Продолжение. С предыдущей публикацией данного цикла можно ознакомиться, перейдя по этой ссылке
Утром в четверг 22 августа 1191 года Ричард I Плантагенет вывел объединенную крестоносную армию из Акры, двинувшись в южном направлении. После сорока дней отдыха и простоя, вызванного урегулированием всевозможных конфликтов, неурядиц и проволочек, поход получил своё долгожданное и логичное продолжение.
Некоторые мусульманские хронисты сообщают невероятные сведения о том, что под началом английского монарха из Акры выступили 300 000 человек[1]! Латинские первоисточники, оценивая крестоносные силы, продолжившие кампанию после захвата Акры, приводят более умеренную, но всё равно многократно завышенную и свою самую любимую цифру – 100 000 воинов и паломников[2].
На самом деле максимальное количество боеспособных людей, включая вооруженных пилигримов и обозников, имевшихся в распоряжении Ричарда, вряд ли превышало 15-17 тысяч человек. Конрад Монферратский демонстративно уклонился от дальнейшего участия в походе, создавая видимость того, что его в Тире задерживают неотложные дела.
Примеру маркиза последовали многие иерусалимские бароны и сеньоры. Им не нравилось пренебрежительно-высокомерное отношение Львиного Сердца к их персонам, а также благорасположение короля Англии к Ги де Лузиньяну, которого они считали никчёмным выскочкой, недостойным короны и трона.
Наиболее благочестивые пилигримы, буквально одержимые идеей скорейшего освобождения Иерусалима, буквально рвались вперёд, в то время, как значительная часть знатных крестоносцев и простых воинов покидала Акру с явной неохотой и буквально по принуждению Ричарда, а также католического духовенства.
Ричард де Темпло – автор хроники «Путешествие паломников и деяния короля Ричарда» (Itinerarium peregrinorum et Gesta Regis Ricardi) – важнейшего документального первоисточника, повествующего о событиях Третьего крестового похода, свидетельствует на страницах своего фундаментального труда:
«Люди, предававшиеся разврату и роскоши, были принуждаемы оставить город, где жизнь была полна удовольствий и неги, где был богатейший выбор вин и красивейших дам. Многие из-за этого приобрели привычку к разврату. Жители города поражались их [крестоносцев] роскошному образу жизни, их чревоугодию и распущенности, что приводило людей рассудительных в крайнее смущение»[3].
С первых метров марша Ричард прилагал массу усилий, не гнушаясь при первой необходимости проявлять твёрдость, жёсткость, повышенную строгость и даже жестокость в отношении нарушителей дисциплины, а также лиц, не подчиняющихся приказам своих командиров и не соблюдавших субординацию.
Правитель «Туманного Альбиона» строжайше запретил без личного своего дозволения во время привалов и ночёвок употреблять вино, пиво, эль, брагу и прочие хмельные напитки. «Сухой закон» в том числе распространялся на сержантов, заслуженных ветеранов, знатных воинов и даже благородных рыцарей.
Кроме того, Ричард, за всё время пребывания на Святой Земле подававший собственным поведением наглядный пример плотского аскетизма, приказал всех женщин «с пониженной социальной ответственностью», принадлежащих к древнейшей профессии, оставить в Акре.
Для обслуживания сугубо бытовых нужд английский государь разрешил при войске оставить прачек и поварих. Причём преимуществом при найме пользовались женщины старших возрастов. Молодых и совсем юных девиц (даже если они вели благопристойный образ жизни) оставили в Акре, чтобы эти представительницы прекрасного пола не вводили крестоносцев в соблазн и искушение.
Помимо работниц «общепита», а также «банно-прачечного и бытового обслуживания» идти в дальнейший путь с армией освободителей Иерусалима получили представительницы ещё одной профессии – весьма редкой и экзотической. Сегодня этих работниц назвали бы парикмахершами, а тогда их специальность при максимальном соблюдении дословного перевода латинских первоисточников можно было условно назвать «специалист по вычёсыванию блох, вшей и иных кровососущих паразитов».
Как известно, в конце ХII века европейцы не знали не только каких-либо средств по уходу за волосами, но и мыло многие из них впервые увидели в исламских странах Ближнего Востока. В общем и целом, вся гигиена, связанная с уходом за собственной шевелюрой, заключалась в более-менее регулярном омовении волос и их последующем расчёсывании.
Лишь состоятельные люди, преимущественно представители знати, имевшие штат личных слуг и прислужниц, могли себе позволить периодическое мытьё волос кипячёной, тёплой и относительно чистой водой. И только единицы добавляли в промывную воду природные косметические средства – разные отвары и настои из трав, листьев и кореньев, придававшие волосам блеск, шелковистость, а также изгонявшие паразитов.
Находясь в дальнем и длительном походе за тысячи километров от дома и привычного климата, изнемогая от жары, насекомых, всевозможных болезней, поражавших кожу и волосистую часть головы, крестоносцы в буквальном смысле страдали от «глубочайшей и всесторонней парикмахерской запущенности».
И мужчины, и женщины старались как можно чаще стричь волосы. Отчасти это хоть как-то облегчало борьбу с паразитами и служило профилактикой тепловых ударов. Однако многие пилигримы спустя пару-тройку месяцев пребывания на Святой Земле вместо привычной и модной в ту эпоху стрижки «под горшок» или «короткой шапочки» носили на голове причёски в стиле «гнездо аиста», а то и вовсе непонятный конгломерат из точащих в разные стороны косм и колтунов, в которых активно копошились вши и блохи.
В связи с вышеизложенными проблемами, одной из востребованных и прилично оплачиваемых женских специальностей ещё во время осады Акры стало оказание косметических услуг по уходу за волосами. Крестоносцы, имевшие деньги, периодически посещали «походно-полевые салоны красоты», где поднаторевшие в этом деле женщины, используя наборы гребней – самых разных по размеру, длине и количеству зубьев, расчёсывали пилигримов, извлекали паразитов из их волос, а также делали короткие стрижки.
Один из латинских хронистов оставил для своих читателей подробный список женщин, которым суровый и непреклонный Ричард дозволил следовать при своём войске: «…это были добрые старые паломницы, труженицы, работницы и прачки, которые мыли белье и ухаживали за волосами крестоносцев, проявляя в вычесывании блох и вшей ловкость и сноровку, присущую обезьянам»[4].
Для защиты Акры английский король оставил сильный гарнизон, но вместе с тем он забрал с собой практически всех стрелков – арбалетчиков и лучников. В духе традиций своего времени Львиное Сердце разделил объединенную крестоносную армию на три большие части – авангард, центр и арьергард.
Каждый из этих трёх корпусов состоял из нескольких десятков маршевых колонн. В составе каждой такой колонны (помимо прочих воинов и невооруженных пилигримов) имелось по сотне тяжёлых всадников – рыцарей, оруженосцев и сержантов, а также порядка 150-200 стрелков и столько же копейщиков.
В случае внезапного нападения конницы Салах ад-Дина, маршевая колонна, непосредственно подвергшаяся атаке и баталии, находящиеся рядом с ней, тотчас ощетинивались копьями, образуя каре. Лучники, кавалерия, пеший резерв и невооруженные паломники становились в центр колонны.
Арбалетчики несколькими рядами выстраивались на флангах, отходя после выстрелов для перезарядки назад в тыл (в самый последний ряд). Лучники вели навесную стрельбу. Таким образом, стрелково-метательное (огневое) воздействие на нападавших мусульман шло практически без пауз и остановок.
Обоз размещался в центре. С собой Ричард брал продовольствия, питьевой воды, фуража, запасы вооружения, экипировки, а также стрел и арбалетных болтов не более чем на неделю. Вся остальная поклажа, военные и тыловые грузы, включая, осадные приспособления и баллисты были погружены на корабли.
Флот двигался параллельно войску вдоль берега. В случае необходимости итальянские суда могли быстро причалить к берегу, чтобы высадить десант, принять на борт раненых и больных, эвакуировать отрезанных от основных сил крестоносцев, доставить необходимый груз. В составе христианской флотилии имелись специальные транспортные корабли, в трюмах которых находились лошади, предназначенные для замены павших боевых и обозных коней.
Помимо обоза в центре маршевых колонн «освободителей Святой Земли и Священного града Иерусалима» находилась большая передвижная колёсная деревянная платформа, окованная железом, в центре которой на специальной тумбе был установлен флагшток, на котором реяли английское знамя и старинный нормандский стяг с изображением дракона.
Именно с таким полотнищем знаменосцы Вильгельма I Завоевателя высадились на берег Англии в октябре 1066 года, и, сражаясь под этим знаменем, нормандский герцог одержал свою самую знаменитую и эпохальную победу в битве при Гастингсе. Будучи ныне действующим правителем Нормандии, воодушевленный и целеустремленный Ричард не сомневался, что дракон Вильгельма Завоевателя поможет крестоносцам в отвоевании Иерусалима.
Стяги Ричарда бдительно охраняли лучшие его телохранители. По периметру платформа была обнесена крепкими перилами. Эта гигантская повозка, перевозимая тремя десятками самых выносливых волов, мола использоваться в качестве помоста для важных выступлений перед войском, а также в качестве одного из передвижных опорных пунктов обороны.
Повозка со знамёнами была местом общего сбора перед боем боя и после его завершения, а также импровизированной трибуной, с которой священнослужители читали свои проповеди. Каждый раз во время очередного привала или остановки на ночлег, после того, как были расставлены походные палатки и шатры, герольд Ричарда громогласно трижды провозглашал: «Господи, помоги Святому Гробу Твоему!»
После этого всеобщего призыва крестоносцы и пилигримы, находясь под бдительным взором короля Англии и высокопоставленных церковных иерархов, произносили хором слова молитвы «Sanctum Sepulchrum adjuva!» («Помоги нам, Святой Гроб!»), дружно воздевая руки вверх, и устремляя взгляды свои в ту сторону, где находился Иерусалим.
Ричард и его королевская рать, войско братьев-Лузиньянов – Ги и Жоффруа, а также наиболее знатные рыцари и феодалы Англии находились в авангарде. Графы, бароны и прочие представители знати Аквитании, Нормандии, Священной Римской империи, а также мирные пилигримы, тыловики и обозники следовали в составе центрального корпуса. В арьергарде шли французские и бургундские крестоносцы во главе с герцогом Гуго III.
Современный российский историк-медиевист Александр Владимирович Грановский на основе имевшихся в его распоряжении первоисточников составил подробное описание боевых порядков христианского воинства, которое по направлению к Яффе вёл английский король:
«Ричард построил армию на марше особым образом. С правого фланга войска были прикрыты морем. Армия была разбита на авангард, главные силы и арьергард, тесно соприкасавшиеся друг с другом. Она представляла как бы движущуюся крепость, где роль стен выполняли пехотинцы, вооруженные щитами и копьями, и стрелки – арбалетчики и лучники. Половина их шла на левом фланге армии, при нападении мусульман становившимся фронтом, а также впереди авангарда и позади арьергарда. О них разбивались атаки легкой конницы мусульман. Правее, ближе к морю, под их защитой шла основная ударная сила армии – рыцарская конница. Еще правее, по берегу моря, вместе с главными силами шли телеги обоза и с ним и другая, отдыхающая, половина копейщиков и стрелков»[5].
Ричарда вряд ли можно причислить к знатокам средневековой географии, особенно ближневосточной. Однако, будучи опытным военачальником и дальновидным стратегом, он взял на заметку известное выражение, часто повторяемое палестинским путешественникам, паломниками, караванщиками и эмирами о том, что портовый город Яффа является северными воротами Иерусалима, а Аскалон – южными вратами «Священного города».
Отвоевание Иерусалима правитель «Туманного Альбиона» планировал осуществить с плацдарма, который крестоносцам предстояло в скором будущем создать вокруг Яффы после её отнятия у мусульман. Свой маршрут Львиное Сердце построил следующим образом: Акра – Хайфа – Кесария – Арсуф (Арзуф) – Яффа. Общая протяжённость пути составляла порядка 100 км.
Помня трагические уроки Хаттинской катастрофы, а также изначально стараясь предотвратить нехватку питьевой воды и массовые тепловые удары, Ричард вел вперёд крестоносное войско с восхода по позднего утра. Как только устанавливалась полуденная жара, христиане делали привал у источника воды (желательно в тенистом месте). Если ситуация позволяла, то вечером, когда раскаленное солнце жарило не столь сильно, крестоносцы проходили ещё несколько километров, после чего возводили укрепленный лагерь, устраиваясь на ночлег.
Весьма интересно, что ни в одном из первоисточников не содержится информации о том, что король Англии перед началом марша или во время него проводил разведывательные рейды. Ровная пустынная местность позволяла просматривать окружающее пространство на десяток километров вперёд, исключая внезапное нападение сарацинской конницы.
Видимо по этой причине Ричард не высылал далеко вперёд своих разведчиков, опасаясь, что они могут попасть в окружение превосходящих сил Саладина. Так же в латинских хрониках, к сожалению, нет информации о том, были ли в составе объединенного крестоносного войска отряды туркополов, и как вообще относился к этой лёгкой ближневосточной кавалерии сам Ричард.
Салах ад-Дин, после событий, связанных с последним этапом осады Акры, в которой самое активное участие принимал английский государь, а также памятуя о его свирепом нраве и необычайной отваге, предпочёл на первых порах следовать параллельно «Священному воинству Христову». Передовые отряды мусульман, неотступно следуя за противником, постоянно находились от неверных на расстоянии всего в четырех-пяти километров.
Ричард отлично понимал, что магометане, ежедневно усиливаясь за счёт прибытия подкреплений, только и ждут подходящего момента, чтобы навязать бой на выгодных им условиях. Пока военные советники султана ежедневно совещались и выбирали место для генеральной битвы, большие и малые летучие отряды исламской кавалерии приступили к своей излюбленной тактике изматывания крестоносцев внезапными налётами, которые непременно сопровождались массированными обстрелами из луков.
Баха ад-Дин – главный мусульманский летописец и непосредственный очевидец событий Третьего крестового похода зафиксировал во всех деталях и подробностях описание одного из таких внезапных нападений сарацинской конницы на колонны крестоносцев:
«…лучники окружили врага со всех сторон и постоянно осыпали его стрелами, но это не производило никакого впечатления на противника. Три подразделения, на которые была разделена армия [христиан], двинулись вперед, и если бы одно из них не сумело оказать нам сопротивления, ближайшее подразделение пришло бы ему на помощь. Они [крестоносцы] помогали друг другу, а мусульмане, окружив их со всех сторон, энергично нападали на них.
‹…› Возгласы «Нет Бога, кроме Аллаха!» и «Аллах – Величайший!» сливались с рокотом барабанов и ревом труб. Но враг стоял твердо, не дрогнув и не свернув в сторону. Несколько раз мусульмане атаковали франков, и ряд воинов и коней получил ранения от стрел, выпущенных из самострелов [арбалетов]посылаемых в них пехотой… Наши войска прекратили атаки и отошли, понимая, что им не добиться никакого преимущества над врагом, когда тот стоит плотным строем»[6].
Стойкая оборона крестоносцев, упорно продвигавшихся по намеченному пути, стала возможной благодаря сильно развитым волевым и командно-административным качествам характера Ричарда. Он с первых метров марша по направлению к Яффе всеми силами и средствами поддерживал во всех отрядах строжайшую дисциплину на марше.
Никто – даже рыцари и представители знати не могли без приказа или крайней уважительной причины покинуть своё место в колонне. Крестоносцы и пилигримы, невзирая на жару, усталость, голод, жажду, стрелы врагов, ветра, швыряющие в лицо раскаленный песок и тучи пыли, должны были при любых обстоятельствах идти плотно сомкнутым только вперёд, не поддаваясь на провокации врага. Такова была главная и неумолимо-непреклонная стратегия Львиного Сердца.
В среднем за сутки объединенное крестоносное воинство преодолевало от 5-8 до 10 км. Крайне редко пройденный за день путь составлял 11-13 км. И, тем не менее, как верно заметил упоминавшийся в сегодняшней публикации отечественный автор Александр Грановский, «этот марш вошел в историю Крестовых походов как самый образцовый, а его участники гордились им не меньше, чем боевыми победами»[7].
ПРИМЕЧАНИЯ:
[1] - Лейн-Пул С. Саладин. Всемогущий султан и победитель крестоносцев. / Пер. с англ. В. С. Мухина. – М.: Центрполиграф, 2020. С. 235.
[2] - Мишо Ж.-Ф. История Крестовых походов / Перевод, составление и научная редакция А. П. Левандовского. – М.: Вече, 2005. С. 183.
[3] - Лейн-Пул С. Саладин. Всемогущий султан и победитель крестоносцев. / Пер. с англ. В. С. Мухина. – М.: Центрполиграф, 2020. С. 235.
[4] - Эсбридж Т. Крестовые походы. Войны Средневековья за Святую землю / Пер. с англ. Л. А. Игоревского. – М.: ЗАО «Центрполиграф», 2013. С. 448;
- Перну Р. Ричард Львиное Сердце / Режин Перну; науч. ред. А. П. Левандовский, В. Д. Балакин; вступ. ст. А. П. Левандовского; пер. с фр. А. Г. Кавтаскина. – М.: Молодая гвардия, 2009. С. 140.
[5] - Грановский А. В. История короля Ричарда I Львиное Сердце. – М.: «Русская панорама», 2007. С. 170-171.
[6] - Баха ад-Дин Абу-л-Махасин Йусуф ибн Рафии ибн Тамим. Саладин: Победитель крестоносцев / Пер. с араб. – СПб.: Диля, 2024. С. 285.
[7] - Грановский А. В. История короля Ричарда I Львиное Сердце. – М.: «Русская панорама», 2007. С. 172.
В данной публикации использованы ссылки на произведения средневековых, более поздних и современных отечественных и зарубежных авторов, имеющих заслуженный авторитет, широкое общественное и научное признание, таких как:
Стенли Эдвард Лейн-Пул (1854-1931) – известный британский историк, профессор арабистики, востоковед, специалист по истории ислама и средневековой нумизматике. Автор двух десятков исторических исследований и 72 научных статей. Главным предметом его изучения были средневековый Египет, Турция и Палестина, а также исследования отдельных текстов Корана. На русский язык переведены наиболее известные исторические произведения Стенли Лейн-Пула – биография Салах ад-Дина (книги «Саладин. Всемогущий султан и победитель крестоносцев» и «Саладин и падение Иерусалимского королевства»), история берберских пиратов, а также главный фундаментальный труд – «Мусульманские династии. Хронологические и генеалогические таблицы с историческими введениями».
Томас Скотт Эсбридж (род. 1969) – доктор истории Лондонского университета королевы Марии. Является автором двух десятков документальных книг по эпохе Крестовых походов, Средневековой Англии и Франции. Эсбридж написал сценарий для документального трехсерийного сериала BBC Two о Крестовых походах.
Жозеф Франсуа Мишо (1767-1839) – известный французский историк, один из ведущих медиевистов и специалистов по эпохе Крестовых походов первой половины ХIХ века. Принадлежащая его перу трехтомная «История Крестовых походов» еще при жизни автора заслужила репутацию фундаментальной и обязательной настольной книги каждого, кто интересуется периодом Высокого Средневековья и эпохой Крестовых походов. Мишо с подлинным мастерством художника слова представил многогранную, яркую и увлекательную панораму описываемых им событий, что и сегодня его произведения не утратили своей привлекательности и актуальности.
Александр Владимирович Грановский (род. 1950) – современный российский прозаик и публицист, главный редактор главный редактор альманаха «Золотой Пегас». В последние годы специализируется на документальной исторической прозе, посвященной эпохе Крестовых походов. Наиболее известными его фундаментальными трудами по данной теме являются подробнейшее двухтомное историческое исследование «Крестовые походы», а также документальная биография «История короля Ричарда I Львиное Сердце».
Абу-ль-Махасин Баха ад-Дин Юсуф ибн Рафи ибн Тамим (1145-1234) – средневековый курдский историк, богослов, биограф, сочинитель, биограф, мусульманский правовед, более известный как Баха ад-Дин («Светоч Религии»). К своему 45-летию он заслужил репутацию образцового правоверного мусульманина, жившего по канонам ислама, совершившего хадж в Мекку и посетившего все священные для мусульман места в Палестине.
Баха ад-Дин был не только биографом Салах ад-Дина, но и его личным советником, а также духовным наставником. Кроме того, Баха ад-Дин преподавал в престижном медресе Мосула, занимал должности кади (верховного судьи по гражданским и религиозным делам) и кади ал-аскар (верховного военного судьи в войске Саладина). Юсуф ибн Рафи ибн Шаддад подарил Салах ад-Дину книгу о важности ведения священной войны с неверными.
Баха ад-Дин лично сопровождал Саладина во время его последних военных походов, а потому его труд «Жизнь Салах ад-Дина», известный западному и российскому читателю под названием «Саладин: Победитель крестоносцев», представляет собой очень важную историческую ценность. Баха ад-Дин, как ближайший советник султана, был в курсе многих не только военных, но и политических дел последних лет жизни Саладина.
Впрочем, назвать его беспристрастным биографом нельзя, ведь труд Бахи ад-Дина – это панегирик Саладина, который предстает перед читателем практически идеальным правителем и почти безгрешным мусульманином. Помимо биографии Салах ад-Дина, перу Бахи ад-Дина принадлежат труды по истории Халеба, а также трёхтомник по мусульманскому праву (фикху).
Полностью прочесть все публикации цикла «ХРОНИКИ ТРЕТЬЕГО КРЕСТОВОГО ПОХОДА» можно, перейдя по указанным ссылкам:
Часть 1-я. Окончательный раскол христианской коалиции
Часть 2-я. Филипп II навсегда покидает Святую Землю
Часть 3-я. Трагическая участь заложников Акры
Часть 4-я. О жестокости Ричарда I и печальной судьбе Истинного Креста Господня
Часть 5-я. Марш на Яффу
Часть 6-я. Предварительные репетиции масштабной бойни
Часть 7-я. Кризис стратегии Салах ад-Дина
Часть 8-я. Битва при Арсуфе (начало)
Часть 9-я. Битва при Арсуфе (окончание)
Часть 10-я. Новые амплуа: Ричард – нерешительный медлитель, Саладин – суровый разрушитель городов
Часть 11-я. Очередные опасные приключения и дипломатические авантюры английского монарха
Часть 12-я. Священная миссия невыполнима?..
Часть 13-я. Следствие по делу об убийстве Конрада Монферратского
Часть 14-я. Счастливое разрешение династических неурядиц Иерусалимского королевства
Часть 15-я. Правитель «Туманного Альбиона» вновь берётся за меч
Часть 16-я. Последний опасный прыжок Английского Льва
Часть 17-я. Запоздалые поиски истины или почему не состоялась осада Иерусалима
Часть 18-я. Салах ад-Дин переходит в контрнаступление
Часть 19-я. Король Англии по-прежнему грозен, могуч, безрассудно отважен и непобедим
Часть 20-я. И один в поле несокрушимый воин, если это Ричард I Плантагенет
Часть 21-я. Мир долгожданный, мир окончательный
Часть 22-я. Эпилог
Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников Яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.
Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.
Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!
ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)