Продолжение. С предыдущей публикацией данного цикла можно ознакомиться, перейдя по этой ссылке
Пятидневная осада Яффы, а также два последующих масштабных сражения на её улицах и близ города, состоявшиеся 1 и 5 августа 1192 года, окончательно убедили Ричарда I Плантагенета и Салах ад-Дина в необходимости скорейшего завершения войны. После двух последних побед, одержанных исключительно благодаря незаурядным полководческим дарованиям английского короля, его феноменальным бойцовским и рыцарским качествам, а также невероятно мощной внутренней харизме, имевшей гипнотическое и мистическое воздействие на противника, стало абсолютно очевидно, что без притока дополнительных сил крестоносное воинство не способно к каким-либо активным наступательным действиям.
Конечно, за счёт небывалого энтузиазма, душевного подъёма и религиозного рвения латиняне могли бы взять посредством осады ещё одну-две крепости, но кардинального влияния эти успехи на общее стратегическое положение крестоносцев не оказали бы. Более того, Ричард не имел запаса времени и финансовых возможностей продолжать поход, оставаясь в Палестине. Львиному Сердцу требовалось как можно скорее вернуться на родину.
Вассалы Саладина и его военачальники также не могли и не хотели продолжать затяжной джихад, сражаясь против одержимого и непобедимого аль-Малика Рика. Всё настойчивее эмиры требовали от султана заключения мирного соглашения, чтобы правитель «Туманного Альбиона» со своим войском и прочими крестоносцами поскорее отбыл в Европу, а исламские наместники и воины – разошлись по домам.
Один из арабских хронистов зафиксировал слова вассалов, обращенные к Салах ад-Дину: «Посмотри на землю – она разорена и растоптана, посмотри на людей, угнетенных и смятенных, на армию, истощенную и больную, на лошадей, разбитых и изнуренных. Пополнений мало, питание скудно, необходимое дорого. Снабжение из Египта проходит через смертельно опасную пустыню»[1].
Ближневосточный владыка и сам отлично понимал необходимость и насущность скорейшего прекращения военных действий и заключения мирного договора, который стал бы гарантом стабильности в землях Палестины, прежде всего, во владениях бывшего Иерусалимского королевства.
Поскольку в наступлении мира были заинтересованы практически все главные участники похода, кроме наиболее фанатично настроенных паломников и непримиримых воинствующих священников, а также султан и всё его ближайшее окружение, на этот раз окончательное согласование условий, гарантий и взаимных обязательств заняло менее четырёх недель.
Тем, кому интересны подробности переговоров и обсуждений предварительных условий договора, могут ознакомиться с ними, прочтя средневековые первоисточники и труды более поздних авторов, указанных в ссылке данного примечания[2]. 28 августа итоговый черновой вариант документа, составленный юристами, дипломатами и секретарями Саладина, был передан Ричарду.
У монарха английского текст возражений, протестов и нареканий не вызвал. 2 сентября 1192 года состоялось двухстороннее подписание мирного договора. Если быть более точным, то между христианами и мусульманами было заключено перемирие сроком «на три года, три месяца, три дня и три часа».
Относительно причин выбора достаточно необычной троичной системы времени действия перемирия лишь один Амбруаз Нормандский – ведущий западноевропейский летописец событий Третьего крестового похода даёт некоторые пояснения: «И велел он [Ричард] передать Саладину, и это слышали многие сарацины, что перемирие заключается им на три года: один нужен ему [Львиному Сердцу], чтобы возвратиться к себе [на родину], второй – чтобы собрать людей, третий – чтобы вернуться в Святую Землю и завоевать её»[3].
Иерусалимское королевство в своём новом территориальном формате обретало прибрежную полосу Средиземного моря, имевшую общую протяженность приблизительно 230 км, а ширина её составляла примерно 20 километров. Южным форпостом королевства становилась Яффа, а северным – Тир. Помимо этих двух крупных портов под властью иерусалимской короны оказывались города Хайфа, Цезарея (Кесария), Арсуф, Рамла и Лидда (Лод).
От ближайшей точки восточной границы королевства до Иерусалима по прямой было 33-35 км. «Святой город» оставался под полным контролем Салах ад-Дина. После вступления в силу условий перемирия невооруженные мусульмане и христиане могли свободно проходить через земли и владения друг друга.
Христианским паломникам был предоставлен свободный проход по исламским территориям для посещения Иерусалима и его святынь. Точно также свободно теперь мусульмане – торговцы, купцы, путешественники и миссионеры могли свободно посещать владения Иерусалимского королевства.
Аскалон оставался во владениях державы Саладина, но всего фортификационные укрепления подлежали полному срытию. Это повторное разрушение города гарантировало, что латиняне не используют Аскалон в качестве плацдарма для нападения на Иерусалим, а султан не сделает этот город отправной точкой для попытки отвоевания Яффы.
На первых порах безоружные христианские паломники (в том числе и участники Третьего похода) получали свободный и беспрепятственный доступ к иерусалимским святыням, прежде всего, к храму Святого Гроба Господня, не платя взносы, налоги и прочие «туристические сборы». Салах ад-Дин, в конце концов, смилостивился и позволил представителям латинской церкви иметь четырёх своих постоянных представителя (двух священников и двух дьяков) в главных священных городах – Иерусалиме, Назарете и Вифлееме.
Ряд современных авторов справедливо обращают внимание на интересный факт, заключающийся в том, что среди условий договора не было ни единого упоминания на возвращение султаном ближневосточным христианам Святого Истинного Креста Господня. Постоянные читатели публикаций о Третьем крестовом походе хорошо помнят, что возврат Креста Животворящего, на котором был распят Иисус Христос, был главным требованием предводителей крестоносцев на протяжении последних двух лет.
На торжественной церемонии подписания условий перемирия со стороны христиан присутствовали король английский Ричард I Плантагенет, муж-соправитель иерусалимской королевы Генрих II Шампанский, Великие магистры Ордена тамплиеров и госпитальеров, а также наиболее авторитетные представители знати Иерусалимского королевства – Балиан II Ибелин и Онфруа IV де Торон. От имени Салах ад-Дина подписать договор явились специально уполномоченные им высокопоставленные и доверенные лица, приходившиеся султану ближайшими родственниками – его брат Аль-Адиль Сайф ад-Дин Абу Бакр Ахмад ибн Наджм Айюб и третий сын – аль-Малик аз-Захир.
Наиболее важные и существенные подробности церемонии сообщает Баха ад-Дин – личный духовник, секретарь, доверенный советник и биограф ближневосточного владыки: «В среду, в 22-й день месяца ша'бан [4 сентября 1192 года], членов посольства пригласили к королю, и он [Ричард] дал им свою руку, а они, со своей стороны, принесли ему свою клятву. Он [Львиное Сердце] извинился, что не приносит клятву, говоря, что короли никогда не поступают таким образом, и султан принял это заявление. Затем все присутствующие поклялись вместе с графом Анри, сыном сестры короля [Генрихом Шампанским], который должен был стать его [Ричарда] преемником в Побережье. Госпитальеры, храмовники и все предводители франков присоединились к этой клятве»[4].
Как только условия перемирия вступил в силу, Салах ад-Дин организовал надлежащие меры для сопровождения и размещения христианских паломников, группы пилигримов, абсолютно безоружные, со специальной пропускной грамотой, выданной Ричардом, потянулись в Иерусалим, чтобы поклониться святым и священным местам, но, прежде всего, посетить храм Святого Гроба Господня.
Примечательно, что правитель «Туманного Альбиона», сославшись на недавно перенесенную болезнь и сильную слабость организма, не счёл возможным посетить «Святой город». Львиное Сердце действительно практически весь период предварительных согласований условий мирного договора провёл в постели, страдая от очередного приступа лихорадки.
Однако злые языки, завистники и недруги короля Англии утверждали, что Ричард из-за уязвленной гордыни своей отказался от посещения Иерусалима в качестве почётного гостя Салах ад-Дина. Многие современные историки-медиевисты и биографы Львиного Сердца согласны с тем, что король-крестоносец, подобно Наполеону Бонапарту, руководствовался принципом «всё или ничего». По этой причине Ричард мог оказаться в Иерусалиме только в качестве его завоевателя и освободителя от мусульманского ига. Статус привилегированного паломника категорически его не устраивал.
Отказавшись от визита в «Святой город трёх ведущих мировых религий», Ричард в силу отрицательных черт своего характера, в частности злопамятности и мстительности, предпринял попытку воспрепятствовать посещению Иерусалима французскими пилигримами. На протяжении всего похода подданные Филиппа II и Гуго III, подражая своим сюзеренам, демонстрировали практически открытое неповиновение приказам Ричарда, нередко вели непозволительно высокомерно и строптиво, порой целенаправленно саботируя распоряжения главнокомандующего объединенными крестоносными силами.
Вот теперь в отместку за эти явно недружественные поступки и откровенные провокации Львиное Сердце нашёл веские причины, чтобы отказать французам и бургундцам в выдаче специального пропуска, дающего право на посещение Иерусалима. Однако Саладин оказался выше межличностной неприязни, придворных склок и интриг.
Будучи человеком глубоко религиозным и веротерпимым, султан при жизни своей позволял христианским паломникам совершать паломничество и без спецпропусков. От пилигримов требовалось, прежде всего, соблюдению норм и правил приличий, существовавших в ближневосточных мусульманских городах и поселениях, а также уважительное и почтительное отношение ко всем аспектам исламской веры.
Побывала в «Священном городе» и английская делегация, которую возглавлял Хьюберт Уолтер, епископ Солсберийский. По распоряжению Салах ад-Дина английских паломников приняли с большим почётом, а самого епископа пригласили на личную аудиенцию к султану. Между правителем Сирии, Египта и Палестины и высокопоставленным церковным иерархом состоялась длительная доверительная беседа.
Хьюберт Уолтер и Саладин переговорили о многом, в том числе и о Ричарде. Султан с уважением и вполне искренно назвал короля Англии величайшим воином и полководцем среди всех европейцев, побывавших на Ближнем Востоке. Воздавая должное дипломатическим дарованиям Львиного Сердца, исламский владыка осторожно заметил, что Ричарду всё-таки не всегда хватает истиной мудрости и умеренности, необходимым правителям. Кроме того, Салах ад-Дин полагал, что монарху не пристало без крайней необходимости рисковать своей жизнью и свободой на полях сражений.
23 сентября 1192 года – спустя три недели после двухстороннего подписания условий перемирия Салах ад-Дин заключил, выражаясь современным международным дипломатическим языком, договор о мире, дружбе и сотрудничестве с Боэмундом III – правителем Антиохийского княжества. Султан признал официально суверенитет князя над его владениями – плодородной равниной, простиравшейся между Антиохией и крепостью Харим.
Балиан II Ибелин, согласно предварительным трехсторонним договоренностям, получил фьеф – земельные владения, расположенные к юго-востоку от Хайфы. Другой представитель иерусалимской знати – Рено Сидонский, успевший в прежние годы повоевать с Саладином, затем стать его близким знакомым, а позже сделаться личным пленником султана, получил в качестве лена половину своих бывших владений.
Современники Ричарда I Плантагенета, его более поздние биографы и историки-медиевисты давали самые различные оценки и королю Англии персонально, и главным итогам Третьего крестового похода. В конце сегодняшней публикации представлены наиболее интересные, развёрнутые и аргументированные мнения учёных мужей и авторов, специализирующихся на серьёзном изучении и обобщении средневековых исторических документов.
Жак де Витри – монах-августинец, французский церковный деятель, хронист, теолог и проповедник, епископ Акры (1216-1228), кардинал римской католической церкви, участник и вдохновитель Пятого крестового похода. В своём главном фундаментальном историческом труде «Краткая история Иерусалимская» (лат. Historia Hierosolymitana abbreviata), являющегося ценным источником о крестовых походах, Жак де Витри самым серьёзным образом основательно раскритиковал постоянные противоречия, распри и соперничество главных руководителей Третьего похода, а также подверг суровому порицанию отказ Ричарда от осады Иерусалима, его дипломатическую деятельность и итоговые условия мирного договора, заключенного с Саладином.
«Они [Ричард I, Филипп II и другие лидеры похода] искали собственную выгоду и славу и трудились лишь на собственное благо, а не на благо Иисуса, ненавидя и разрывая друг друга, к великой радости врагов и к смущению христианского народа. ‹…›Если бы король Англии скрыл свои планы об отступлении или, по крайней мере, отложил на некоторое время исполнение, мы могли бы получить от сарацин более выгодные условия, перемирие было бы более полезным и удовлетворительным. Но он [Ричард I] был неудержим и спешил уехать, и он принял в ущерб интересам христиан, без обсуждения все предложения Саладина, касающиеся пунктов перемирия»[5].
Известный французский медиевист Жозеф Франсуа Мишо считал, что итоги Третьего крестового похода оказались слишком незначительными по сравнению с затратами и жертвами. Длительное противостояние истощило войска и казну, как Ричарда, так и Салах ад-Дина, но зато принесло им обоим всемирную многовековую славу, в том числе и отрицательную:
«Так закончился этот Крестовый поход, в котором весь вооруженный Запад только и смог, что завоевать Птолемаиду [Акру] и разрушить Аскалон. Германия бесславно потеряла в нем величайшего из императоров и лучшую из армий, Франция и Англия – цвет своей военной знати. Европа имела тем больше оснований оплакивать понесенный урон, что в военном отношении поход этот был продуманнее и организованнее предыдущих: вместо уголовников и авантюристов под знаменем Креста шли люди наиболее прославленные и преданные идее.
‹…› Несмотря на неудачный финал, Третий крестовый поход не возбудил такого ропота в Европе, как предыдущий, поскольку воспоминание о нем было связано с рассказами о небывалых подвигах, столь любезных рыцарскому обществу. Но хотя в этом походе прославилось столько рыцарей, лишь два монарха приобрели бессмертную славу: один [Ричард] – безрассудной храбростью, удивительной силой и другими качествами, более блистательными, чем прочными; другой [Саладин] – стойкими успехами и добродетелями, которые могли бы служить примером и для его противников – христиан. Имя Ричарда было на протяжении столетия ужасом Востока; даже много лет спустя после Крестовых походов мусульмане употребляли имя его в поговорках как символ зла»[6].
Современный российский историк Александр Владимирович Грановский считает, что если бы не личное участие Львиного Сердца, то поход завершился бы полным крахом для христиан. Если отбросить негативные эмоции и трезво оценить итоговые достижения крестоносцев, то (благодаря опять-таки королю Англии) латиняне добились максимально возможных выгод и преференций.
«Третий крестовый поход можно назвать крестовым походом английского короля. Никто на его месте не смог бы добиться большего. То, что Ричард не сумел освободить Иерусалим, можно только чисто эмоционально рассматривать как неудачу, однако, если сопоставить соотношение сил и средств, он решил в крестовом походе почти невыполнимую задачу: Иерусалим он не взял, но оставил хорошо укрепленные прибрежные города как плацдарм для последующего освобождения и заставил Салах ад-Дина смириться с существованием христианских государств в Святой Земле, и они продержались ещё столетие. Не считая Первого, это был единственный успешный крестовый поход в Святую Землю»[7].
Французский медиевист, египтолог и арабист Альбер Шамдор, напротив, убеждён, что в заочном противостоянии правителя «Туманного Альбиона» и ближневосточного владыки итоговую победу одержал Салах ад-Дин: «Третий крестовый поход увековечил славу и гений Саладина, продемонстрировав, к несчастью, бессилие разобщенных, пекущихся только об удовлетворении своих корыстных интересов христиан перед исламом, растущая тень которого уже нависла над другими континентами…»[8]
Современный британский профессор-медиевист и специалист по эпохе Крестовых походов Томас Эсбридж склоняется к тому, что противоборство Саладина и Ричарда завершилось, выражаясь спортивной терминологией, боевой ничьёй: «Несмотря на свою безусловную преданность джихаду, он [Салах ад-Дин] так и не смог предотвратить захвата франками побережья. В осаде и открытом сражении Ричард доминировал, а в искусстве дипломатии был, по крайней мере, равен султану. И всё же, пусть изрядно потрепанный, Саладин остался непобежденным. Иерусалим был сохранён для ислама, империя Айюбидов выстояла. Конец Третьего похода и отъезд короля Ричарда предлагал отличные возможности для новых побед – шанс завершить дело, начатое при Хаттине»[9].
Известный французский историк-медиевист и профессор-востоковед Жорж Тат пребывал в убежденности, что Ричард одержал тактическую победу, а Салах ад-Дин – долгосрочную стратегическую: «Третий Крестовый поход уменьшил значимость побед Саладина, вынудив его смириться с существованием государства франков. Поход продемонстрировал военную мощь Европы и ее возможность переправить по морю значительный военный контингент. И наконец, он показал, что христианство Западной Европы все еще может мобилизовать свои силы для похода к Святой земле. Но в историческом масштабе победа, бесспорно, принадлежала Саладину: попытка Иерусалимского королевства и других латинских государств создать сильное государство на Востоке окончательно провалилась»[10].
Главные геополитические итоги противостояния мусульманского Ближнего Востока и католического европейского Запада отметил ещё один известный в своих кругах французский медиевист Пьер Виймар: «Вытянутая вдоль побережья полоска земли – вот всё, что осталось у христиан от Святой Земли. Колонии уменьшились до крепостей и их непосредственных предместий, которые были особенно уязвимы, поскольку находились в одном часе езды от мусульманских территорий»[11].
Современный британский медиевист Дэн Джонс лаконично высказал своё мнение о том, какую главную для себя выгоду по итогам полуторалетней кампании приобрёл английский король: «По большому счёту крестовый поход Ричарда вряд ли можно назвать удачным. Но в одном он, несомненно, преуспел: создал легенду о Львином Сердце. К сожалению, это ещё не означало, что все теперь буду его обжать»[12].
Вадим Георгиевич Устинов – современный российский историк-медиевист, признанные специалист по Средневековой Англии наиболее объективно и непредвзято попытался ответить на главный вопрос о том, насколько удачным или провальным следует считать экспедицию европейских крестоносцев в Палестину, предпринятую в 1189-1192 годах:
«Третий крестовый поход закончился. Удачным он был или провальным? Однозначного ответа на этот вопрос не смогли дать ни современники, ни потомки. С одной стороны, Иерусалим – вожделенная цель большинства крестоносцев – остался в руках мусульман. Казалось бы, какие нужны еще свидетельства, нагляднее иллюстрирующие неудачу всего предприятия? Однако на другую чашу весов триумфально легли завоевание Кипра и освобождение от тюркского владычества всей береговой линии Сирии, включая такие важнейшие для торговли и снабжения государств крестоносцев средиземноморские порты, как Акра и Яффа.
С учетом тех военных и политических проблем, которые пришлось решать Ричарду Львиное Сердце, он добился максимума возможного. Но оценить это по достоинству мог лишь немногочисленный круг избранных, принимавших непосредственное участие в крестовом походе. В христианском же мире, лишь издали сопереживавшем крестоносцам, Яффский договор породил самую настоящую пропагандистскую войну – одну из первых масштабных
диффамационных кампаний в Европе»[13].
ПРИМЕЧАНИЯ:
[1] - Грановский А. В. Крестовые походы: в 2-х тт. Том 1. – СПб.: Изд-во «ДМИТРИЙ БУЛАНИН», 2013. С. 462.
[2] - Эсбридж Т. Крестовые походы. Войны Средневековья за Святую землю / Пер. с англ. Л. А. Игоревского. – М.: ЗАО «Центрполиграф», 2013. С. 497-498;
- Баха ад-Дин Абу-л-Махасин Йусуф ибн Рафии ибн Тамим. Саладин: Победитель крестоносцев / Пер. с араб. – СПб.: Диля, 2024. С. 384-391;
- Люкимсон П. Е. Саладин / Петр Люкимсон; послесл. Ч. Гусейнова. – М.: Молодая гвардия, 2016. С. 305-310.
[3] - Грановский А. В. История короля Ричарда I Львиное Сердце. – М.: «Русская панорама», 2007. С. 205.
[4] - Баха ад-Дин Абу-л-Махасин Йусуф ибн Рафии ибн Тамим. Саладин: Победитель крестоносцев / Пер. с араб. – СПб.: Диля, 2024. С. 389.
[5] - Флори Ж. Ричард Львиное Сердце: Король-рыцарь / Жан Флори; пер. с фр. А. В. Наводнюка. – СПб.: Евразия, 2008. С. 193.
[6] - Мишо Ж.-Ф. История Крестовых походов / Перевод, составление и научная редакция А. П. Левандовского. – М.: Вече, 2005. С. 196-197.
[7] - Грановский А. В. Крестовые походы: в 2-х тт. Том 1. – СПб.: Изд-во «ДМИТРИЙ БУЛАНИН», 2013. С. 463-464.
[8] - Шамдор А. Саладин: благородный герой ислама / Пер. с французского Кулешова Е. В. – СПб.: Евразия, 2018. С. 331.
[9] - Эсбридж Т. Крестовые походы. Войны Средневековья за Святую землю / Пер. с англ. Л. А. Игоревского. – М.: ЗАО «Центрполиграф», 2013. С. 499.
[10] - Тат Жорж. Крестовые походы / Пер. с франц. М. Тюриной. – М.: ООО «АСТ», Олимп, Астрель, 2003. С. 118.
[11] - Виймар П. Крестовые походы. Миф и реальность «священной войны» / Пер. с франц. Д. А. Журавлевой. – СПб.: Евразия, 2003. С. 359-360.
[12] - Джонс Д. Плантагенеты. Короли королевы, создавшие Англию / Дэн Джонс. – Пер. с англ. – М.: Альпина нон-фикшн, 2023. С. 167.
[13] - Устинов В. Г. Ричард I Львиное Сердце. Повелитель Анжуйской империи / В. Г. Устинов – «ВЕБКНИГА»; Издательство АО «Молодая гвардия», художественное оформление, 2025. С. 187.
В данной публикации использованы ссылки на произведения средневековых, более поздних и современных отечественных и зарубежных авторов, имеющих заслуженный авторитет, широкое общественное и научное признание, таких как:
Томас Скотт Эсбридж (род. 1969) – доктор истории Лондонского университета королевы Марии. Является автором двух десятков документальных книг по эпохе Крестовых походов, Средневековой Англии и Франции. Эсбридж написал сценарий для документального трехсерийного сериала BBC Two о Крестовых походах.
Жан Флори (1936-2018) – известный французский историк-медиевист, доктор филологических и гуманитарных наук, директор Центра высших исследований средневековой цивилизации при университете Пуатье. Является признанным специалистом по истории XI-XII веков и аспектам средневековой военной идеологии (рыцарство, Крестовые походы, «Священная война», джихад, эсхатология), а также по вопросам сопоставления насилия и религия в христианстве и исламе.
Жан Флори является автором более двадцати книг, посвященных религиозным войнам и крестовым походам, кроме того является автором нескольких биографий исторических деятелей Средневековья, в том числе Боэмунда Тарентского, Филиппа II Августа, Ричарда Львиное Сердце. Опубликовал свыше 50 работ и монографий по истории средневекового рыцарства.
Жозеф Франсуа Мишо (1767-1839) – известный французский историк, один из ведущих медиевистов и специалистов по эпохе Крестовых походов первой половины ХIХ века. Принадлежащая его перу трехтомная «История Крестовых походов» еще при жизни автора заслужила репутацию фундаментальной и обязательной настольной книги каждого, кто интересуется периодом Высокого Средневековья и эпохой Крестовых походов. Мишо с подлинным мастерством художника слова представил многогранную, яркую и увлекательную панораму описываемых им событий, что и сегодня его произведения не утратили своей привлекательности и актуальности.
Александр Владимирович Грановский (род. 1950) – современный российский прозаик и публицист, главный редактор главный редактор альманаха «Золотой Пегас». В последние годы специализируется на документальной исторической прозе, посвященной эпохе Крестовых походов. Наиболее известными его фундаментальными трудами по данной теме являются подробнейшее двухтомное историческое исследование «Крестовые походы», а также документальная биография «История короля Ричарда I Львиное Сердце».
Петр Ефимович Люкимсон (род. 1963) – русскоязычный писатель и журналист, на данный момент проживающий в Израиле. Известен в России как автор исторических очерков, научно-популярных статей и повестей, посвященных библейской истории. В Израиле приобрёл широкую известность как мастер политического интервью, а также как автор целого ряда журналистских расследований на криминальные и злободневные темы.
Пётр Люкимсон автор увлекательных биографий известных библейских и античных персонажей: трёх легендарных правителей – Ирода Великого, Давида и Соломона, а также пророка Моисея, историка Иосифа Флавия, философа Бенедикта Спинозы, братьев Нобелей и основателя психоанализа – Зигмунда Фрейда. Однако наибольшей известностью и популярностью среди всех книг Петра Люкимсона пользуется биография Салах ад-Дина.
Альбер Шамдор – известный французский историк, археолог и египтолог середины ХХ века. Наиболее известные его произведения о египетской Книге Мёртвых, археологии Пальмиры, Александрии и Вавилона. Несмотря на то, что биография Саладина изложена Шамдором с позиции современного приверженца католицизма, данный труд дополняет другие источники многочисленными малоизвестными фактами жизни, военной и политической деятельности прославленного ближневосточного средневекового правителя.
Дэниел (Дэн) Джонс (род. 1981) – один из самых молодых и перспективных британских историков-медиевистов. Основными направлениями его изысканий является история Средневековой Англии и Европы, а также история рыцарских духовных орденов. Большинство его произведений, ряд из которых переведены на русский язык, получили широкое положительное признание критиков, исторических редакторов-консультантов, а также широкой читательской аудитории.
Наиболее известными трудами Дэна Джонса являются следующие книги по средневековой истории: «Тамплиеры: рождение и гибель великого ордена», «Плантагенеты. Короли и королевы, создавшие Англию», «Война Алой и Белой розы. Крах Плантагенетов и воцарение Тюдоров», «Крестоносцы. Полная история», «Силы и престолы: Новая история Средних веков».
Вадим Георгиевич Устинов (род. 1965) – современный российский писатель-медиевист, специалист по истории Средневековой Англии. При создании своих произведений первостепенное внимание уделяет работе с архивными документами и первоисточниками. Наибольшую известность Вадиму Устинову принесли биографические фундаментальные работы – «Эдуард I», «Чёрный принц», «Ричард III», «Ричард Львиное Сердце», а также произведения, посвященные военной истории Средневековой Англии – «Война Роз: Йорки против Ланкастеров» и «Столетняя война».
Абу-ль-Махасин Баха ад-Дин Юсуф ибн Рафи ибн Тамим (1145-1234) – средневековый курдский историк, богослов, биограф, сочинитель, биограф, мусульманский правовед, более известный как Баха ад-Дин («Светоч Религии»). К своему 45-летию он заслужил репутацию образцового правоверного мусульманина, жившего по канонам ислама, совершившего хадж в Мекку и посетившего все священные для мусульман места в Палестине.
Баха ад-Дин был не только биографом Салах ад-Дина, но и его личным советником, а также духовным наставником. Кроме того, Баха ад-Дин преподавал в престижном медресе Мосула, занимал должности кади (верховного судьи по гражданским и религиозным делам) и кади ал-аскар (верховного военного судьи в войске Саладина). Юсуф ибн Рафи ибн Шаддад подарил Салах ад-Дину книгу о важности ведения священной войны с неверными.
Баха ад-Дин лично сопровождал Саладина во время его последних военных походов, а потому его труд «Жизнь Салах ад-Дина», известный западному и российскому читателю под названием «Саладин: Победитель крестоносцев», представляет собой очень важную историческую ценность. Баха ад-Дин, как ближайший советник султана, был в курсе многих не только военных, но и политических дел последних лет жизни Саладина.
Впрочем, назвать его беспристрастным биографом нельзя, ведь труд Бахи ад-Дина – это панегирик Саладина, который предстает перед читателем практически идеальным правителем и почти безгрешным мусульманином. Помимо биографии Салах ад-Дина, перу Бахи ад-Дина принадлежат труды по истории Халеба, а также трёхтомник по мусульманскому праву (фикху).
Полностью прочесть все публикации цикла «ХРОНИКИ ТРЕТЬЕГО КРЕСТОВОГО ПОХОДА» можно, перейдя по указанным ссылкам:
Часть 1-я. Окончательный раскол христианской коалиции
Часть 2-я. Филипп II навсегда покидает Святую Землю
Часть 3-я. Трагическая участь заложников Акры
Часть 4-я. О жестокости Ричарда I и печальной судьбе Истинного Креста Господня
Часть 5-я. Марш на Яффу
Часть 6-я. Предварительные репетиции масштабной бойни
Часть 7-я. Кризис стратегии Салах ад-Дина
Часть 8-я. Битва при Арсуфе (начало)
Часть 9-я. Битва при Арсуфе (окончание)
Часть 10-я. Новые амплуа: Ричард – нерешительный медлитель, Саладин – суровый разрушитель городов
Часть 11-я. Очередные опасные приключения и дипломатические авантюры английского монарха
Часть 12-я. Священная миссия невыполнима?..
Часть 13-я. Следствие по делу об убийстве Конрада Монферратского
Часть 14-я. Счастливое разрешение династических неурядиц Иерусалимского королевства
Часть 15-я. Правитель «Туманного Альбиона» вновь берётся за меч
Часть 16-я. Последний опасный прыжок Английского Льва
Часть 17-я. Запоздалые поиски истины или почему не состоялась осада Иерусалима
Часть 18-я. Салах ад-Дин переходит в контрнаступление
Часть 19-я. Король Англии по-прежнему грозен, могуч, безрассудно отважен и непобедим
Часть 20-я. И один в поле несокрушимый воин, если это Ричард I Плантагенет
Часть 21-я. Мир долгожданный, мир окончательный
Часть 22-я. Эпилог
Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников Яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.
Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.
Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!
ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)