Найти в Дзене
Generalissimus

Хроники Третьего крестового похода. Часть 9-я. Битва при Арсуфе (окончание)

Продолжение. С предыдущей публикацией данного цикла можно ознакомиться, перейдя по этой ссылке После полудня 7 сентября 1191 года кавалерия Салах ад-Дина продолжила свои атаки на позиции крестоносцев, прочно обосновавшихся и закрепившихся к северу от Арсуфа. Египетские и месопотамские всадники, сельджуки и туркмены, бедуины и мамлюки почти без остановки осыпали христиан ливнем стрел, периодически нападая и наскакивая на самые разные участки боевых порядков крестоносцев. Ричард, зорко наблюдая за происходящим, постоянно и неустанно повторял своим военачальникам и командирам одни и те же наставления – держать строй при любых обстоятельствах и любой ценой, не поддаваться на провокации врага, создавать для стрелков (прежде всего, арбалетчиков) наиболее оптимальные условия, чтобы они дружными залпами разили сарацин без пауз и задержек. Английский король намеревался, избрав тактику глухой обороны, как можно сильнее физически измотать мусульман и их скакунов, предоставив воинам султана и его
Оглавление

Продолжение. С предыдущей публикацией данного цикла можно ознакомиться, перейдя по этой ссылке

После полудня 7 сентября 1191 года кавалерия Салах ад-Дина продолжила свои атаки на позиции крестоносцев, прочно обосновавшихся и закрепившихся к северу от Арсуфа. Египетские и месопотамские всадники, сельджуки и туркмены, бедуины и мамлюки почти без остановки осыпали христиан ливнем стрел, периодически нападая и наскакивая на самые разные участки боевых порядков крестоносцев.

Ричард, зорко наблюдая за происходящим, постоянно и неустанно повторял своим военачальникам и командирам одни и те же наставления – держать строй при любых обстоятельствах и любой ценой, не поддаваться на провокации врага, создавать для стрелков (прежде всего, арбалетчиков) наиболее оптимальные условия, чтобы они дружными залпами разили сарацин без пауз и задержек.

Английский король намеревался, избрав тактику глухой обороны, как можно сильнее физически измотать мусульман и их скакунов, предоставив воинам султана и его полководцам полный карт-бланш для осуществления атакующих манёвров и наскоков. Львиное Сердце почти не сомневался в том, что рани или поздно, но Саладин задействует свои последние резервы.

После того, как ближневосточный владыка использует все свои наличные силы, не добившись успеха, а воинство исламское – изрядно уставшее, измотавшееся, обескровленное и морально надломленное утратит своё изначальное построение, разделившись на группы или сбившись в общую массу, вот тогда наступит заветный час для перехода крестоносной тяжёлой кавалерии в решающую контратаку.

Со стратегией Ричарда были согласны практически все предводители похода. Неожиданно самым «слабым звеном» в данной ситуации оказалось руководство Ордена госпитальеров. Великий магистр иоаннитов буквально через полчаса после начала битвы постоянно через гонцов просил у правителя «Туманного Альбиона» разрешения контратаковать безбожных магометанских варваров.

Каждый раз Гарнье де Наплуз (Наблуз) получал один и тот же категоричный ответ: стойко отражать атаки и наскоки сарацинской конницы, с места никому из братьев-рыцарей не сходить, строй не покидать, за врагом в погоню не бросаться. Вновь и вновь государь английский призывал госпитальеров доблестно сражаться, набравшись терпения и выдержки.

В конце концов, Великий магистр Ордена братьев иерусалимского госпиталя Святого Иоанна Крестителя не выдержал и лично в разгар боя направился в ставку Ричарда, поручив командование над госпитальерами своему заместителю – орденскому маршалу.

Ваше величество, позвольте моим братьям-рыцарям ударить по сарацинам, пока мои люди окончательно не лишились своих лошадей! – встревожено увещевал Гарнье де Наплуз. – Нужно атаковать, ибо мы в тяжёлом положении. Если мы не отобьёмся от врага, то позор радеет на наши головы, а войско христианское погибнет!..

Терпение, магистр, – отвечал Ричард. – Враг начинает уставать и выдыхаться. Скоро мои трубачи подадут долгожданный сигнал к всеобщей атаке. Я прикажу своим конюхам, чтобы они привели из обоза лошадей для ваших спешенных рыцарей.

Ричард Львиное Сердце и Великий магистр Ордена госпитальеров. Гравюра Эдмунда Эванса из иллюстрированных «Хроник Англии» (1864 год). Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Ричард_I_Львиное_Сердце#/media/Файл:A_Chronicle_of_England_-_Page_194_-_Richard_and_the_Master_of_St_John.jpg
Ричард Львиное Сердце и Великий магистр Ордена госпитальеров. Гравюра Эдмунда Эванса из иллюстрированных «Хроник Англии» (1864 год). Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Ричард_I_Львиное_Сердце#/media/Файл:A_Chronicle_of_England_-_Page_194_-_Richard_and_the_Master_of_St_John.jpg

Замысел Львиного Сердца был близок к своему воплощению, но неожиданно всадники левого крыла христианского войска перешли в атаку без приказа правителя Англии, не дожидаясь призывного рёва боевых труб. Согласно сведениям латинских хронистов, по собственной инициативе вперёд устремились маршал Ордена госпитальеров и два ближайших к нему рыцаря-иоаннита. Этот наступательный порыв поддержал английский рыцарь Балдуин де Керво (Кэрью).

Следом за этой четвёркой на мусульман галопом устремились и остальные всадники-госпитальеры. Стихийный атакующий почин тут же дружно поддержали французские, бургундские и фламандские рыцари, ведомые вперёд своими предводителями – герцогом Гуго III, а также графом Робером де Дрё, епископом Бове, и доблестным рыцарем Жаком д'Авеном.

Следует отдать должное королю Англии, который превосходно и очень быстро сориентировался в этой непростой ситуации, находясь на значительном удалении от места главного развития событий. Ричард принял единственно верное решение: если стихийную контратаку невозможно остановить, то её необходимо срочно возглавить и направить в нужное русло.

Без лишних колебаний и размышлений Ричард отдал приказ всем кавалерийским отрядам, сохраняя строй, атаковать, сарацин. Взревели трубы сигнальщиков, пехота дружно расступилась в стороны, Львиное Сердце со своим элитным рыцарским отрядом помчался вперёд. Следом за монархом устремились конные тамплиеры, бретонцы, аквитанцы и кавалерия графства Анжу. Генрих Шампанский не выдержал соблазна. Оставив обоз на попечение одного из своих виконтов, он с группой всадников присоединился к атаке крестоносной кавалерии.

Амбруаз Нормандский – один из главных латинских летописцев событий Третьего крестового похода оставил для своих читателей подробное описание переломного момента сражения: «Атакующие воины устремлялись на мусульман с такой силой, что каждый достигал своей цели, направляя копье в тело выбранного врага и выбивая его из седла. Мусульмане были потрясены, ибо наши обрушивались на них, как удары молнии, поднимая облака пыли, и все те, кто оказывался на земле и кто причинил своими стрелами нам столько зла, все они падали с отрубленными головами. Как только рыцари их опрокидывали, сержанты их убивали»[1].

Несмотря на преждевременное и несколько хаотичное начало своё, атака тяжёлой конницы крестоносцев увенчалась полным и повсеместным успехом. Свой весомый вклад в окончательный перелом внёс не только Ричард собственным участием и присутствием в самом эпицентре событий, но также сказалось преимущество вооружения и тактики латинской кавалерии.

Даже сравнительно небольшой по численности отряд закованных в латы конных рыцарей неизменно рассекал или опрокидывал скопления самой отборной мамлюкской или сельджукской конницы. Пробив брешь во вражеском строе, рыцари и сержанты расчленяли мусульманские боевые порядки по всем направлениям, беспощадно истребляя всех попадавшихся им сарацинских всадников.

Длинные рыцарские копья и мечи, а также арбалетные болты крестоносцев, пробивали доспехи даже самых богатых и знатных эмиров, тогда как мамлюки, сельджуки, туркмены и сирийские кавалеристы преимущественно были вооружены более короткими пиками, не способными пробить своими наконечниками рыцарские доспехи.

Здесь и далее по тексту размещены изображения Ричарда I Плантагенета, участвующего в битве при Арсуфе, созданные художниками разных лет. Источник: https://yandex.ru/images/
Здесь и далее по тексту размещены изображения Ричарда I Плантагенета, участвующего в битве при Арсуфе, созданные художниками разных лет. Источник: https://yandex.ru/images/

Баха ад-Дин – личный духовник Саладина, его доверенный советник и персональный биограф непосредственно участвовал в битве, став свидетелем переломного её момента: «…они [конные крестоносцы] вылетели вперед, атакуя в разные стороны. Один отряд ударил по нашему правому флангу, другой – по нашему левому флангу, третий ударил в центр. Я находился в центре, и когда эта часть войска бежала в величайшем волнении, мне пришло в голову, что я могу найти укрытие на левом фланге, который был ближайшим ко мне. Однако, добравшись до него, я увидел, что и он охвачен смятением и бежит быстрее других. Тогда я направился к позиции султана, которая всегда служила местом сбора для остальных. Там осталось всего семнадцать воинов – все остальные были заняты боем; но знамена по-прежнему реяли, а барабан продолжал бить»[2].

К чести Саладина, он, рискуя собственной жизнью и свободой, предпринимал всё от него зависящее, чтобы остановить бегство воинов центра и сплотить беспорядочно отступавших бойцов вокруг себя. В какой-то момент вокруг султана находилось всего семнадцать человек – его личных телохранителей и музыкантов-сигнальщиков, бивших в барабаны.

Если бы в эту критическую минуту даже самый небольшой по численности отряд крестоносцев напал бы на ближневосточного владыку, то, скорее всего, Салах ад-Дин погиб в рукопашной схватке, либо оказался в плену. Вся история не только Третьего крестового похода, но и всего Латинского Востока могла в таком случае круто измениться в пользу католического мира…

К счастью для правоверных мусульман и приближенных Саладина, он остался целым и невредимым, избежав плена. Правитель Сирии, Египта и Палестины в конечном итоге собрал вокруг себя несколько сотен воинов, с которыми он организованно отступил к одной из возвышенностей, расположенных к северо-востоку от Арсуфа.

Не трудно догадаться о том, какие скорбные чувства, траурные настроения и душераздирающие эмоции одолевали Салах ад-Дина, вынужденного издали с вершины гористого холма наблюдать за тем, как неверные по всем направлениям и на всех участках битвы неистово атакуют, опрокидывают или полностью разбивают, а затем обращают в бегство большие и малые отряды мусульманской пехоты и кавалерии.

Некогда всемогущий ближневосточный исламский владыка, который ещё утром был хозяином положения и творцом своей судьбы, в торжественный и величественный момент заката солнца довольствовался уничижительной ролью статиста-наблюдателя, не имевшего никакой возможности помочь своим верноподданным, боевым соратникам, друзьям, приближенным и рядовым воинам-единоверцам.

Схема сражения при Арсуфе 7 сентября 1191 года. Источник: Грановский А. В. История короля Ричарда I Львиное Сердце. – М.: «Русская панорама», 2007. С. 176
Схема сражения при Арсуфе 7 сентября 1191 года. Источник: Грановский А. В. История короля Ричарда I Львиное Сердце. – М.: «Русская панорама», 2007. С. 176
Источник: https://yandex.ru/images/
Источник: https://yandex.ru/images/

Ричард де Темпло – автор средневековой хроники «Маршрут паломников и деяния короля Ричарда» («Itinerarium Peregrinorum et Gesta Regis Ricardi») очень красочно, подробно, с явным восторгом и ликованием описывает финал битвы при Арсуфе: «Христиане продолжали рубить мечами охваченных ужасом сарацин. О, какое множество различных флагов, знамен и вымпелов было уже повержено на землю, сколько отличных мечей, копий и сарацинских луков устилали поле боя! Более двадцати телег, груженных дротиками, стрелами и другими метательными снарядами [мусульман], было вывезено с поля битвы…

Тут и там лежали изувеченные тела магометан, которые сражались с отчаянностью обреченных; некоторые всадники, сброшенные с коней, прятались в кустах или залезали на деревья, а затем падали с предсмертными криками вниз, когда их пронзали стрелами наши люди. Другие пытались ускользнуть от преследовавших их воинов, спрыгивая с высоких крутых мысов в море»[3].

К вечеру под началом султана находилось уже две-три тысячи всадников. Вновь рискуя своей жизнью и, презрев опасность оказаться в плену, Салах ад-Дин организовал контратаку, которая остановила дальнейшее преследование отступавших исламских отрядов со стороны крестоносцев. Предводители христиан, опасаясь распыления своих сил и вражеской засады, отказались от первоначального намерения гнать без остановки богомерзких пустынных варваров, нещадно истребляя их до самого наступления темноты.

Из мусульманских первоисточников следует, что Саладин, как и всегда, проявил свои лучшие лидерские качества – хладнокровие, мужество духа, силу воли, готовность к самопожертвованию, умение объединить своих подданных в трагические и смертельно опасные минуты. А что же главный противник и антагонист султана – король Ричард?

Безусловно, король английский был истинным творцом победы – её главным стратегом, вдохновителем и исполнителем. Но этого Львиному Сердцу показалось мало, и он решил к всем своим имевшимся достижениям и регалиям присовокупить ещё славу самого отважного, неустрашимого и доблестного освободителя Святой Земли.

Вот как главные ратные подвиги Львиного Сердца в битве при Арсуфе преподносит в своей хронике Амбруаз Нормандский: «Когда король Ричард увидал, что войско нарушило свой строй и атакует противника без особой осмотрительности, он пришпорил коня и кинулся со всей поспешностью вперед, чтобы обезопасить передовых бойцов. Он обрушился на сарацин, поражая их смертельными ударами, что привело их в крайнее смятение. Они бежали во все стороны при виде его… Охваченный яростью, в одиночестве, он преследовал сарацин; ни один из них не мог избегнуть его разящего меча.

В этот день Ричард выказал такую доблесть, что вкруг его, с обеих сторон и спереди и сзади, образовалась широкая дорога, заполненная мертвыми сарацинами, а другие сбились с пути или убежали, и вереница мертвецов тянулась на добрые полмили. Повсюду валялись бородатые трупы сарацин, помятые, сваленные друг на друга, как снопы»[4].

Повествование трувера Амбруаза о рыцарской доблести и эпических бойцовских качествах английского монарха очень гармонично дополняет фрагмент из хроники «Итинерарий паломников и деяния короля Ричарда»: «…Тогда король, восседая на своем великолепном боевом коне, привезенном с Кипра, повел за собой отряд рыцарей. Он крушил всех сарацин на своем пути, и его меч при ударе о броню врага высекал искры. Таким яростным был его натиск в тот день, что все сарацины бежали под его напором…»[5].

-6

Вечером крестоносное воинство, одержавшее полную и убедительную победу, вступило в Арсуф. Салах ад-Дин отвёл мусульманские отряды, оставшиеся в его распоряжении, к западным склонам Наблузских (Наплузских) гор. Раненых воинов под охраной пехоты султан приказал немедленно отправлять в близлежащие палестинские города.

Вслед за ранеными вскоре отправились все те правоверные, что в силу различных причин не могли или не имели возможности продолжить сражение. Теперь при Саладине остались исключительно кавалеристы способные держать оружие и готовые к новым схваткам с христианами. Произведя подсчёт своего нынешнего воинства, султан счёл возможным пойти на рискованное мероприятие. Впрочем, вполне возможно, что он решился на него в порыве отчаяния.

Ближневосточный владыка задумал в вечерних сумерках внезапно атаковать латинян, разбивших лагерь у окраин Арсуфа (в этом небольшом по площади полуразрушенном городе разместилась лишь часть крестоносцев). План Салах ад-Дина вполне мог увенчаться успехом. Христиане, пребывая в великой радости после одержанной победы, были беспечны и изрядно утомлены. Многие пилигримы принялись отмечать свой триумф, обильно налегая на вино и пиво, не дожидаясь, когда будет полностью возведён полевой стан, а вокруг него выставят охрану и сторожевые посты.

Крестоносцы абсолютно не ожидали нападения сарацин, считая, что большинство из них повержены в бою, а оставшиеся полностью деморализованы и обращены в безостановочное бегство. В первые минуты нападения латиняне растерялись и едва не поддались панике. Однако в очередной раз в самую трудную и критическую минуту своевременно на помощь своим единоверцам и союзникам примчался Ричард I Плантагенет.

Европейский хронист, чьё имя, к сожалению, не сохранилось для потомков и собственного места в средневековой летописной историографии, на страницах своего труда зафиксировал финальный подвиг короля Англии, безусловно, ставшего наиглавнейшим героем Арсуфского сражения:

«В самый разгар работ по разбивке лагеря большой отряд сарацин напал на наш арьергард. Услышав шум боя, король Ричард призвал своих воинов к битве и, пришпорив коня и взяв с собой всего лишь 15 рыцарей, бросился навстречу туркам, издав громкий боевой клич: „Да поможет нам Бог и Святой Гроб Господень!“ Этот клич он повторил во второй и в третий раз. И когда остальные его люди услышали его голос, они поспешили вслед за ним, обрушились всеми силами на врагов и гнали их вплоть до леса в Арсуфе, откуда они и пришли…»[6]

Успешное отражение вечерней атаки исламской конницы рыцарями и крестоносцами, которых лично возглавлял Львиное Сердце, ознаменовало полную и окончательную победу объединенных христианских сил над армией Салах ад-Дина. Вне всякого сомнения, победа в битве при Арсуфе стала первым масштабным триумфом католического мира над мусульманами со времён Хаттинской катастрофы.

Тот факт, что безоговорочным победителем в сражении стало «Священное воинство Христово» признают все первоисточники и историки, в том числе и наиболее предвзятые исламские авторы. Однако, что касается потерь противоборствующих сторон, то в этом вопросе имеются существенные разночтения и расхождения.

-7

Наибольшую цифру безвозвратного урона армии Саладина приводит французский востоковед-медиевист Альбер Шамдор: «Десять тысяч мусульман, 32 эмира были убиты или ранены. Хаттин был отомщён!»[7] Жозеф Франсуа Мишоизвестный французский медиевист и исследователь эпохи Крестовых походов озвучивает несколько иные данные: «Под Арсуфом погибли более 8000 мусульман, а христианская армия потеряла около тысячи человек»[8].

Арабские средневековые хронисты по понятным причинам значительно, а иногда чрезмерно занижали истинное количество погибших, стараясь сгладить негативное впечатление от понесенного Саладином поражения. Мусульманские ближневосточные авторы, говоря об итогах сражения при Арсуфе, называют две цифры, которые на порядок отличаются друг от друга – 4000 и 700 погибших[9].

Примечательно, что главный исламский летописец событий Третьего крестового похода – Баха ад-Дин вообще не указывает в своей хронике никаких даже самых приблизительных или обтекаемых числительных данных, ограничиваясь единственной фразой, лишенной какой-либо конкретики: «В тот день обе стороны потеряли многих убитыми и ранеными»[10].

Подавляющее большинство современных историков-медиевистов, специалистов по эпохе Крестовых походов, а также биографов Ричарда Львиное Сердце и Салах ад-Дина доверяют данным латинских хронистов, которые определяют количество погибших мусульманских воинов в 7000 человек, а христианских – в 700 (то есть в десять раз меньше).

В частности в тексте хроники «Итинерарий паломников и деяния короля Ричарда» содержится наиболее подробная информация: «Также стало известно, что погибло 7000 сарацин, – столько было обнаружено тел [на месте битвы]. И это не говоря уже о раненых, которые скончались позже и остались лежать тут и там на поле боя. Но благодаря Божьей помощи едва ли десятая, а возможно, и сотая часть погибших приходится на нашу долю»[11].

Определёно можно сказать, что потери крестоносцев были на порядок меньше (приблизительно в десять раз) безвозвратного урона армии Саладина. Доподлинно известно, что ближневосточный правитель лишился 32 своих эмиров, в том числе предводителя курдов – аль-Шахсана. В свою очередь, для латинян самой большой и невосполнимой утратой стала гибель Жака д'Авена.

-8

В самый разгар побоища он был выбит из седла, получив несколько ранений и травм. Несмотря на падение, полученные увечья и кровоточащие раны, доблестный предводитель фламандцев продолжал отчаянно и неистово сражаться. Оказавшись в полном и плотном окружении, мужественный рыцарь предпочёл смерть плену.

Тело павшего Жака д'Авена удалось с трудом отыскать только на следующий день. Командир крестоносцев из Фландрии был буквально изрублен на куски (по сведениям отдельных хронистов у него были отсечены рука и нога), его с большим трудом смогли опознать. Рядом с погибшим рыцарем насчитали пятнадцать убитых им сарацин.

Согласно одному из преданий, Жаку д'Авену, бившемуся в окружении дюжины врагов мог на помощь прийти со своими людьми Роберт де Дрё, епископ Бове и по совместительству кузен французского короля Филиппа II. Однако по неизвестной причине высокопоставленный церковный иерарх не протянул руку помощи земляку, соратнику и единоверцу.

Так же молва утверждала, будто чудом уцелевший очевидец гибели Жака д'Авена позже рассказал, что последними словами доблестного рыцаря была фраза, преисполненная надежды на успешное продолжение своей священной миссии – освобождения Святой Земли: «Путь король Ричард, отомстит за меня!..»[12]

Самые главные итоги сражения при Арсуфе в своём фундаментальном труде подвёл Стивен Рансимен – современный британский профессор-медиевист и ведущий авторитетный специалист по изучению эпохи Крестовых походов: «Битва при Арсуфе не была решающей, но она стала большой моральной победой для христиан… Это было первое масштабное сражение со времен Хаттина, и оно показало, что и Саладина можно одолеть.

Слава и авторитет Ричарда достигли своего зенита. Да, победоносная атака произошла вопреки его приказу, но всего за несколько минут до срока; и в его терпении и выдержке до неё, как и в умелом руководстве после её начала, проявились его превосходные качества полководца. Они сулили крестовому походу большие успехи»[13].

-9
ПРИМЕЧАНИЯ:

[1] - Шамдор А. Саладин: благородный герой ислама / Пер. с французского Кулешова Е. В. – СПб.: Евразия, 2018. С. 295-296.

[2] - Баха ад-Дин Абу-л-Махасин Йусуф ибн Рафии ибн Тамим. Саладин: Победитель крестоносцев / Пер. с араб. – СПб.: Диля, 2024. С. 293.

[3] - Лейн-Пул С. Саладин. Всемогущий султан и победитель крестоносцев. / Пер. с англ. В. С. Мухина. – М.: Центрполиграф, 2020. С. 244.

[4] - Перну Р. Ричард Львиное Сердце / Режин Перну; науч. ред. А. П. Левандовский, В. Д. Балакин; вступ. ст. А. П. Левандовского; пер. с фр. А. Г. Кавтаскина. – М.: Молодая гвардия, 2009. С. 144;

- Шамдор А. Саладин: благородный герой ислама / Пер. с французского Кулешова Е. В. – СПб.: Евразия, 2018. С. 296.

[5] - Лейн-Пул С. Саладин. Всемогущий султан и победитель крестоносцев. / Пер. с англ. В. С. Мухина. – М.: Центрполиграф, 2020. С. 244.

[6] - там же С. 245-246.

[7] - Шамдор А. Саладин: благородный герой ислама / Пер. с французского Кулешова Е. В. – СПб.: Евразия, 2018. С. 296.

[8] - Мишо Ж.-Ф. История Крестовых походов / Перевод, составление и научная редакция А. П. Левандовского. – М.: Вече, 2005. С. 185.

[9] - Люкимсон П. Е. Саладин / Петр Люкимсон; послесл. Ч. Гусейнова. – М.: Молодая гвардия, 2016. С. 264;

- Эсбридж Т. Крестовые походы. Войны Средневековья за Святую землю / Пер. с англ. Л. А. Игоревского. – М.: ЗАО «Центрполиграф», 2013. С. 461.

[10] - Баха ад-Дин Абу-л-Махасин Йусуф ибн Рафии ибн Тамим. Саладин: Победитель крестоносцев / Пер. с араб. – СПб.: Диля, 2024. С. 295.

[11] - Лейн-Пул С. Саладин. Всемогущий султан и победитель крестоносцев. / Пер. с англ. В. С. Мухина. – М.: Центрполиграф, 2020. С. 246.

[12] - Грановский А. В. История короля Ричарда I Львиное Сердце. – М.: «Русская панорама», 2007. С. 176;

- Эсбридж Т. Крестовые походы. Войны Средневековья за Святую землю / Пер. с англ. Л. А. Игоревского. – М.: ЗАО «Центрполиграф», 2013. С. 461.

[13] - Рансимен С. Королевство Акры и поздние крестовые походы. Последние крестоносцы на Святой земле / Пер. с англ. Т. М. Шуликовой. – М.: ЗАО «Центрполиграф», 2020. С. 58.

-10
В данной публикации использованы ссылки на произведения средневековых, более поздних и современных отечественных и зарубежных авторов, имеющих заслуженный авторитет, широкое общественное и научное признание, таких как:

Стенли Эдвард Лейн-Пул (1854-1931) – известный британский историк, профессор арабистики, востоковед, специалист по истории ислама и средневековой нумизматике. Автор двух десятков исторических исследований и 72 научных статей. Главным предметом его изучения были средневековый Египет, Турция и Палестина, а также исследования отдельных текстов Корана. На русский язык переведены наиболее известные исторические произведения Стенли Лейн-Пула – биография Салах ад-Дина (книги «Саладин. Всемогущий султан и победитель крестоносцев» и «Саладин и падение Иерусалимского королевства»), история берберских пиратов, а также главный фундаментальный труд – «Мусульманские династии. Хронологические и генеалогические таблицы с историческими введениями».

Джеймс Кокран Стивенсон Рансимен (1903-2000) – известный британский историк-медиевист, византинист. Профессор истории, доктор философских наук, член-корреспондент Британской академии и Американской академии медиевистики, профессор византийского искусства Стамбульского университета. Автор трёх десятков книг, посвященных истории Византии и эпохе Крестовых походов. Главный его фундаментальный труд – трёхтомная «История крестовых походов».

Томас Скотт Эсбридж (род. 1969) – доктор истории Лондонского университета королевы Марии. Является автором двух десятков документальных книг по эпохе Крестовых походов, Средневековой Англии и Франции. Эсбридж написал сценарий для документального трехсерийного сериала BBC Two о Крестовых походах.

Жозеф Франсуа Мишо (1767-1839) – известный французский историк, один из ведущих медиевистов и специалистов по эпохе Крестовых походов первой половины ХIХ века. Принадлежащая его перу трехтомная «История Крестовых походов» еще при жизни автора заслужила репутацию фундаментальной и обязательной настольной книги каждого, кто интересуется периодом Высокого Средневековья и эпохой Крестовых походов. Мишо с подлинным мастерством художника слова представил многогранную, яркую и увлекательную панораму описываемых им событий, что и сегодня его произведения не утратили своей привлекательности и актуальности.

Альбер Шамдор – известный французский историк, археолог и египтолог середины ХХ века. Наиболее известные его произведения о египетской Книге Мёртвых, археологии Пальмиры, Александрии и Вавилона. Несмотря на то, что биография Саладина изложена Шамдором с позиции современного приверженца католицизма, данный труд дополняет другие источники многочисленными малоизвестными фактами жизни, военной и политической деятельности прославленного ближневосточного средневекового правителя.

Петр Ефимович Люкимсон (род. 1963) – русскоязычный писатель и журналист, на данный момент проживающий в Израиле. Известен в России как автор исторических очерков, научно-популярных статей и повестей, посвященных библейской истории. В Израиле приобрёл широкую известность как мастер политического интервью, а также как автор целого ряда журналистских расследований на криминальные и злободневные темы.

Пётр Люкимсон автор увлекательных биографий известных библейских и античных персонажей: трёх легендарных правителей – Ирода Великого, Давида и Соломона, а также пророка Моисея, историка Иосифа Флавия, философа Бенедикта Спинозы, братьев Нобелей и основателя психоанализа – Зигмунда Фрейда. Однако наибольшей известностью и популярностью среди всех книг Петра Люкимсона пользуется биография Салах ад-Дина.

Александр Владимирович Грановский (род. 1950) – современный российский прозаик и публицист, главный редактор главный редактор альманаха «Золотой Пегас». В последние годы специализируется на документальной исторической прозе, посвященной эпохе Крестовых походов. Наиболее известными его фундаментальными трудами по данной теме являются подробнейшее двухтомное историческое исследование «Крестовые походы», а также документальная биография «История короля Ричарда I Львиное Сердце».

Абу-ль-Махасин Баха ад-Дин Юсуф ибн Рафи ибн Тамим (1145-1234) – средневековый курдский историк, богослов, биограф, сочинитель, биограф, мусульманский правовед, более известный как Баха ад-Дин («Светоч Религии»). К своему 45-летию он заслужил репутацию образцового правоверного мусульманина, жившего по канонам ислама, совершившего хадж в Мекку и посетившего все священные для мусульман места в Палестине.

Баха ад-Дин был не только биографом Салах ад-Дина, но и его личным советником, а также духовным наставником. Кроме того, Баха ад-Дин преподавал в престижном медресе Мосула, занимал должности кади (верховного судьи по гражданским и религиозным делам) и кади ал-аскар (верховного военного судьи в войске Саладина). Юсуф ибн Рафи ибн Шаддад подарил Салах ад-Дину книгу о важности ведения священной войны с неверными.

Баха ад-Дин лично сопровождал Саладина во время его последних военных походов, а потому его труд «Жизнь Салах ад-Дина», известный западному и российскому читателю под названием «Саладин: Победитель крестоносцев», представляет собой очень важную историческую ценность. Баха ад-Дин, как ближайший советник султана, был в курсе многих не только военных, но и политических дел последних лет жизни Саладина.

Впрочем, назвать его беспристрастным биографом нельзя, ведь труд Бахи ад-Дина – это панегирик Саладина, который предстает перед читателем практически идеальным правителем и почти безгрешным мусульманином. Помимо биографии Салах ад-Дина, перу Бахи ад-Дина принадлежат труды по истории Халеба, а также трёхтомник по мусульманскому праву (фикху).

-11

Полностью прочесть все публикации цикла «ХРОНИКИ ТРЕТЬЕГО КРЕСТОВОГО ПОХОДА» можно, перейдя по указанным ссылкам:

Часть 1-я. Окончательный раскол христианской коалиции

Часть 2-я. Филипп II навсегда покидает Святую Землю

Часть 3-я. Трагическая участь заложников Акры

Часть 4-я. О жестокости Ричарда I и печальной судьбе Истинного Креста Господня

Часть 5-я. Марш на Яффу

Часть 6-я. Предварительные репетиции масштабной бойни

Часть 7-я. Кризис стратегии Салах ад-Дина

Часть 8-я. Битва при Арсуфе (начало)

Часть 9-я. Битва при Арсуфе (окончание)

Часть 10-я. Новые амплуа: Ричард – нерешительный медлитель, Саладин – суровый разрушитель городов

Часть 11-я. Очередные опасные приключения и дипломатические авантюры английского монарха

Часть 12-я. Священная миссия невыполнима?..

Часть 13-я. Следствие по делу об убийстве Конрада Монферратского

Часть 14-я. Счастливое разрешение династических неурядиц Иерусалимского королевства

Часть 15-я. Правитель «Туманного Альбиона» вновь берётся за меч

Часть 16-я. Последний опасный прыжок Английского Льва

Часть 17-я. Запоздалые поиски истины или почему не состоялась осада Иерусалима

Часть 18-я. Салах ад-Дин переходит в контрнаступление

Часть 19-я. Король Англии по-прежнему грозен, могуч, безрассудно отважен и непобедим

Часть 20-я. И один в поле несокрушимый воин, если это Ричард I Плантагенет

Часть 21-я. Мир долгожданный, мир окончательный

Часть 22-я. Эпилог

Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников Яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.

Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.

Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!

ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)