Найти в Дзене
Generalissimus

Хроники Третьего крестового похода. Часть 13-я. Следствие по делу об убийстве Конрада Монферратского

Продолжение. С предыдущей публикацией данного цикла можно ознакомиться, перейдя по этой ссылке Вечером 28 апреля 1192 года жители Тира, встревоженные гулом набата, высыпали на улицы. Вскоре выяснилась и причина всеобщей тревоги. Дело было вовсе не в пожаре или нападении сарацин. Епископ де Бове сообщил собравшимся горожанам о том, что их сеньор – Конрад Монферратский пал от рук наёмных убийц. Резюмируя данные латинских первоисточников, можно достаточно точно восстановить хронологию событий. Возвращаясь в свою резиденцию верхом в сопровождении двух рыцарей от дома графа Роберта де Дрё, епископа де Бове и по совместительству кузена французского короля Филиппа II, маркиз де Монферрато, видимо, чтобы сократить путь, свернул в один из узких переулков. Навстречу ему попались два местных жителя – сирийцы (арабы) по происхождению, недавно принявшие католическую веру. Один из них, почтительно склонив голову, протянул Конраду прошение. Сеньор Тира был в прекрасном расположении духа, поскольку мы
Оглавление

Продолжение. С предыдущей публикацией данного цикла можно ознакомиться, перейдя по этой ссылке

Вечером 28 апреля 1192 года жители Тира, встревоженные гулом набата, высыпали на улицы. Вскоре выяснилась и причина всеобщей тревоги. Дело было вовсе не в пожаре или нападении сарацин. Епископ де Бове сообщил собравшимся горожанам о том, что их сеньор – Конрад Монферратский пал от рук наёмных убийц.

Резюмируя данные латинских первоисточников, можно достаточно точно восстановить хронологию событий. Возвращаясь в свою резиденцию верхом в сопровождении двух рыцарей от дома графа Роберта де Дрё, епископа де Бове и по совместительству кузена французского короля Филиппа II, маркиз де Монферрато, видимо, чтобы сократить путь, свернул в один из узких переулков.

Навстречу ему попались два местных жителя – сирийцы (арабы) по происхождению, недавно принявшие католическую веру. Один из них, почтительно склонив голову, протянул Конраду прошение. Сеньор Тира был в прекрасном расположении духа, поскольку мысли его были заняты предстоящей коронацией.

Забыв о мерах предосторожности и собственной безопасности, маркиз спешился и подошёл к просителям. Неожиданно они извлекли из складок своих длинных одеяний кинжалы и набросились на Конрада. За короткий промежуток времени новообращённые «киллеры-сирийцы» нанесли своей жертве несколько десятков мощных и глубоких ножевых ранений, многие из которых оказались смертельными[1].

Наиболее полную, логически последовательную, подробную и полностью понятную для восприятия картину происшествия приводит в своём главном историческом труде – «История завоевания заморской земли» немецкий хронист Бернард Казначей[2]. Следует учитывать тот факт, что Бернард трудился над составлением своей хроники в первой трети ХIII века, опираясь на документы и воспоминания очевидцев 15-20 летней давности, но лично сам не был свидетелем убийства Конрада.

Итак, в изложении Бернарда Казначея, события 28 апреля разворачивались следующим образом: «Тогда он [Конрад Монферратский] сел на коня вместе с двумя рыцарями и отправился на квартиру епископа Бове, чтобы поесть с ним. А епископ поел еще до его прибытия. Тогда он [маркиз де Монферрато] направился домой. Въехав в узкую улицу, близ менового двора, он увидел, что с одной стороны и с другой показались два человека. При его приближении они выступили к нему навстречу, и один из них подал письмо; маркиз принял, но другой вытащил нож и ударил его так, что он пал мертвым. Так рассказывают туземцы о его смерти…»[3]

-2

В версиях мусульманских хронистов имеются некоторые отличия. Так, средневековый персидский историк Имад ад-Дин аль-Исфахани утверждает, что Конрад был убит близ дома епископа Бове[4]. В свою очередь, Баха ад-Дин – главный арабский летописец событий Третьего крестового похода пишет о том, что маркиза зарезали его собственные слуги, а убийство произошло 1 мая («в 16-й день месяца раби II»)[5].

Согласно наиболее распространенной версии, оба нападавших были практически тут же схвачены и подвергнуты допросу с пристрастием. Однако в ряде первоисточников содержатся сведения о том, что одного из задержанных наймитов убили почти на месте преступления, а второго пытали, после чего обезглавили[6].

За ходом длительного пыточного процесса внимательно наблюдал епископ де Бове. Он же лично проводил допрос преступников (преступника), взяв на себя роль главного следователя и дознавателя. Убийцы (убийца) маркиза, подвергнутые жестоким пыткам, в ходе интенсивного допроса с пристрастием показали, что являлись действующими членами Ордена ассасинов.

Подробную информацию об Ордене (секте) ассасинов, его иерархической структуре, методах вербовки бойцов и их последующей подготовке, а также о тактике исполнения убийств и акций устрашений можно прочесть, перейдя по этой выделенной ссылке.

Во французских, германоязычных и мусульманских первоисточниках прямо говорится о том, что епископ де Бове в ходе допроса доподлинно установил, получив полные признательные показания от пойманных ассасинов, что заказчиком преступления – подлого и вероломного убийства Конрада Монферратского выступил непосредственно Ричард Львиное Сердце[7].

Если отталкиваться от этой версии, то наиболее показательным и, вместе с тем, лаконичным по своему объёму является отрывок хроники уже упоминавшегося персидского средневекового историка Имад ад-Дина аль-Исфахани: «Когда оба сообщника были схвачены, они гордились тем, что были орудием в руках Господа и принадлежали к секте исмаилитских фидаев [ассасинов]. У них спросили, кто избрал их для совершения этого убийства. Они показали на английского короля и были казнены, но перед этим их зверски пытали»[8].

В том, что подавляющее большинство мусульманских авторов однозначно считало беспощадного, кровожадного и одержимого яростью гнева аль-Малика Рика «заказчиком» убийства Конрада, вполне понятно и логично. Английский король был главным и заклятым врагом Салах ад-Дина, которому было вполне по силам отвоевать у султана и Иерусалим, и все бывшие владения франков Утремере.

С момента казни заложников Акры правителю «Туманного Альбиона» исламские летописцы, духовные лидеры, а также «работники отдела пропаганды» султанской канцелярии приписывали всевозможные зверства, религиозный фанатизм, одержимость убийствами правоверных и причастность к самым тяжким преступлениям.

Постоянные читатели циклов публикаций, повествующих о жизненном пути Львиного Сердца, его поступках, деяниях, устремлениях и чертах характера, наверняка убедились в том, что никогда Ричард не стал бы прибегать к услугам наёмных убийц, да ещё вступать в сговор с ассасинами. Король английский просто вызвал бы на рыцарскую дуэль Конрада, физически устранив маркиза в рамках средневековых законов и традиций, которыми руководствовались высшие аристократы при выяснении отношений.

Киновоплощение образа Конрада Монферратского. Кадры из фильма «Ричард Львиное Сердце» (1992 год; производство – Россия. Режиссёр – Евгений Владимирович Герасимов. Автор сценария – Сергей Сергеевич Тарасов). В роли маркиза де Монферрато – советский и российский актёр Евгений Владимирович Герасимов
Киновоплощение образа Конрада Монферратского. Кадры из фильма «Ричард Львиное Сердце» (1992 год; производство – Россия. Режиссёр – Евгений Владимирович Герасимов. Автор сценария – Сергей Сергеевич Тарасов). В роли маркиза де Монферрато – советский и российский актёр Евгений Владимирович Герасимов
-4
-5
-6

Да, Ричард очень не любил, возможно, даже, скорее всего, ненавидел сеньора Тира. Но Львиное Сердце первым на официальном уровне признал избрание Конрада королём Иерусалимским и не стал чинить этому никаких препятствий, преград и проволочек, хотя имел на то все возможности, ресурсы и основания.

Английский монарх отлично понимал, что коронация Конрада Монферратского – это единственная возможность сохранить относительную стабильность на Святой Земле после завершения Третьего крестового похода. Только маркиз де Монферрато, официально занявший трон и водрузивший на голову свою корону, сможет в случае угрозы и опасности со стороны мусульман защитить не только свой «родной» Тир, но и все земли Иерусалимского королевства, которые удастся к тому моменту отвоевать.

Вполне понятно, почему недавние соратники и союзники, а ныне – политические оппоненты Ричарда, с которыми у него окончательно испортились взаимоотношения – Гуго III Бургундский, Епископ де Бове и Леопольд V Австрийский буквально с первых часов происшествия повсюду безапелляционно твердили, что убийцы-ассасины действовали по указке короля Англии.

Выше названым сторонникам и приверженцам Филиппа II Августа было крайне выгодно опорочить безупречную рыцарскую репутацию Ричарда, а также основательно расшатать его непререкаемый авторитет единственного лидера похода, совмещавшего в себе функции главнокомандующего, администратора, дипломата-переговорщика и героического во всех отношениях паломника.

Эстафету «очернения» светлого и благочестивого образа Ричарда – главного освободителя Святой Земли умело и своевременно подхватил французский король, который из Парижа с неустанным и пристальным вниманием следил за событиями, происходившими в далёкой Палестине.

Как только известия об убийстве Конрада достигли западноевропейских дворов, Филипп стал активно распускать через своих доверенных лиц слухи о том, что Львиное Сердце «заказал» ассасинам и его августейшую персону. Король французский окружил себя дополнительными отрядами личных телохранителей и стражников, старался как можно реже появляться в людных и доступных для внезапного нападения местах, а к себе на аудиенцию допускал только самых многократно проверенных и лично преданных сановников[9].

Известный медиевист Жозеф Франсуа Мишо по этому поводу приводит следующий красноречивый комментарий: «Известие о гибели Конрада вскоре достигло Европы, и Филипп Август, якобы опасавшийся для себя подобной участи, стал повсюду появляться окруженный стражей. Правда, предполагали, что здесь больше кокетства, нежели страха, равно как и желание показать папе, а также всему христианскому миру, что за чудовище английский король»[10].

Вторым главным подозреваемым заказчиком убийства несостоявшегося иерусалимского короля стал Рашид ад-Дин Синан – тогдашний руководитель Ордена ассасинов, более известный под прозвищем «Старец Горы». Поздней осенью 1191 года осенний шторм вынудил капитана одного из сирийских кораблей, принадлежавших Синану, укрыться от морской бури в порту Тира.

Виконт Бернар дю Тампль – бальи[11] Тира приказал конфисковать весь груз, который находился в трюмах корабля, а также само судно. Рашид ад-Дин Синан обратился с письменным посланием к Конраду Монферратскому. Вполне учтиво, но весьма настойчиво «Старец Горы» просил вернуть ему имущество и корабль.

-7

Маркиз, полностью поддержавший конфискационную инициативу своего бальи, отказался возвращать товары и парусное торговое судно, истинным хозяином которых был предводитель ассасинов. Более того, будущий король Иерусалимский приказал казнить купца, отвечавшего за груз, а также капитана корабля, на котором перевозилось имущество Синана. Весь экипаж захваченного сирийского судна по распоряжению Конрада был утоплен в море.

Рашид ад-Дин Синан, оскорблённый вероломными, агрессивно-надменными и циничными действиями сеньора Тира, подослал к нему двух убийц, которые жестоко отомстили обидчику «Старца Горы». Переписку главаря ассасинов и Конрада Монферратского, в которой излагались подробности их ссоры и дальнейшей конфронтации лично видели граф Генрих Шампанский и герцог австрийский Леопольд V Бабенберг. Однако до наших дней письма эти не сохранились[12].

Третьим подозреваемым, чьё имя довольно часто встречается среди перечня основных заказчиков убийства Конрада Монферратского, является Салах ад-Дин. Вполне логично и понятно, что средневековые латинские авторы, не являвшиеся сторонниками Филиппа II и не верившие в причастность к преступлению Рашида ад-Дин Синана, в убийстве одного из ведущих участников похода, который должен был вот-вот стать королём Иерусалимским, обвиняли «антихриста Саладина – султана богомерзких магометанских варваров».

Однако, что более всего удивительно, одну из самых подробных по содержанию и невероятных по сути своей версий о непосредственной причастности султана к убийству маркиза де Монферрато изложил соплеменник и единоверец ближневосточного владыки – курдский историк Иззуддин Абуль-Хасан Али ибн Мухаммад аль-Джазари, известный как Ибн аль-Асир:

«Салах ад-Дин отправил к Синану – вождю секты исмаилитов [ассасинов] гонца. Он вручил ему десять тысяч золотых монет в качестве платы за то, чтобы тот приказал зарезать английского короля или, если это будет слишком сложно, то, по крайней мере, Конрада Монферратского. Исмаилитам не удалось достаточно близко подойти к Ричарду Львиное Сердце, и к тому же Синан считал, что убийство Плантагенета может навредить ему: он опасался, как бы Саладин, избавившись от вождя крестового похода, не обратил свои силы против исмаилитов, чтобы раз и навсегда уничтожить эту секту фанатиков и безумцев. Но желая, однако, получить денежное вознаграждение, он склонился к убийству маркграфа Тира»[13].

Обвинять Салах ад-Дина в убийстве Конрада Монферратского нелогично, опрометчиво и напрасно всего лишь по одной веской причине. Султан был меньше всех прочих прямо или косвенно причастных к преступлению лиц заинтересован в том, чтобы жизнь маркиза оборвалась именно в тот момент, когда кинжалы ассасинов насмерть исполосовали и многократно пронзили тело несостоявшегося короля Иерусалима.

В последние месяцы Конрад и Саладин через доверенных представителей и посредством почты много и часто общались, в том числе обсуждая возможность заключения сепаратного мирного договора между собой без привлечения к обсуждениям его предварительных условий Ричарда I Плантагенета.

В ходе этих тайных, а иногда и почти открытых дипломатических контактов исламский правитель Сирии, Египта и Палестины сделал несколько главных и верных выводов. Во-первых, в отличие от Ги де Лузиньяна, неоднократно нарушавшего данное им слово королевской чести и священные клятвы, принесенные на Евангелие, маркиз де Монферрато – далеко небезупречный, но вполне надёжный политик, с которым можно иметь дело.

Во-вторых, геополитические амбиции и династические притязания Конрада (по сравнению с претензиями Ги де Лузиньяна) вполне умеренные и адекватные. Сеньор Тира, наверняка, вполне бы удовлетворился присовокуплением к своим нынешним владениям узкой прибрежной полосы с несколькими портовыми городами – Акрой, Яффой и Кесарией (Цезареей). В то время как ныне действующий иерусалимский монарх добивался возвращения всех его прежних владений, в том числе и Иерусалима.

В-третьих, Конрад хоть и стремился заполучить иерусалимскую корону, но вовсе не горел желанием лично участвовать в осаде «Святого христианского города» и посылать для его штурма своих воинов. Все события последних месяцев, начиная со дня убытия со Святой Земли французского короля, служили тому наглядным подтверждением.

Маркизу, прежде всего, нужны были статус официального миропомазанного монарха, а также его регалии. Конечно, Конрад не отказался бы править, непосредственно находясь в Иерусалиме, выпади ему такой счастливый случай. Однако сам потенциальный государь иерусалимский не желал приложить даже самый минимум усилий к тому, чтобы оказать посильную помощь своему заклятому недругу – Ричарду Львиное Сердце.

Ещё один кинематографический образ Конрада Монферратского. Кадры из фильма «Ричард Львиное Сердце» (оригинальное название – «Король Ричард и крестоносцы»; «King Richard and the Crusaders») [1954; производство – США. Режиссёр – Дэвид Батлер. Автор сценария – Джон Твист]. В роли маркиза де Монферрато – австралийский актёр Майкл Пэйт
Ещё один кинематографический образ Конрада Монферратского. Кадры из фильма «Ричард Львиное Сердце» (оригинальное название – «Король Ричард и крестоносцы»; «King Richard and the Crusaders») [1954; производство – США. Режиссёр – Дэвид Батлер. Автор сценария – Джон Твист]. В роли маркиза де Монферрато – австралийский актёр Майкл Пэйт
-9
-10
-11
-12
-13

В-четвёртых, рано или поздно, но король английский покинет Палестину, и тогда по всем текущим, потенциальным и неотложным внешнеполитическим вопросам, касающимся взаимоотношений с латинянами Ближнего Востока, султану Саладину придётся вести переговоры с иерусалимским государём. В этом случае Салах ад-Дин, безусловно, хотел бы иметь дело не с Ги де Лузиньяном, а с Конрадом, с которым можно достичь компромисса без объявления войны.

Таким образом, гибель Конрада Монферратского в конце апреля 1192 год была абсолютно невыгодна Саладину. Ведь теперь шансы на продолжение царствования Ги де Лузиньяна значительно возрастали. В конце концов, учитывая всю сложность и запутанность текущей династической ситуации, Ричард I Плантагенет мог (хотя бы на время) возложить на себя полномочия регента (хранителя короны), либо вовсе принять титул иерусалимского короля на вполне законных основаниях.

Именно такой вариант развития событий в последние месяцы своей жизни рассматривал Балдуин IV Прокажённый. О возможности передачи иерусалимской короны (в виду отсутствия собственных прямых наследников и достойных кандидатов) сыну Генриха II Плантагенета – Ричарду (тогда он носил титул герцога Аквитании) или юному государю французскому Филиппу II и умирающий от проказы Балдуин IV неоднократно говорил в присутствии своих придворных сановников и иерархов иерусалимской католической церкви. Об этом же угасающий король писал в своих посланиях, адресованных римскому папе, а также правителям Англии и Франции.

Однако вернёмся к расследованию. Помимо Ричарда I, Рашида ад-Дина Синана и Салах ад-Дина, некоторые из историков называют в числе вероятных инициаторов убийства сеньора Тира называют Онфруа IV де Торона. Напомним, что именно у него Конрад де-факто отнял жену – принцессу Изабеллу Иерусалимскую, организовав фиктивный бракоразводный процесс. Едва Онфруа насильно развели, как практически тут же Изабелла стала супругой маркиза, хотя на тот момент он официально не расторгнул свой предыдущий семейный союз.

Помимо столь позорного (по рыцарским и аристократическим понятиям того времени) и унизительного «отнятия» жены у самого влиятельного сеньора Иерусалимского королевства, Конрад неоднократно публично насмехался над Онфруа де Тороном, намекая, что молодой человек, обладающий столь слишком красивой и женоподобной внешностью, скорее всего, гомосексуалист.

Одним словом, поводов для отмщения маркизу у Онфруа IV было предостаточно. Кроме того, он превосходно владел арабским языком и письмом, был знатоком местных обычаев, поэзии и культуры, а также охотно лично или посредством писем общался со многими представителями самых разных уголков Ближнего Востока. Таким образом, установить контакт с руководством Ордена ассасинов сеньору де Торону было вполне реально.

Наконец, почему-то никто из средневековых хронистов, более поздних и современных авторов не рассматривают ещё две вполне «достойные» кандидатуры – братьев де Лузиньян. Старший из них – Ги ненавидел маркиза самой лютой и испепеляющей ненавистью, и не мудрено, ведь Конрад публично в присутствии ныне действующего короля Иерусалимского добивался его низложения, не скрывая своих намерений прибрать себе корону и трон.

В конце июля 1191 года династические соперники договорились о том, что до конца своей жизни Ги де Лузиньян сохранит за собой титул короля иерусалимского. Однако, когда Ричард заявил, что вскоре намерен покинуть Палестину, иерусалимские бароны и сеньоры единогласно избрали своим новым королём Конрада, де-факто низложив Ги де Лузиньяна ещё при жизни его. Разве это – не наиболее веский повод для того, чтобы физически устранить обидчика-узурпатора!?

Что касается Жоффруа де Лузиньяна, то он ненавидел маркиза де Монферрато ничуть не меньше, чем его брат-монарх. Жоффруа дважды вызывал сеньора Тира на смертельный поединок, но тот умело «отмазывался» и отказывался под благовидными предлогами, не бросавшими тени на его репутацию правителя и доблестного рыцаря.

В своих сепаратных переговорах с Салах ад-Дин и маркиз обсуждали возможность передачи Конраду в управление Яффы. А ведь этот богатейший и крупнейший порт, имевший важное стратегическое и логистическое значение, при распределении владений между предводителями похода был отдан с общего согласия Жоффруа де Лузиньяну вместе с титулом графа Яффы и Аскалона. Разве это – не весомая причина для того, чтобы «заказать» наглеца, посягнувшего на жемчужину будущих владений графа Жоффруа!?

В заключении сегодняшней публикации будет вполне логично и уместно привести высказывание современно российского историка Александра Владимировича Грановского: «Сейчас, за давностью лет, не представляется возможным с уверенностью выяснить, что послужило причиной, и кто был настоящим инициатором убийства Конрада Монферратского»[14].

Наиболее известное изображение Конрада Монферратского. Портрет создал в 1843 году французский художник Франсуа-Эдуар Пико
Наиболее известное изображение Конрада Монферратского. Портрет создал в 1843 году французский художник Франсуа-Эдуар Пико
ПРИМЕЧАНИЯ:

[1] - Рансимен С. Королевство Акры и поздние крестовые походы. Последние крестоносцы на Святой земле / Пер. с англ. Т. М. Шуликовой. – М.: ЗАО «Центрполиграф», 2020. С. 65-66;

- Грановский А. В. Крестовые походы: в 2-х тт. Том 1. – СПб.: Изд-во «ДМИТРИЙ БУЛАНИН», 2013. С. 455

- Перну Р. Ричард Львиное Сердце / Режин Перну; науч. ред. А. П. Левандовский, В. Д. Балакин; вступ. ст. А. П. Левандовского; пер. с фр. А. Г. Кавтаскина. – М.: Молодая гвардия, 2009. С. 154-155.

[2] - своё прозвище – «Казначей» он получил из-за своей высокой и почётной должности. Бернард служил главным королевским, а затем и императорским казначеем при Фридрихе II Гогенштауфене, который с конца 1212 года правил Германией, а с ноября 1220 года – Священной Римской империей.

[3] - История Средних веков. Крестовые походы (1096-1291 гг.) / Сост. Стасюлевич М. М. – СПб: «ООО Издательство „Полигон“»; – М.: ООО «Издательство „АСТ“», 2001. С. 399.

[4] - Шамдор А. Саладин: благородный герой ислама / Пер. с французского Кулешова Е. В. – СПб.: Евразия, 2018. С. 311.

[5] - Баха ад-Дин Абу-л-Махасин Йусуф ибн Рафии ибн Тамим. Саладин: Победитель крестоносцев / Пер. с араб. – СПб.: Диля, 2024. С. 338.

[6] - Рансимен С. Королевство Акры и поздние крестовые походы. Последние крестоносцы на Святой земле / Пер. с англ. Т. М. Шуликовой. – М.: ЗАО «Центрполиграф», 2020. С. 66;

- Грановский А. В. История короля Ричарда I Львиное Сердце. – М.: «Русская панорама», 2007. С. 192.

[7] - Эсбридж Т. Крестовые походы. Войны Средневековья за Святую землю / Пер. с англ. Л. А. Игоревского. – М.: ЗАО «Центрполиграф», 2013. С. 482;

- История Средних веков. Крестовые походы (1096-1291 гг.) / Сост. Стасюлевич М. М. – СПб: «ООО Издательство „Полигон“»; – М.: ООО «Издательство „АСТ“», 2001. С. 399-400;

- Джонс Д. Крестоносцы. Полная история. – М.: Альпина нон-фикшн, 2023. С. 316;

- Баха ад-Дин Абу-л-Махасин Йусуф ибн Рафии ибн Тамим. Саладин: Победитель крестоносцев / Пер. с араб. – СПб.: Диля, 2024. С. 338;

- Грановский А. В. История короля Ричарда I Львиное Сердце. – М.: «Русская панорама», 2007. С. 192;

- Добиаш-Рождественская О. А. Крестом и мечом. Приключения Ричарда І Львиное Сердце. – М.: «Наука», 1991. С. 59.

[8] - Шамдор А. Саладин: благородный герой ислама / Пер. с французского Кулешова Е. В. – СПб.: Евразия, 2018. С. 311.

[9] - История Средних веков. Крестовые походы (1096-1291 гг.) / Сост. Стасюлевич М. М. – СПб: «ООО Издательство „Полигон“»; – М.: ООО «Издательство „АСТ“», 2001. С. 400;

- Шамдор А. Саладин: благородный герой ислама / Пер. с французского Кулешова Е. В. – СПб.: Евразия, 2018. С. 311.

[10] - Мишо Ж.-Ф. История Крестовых походов / Перевод, составление и научная редакция А. П. Левандовского. – М.: Вече, 2005. С. 188.

[11] - бальи в средневековой Франции называли уполномоченное должностное лицо, которое представляло и защищало интересы короля или сеньора во время его отсутствия в данном конкретном городе или регионе.

[12] - Рансимен С. Королевство Акры и поздние крестовые походы. Последние крестоносцы на Святой земле / Пер. с англ. Т. М. Шуликовой. – М.: ЗАО «Центрполиграф», 2020. С. 66;

- Грановский А. В. История короля Ричарда I Львиное Сердце. – М.: «Русская панорама», 2007. С. 194;

- Перну Р. Ричард Львиное Сердце / Режин Перну; науч. ред. А. П. Левандовский, В. Д. Балакин; вступ. ст. А. П. Левандовского; пер. с фр. А. Г. Кавтаскина. – М.: Молодая гвардия, 2009. С. 155.

[13] - Шамдор А. Саладин: благородный герой ислама / Пер. с французского Кулешова Е. В. – СПб.: Евразия, 2018. С. 312.

[14] - Грановский А. В. История короля Ричарда I Львиное Сердце. – М.: «Русская панорама», 2007. С. 194.

-15
В данной публикации использованы ссылки на произведения средневековых, более поздних и современных отечественных и зарубежных авторов, имеющих заслуженный авторитет, широкое общественное и научное признание, таких как:

Джеймс Кокран Стивенсон Рансимен (1903-2000) – известный британский историк-медиевист, византинист. Профессор истории, доктор философских наук, член-корреспондент Британской академии и Американской академии медиевистики, профессор византийского искусства Стамбульского университета. Автор трёх десятков книг, посвященных истории Византии и эпохе Крестовых походов. Главный его фундаментальный труд – трёхтомная «История крестовых походов».

Томас Скотт Эсбридж (род. 1969) – доктор истории Лондонского университета королевы Марии. Является автором двух десятков документальных книг по эпохе Крестовых походов, Средневековой Англии и Франции. Эсбридж написал сценарий для документального трехсерийного сериала BBC Two о Крестовых походах.

Стасюлевич Михаил Матвеевич (1826-1911) – русский историк и публицист, экстраординарный профессор всеобщей истории Санкт-Петербургского университета. Основные темы исторических работ Стасюлевича – Древняя Греция и Западная Европа в эпоху Средневековья. В 1863-1865 годах Михаил Матвеевич издал трёхтомный фундаментальный труд «История средних веков, в её источниках и современных писателях».

Ольга Антоновна Добиаш-Рождественская (1874-1939) – известный российский и советский историк-медиевист, доктор и профессор исторических наук, член-корреспондент АН СССР. Ольга Антоновна стала первой в истории нашей страны женщиной, которой в 1918 году была присвоена учёная степень доктора всеобщей истории. Она также считается первой отечественной женщиной-медиевистом.

Главным объектом научных изысканий Ольги Антоновны была история Средневековья, прежде всего, эпоха Крестовых походов. Профессор Добиаш-Рождественская в своё время считалась наиболее видной и перспективной представительницей ленинградской школы медиевистов. Она также внесла большой вклад в развитие и организацию научной работы Отдела рукописей Государственной Публичной библиотеки Ленинграда. Историко-биографическое исследование «Крестом и мечом. Приключения Ричарда І Львиное Сердце» считается одной из лучших биографий английского короля, созданных научными деятелями классической советской исторической школы.

Жозеф Франсуа Мишо (1767-1839) – известный французский историк, один из ведущих медиевистов и специалистов по эпохе Крестовых походов первой половины ХIХ века. Принадлежащая его перу трехтомная «История Крестовых походов» еще при жизни автора заслужила репутацию фундаментальной и обязательной настольной книги каждого, кто интересуется периодом Высокого Средневековья и эпохой Крестовых походов. Мишо с подлинным мастерством художника слова представил многогранную, яркую и увлекательную панораму описываемых им событий, что и сегодня его произведения не утратили своей привлекательности и актуальности.

Альбер Шамдор – известный французский историк, археолог и египтолог середины ХХ века. Наиболее известные его произведения о египетской Книге Мёртвых, археологии Пальмиры, Александрии и Вавилона. Несмотря на то, что биография Саладина изложена Шамдором с позиции современного приверженца католицизма, данный труд дополняет другие источники многочисленными малоизвестными фактами жизни, военной и политической деятельности прославленного ближневосточного средневекового правителя.

Режин Перну (1909-1998) – одна из самых известных и популярных французских писательниц ХХ века, признанный историк-медиевист, доктор филологии, основатель исследовательского центра Жанны д’Арк в Орлеане. Из-под её пера вышли более 20 книг по истории Средневековья, в том числе монографии по эпохе Крестовых походов, а также увлекательное жизнеописание подвигов и приключений английского короля Ричарда I Львиное Сердце.

Александр Владимирович Грановский (род. 1950) – современный российский прозаик и публицист, главный редактор главный редактор альманаха «Золотой Пегас». В последние годы специализируется на документальной исторической прозе, посвященной эпохе Крестовых походов. Наиболее известными его фундаментальными трудами по данной теме являются подробнейшее двухтомное историческое исследование «Крестовые походы», а также документальная биография «История короля Ричарда I Львиное Сердце».

Дэниел (Дэн) Джонс (род. 1981) – один из самых молодых и перспективных британских историков-медиевистов. Основными направлениями его изысканий является история Средневековой Англии и Европы, а также история рыцарских духовных орденов. Большинство его произведений, ряд из которых переведены на русский язык, получили широкое положительное признание критиков, исторических редакторов-консультантов, а также широкой читательской аудитории.

Наиболее известными трудами Дэна Джонса являются следующие книги по средневековой истории: «Тамплиеры: рождение и гибель великого ордена», «Плантагенеты. Короли и королевы, создавшие Англию», «Война Алой и Белой розы. Крах Плантагенетов и воцарение Тюдоров», «Крестоносцы. Полная история», «Силы и престолы: Новая история Средних веков».

Абу-ль-Махасин Баха ад-Дин Юсуф ибн Рафи ибн Тамим (1145-1234) – средневековый курдский историк, богослов, биограф, сочинитель, биограф, мусульманский правовед, более известный как Баха ад-Дин («Светоч Религии»). К своему 45-летию он заслужил репутацию образцового правоверного мусульманина, жившего по канонам ислама, совершившего хадж в Мекку и посетившего все священные для мусульман места в Палестине.

Баха ад-Дин был не только биографом Салах ад-Дина, но и его личным советником, а также духовным наставником. Кроме того, Баха ад-Дин преподавал в престижном медресе Мосула, занимал должности кади (верховного судьи по гражданским и религиозным делам) и кади ал-аскар (верховного военного судьи в войске Саладина). Юсуф ибн Рафи ибн Шаддад подарил Салах ад-Дину книгу о важности ведения священной войны с неверными.

Баха ад-Дин лично сопровождал Саладина во время его последних военных походов, а потому его труд «Жизнь Салах ад-Дина», известный западному и российскому читателю под названием «Саладин: Победитель крестоносцев», представляет собой очень важную историческую ценность. Баха ад-Дин, как ближайший советник султана, был в курсе многих не только военных, но и политических дел последних лет жизни Саладина.

Впрочем, назвать его беспристрастным биографом нельзя, ведь труд Бахи ад-Дина – это панегирик Саладина, который предстает перед читателем практически идеальным правителем и почти безгрешным мусульманином. Помимо биографии Салах ад-Дина, перу Бахи ад-Дина принадлежат труды по истории Халеба, а также трёхтомник по мусульманскому праву (фикху).

-16

Полностью прочесть все публикации цикла «ХРОНИКИ ТРЕТЬЕГО КРЕСТОВОГО ПОХОДА» можно, перейдя по указанным ссылкам:

Часть 1-я. Окончательный раскол христианской коалиции

Часть 2-я. Филипп II навсегда покидает Святую Землю

Часть 3-я. Трагическая участь заложников Акры

Часть 4-я. О жестокости Ричарда I и печальной судьбе Истинного Креста Господня

Часть 5-я. Марш на Яффу

Часть 6-я. Предварительные репетиции масштабной бойни

Часть 7-я. Кризис стратегии Салах ад-Дина

Часть 8-я. Битва при Арсуфе (начало)

Часть 9-я. Битва при Арсуфе (окончание)

Часть 10-я. Новые амплуа: Ричард – нерешительный медлитель, Саладин – суровый разрушитель городов

Часть 11-я. Очередные опасные приключения и дипломатические авантюры английского монарха

Часть 12-я. Священная миссия невыполнима?..

Часть 13-я. Следствие по делу об убийстве Конрада Монферратского

Часть 14-я. Счастливое разрешение династических неурядиц Иерусалимского королевства

Часть 15-я. Правитель «Туманного Альбиона» вновь берётся за меч

Часть 16-я. Последний опасный прыжок Английского Льва

Часть 17-я. Запоздалые поиски истины или почему не состоялась осада Иерусалима

Часть 18-я. Салах ад-Дин переходит в контрнаступление

Часть 19-я. Король Англии по-прежнему грозен, могуч, безрассудно отважен и непобедим

Часть 20-я. И один в поле несокрушимый воин, если это Ричард I Плантагенет

Часть 21-я. Мир долгожданный, мир окончательный

Часть 22-я. Эпилог

Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников Яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.

Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.

Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!

ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)