Найти в Дзене
Generalissimus

Хроники Третьего крестового похода. Часть 4-я. О жестокости Ричарда I и печальной судьбе Истинного Креста Господня

Продолжение. С предыдущей публикацией данного цикла можно ознакомиться, перейдя по этой ссылке В прошлой публикации были изложены подробности обстоятельства казни мусульманских заложников, умерщвлённых близ города Акры 20 августа 1191 года по приказу Ричарда. Многие историки считают, что именно после этого события среди жителей исламского Ближнего Востока за английским королём прочно утвердилось прозвище Львиное Сердце. Однако сегодня мы поговорим не о теориях происхождения знаменитого прозвища Ричарда I Плантагенета, а том, как оценивали действия правителя «Туманного Альбиона», приказавшего предать смерти пленников и заложников, захваченных во время осады Акры и после её капитуляции, современники английского короля, его потомки, противники и почитатели, а также историки разных стран и эпох. Первым слово предоставим Бахе ад-Дину – непосредственному очевидцу описываемых событий, личному советнику, духовнику и биографу Саладина: «Эта дикая резня объяснялась множеством причин. Согласно не
Оглавление

Продолжение. С предыдущей публикацией данного цикла можно ознакомиться, перейдя по этой ссылке

В прошлой публикации были изложены подробности обстоятельства казни мусульманских заложников, умерщвлённых близ города Акры 20 августа 1191 года по приказу Ричарда. Многие историки считают, что именно после этого события среди жителей исламского Ближнего Востока за английским королём прочно утвердилось прозвище Львиное Сердце.

Однако сегодня мы поговорим не о теориях происхождения знаменитого прозвища Ричарда I Плантагенета, а том, как оценивали действия правителя «Туманного Альбиона», приказавшего предать смерти пленников и заложников, захваченных во время осады Акры и после её капитуляции, современники английского короля, его потомки, противники и почитатели, а также историки разных стран и эпох.

Первым слово предоставим Бахе ад-Дину – непосредственному очевидцу описываемых событий, личному советнику, духовнику и биографу Саладина: «Эта дикая резня объяснялась множеством причин. Согласно некоторым из них, пленные были убиты в отместку за смерть тех, кто ранее был убит мусульманами; согласно другим, английский король, собиравшийся в поход для захвата Аскалона, считал неразумным оставлять в Акре такое большое количество пленных. Аллах, ведает, какова была истинная причина»[1].

Резюмируя латинские и мусульманские первоисточники, авторитетный французский профессор-медиевист Жан Флори приходит к следующему выводу: «Многие европейские хронисты прилагают усилия, чтобы оправдать этот акт жестокости вероятными соображениями, которые еще нужно доказать. У Ричарда случился приступ неконтролируемой ярости из-за промедления Саладина, который не спешил выполнять условия договора в части передачи Святого Креста, а также обмена пленниками и выплаты дани. Мусульманские хронисты, не отрицая недовольства Ричарда перед отсрочкой, подчеркивают мрачные последствия этого поступка: отныне конфликт между мусульманами и христианами становится более ожесточенным, и начинается взаимная, жестокая резня»[2].

Известный французский медиевист первой половины ХIХ века – Жозеф Франсуа Мишо хоть и отмечает, что в произошедшем кровавом инциденте виноваты, прежде всего, гневливый характер Ричарда и его крутой на скорую расправу нрав, но, тем не менее, историк встаёт на защиту Львиного Сердца: «Этот варварский акт, в котором историки обвиняют исключительно английского короля, в действительности был решен на общем совете баронов. Кроме того, по некоторым данным, Саладин еще до этого расправился с пленными христианами. Характерно, что сами мусульмане упрекали не столько Ричарда в убийстве их братьев, сколько Саладина, не пожелавшего их спасти, выполнив условия договора»[3].

Известный британский профессор истории и ведущий современный специалист по эпохе Крестовых походов Томас Эсбридж в одном из своих фундаментальных трудов приводит весьма интересный и познавательный комментарий, касающийся отношения к личности Ричарда I Плантагенета ведущих медиевистов ХХ-го столетия.

«В 1930-х годах, когда Ричарда было принято считать грубым и несдержанным правителем, Рене Груссе[4] бойню, устроенную в Акре, назвал варварской и глупой. По его мнению, Ричарда подтолкнул к ней один только необузданный гнев. Впоследствии исследование Джона Гиллингема[5] несколько восстановило репутацию английского короля. Реконструируя событие в Акре, Гиллингем изображает Ричарда хладнокровным и расчётливым командиром, который понял, что ресурсы, необходимые для содержания и охраны тысяч мусульман, являются отнюдь не лишними, и принял аргументированное решение, исходя из военной целесообразности»[6].

Среди современных авторов весьма интересной, достаточно аргументированной, последовательно-логичной, неординарной, местами откровенно жестокой и отчасти нелицеприятно циничной с точки зрения современных представлений о правах человека выглядит точка зрения отечественного историка Александра Владимировича Грановского:

«Этот поступок Ричарда многие современные историки считают варварским, лишенным смысла, совершенным под влиянием приступа ярости. А как в этой ситуации можно было поступить иначе? Оставить пленных под охраной в Акре? – У Ричарда не было лишнего продовольствия и людей для охраны.

Отпустить без выкупа? – Помимо того, что они немедленно присоединились бы к Салах ад-Дину, гуманность этого поступка не была бы оценена. Султан увидел бы в нем проявление слабости, что помешало бы последующим переговорам. Продать в рабство, как рекомендовал один мусульманский хронист? – В отличие от Салах ад-Дина у Ричарда не было рынка рабов. Можно предположить, что, помимо объективных причин, со стороны Ричарда казнь была предостережением Салах ад-Дину в отношении будущего…»[7].

Для подавляющего большинства представителей средневекового исламского мира Ричард Львиное Сердце был деспотичным, жестоким, беспощадным и свирепым правителем, который напрасно, вероломно, с особым цинизмом и кровожадностью предал казни три тысячи правоверных мусульман. Для представителей западноевропейской средневековой цивилизации Ричард I Плантагенет являлся образцом безупречного во всех отношениях короля-рыцаря, отважного и неустрашимого воина, талантливого полководца, харизматичного лидера, сильного и авторитетного государя. Кадры из фильма «Ричард Львиное Сердце» (оригинальное название – «Король Ричард и крестоносцы»; «King Richard and the Crusaders») [1954; производство – США. Режиссёр – Дэвид Батлер. Автор сценария – Джон Твист]. В роли короля Ричарда – британский актёр Джордж Генри Сандерс
Для подавляющего большинства представителей средневекового исламского мира Ричард Львиное Сердце был деспотичным, жестоким, беспощадным и свирепым правителем, который напрасно, вероломно, с особым цинизмом и кровожадностью предал казни три тысячи правоверных мусульман. Для представителей западноевропейской средневековой цивилизации Ричард I Плантагенет являлся образцом безупречного во всех отношениях короля-рыцаря, отважного и неустрашимого воина, талантливого полководца, харизматичного лидера, сильного и авторитетного государя. Кадры из фильма «Ричард Львиное Сердце» (оригинальное название – «Король Ричард и крестоносцы»; «King Richard and the Crusaders») [1954; производство – США. Режиссёр – Дэвид Батлер. Автор сценария – Джон Твист]. В роли короля Ричарда – британский актёр Джордж Генри Сандерс
-3
-4
-5
-6
-7
-8

Наверняка читателям будет небезынтересно мнение самобытного современного израильского историка Петра Ефимовича Люкимсона, которое принципиально отличается от всех других полярных и умеренных точек зрения: «…почти все историки, в том числе и хорошо знакомые с исламскими источниками, но не являющиеся мусульманами, схожи в своих оценках резни, устроенной Ричардом, получившим за это злодеяние прозвище Львиное Сердце.

Все они (включая и тех, кто ищет какие-то оправдания этому поступку) осуждают поистине звериную жестокость английского монарха, но при этом возлагают долю вины за случившееся на Салах ад-Дина: дескать, он намеренно затянул выплату выкупа, хотя знал, что именно этим все кончится. Есть и еще одна версия: таким образом Салах ад-Дин, дескать, покарал жителей Акры за заключенный без его согласия договор»[8].

Частичную, значительную или полную вину за казнь заложников Акры на Саладина возлагает достаточно большие количество авторов, как средневековых, так более поздних и современных. Среди всех хронистов, историков, медиевистов, исследователей эпохи Крестовых походов, биографов Ричарда Львиное Сердце и Салах ад-Дина, чьи имена упоминались в сегодняшней публикации, а также труды которых указаны в примечаниях, только Баха ад-Дин и Пётр Люкимсон всю вину за гибель умерщвленных мусульман возлагают исключительно на английского короля.

Завершая ретроспективу, касающуюся оценки степени вины Ричарда I Плантагенета и проявленной им жестокости в трагических событиях, разыгравшихся у стен Акры 20 августа 1191 года, автор данной публикации счёл уместным привести высказывание современного британского историка-медиевиста Дэна Джонса:

«Жестокость этого недостойного поступка была чрезмерной даже по стандартам эпохи: несмотря на то, что технически Ричард никакого закона не нарушил, устроенную им резню сочли военным преступлением. Но, что ни говори, а жестокость насквозь пронизывала войны XII века. И Саладин, как и многие до него, продавал в рабство и массово казнил пленных. Ни одна, ни другая сторона особенно не задумывалась о правах человека»[9].

Мы рассмотрели самые различные мнения, касающиеся главных причин и основной мотивации английского монарха, отдавшего приказ о казни заложников Акры. А как сам Ричард оценивал свой поступок? Ответ на этот вопрос содержится в письме правителя «Туманного Альбиона», которое он собственноручно написал Гарнье де Рошфору – аббату Клервоскому практически сразу же после массового убийства:

«…город Акра сдался королю Франков [Филиппу II] и нам [Ричарду I] на условиях сохранения жизни тем сарацинам, которые в нем находились для защиты и обороны. С Саладином была достигнута договоренность, что Святой Крест и 1500 выживших пленников будут переданы нам, и он [Салах ад-Дин] установил день, когда это должно свершиться. Но после истечения этого срока заключенное с ним соглашение полностью потеряло свою силу, и мы вполне законно предали смерти сарацин числом около 2600, которые находились в нашем плену. Однако мы пощадили нескольких из знати, на которых надеемся обменять Святой Крест и христианских пленников»[10].

Из законов физики хорошо известно, что всякое действие вызывает в природе обратное ему противодействие. Применительно к историческим событиям, связанным со Священными войнами – джихадом и освобождением (отвоеванием) Святой Земли, можно смело констатировать, что всякие крайне агрессивные и чрезмерно жестокие поступки противника вызывают незамедлительную ответную реакцию, многократно превосходящую по мощи и широте воздействия первичную вражескую агрессию и беспощадность.

Поведение Салах ад-Дина и его ответные действия в данном конкретном случае стали исключением из правил. После казни жителей Акры и её защитников ближневосточный владыка не приказал своим людям в качестве зеркального возмездия предать мучительной и позорной смерти всех христианских пленников, как это обязательно сделал бы иной эмир или халиф. Пленных латинян Саладин распорядился отвезти обратно на прежнее место их содержания.

Имевшиеся в наличии 100 000 золотых динаров султан практически полностью раздал семьям, наиболее пострадавшим от действий крестоносцев, а также обездоленным жителям Акры, отпущенным латинянами сразу после капитуляции города, лишившимся всего своего имущества и состояния. Значительная часть средств, собранных для выкупа, была истрачена на оплату жалования войскам, находившимся при Салах ад-Дине, а также на сбор новых воинских контингентов. Законы джихада требовали продолжения боевых действий, а также скорейшего отмщения за казненных единоверцев-мучеников.

Известный сирийский хронист, историк и филолог, сопровождавший Саладина в его походах против крестоносцев – Имад ад-Дин Мухаммад ибн Мухаммед аль-Исфахани свидетельствует: «Собранные [для выкупа] деньги султан распорядился отдать своим людям, а пленных [христиан] приказал отвести туда, где они ранее находились. Крест распятия он велел вернуть на место, однако, не с уважением, а с позором»[11].

-9

Что касается дальнейшей судьбы Истинного Креста, то она и по сей день покрыта непроглядным тайным мраком минувших столетий. Как известно, Святой Истинный Крест Господень был захвачен воинами Салах ад-Дина в финале достопамятной битвы при Хаттине, состоявшейся 4 июля 1187 года.

Первоначально Саладин в числе прочих своих многочисленных трофеев, захваченных в ходе победоносной кампании 1187 года, привёз Истинный Крест в Дамаск. По прошествии двух лет ближневосточный владыка отправил священную христианскую реликвию в Багдад в качестве одного из подарков для халифа.

Известный британский египтолог, востоковед и арабист профессор Стенли Лейн-Пул в одном из своих трудов сообщает, что халиф Абуль-Аббас Ахмад ан-Насир Лидиниллах, стремясь публично продемонстрировать торжество исламской веры над христианством, приказал в июне 1189 года закопать Истинный Крест под порогом городских ворот ан-Нуби, чтобы наиглавнейшую католическую иерусалимскую святыню ежедневно топтали ноги сотен и тысяч мусульман, входивших в Багдад и покидавших его[12].

Нет никаких достоверных сведений, что Истинный Крест Господень был выкопан и отправлен халифом обратно Салах ад-Дину. Однако, как уже упоминалось в предыдущей публикации, Баха ад-Дин – личный духовник, доверенный советник и биограф ближневосточного исламского правителя лично видел Святой Крест, который в начале августа 1191 года показали посланникам Ричарда.

Послам Львиного Сердца, среди которых были высокопоставленные английские и иерусалимские священники, священная реликвия была продемонстрирована. Прелаты воздали подобающие почести Святому Кресту, и, следует особо подчеркнуть, никаких сомнений в его подлинности у них не возникло[13].

О том, что стало с Истинным Крестом после событий 20 августа 1191 года, наиболее подробную информацию, заслуживающую доверия, приводит в своей хронике уже упоминавшийся Имад ад-Дин аль-Исфахани: «Крест с распятия был передан в сокровищницу не из уважения к нему, а ради унижения. Франки очень злились из-за того, что этот крест находится у нас, и это увеличивало их невзгоды днем и ночью. Греки [византийцы] предложили огромную сумму и отправляли посланника за посланником, чтобы его забрать, но у них ничего не получилось, они не получили того, что просили»[14].

По информации профессора Лейн-Пула после казни заложников близ Акры по распоряжению Салах ад-Дина иерусалимскую святыню отослали в Дамаск, выстави её для всеобщего поругания и презрения правоверных мусульман в мечети Омейядов (Большой мечети Дамаска)[15].

Дальнейшая достоверная судьба Истинного Креста неизвестна. По одной из версий византийский император Исаак II Ангел всё-таки выкупил иерусалимский Крест после смерти Саладина у его наследников. Приобретенную реликвию хранили в храме Святой Софии. Однако во время Четвёртого крестового похода, после взятия штурмом и тотального разграбления крестоносцами Константинополя, последовавшего 12 апреля 1204 года, Истинный Крест был безвозвратно утерян.

Французский медиевист и востоковед Альбер Шамдор сообщает о том, что ещё при жизни Салах ад-Дина переговоры о покупке Истинного Креста с султаном вели посланники знаменитой грузинской царицы Тамары Великой, но в конечном итоге они получили решительный отказ[16]. Пётр Люкимсон предполагает, что последним местом хранения Истинного Креста стала сокровищница Саладина, находившаяся в Каире[17].

Почти достоверно известно, что в последний раз Святой Крест Господень из числа высокопоставленных христиан видел епископ Солберийский в сентябре 1192 года. С разрешения короля Ричарда и дозволения Салах ад-Дина он посетил Иерусалим, поклонившись всем святым для католиков местам. Султан был столь любезен, что позволил английскому церковному иерарху лично лицезреть самую дорогую и бесценную из святынь христианского мира[18].

Более никаких достоверных сведений и даже каких-либо гипотез или предположений о дальнейшей судьбе Истинного Креста иерусалимского на сегодняшний день не имеется. По состоянию на начало октября 2025 года частицы Истинного Животворящего Креста Господня хранятся в храмах, соборах, церквях и монастырях пятнадцати стран мира, в том числе и в России.

Самый большой фрагмент главной священной христианской реликвии находится в Иерусалимском храме Вознесения Христова, более известного как Храм Святого Гроба Господня. Является ли эта и другие частицы фрагментами иерусалимского Святого Креста, захваченного воинами Салах ад-Дина в битве при Хаттине, доподлинно неизвестно.

Один из самых больших фрагментов Истинного Животворящего Креста Господня хранится в австрийском аббатстве Хайлигенкройц, расположенном в 25 км к юго-западу от Вены
Один из самых больших фрагментов Истинного Животворящего Креста Господня хранится в австрийском аббатстве Хайлигенкройц, расположенном в 25 км к юго-западу от Вены
ПРИМЕЧАНИЯ:

[1] - Баха ад-Дин Абу-л-Махасин Йусуф ибн Рафии ибн Тамим. Саладин: Победитель крестоносцев / Пер. с араб. – СПб.: Диля, 2024. С. 277.

[2] - Флори Ж. Ричард Львиное Сердце: Король-рыцарь / Жан Флори; пер. с фр. А. В. Наводнюка. – СПб.: Евразия, 2008. С. 167.

[3] - Мишо Ж.-Ф. История Крестовых походов / Перевод, составление и научная редакция А. П. Левандовского. – М.: Вече, 2005. С. 183.

[4] - Рене Груссе (1885-1952) – французский медиевист, востоковед и историк искусства, член Французской академии. Автор более полусотни книг по истории Средневековой Азии и Востока. В 1934-1936 гг. опубликовал свою главную научную работу – «Историю крестовых походов и Иерусалимского королевства франков».

Эта трехтомная монография, состоящая почти из 2800 страниц, хотя и справедливо критикуемая авторитетными историками за существенные недостатки методологии, до сих пор остается наиболее масштабным фундаментальным трудом по истории эпохи Крестовых походов, непревзойденной по широте охвата представленного материала, огромного количества фактов и дат. На русский язык, к сожалению, «Историю крестовых походов и Иерусалимского королевства франков» никогда не переводилась.

[5] - Джон Беннетт Гиллингем [Джиллингем] (род. 1940) – почётный профессор средневековой истории и член Британской академии наук. Известен как ведущий специалист по истории династии Плантагенетов и как автор десятка книг, посвященных биографии Ричарда Львиное Сердце. Труды Гиллингема на русский язык не переводились.

[6] - Эсбридж Т. Крестовые походы. Войны Средневековья за Святую землю / Пер. с англ. Л. А. Игоревского. – М.: ЗАО «Центрполиграф», 2013. С. 443-444.

[7] - Грановский А. В. История короля Ричарда I Львиное Сердце. – М.: «Русская панорама», 2007. С. 164-165.

[8] - Люкимсон П. Е. Саладин / Петр Люкимсон; послесл. Ч. Гусейнова. – М.: Молодая гвардия, 2016. С. 252.

[9] - Джонс Д. Крестоносцы. Полная история. – М.: Альпина нон-фикшн, 2023. С. 314-315.

[10] - Chronica magistri Rogeri de Houedene / Ed. by W. Stubbs. Vol. III. London, 1870. P. 130-131.

[11] - Грановский А. В. Крестовые походы: в 2-х тт. Том 1. – СПб.: Изд-во «ДМИТРИЙ БУЛАНИН», 2013. С. 442.

[12] - Лейн-Пул С. Саладин. Всемогущий султан и победитель крестоносцев. / Пер. с англ. В. С. Мухина. – М.: Центрполиграф, 2020. С. 233.

[13] - Баха ад-Дин Абу-л-Махасин Йусуф ибн Рафии ибн Тамим. Саладин: Победитель крестоносцев / Пер. с араб. – СПб.: Диля, 2024. С. 274.

[14] - Флори Ж. Ричард Львиное Сердце: Король-рыцарь / Жан Флори; пер. с фр. А. В. Наводнюка. – СПб.: Евразия, 2008. С. 168.

[15] - Лейн-Пул С. Саладин. Всемогущий султан и победитель крестоносцев. / Пер. с англ. В. С. Мухина. – М.: Центрполиграф, 2020. С. 233.

[16] - Шамдор А. Саладин: благородный герой ислама / Пер. с французского Кулешова Е. В. – СПб.: Евразия, 2018. С. 290.

[17] - Люкимсон П. Е. Саладин / Петр Люкимсон; послесл. Ч. Гусейнова. – М.: Молодая гвардия, 2016. С. 256.

[18] - Лейн-Пул С. Саладин. Всемогущий султан и победитель крестоносцев. / Пер. с англ. В. С. Мухина. – М.: Центрполиграф, 2020. С. 233.

-11
В данной публикации использованы ссылки на произведения средневековых, более поздних и современных отечественных и зарубежных авторов, имеющих заслуженный авторитет, широкое общественное и научное признание, таких как:

Жан Флори (1936-2018) – известный французский историк-медиевист, доктор филологических и гуманитарных наук, директор Центра высших исследований средневековой цивилизации при университете Пуатье. Является признанным специалистом по истории XI-XII веков и аспектам средневековой военной идеологии (рыцарство, Крестовые походы, «Священная война», джихад, эсхатология), а также по вопросам сопоставления насилия и религия в христианстве и исламе.

Жан Флори является автором более двадцати книг, посвященных религиозным войнам и крестовым походам, кроме того является автором нескольких биографий исторических деятелей Средневековья, в том числе Боэмунда Тарентского, Филиппа II Августа, Ричарда Львиное Сердце. Опубликовал свыше 50 работ и монографий по истории средневекового рыцарства.

Томас Скотт Эсбридж (род. 1969) – доктор истории Лондонского университета королевы Марии. Является автором двух десятков документальных книг по эпохе Крестовых походов, Средневековой Англии и Франции. Эсбридж написал сценарий для документального трехсерийного сериала BBC Two о Крестовых походах.

Стенли Эдвард Лейн-Пул (1854-1931) – известный британский историк, профессор арабистики, востоковед, специалист по истории ислама и средневековой нумизматике. Автор двух десятков исторических исследований и 72 научных статей. Главным предметом его изучения были средневековый Египет, Турция и Палестина, а также исследования отдельных текстов Корана. На русский язык переведены наиболее известные исторические произведения Стенли Лейн-Пула – биография Салах ад-Дина (книги «Саладин. Всемогущий султан и победитель крестоносцев» и «Саладин и падение Иерусалимского королевства»), история берберских пиратов, а также главный фундаментальный труд – «Мусульманские династии. Хронологические и генеалогические таблицы с историческими введениями».

Жозеф Франсуа Мишо (1767-1839) – известный французский историк, один из ведущих медиевистов и специалистов по эпохе Крестовых походов первой половины ХIХ века. Принадлежащая его перу трехтомная «История Крестовых походов» еще при жизни автора заслужила репутацию фундаментальной и обязательной настольной книги каждого, кто интересуется периодом Высокого Средневековья и эпохой Крестовых походов. Мишо с подлинным мастерством художника слова представил многогранную, яркую и увлекательную панораму описываемых им событий, что и сегодня его произведения не утратили своей привлекательности и актуальности.

Абу-ль-Махасин Баха ад-Дин Юсуф ибн Рафи ибн Тамим (1145-1234) – средневековый курдский историк, богослов, биограф, сочинитель, биограф, мусульманский правовед, более известный как Баха ад-Дин («Светоч Религии»). К своему 45-летию он заслужил репутацию образцового правоверного мусульманина, жившего по канонам ислама, совершившего хадж в Мекку и посетившего все священные для мусульман места в Палестине.

Баха ад-Дин был не только биографом Салах ад-Дина, но и его личным советником, а также духовным наставником. Кроме того, Баха ад-Дин преподавал в престижном медресе Мосула, занимал должности кади (верховного судьи по гражданским и религиозным делам) и кади ал-аскар (верховного военного судьи в войске Саладина). Юсуф ибн Рафи ибн Шаддад подарил Салах ад-Дину книгу о важности ведения священной войны с неверными.

Баха ад-Дин лично сопровождал Саладина во время его последних военных походов, а потому его труд «Жизнь Салах ад-Дина», известный западному и российскому читателю под названием «Саладин: Победитель крестоносцев», представляет собой очень важную историческую ценность. Баха ад-Дин, как ближайший советник султана, был в курсе многих не только военных, но и политических дел последних лет жизни Саладина.

Впрочем, назвать его беспристрастным биографом нельзя, ведь труд Бахи ад-Дина – это панегирик Саладина, который предстает перед читателем практически идеальным правителем и почти безгрешным мусульманином. Помимо биографии Салах ад-Дина, перу Бахи ад-Дина принадлежат труды по истории Халеба, а также трёхтомник по мусульманскому праву (фикху).

Альбер Шамдор – известный французский историк, археолог и египтолог середины ХХ века. Наиболее известные его произведения о египетской Книге Мёртвых, археологии Пальмиры, Александрии и Вавилона. Несмотря на то, что биография Саладина изложена Шамдором с позиции современного приверженца католицизма, данный труд дополняет другие источники многочисленными малоизвестными фактами жизни, военной и политической деятельности прославленного ближневосточного средневекового правителя.

Дэниел (Дэн) Джонс (род. 1981) – один из самых молодых и перспективных британских историков-медиевистов. Основными направлениями его изысканий является история Средневековой Англии и Европы, а также история рыцарских духовных орденов. Большинство его произведений, ряд из которых переведены на русский язык, получили широкое положительное признание критиков, исторических редакторов-консультантов, а также широкой читательской аудитории.

Наиболее известными трудами Дэна Джонса являются следующие книги по средневековой истории: «Тамплиеры: рождение и гибель великого ордена», «Плантагенеты. Короли и королевы, создавшие Англию», «Война Алой и Белой розы. Крах Плантагенетов и воцарение Тюдоров», «Крестоносцы. Полная история», «Силы и престолы: Новая история Средних веков».

Александр Владимирович Грановский (род. 1950) – современный российский прозаик и публицист, главный редактор главный редактор альманаха «Золотой Пегас». В последние годы специализируется на документальной исторической прозе, посвященной эпохе Крестовых походов. Наиболее известными его фундаментальными трудами по данной теме являются подробнейшее двухтомное историческое исследование «Крестовые походы», а также документальная биография «История короля Ричарда I Львиное Сердце».

Петр Ефимович Люкимсон (род. 1963) – русскоязычный писатель и журналист, на данный момент проживающий в Израиле. Известен в России как автор исторических очерков, научно-популярных статей и повестей, посвященных библейской истории. В Израиле приобрёл широкую известность как мастер политического интервью, а также как автор целого ряда журналистских расследований на криминальные и злободневные темы.

Пётр Люкимсон автор увлекательных биографий известных библейских и античных персонажей: трёх легендарных правителей – Ирода Великого, Давида и Соломона, а также пророка Моисея, историка Иосифа Флавия, философа Бенедикта Спинозы, братьев Нобелей и основателя психоанализа – Зигмунда Фрейда. Однако наибольшей известностью и популярностью среди всех книг Петра Люкимсона пользуется биография Салах ад-Дина.

-12

Полностью прочесть все публикации цикла «ХРОНИКИ ТРЕТЬЕГО КРЕСТОВОГО ПОХОДА» можно, перейдя по указанным ссылкам:

Часть 1-я. Окончательный раскол христианской коалиции

Часть 2-я. Филипп II навсегда покидает Святую Землю

Часть 3-я. Трагическая участь заложников Акры

Часть 4-я. О жестокости Ричарда I и печальной судьбе Истинного Креста Господня

Часть 5-я. Марш на Яффу

Часть 6-я. Предварительные репетиции масштабной бойни

Часть 7-я. Кризис стратегии Салах ад-Дина

Часть 8-я. Битва при Арсуфе (начало)

Часть 9-я. Битва при Арсуфе (окончание)

Часть 10-я. Новые амплуа: Ричард – нерешительный медлитель, Саладин – суровый разрушитель городов

Часть 11-я. Очередные опасные приключения и дипломатические авантюры английского монарха

Часть 12-я. Священная миссия невыполнима?..

Часть 13-я. Следствие по делу об убийстве Конрада Монферратского

Часть 14-я. Счастливое разрешение династических неурядиц Иерусалимского королевства

Часть 15-я. Правитель «Туманного Альбиона» вновь берётся за меч

Часть 16-я. Последний опасный прыжок Английского Льва

Часть 17-я. Запоздалые поиски истины или почему не состоялась осада Иерусалима

Часть 18-я. Салах ад-Дин переходит в контрнаступление

Часть 19-я. Король Англии по-прежнему грозен, могуч, безрассудно отважен и непобедим

Часть 20-я. И один в поле несокрушимый воин, если это Ричард I Плантагенет

Часть 21-я. Мир долгожданный, мир окончательный

Часть 22-я. Эпилог

Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников Яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.

Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.

Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!

ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)