Найти тему
Перо и Пыль Истории

Кем были трагические герои изуверских развлечений Древнего Рима

Оглавление

Гладиаторы в Древнем Риме жили жизнью, наполненной крайней жестокостью. Некоторые, как Спартак, также получили внушающую благоговение публику. Читайте дальше, чтобы узнать больше о звездах древней арены.

Гладиаторы занимали уникальное положение в древнеримском обществе. Их одновременно боялись и любили, поносили и восхищались ими те, кого они развлекали. Они занимали самую низкую ступень социальной лестницы вместе с рабами. Некоторые также страдали от позора infamia лишения всех прав гражданина. Однако их также почитали за храбрость и мастерство, и немногие счастливчики достигли впечатляющего уровня популярности и славы. Некоторые, как Спартак, даже бросили вызов империи.

Гладиаторами были как мужчины, так и женщины, которые ежедневно сталкивались со страхом и жестокостью. Они сражались за свои жизни в качестве общественного развлечения по всей Римской империи и часто покидали арену только в результате победы или смерти.

Откуда возникла концепция гладиаторов в Древнем Риме?

Терракотовая статуэтка гладиатора, идентифицированного как секутор по его шлему и щиту, I—II вв. н. э., из Метрополитен-музея
Терракотовая статуэтка гладиатора, идентифицированного как секутор по его шлему и щиту, I—II вв. н. э., из Метрополитен-музея

Широко распространено мнение, что концепция боя в доспехах как формы развлечения зародилась у этрусков. Этруски были из региона Этрурия в Италии, и их могущество достигло пика в 7 веке до н. э. В этрусской культуре парные бои проводились на похоронах погибших воинов. Также имеются свидетельства того, что в Греции проводились погребальные игры в честь умерших, начиная с бронзового века.

Первые гладиаторские игры появились в Риме в 264 г. до н. э. Здесь три пары мужчин сражались в честь смерти Децима Юния Перы. В 46 г. до н. э. Юлий Цезарь был первым, кто провел гладиаторские игры, не имевшие памятной цели. Вскоре публичные игры стали полезным инструментом для богатых людей, чтобы обрести широкую популярность. Это продолжалось и в эпоху империи; и Август, и Траян проводили игры с участием тысяч гладиаторов во время своего правления.

Амфитеатры и гладиаторы

-3

Огромные каменные амфитеатры стали синонимом гладиаторских боев. Но первые гладиаторские бои в Риме на самом деле проводились на Форуме во временных деревянных сооружениях. Первый каменный, специально построенный амфитеатр в Риме, построенный Титом Статилием Тавром, был построен только в 29 г. до н. э. Вскоре во многих крупных римских городах появились собственные амфитеатры. Археологические останки этих сооружений можно найти повсюду от Британии до Турции.

Несомненно, самым известным римским амфитеатром является Колизей в Риме. Известный во времена Римской империи как Амфитеатр Флавиев, он был достроен во время правления Тита и официально открыт в 80 году н. э. Он вмещал около 50 000 человек и даже имел механический тент, чтобы не допустить попадания солнца на сиденья. Здесь все могли наблюдать за гладиаторскими играми, от сенаторов до женщин и даже рабов, хотя и с раздельными сиденьями. Инклюзивный характер этого общественного развлечения был ключевым фактором широкой популярности гладиаторов.

Жизнь гладиатора

Фрагмент стеклянного сосуда для питья с изображением гладиатора, возможно, ретария, IV в. н. э., из Британского музея.
Фрагмент стеклянного сосуда для питья с изображением гладиатора, возможно, ретария, IV в. н. э., из Британского музея.

Люди становились гладиаторами по разным причинам. Многие были военнопленными, захваченными в военных походах по всей империи. Некоторые были осужденными преступниками, которые избежали казни и были вынуждены стать гладиаторами в качестве наказания. Некоторые были свободнорожденными гражданами, которые связывали себя с владельцем гладиатора за плату и сражались под именем этого владельца. Многие гладиаторы были рабами, которых продавали в школы гладиаторов из-за их физических способностей. Некоторых даже покупали в качестве инвестиций, как сегодня скаковых лошадей.

Бронзовая фигурка гладиатора, возможно, мурмиллона, идентифицированная как часть приспособления для повозки, I—II вв. н. э., по данным Британского музея.
Бронзовая фигурка гладиатора, возможно, мурмиллона, идентифицированная как часть приспособления для повозки, I—II вв. н. э., по данным Британского музея.

Гладиаторы жили и тренировались в школе, известной как лудус, под руководством тренера (ланиста), который часто был бывшим гладиатором. Таким образом, гладиаторы были дорогим товаром для владельцев школ и, следовательно, о них относительно хорошо заботились. У них был структурированный ежедневный режим тренировок и строгая диета, во многом как у современных спортсменов.

Термин «гладиатор» происходит от латинского слова gladius, означающего меч, жизненно важного элемента снаряжения для любого гладиатора.

Гладиаторы различались по своему вооружению и доспехам, и каждый тип гладиатора имел свое особое имя. Мурмиллон был назван в честь средиземноморской рыбы, и эта тема была продолжена в гребне в форме рыбы на его шлеме. Это хорошо вооруженный гладиатор, который располагал большим продолговатым щитом, коротким мечом и поножами на левой ноге. Самниты - также тип тяжело вооружённых гладиаторов, имели продолговатый щит и короткий меч. Они носили отличительный шлем с решетчатым забралом, которое как и обеспечивало им защиту, так и ограничивало обзор.

Секутор носил доспехи средней тяжести, включавшие защиту руки с мечом и поножи на одной ноге. Он носил небольшой щит, чтобы иметь возможность лучше двигаться. Фракиец имел похожие доспехи, но держал изогнутый меч, известный как Сика. Возможно, самым известным фракийцем был лидер повстанцев Спартак.

Мраморная статуя раненой амазонки-воительницы, I—II вв. н. э., из Метрополитен-музея
Мраморная статуя раненой амазонки-воительницы, I—II вв. н. э., из Метрополитен-музея

Самым легковооруженным гладиатором был ретиарий. Он почти не носил доспехов, а его оружие состояло из сети и трезубца. То, чего ему не хватало в защите, он восполнял ловкостью, поскольку мог использовать скорость, чтобы опережать своих противников.

Интересно, что есть также рассказы о женщинах-гладиаторах, иногда появлявшихся на арене. Женщина-гладиатор, или гладиаторша, сражалась только с другими женщинами. Обычно они не носили доспехов, за исключением поножи на одной ноге, и носили продолговатый щит и меч. Женщины-гладиаторы часто ассоциировались с амазонками, воительницами греческой мифологии. Есть записи о таких именах, как Амазония и Пентесилея. Поэт-сатирик Ювенал в описании женщин, которые сражались на арене, отмечает «обнаженные груди», что также было характерной чертой амазонок.

Гладиаторы – звезды спорта Древнего мира

Терракотовая масляная лампа с изображением тяжеловооруженного гладиатора, возможно, мурмиллона или самнита, 40—80 гг. н. э., из Метрополитен-музея
Терракотовая масляная лампа с изображением тяжеловооруженного гладиатора, возможно, мурмиллона или самнита, 40—80 гг. н. э., из Метрополитен-музея

Гладиаторы были социальным парадоксом; они подвергались остракизму из-за своего социального статуса, но ими очень восхищались за их мастерство. Популярность гладиаторов можно увидеть в количестве повседневных предметов, на которых они изображены. Лампы, такие как та, что выше, и домашние чаши, украшенные сценами гладиаторских боев, были очень распространены.

Публичные игры, включавшие бои гладиаторов, пользовались огромной популярностью у всех, от сенаторов до рабов. Примечательно, что есть свидетельства того, что сенаторы и всадники даже сами хотели сражаться как гладиаторы. Императоры Август и Тиберий ввели законы, запрещающие членам этих элитных слоев общества становиться гладиаторами. Однако римский историк Кассий Дион рассказывает нам, что император Коммод однажды объявил себя гладиатором. Говорят, что он убил много людей и диких зверей на публичной арене ради собственного развлечения.

Камея императора Нерона, XVI век, из Британского музея
Камея императора Нерона, XVI век, из Британского музея

Император Нерон также был большим поклонником гладиаторских боев и даже основал собственную школу гладиаторов. Во время его правления гладиатор по имени Спикул прославился благодаря своим многочисленным победам. Римский историк Светоний говорит, что Нерон лично наградил Спикулуса домами и поместьями, как будто тот был победоносным полководцем, вернувшимся с войны.

Поэты даже посвящали поэмы известным гладиаторам. Марциал написал поэму бойцу по имени Гермес, который был ретиарием и также тренером. Марциал говорит, что он был настолько искусен, что мог победить, даже не ранив противника.

Говорят, что римские женщины были очарованы мускулистыми и храбрыми мужчинами арены. Сатирик Ювенал рассказывает об Эппии, жене сенатора, которая сбежала в Египет с гладиатором по имени Сергий. Ювенал говорит, что Сергий не был красив, но «он был гладиатором. Это делает любого Адонисом».

Спартак – мятежный гладиатор

Гравюра «Спартак», Огюст Бланшар, копия Доменикино, 1839–1847, из Британского музея
Гравюра «Спартак», Огюст Бланшар, копия Доменикино, 1839–1847, из Британского музея

Спартак, пожалуй, самый известный римский гладиатор. Он был бывшим римским вспомогательным солдатом, который стал фракийским гладиатором, базировавшимся в школе в Капуе, на юге Италии. В 73 г. до н. э. в гладиаторских школах в районе Капуи начали расти коллективные волнения. Спартак, прирожденный лидер, выдвинулся вперед вместе со своим правым помощником Криксом, который был кельтского происхождения.

Вскоре к их делу присоединились рабы и даже свободнорожденные граждане, работавшие в сельских районах южной Италии. По оценкам, число сторонников составляло от 70 000 до 100 000 человек на пике восстания. Древний историк Аппиан дает объяснение масштабам этого сопротивления римскому режиму. Многие свободнорожденные мужчины, живущие в сельской местности, устали от потери своих земель из-за богатых землевладельцев, которые затем создали огромные поместья, управляемые рабами. Так армия Спартака завоевала лояльность не только рабов, но и римских граждан.

Спартак, Дени Фуатье, 1830, Лувр
Спартак, Дени Фуатье, 1830, Лувр

С 73 по 72 г. до н. э. эта неформальная армия победила двух римских командиров, а также обоих консулов ​​и их легионы. Когда они в конце концов достигли Цизальпийской Галлии на севере, Спартак думал, что большинство его сторонников разойдутся по своим родным землям. Но вместо этого они остались с ним. Поэтому они вернулись на юг с планами вторжения в Сицилию. Но в Лукании их внезапно остановил римский полководец Красс и его легионы. Красс был беспощаден и распял всех, кого поймал. Спартак также был убит, но по непонятной причине его тело так и не было найдено.

Беспрецедентный масштаб и характер восстания потрясли римский истеблишмент. Спартак оставил после себя значительное наследие как гладиатор, поставивший на колени самое могущественное государство своего времени. Плутарх говорит, что те, кто сражался со Спартаком, восхищались им за его храбрость, ум и сострадательное руководство.

Пути выхода из арены – смерть или свобода

-12

Судьба гладиатора могла быть решена за несколько коротких мгновений на арене. Именно это чувство опасности действительно разжигало пыл толпы. Весь график дня публичных игр был структурирован вокруг гладиаторских боев. Другие мероприятия, проводившиеся ранее в тот же день, включали охоту на диких зверей, имитацию морских сражений и казнь преступников.

Когда их время наконец пришло, гладиаторов провели по арене, чтобы толпа могла ими полюбоваться. Если присутствовал император, они вставали вместе и провозглашали следующее: «Да здравствует Цезарь! Мы, идущие на смерть, приветствуем тебя!»

Затем начинались первые поединки. Неправда, что все гладиаторские бои заканчивались смертью одного из бойцов. Гладиаторы были очень дорогими, и побежденного бойца часто щадили, особенно если он пользовался популярностью у толпы.

-13

Победитель, в теории, мог решить, дать ли жизнь или смерть своему противнику. Но если присутствовал император, то эта привилегия переходила к нему. Ревущая толпа также имела большое влияние на окончательное решение. Император указывал на свой выбор большим пальцем вверх для помилования или большим пальцем, указывающим на горло для смерти.

Успешные гладиаторы обычно получали какую-то награду. Это могло включать золотые монеты или серебряные изделия, а также время с проститутками. Тем, кто был постоянным победителем, в конечном итоге предлагалась свобода по усмотрению ланисты. Затем им вручали деревянный меч (rudis) как символ их свободы. Известно, что некоторые императоры также давали свободу на месте на арене. В 109 г. н. э. император Траян объявил, что все, кто выжил в его гладиаторских играх (которые длились 123 дня), могут быть освобождены.

Последнее слово – Гладиаторы и их эпитафии

-14

Многое из того, что мы знаем о гладиаторах, исходит из литературы элиты, и существует мало свидетельств из первых рук об их жизни. Письменные свидетельства предлагают некоторые из лучших примеров, но даже они не в изобилии.

В Помпеях есть несколько интересных граффити, которые содержат имена конкретных гладиаторов, а также количество успешных боев, которые каждый из них завершил. Но граффити, скорее всего, были созданы фанатами, а не самими гладиаторами.

Погребальные эпитафии, пожалуй, единственные примеры, когда мы можем услышать подлинный голос гладиатора. Эти надписи могут дать интересные сведения о карьере отдельных людей. Например, эпитафия знаменитого гладиатора по имени Фламма рассказывает нам, что ему четыре раза предлагали деревянный меч свободы. Каждый раз он отклонял его в пользу продолжения своей жизни на арене.

Надгробный камень гладиатора по имени Мирон, украшенный венками победы (едва виден), III—IV вв. н. э., из Лувра.
Надгробный камень гладиатора по имени Мирон, украшенный венками победы (едва виден), III—IV вв. н. э., из Лувра.

Также можно найти трогательные детали. Эпитафия гладиатора по имени Маседо сообщает нам, что он умер в возрасте 20 лет, погибнув в своем первом бою. Некоторые надписи включают дополнительную информацию, такую ​​как советы или предупреждения и предостережения другим. Один человек мудро советует, что каждый должен убить своего противника, когда у него есть шанс, на случай, если он вернется, чтобы отомстить.

Некоторые эпитафии гладиаторов используют более формальный язык погребальных надписей. Возможно, это была попытка возвысить себя над своим низким социальным статусом. Иногда использовались также образы, такие как победные венки на погребальном рельефе выше. Часто можно увидеть определенное оружие, которое имело целью персонализировать мемориал.

Короче говоря, надгробия и эпитафии были драгоценной возможностью для гладиатора выразить свою индивидуальность и продемонстрировать свои достижения, которые противостояли жизни, полной невообразимой жестокости и рабства

#амфитеатр #самнит #мурмиллон #оружие #Древняя Греция #Сика #гладиаторы