Продолжение. С предыдущей публикацией данного цикла можно ознакомиться, перейдя по этой ссылке
В первой декаде ноября 1191 года, когда на смену изнуряющей жаре пришли затяжные осенние дожди, а Салах ад-Дин, распустив половину армии, с оставшимися войсками отправился на зимние квартиры в Иерусалим, английский король неожиданно для всех изъявил запоздалое намерение продолжить кампанию.
Ричард заявил, что перед наступлением зимней непогоды необходимо расширить территории влияния, отогнав мусульман как можно дальше на восток от Яффы. Энтузиазм и непредвиденную активность Львиного Сердца разделяли теперь далеко не все участники похода. Те, кто ещё пару месяцев назад буквально рвался с поля сражения при Арсуфе кратчайшей дорогой прямиком идти на Иерусалим, в данный момент предпочитали провести осеннее ненастье и переждать зиму в комфортных и безопасных жилищах Яффы.
Амбруаз Нормандский – один из основных летописцев событий Третьего крестового похода объясняет эти разительные перемены следующим образом: «Войско долгое время пребывало в неге и покое; и день за днем росло бремя их грехов, то есть безудержное пьянство и привычка к роскоши. Начали возвращаться к войску порочные женщины из Акры, которые становились источником беспокойства и разлагали местные нравы; уже нельзя было говорить о любви людей к паломничеству в условиях угасания их религиозного духа… Многие воины отправлялись в Акру, где они проводили все время в тавернах, предаваясь чревоугодию, игре в кости и распитию вина»[1].
Ричард отправил Жоффруа де Лузиньяна в Акру, чтобы тот вернулся назад и привёл с собой сотни крестоносцев, которые без разрешения своих командиров покинули Яффу, чтобы весело, а главное с «максимальной пользой» потратить ранее заработанные и награбленные деньги.
В конец расслабившиеся и распоясавшиеся вояки-гуляки, пребывая под воздействием винных паров, обильных кушаний и плотских греховных услад, отказались подчиняться брату иерусалимского короля. Пришлось Ричарду самому ехать в Акру, чтобы лично призвать крестоносцев к порядку, подчинению и дисциплине.
Первоначально поход Ричарда складывался удачно. Практически не встречая сопротивления и противодействия со стороны мусульман, 8 ноября правитель Англии со своим войском вступил в полностью опустевшую и частично разрушенную Рамлу. От этого единственного во всей Палестине города, основанного непосредственно арабами, до Иерусалима по прямой было всего 37 км, а по караванным дорогам – 45 км.
Ричард принял решение дождаться улучшения погоды, переждав в Рамле череду ежедневных холодных проливных дождей. Ждать Львиному Сердцу и его воинству пришлось долго – почти полтора месяца. О том, насколько неудачно было выбрано государем английским время для наступления и манёвров, свидетельствует Амбруаз Нормандский:
«На улице было холодно и пасмурно; постоянно шел дождь, и бури налетали, из-за которых мы потеряли много животных; а так как дождь шел все время, то не было возможности их посчитать. Мы потеряли здесь много лошадей; еда была испорчена водой; соленая свинина гнила под грозой; доспехи покрывались ржавчиной, которую нельзя было отчистить; одежда терялась, и люди болели из-за нехватки пищи…»[2]
Рождество Христово предводители крестоносцев вместе с Ричардом встретили на «передовых позициях» – у Латруна[3]. Так до сих пор называется местность, расположенная в 30 км западнее Иерусалима. В один из последующих дней Львиное Сердце и его свита достигли местечка, которое арабы называли Бейт-Нуба, а латиняне – «Бетенобль» («Благородный зверь»).
От этой возвышенности до Иерусалима по прямой было не более 20 км. Однако продолжения рождественской кампании, плавно перешедшей в новогоднюю, не последовало. На этот раз против продолжения дальнейших боевых действий, а точнее против бесполезного и бесперспективного противостояния разбушевавшейся непогоде, выступили все союзники и соратники Ричарда, а также все до единого предводители похода, включая тамплиеров и госпитальеров.
Ричард ди Темпло – автор хроники «Путешествие паломников и деяния короля Ричарда» даёт развёрнутый и подробный анализ причин столь единодушного желания крестоносцев поскорее вернуться в Яффу: «Храмовники, госпитальеры и пулланы[4] имели более трезвый взгляд на будущее и отговаривали Ричарда I идти на Иерусалим. Они объясняли свою точку зрения так. Даже если король и осадит город и ударит по Саладину и сарацинам всеми своими силами, те магометанские отряды, что расположились на окрестных холмах, продолжат совершать набеги на христианское воинство. Таким образом, христианам будет угрожать двойная опасность – и со стороны Иерусалима, и со стороны врага извне.
И даже если они [крестоносцы] проявят упорство и захватят Иерусалим, они смогут удержать его только в том случае, если найдутся решительные и отважные полководцы, которым можно будет доверить оборону города (таковых на тот момент не имелось). Так что успех предприятия весьма сомнителен, тем более что все хотят скорейшего окончания похода, чтобы можно было наконец-то отправиться к родному очагу. После всего пережитого [событий кампании 1191 года] все испытывали крайнюю усталость»[5].
Ричарду в данной ситуации ничего иного не оставалось, как 10 (по другим сведениям – 13) января 1192 года отдать приказ о возвращении в Яффу. Однако английский король толи в силу своего неуёмного характера, толи в отместку за коллективное неповиновение не позволил крестоносному воинству в комфорте, уюте, сытости и праздности провести остаток зимы.
К очередному всеобщему изумлению и разочарованию, Львиное Сердце объявил, что все пилигримы, за исключением больных и раненых, обязаны принять участие в восстановлении разрушенного Аскалона. Этот город, стёртый с лица земли по настоянию Салах ад-Дина, требовалось в кратчайшие сроки отстроить заново, вернув ему прежнее величие, процветание, важное торговое и логистическое значение.
С явной неохотой крестоносцы из Рамлы проследовали к развалинам Аскалона, куда передовые отряды латинского «стройбата» прибыли 20 января. Освободители Святой Земли надеялись до наступления весны весело провести время в Яффе, отдохнув и набравшись сил к началу будущей кампании. Авторитет Ричарда был слишком велик и почти непререкаем, а потому большинство паломников подчинились воле короля Англии.
Впрочем, нашлись и те, кто явно или в завуалированной форме саботировал распоряжения и намерения Львиного Сердца. Французы и бургундцы, ведомые своим герцогом Гуго III, из Рамлы прямиком направились в Акру и Тир, сославшись на великую усталость, упадок сил душевных и физических, а также на чрезмерное количество больных, нуждавшихся в надлежащем уходе и заботе.
Леопольд V Бабенберг также отказался внести свой посильный вклад в восстановление Аскалона. Взяв на себя полномочия предводителя крестоносцев Священной Римской империи, австрийский герцог всячески препятствовал тому, чтобы в строительных и восстановительных работах принимали участие немецкие и имперские пилигримы.
Между Ричардом и Леопольдом произошло бурное выяснение отношений на повышенных тонах. «Я – не плотник и не каменщик. Я и мои люди прибыли в Палестину, чтобы освобождать Иерусалим, а не строить Аскалон!» – категорично заявил представитель династии Бабенбергов, отказываясь от участия в общем деле[6]. Как утверждают некоторые германские хронисты, правитель «Туманного Альбиона» в этот момент не сдержался и отвесил высокомерному герцогу звонкую оплеуху[7].
Как и в случае с поруганием и унижением чести австрийского флага, произошедшего сразу после захвата крестоносцами Акры, боязливый Леопольд не рискнул вызвать Львиное Сердце на дуэль. Австрийский государь, поспешно удалился в Тир, а оттуда вскоре отплыл в Европу, поклявшись самым жестоким образом отомстить своему обидчику при первой же возможности.
В феврале Ричард официально попросил Конрада Монферратского оказать посильную помощь в возведении внешних укреплений Аскалона. Однако «сеньор Тира», тайком готовившийся к церемонии собственной коронации, с присущим ему высокомерием и апломбом отказал английскому монарху в каком-либо содействии.
Суть достаточно дерзкого по форме и содержания ответа заключалась в том, что будущему королю Иерусалимскому не пристало заниматься второстепенными делами. Титул графа Яффы и Аскалона принадлежит Жоффруа де Лузиньяну, вот пусть он и трудится, не покладая рук, над восстановлением города, отданного ему во владение.
Пока Ричард вёл крайне неприятную для него переписку с Конрадом, в Акре произошло очередное ЧП. Давнее морское, торговое и геополитическое соперничество двух итальянских городов – Генуи и Пизы вылилось в масштабный конфликт. Между итальянскими диаспорами сначала вспыхнули массовые драки, быстро переросшие в поножовщину, а затем на улицах Акры развернулось настоящее побоище с применением оружия.
На стороне генуэзцев выступили герцог Бургундский и Конрад Монферратский, а пизанцев поддержал Ги де Лузиньян. Только своевременное прибытие короля Англии предотвратило масштабное кровопролитие и междоусобицу. Пилигримов из Генуи и Пизы пришлось расселить по самым дальним концам Акры, запретив враждующим итальянцам ходить по одним и тем же улицам, посещать одни и те же таверны, рынки и бордели.
Находясь в Акре и занимаясь вопросами примирения генуэзцев и пизанцев, Ричард не упустил случая, чтобы ещё раз попытаться наладить отношения с Конрадом. Напомним, что с того самого дня 3 августа 1191 года, когда французский король Филипп II покинул палестинские берега, маркиз де Монферрато практически безвылазно находился в Тире. Он не принимал участия в битве при Арсуфе и в последующем марше на Яффу, зато за спиной своих союзников вёл активные сепаратные переговоры с Салах ад-Дином.
Конрад отказался явиться в Акру, опасаясь за свою безопасность. Встреча Ричарда и маркиза состоялась в местечке Казаль-Имберт, лежащем на полпути между Акрой и Тиром. Король английский ещё раз попытался напомнить своему собеседнику о его священном долге, заключавшемся в отвоевании Святой Земли и Иерусалима.
Ричард призвал Конрада забыть свои обиды, оставить до поры до времени свои амбиции, гордыню и тщеславие, присоединившись к объединенному крестоносному воинству. Иерусалимскую корону, которую столь нетерпеливо жаждал возложить на свою голову сеньор Тира, ещё предстояло заслужить, а сам «Святой христианский город» ещё только предстояло в ближайшем будущем отвоевать у сарацин.
Все увещевания, уговоры, воззвания к совести, долгу и чести Конрада оказались напрасными. Маркиз открыто дал понять, что не станет ни подчиняться приказам Львиного Сердца, ни служить под его командованием. Ричард, потерявший терпение и такт, пригрозил Конраду, что отнимет у него Тир за строптивость, крамолу и отказ исполнять священный долг христианина, принявшего крест.
Однако маркиз не слишком-то испугался. Он понимал, что у короля Англии нет для исполнения своей угрозы ни достаточных сил, ни средств, ни времени. Кроме того, Конрад был абсолютно уверен, что Ричард никогда не осмелится развязать междоусобную распрю и пролить кровь католиков-единоверцев да ещё во время крестового похода.
Крестоносная коалиция находилась буквально в одном шажочке от полного краха и окончательного распада, а правитель «Туманного Альбиона» ничего не мог предпринять для предотвращения дальнейшего размежевания и обособления предводителей похода. Пока Ричард безуспешно искал действенные способы воздействия и влияния на герцога Бургундии и Конрада Монферратского, из Англии незадолго до празднования Светлой Пасхи Христовой пришли дурные и тревожные известия.
Принц Джон (Иоанн Безземельный) открыто демонстрировал своё намерение узурпировать верховную власть, пользуясь длительным отсутствием старшего брата, застрявшего в далёкой Палестине. Канцлер английского казначейства Уильям, епископ Или, настойчиво призывал Ричарда немедленно возвращаться в Лондон.
Судьба родного государства, престиж собственной короны и стабильность торна были для Львиного Сердца гораздо важнее отвоевания Иерусалима. Тем более, что в сложившихся обстоятельствах, осада «Святого города» становилась практически неосуществимой. Ричард с грустью и тревогой осознал, что ему ради благополучия Англии и безопасности своего последующего правления необходимо в ближайшие месяцы вернуться на берега «Туманного Альбиона».
Однако монарший авторитет, собственное честолюбие и тщеславие, а также королевское реноме не позволяли ему покинуть Святую Землю поспешно и безрезультатно, как это восемь месяцев назад сделал Филипп II. Чтобы покинуть Утремер красиво, а не по-английски, Ричарду требовалось заключить с Салах ад-Дином мирный договор, который был бы более-менее приемлемым для христианского мира.
К счастью для английского государя, уставший от затяжной войны, а также систематически страдающий от затяжных и изнурительных приступов лихорадки Саладин тоже очень нуждался в заключении мира, который устроил бы обе стороны конфликта. В самом конце марта 1192 года в ставку Ричарда пожаловал сам Аль-Адиль Сайф ад-Дин Абу Бакр Ахмад ибн Наджм ад-Дин Айюб – брат всемогущего султана и его доверенное лицо.
Ближневосточный владыка передал перечень окончательных условий, на которых он готов заключить мир с латинянами. Все завоеванные крестоносцами города – Тир, Акра, Яффа и Аскалон с прилегающими к ним предместьями и прибрежной полосой остаются за христианами. Как эти города поделят между собой предводители похода и местные аристократы, а также, будет ли восстановлено Иерусалимское королевство или нет – в решение этих вопросов Саладин не вмешивался.
Султан обязался вернуть местным иерусалимским церковным иерархам Святой Истинный Крест Господень. В качестве «бонуса» и жеста доброй воли Салах ад-Дин рассматривал возможность передачи правителям Утремера портового города Бейрут, но при условии, что внешние крепостные стены современной столицы Ливана будут непременно разрушены.
Самый важный и болезненный вопрос – статус и государственную принадлежность Иерусалима правитель Сирии, Египта и Палестины предлагал решить следующим образом. «Святой город» остаётся неотъемлемой частью владений Салах ад-Дина. Однако христианским паломникам будет разрешён круглогодичный и беспошлинный доступ в Иерусалим и к его святыням.
В самом городе вновь будут открыты все прежние католические храмы и церкви, в которых христианские священники смогут вести полноценные богослужения и мессы. Неприкосновенность иерусалимским католическим священнослужителям и монахам гарантировалась на самом высоком уровне.
В ряде мусульманских источников содержится информация о том, что существовали проекты о разделе Иерусалима на две части – христианскую и исламскую. В христианской половине оставался Храм Святого Горба Господня, а в мусульманской – святилище Куббат ас-Сахра («Купол Скалы») и мечеть халифа Умара Аль-Акса[8].
Ричард полностью отдавал себе отчёт в том, что лучших и более выгодных условий ему не добиться, да и не в том он находился положении, чтобы требовать дополнительных уступок или торговаться. На Королевском военном совете, состоявшимся 16 апреля, Львиное Сердце объявил своим союзникам и соратникам о том, что намерен в ближайшее время вернуться в Англию.
Новость эта не стала сенсацией, подобной внезапному разгулу стихийного природного бедствия. Предводители похода от англичан, недавно прибывших в Яффу, уже знали о кознях и происках принца Джона, а также о приготовлениях к войне Филиппа II. Никто из присутствующих не стал возмущаться намерениям Ричарда или просить, чтобы он задержался в Палестине.
Иерусалимских баронов и сеньоров, прежде всего, беспокоила судьба их собственных владений, подавляющее большинство которых до сих пор находились под властью мусульман. Иерусалимская знать отлично понимала, что только сильный, влиятельный, авторитетный и харизматичный государь, обладающий полководческим опытом, богатой казной и надёжным профессиональным войском, поможет им вернуть утраченные земли и замки.
Палестинские дворяне и аристократы попросили Ричарда перед своим отъездом на правах главного лидера Третьего крестового похода назвать имя того, кто примет на себя полномочия монарха и правителя Иерусалимского королевства. Как известно, Львиное Сердце всегда поддерживал только одного претендента на престол – Ги де Лузиньяна.
Однако правителю «Туманного Альбиона» не хотелось, чтобы его волевое решение вызвало очередные распри и разногласия. Ричард решил прибегнуть к наиболее демократичной и честной процедуре избрания короля иерусалимского – к прямому голосованию всех присутствовавших баронов и сеньоров. Кандидатов на корону, как и прежде, было двое – Конрад Монферратский и Ги де Лузиньян.
Итоги голосования неприятно поразили Ричарда и практически полностью морально «растоптали» ныне действующего правителя Иерусалима. За Ги де Лузиньяна свои голоса отдали только два его брата – Жоффруа и Амори, все прочие выборщики проголосовали за Конрада. Львиному Сердцу оставалось лишь вслух официально подвести итоги голосования и объявить, что сеньор Тира практически единогласно избран новым королём Иерусалимским.
ПРИМЕЧАНИЯ:
[1] - Лейн-Пул С. Саладин. Всемогущий султан и победитель крестоносцев. / Пер. с англ. В. С. Мухина. – М.: Центрполиграф, 2020. С. 247.
[2] - Флори Ж. Ричард Львиное Сердце: Король-рыцарь / Жан Флори; пер. с фр. А. В. Наводнюка. – СПб.: Евразия, 2008. С. 180-181.
[3] - согласно наиболее распространённой версии, название Латрун происходит от французского словосочетания La toron des Chevaliers, что означает «холм рыцарей». В первой четверти ХII века на одной из окрестных возвышенностей находился форпост иерусалимского королевства, который был разрушен мусульманами осенью 1187 года после успешно проведенной масштабной завоевательной кампании Саладина.
[4] - пуленами (пулланами) в эпоху Третьего крестового похода называли франков, родившихся на Святой Земле – коренных католиков средневекового Латинского Востока.
[5] - Лейн-Пул С. Саладин. Всемогущий султан и победитель крестоносцев. / Пер. с англ. В. С. Мухина. – М.: Центрполиграф, 2020. С. 254.
[6] - Мишо Ж.-Ф. История Крестовых походов / Перевод, составление и научная редакция А. П. Левандовского. – М.: Вече, 2005. С. 187.
[7] - Люкимсон П. Е. Саладин / Петр Люкимсон; послесл. Ч. Гусейнова. – М.: Молодая гвардия, 2016. С. 281.
[8] - Лейн-Пул С. Саладин. Всемогущий султан и победитель крестоносцев. / Пер. с англ. В. С. Мухина. – М.: Центрполиграф, 2020. С. 257.
В данной публикации использованы ссылки на произведения средневековых, более поздних и современных отечественных и зарубежных авторов, имеющих заслуженный авторитет, широкое общественное и научное признание, таких как:
Стенли Эдвард Лейн-Пул (1854-1931) – известный британский историк, профессор арабистики, востоковед, специалист по истории ислама и средневековой нумизматике. Автор двух десятков исторических исследований и 72 научных статей. Главным предметом его изучения были средневековый Египет, Турция и Палестина, а также исследования отдельных текстов Корана. На русский язык переведены наиболее известные исторические произведения Стенли Лейн-Пула – биография Салах ад-Дина (книги «Саладин. Всемогущий султан и победитель крестоносцев» и «Саладин и падение Иерусалимского королевства»), история берберских пиратов, а также главный фундаментальный труд – «Мусульманские династии. Хронологические и генеалогические таблицы с историческими введениями».
Жан Флори (1936-2018) – известный французский историк-медиевист, доктор филологических и гуманитарных наук, директор Центра высших исследований средневековой цивилизации при университете Пуатье. Является признанным специалистом по истории XI-XII веков и аспектам средневековой военной идеологии (рыцарство, Крестовые походы, «Священная война», джихад, эсхатология), а также по вопросам сопоставления насилия и религия в христианстве и исламе.
Жан Флори является автором более двадцати книг, посвященных религиозным войнам и крестовым походам, кроме того является автором нескольких биографий исторических деятелей Средневековья, в том числе Боэмунда Тарентского, Филиппа II Августа, Ричарда Львиное Сердце. Опубликовал свыше 50 работ и монографий по истории средневекового рыцарства.
Жозеф Франсуа Мишо (1767-1839) – известный французский историк, один из ведущих медиевистов и специалистов по эпохе Крестовых походов первой половины ХIХ века. Принадлежащая его перу трехтомная «История Крестовых походов» еще при жизни автора заслужила репутацию фундаментальной и обязательной настольной книги каждого, кто интересуется периодом Высокого Средневековья и эпохой Крестовых походов. Мишо с подлинным мастерством художника слова представил многогранную, яркую и увлекательную панораму описываемых им событий, что и сегодня его произведения не утратили своей привлекательности и актуальности.
Петр Ефимович Люкимсон (род. 1963) – русскоязычный писатель и журналист, на данный момент проживающий в Израиле. Известен в России как автор исторических очерков, научно-популярных статей и повестей, посвященных библейской истории. В Израиле приобрёл широкую известность как мастер политического интервью, а также как автор целого ряда журналистских расследований на криминальные и злободневные темы.
Пётр Люкимсон автор увлекательных биографий известных библейских и античных персонажей: трёх легендарных правителей – Ирода Великого, Давида и Соломона, а также пророка Моисея, историка Иосифа Флавия, философа Бенедикта Спинозы, братьев Нобелей и основателя психоанализа – Зигмунда Фрейда. Однако наибольшей известностью и популярностью среди всех книг Петра Люкимсона пользуется биография Салах ад-Дина.
Полностью прочесть все публикации цикла «ХРОНИКИ ТРЕТЬЕГО КРЕСТОВОГО ПОХОДА» можно, перейдя по указанным ссылкам:
Часть 1-я. Окончательный раскол христианской коалиции
Часть 2-я. Филипп II навсегда покидает Святую Землю
Часть 3-я. Трагическая участь заложников Акры
Часть 4-я. О жестокости Ричарда I и печальной судьбе Истинного Креста Господня
Часть 5-я. Марш на Яффу
Часть 6-я. Предварительные репетиции масштабной бойни
Часть 7-я. Кризис стратегии Салах ад-Дина
Часть 8-я. Битва при Арсуфе (начало)
Часть 9-я. Битва при Арсуфе (окончание)
Часть 10-я. Новые амплуа: Ричард – нерешительный медлитель, Саладин – суровый разрушитель городов
Часть 11-я. Очередные опасные приключения и дипломатические авантюры английского монарха
Часть 12-я. Священная миссия невыполнима?..
Часть 13-я. Следствие по делу об убийстве Конрада Монферратского
Часть 14-я. Счастливое разрешение династических неурядиц Иерусалимского королевства
Часть 15-я. Правитель «Туманного Альбиона» вновь берётся за меч
Часть 16-я. Последний опасный прыжок Английского Льва
Часть 17-я. Запоздалые поиски истины или почему не состоялась осада Иерусалима
Часть 18-я. Салах ад-Дин переходит в контрнаступление
Часть 19-я. Король Англии по-прежнему грозен, могуч, безрассудно отважен и непобедим
Часть 20-я. И один в поле несокрушимый воин, если это Ричард I Плантагенет
Часть 21-я. Мир долгожданный, мир окончательный
Часть 22-я. Эпилог
Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников Яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.
Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.
Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!
ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)