Найти в Дзене
Generalissimus

Хроники Третьего крестового похода. Часть 17-я. Запоздалые поиски истины или почему не состоялась осада Иерусалима

Продолжение. С предыдущей публикацией данного цикла можно ознакомиться, перейдя по этой ссылке «Когда христиане увидели, что им не удастся преклонить колени пред Гробом Господним, до которого им осталось всего каких-нибудь четыре лье[1], их сердца сковала печаль. Грустные и упавшие духом они возвращались по своим собственным следам. Их военачальники никогда не были так подавлены и смущены. В день, когда мы вернулись к Лидде и Рамле, исполнилось пять лет с тех пор, как мы потеряли Иерусалимское королевство», – такими словами Амбруаз Нормандский – один из главных летописцев событий Третьего крестового похода охарактеризовал общее подавленное настроение и полное непонимание сути происходящего, царившие среди крестоносцев, возвращавшихся обратно в Аскалон от западных предместий Иерусалима[2]. В одной из предыдущих публикаций данного цикла подробно рассказывалось о тех причинах, факторах и обстоятельствах, которые не позволили Ричарду I Плантагенету приступить к полноценной осаде Иерусалима
Оглавление

Продолжение. С предыдущей публикацией данного цикла можно ознакомиться, перейдя по этой ссылке

«Когда христиане увидели, что им не удастся преклонить колени пред Гробом Господним, до которого им осталось всего каких-нибудь четыре лье[1], их сердца сковала печаль. Грустные и упавшие духом они возвращались по своим собственным следам. Их военачальники никогда не были так подавлены и смущены. В день, когда мы вернулись к Лидде и Рамле, исполнилось пять лет с тех пор, как мы потеряли Иерусалимское королевство», – такими словами Амбруаз Нормандский – один из главных летописцев событий Третьего крестового похода охарактеризовал общее подавленное настроение и полное непонимание сути происходящего, царившие среди крестоносцев, возвращавшихся обратно в Аскалон от западных предместий Иерусалима[2].

В одной из предыдущих публикаций данного цикла подробно рассказывалось о тех причинах, факторах и обстоятельствах, которые не позволили Ричарду I Плантагенету приступить к полноценной осаде Иерусалима в январе 1192 года. С той поры минуло шесть месяцев, и некоторые обстоятельства существенно изменились, как в лучшую для крестоносцев сторону, так и в худшую.

Некоторые современные историки-медиевисты, а также биографы Ричарда и Салах ад-Дина убеждены в том, что наличных сил английскому королю вполне хватило бы для захвата «Святого города» или для принуждения к капитуляции его гарнизона. Самым главным аргументом сторонников подобного варианта развития событий является следующий факт. В первых числах июля 1192 года, когда предводители похода спорили о том, нужно ли начинать осаду немедленно, или лучше сначала предпринять поход в египетские владения Саладина, положение самого султана можно было смело назвать критическим и очень нестабильным.

Выступая перед участниками Великого дивана (верховного султанского совета), Салах ад-Дин, следуя мудрому предложению Бахи ад-Дина – своего личного духовника, богослова, придворного летописца и знатока исламского права, внёс предложение защищать Иерусалим до последней возможности.

Ближневосточный владыка призвал своих приближенных, придворных вельмож, высших государственных сановников и военачальников собраться у Купола Скалы – священного для всех правоверных мусульман места, чтобы публично дать клятву на том месте, где пять с половиной веков назад вступала нога Пророка Мухаммеда.

Суть этой клятвы заключалась в том, что каждый приносивший священный обет, давал нерушимое обещание стойко сражаться с неверными франками и прочими врагами ислама до последнего своего вздоха, не щадя собственной жизни. Разумеется, никто из участников дивана не посмел отказаться от столь почётной для любого мусульманина чести – принести священную клятву у наиболее почитаемой во всём мире исламской святыни, получив возможность сражаться во имя Пророка и истиной веры.

Здесь и далее по тексту размещены изображения средневекового Иерусалима, как современные, так и более ранние. Источник: https://yandex.ru/images/
Здесь и далее по тексту размещены изображения средневекового Иерусалима, как современные, так и более ранние. Источник: https://yandex.ru/images/

Эмирам, атабекам и высшим военачальникам ничего не осталось иного, как пламенно заверить Саладина в том, что они будут всеми силами защищать Иерусалим, не позволив нечестивым франкам ворваться в город. Однако вечером того же дня подданные султана фактически саботировали утреннее решение, одобренное единогласно.

О всеобщей и священной клятве сообща сражаться с неверными речь уже не шла. Эмиры, позиционировавшие себя правоверными патриотами, благочестивыми верноподданными и непоколебимыми борцами за исламскую веру, опасаясь, что в случае осады жители и защитники Иерусалима повторят судьбу заложников Акры, осмелились на неслыханную и вопиющую дерзость. Они предъявили своему сюзерену новые условия (де-факто ультиматум), в случае исполнения которых они были готовы остаться в Иерусалиме, чтобы защищать его.

Баха ад-Дин, ставший непосредственным свидетелем почти открытого неповиновения эмиров и крамольного поведения высокопоставленных военачальников мамлюков, зафиксировал на страницах своей хроники наиболее важные детали этого завуалированного мятежа, направленного против волеизъявления Салах ад-Дина:

«…многие из мамлюков не одобрили намерения султана относительно приготовления к осаде и того, чтобы запереться в городе. Они говорили, что такое развитие событий не даст нам никаких преимуществ, а в случае, если мы запремся в цитадели, нас постигнет та же участь, которая постигла гарнизон Акры, тогда в результате все мусульманские земли достанутся врагу.

Командиры мамлюков говорили, что лучше рискнуть дать врагу генеральное сражение. В этом случае, если Аллах дарует нам победу, мы окажемся хозяевами всего, что в настоящее время принадлежит франкам; а в противном случае мы только потеряем Святой Город, но сохраним армию. Они [предводители мамлюков и несогласные эмиры] также сказали, что наши войска и прежде доблестно защищали Ислам, даже когда не владели Иерусалимом…

Вечером [от заговорщиков] султану доставили послание, в котором был следующий отрывок: "Если ты желаешь, чтобы мы остались в Святом Городе, то ты должен остаться с нами или же поставить нашим командиром кого-либо из членов твоей семьи; ибо курды не будут подчиняться туркам, а турки точно так же никогда не станут подчиняться курдам"»[3].

-3

Саладин не мог в сложившейся ситуации немедленно призвать дерзких вассалов к ответу за неповиновение. Обстоятельства вынуждали правителя Сирии, Египта и Палестины на неопределенный срок отложить заслуженное воздаяние мятежникам и крамольникам. Более того, султану пришлось выполнить требования строптивых эмиров. Комендантом Иерусалима он назначил своего внучатого племянника Мажида (Меджида) ад-Дина ибн Фарука, значительно усилив гарнизон.

Но даже после этих дополнительных мер усиления обороноспособности «Святого города» ни у султана, ни у его приближенных, ни у мятежных эмиров и полководцев самых разных рангов не было сколько-нибудь обнадёживающей уверенности в том, что Иерусалим удастся отстоять, если его плотным осадным кольцом обложит аль-Малик Рик – неукротимый и неудержимый в ярости своей и целеустремленности.

Безусловно, если бы Львиное Сердце знал о неурядицах, творившихся в стане Саладина, а также о мятежном сепаратизме и вопиющем своеволии вассалов ближневосточного владыки, король английский, как минимум, ещё раз основательно и тщательно подумал над тем, следует ли ему поставить всё на кон, подвергнув Иерусалим полноценной осаде.

Однако Ричард не знал о том, что эмиры и военачальники султана не только не горят желанием оборонять Иерусалим, но и изыскивают любые возможности, чтобы не оказаться внутри «Святого города», когда к его стенам приблизятся крестоносцы. Увы, но внешняя и войсковая разведка латинян функционировала гораздо хуже и значительно менее эффективно, чем аналогичные спецслужбы Саладина.

Да, к сожалению для католического мира, Ричард не знал о шатком положении своего визави. Напротив, правитель «Туманного Альбиона» был самого высокого мнения о возможностях Салах ад-Дина. Согласно сведениям уже упоминавшегося в сегодняшней публикации Амбруаза из Нормандии, именно излишняя переоценка сил, средств и потенциальных возможностей ближневосточного султана стала одной из главных причин отказа Львиного Сердца предпринять последний и решительный бросок к Иерусалиму.

Нормандский трувер вкладывает в уста Ричарда слова, обращенные к лидерам и знатным участникам похода, которые во многом проясняют позицию короля относительно исхода столь желанного крестоносцами марша на Иерусалим и последующей его осады:

«Я никогда не возглавлю поход, за который меня потом будут проклинать. И меня мало волнует, что меня упрекают сейчас. Поймите, что независимо от того, куда идет наша армия, Саладин знает о нашем маршруте и о состоянии наших сил. Мы далеко от моря, и если султан спустится со своими сарацинами в долины и отрежет нам путь поступления продовольствия…, то для нас это закончится плачевно.

‹…› Если я поведу армию и буду осаждать Иерусалим в нынешних условиях, с ней непременно случится беда, а я останусь навсегда всеми проклинаем, недооценен и опозорен. И я знаю, и в этом не сомневаюсь, что есть люди, здесь и во Франции, которые хотят и сильно желают, чтобы я совершил такого рода поступок, который меня обесчестит повсюду и на все времена»[4].

-4

В своём личном послании, отправленному во Францию в начале весны 1192 года и адресованному Гарнье де Рошфору, аббату Клервоскому, король английский указывает три главные причины, по которым считает на данном этапе осаду Иерусалима невозможной: истощение физических сил крестоносцев, отсутствие денег в казне на выплату жалования своим людям, а также необходимость сосредоточить усилие на удержании отвоеванных у мусульман территорий бывшего Иерусалимского королевства:

«Наследие Господне уже отчасти возвращено, и ради этого возврата мы ежедневно выносили зной и все тяготы, истощили уже нашу казну, и не только казну, но также силы наши и плоть; посему мы уведомляем вашу братию, что мы не сможем задержаться в стране Сирии после праздника Пасхи»[5].

Баха ад-Дин считает, что главной причиной отказа английского короля приступить к осаде Иерусалима в разгар летней нестерпимой жары и засухи стала неразрешимая проблема регулярного, полноценного и бесперебойного снабжения питьевой водой крестоносного воинства[6](подробности этой версии изложены в предыдущей публикации).

Курдский историк Из ад-Дин Абуль-Хасан Али ибн Мухаммад аль-Джазари, более известный как Ибн аль-Асир, в одной из своих хроник излагает иную причину, заставившую Ричарда вернуться в Аскалон. Месопотамский историк вложил в уста короля Англии следующую красноречивую фразу:

«Невозможно осаждать подобную крепость, пока жив Саладин и пока мусульмане едины, ибо мы не можем одновременно блокировать Иерусалим и противостоять в поле войскам султана, которые будут неотступно преследовать нас, как они это делали под Акрой. По правую руку от нас нет больше ни моря, ни венецианских судов, чтобы защитить нас»[7].

Прочие сохранившиеся мусульманские первоисточники разделяют мнение Бахи ад-Дина и Ибн аль-Асира, повторяя их версии о том, что Львиное Сердце, прежде всего, побудили отступить от западных предместий Иерусалима, так и не прибегнув к штурму его две главные причины – стратегически невыгодное положение крестоносной армии, если бы она приступила к осаде, а также логистические трудности тылового и питьевого обеспечения.

-5

Положение, в котором оказался Ричард в самом начале июля 1192 года, очень напоминало ситуацию, сложившуюся в переломный момент Второй пунической войны. После уничтожения римской армии в генеральной битве при Каннах, состоявшейся 2 августа 216 года до н.э., карфагенские военачальники настаивали и буквально требовали от своего командующего – Ганнибала Барки без промедления прямиком идти на Рим, чтобы осадить его и затем взять штурмом.

Ганнибал, что осада «Вечного города», вероятнее всего, погубит карфагенскую армию, либо лишит её мощи, мобильности и боеспособности. Шансы на успешный штурм Рима или капитуляцию его защитников были слишком малы, поэтому Барка в конечном итоге отказался от осады. Узнав об этом окончательном решении карфагенского предводителя, один из его кавалерийских военачальников по имени Магарбал в отчаянии воскликнул: «Как жаль, чтобы боги не наделяют великих людей всеми талантами одновременно! Ты умеешь побеждать, Ганнибал, но совершенно не умеешь пользоваться плодами собственных побед!..»

Наверняка перед тем, как принять яд, совершив самоубийство, чтобы не оказаться плененным римскими легионерами, Ганнибал Барка в последние секунды своей жизни пожалел о том, что не рискнул испытать своё полководческое счастье, подвергнув осаде Рим. Скорее всего, и Ричард I Плантагенет сожалел о том, что отказался от штурма и осады Иерусалима, упустив вполне реальный шанс войти в мировую историю в статусе величайшего и наиболее прославленного освободителя Святого Гроба Господня, а также «самого главного и святого христианского города».

В заключении сегодняшней публикации её автору хотелось бы привести три различные точки зрения, касающиеся оценки действий Ричарда, его мотивации, принятых им решений и их последствий. Высказывания и комментарии принадлежат авторам, представляющим различные современные исторические европейские школы.

Томас Эсбридж: «Этот провал [отказ от осады Иерусалима] стал низшей точкой крестоносной карьеры Ричарда. Тем летом его вина заключалась в пагубном крахе командования. Его ошибка заключалась не в решении отказаться от осады Иерусалима – как и в январе 1192 года он твёрдо держался требований военной науки и считал риск, связанный с атакой на Святой город, неприемлемым. Его вина заключалась в том, что он не обнародовал свою позицию ещё в Аскалоне, не взял на себя строгий контроль над экспедицией, позволив латинским армиям вновь приблизиться к Иерусалиму»[8].

-6

Александр Владимирович Владимирский: «Иерусалим в ходе кампании 1191-1192 годов не раз оставался практически беззащитным, однако король Ричард не спешил его занимать. Он понимал, что до тех пор, пока не уничтожена армия Саладина, удержать Святой Город не удастся, особенно теми силами, которые останутся в Палестине после того, как основная масса участников Крестового похода вернется в Европу. Надо сказать, что крестоносцам объективно было очень трудно удержать Иерусалим.

Вероятно, даже войска одного только английского короля при желании могли бы осадить и взять Иерусалим, особенно после того, как армия Саладина потерпела ряд неудач в полевых сражениях. Однако даже оставление в Иерусалиме сильного гарнизона отнюдь не гарантировало его удержания крестоносцами. Мощь Иерусалимского королевства и других латинских государств в Палестине была необратимо подорвана разгромом под Хаттином. Рыцарей и иных колонистов, желающих поселиться в Палестине, в наличии не было. И далеко не факт, что в Иерусалим в случае отвоевания его крестоносцами вернулось бы большинство изгнанных оттуда жителей»[9].

Альбер Шамдор: «Понятно, что английский король не хотел нести ответственность за второй Хаттин. Лучше было сохранить не без труда завоеванные позиции на побережье, чем рисковать потерей всех завоеваний в битве, о последствиях которой, в случае ее проигрыша, Ричард думал с ужасом. Если бы он знал об истинном положении мусульман, о тайном мятеже главных эмиров против Саладина, он бы легко отвоевал Иерусалим. Но он тревожился только за самого себя…»[10]

-7
ПРИМЕЧАНИЯ:

[1] - лье (льё) – старинная французская мера длины. В эпоху Средневековья сухопутное лье равнялось 4444,4 метра.

[2] - Шамдор А. Саладин: благородный герой ислама / Пер. с французского Кулешова Е. В. – СПб.: Евразия, 2018. С. 322.

[3] - Баха ад-Дин Абу-л-Махасин Йусуф ибн Рафии ибн Тамим. Саладин: Победитель крестоносцев / Пер. с араб. – СПб.: Диля, 2024. С. 356.

[4] - Флори Ж. Ричард Львиное Сердце: Король-рыцарь / Жан Флори; пер. с фр. А. В. Наводнюка. – СПб.: Евразия, 2008. С. 188.

[5] - Chronica magistri Rogeri de Houedene / Ed. by W. Stubbs. Vol. III. London, 1870. P. 131.

[6] - Баха ад-Дин Абу-л-Махасин Йусуф ибн Рафии ибн Тамим. Саладин: Победитель крестоносцев / Пер. с араб. – СПб.: Диля, 2024. С. 357-358.

[7] - Шамдор А. Саладин: благородный герой ислама / Пер. с французского Кулешова Е. В. – СПб.: Евразия, 2018. С. 316.

[8] - Эсбридж Т. Крестовые походы. Войны Средневековья за Святую землю / Пер. с англ. Л. А. Игоревского. – М.: ЗАО «Центрполиграф», 2013. С. 495.

[9] - Владимирский А. В. Саладин – победитель крестоносцев / Александр Владимирский. – М.: Вече, 2023. С. 412.

[10] - Шамдор А. Саладин: благородный герой ислама / Пер. с французского Кулешова Е. В. – СПб.: Евразия, 2018. С. 316.

-8
В данной публикации использованы ссылки на произведения средневековых, более поздних и современных отечественных и зарубежных авторов, имеющих заслуженный авторитет, широкое общественное и научное признание, таких как:

Томас Скотт Эсбридж (род. 1969) – доктор истории Лондонского университета королевы Марии. Является автором двух десятков документальных книг по эпохе Крестовых походов, Средневековой Англии и Франции. Эсбридж написал сценарий для документального трехсерийного сериала BBC Two о Крестовых походах.

Жан Флори (1936-2018) – известный французский историк-медиевист, доктор филологических и гуманитарных наук, директор Центра высших исследований средневековой цивилизации при университете Пуатье. Является признанным специалистом по истории XI-XII веков и аспектам средневековой военной идеологии (рыцарство, Крестовые походы, «Священная война», джихад, эсхатология), а также по вопросам сопоставления насилия и религия в христианстве и исламе.

Жан Флори является автором более двадцати книг, посвященных религиозным войнам и крестовым походам, кроме того является автором нескольких биографий исторических деятелей Средневековья, в том числе Боэмунда Тарентского, Филиппа II Августа, Ричарда Львиное Сердце. Опубликовал свыше 50 работ и монографий по истории средневекового рыцарства.

Альбер Шамдор – известный французский историк, археолог и египтолог середины ХХ века. Наиболее известные его произведения о египетской Книге Мёртвых, археологии Пальмиры, Александрии и Вавилона. Несмотря на то, что биография Саладина изложена Шамдором с позиции современного приверженца католицизма, данный труд дополняет другие источники многочисленными малоизвестными фактами жизни, военной и политической деятельности прославленного ближневосточного средневекового правителя.

Абу-ль-Махасин Баха ад-Дин Юсуф ибн Рафи ибн Тамим (1145-1234) – средневековый курдский историк, богослов, биограф, сочинитель, биограф, мусульманский правовед, более известный как Баха ад-Дин («Светоч Религии»). К своему 45-летию он заслужил репутацию образцового правоверного мусульманина, жившего по канонам ислама, совершившего хадж в Мекку и посетившего все священные для мусульман места в Палестине.

Баха ад-Дин был не только биографом Салах ад-Дина, но и его личным советником, а также духовным наставником. Кроме того, Баха ад-Дин преподавал в престижном медресе Мосула, занимал должности кади (верховного судьи по гражданским и религиозным делам) и кади ал-аскар (верховного военного судьи в войске Саладина). Юсуф ибн Рафи ибн Шаддад подарил Салах ад-Дину книгу о важности ведения священной войны с неверными.

Баха ад-Дин лично сопровождал Саладина во время его последних военных походов, а потому его труд «Жизнь Салах ад-Дина», известный западному и российскому читателю под названием «Саладин: Победитель крестоносцев», представляет собой очень важную историческую ценность. Баха ад-Дин, как ближайший советник султана, был в курсе многих не только военных, но и политических дел последних лет жизни Саладина.

Впрочем, назвать его беспристрастным биографом нельзя, ведь труд Бахи ад-Дина – это панегирик Саладина, который предстает перед читателем практически идеальным правителем и почти безгрешным мусульманином. Помимо биографии Салах ад-Дина, перу Бахи ад-Дина принадлежат труды по истории Халеба, а также трёхтомник по мусульманскому праву (фикху).

Александр Владимирович Владимирский (род. 1966) – современный российский писатель. Первоначальную известность и популярность приобрёл благодаря своим книгам, написанным в разных жанрах – от фантастики и детектива до приключенческого романа. Однако наибольший читательский успех имели его исторические и биографические произведения. Александр Владимирский более всего известен как автор популярных биографий двух султанов Саладина (Салах ад-Дина) и Сулеймана Великолепного. Кроме того, из-под его пера вышли биографии известных политиков Кемаля Ататюрка, Махатмы Ганди, Джона Кеннеди, а также Григория Распутина.

-9

Полностью прочесть все публикации цикла «ХРОНИКИ ТРЕТЬЕГО КРЕСТОВОГО ПОХОДА» можно, перейдя по указанным ссылкам:

Часть 1-я. Окончательный раскол христианской коалиции

Часть 2-я. Филипп II навсегда покидает Святую Землю

Часть 3-я. Трагическая участь заложников Акры

Часть 4-я. О жестокости Ричарда I и печальной судьбе Истинного Креста Господня

Часть 5-я. Марш на Яффу

Часть 6-я. Предварительные репетиции масштабной бойни

Часть 7-я. Кризис стратегии Салах ад-Дина

Часть 8-я. Битва при Арсуфе (начало)

Часть 9-я. Битва при Арсуфе (окончание)

Часть 10-я. Новые амплуа: Ричард – нерешительный медлитель, Саладин – суровый разрушитель городов

Часть 11-я. Очередные опасные приключения и дипломатические авантюры английского монарха

Часть 12-я. Священная миссия невыполнима?..

Часть 13-я. Следствие по делу об убийстве Конрада Монферратского

Часть 14-я. Счастливое разрешение династических неурядиц Иерусалимского королевства

Часть 15-я. Правитель «Туманного Альбиона» вновь берётся за меч

Часть 16-я. Последний опасный прыжок Английского Льва

Часть 17-я. Запоздалые поиски истины или почему не состоялась осада Иерусалима

Часть 18-я. Салах ад-Дин переходит в контрнаступление

Часть 19-я. Король Англии по-прежнему грозен, могуч, безрассудно отважен и непобедим

Часть 20-я. И один в поле несокрушимый воин, если это Ричард I Плантагенет

Часть 21-я. Мир долгожданный, мир окончательный

Часть 22-я. Эпилог

Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников Яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.

Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.

Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!

ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)

-10