Продолжение. С предыдущей публикацией данного цикла можно ознакомиться, перейдя по этой ссылке
В первой декаде мая 1192 года сразу после того, как Генрих II Шампанский вступил в брак с королевой Изабеллой, став соправителем возрождающегося Иерусалимского государства, а Ги де Лузиньян отбыл на Кипр, чтобы вскоре сделаться полновластным его королём, с Ричардом I Плантагенетом произошли очередные метаморфозы.
Государь английский преобразился. Ещё пару-тройку недель назад он был готов на более-менее приемлемых для себя и палестинских франков условиях заключить мирный договор с Салах ад-Дином, а затем отправиться на родину. Теперь же Львиное Сердце не упоминал вслух ни о своём намерении вернуться в ближайшее время в Лондон, ни о заключении перемирия с сарацинским султаном.
Более того, ко всеобщей радости иерусалимской знати и большинства участников Третьего крестового похода Ричард объявил срочный сбор войска. Затянувшаяся пауза и период длительного простоя завершился. Правитель «Туманного Альбиона» объявил, что пришла пора предпринять решительные действия для отвоевания Иерусалима.
Многие историки объясняют «весеннее пробуждение» Ричарда свойства его переменчивого характера, склонностями к риску и всякого рода сомнительным военным операциям, нередко походившим на смертельно опасные авантюры. Некоторые авторы считают, что предводитель похода в силу своего гипертрофированного тщеславия, многогранного максимализма, стремления реализовать самые смелые амбиции просто не мог себе позволить блекло и невзрачно завершить собственное участие в священной миссии, подобно Филиппу II Августу.
Разумеется, не могло идти речи и том, чтобы Ричард покинул Палестину в истинно английском духе – тихо, не прощаясь, не хлопнув громко и оглушительно напоследок дверью. Львиное Сердце в силу своего темперамента и честолюбия просто был обязан завершить поход исключительно на мажорной ноте, добившись очередной победы, а также попутно совершив несколько подвигов, достойных короля и безупречного доблестного рыцаря.
Лишь немногие современные историки-медиевисты и биографы Львиного Сердца уверены в том, что внезапная активизация английского монарха напрямую связана с неприятной и серьёзно обострившейся внутриполитической ситуацией, сложившейся к тому моменту во владениях Салах ад-Дина.
В октябре 1191 года скончался Аль-Музафар Таки ад-Дин Умар – любимый племянник ближневосточного владыки, его преданный соратник и сподвижник, опытный наместник и прославленный военачальник, внёсший весомый вклад в самые громкие и триумфальные победы Саладина. Владения Таки ад-Дина Умара, находившиеся в северной части современной Сирии унаследовал его старший сын – аль-Малик Аль-Мансур Мухаммад.
Став влиятельным эмиром и одним из самых могущественных вассалов Сирии, внучатый племянник Салах ад-Дина на шестом месяце своего правления неожиданно изъявил намерение выйти из-под власти султана и стать полностью самостоятельным владыкой, который признавал над собой только верховенство багдадского халифа.
Впервые за всё длительное время пребывания Саладина на самой вершине иерархической структуры государства, созданного им лично, вызов ему осмелился в столь дерзкой форме бросить один из наиболее могущественных эмиров не только Джазиры[1] и Месопотамии, но и всего Ближнего Востока. Ситуация усугублялась тем, что дерзновенный и мятежный вассал приходился близким родственником Салах ад-Дину.
С тех пор, как пала Акра, а крестоносцы, возглавляемые и ведомые неустрашимым, яростным, неутомимым и непобедимым Ричардом, стали одерживать громкие победы, захватывая прибрежные города, медленно, но неуклонно отвоёвывая и освобождая бывшие владения Иерусалимского королевства, султан стал всё чаще замечать крайне тревожную и неблагоприятную для него тенденцию.
Всё чаще на военных и государственных советах эмиры, атабеки, государственные сановники, высшие военачальники, придворные вельможи, пусть и в мягкой форме или завуалировано, с видимым почтением и положенным пиететом осмеливались возражать предложениям и намерениям Салах ад-Дина, осторожно и аргументировано критиковать его действия, витиевато, но определённо и целенаправленно выражать несогласие планам султана.
Ближневосточный владыка, заметно постаревший за последние годы, сильно сдавший в плане телесного здоровья, физической мощи и выносливости, с самого начала осады Акры постоянно болел. Изнуряющие приступы лихорадки беспокоили его практически каждый месяц. Все более заметные признаки биологической старости, прогрессирующая лихорадка, физическое и эмоциональное истощение, общий упадок сил – всё это и другие неблагоприятные симптомы, а также негативные перемены в облике и образе жизни Салах ад-Дина не ускользали от взора его приближенных.
Чем больше слабел султан, чем менее крепкими, послушными, цепкими и хваткими становились его руки, державшие бразды правления, тем заметнее становилась активность эмиров, стремившихся подобно аль-Малику Аль-Мансуру Мухаммаду обособиться от верховной власти Саладина, сделавшись единоличными правителями своих вотчин и городов.
При любом другом раскладе ближневосточный владыка, невзирая на собственные проблемы со здоровьем и близкую степень родства мятежного эмира, непременно бы предпринял против него масштабный карательный поход. Аль-Малика Аль-Мансура Мухаммада требовалось показательно и сурово покарать, чтобы прочие наместники-сепаратисты не попытались в дальнейшем последовать дурному примеру.
Однако внучатый племянник Саладина выбрал наиболее удачный момент для проявления своей непокорности и стремления к обретению независимости. Султан никак не мог в данный момент увести свою армию далеко на север Сирии, оставив Иерусалим и Палестину без надлежащей защиты. Кампания против аль-Малика Аль-Мансура Мухаммада могла затянуться на несколько месяцев.
Если мятежный вассал начнёт бегать от своего двоюродного деда по степям и пустыням Джазиры и Месопотамии, то эта погоня вконец утомит воинство Саладина. Пока султан будет гоняться за своим внучатым племянником, Ричард, безусловно, двинет крестоносцев прямиком на Иерусалим. Учитывая неистовый темперамент английского короля, его необузданную отвагу, воинскую неистовую ярость и полководческую одержимость, даже с небольшим войском и малым числом осадных орудий Львиное Сердце будет представлять смертельную угрозу для Иерусалима.
Вот почему Салах ад-Дин не мог покинуть Палестину. Именно по этой же причине ему пришлось улаживать конфликт с аль-Маликом Мухаммадом посредством дипломатии. Однако территориальные требования мятежного эмира оказались непомерными, поэтому, в конце концов, Саладину пришлось часть наличных сил – большой кавалерийский отряд во главе со своим братом Аль-Адилем Сайф ад-Дином ибн Айюбом отправить к берегам Евфрата.
В итоге изрядно испугавшийся аль-Малик Аль-Мансур Мухаммад пошёл на мировую. Он отказался от своих претензий на города Северной Сирии и более не требовал полной независимости, согласившись на широкую автономию и окончательное закрепление за собой и своими потомками отцовских владений.
Ричард, узнав о том, что Саладин направил к границам Месопотамии значительную часть своей лучшей кавалерии и наиболее успешного военачальника – Аль-Адиля ибн Айюба, чтобы привести к покорности неблагодарного внучатого племянника, не колебался ни минуты.
Все прежние миротворческие настроения были решительно отброшены королём Англии. Пользуясь представившимся случаем, Львиное Сердце принял решение упрочить свои текущие стратегические позиции, расширив прибрежный плацдарм. Собрав наиболее боеспособные и мобильные отряды, Ричард повёл их к порту ад-Дарум (Дарон), расположенному в 32 км к югу от Аскалона.
17 мая крестоносцы окружили город с суши, а итальянские суда полностью блокировали внешний рейд ад-Дарума. Гарнизоном осажденной крепости командовал Алем ад-Дин Кайсар – достаточно опытный военачальник. Он сразу понял, что без помощи султана извне город не продержится и недели. Несколько мусульманских гонцов, рискуя жизнью в тёмное время суток, пробрались через вражеские заслоны, поспешив в ставку Салах ад-Дина с призывом о помощи.
Однако по неизвестной причине султан так и не прислал к ад-Даруму свои войска и не появился сам в окрестностях осажденного портового города. Баха ад-Дин – главный арабский летописец событий Третьего крестового похода косвенно указывает на то, что события развивались слишком стремительно, а Саладин узнал о начале осады слишком поздно, чтобы иметь возможность оказать действенную помощь защитникам и жителям ад-Дарума[2].
Осада продолжалась пять дней. Ричард сам трудился наравне с простыми воинами и строителями, участвуя в возведении осадных приспособлений и орудий. Помимо передвижных башен и таранов Львиное Сердце привлёк к осадным работам землекопов и специалистов по подкопам и туннельным войнам.
При помощи подземных мин и галерей крестоносцам удалось обрушить один из фрагментов внешней крепостной стены. После этого латиняне пошли на решительный приступ. Конечно же, английский государь не удержался и в первых рядах штурмующих бросился в атаку. 24 мая 1192 года ад-Дарум был полностью захвачен воинствующими пилигримами.
Шестьдесят защитников крепости погибли во время штурма, ещё три сотни воинов вместе с комендантом были взяты в плен. На следующий день – 25 мая в захваченный портовый город, являвшийся важным связующим звеном между палестинским побережьем и Александрией, прибыли Гуго Бургундский и Генрих II Шампанский.
Предводители похода совместно в дружеской обстановке отпраздновали день Святой Троицы (Духов День). Радости иерусалимских и европейских прелатов не было предела, поскольку лидеры европейских паломников вновь были едины и намеревались в дальнейшем действовать сообща. Ликовали крестоносцы и паломники. Быстрый и успешный захват ад-Дарума укрепил в них уверенность в том, что удача и Бог на стороне христиан, а значит, отвоевание Иерусалима – задача хоть и сложная, но вполне выполнимая.
Несомненно, что и сам Ричард во многом разделял оптимизм участников похода, борясь с соблазном двинуться к Иерусалиму кратчайшей дорогой. Однако окончательно ход дальнейших событий определился 29 мая. В этот день в походный лагерь английского короля прибыл личный посланник канцлера из самого Лондона.
Вести, привезенные с берегов «Туманного Альбиона», оказались неутешительными, неприятными и во многом фатальными. Случилось самое худшее, чего так сильно и более всего опасался Ричард. Его родной брат – принц Джон (Иоанн Безземельный) был готов в любой момент вступить в военный и политический союз с Филиппом II.
Французский король обещал честолюбивому Джону всемерную поддержку в борьбе за английский трон в обмен на графство Вексен. Безземельный принц ради обретения короны был готов вернуть Филиппу Августу не только приданое принцессы Адель (Алисы), но и ещё несколько нормандских городов в придачу.
Пока ещё правитель Франции и братец Джон не объединились, но этот союз, направленный исключительно против всех самых главных и жизненно важных интересов Ричарда, мог образоваться в любую минуту. Тщательно проанализировав сложившуюся ситуацию, Львиное Сердце вновь вслух заговорил о необходимости скорого возвращения на родину.
Делегация священнослужителей во главе с капелланом Гийомом из Пуатьё, исполнявшим обязанности личного духовника Ричарда во время его пребывания на Святой Земле, настойчиво просила государя английского повременить с возвращением домой и довести священную миссию до её конечной цели.
Католические церковные деятели самых разных рангов умоляли и заклинали Львиное Сердце не покидать крестоносное войско в тот момент, когда до заветного Иерусалима было буквально рукой подать. На протяжении двух суток Ричард не покидал своего походного шатра, находясь в напряженном раздумье. Он почти ничего не ел, лишь изредка утолял жажду и молился.
Пока монарх собирался силами, чтобы принять важнейшее окончательное решение в своей жизни, в недавно восстановленном Аскалоне на расширенный совет собрались бароны, виконты, мелкопоместные дворяне и феодалы, а также знатные рыцари, принимавшие участие в походе. На этом многоголосом форуме было практически единогласно принято решение о том, что с Ричардом или без него, но поход на Иерусалим с последующей осадой «Священного города» состоится в любом случае.
Вердикт совета баронов и представителей знати был передан королю Англии. Ряд средневековых западноевропейских хронистов в своих трудах сообщают, что Ричард в глубине души своей уже принял окончательное решение о том, что в ближайшие месяцы он покинет Палестину и не станет Иерусалим подвергать полноценной осаде. Однако крестоносцам Львиное Сердце пообещал, что останется на Святой Земле до будущей Пасхи и сделает всё возможное, чтобы отвоевать у сарацин «Священный христианский город»[3].
Ричард отлично понимал, что его личное присутствие как можно скорее необходимо в Лондоне и Нормандии во избежание междоусобицы с младшим братом и территориальных потерь на европейском континенте. Монарх английский знал, что за оставшееся время, которое он пробудет в Палестине, не возможно будет ни захватить Иерусалим, ни принудить его гарнизон и защитников к капитуляции.
Вместе с тем Львиное Сердце не мог бросить в данный момент объединенное крестоносное воинство, поскольку знал, что без него паломников постигнет очередная катастрофа, если они, пребывая в плену энтузиазма и эйфории, вызванных недавними успехами, в скором времени отправятся к стенам Иерусалима. Перед убытием домой Ричарду предстояло уберечь от опрометчивых действий и необдуманных решений участников похода, а также заключить с Салах ад-Дином мир на условиях, которые удовлетворили бы все заинтересованные стороны.
ПРИМЕЧАНИЯ:
[1] - Джазира (иначе – Бадият-эль-Джазира, Джезире или Эль-Джазира) – историческая средневековая область, занимавшая северную часть Древней Месопотамии (междуречья Тигра и Евфрата). Географически Джазира занимала современные территории Северо-Восточной Сирии, Северного Ирака и юго-восточной части Турции. В переводе с арабского языка «джазира» означает «остров».
[2] - Баха ад-Дин Абу-л-Махасин Йусуф ибн Рафии ибн Тамим. Саладин: Победитель крестоносцев / Пер. с араб. – СПб.: Диля, 2024. С. 343.
[3] - Грановский А. В. История короля Ричарда I Львиное Сердце. – М.: «Русская панорама», 2007. С. 196.
В данной публикации использованы ссылки на произведения средневековых, более поздних и современных отечественных и зарубежных авторов, имеющих заслуженный авторитет, широкое общественное и научное признание, таких как:
Александр Владимирович Грановский (род. 1950) – современный российский прозаик и публицист, главный редактор главный редактор альманаха «Золотой Пегас». В последние годы специализируется на документальной исторической прозе, посвященной эпохе Крестовых походов. Наиболее известными его фундаментальными трудами по данной теме являются подробнейшее двухтомное историческое исследование «Крестовые походы», а также документальная биография «История короля Ричарда I Львиное Сердце».
Абу-ль-Махасин Баха ад-Дин Юсуф ибн Рафи ибн Тамим (1145-1234) – средневековый курдский историк, богослов, биограф, сочинитель, биограф, мусульманский правовед, более известный как Баха ад-Дин («Светоч Религии»). К своему 45-летию он заслужил репутацию образцового правоверного мусульманина, жившего по канонам ислама, совершившего хадж в Мекку и посетившего все священные для мусульман места в Палестине.
Баха ад-Дин был не только биографом Салах ад-Дина, но и его личным советником, а также духовным наставником. Кроме того, Баха ад-Дин преподавал в престижном медресе Мосула, занимал должности кади (верховного судьи по гражданским и религиозным делам) и кади ал-аскар (верховного военного судьи в войске Саладина). Юсуф ибн Рафи ибн Шаддад подарил Салах ад-Дину книгу о важности ведения священной войны с неверными.
Баха ад-Дин лично сопровождал Саладина во время его последних военных походов, а потому его труд «Жизнь Салах ад-Дина», известный западному и российскому читателю под названием «Саладин: Победитель крестоносцев», представляет собой очень важную историческую ценность. Баха ад-Дин, как ближайший советник султана, был в курсе многих не только военных, но и политических дел последних лет жизни Саладина.
Впрочем, назвать его беспристрастным биографом нельзя, ведь труд Бахи ад-Дина – это панегирик Саладина, который предстает перед читателем практически идеальным правителем и почти безгрешным мусульманином. Помимо биографии Салах ад-Дина, перу Бахи ад-Дина принадлежат труды по истории Халеба, а также трёхтомник по мусульманскому праву (фикху).
Полностью прочесть все публикации цикла «ХРОНИКИ ТРЕТЬЕГО КРЕСТОВОГО ПОХОДА» можно, перейдя по указанным ссылкам:
Часть 1-я. Окончательный раскол христианской коалиции
Часть 2-я. Филипп II навсегда покидает Святую Землю
Часть 3-я. Трагическая участь заложников Акры
Часть 4-я. О жестокости Ричарда I и печальной судьбе Истинного Креста Господня
Часть 5-я. Марш на Яффу
Часть 6-я. Предварительные репетиции масштабной бойни
Часть 7-я. Кризис стратегии Салах ад-Дина
Часть 8-я. Битва при Арсуфе (начало)
Часть 9-я. Битва при Арсуфе (окончание)
Часть 10-я. Новые амплуа: Ричард – нерешительный медлитель, Саладин – суровый разрушитель городов
Часть 11-я. Очередные опасные приключения и дипломатические авантюры английского монарха
Часть 12-я. Священная миссия невыполнима?..
Часть 13-я. Следствие по делу об убийстве Конрада Монферратского
Часть 14-я. Счастливое разрешение династических неурядиц Иерусалимского королевства
Часть 15-я. Правитель «Туманного Альбиона» вновь берётся за меч
Часть 16-я. Последний опасный прыжок Английского Льва
Часть 17-я. Запоздалые поиски истины или почему не состоялась осада Иерусалима
Часть 18-я. Салах ад-Дин переходит в контрнаступление
Часть 19-я. Король Англии по-прежнему грозен, могуч, безрассудно отважен и непобедим
Часть 20-я. И один в поле несокрушимый воин, если это Ричард I Плантагенет
Часть 21-я. Мир долгожданный, мир окончательный
Часть 22-я. Эпилог
Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников Яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.
Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.
Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!
ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)