книгу о важности ведения священной войны с неверными.

Баха ад-Дин лично сопровождал Саладина во время его последних военных походов, а потому его труд «Жизнь Салах ад-Дина», известный западному и российскому читателю под названием «Саладин: Победитель крестоносцев», представляет собой очень важную историческую ценность. Баха ад-Дин, как ближайший советник султана, был в курсе многих не только военных, но и политических дел последних лет жизни Саладина.

Впрочем, назвать его беспристрастным биографом нельзя, ведь труд Бахи ад-Дина – это панегирик Саладина, который предстает перед читателем практически идеальным правителем и почти безгрешным мусульманином. Помимо биографии Салах ад-Дина, перу Бахи ад-Дина принадлежат труды по истории Халеба, а также трёхтомник по мусульманскому праву (фикху).

-9

Полностью прочесть все публикации цикла «ХРОНИКИ ТРЕТЬЕГО КРЕСТОВОГО ПОХОДА» можно, перейдя по указанным ссылкам:

Часть 1-я. Окончательный раскол христианской коалиции

Часть 2-я. Филипп II навсегда покидает Святую Землю

Часть 3-я. Трагическая участь заложников Акры

Часть 4-я. О жестокости Ричарда I и печальной судьбе Истинного Креста Господня

Часть 5-я. Марш на Яффу

Часть 6-я. Предварительные репетиции масштабной бойни

Часть 7-я. Кризис стратегии Салах ад-Дина

Часть 8-я. Битва при Арсуфе (начало)

Часть 9-я. Битва при Арсуфе (окончание)

Часть 10-я. Новые амплуа: Ричард – нерешительный медлитель, Саладин – суровый разрушитель городов

Часть 11-я. Очередные опасные приключения и дипломатические авантюры английского монарха

Часть 12-я. Священная миссия невыполнима?..

Часть 13-я. Следствие по делу об убийстве Конрада Монферратского

Часть 14-я. Счастливое разрешение династических неурядиц Иерусалимского королевства

Часть 15-я. Правитель «Туманного Альбиона» вновь берётся за меч

Часть 16-я. Последний опасный прыжок Английского Льва

Часть 17-я. Запоздалые поиски истины или почему не состоялась осада Иерусалима

Часть 18-я. Салах ад-Дин переходит в контрнаступление

Часть 19-я. Король Англии по-прежнему грозен, могуч, безрассудно отважен и непобедим

Часть 20-я. И один в поле несокрушимый воин, если это Ричард I Плантагенет

Часть 21-я. Мир долгожданный, мир окончательный

Часть 22-я. Эпилог

Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников Яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.

Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.

Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!

ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)