Продолжение. С предыдущей публикацией данного цикла можно ознакомиться, перейдя по этой ссылке
10 сентября 1191 года крестоносное войско вступило в Яффу. Город был абсолютно пустым и лишенным каких-либо признаков жизни. Сразу после известия о поражении армии Салах ад-Дина в битве при Арсуфе местное всё население поголовно покинуло свои жилища, увозя с собой ценности и имущество, какое только можно было прихватить и разместить в повозках, а также угнав весь домашний скот.
Саладин приказал местным властям разрушить внешние крепостные укрепления Яффы ещё до Арсуфского сражения. Данный факт наводит на мысль о том, что всемогущий султан либо не верил в возможность победы над войском Ричарда, либо подстраховывался на всякий случай.
Поздним вечером 7 сентября ближневосточный владыка отправил гонцов в Яффу с приказанием немедленно покинуть обреченный город всем правоверным мусульманам, не желающим разделить трагическую участь заложников Акры. Саладин распорядился вывезти со складов и из хранилищ все запасы продовольствия и фуража, военного имущества и снаряжения, оружия, древесины и прочих строительных материалов.
Все колодцы в самой Яффе и её окрестностях были засыпаны, а в некоторых местах отравлены. Всё мало-мальски ценное имущество и стратегические запасы, которые невозможно было увезти или унести с собой Салах ад-Дин велел сжечь или привести в полную негодность. До той поры, пока правитель Сирии, Египта и Палестины не найдёт действенного способа противодействия грозному и непобедимому аль-Малику Рику, мусульманам Ближнего Востока придётся неукоснительно следовать тактике «выжженной земли».
В тот же день, когда крестоносцы опасливо и осторожно обследовали безлюдные кварталы и улицы Яффы, опасаясь засады или иных вражеских ловушек, Салах ад-Дин в своём походном шатре проводил военный совет, на котором присутствовали наиболее влиятельные эмиры, придворные вельможи и старшие военачальники.
– Мы потерпели неудачу в битве с неверными, – тихим голосом констатировал султан. Внимательно оглядев собравшихся в его ставке, он продолжил: – Аллах наказал нас за грехи наши, но не оставил нас. Мы ещё имеем достаточно сил, чтобы продолжить джихад против ненавистных франков. Главные и лучшие силы я намерен отвести к Рамле, чтобы перекрыть неверным путь на Иерусалим. Оставшиеся войска я направлю на защиту Аскалона – главного порта Палестины, позволяющего нам бесперебойно получать продовольствие и подкрепления из Египта.
– О, великий и всемогущий султан, – заговорил один из эмиров от имени большинства присутствовавших, – Если ты решил оборонять Аскалон, то тебе придётся самому возглавить его гарнизон или направить в этот город одного из своих сыновей. После несчастья, постигшего защитников Акры, никто из нас не сможет защитить Аскалон и сделать так, чтобы он не достался неверным…
Никогда прежде даже самые независимые, гордые, честолюбивые и строптивые эмиры не осмеливались вслух возражать намерениям Саладина, позволяя себе столь дерзновенные высказывания. Ближневосточный исламский владыка по выражению лиц своих верноподданных вассалов, вельмож и полководцев с горечью и разочарованием осознал, что слова, сказанные одним эмиром, полностью разделяют и одобряют практически все, кому он доверял, считая своими верными соратниками и сподвижниками.
Салах ад-Дину ничего иного не оставалось, как отказаться от обороны Аскалона, отдав приказ о его полном разрушении. Брат султана – Аль-Адиль Абу Бакр ибн Айюб возглавил кавалерийский корпус, состоявший из дамасских всадников и бедуинов. Ему было поручено неотлучно держать крестоносцев в поле своего зрения, внимательно и неотлучно следя за всеми их передвижениями.
Все прочие свои наличные силы Саладин отвёл в район Рамлы. Спустя неделю десятки сторожевых отрядов, конных разъездов и разведывательных эскадронов перекрыли практически все торговые пути, караванные тропы и пастушьи тропинки, которые пролегали от Яффы и Аскалона по направлению к Иерусалиму.
Почему случилось так, что вассалы и военачальники не только не поддержали своего владыку-сюзерена, но и фактически выступил против его стратегических замыслов единым фронтом? На этот вопрос наиболее подробный и логично обоснованный ответ даёт Стивен Рансимен – известный современный британский профессор-медиевист и признанный специалист по изучению эпохи Крестовых походов:
«Его [Саладина] армия не добилась поставленной цели в Акре, а теперь [при Арсуфе] и вовсе была разбита в открытом бою. Подобно его великому предшественнику Нур ад-Дину [Занги], Саладин, старея, утратил часть былой энергии и власти над людьми. У него пошатнулось здоровье, он страдал от возвратных приступов малярии. Ему уже не всегда, как в дни молодости, удавалось навязывать свою волю драчливым эмирам, которые были его вассалами. Многие из них по сию пору считали его выскочкой и узурпатором и не замедлили бы отвернуться от него, как только звезда султана окончательно закатилась»[1].
Дела Ричарда Плантагенета, в отличие от Саладина, складывались самым блестящим образом. Несмотря на то, что Яффа оказалась изрядно разрушенной, опустошенной и напрочь лишенной провизии, голод крестоносцам не угрожал. В предместьях и окрестностях города произрастали многочисленные фруктовые сады и рощи, которые на длительное время обеспечили пилигримов свежими финиками, инжиром, сливами, гранатами, персиками, апельсинами, оливками и маслинами. Кроме того, поспешно покинутые местными жителями огороды и бахчи поражали пришельцев-завоевателей своим изобилием всевозможных созревших овощей и бахчевых культур.
Вскоре в порт Яффы прибыли итальянские корабли, доставившие запасы продовольствия, фуража и необходимых строительных материалов. Среди людей, служивших в отрядах местных баронов Иерусалимского королевства, а также среди тыловиков и обозников, прибывших из Европы, нашлись опытные специалисты по поискам питьевой воды и рытью колодцев. Вскоре проблемы с водоснабжением «священного воинства Христова» были успешно решены.
Ричард санкционировал масштабные работы по скорейшему возведению фортификационных сооружений вокруг Яффы, а также по восстановлению портовых построек, продовольственных и товарно-вещевых складов. Пилигримы и освободители Святой Земли занимались строительством дружно, находясь в состоянии всеобщего воодушевления, необыкновенно высокого энтузиазма и прилива душевных сил.
Подавляющее большинство крестоносцев – от высокородных аристократов до беднейших паломников-простолюдинов ничуть не сомневались в том, что, как только Яффа будет восстановлена и пригодна к дальнейшему использованию в качестве главной базы и опорного форпоста, латиняне прямиком двинутся к своей главной и заветной цели – Иерусалиму. Кратчайшее расстояние по прямой между Яффой и «Святым христианским городом» составляло всего 53 км, а по главному торговому пути – 68 км.
Однако ни в сентябре, ни в последующие осенние месяцы Львиное Сердце не предпринял никаких попыток наступления на Иерусалим. Напротив, всё своё внимание английский король неожиданно для прочих лидеров похода сосредоточил исключительно на Аскалоне, расположенным в полусотне километров к югу от Яффы.
Ричард выслал для постоянного наблюдения за Аскалоном кавалерийский отряд во главе с Жоффруа де Лузиньяном. Он был одним из лучших командиров, отличавшихся отвагой, личным мужеством и доблестью, но при этом он умел, когда того требовала ситуация, действовать хладнокровно и осмотрительно.
Жоффруа имел репутацию лучшего мастера обороны, а кроме того, именно ему принадлежал пока ещё наполовину виртуальный титул графа Яффы и Аскалона. Яффа была освобождена от мусульманского присутствия. Жоффруа не сомневался, что вскоре Ричард передаст ему все права на этот город, а вот Аскалон ещё только предстояло отвоевать у сарацин.
Выслав к Аскалону «обсервационный корпус» Жоффруа де Лузиньяна, правитель «Туманного Альбиона» продолжал ежедневно подгонять строителей, трудившихся над возведением крепостных стен вокруг Яффы, а также бригады каменщиков и плотников, занимавшихся восстановлением жилых, портовых и складских построек в самом городе.
Свои союзникам, приближенным и соратникам английский государь неоднократно повторял, что Яффа, а в дальнейшем и Аскалон, должны стать полноценными, максимально надёжными, хорошо укрепленными со стороны суши и моря оплотами крестоносного войска. Ричард терпеливо объяснял свою позицию, которая заключалась в том, что, только имея за спиной надёжные плацдармы, оборонительные цитадели и крупные порты с развитой инфраструктурой, можно планировать и осуществлять дальнейшие масштабные операции, направленные на отвоевание у Саладина оставшихся владений Иерусалимского королевства и «Священного города».
Между историками-медиевистами, исследователями эпохи Крестовых походов и биографами английского короля-крестоносца до сих пор продолжаются оживленные дебаты, прения и споры о том, почему после захвата Яффы прежде решительный, прямолинейный, нередко безрассудно отважный Ричард, привыкший рисковать собственной жизнью и без лишних колебаний ставить на карту всё, что имел, не повёл христианскую армию прямиком на Иерусалим.
Резюмируя мнения наиболее авторитетных, непредвзятых, адекватных и логически последовательных авторов, можно выделить пять основных причин, повлиявших на временный отказ Ричарда от похода на Иерусалим в сентябре 1191 года:
1. Крестоносная армия была изрядно утомлена переходом от Акры до Яффы и нуждалась в полноценном и продолжительном отдыхе. Больные и раненные в битве при Арсуфе дополнительно нуждались в лечении, уходе и последующем восстановлении сил.
2. Король Англии был категорически против поспешного наступления на центральные районы Палестины и Иерусалим, не имея надёжной и сильной опоры на восточном побережье Средиземного моря. Центрами и оплотами этой опоры предстояло стать Яффе и Аскалону.
3. Армия Салах ад-Дина была побеждена, но отнюдь не уничтожена. Она по-прежнему представляла собой достаточно грозную силу, которая систематически пополнялась новыми воинским контингентами, прибывающими по призыву и приказам султана из северных и восточных его владений.
4. Если бы Ричард начал марш на Иерусалим в середине или второй половине сентября 1191 года, то Саладин, бесспорно, имел все возможности и средства для того, чтобы перерезать тыловые коммуникации крестоносцев. Султан также вполне имел достаточно количество войск, чтобы окружить главные силы христиан, когда те приступили бы к осаде Иерусалима.
5. Прежде чем приступать к полноценной осаде «Священного города», Львиному Сердцу требовалось в кратчайшие сроки решить множество проблем и вопросов, связанных с логистикой. Прежде всего, необходимо было обеспечить бесперебойное снабжение войска численностью в 12-15 тысяч человек продовольствием, питьевой водой и фуражом. Следует отметить, что в тот год даже осенью стояла сильнейшая жара, из-за которой многие продукты быстро портились, а значительная часть ручьёв и колодцев на пути к Иерусалиму и в его окрестностях пересохла.
Кратчайшее расстояние между Иерусалимом и опорными пунктами снабжения крестоносцев – Яффой и Акрой составляло 53 и 130 км соответственно. У Ричарда не имелось возможности для охраны тыловых дорог и коммуникаций. Всё пространство между прибрежной береговой полосой, на которой закрепились крестоносцы и Иерусалимом, контролировалось летучими конными отрядами бедуинов, сельджуков и сирийцев. Как только крестоносцы подошли бы к предместьям Иерусалима, мусульмане тотчас отрезали бы их от побережья, а то и вовсе взяли бы в кольцо.
Очень интересное и развёрнутое мнение относительно данной проблемы высказал современный российский автор Александр Владимирович Грановский: «Почему Ричард не хотел идти на Иерусалим? Потому, что видел полную бессмысленность этого… Даже, если бы удалось взять Иерусалим, последствия этого также были бы далеко не оптимистичными. Большая часть крестоносной армии, выполнив обет, возвратилась бы в Европу, и удержать бы его в течение продолжительного времени не удалось. Зачем же брать Иерусалим, если его невозможно удержать? И тут мы подходим к главной проблеме Святой Земли – катастрофической нехватке христианского населения, способного защитить свои земли»[2].
Вскоре Жоффруа де Лузиньян прислал в Яффу нескольких своих разведчиков, которые сообщили английскому монарху, что Саладин и значительная часть его армии находятся в Аскалоне, активно и почти неистово занимаясь его разрушением. Виртуальный граф Аскалона надеялся, что Ричард поспешит на юг и обрушится на султана, войско которого было целиком поглощено сносом крепостных стен и городских построек.
Однако Львиное Сердце не покинул свою новую ставку. От Яффы до Аскалона крестоносному воинству было около недели пути. За это время сарацины непременно принялись бы за своё излюбленное дело – внезапные кавалерийские нападения. Преодолев даже за семь дней очередной раскаленный и полностью открытый участок прибрежной пустыни, Ричард всё равно бы не успел спасти Аскалон от разрушения его фортификационных сооружений, а также помешать эвакуации местных жителей, вывозу продовольствия, военных и стратегических запасов.
Правитель «Туманного Альбиона» принял решение взять Аскалон без лишнего риска, осады и кровопролития, как это произошло с Яффой. Ричард был уверен, что Салах ад-Дин ограничится сносом внешних крепостных укреплений и частичных разрушением городских построек. Однако ближневосточный владыка подошёл к решению судьбы Аскалона радикально, приказав полностью стереть древний библейский город с лица земли.
Если верить рассказам мусульманских хронистов, то решение о полном разрушении Аскалона далось Салах ад-Дину крайне трудно и тяжело. Своим самым доверенным приближенным в порыве душевного отчаяния он сказал: «Клянусь Богом, я скорее потерял бы своих детей, чем вынул бы из кладки [Аскалона] хотя бы один его камень. Но на всё есть воля Аллаха, и безопасность мусульман требует этого»[3].
Стремясь оправдать действия своего господина, Баха ад-Дин – личный духовник, доверенный советник, персональный секретарь и биограф султана всё случившееся приписал воле провидения: «Он [Саладин] обратился за советом к Всевышнему, и Аллах дал ему понять, что необходимо уничтожить укрепления города, поскольку мусульмане не могли защитить его»[4].
Как верно заметил современный израильский историк Пётр Ефимович Люкимсон, даже несмотря на то, что сам Аллах одобрил разрушение Аскалона, жители города дружно возроптали. Они публично и повсеместно выражали своё неудовольствие и искреннее удивление тому, что их султан решился на полное разрушение Аскалона вместо того, чтобы организовать оборону процветающего и красивейшего города, имевшего один из самых больших портов на восточном побережье Средиземного моря.
Жители Аскалона никак не могли понять, зачем уничтожать один из крупнейших и богатейших городов региона, выгодно расположенный на берегу моря и окруженный со всех сторон цветущими садами и виноградниками?.. Более того, город был надёжно укреплен и защищён извне, ведь максимальная толщина его добротно сложенных стен достигала в некоторых местах пяти метров (длины копья). Жители Аскалона были уверены, что их родной город выдержит любой штурм и самую длительную осаду[5].
Саладин, хоть и в полной мере сочувствовал мирному населению обреченного города. Однако из-за упрямо-непреклонной позиции влиятельных эмиров, не желавших становиться на защиту Аскалона, обрекая себя и своих людей на страдания, лишения и смерть, султану пришлось в очередной раз проявить решительную твёрдость и неуступчивую суровость.
Баха ад-Дин оставил на страницах своего фундаментального труда подробное описание того, какая участь ожидала жителей Аскалона, приговоренного к полному разрушению: «Население было потрясено известием о том, что их город подлежит сносу, и что им придется оставить свои дома. Они громко стенали и тут же принялись распродавать все, что не могли унести с собой, за одну серебряную монету отдавая то, что на самом деле стоило десяти серебряных монет... Великое горе обуяло город; жители направились в лагерь со своими женами и детьми, чтобы продать домашний скарб. Одни отправились в Египет, другие – в Сирию; многим пришлось идти пешком, так как у них не было денег, чтобы приобрести животных, на которых можно было бы отправиться в путь»[6].
Разрушение Аскалона и срытие его фортификационных сооружений продолжалось до конца сентября. Последним мощным строением, обрушенным после длительных демонтажных усилий, стала легендарная Башня госпитальеров, возвышавшаяся близ входа в городскую гавань и представлявшая собой небольшой замок.
Салах ад-Дин лично проследил, как это фундаментальное сооружение превратилось в груду обломков, а затем направился к Рамле, дав наказ рабочим бригадам, чтобы они развалили, снесли, обрушили и разворотили все оставшиеся каменные строения Аскалона, а деревянные постройки – предали огню.
К моменту описываемых событий история Аскалона (Ашкелона) насчитывала, как минимум, 3000 лет. За своё длительное существование знаменитый библейский город пережил нашествия и осады, которые предпринимали величайшие завоеватели Древнего мира – Тутмос III Великий, Рамсес II и Тиглатпаласар III.
Летом 604 года до н.э. знаменитый вавилонский царь Навуходоносор II захватил и полностью разрушил Ашкалон. Город возродился лишь спустя 75 лет. В эпоху завоевательных походов Александра III Македонского заново отстроенный и разросшийся Ашкелон был одним из крупнейших мегаполисов Ближнего Востока.
И вот теперь спустя восемнадцать веков после опустошительного нашествия Навуходоносора II динамично процветающий, постоянно богатеющий и расширяющий свою площадь Аскалон подвергся вторичному полному и основательному разрушению. Инициатором срытия древнейшего города с лица земли стал благородный герой мусульманской средневековой цивилизации и «Защитник истиной исламской Веры» – султан Салах ад-Дин.
Покинув дымящиеся развалины Аскалона, его руины, окутанные копотью, столбами пыли и облаками гари, ближневосточный владыка в одном из посланий, адресованном своему племяннику Имад ад-Дину, написал следующую фразу, которая характеризует главный итог разрушительной деятельности султана: «Я уверен, что превратив Аскалон в гору горячего пепла, я сохранил жизнь Иерусалиму!»[7]
Салах ад-Дин, покинув окрестности Аскалона, направился к Иерусалиму. По пути ближневосточный владыка продолжил свою градоразрушительную деятельность. Проезжая через Рамлу, он распорядился снести замок, выстроенный крестоносцами на возвышенности, расположенной недалеко от городской черты. В древнем городе Лидда[8] султан приказал обрушить и разобрать на отдельные мелкие камни местную католическую церковь.
Местным жителям Рамлы и Лидды заметно постаревший, уставший и осунувшийся Саладин настойчиво советовал как можно скорее покинуть свои жилища и перебраться подальше на восток или север. Правитель Сирии, Египта и Палестины приказал раздать мирному населению обоих городов все казенные запасы зерна и продовольствия, а также вьючных животных, чтобы в случае эвакуации беженцам не грозили голод и проблемы, связанные с отсутствием транспорта и тяглового скота.
В самом конце сентября 1191 года Салах ад-Дин впервые за длительный предшествующий период лично посетил Иерусалим. В «Священном городе трёх основных мировых религий» он пробыл четыре дня, тщательно проинспектировав состояние внешних крепостных стен, сторожевых башен, главных и второстепенных ворот.
Султан был удовлетворён степенью исправности и надёжности увиденных им фортификаций Иерусалима. Тем не менее, он распорядился увеличить численность гарнизона, а также завести на склады дополнительные запасы продовольствия, военного снаряжения, метательных снарядов, оружия, доспехов и стрел.
ПРИМЕЧАНИЯ:
[1] - Рансимен С. Королевство Акры и поздние крестовые походы. Последние крестоносцы на Святой земле / Пер. с англ. Т. М. Шуликовой. – М.: ЗАО «Центрполиграф», 2020. С. 58.
[2] - Грановский А. В. История короля Ричарда I Львиное Сердце. – М.: «Русская панорама», 2007. С. 179.
[3] - Лейн-Пул С. Саладин. Всемогущий султан и победитель крестоносцев. / Пер. с англ. В. С. Мухина. – М.: Центрполиграф, 2020. С. 248.
[4] - Баха ад-Дин Абу-л-Махасин Йусуф ибн Рафии ибн Тамим. Саладин: Победитель крестоносцев / Пер. с араб. – СПб.: Диля, 2024. С. 298.
[5] - Люкимсон П. Е. Саладин / Петр Люкимсон; послесл. Ч. Гусейнова. – М.: Молодая гвардия, 2016. С. 267.
[6] - Баха ад-Дин Абу-л-Махасин Йусуф ибн Рафии ибн Тамим. Саладин: Победитель крестоносцев / Пер. с араб. – СПб.: Диля, 2024. С. 298.
[7] - Шамдор А. Саладин: благородный герой ислама / Пер. с французского Кулешова Е. В. – СПб.: Евразия, 2018. С. 298.
[8] - нынешний израильский город Лод, расположенный в 20 км к юго-востоку от Тель-Авива. В эпоху римского господства над бывшими владениями Иудейского царства Лод назывался Диосполис, что в переводе с латыни означает «Город богов». В период Раннего Средневековья, когда на Лод распространялась власть византийских императоров, город носил имя Святого Георгия – Георгиополь. В период с осени 1099 по август 1187 года Лод входил в состав Иерусалимского королевства и назывался Лидда.
В данной публикации использованы ссылки на произведения средневековых, более поздних и современных отечественных и зарубежных авторов, имеющих заслуженный авторитет, широкое общественное и научное признание, таких как:
Джеймс Кокран Стивенсон Рансимен (1903-2000) – известный британский историк-медиевист, византинист. Профессор истории, доктор философских наук, член-корреспондент Британской академии и Американской академии медиевистики, профессор византийского искусства Стамбульского университета. Автор трёх десятков книг, посвященных истории Византии и эпохе Крестовых походов. Главный его фундаментальный труд – трёхтомная «История крестовых походов».
Стенли Эдвард Лейн-Пул (1854-1931) – известный британский историк, профессор арабистики, востоковед, специалист по истории ислама и средневековой нумизматике. Автор двух десятков исторических исследований и 72 научных статей. Главным предметом его изучения были средневековый Египет, Турция и Палестина, а также исследования отдельных текстов Корана. На русский язык переведены наиболее известные исторические произведения Стенли Лейн-Пула – биография Салах ад-Дина (книги «Саладин. Всемогущий султан и победитель крестоносцев» и «Саладин и падение Иерусалимского королевства»), история берберских пиратов, а также главный фундаментальный труд – «Мусульманские династии. Хронологические и генеалогические таблицы с историческими введениями».
Альбер Шамдор – известный французский историк, археолог и египтолог середины ХХ века. Наиболее известные его произведения о египетской Книге Мёртвых, археологии Пальмиры, Александрии и Вавилона. Несмотря на то, что биография Саладина изложена Шамдором с позиции современного приверженца католицизма, данный труд дополняет другие источники многочисленными малоизвестными фактами жизни, военной и политической деятельности прославленного ближневосточного средневекового правителя.
Петр Ефимович Люкимсон (род. 1963) – русскоязычный писатель и журналист, на данный момент проживающий в Израиле. Известен в России как автор исторических очерков, научно-популярных статей и повестей, посвященных библейской истории. В Израиле приобрёл широкую известность как мастер политического интервью, а также как автор целого ряда журналистских расследований на криминальные и злободневные темы.
Пётр Люкимсон автор увлекательных биографий известных библейских и античных персонажей: трёх легендарных правителей – Ирода Великого, Давида и Соломона, а также пророка Моисея, историка Иосифа Флавия, философа Бенедикта Спинозы, братьев Нобелей и основателя психоанализа – Зигмунда Фрейда. Однако наибольшей известностью и популярностью среди всех книг Петра Люкимсона пользуется биография Салах ад-Дина.
Александр Владимирович Грановский (род. 1950) – современный российский прозаик и публицист, главный редактор главный редактор альманаха «Золотой Пегас». В последние годы специализируется на документальной исторической прозе, посвященной эпохе Крестовых походов. Наиболее известными его фундаментальными трудами по данной теме являются подробнейшее двухтомное историческое исследование «Крестовые походы», а также документальная биография «История короля Ричарда I Львиное Сердце».
Абу-ль-Махасин Баха ад-Дин Юсуф ибн Рафи ибн Тамим (1145-1234) – средневековый курдский историк, богослов, биограф, сочинитель, биограф, мусульманский правовед, более известный как Баха ад-Дин («Светоч Религии»). К своему 45-летию он заслужил репутацию образцового правоверного мусульманина, жившего по канонам ислама, совершившего хадж в Мекку и посетившего все священные для мусульман места в Палестине.
Баха ад-Дин был не только биографом Салах ад-Дина, но и его личным советником, а также духовным наставником. Кроме того, Баха ад-Дин преподавал в престижном медресе Мосула, занимал должности кади (верховного судьи по гражданским и религиозным делам) и кади ал-аскар (верховного военного судьи в войске Саладина). Юсуф ибн Рафи ибн Шаддад подарил Салах ад-Дину книгу о важности ведения священной войны с неверными.
Баха ад-Дин лично сопровождал Саладина во время его последних военных походов, а потому его труд «Жизнь Салах ад-Дина», известный западному и российскому читателю под названием «Саладин: Победитель крестоносцев», представляет собой очень важную историческую ценность. Баха ад-Дин, как ближайший советник султана, был в курсе многих не только военных, но и политических дел последних лет жизни Саладина.
Впрочем, назвать его беспристрастным биографом нельзя, ведь труд Бахи ад-Дина – это панегирик Саладина, который предстает перед читателем практически идеальным правителем и почти безгрешным мусульманином. Помимо биографии Салах ад-Дина, перу Бахи ад-Дина принадлежат труды по истории Халеба, а также трёхтомник по мусульманскому праву (фикху).
Полностью прочесть все публикации цикла «ХРОНИКИ ТРЕТЬЕГО КРЕСТОВОГО ПОХОДА» можно, перейдя по указанным ссылкам:
Часть 1-я. Окончательный раскол христианской коалиции
Часть 2-я. Филипп II навсегда покидает Святую Землю
Часть 3-я. Трагическая участь заложников Акры
Часть 4-я. О жестокости Ричарда I и печальной судьбе Истинного Креста Господня
Часть 5-я. Марш на Яффу
Часть 6-я. Предварительные репетиции масштабной бойни
Часть 7-я. Кризис стратегии Салах ад-Дина
Часть 8-я. Битва при Арсуфе (начало)
Часть 9-я. Битва при Арсуфе (окончание)
Часть 10-я. Новые амплуа: Ричард – нерешительный медлитель, Саладин – суровый разрушитель городов
Часть 11-я. Очередные опасные приключения и дипломатические авантюры английского монарха
Часть 12-я. Священная миссия невыполнима?..
Часть 13-я. Следствие по делу об убийстве Конрада Монферратского
Часть 14-я. Счастливое разрешение династических неурядиц Иерусалимского королевства
Часть 15-я. Правитель «Туманного Альбиона» вновь берётся за меч
Часть 16-я. Последний опасный прыжок Английского Льва
Часть 17-я. Запоздалые поиски истины или почему не состоялась осада Иерусалима
Часть 18-я. Салах ад-Дин переходит в контрнаступление
Часть 19-я. Король Англии по-прежнему грозен, могуч, безрассудно отважен и непобедим
Часть 20-я. И один в поле несокрушимый воин, если это Ричард I Плантагенет
Часть 21-я. Мир долгожданный, мир окончательный
Часть 22-я. Эпилог
Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников Яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.
Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.
Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!
ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)