Найти в Дзене
Generalissimus

Хроники Третьего крестового похода. Часть 20-я. И один в поле – несокрушимый воин, если это Ричард I Плантагенет!

Продолжение. С предыдущей публикацией данного цикла можно ознакомиться, перейдя по этой ссылке По инициативе английского короля предварительное обсуждение будущего мирного договора между христианами Латинского Востока и Саладином возобновилось 2 августа 1192 года. После недавнего поражения, которое войско султана потерпело на улицах Яффы и близ городских окраин, Салах ад-Дину волей-неволей пришлось смягчить свои прежние жёсткие и почти ультимативные требования. Теперь о разрушении фортификационных сооружений Яффы не могло идти речи, как и о передаче этого портового города мусульманам. Однако Салах ад-Дин по-прежнему категорично настаивал на разрушении Аскалона, с чем Ричард никак не мог ни смириться, ни согласиться. Противоборствующие монархи обменялись несколькими почтительно-любезными многостраничными посланиями, но в очередной раз к общему консенсусу так и не пришли. По личной инициативе или по подсказке своих многочисленных советников ближневосточный владыка впервые в своей диплома
Оглавление

Продолжение. С предыдущей публикацией данного цикла можно ознакомиться, перейдя по этой ссылке

По инициативе английского короля предварительное обсуждение будущего мирного договора между христианами Латинского Востока и Саладином возобновилось 2 августа 1192 года. После недавнего поражения, которое войско султана потерпело на улицах Яффы и близ городских окраин, Салах ад-Дину волей-неволей пришлось смягчить свои прежние жёсткие и почти ультимативные требования.

Теперь о разрушении фортификационных сооружений Яффы не могло идти речи, как и о передаче этого портового города мусульманам. Однако Салах ад-Дин по-прежнему категорично настаивал на разрушении Аскалона, с чем Ричард никак не мог ни смириться, ни согласиться. Противоборствующие монархи обменялись несколькими почтительно-любезными многостраничными посланиями, но в очередной раз к общему консенсусу так и не пришли.

По личной инициативе или по подсказке своих многочисленных советников ближневосточный владыка впервые в своей дипломатической практике попытался при помощи военной силы принудить неуступчивого партнёра-переговорщика к принятию собственных условий.

На рассвете 5 августа армия Саладина приблизилась к полевому лагерю крестоносцев, возведенному близ восточного сектора крепостных стен Яффы. Зная о своём значительном численном преимуществе и тотальном превосходстве в кавалерии, султан намеревался, используя фактор внезапности, атаковать латинян.

Как и в битве при Арсуфе, перед исламским войском не стояло глобальной задачи разгромить или полностью истребить крестоносцев. Достаточно нанести им серьёзные и ощутимые потери, чтобы король Англии длительное время не мог вести никаких активных наступательных действий. Конечно, Салах ад-Дин не отказался бы от громкой победы над неверными и повторного захвата Яффы, но на данном этапе было вполне достаточно обескровить воинство Львиного Сердца.

По данным западноевропейских первоисточников силы крестоносцев, находившиеся в полевом лагере, едва превышали 2000 человек. Под рукой у Ричарда на момент вражеской атаки имелось 54 рыцаря (из них лишь 15 имели боевых коней) и около двух тысяч пехотинцев – копейщиков, арбалетчиков и лучников[1].

Главный арабский летописец событий Третьего крестового похода – Баха ад-Дин в своей хронике приводит следующие сведения: «…от одного из присутствовавших при этом [сражении] я узнал, что вражеских всадников было, по самым смелым подсчетам, семнадцать, а по самым скромным – девять человек; вражеская пехота составляла до тысячи человек. Согласно другим свидетельствам, пехотинцев [у Ричарда] было три сотни, а третьи вновь приводили более крупные цифры»[2].

Численность армии Саладина латинские хронисты оценивали в 20 000 воинов, преимущественно конных[3]. Известный германский военный историк Ганс (Ханс) Дельбрюк полагает, что Саладин никак не мог задействовать для атаки лагеря крестоносцев одновременно более 7000 своих воинов[4].

Здесь и далее по тексту размещены современные изображения Ричарда Львиное Сердце. Источник: https://yandex.ru/images/
Здесь и далее по тексту размещены современные изображения Ричарда Львиное Сердце. Источник: https://yandex.ru/images/

Увы, но всё с самого начала для ближневосточного владыки складывалось неудачно и совсем не так, как он запланировал изначально. Один из генуэзских наёмников, немного удалившись от лагеря по нужде, заметил приближение сарацинской конницы и своевременно поднял тревогу.

Один из непосредственных участников сражения позже рассказал о событиях раннего утра 5 августа 1192 года английскому хронисту, который в свою очередь письменно зафиксировал историю им услышанную, сохранив эти весьма любопытные воспоминания для потомков:

«Некий генуэзец, случайно оказавшийся в поле на рассвете 5 августа в среду, услышал ржание лошадей и глухую поступь магометан, увидев блеск стали в лучах поднимавшегося солнца. Прибежав в лагерь, он поднял тревогу, и рыцари вскочили со своего ложа. У них не было времени облачиться в доспехи. Ричард и другие воины не были должным образом защищены. Некоторые из них не успели даже надеть штанов, и утренняя прохлада холодила их голые бедра; многие просто схватили первое попавшееся под руку оружие и выскочили из палаток»[5].

Ричард, как всегда действовавший решительно и профессионально, быстро выстроил своё войско в развёрнутые боевые порядки – наиболее эффективные в данной ситуации. В первой линии разместились копейщики, которые опустились на землю, встав на одно колено. Они выставили в сторону противника копья, твердо и глубоко уперев их тупым концом в землю, одновременно тесно сомкнув щиты, надёжно прикрывшись ими. Для дополнительной защиты первых рядов от бешеного напора исламской кавалерии, Львиное Сердце приказал соорудить перед фронтом своего войска палисад из кольев, использовавшихся для установки шатров и походных палаток.

Вторая линия была сформирована из арбалетчиков. Они же заполнили промежуточные интервалы между копейщиками переднего ряда. Ричард приказал своим стрелкам бить по врагу без остановки, постоянно поддерживая максимальный скоростной режим огня. Государь английский не сомневался, что мусульмане ринутся в атаку плотными кавалерийскими массами, а потому специально прицеливаться и длительно выцеливать отдельно взятых сарацинских всадников латинским арбалетчикам не требовалось.

Забегая вперёд, следует отдать должное боевому опыту и прозорливости короля. Он оказался прав относительно чрезмерной плотности атакующих исламских эскадронов. Таким образом, практически каждый арбалетный болт вонзался в цель, поражая коня или его наездника. Не тратя времени на прицеливание, арбалетчики, одним залпом, произведенным «по прямой наводке», выкашивали десятки, а то и сотни конных воинов Саладина.

Предусмотрительный Ричард приказал стрелкам иметь при себе два арбалета. При этом правитель «Туманного Альбиона» выделил в помощь каждому арбалетчику из числа опытных слуг и тыловиков помощника – «второго номера расчёта». В его задачу входило максимально быстрая перезарядка арбалета. Пока стрелок делал выстрел из первого арбалета, его помощник перезаряжал второй арбалет, а затем подавал его «номеру первому».

Конечно, будет явно неуместно и некорректно сравнивать эффективность дружных и частых залпов арбалетчиков-крестоносцев, сражавшихся в битве при Яффе, с залпами огнестрельного оружия. Однако, несомненно, мусульмане-кавалеристы, атаковавшие баталии Ричарда 5 августа 1192 года, в полной мере прочувствовали практически те же самые впечатления и ощущения, которые испытывали всадники более поздних эпох, которым приходилось мчаться на вражеских пехотинцев, стрелявших из аркебуз или мушкетов.

-3

Лично проверяя правильность построения крестоносного войска, Ричард дважды объехал боевые порядки со всех сторон. Лично убедившись, что все его распоряжения и приказы исполнены в точности, предводитель Третьего крестового похода обратился к своим воинам и верноподданным с коротким напутствием:

Все мы здесь собравшиеся – воины Христа, а потому не боимся умереть. Бегство невозможно, и мы должны как можно дороже продать свою жизнь. Уцелевших и победивших в битве ждет богатая добыча. Так, тесней ряды и никакого страха!

Салах ад-Дин для того, чтобы наверняка сокрушить оборону неверных и пробить во вражеской обороне бреши, сформировал семь ударных кавалерийских колонн, в каждой их которых имелось по тысяче всадников. Шесть из семи ударных конных полков поочерёдно произвели атаку латинских баталий, стараясь, либо концентрированным таранным ударом расколоть пеший строй неверных, либо при помощи стрельбы из луков и общего хаотичного наскока нарушить боевые порядки христиан, заставив их отступить.

Лёгкая египетская кавалерия, конница из Дамаска и Алеппо, легчайшие бедуинские всадники, усиленные «дромадерией» – эскадронами боевых верблюдов, разъярённые и одержимые жаждой крови сельджуки, конные туркмены, кавалеристы из далёкой Месопотамии – все они, сменяя друг друга, практически без остановки атаковали «священное воинство Христово».

Сотни отборных исламских всадников, многие из которых разделили с Саладином триумфальные победы и успехи достопамятной кампании 1187 года, вновь и вновь устремлялись на позиции неверных, выкрикивая боевые кличи, издавая дикие гортанные звуки, произнося цитаты из Корана, которые прежде приносили им удачу в бою.

Эскадрон за эскадроном неудержимой лавиной накатывался на позиции латинской пехоты, всякий раз разбиваясь о стену выставленных кольев и копий. Однако, прежде чем мусульманские всадники получали возможность войти в непосредственное соприкосновение с латинскими пехотинцами передних рядов, смертоносные арбалетные болты выкашивали целые «взводы», а то и отдельно взятые эскадроны, убивая и калеча, как доблестных воинов ислама, так и их превосходных коней.

Ричард всё время находился среди передних рядов боевых порядков, лично руководя отражением вражеских атак на наиболее угрожаемых участках. Король успевал своим порученцам, адъютантам и посыльным отдавать необходимые распоряжения, одновременно оценивая обстановку и попутно воодушевляя воинов.

-4

Безусловно, присутствие Львиного Сердца среди простых бойцов, его постоянное пребывание в эпицентре побоища, а также неизменная выдержка, хладнокровие, распорядительность, презрение к смерти и полное отсутствие страха перед сарацинскими свирепыми ордами наилучшим образом воздействовало на общее моральное состояние крестоносцев, их боевой дух и веру в успешный исход сражения.

В свою очередь поведение аль-Малика Рика – великого эмира всех неверных франков вновь изумляло мусульман, приводя их в замешательство, а порой ставя в полный тупик. Мало того, что Ричард наравне с обычными пехотинцами и паломниками-простолюдинами делил по собственной воле смертельные опасности и риски, так он ещё даже в самой критической ситуации не забывал о рыцарском кодексе и традициях «честного», правильного и благородного боя.

Главный арабский летописец событий Третьего крестового похода Баха ад-Дин на страницах своего главного исторического труда, посвященного биографии Саладина, рассказывает о самом необычном эпизоде битвы при Яффе, который более всего поразил его самого и многих знатных мусульман:

«Присутствовавшие при этом [сражении] люди уверяли меня, что в тот день король Англии с копьем в руке проехал вдоль всей линии своего войска справа налево, никто их наших воинов не вышел из рядов, чтобы напасть на него. Это разгневало султана, и он в ярости оставил поле боя, направившись в Йазур…»[6]

Из-за болезни Баха ад-Дин 5 августа лично не находился рядам с султаном, как это было во время предыдущих битв. Если информация личного духовника, биографа и доверенного советника Салах ад-Дина верна, то получается, что ближневосточный владыка покинул свою армию в самый разгар побоища, когда исход сражения ещё не был ясен.

Как бы то ни было на самом деле, но в три часа пополудни Ричард приказал арбалетчикам выйти вперед и произвести залп во время очередного отражения вражеской кавалерийской атаки. Копейщики расступились, позволив стрелкам пройти сквозь их ряды вперед, а затем после убойного залпа арбалетных болтов и стрел, по команде короля Англии перешли в контрнаступление.

Завидев, что христианская пехота, понёсшая минимальные потери, медленно, сохраняя правильные очертания строя и его тактическую глубину, двигается вперёд, подобно македонской фаланге, доблестные воины ислама дрогнули и попятились. В этот момент Львиное Сердце совершил с точки зрения мусульман очередное безрассудное безумство. Во главе всего лишь пятнадцати конных рыцарей главнокомандующий крестоносным воинством устремился в атаку на несколько сотен сирийских всадников.

-5

Известный французский медиевист Жозеф Франсуа Мишо очень красочно, увлекательно, захватывающе и эмоционально ярко повествует об этом переломном эпизоде сражения: «Удивление и ужас распространились среди сарацин, когда этот неудержимый король с несколькими рыцарями яростно врезался в их ряды и погнал перед собой мусульманские толпы. Прикосновения его [Ричарда] меча были смертельны; он разрубал противника одним ударом и мчался дальше. Если для Готфрида Бульонского или императора Конрада III разруб "от плеча до седла" являлся уникальным ударом, то для Ричарда это была норма.

Но вот запыхавшийся вестник объявил, что враг проник в город через другие ворота и избивает его защитников. Оставив свои войска биться с мусульманами на равнине, Ричард в сопровождении всего двух кавалеристов и нескольких арбалетчиков поворачивает к городу, спешит на помощь гарнизону. Один его яростный вид настолько устрашает сарацин, что те в страхе отступают; он летит за ними, убивает всех, кто попадается под руку и, выгнав врагов из города, снова возвращается на равнину, где кипит сражение»[7].

На воинов Саладина необъяснимые и непостижимые с их точки зрения поступки Ричарда I Плантагенета, производили, вероятно, то же самое впечатление, что и нелогичное поведение Александра Великого во время его завоевательных походов. Персидские сатрапы, «царь всех царей» Дарий III Кодоман, среднеазиатские и скифские вожди, тираны финикийских городов, египетские жрецы и государственные вельможи, индийские раджи, лично познакомившиеся с феноменом Александра III Македонского, так и не смогли рационально объяснить причину его триумфальных побед, одержанных им в самых неблагоприятных условиях, когда шансы пришлого завоевателя на победу приближались к нулю, либо вовсе отсутствовали.

Точно также Салах ад-Дин и прочие правители мусульманского Ближнего Востока и Малой Азии никак не могли поверить в то, что Львиное Сердце, безрассудно и самозабвенно устремляясь вперёд во главе горстки рыцарей, способен обратить в бегство сотни и даже тысячи доблестных воинов джихада – опытнейших и отважных защитников истиной исламской веры.

В тот день неистовый Ричард успевал везде и всюду. Он обратил в бегство многочисленный сарацинский кавалерийский отряд своей неистовой и, как казалось со стороны, самоубийственной контратакой, в которой помимо него участвовали полтора десятка тяжёлых всадников. Затем король помог гарнизону Яффы отразить яростный приступ мусульманской пехоты.

Когда под правителем «Туманного Альбиона» был убит его боевой конь, Ричард продолжил битву пешим. Он сражался и пускал в ход любое оружие, которое только попадалось ему под руку. Как и положено обладателю почётного и уникального прозвища – «Львиное Сердце», самодержец английский одержимо, яростно и неистово крушил вражеские головы и тела боевыми топорами, молотами, булавами, шестопёрами. Несколько копий, которыми он пронзал своих противников, сломались или застряли во вражеской плоти.

Узнав о том, что аль-Малик Рик лишился своего дестриэ, Аль-Адиль Сайф ад-Дин Абу Бакр Ахмад ибн Айюб – брат ближневосточного владыки тотчас послал к королю-крестоносцу двух самых породистых своих коней. Конюхи и султанские слуги, вручившие Ричарду столь ценный дар прямо во время сражения, передали ему и короткое послание благородного брата Саладина: «Прими этих жеребцов в знак признания мужества своего и невиданной отваги, ибо не пристало величайшему из христианских правителей и воинов сражаться пешим».

-6

Ричард тотчас оседлал одного из коней, умчавшись в самую гущу побоища. После окончания боя монарх в личном послании сердечно поблагодарил Аль-Адиля ибн Айюба за его благородство и ценный подарок. Вновь оказавшись верхом, Львиное Сердце продолжил свое героическое и эпическое участие в битве, наводя на своих противников одновременно мистический ужас, суеверный страх, панику и искреннее восхищение.

Английский хронист Радульф из Коггсхолла подробно повествует о том, как действовал Ричард под занавес сражения, когда победная чаша весов окончательно склонилась в сторону крестоносцев: «Король был исполин в бою, он был везде, где атаки сарацин были самыми яростными. Его меч блистал, как молния, и много магометан почувствовали на себе его лезвие. Нескольким из них он раскалывал шлем вместе с головой надвое – до самых зубов, другим он одним ударом срубал головы, руки и другие части тела. Он срезал людей, как крестьянин жнет серпом хлеб. Тот, кто получил его удар, во втором не нуждался. Он был Ахилл, Александр [Македонский], Роланд[8]…»[9]

Амбруаз Нормандский – один из ведущих летописцев событий Третьего крестового похода, вероятно лично участвовавший в битве при Яффе, сообщает читателям своей хроники весьма красноречивые подробности. Во-первых, Ричард, разивший сарацин направо и налево, наносил удары с такой силой, что кожа на его кистях и ладонях в нескольких местах растрескалась и кровоточила. Во-вторых, в финале побоища сам король, его боевой конь и кожаная попона были так густо утыканы мусульманскими стрелами, что Король-Лев гораздо больше походил на ежа[10].

Один из ведущих экспертов сегодняшней публикации Жозеф Франсуа Мишо вновь необыкновенно красочно и увлекательно рисует облик английского короля, бесспорно, заслужившего по итогам битвы репутацию выдающегося воина, рыцаря и полководца не только эпохи Крестовых походов, но и всего периода Средневековья:

«Ричард столь молниеносно вклинивался в гущу мусульман, что сопровождавшие его всадники не поспевали за ним. Вскоре он исчез в толпе врагов и его сочли погибшим… Когда после полной победы Ричард вернулся к своим, его не узнали: конь его был покрыт кровью и грязью, а сам он, по выражению очевидца, "весь пронзенный стрелами, напоминал подушечку, утыканную иголками". Эту невероятную победу одного человека над целым войском современники считали самым чудесным событием в летописях человеческого героизма»[11].

К вечеру армия Салах ад-Дина находилась в полном расстройстве, беспорядке и замешательстве. Ни на одном из участков сражения мусульманам не удалось добиться даже самых минимальных локальных успехов. Султан и его многочисленные военные советники не могли ничего конкретного и действенного противопоставить стальным и непробиваемым баталиям крестоносцев, сохранившим свои боевые порядки, оборонительную мощь, твёрдость духа, запас физических сил, прочности и стойкости.

Кто-то из приближенных посоветовал ближневосточному владыке задействовать свой главный и последний резерв – тысячу отборных конных мамлюков. Однако осторожный и уже откровенно не веривший в возможность победы над крестоносцами Саладин наотрез отказался бросить в бой свои элитарные эскадроны, подобно Наполеону Бонапарту, который не рискнул послать гвардию в горнило Бородинской бойни.

Когда солнце стало клониться к закату, мусульмане отступили, расписавшись в полном собственном бессилии и безоговорочном поражении. По данным хрониста Ричарда ди Темпло только убитыми исламская армия лишилась 700 человек. Кроме того, кавалерия Салах ад-Дина потеряла 1500 боевых коней. В то время как безвозвратный урон христианского войска составил всего два человека погибшими[12].

Если указанные цифры потерь мусульманской стороны выглядят вполне достоверными, то количество погибших крестоносцев слишком мало и вызывает закономерное сомнение. Впрочем, более ни в одном из первоисточников не содержится никакой – даже приблизительной информации о потерях сражавшихся армий.

Вне зависимости от итогового числа павших, раненых, пропавших без вести и пленных, исламское воинство потерпело поражение. Учитывая первоначальный десятикратный численный перевес ударных кавалерийских колонн Саладина, неудача в бою и последующее отступление воспринималось мусульманами значительно острее, сильнее и глубже чем в прошлых битвах, проигранных крестоносцам.

Поздним вечером 5 августа в своём походном шатре Саладин принялся справедливо упрекать военачальников и эмиров в том, что они, поддавшись панике, малодушию и страху, постыдно бежали и были полностью побеждены всего одним человеком – английским королём, нагнавшим жути на многотысячное воинство.

Неожиданно один из распекаемых полководцев, воскликнул, не сдержав эмоций: «Да разве это человек? Никто не может выдержать его удара, встреча с ним смертельна, все его действия и поступки превосходят доступное разуму!»[13] Салах ад-Дин после этой фразы, брошенной его верноподданным в сердцах, поник и надолго замолчал.

Ричард Львиное Сердце окончательно сформировал в умах мусульман – и самых знатных, и самых бедных, образ неуязвимого и непобедимого сверхчеловека, порожденного суровыми, кровожадными и беспощадными богами войны. Никто из приближенных и доверенных лиц, включая его родных и самых близких сподвижников, не верил в то, что короля Англии можно одолеть на поле боя. К своему внутреннему ужасу и душевному протесту, Салах ад-Дин и сам всё больше убеждался в непобедимости Ричарда, а также в необходимости поскорее заключить с ним мир.

Подвести итоги феноменальной полководческой, рыцарской и воинской доблести Ричарда I Плантагенета во время штурма Яффы (1 августа) и эпической битвы у её стен (5 августа) будет вполне уместно отрывком из хроники Радульфа из Коггсхолла, который опирался на воспоминания барона Хью де Невилла – главного лесничего Английского королевства, принимавшего непосредственное участие в обеих баталиях:

«В этих сражениях проявилась во всем блеске доблесть славного короля. Скольких он поверг на землю и покалечил, скольких убил! А как прославилась доблесть его соотечественников! Сколько тысяч врагов они уничтожили, сколько тысяч обратили в беспорядочное бегство с поля боя – это кажется невероятным, если не допускать вмешательства божественных сил.

Ибо кто и когда поверит, не будучи очевидцем сего, что король всего лишь с шестью рыцарями смог сначала изгнать из города около 3000 воинов; затем, после триумфального возвращения из города, сражаться в течение почти всего дня со многими тысячами конных язычников, имея под началом 80 пехотинцев и 400 арбалетчиков, и одержать в неравном бою победу»[14].

-7
ПРИМЕЧАНИЯ:

[1] - Грановский А. В. История короля Ричарда I Львиное Сердце. – М.: «Русская панорама», 2007. С. 202;

- Мишо Ж.-Ф. История Крестовых походов / Перевод, составление и научная редакция А. П. Левандовского. – М.: Вече, 2005. С. 192;

- Перну Р. Ричард Львиное Сердце / Режин Перну; науч. ред. А. П. Левандовский, В. Д. Балакин; вступ. ст. А. П. Левандовского; пер. с фр. А. Г. Кавтаскина. – М.: Молодая гвардия, 2009. С. 160.

[2] - Баха ад-Дин Абу-л-Махасин Йусуф ибн Рафии ибн Тамим. Саладин: Победитель крестоносцев / Пер. с араб. – СПб.: Диля, 2024. С. 380.

[3] - Владимирский А. В. Саладин – победитель крестоносцев / Александр Владимирский. – М.: Вече, 2023. С. 394-395;

- Грановский А. В. История короля Ричарда I Львиное Сердце. – М.: «Русская панорама», 2007. С. 202.

[4] - Дельбрюк Г. Всеобщая история военного искусства в рамках политической истории. Том 3. Средневековье. – СПб.: «Наука», «Ювента», 1999. С. 256.

[5] - Лейн-Пул С. Саладин. Всемогущий султан и победитель крестоносцев. / Пер. с англ. В. С. Мухина. – М.: Центрполиграф, 2020. С. 267.

[6] - Баха ад-Дин Абу-л-Махасин Йусуф ибн Рафии ибн Тамим. Саладин: Победитель крестоносцев / Пер. с араб. – СПб.: Диля, 2024. С. 381.

[7] - Мишо Ж.-Ф. История Крестовых походов / Перевод, составление и научная редакция А. П. Левандовского. – М.: Вече, 2005. С. 193.

[8] - маркграф Роланд (первая половина VII века – 778 год) является знаменитейшим героем французских эпических сказаний эпохи Раннего Средневековья. Он считается выдающимся полководцем и воином своего времени, который приходился родным племянником величайшему правителю франков – Карлу Великому.

[9] - Грановский А. В. История короля Ричарда I Львиное Сердце. – М.: «Русская панорама», 2007. С. 202.

[10] - Перну Р. Ричард Львиное Сердце / Режин Перну; науч. ред. А. П. Левандовский, В. Д. Балакин; вступ. ст. А. П. Левандовского; пер. с фр. А. Г. Кавтаскина. – М.: Молодая гвардия, 2009. С. 160.

[11] - Мишо Ж.-Ф. История Крестовых походов / Перевод, составление и научная редакция А. П. Левандовского. – М.: Вече, 2005. С. 193.

[12] - Дельбрюк Г. Всеобщая история военного искусства в рамках политической истории. Том 3. Средневековье. – СПб.: «Наука», «Ювента», 1999. С. 256.

[13] - Владимирский А. В. Саладин – победитель крестоносцев / Александр Владимирский. – М.: Вече, 2023. С. 396.

[14] - Radulphi de Coggeshall. Chronicon Anglicanum / Ed. by J. Stevenson. London, 1875. P. 50.

-8
В данной публикации использованы ссылки на произведения средневековых, более поздних и современных отечественных и зарубежных авторов, имеющих заслуженный авторитет, широкое общественное и научное признание, таких как:

Стенли Эдвард Лейн-Пул (1854-1931) – известный британский историк, профессор арабистики, востоковед, специалист по истории ислама и средневековой нумизматике. Автор двух десятков исторических исследований и 72 научных статей. Главным предметом его изучения были средневековый Египет, Турция и Палестина, а также исследования отдельных текстов Корана. На русский язык переведены наиболее известные исторические произведения Стенли Лейн-Пула – биография Салах ад-Дина (книги «Саладин. Всемогущий султан и победитель крестоносцев» и «Саладин и падение Иерусалимского королевства»), история берберских пиратов, а также главный фундаментальный труд – «Мусульманские династии. Хронологические и генеалогические таблицы с историческими введениями».

Жозеф Франсуа Мишо (1767-1839) – известный французский историк, один из ведущих медиевистов и специалистов по эпохе Крестовых походов первой половины ХIХ века. Принадлежащая его перу трехтомная «История Крестовых походов» еще при жизни автора заслужила репутацию фундаментальной и обязательной настольной книги каждого, кто интересуется периодом Высокого Средневековья и эпохой Крестовых походов. Мишо с подлинным мастерством художника слова представил многогранную, яркую и увлекательную панораму описываемых им событий, что и сегодня его произведения не утратили своей привлекательности и актуальности.

Александр Владимирович Владимирский (род. 1966) – современный российский писатель. Первоначальную известность и популярность приобрёл благодаря своим книгам, написанным в разных жанрах – от фантастики и детектива до приключенческого романа. Однако наибольший читательский успех имели его исторические и биографические произведения. Александр Владимирский более всего известен как автор популярных биографий двух султанов Саладина (Салах ад-Дина) и Сулеймана Великолепного. Кроме того, из-под его пера вышли биографии известных политиков Кемаля Ататюрка, Махатмы Ганди, Джона Кеннеди, а также Григория Распутина.

Александр Владимирович Грановский (род. 1950) – современный российский прозаик и публицист, главный редактор главный редактор альманаха «Золотой Пегас». В последние годы специализируется на документальной исторической прозе, посвященной эпохе Крестовых походов. Наиболее известными его фундаментальными трудами по данной теме являются подробнейшее двухтомное историческое исследование «Крестовые походы», а также документальная биография «История короля Ричарда I Львиное Сердце».

Ганс (Ханс) Готлиб Леопольд Дельбрюк (1848-1929) – известный немецкий историк. Одним из первых военных историков разработал собственный новаторский метод, основанный на критическом подходе к античным и средневековым первоисточникам. При написании своих трудов, связанных с историей военного искусства, активно применял практические наработки смежных дисциплин, таких как таких как геополитика, геодезия, климатология, археология, демография и экономика.

Основываясь на своем методе, Дельбрюк с воём главном и фундаментальном труде наглядно показал и доказал, что численность армий эпохи Античности Средневековья постоянно преувеличивалась в первоисточниках. Ханс Готлиб считал, что победитель, как правило, имел больше войск, чем побеждённый им противник. Пересмотр соотношения реальных сил дал возможность современным историкам совершенно по новому интерпретировать многие известнейшие сражения мировой истории.

Абу-ль-Махасин Баха ад-Дин Юсуф ибн Рафи ибн Тамим (1145-1234) – средневековый курдский историк, богослов, биограф, сочинитель, биограф, мусульманский правовед, более известный как Баха ад-Дин («Светоч Религии»). К своему 45-летию он заслужил репутацию образцового правоверного мусульманина, жившего по канонам ислама, совершившего хадж в Мекку и посетившего все священные для мусульман места в Палестине.

Баха ад-Дин был не только биографом Салах ад-Дина, но и его личным советником, а также духовным наставником. Кроме того, Баха ад-Дин преподавал в престижном медресе Мосула, занимал должности кади (верховного судьи по гражданским и религиозным делам) и кади ал-аскар (верховного военного судьи в войске Саладина). Юсуф ибн Рафи ибн Шаддад подарил Салах ад-Дину книгу о важности ведения священной войны с неверными.

Баха ад-Дин лично сопровождал Саладина во время его последних военных походов, а потому его труд «Жизнь Салах ад-Дина», известный западному и российскому читателю под названием «Саладин: Победитель крестоносцев», представляет собой очень важную историческую ценность. Баха ад-Дин, как ближайший советник султана, был в курсе многих не только военных, но и политических дел последних лет жизни Саладина.

Впрочем, назвать его беспристрастным биографом нельзя, ведь труд Бахи ад-Дина – это панегирик Саладина, который предстает перед читателем практически идеальным правителем и почти безгрешным мусульманином. Помимо биографии Салах ад-Дина, перу Бахи ад-Дина принадлежат труды по истории Халеба, а также трёхтомник по мусульманскому праву (фикху).

Режин Перну (1909-1998) – одна из самых известных и популярных французских писательниц ХХ века, признанный историк-медиевист, доктор филологии, основатель исследовательского центра Жанны д’Арк в Орлеане. Из-под её пера вышли более 20 книг по истории Средневековья, в том числе монографии по эпохе Крестовых походов, а также увлекательное жизнеописание подвигов и приключений английского короля Ричарда I Львиное Сердце.

-9

Полностью прочесть все публикации цикла «ХРОНИКИ ТРЕТЬЕГО КРЕСТОВОГО ПОХОДА» можно, перейдя по указанным ссылкам:

Часть 1-я. Окончательный раскол христианской коалиции

Часть 2-я. Филипп II навсегда покидает Святую Землю

Часть 3-я. Трагическая участь заложников Акры

Часть 4-я. О жестокости Ричарда I и печальной судьбе Истинного Креста Господня

Часть 5-я. Марш на Яффу

Часть 6-я. Предварительные репетиции масштабной бойни

Часть 7-я. Кризис стратегии Салах ад-Дина

Часть 8-я. Битва при Арсуфе (начало)

Часть 9-я. Битва при Арсуфе (окончание)

Часть 10-я. Новые амплуа: Ричард – нерешительный медлитель, Саладин – суровый разрушитель городов

Часть 11-я. Очередные опасные приключения и дипломатические авантюры английского монарха

Часть 12-я. Священная миссия невыполнима?..

Часть 13-я. Следствие по делу об убийстве Конрада Монферратского

Часть 14-я. Счастливое разрешение династических неурядиц Иерусалимского королевства

Часть 15-я. Правитель «Туманного Альбиона» вновь берётся за меч

Часть 16-я. Последний опасный прыжок Английского Льва

Часть 17-я. Запоздалые поиски истины или почему не состоялась осада Иерусалима

Часть 18-я. Салах ад-Дин переходит в контрнаступление

Часть 19-я. Король Англии по-прежнему грозен, могуч, безрассудно отважен и непобедим

Часть 20-я. И один в поле несокрушимый воин, если это Ричард I Плантагенет

Часть 21-я. Мир долгожданный, мир окончательный

Часть 22-я. Эпилог

Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников Яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.

Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.

Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!

ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)