История немецкого "единого" тяжелого армейского автомобиля повышенной проходимости Mercedes-Benz L 1500A/S (L 301)
То, что у немцев в автомобилестроении дела обстояли весьма интересно, для некоторых людей может быть сюрпризом. Вопреки распространённому стереотипу о тотальном орднунге, на самом деле всё было сложно. Одним из результатом такой ситуации стала огромная куча однотипных моделей, вызванная невозможностью немецких производителей выпускать один массовый образец вместо 4-5 ограниченного тиража. Тут немцы были не одиноки, у французов было всё то же самое, но с еще более крошечными сериями. Причем переход на военные рельсы немецкой армии помог лишь частично.
Еще в середине 30-х годов немецкое командование замыслило создание единых армейских автомобилей повышенной проходимости. Задумка была правильной: предполагалось, что будут созданы унифицированные модели легковых и грузовых машин, которые предполагалось выпускать силами разных производителей. Задумка хорошая, но результат удалось получить только в случае с "единым средним" легковым автомобилем. А вот с "единым тяжелым" получилось едва ли не хуже всего. С одной стороны, массовая машина всё же получилась. Другой вопрос, что вместо одной модели в 1941 года появилось три. Одной из них стал Mercedes L 1500A/S (L 301), выпускавшийся как в полноприводном, так и в заднеприводном исполнении.
То, что ситуация в выпуском машин обстоит плохо, было понятно еще в начале 1939 года. На тот момент в вермахте имелось 114 грузовых и 52 модели легковых машин. Благодаря энергичным действиям полковника Адольфа фон Шелла к началу 1941 года число выпускаемых моделей грузовиков снизилось до 19, а автомобилей – до 30. "План Шелла" можно назвать маленьким чудом, ибо полковнику удалось хотя бы немного разгрести имевшийся бардак. Кроме того, в 1940 году прошли работы по упрощению "единых" моделей, после чего в их индексе появилась приставка typ 40.
Впрочем, ситуация выглядела еще сильно далекой от идеальной. В том числе и вокруг "единых" моделей. Первым под нож попал Einheitsdiesel, ему ничего всё равно не могло помочь. Еще одной проблемной машиной стал Horch Typ 108, "единый тяжелый" легковой автомобиль. Даже упрощение ему мало помогло, да и то, что на один концерн свалили две "единые" модели, выглядело так себе затеей. Вместо него в 1941 году автомобилестроительным компаниям было предложено разработать более простую машину грузоподъемностью 1,5 тонны.
Несмотря на то, что разработка предполагалась в рамках "единой тяжелой" машины, понятие стандартизации оказалось условной. Сводилась она в основном к требованиям по снаряженной массе машины, которая не должна была превышать 2500 кг. Унификация фактически сводилась к тому, что машина оснащалась 10-местным кузовом массой 400 кг, у которого не некоторые детали предполагалось делать взаимозаменяемыми. Правда, со своим нюансами: по факту большинство элементов от автомобиля одного производителя, и даже от кузовов, к другому не подходили.
Результатом стало то, что вместо одного "единого тяжелого армейского автомобиля образовалось три. Из них именно понятию s. gl. Einheits-Pkw полностью соответствовал только Steyr typ 270 (он же Porsche Typ 147), выпускавшийся только в полноприводном исполнении. Остальные два заменителя Horch Typ 108 фактически являлись легкими грузовиками, которые немного "допилили" до уровня, когда их можно было притянуть за уши, назвав s. gl. Einheits-Pkw. Особенно это касалось Phänomen Fahrradwerke Gustav Hiller AG, создавшей Phänomen Granit 1500. Впрочем, и Daimler-Benz в данном вопросе ушла не сильно далеко.
Модели грузоподъемностью 1,5 тонны в гамме грузовиков Daimler-Benz существовали и до того, причем они получились плюс-минус массовыми. Речь идет, прежде всего, о Mercedes-Benz L 1500 (L 70), на данной базе выпускали и санитарные машины. Так вот, в мае 1941 года появился новый грузовик - Mercedes-Benz L 1500 S (L 301), прямое развитие L 70. Многие детали были взяты с предшественника, да и в целом заметно, что исходно в Штутгарте строили именно грузовик. А далее его адаптировали под концепцию "единого тяжелого" легкового автомобиля. Случилось это не от хорошей жизни: в конкурсе на s. gl. Einheits-Pkw принимала участие модель Auto Union AU1500A, оставшаяся опытной. Посему и появился грузовик, адаптированный для использования как "единый тяжелый" автомобиль.
Как грузовик выпускалась модель Mercedes-Benz L 1500 S, а на роль "единой тяжелой" машины выбрали Mercedes-Benz L 1500 A. Отличить их не очень сложно: у заднеприводной версии задние колеса двухскатные, также отличаются колесные диски. Среди троицы “единых тяжелых” армейскиих легковых машин семейство Mercedes-Benz L 1500 заняло промежуточную позицию. Машина оказалась самой тяжелой (снаряженная масса 2390 кг для L 1500A и 2060 кг для L 1500S), при этом Steyr 1500A был мощнее на треть, а Phänomen Granit 1500, наоборот, слабее на 10 лошадиных сил. В принципе, 60-сильного рядного 6-цилиндрового мотора M 159 вполне хватало для основной массы задач.
Как уже говорилось выше, типовым оснащением шасси s. gl. Einheits-Pkw был 10-местный кузов фаэтон. Он сильно напоминал тот, что ставился на Horch Typ 108 и Steyr 1500A, но со своей спецификой. Которая заключалась в том, что даже двери одной модели не подходили к другой. Официально такой кузов предназначался для перевозки пехотного отделения, но тут уже всё зависело от того, куда машина попала. Хоть машина произошла от грузовика, но шасси Mercedes-Benz L 301 получилось комфортабельным, да и кузов подходил далеко не только для перевозки солдат.
Просторная задняя часть кузова, рассчитанная на перевозку 8 солдат, прекрасно подходило для функций штабной машины. Посему фотографий, где внутри Mercedes-Benz L 1500 A сидят немецкие генералы, вполне хватает. Нередко подобные машины оказывались в составе частей полевой жандармерии, одна такая машина сохранилась до наших дней. Также данная машина вполне подходила на роль легкого артиллерийского тягача. Просторный багажник вполне позволял перевозить внутри боекомплект, а сзади цеплялась либо легкая зенитка, либо противотанковая пушка.
Иные кузова, например, санитарные фургоны, на полноприводное шасси ставились редко. Для этого обычно применялись заднеприводные шасси Mercedes-Benz L 1500 S. Более того, для значительной части задач вполне хватало заднего привода. Результатом стало то, что в 1943 году выпуск Mercedes-Benz L 1500 A прекратился. Выпустили таких машин 4903 штук, причем подавляющее большинство из них до наших дней не сохранилось. В России сейчас таких машин минимум 3 штуки, из них 2 полностью восстановлены, еще 1 ждет своего часа.
В случае же с Mercedes-Benz L 1500 S выпуск продолжался дольше - до 1944 года, изготовили 4101 автомобиль этого типа. Гораздо интереснее, что из этого числа 3601 машина относилась к модификации "легкий пожарный автомобиль" (leichte Löschgruppenfahrzeug), или LF.8. В подобном исполнении на шасси ставился четырехдверный кузов на 8 посадочных мест с большим багажным отделением сзади. Остальные шасси пошли на изготовление бортовых грузовиков и крайне ограниченного числа спецмашин, включая санитарные фургоны.
Самое интересное, что именно пожарная версия стала залогом выживания многих из сохранившихся сейчас Mercedes-Benz L 1500 S. Применялись они в тыловых частях и полугражданских организациях, что позволило автомобилям пережить войну. После войны оставшиеся в строю пожарные машины долго использовали по прямому назначению, более того, известны случаи переделки в подобную версию и полноприводных L 1500 A. Сейчас идет обратный процесс, то есть переделка бывших пожарных Mercedes-Benz L 1500 A в варианты с 10-местными кузовами. Оригинальных же кузовов такого типа сохранилось 1-2 штуки.
Список источников:
www.kfzderwehrmacht.de
Архив автора
Архив Вячеслава Лен
Другие статьи по немецким военным легковым автомобилям:
Рассказ о немецкой командирской машине Horch 830 R Kfz.17, одном из участников фестиваля Militracks
История австрийского единого тяжелого военного внедорожника Steyr 1500A/2000A
План Шелла как попытка оптимизации немецкой автомобильной промышленности, и что из этого получилось
Рассказ о немецких командирских машинах, которые известны под общим прозвищем "Кюбельваген"