Продолжение. С предыдущей публикацией данного цикла можно ознакомиться, перейдя по этой ссылке
Передовые отряды Салах ад-Дина на протяжении первых трёх дней марша крестоносцев, двигавшихся из Акры в Хайфу, не предпринимали решительных и масштабных нападений на колонный противника, ограничиваясь непрерывной разведкой и постоянными нападениями лёгкой кавалерии, засыпавшей христиан тучей стрел.
25 августа 1191 года старший сын султана – Аль-Афдаль Али ибн Юсуф неожиданно всеми силами своего многотысячного отряда обрушился на арьергард крестоносцев. В прошлой публикации рассказывалось о том, что в «хвосте» христианского воинства находились французские, бургундские и фламандские контингенты. Командовал ими Гуго (Юг) III, герцог Бургундии.
С самого начала марша верноподданные французского короля, а также воины Гуго III и фламандцы всячески старались всем своим видом и поведением демонстрировать собственное особенное положение и нарочитую независимость. Французские и бургундские крестоносцы с явной неохотой подчинялись приказам Ричарда I Плантагенета.
Воины и рыцари Филиппа II, а также подражавшие им бойцы Гуго III и Филиппа I Эльзасского – покойного графа Фландрии, вели себя почти вызывающе. Они старались продемонстрировать королю Англии и прочим крестоносцам, что идут освобождать Иерусалим по соображениям католического благочестия, откликаясь на священный призыв римского папы, но никак не по принуждению Ричарда.
За своё высокомерие, пренебрежение общепринятыми и актуальными мерами соблюдения безопасности во время марша, а также за провальную попытку демонстрации собственной неуместной «самостийности» сотни простых воинов и несколько рыцарей арьергарда поплатились своими жизнями и здоровьем.
Заметив, что колонны Гуго III держатся на значительном удалении от маршевых отрядов христианского центра, растянув собственные походные порядки, наследник Саладина бросил против неверных почти всю свою наличную конницу, выстроив ударные эскадроны в форме полумесяца, обращенного вогнутой стороной к врагу.
В результате массированной атаки дамасской кавалерии и египетских всадников арьергард «Священного воинства Христова» оказался отрезанным от основных сил и прижатым к побережью Хайфского залива. Если бы не своевременная помощь английского короля, то французов, бургундцев и фламандцев ожидал бы неминуемый разгром с последующим полным уничтожением всего отряда и пленением уцелевших бойцов.
Львиное Сердце вполне мог в качестве воспитательно-показательной меры дать сарацинам возможность как следует потрепать боевые порядки арьергарда, а уже потом прийти на выручку незадачливым и тщеславно-высокомерным союзникам. Однако правитель «Туманного Альбиона» счёл, что в интересах общего дела и достижения главной цели – будущей осады Иерусалима необходимо сохранить как можно больше боеспособных пилигримов. Кроме того, нельзя было мусульманам давать повод к воодушевлению и вкушению радости победы, пусть и локальной.
Во главе кавалерии авангарда Ричард поспешил на помощь соратникам, попавшим в тяжёлое положение во многом из-за собственной спесивости, непомерной гордыни и ничем необоснованного высокомерия. Крестоносная армия остановилась и изготовилась к бою. Это было сделано на тот случай, если Салах ад-Дин примет решение задействовать все свои наличные силы. Такая вероятность была вполне реальной, поскольку
Аль-Афдаль Али ибн Юсуф направил нескольких гонцов в ставку ближневосточного владыки, с просьбой как можно скорее прислать ему подкрепления необходимые для полного разгрома крупных сил латинян, оказавшихся в окружении и почти в безвыходном положении.
Ричард подоспел со своей тяжёлой конницей как раз вовремя. Ситуация для крестоносцев арьергарда к тому моменту стала критической. Ричард де Темпло – автор хроники «Itinerarium Peregrinorum et Gesta Regis Ricardi» («Маршрут паломников и деяния короля Ричарда») – важнейшего документального первоисточника, повествующего о событиях Третьего крестового похода, оставил ценные письменные свидетельства о жестокой битве, разгоревшейся среди песчаных дюн, расположенных к юго-востоку от Хайфы:
«…Войско [крестоносцев] приблизилось к очень узкому проходу, через который должны были проехать телеги с припасами. В этом месте возник затор, и случилась некая сумятица, чем воспользовались магометане. Сарацины ринулись на нас, особо атакуя наших возчиков, убивая людей и лошадей. Они захватили много имущества и обратили в бегство тех, кто вёл обоз, загнали их в пенящееся море. Обе стороны сражались храбро и отчаянно»[1].
Стремительной и таранной атакой Львиное Сердце, разумеется, находившийся на самом острие главного удара, моментально выправил положение. Левое (близлежащее к англичанам) крыло исламской кавалерии, подвергшееся удару тяжёлой христианской кавалерии с тыла, в полном беспорядке рассеялось среди окрестных дюн.
Ричард с максимально возможной быстротой перегруппировал своих рыцарей и сержантов, нанеся ещё один мощный удар – на этот раз во фланг сарацинскому центру. Лучшие и самые отборные эскадроны Аль-Афдаля Али ибн Юсуфа также не выдержали и откатились назад. Кольцо кружения было ликвидировано, угроза поголовного истребления воинов и паломников арьергарда благополучно миновала.
Ричард быстро навёл порядок среди изрядно опешивших и частично подавшихся панике крестоносцев, которыми не слишком-то умело и довольно безграмотно руководил герцог Бургундии. Арьергард присоединился к главным силам «Священного воинства Христова» как раз в тот момент, когда на горизонте показались кавалерийские отряды, присланные Салах ад-Дином своему сыну в качестве подкреплений.
Упоминавшийся выше Ричард де Темпло на страницах своей эпической летописи воздал должное мужеству, отваге и неустрашимости правителя Англии, решившего исход сражения в пользу христиан: «Тогда король Ричард I пришел на помощь и …словно молния обрушился на сарацин, рубя их направо и налево своим мечом. И как в древности враги бежали от лица Маккавеев[2], так теперь и сарацины бежали в разные стороны от лица Ричарда I и скрылись среди холмов, оставив многих своих воинов лежать на поле боя с отрубленными головами»[3].
Первая масштабная и серьёзная битва, состоявшаяся между крестоносцами и войском могущественного ближневосточного исламского правителя, нашли отражение в нескольких первоисточниках, как латинских, так и мусульманских. Практически все авторы хроник отмечали необычайное мужество, отвагу, стойкость христиан, а также их непреклонную готовность к самопожертвованию.
26 августа объединенное крестоносное войско вступило в полуразрушенную и опустевшую Хайфу. Этот портовый город, имевший важное торговое, стратегическое и логистическое значение был заранее и достаточно основательно разрушен по приказу Саладина, отданному им вскоре после капитуляции Акры.
Султан отлично осознавал, что после длительной и неудачной обороны Акры, а также в связи с трагической участью, постигшей её жителей и воинов местного гарнизона, попытка защиты Хайфы может запросто обернуться очередной катастрофой и напрасной гибелью, как воинов и ополченцев, так и гражданского населения.
Скрепя сердце, правитель Сирии, Египта и Палестины распорядился снести все внешние крепостные стены и башни, разломать портовые постройки, складские помещения, значительную часть жилых домов. Предварительно из Хайфы были вывезены все запасы продовольствия, оружия и фуража, а торговые корабли и военные суда перебазировались в гавани южных портов.
Население города не пришлось долго уговаривать на незамедлительную эвакуацию. Отлично зная о недавней казни заложников Акры, жители Хайфы, прихватив своё имущество, ценности и скот, поспешно бежали как можно дальше от вероятного пути следования «кровожадного и беспощадного великого эмира англичан и всех франков аль-Малика Рика».
Долго оставаться в безлюдной Хайфе, опустошенной собственными жителями и практически полностью лишенной каких-либо съестных припасов, с колодцами, засыпанными песком и заваленными камнями, Ричард и его воины не могли. Кроме того, разрушенные внешние крепостные укрепления делали пребывание крестоносцев в брошенном городе полным опасностей и скрытых угроз.
27 августа освободители Святой Земли двинулись дальше на юг вдоль береговой полосы. Следующим промежуточным пунктом на их пути был античный город Кесария Палестинская (Цезария Приморская), основанный знаменитым иудейским царём Иродом I Великим, и названым в честь своего господина, благодетеля и покровителя – римского императора Гая Октавия, вошедшего в мировую историю под именем Гай Юлий Цезарь Октавиан Август.
Теперь в арьергарде, которым по-прежнему номинально командовал герцог Бургундский, находилась половина всех наличных сил Орденов тамплиеров и госпитальеров, часть нормандской тяжёлой конницы, а также дополнительные отряды арбалетчиков и пехотинцев из числа добровольцев, «готовых в любой момент отразить очередной наскок магометан».
Отрезок пути Хайфа – Кесария (Цезарея), протяженность которого составляла около 50 км, оказался для крестоносцев наиболее трудным, полным самых разных лишений, страданий и неприятностей. Амбруаз Нормандский – один из основных летописцев Третьего крестового похода сообщал в своей хронике, что на всём пути от Хайфы до Кесарии маршевые колонны передвигались по унылому и однообразному ландшафту прибрежной раскаленной пустыни. «Беспощадно палившее солнце одолевало нас сверху, а враги окружали с трёх сторон»[4], – лаконично подводит итог в описаниях последних дней августа 1191 года французский трубадур-хронист.
Один из участников марша позже оставил красноречивые письменные свидетельства о пережитых невзгодах, безвозвратных потерях христиан и находчивости английского монарха: «Жара была настолько нестерпимой, что многие умирали от неё; их сразу хоронили. С тем, кто не мог идти дальше, каких было немало, с больными и измождёнными, король [Ричард Львиное Сердце] поступал мудро: их до следующего привала везли на маленьких галерах и лодках[5]»[6].
Вечером 30 августа объединенное утомленное крестоносное войско вступило в Кесарию. Половина всего пути от Акры до Яффы была пройдена за девять дней. С тех пор, как Ричард покинул Хайфу, султан так и не решился на новую масштабную атаку христианской армии. Салах ад-Дин ежедневно по нескольку раз совещался со своими полководцами и военачальниками, мнения и конкретные предложения которых постоянно менялись.
И всемогущий исламский ближневосточный правитель, и его опытные советники, и лучшие полководцы Саладина никак не могли выработать единый план противодействия противнику, неумолимо продвигавшемуся к Яффе кратчайшим путём, а также определиться со своей дальнейшей стратегией.
Тактика постоянных нападений сарацинской кавалерии на маршевые колонны христиан не приносила сколько-нибудь заметных результатов и дивидендов. Мусульмане ни одного раза не смогли застать врасплох противника, несмотря на фактор внезапности, численное превосходство и необычайно высокую скорость своих рысаков, привыкших к жаркому и сухому климату.
Всякий раз стремительные атаки мамлюков, сирийских всадников, бедуинов и сельджуков разбивались о плотные боевые порядки крестоносцев, успевавших выстроить баталии, каре или вагенбурги до того момента, когда самые быстрые исламские кавалеристы достигнут передовых рядов крестоносцев.
Даже самый интенсивный обстрел христианских маршевых колонн, изготовившихся к обороне, наиболее меткими мусульманскими лучниками, бившими максимально быстро, далеко, прицельно и мощно, не причинял существенного урона латинянам.
Плотные стены щитов, телеги и гужевые повозки, используемые в качестве баррикад, надежные доспехи и шлемы, грамотное расположение боевого оборонительного построения личного состава – всё это до крайности снижало эффективность града стрел, который конные стрелки Салах ад-Дина обрушивали на неуязвимых неверных.
Очень эффективным средством противодействия исламским лучникам-кавалеристам оказались арбалетчики. Особенно ценились итальянские стрелки. Арбалетчики из Генуи по праву считались лучшими специалистами по поражению магометан своими мощными и дальнобойными металлическими болтами.
Арбалеты били мощнее и дальше мусульманских луков. Это преимущество позволяло крестоносцам уверено поражать врага до того момента, когда тот достигнет дистанции собственного прицельного выстрела. Сарацинским лучникам из-за активного и умелого противодействия латинских арбалетчиков приходилось вести стрельбу с дальних дистанций, а это в свою очередь снижало пробивную мощь наконечников стрел. Таким образом, скорострельность – главный козырь «ближневосточных Робин Гудов» утрачивал свою прежнюю неоспоримую и решающую значимость.
Один арабский хронист с горестью констатирует крайне низкую эффективность кавалерийских нападений своих единоверцев и соотечественников: «Напрасно наше войско окружало франков во всех частях и обрушивало на них град стрел... Они [христианские воины] хранили совершенную твердость на марше, не выказывая никакой тревоги, и их пехота отвечала на наши неустанные наскоки и поражала нашу конницу залпами арбалетов и стрелами»[7].
Баха ад-Дин – личный духовник Саладина, его доверенный советник, апологет и персональный биограф, который всегда находил даже в период поражений и неудач позитивные моменты, а также надежду на счастливое избавление от затяжной полосы невзгод, повествуя о событиях последних дней лета 1191 года впадает в глубокий пессимизм, излагая подробности очередной неудачной для мусульман битвы:
«Лучники были поставлены впереди, и стрелы, выпускаемые обеими сторонами, падали градом. Враг уже развернулся в боевой порядок: пехота, встав перед конницей, держалась могучей стеной. На каждом из [христианских] пехотинцев была куртка из толстого войлока и кольчуга, такая густая и прочная, что наши стрелы не произвели на них никакого действия. Они же стреляли по нам из своих огромных арбалетов, раня мусульманских лошадей и их всадников. Я видел некоторых (из франкских воинов) с торчащими из них от одной до десяти стрел, но, несмотря на это, они продолжали наступать обычным темпом, не покидая рядов»[8].
ПРИМЕЧАНИЯ:
[1] - Лейн-Пул С. Саладин. Всемогущий султан и победитель крестоносцев. / Пер. с англ. В. С. Мухина. – М.: Центрполиграф, 2020. С. 237-238;
- Эсбридж Т. Крестовые походы. Войны Средневековья за Святую землю / Пер. с англ. Л. А. Игоревского. – М.: ЗАО «Центрполиграф», 2013. С. 450.
[2] - Маккавеи – общее собирательное название защитников и исповедников иудейской веры во время гонений и притеснений иудаизма со стороны сирийского царя Антиоха IV Епифана, правившего Селевкидской державой в период с 175-164 гг. до н.э. «Маккавей» – в переводе с иврита означает «молот». Именно такое прозвище – «Маккавей» («Молот») античные израильтяне дали своему предводителю Иуде из рода Хасмонеев, который возглавил восстание иудейского народа против жестоких религиозных гонений, преследований и репрессий со стороны Антиоха IV Епифана.
[3] - Лейн-Пул С. Саладин. Всемогущий султан и победитель крестоносцев. / Пер. с англ. В. С. Мухина. – М.: Центрполиграф, 2020. С. 238.
[4] - Грановский А. В. Крестовые походы: в 2-х тт. Том 1. – СПб.: Изд-во «ДМИТРИЙ БУЛАНИН», 2013. С. 445.
[5] - очень интересный момент. Жаль, что хронист не уточняет важный момент: раненых и больных везли на галерах и лодках по морю или небольшие судёнышки ставили на «колёсный ход» и посредством тяглового скота перемещали по суше?
[6] - Эсбридж Т. Крестовые походы. Войны Средневековья за Святую землю / Пер. с англ. Л. А. Игоревского. – М.: ЗАО «Центрполиграф», 2013. С. 452.
[7] - Перну Р. Ричард Львиное Сердце / Режин Перну; науч. ред. А. П. Левандовский, В. Д. Балакин; вступ. ст. А. П. Левандовского; пер. с фр. А. Г. Кавтаскина. – М.: Молодая гвардия, 2009. С. 141.
[8] - Баха ад-Дин Абу-л-Махасин Йусуф ибн Рафии ибн Тамим. Саладин: Победитель крестоносцев / Пер. с араб. – СПб.: Диля, 2024. С. 283.
В данной публикации использованы ссылки на произведения средневековых, более поздних и современных отечественных и зарубежных авторов, имеющих заслуженный авторитет, широкое общественное и научное признание, таких как:
Стенли Эдвард Лейн-Пул (1854-1931) – известный британский историк, профессор арабистики, востоковед, специалист по истории ислама и средневековой нумизматике. Автор двух десятков исторических исследований и 72 научных статей. Главным предметом его изучения были средневековый Египет, Турция и Палестина, а также исследования отдельных текстов Корана. На русский язык переведены наиболее известные исторические произведения Стенли Лейн-Пула – биография Салах ад-Дина (книги «Саладин. Всемогущий султан и победитель крестоносцев» и «Саладин и падение Иерусалимского королевства»), история берберских пиратов, а также главный фундаментальный труд – «Мусульманские династии. Хронологические и генеалогические таблицы с историческими введениями».
Томас Скотт Эсбридж (род. 1969) – доктор истории Лондонского университета королевы Марии. Является автором двух десятков документальных книг по эпохе Крестовых походов, Средневековой Англии и Франции. Эсбридж написал сценарий для документального трехсерийного сериала BBC Two о Крестовых походах.
Режин Перну (1909-1998) – одна из самых известных и популярных французских писательниц ХХ века, признанный историк-медиевист, доктор филологии, основатель исследовательского центра Жанны д’Арк в Орлеане. Из-под её пера вышли более 20 книг по истории Средневековья, в том числе монографии по эпохе Крестовых походов, а также увлекательное жизнеописание подвигов и приключений английского короля Ричарда I Львиное Сердце.
Александр Владимирович Грановский (род. 1950) – современный российский прозаик и публицист, главный редактор главный редактор альманаха «Золотой Пегас». В последние годы специализируется на документальной исторической прозе, посвященной эпохе Крестовых походов. Наиболее известными его фундаментальными трудами по данной теме являются подробнейшее двухтомное историческое исследование «Крестовые походы», а также документальная биография «История короля Ричарда I Львиное Сердце».
Абу-ль-Махасин Баха ад-Дин Юсуф ибн Рафи ибн Тамим (1145-1234) – средневековый курдский историк, богослов, биограф, сочинитель, биограф, мусульманский правовед, более известный как Баха ад-Дин («Светоч Религии»). К своему 45-летию он заслужил репутацию образцового правоверного мусульманина, жившего по канонам ислама, совершившего хадж в Мекку и посетившего все священные для мусульман места в Палестине.
Баха ад-Дин был не только биографом Салах ад-Дина, но и его личным советником, а также духовным наставником. Кроме того, Баха ад-Дин преподавал в престижном медресе Мосула, занимал должности кади (верховного судьи по гражданским и религиозным делам) и кади ал-аскар (верховного военного судьи в войске Саладина). Юсуф ибн Рафи ибн Шаддад подарил Салах ад-Дину книгу о важности ведения священной войны с неверными.
Баха ад-Дин лично сопровождал Саладина во время его последних военных походов, а потому его труд «Жизнь Салах ад-Дина», известный западному и российскому читателю под названием «Саладин: Победитель крестоносцев», представляет собой очень важную историческую ценность. Баха ад-Дин, как ближайший советник султана, был в курсе многих не только военных, но и политических дел последних лет жизни Саладина.
Впрочем, назвать его беспристрастным биографом нельзя, ведь труд Бахи ад-Дина – это панегирик Саладина, который предстает перед читателем практически идеальным правителем и почти безгрешным мусульманином. Помимо биографии Салах ад-Дина, перу Бахи ад-Дина принадлежат труды по истории Халеба, а также трёхтомник по мусульманскому праву (фикху).
Полностью прочесть все публикации цикла «ХРОНИКИ ТРЕТЬЕГО КРЕСТОВОГО ПОХОДА» можно, перейдя по указанным ссылкам:
Часть 1-я. Окончательный раскол христианской коалиции
Часть 2-я. Филипп II навсегда покидает Святую Землю
Часть 3-я. Трагическая участь заложников Акры
Часть 4-я. О жестокости Ричарда I и печальной судьбе Истинного Креста Господня
Часть 5-я. Марш на Яффу
Часть 6-я. Предварительные репетиции масштабной бойни
Часть 7-я. Кризис стратегии Салах ад-Дина
Часть 8-я. Битва при Арсуфе (начало)
Часть 9-я. Битва при Арсуфе (окончание)
Часть 10-я. Новые амплуа: Ричард – нерешительный медлитель, Саладин – суровый разрушитель городов
Часть 11-я. Очередные опасные приключения и дипломатические авантюры английского монарха
Часть 12-я. Священная миссия невыполнима?..
Часть 13-я. Следствие по делу об убийстве Конрада Монферратского
Часть 14-я. Счастливое разрешение династических неурядиц Иерусалимского королевства
Часть 15-я. Правитель «Туманного Альбиона» вновь берётся за меч
Часть 16-я. Последний опасный прыжок Английского Льва
Часть 17-я. Запоздалые поиски истины или почему не состоялась осада Иерусалима
Часть 18-я. Салах ад-Дин переходит в контрнаступление
Часть 19-я. Король Англии по-прежнему грозен, могуч, безрассудно отважен и непобедим
Часть 20-я. И один в поле несокрушимый воин, если это Ричард I Плантагенет
Часть 21-я. Мир долгожданный, мир окончательный
Часть 22-я. Эпилог
Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников Яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.
Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.
Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!
ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)