Продолжение. Предыдущую публикацию данного цикла можно прочесть, перейдя по этой ссылке
Раннее утро 4 июля 1187 года для крестоносцев, устроивших накануне свой лагерь прямо у подножия Рогов Хаттина, началось с очередного неприятного известия. Ночью многотысячный кавалерийский отряд мусульман, который возглавлял Таки ад-Дин Умар – любимый племянник султана, прочно обосновался в тылу латинян, надёжно перекрыв единственный путь к отступлению.
Не сплошным кольцом, но многочисленными подвижными отрядами сарацинской конницы были окружены со всех сторон Рога Хаттина. Не прошло и часа, как взошло солнце, а утренняя прохлада исчезла, уступив место быстро нарастающей жаре. Латиняне, не выспавшиеся, измученные жаждой, нервным перенапряжением, душевным отчаянием и физическим переутомлением, уже не помышляли о битве. Они даже не пытались искать путей к спасению. Все мысли их были только о воде.
С холмистых высот, на которых находились франки, при ярком свете палящего солнца вдали отчётливо просматривалась зеркальная гладь Тивериадского озера, занимавшая значительную часть горизонта. Изнуренным жарой и обезвоживанием людям казалось, что расстояние до прохладных, живительных и спасительных вод Галилейского моря не превышает двух-трёх километров. На самом деле от лагеря крестоносцев до озера дистанция была в три раза больше.
Доведенные жаждой до высшей степени исступления и полного отчаяния, сначала десятки, а затем сотни воинов, не слушая увещеваний и предостережений товарищей, выйдя из повиновения своих командиров и начальников, малыми и большими группами устремились к вожделенной береговой полосе Тивериадского озера. Блики солнечных лучей, призывно играя и мерцая на лазурной водной глади, гипнотически воздействовали на крестоносцев.
Бывалые воины и неопытные ополченцы, не замечая близкого присутствия безжалостного врага, напрочь позабыв о смертельной опасности, грозившей им ото всюду. Они, словно зачарованные спешили к берегу Галилейского моря, чтобы, наконец-то, утолить треклятую жажду, основательно иссушившую их тела и крепко помутившую их рассудки.
Саладин позволил латинянам, обуянным нестерпимой жаждой, удалиться на порядочное расстояние от их главных сил, а затем приказал своей кавалерии расправиться с противником. Несчастных франков, что в последнем отчаянии своём устремились к водам Тивериадского озера, летучая мусульманская кавалерия осыпала тучей стрел. Устремившись к манящей водной глади, многие из христиан не удосужились облачиться в доспехи, а некоторые и вовсе побрели к озеру без оружия.
Немудрено, что с такими врагами, которых никак нельзя назвать полноценными бойцами и достойными противниками, всадники султана разобрались быстро и без каких-либо затруднений. Те из латинян, кто не пали от бедуинских стрел, были безжалостно изрублены сельджуками и мамлюками.
Средневековый хронист Ральф Коггсхоллский (Радульф из Коггсхолла) – автор известной хроники «История Англии» на страницах своего труда утверждает, что в этой первой схватке мусульмане пленили пятерых рыцарей из отряда Раймунда III. Когда их привели к Саладину, якобы один из пленников выразил вслух их общее мнение, обратившись к султану с такими словами: «Сир, чего вы медлите? Нападите же на них [крестоносцев], они больше ничем не могут себе помочь. Все они уже давно мертвы»[1].
Сам хронист никогда не покидал пределов английского графства Кембриджшир, а главный исторический труд его изобилует всевозможными фольклорными выдумками и сказаниями. В связи с этими обстоятельствами данный эпизод с участием Саладина и пяти пленных рыцарей, не отраженный и не зафиксированный ни в каком ином первоисточнике, можно отнести к разряду авторского вымысла Радульфа из Коггсхолла.
Видя, как напрасно и в большом количестве гибнут от сарацинских стрел, мечей и копий их товарищи, соратники и единоверцы, многие из франков, находившихся в лагере, поспешили на помощь. Ситуация быстро вышла из-под контроля короля и его полководцев. Вместо организованного сражения католическое воинство своими стихийными и сумбурными действиями само обрекало себя на полное поэтапное истребление.
Напрасно Раймунд III и Балиан Ибелин пытались выстроить организованные боевые порядки. Пехотинцы в большинстве своём приказов не слушались. Только что ополченцы и прочие воины воочию наблюдали за тем, как беспощадные и озверелые магометане поголовно истребили несколько сотен христиан. Кровавое зрелище это подействовало на франков удручающе и деморализующее.
Жажда и усталость мгновенно уступили место животному страху близкой и ужасной смерти. Повинуясь инстинкту самосохранения, подавшись всеобщей панике и безотчётному стремлению спастись любой ценой, пехотинцы нестройной толпой начали взбираться на возвышенность. Анонимный автор латинского сочинения «Завоевание Святой земли Саладином» подробно повествует об этом эпизоде, который окончательно лишил крестоносцев последнего шанса избежать грядущей катастрофы:
«Пехота [войска крестоносцев], собравшись в клин, на полном ходу взбиралась к самой вершине высокой горы, бросив армию на волю судьбы. Король, епископ и все остальные посылали призывы, умоляя их вернуться и защищать Крест Господень, наследие Распятого, армию Христову и самих себя. Они отвечали: "Мы не вернемся, поскольку умираем от жажды и не станем драться". И снова была дана команда, и снова они упорствовали»[2].
Резюмируя данные латинских первоисточников, можно сделать вывод о том, что с первых минут битвы Ги де Лузиньян, его военачальники и советники полностью утратили контроль над ситуацией и своим войском. Король, видимо, как всегда, растерялся и, пребывая в затяжной нерешительности, так и не смог отдать подчиненным ни одного дельного приказа или толкового распоряжения.
Жерар де Ридфор, Рено де Шатийон и прочие рьяные представители придворной партии «агрессоров» также не проявили никаких командных, полководческих и лидерских качеств. На протяжении многих предыдущих дней они наперекор здравому смыслу, канонам тактики и стратегии, пренебрегая всеми элементарными мерами предосторожности, делали всё, чтобы поскорее сразиться с ненавистным врагом.
Теперь, когда противник оказался в пределах досягаемости и обрушился на иерусалимское воинство, Великий магистр тамплиеров, сеньор Трансиордании, а также прочие их сторонники из числа баронов и знатных рыцарей не придумали ничего лучше, как вступить в схватку с мусульманами в качестве простых рубак. Вместо того, чтобы командовать своими отрядами, руководить сообща обороной, взаимодействуя меду собой, они, подобно викингам-одиночкам, неистово рубились с напиравшими со всех сторон исламскими воинами.
Следует отдать должное тамплиерам. Даже без непосредственного руководства своего непутёвого Великого магистра, сражавшегося где-то в стороне, рыцари-храмовники сформировали боевые порядки, согласно положениям и наставлениям боевой части устава Ордена. Доблестным воинам джихада пришлось изрядно потрудиться, отдав десятки, если не сотни жизней своих единоверцев, прежде чем отчаянное сопротивление тамплиеров было сломлено окончательно.
Столь же мужественно и организовано сражались госпитальеры. Их крепкий строй неистовым защитникам исламской веры пришлось штурмовать несколько раз, неся ощутимые потери. Даже туркополы, к которым многие латиняне относились с пренебрежением, а иногда и открытым презрением, бились тактически грамотно, отважно и самозабвенно.
Католическое войско так и не было выстроено в надлежащие и привычные для латинян боевые порядки. Пехота в большинстве своём оказалась отрезанной от конницы. Отдельные отряды крестоносцев разной численности вели практически в полной изоляции неравные схватки с превосходящими силами мусульман. Де-факто армия Ги де Лузиньяна превратилась в толпящиеся сборище вооруженных людей, лишенных единого руководства или не подчинявшихся приказам своих командиров.
Салах ад-Дин, напротив, с первых минут сражения держал ситуацию под полным своим контролем. Отозвав назад свою легкую конницу и конных стрелков, султан быстро сформировал три многотысячные баталии, которые с трёх сторон окружили Рога Хаттина. Этими самостоятельными на первых порах отрядами командовали сам Салах ад-Дин, его племянник – Таки ад-Дин Умар и Музафар ад-Дин Кёкбори – лучший военачальник султана.
По мере того, как франки под натиском сарацин отступали к холмам, исламские отряды сначала сблизились, затем вошли в соприкосновение, а после образовали вокруг Рогов Хаттина плотное многослойное кольцо. Тактическая многоходовая задумка Саладина блестяще была реализована. Теперь оставалось лишь дождаться неизбежной и логической развязки.
Битва для христиан была проиграна безвозвратно. Это отчётливо видел и понимал граф Триполи. Ситуация сложилась таким образом, что практически с самого начала битвы Раймунд III со своим конным отрядом оказался изолированным от короля и его свиты. Пробиться к ставке Ги де Лузиньяна не представлялось возможным физически. Этому мешали тысячи отчаянно сражавшихся воинов – крестоносцев и мусульман, а также сотни тел павших.
Понимая, что через эту бурлящую человеческую реку ему не пробиться ни при каких условиях, Раймунд III принял решение идти на прорыв. С точки зрения рыцарской чести и доблести данный поступок можно расценить как малодушие или даже трусость. Кроме того, граф Триполийский присягал (как сеньор Галилеи) на верность иерусалимскому монарху, а значит, не мог бросить своего сюзерена в беде, даже если им обоим грозила неминуемая гибель или плен.
С другой стороны Раймунд III, будучи не только вассалом короля, но и самостоятельным правителем графства Триполи, обязан был позаботиться о сохранении жизней своих воинов. Если погибнет напрасно и не по своей вине и сам граф, и его войско, то кто встанет на защиту Триполи и других городов, принадлежавших Раймунду III, когда к их стенам явятся полчища Саладина!?
Правитель Триполийский неоднократно предлагал наиболее разумные и оптимальные планы ведения кампании, но все они были решительно отвергнуты партией «агрессоров» с молчаливого и нерешительного согласия короля. Раймунд III предсказывал, чем окончится их поход, если иерусалимское войско покинет Саффурию, но его обвинили в трусости. С моральной точки зрения полководца, чьим мнением постоянно пренебрегали, граф Триполи имел право выйти из битвы, которую проиграли вчистую его недруги задолго до нынешнего рокового утра.
Известный современный британский историк-медиевист и специалист по изучению эпохи Крестовых походов Стивен Рансимен, оценивая поступок графа Триполи с позиции взаимоотношения вассала и сюзерена, приводит следующий комментарий: «Прежде чем стало слишком поздно, получив призыв от короля, Раймунд повел своих рыцарей в атаку, в последней, отчаянной надежде прорваться сквозь строй врага. Вместе со всеми своими людьми он набросился на отряд под командованием Таки ад-Дина. Однако Таки разомкнул ряды, пропуская противника, а затем вновь сомкнул, оставив франков оторванными от основного войска. Они уже не смогли вернуться на помощь к своим боевым товарищам и бесславно отступили с поля боя, отправившись затем в сторону Триполи»[3].
В трусости, а также в недостойном поведении для истинного рыцаря, полководца и союзника короля обвиняет Раймунда III и известный дамасский историк, сочинитель, хронист и богослов Абу Шама аль-Макдиси: «Как только граф Триполи почувствовал скорое поражение, он упал духом и, отказавшись предпринимать какие-либо действия, стал искать способа скрыться. Это было до полного краха армии и до начала пожара[4]…»[5]
Анонимный автор «Завоевания Святой земли Саладином», повествуя об отступлении отряда графа Триполи с поля боя, сообщает весьма нелицеприятные для Раймунда III и его всадников подробности: «Стремительный бег лошадей их [графа Триполийского и его воинов] в этом узком проходе растоптал христиан и создал подобие моста, дав всадникам ровный путь. Так они отступили из теснины, пройдя по своим же людям, по туркам и по всем остальным. Получилось так, что они смогли спасти лишь собственные жизни»[6].
Самый интересный комментарий относительно действий графа Триполи в самом начале сражения даёт Баха ад-Дин – личный биограф Саладина, присутствовавший в свите султана во время битвы: «Соображения чести не помешали графу (Раймонду Триполийскому), самому разумному представителю того племени, прославленному остротой своего ума, видя признаки катастрофы, надвигающейся на его братьев по вере, позаботиться о личной безопасности. Он бежал в начале битвы, прежде чем сражение приняло ожесточенный характер, и направился в сторону Тира»[7].
Из кольца окружения помимо Раймунда III сумели вырваться с небольшими конными отрядами Балиан II Ибелин, а также Рено (Реджинальд) де Гранье, сеньор Сидона. Мусульманские авторы в своих хрониках отмечают тот факт, что уход с поля боя графа Триполи и других баронов сначала поверг в уныние крестоносцев, сражавшихся у подножия холма. Однако затем франки неожиданно воспрянули духом, предприняв яростную контратаку. Латинянам удалось оттеснить наседавшие толпы сарацин, неистово врубившись в боевые порядки армии султана.
С большим трудом и ощутимыми потерями исламские воины остановили дальнейшее продвижение христиан. Салах ад-Дин, задействовав часть своих резервов, выправил положение. Истратив изрядный запас своих и без того ограниченных сил, потеряв множество бойцов, окончательно утомившись, усилив изнуряющие симптомы неотступной жажды, крестоносцы откатились обратно к подножию Рогов Хаттина.
Последний организованный ополот обороны латинян был организован вокруг королевского шатра, установленного на вершине холма и имевшего ярко-красную расцветку. Вокруг него круговую оборону заняли все христианские воины, кто ещё способен был держать в руках оружие. Ги де Лузиньяна окружили тесным кольцом полторы сотни наиболее опытных и стойких бойцов – телохранители, рыцари из королевской свиты, уцелевшие тамплиеры и госпитальеры.
Почти в это же самое время смертельно раненый епископ Акры, истекая кровью, поручил заботу об Истинном Кресте Господнем епископу Лидды. Священную католическую реликвию священнослужители поместили рядом с королём. Знатные рыцари и простые воины поклялись защищать Крест Животворящий и государя до последней возможности.
О том, как протекала концовка сражения (с позиции мусульманских очевидцев), нам известно из арабских первоисточников, сохранивших воспоминания Аль-Афдаля Али ибн Юсуфа – одного из сыновей султана, принимавшего участие в битве в 16-летнем возрасте: «Я был рядом с отцом во время этой битвы, первой, какую я видел своими глазами. Франкский король отступил на склон горы со своим отрядом и оттуда яростно сопротивлялся мусульманам, атаковавшим его, тесня их обратно к моему отцу. Я увидел тревогу на лице отца; он дернул себя за бороду, бросился вперед и закричал: „Выгоните шайтана из его логова!“
Мусульмане контратаковали и загнали франков обратно на склон. Увидев, как отступают франки под натиском мусульман, я закричал от радости: "Мы победили их!" Однако они вернулись, и снова атаковали нас, и оттеснили армию обратно к моему отцу. Его реакция была такой же, как раньше. Мусульмане контратаковали и загнали франков на холм. И снова я закричал: "Мы победили их!" А отец повернулся ко мне и сказал: "Тише, мы победим их, только когда тот шатер падет". Когда он сказал это, шатер рухнул. Султан спешился и пал ниц, чтобы поблагодарить всемогущего Аллаха, плача от радости»[8].
Падение королевского шатра, символизировавшего главный штандарт иерусалимского войска, гибель и пленение последних защитников монарха, а также его самого совпало с не менее катастрофическим и ужасающим для всех христиан событием. Истинный Крест Господень оказался в руках нечестивых мусульман, став самым главным религиозным трофеем Салах ад-Дина.
Подробно изложенное выше описание хода сражения при Хаттине, основанное на ближневосточных первоисточниках и латинском средневековом сочинении «Завоевание Святой земли Саладином», разделяют далеко не все современные авторы. Ряд историков, публицистов, исследователей эпохи Крестовых походов, специалистов по истории Ордена тамплиеров, а также медиевистов-баталистов считают, что битва складывалась по иному сценарию.
Резюмируя альтернативные версии авторов, чьи имена и название источников указаны под сноской в конце фрагмента, события 3-4 июля 1187 года развивались следующим образом. Во-первых, крестоносцы заночевали не у самых Рогов Хаттина, а в нескольких километрах западнее этих возвышенностей. Во-вторых, траву и сухую растительность по ходу следования латинян Саладин приказал поджечь не поздним вечером 3-го июля, а следующим утром, когда франки продолжили свой путь.
В-третьих, сражение не началось стихийно из-за того, что наиболее страдавшие от жажды воины иерусалимской армии стихийно направились к берегу Тивериадского озера, до которого было примерно 6-8 км. Ги де Лузиньян по совету Раймунда III, Великого магистра Ордена госпитальеров и Балиана II Ибелина приказал выдвигаться к деревне Хаттин, которая находилась приблизительно в 3-4 км от места ночёвки крестоносцев. В окрестностях Хаттина имелось несколько крупных и десятки малых подземных источников и открытых родников с питьевой водой, способных утолить жажду нескольких тысяч человек.
Саладин, предвидя подобные действия противника, прошедшей ночью перекрыл все окрестные пути кавалерийскими заслонами. Теперь путь назад для латинян был отрезан, как и возможность беспрепятственно двигаться к Тивериадскому озеру. Видя, что изнуренные франки выступили к Хаттину, султан позволил христианам покинуть свой лагерь и выйти на дорогу.
Как и предполагал владыка Ближнего Востока, после бессонной и мучительной ночи крестоносцы не восстановили свои силы, а напротив, устали ещё сильнее. Изнуряющее пекло, нестерпимый зной, раскаленные камни, клубы песка и пыли, полнейшее отсутствие тени и воды – все эти вчерашние беды обрушились вновь на латинян с самого утра. Им требовалось непременно добраться до источников Хаттина до обеда, когда беспощадная жара достигнет своего апогея.
Иерусалимское воинство преодолело треть пути, когда на него с нескольких сторон внезапно напали сарацины. В результате этой стремительной и массированной атаки Авангард, которым командовали граф Триполи и Балиан II, оказался отрезанным от основных сил. Раймунд III и его спутники сумели при помощи концентрированного удара тяжёлой конницы пробиться через боевые порядки Таки ад-Дина Умара.
Центр крестоносного воинства пострадал в результате нападения больше всего. Почти все пехотинцы, находившиеся близ обоза и центральных маршевых колоннах, погибли, получили ранения или окончательно выбились из сил, не имея возможности сражаться далее. Арьергард, в котором находились король, оба Великих магистра, а также около 500 рыцарей и сержантов, тамплиеры и госпитальеры, отступил к Рогам Хаттина, где и принял свой последний отчаянный бой.
Бойцы отряда Таки ад-Дина Умара – одного из самых активных и удачливых мусульманских полководцев, среди прочих исламских военачальников принявших участие в битве, в результате нескольких неистовых по ярости и масштабу атак взяли приступом тот участок последней линии обороны латинян, где находился Истинный Крест Господень.
Захват «нечестивыми магометанами» самой священной католической реликвии Иерусалимского королевства и всего Утремера окончательно надломил воинский дух франков, что с одержимым отчаянием обреченных сражались у Рогов Хаттина, сплотившись вокруг красного королевского шатра… В общей сложности сражение длилось около восьми часов и завершилось полным истреблением тех крестоносцев, что не сложили оружия до последней минуты, а также пленением раненых и вконец обессиливших христиан, не способных к дальнейшему сопротивлению[9].
Что касается дальнейшей судьбы Истинного Креста Животворящего, то Имад ад-Дин – главный личный секретарь султана-победителя подробно объяснил своему господину насколько важным являлся захват вражеской священной реликвии: «Этот Крест – самый главный твой приз, о, величайший владыка! Ему нет равных и нет цены, ибо для христиан это наивысшая драгоценность их веры! Потеря этого Креста для неверных гораздо важнее и тяжелее, чем пленение их короля и уничтожение всего войска франков!»[10]
Салах ад-Дин распорядился увезти в Дамаск ценный трофей, имевший важнейшее религиозное, сакральное и идеологическое значение для всего христианского мира – и католического, и православного. Истинный Крест Господень был прибит верх тормашками гвоздями к частоколу копий, закрепленных в вертикальном положении на специальной повозке. Этим действом владыка Ближнего Востока стремился продемонстрировать торжество джихада и полное превосходство истиной исламской веры над главным символом побежденной веры католической.
ОКОНЧАНИЕ СЛЕДУЕТ...
ПРИМЕЧАНИЯ:
[1] - Лейн-Пул С. Саладин. Всемогущий султан и победитель крестоносцев. / Пер. с англ. В. С. Мухина. – М.: Центрполиграф, 2020. С. 165.
[2] - Владимирский А. В. Саладин – победитель крестоносцев / Александр Владимирский. – М.: Вече, 2023. С. 114.
[3] - Рансимен С. Завоевания крестоносцев. Королевство Балдуина I и франкский Восток / Пер. с англ. А. Б. Давыдовой. – М.: ЗАО «Центрполиграф», 2020. С. 462-463.
[4] - в ряде арабских первоисточников указывается, что 4 июля 1187 года в день битвы при Хаттине мусульмане подожгли окрестные сухие заросли, чтобы дым и гарь мешали крестоносцам грамотно и сплочённо обороняться.
[5] - Виймар П. Крестовые походы. Миф и реальность «священной войны» / Пер. с франц. Д. А. Журавлевой. – СПб.: Евразия, 2003. С. 337.
[6] - Владимирский А. В. Саладин – победитель крестоносцев / Александр Владимирский. – М.: Вече, 2023. С. 115.
[7] - Баха ад-Дин Абу-л-Махасин Йусуф ибн Рафии ибн Тамим. Саладин: Победитель крестоносцев / Пер. с араб. – СПб.: Диля, 2024. С. 111.
[8] - Габриэли Ф. Крестовые походы. Взгляд с Востока. Арабские историки о противостоянии христианства и ислама в Средние века / Пер. с англ. Л. А. Игоревского. – М.: ЗАО Центр полиграф, 2019. С. 139;
- Лейн-Пул С. Саладин. Всемогущий султан и победитель крестоносцев. / Пер. с англ. В. С. Мухина. – М.: Центрполиграф, 2020. С. 166;
- Рансимен С. Завоевания крестоносцев. Королевство Балдуина I и франкский Восток / Пер. с англ. А. Б. Давыдовой. – М.: ЗАО «Центрполиграф», 2020. С. 464.
[9] - Девриз К. Великие сражения крестоносцев 1097-1444 / Келли Девриз, Мартин Догерти, Йен Дикки, Филлис Джестайс, Крис Йоргенсен, Майкл Павкович; [пер с англ. А. Колина]. – М.: Эксмо, 2008. С. 105-106;
- Люкимсон П. Е. Саладин / Петр Люкимсон; послесл. Ч. Гусейнова. – М.: Молодая гвардия, 2016. С. 142;
- Донец И. Битва при Хаттине 1187 год // Военно-исторический альманах «Новый солдат», 2002. – №12. С. 48, 50-52;
- Хаттин, 1187 // 100 битв, которые изменили мир, 2012. – № 67. С. 14-15, 18-19.
[10] - Эсбридж Т. Крестовые походы. Войны Средневековья за Святую землю / Пер. с англ. Л. А. Игоревского. – М.: ЗАО «Центрполиграф», 2013. С. 344.
В данной публикации использованы ссылки на произведения средневековых, более поздних и современных отечественных и зарубежных авторов, имеющих заслуженный авторитет, широкое общественное и научное признание, таких как:
Джеймс Кокран Стивенсон Рансимен (1903-2000) – известный британский историк-медиевист, византинист. Профессор истории, доктор философских наук, член-корреспондент Британской академии и Американской академии медиевистики, профессор византийского искусства Стамбульского университета. Автор трёх десятков книг, посвященных истории Византии и эпохе Крестовых походов. Главный его фундаментальный труд – трёхтомная «История крестовых походов».
Стенли Эдвард Лейн-Пул (1854-1931) – известный британский историк, профессор арабистики, востоковед, специалист по истории ислама и средневековой нумизматике. Автор двух десятков исторических исследований и 72 научных статей. Главным предметом его изучения были средневековый Египет, Турция и Палестина, а также исследования отдельных текстов Корана. На русский язык переведены наиболее известные исторические произведения Стенли Лейн-Пула – биография Салах ад-Дина (книги «Саладин. Всемогущий султан и победитель крестоносцев» и «Саладин и падение Иерусалимского королевства»), история берберских пиратов, а также главный фундаментальный труд – «Мусульманские династии. Хронологические и генеалогические таблицы с историческими введениями».
Томас Скотт Эсбридж (род. 1969) – доктор истории Лондонского университета королевы Марии. Является автором двух десятков документальных книг по эпохе Крестовых походов, Средневековой Англии и Франции. Эсбридж написал сценарий для документального трехсерийного сериала BBC Two о Крестовых походах.
Франческо Габриели (1904-1996) – известный итальянский медиевист, авторитетный европейский востоковед, профессор арабского языка и литературы Римского университета. Сфера его научной деятельности – изучение средневековой истории стран Азии и Ближнего Востока, литературы арабских стран и истории ислама. Профессор Габриели – один из главных авторов второго издания фундаментальной «Энциклопедии ислама». В своём фундаментальном труде – «Крестовые походы. Взгляд с Востока. Арабские историки о противостоянии христианства и ислама» он собрал и обобщил труды семнадцати авторов средневекового Востока.
Дэниел (Дэн) Джонс (род. 1981) – один из самых молодых и перспективных британских историков-медиевистов. Основными направлениями его изысканий является история Средневековой Англии и Европы, а также история рыцарских духовных орденов. Большинство его произведений, ряд из которых переведены на русский язык, получили широкое положительное признание критиков, исторических редакторов-консультантов, а также широкой читательской аудитории.
Наиболее известными трудами Дэна Джонса являются следующие книги по средневековой истории: «Тамплиеры: рождение и гибель великого ордена», «Плантагенеты. Короли и королевы, создавшие Англию», «Война Алой и Белой розы. Крах Плантагенетов и воцарение Тюдоров», «Крестоносцы. Полная история», «Силы и престолы: Новая история Средних веков».
Петр Ефимович Люкимсон (род. 1963) – русскоязычный писатель и журналист, на данный момент проживающий в Израиле. Известен в России как автор исторических очерков, научно-популярных статей и повестей, посвященных библейской истории. В Израиле приобрёл широкую известность как мастер политического интервью, а также как автор целого ряда журналистских расследований на криминальные и злободневные темы.
Пётр Люкимсон автор увлекательных биографий известных библейских и античных персонажей: трёх легендарных правителей – Ирода Великого, Давида и Соломона, а также пророка Моисея, историка Иосифа Флавия, философа Бенедикта Спинозы, братьев Нобелей и основателя психоанализа – Зигмунда Фрейда. Однако наибольшей известностью и популярностью среди всех книг Петра Люкимсона пользуется биография Салах ад-Дина.
Александр Владимирович Владимирский (род. 1966) – современный российский писатель. Первоначальную известность и популярность приобрёл благодаря своим книгам, написанным в разных жанрах – от фантастики и детектива до приключенческого романа. Однако наибольший читательский успех имели его исторические и биографические произведения. Александр Владимирский более всего известен как автор популярных биографий двух султанов Саладина (Салах ад-Дина) и Сулеймана Великолепного. Кроме того, из-под его пера вышли биографии известных политиков Кемаля Ататюрка, Махатмы Ганди, Джона Кеннеди, а также Григория Распутина.
Абу-ль-Махасин Баха ад-Дин Юсуф ибн Рафи ибн Тамим (1145-1234) – средневековый курдский историк, богослов, биограф, сочинитель, биограф, мусульманский правовед, более известный как Баха ад-Дин («Светоч Религии»). К своему 45-летию он заслужил репутацию образцового правоверного мусульманина, жившего по канонам ислама, совершившего хадж в Мекку и посетившего все священные для мусульман места в Палестине.
Баха ад-Дин был не только биографом Салах ад-Дина, но и его личным советником, а также духовным наставником. Кроме того, Баха ад-Дин преподавал в престижном медресе Мосула, занимал должности кади (верховного судьи по гражданским и религиозным делам) и кади ал-аскар (верховного военного судьи в войске Саладина). Юсуф ибн Рафи ибн Шаддад подарил Салах ад-Дину книгу о важности ведения священной войны с неверными.
Баха ад-Дин лично сопровождал Саладина во время его последних военных походов, а потому его труд «Жизнь Салах ад-Дина», известный западному и российскому читателю под названием «Саладин: Победитель крестоносцев», представляет собой очень важную историческую ценность. Баха ад-Дин, как ближайший советник султана, был в курсе многих не только военных, но и политических дел последних лет жизни Саладина.
Впрочем, назвать его беспристрастным биографом нельзя, ведь труд Бахи ад-Дина – это панегирик Саладина, который предстает перед читателем практически идеальным правителем и почти безгрешным мусульманином. Помимо биографии Салах ад-Дина, перу Бахи ад-Дина принадлежат труды по истории Халеба, а также трёхтомник по мусульманскому праву (фикху).
ПОЛНОСТЬЮ ЦИКЛ ПУБЛИКАЦИЙ «Битвы цивилизаций: Хаттин, 1187» МОЖНО ПРОЧЕСТЬ, ПЕРЕЙДЯ ПО ЭТИМ ССЫЛКАМ:
Часть 1-я. Жребий брошен
Часть 2-я. Армия Саладина
Часть 3-я. Войско Иерусалимского королевства
Часть 4-я. Марш навстречу погибели
Часть 5-я. Реквием по «Священному воинству Христову»
Часть 6-я. Незавидная участь побеждённых
Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников Яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.
Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.
Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!
ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)