Катана почти мифична из-за легендарной преданности японских кузнецов своему ремеслу. Это процесс, при котором некачественный железный песок оттачивается до смертоносной стали.
Мы все знаем, насколько популярна катана среди мечей. Практически каждое телешоу, видеоигра, аниме, манга или комикс, в которых есть персонаж, владеющий мечом, изображает культовый японский клинок. Из-за этих многочисленных вымышленных влияний неудивительно, что многие люди начали их коллекционировать.
Приток фамильных мечей японских офицеров (многие из которых были потомками самурайских семей), привезенных в качестве военных трофеев в Соединенные Штаты после Второй мировой войны, также способствовал росту интереса к этому оружию. Однако этот рост спроса привел к всплеску массового производства низкокачественных мечей.
Вот как куется настоящая катана.
1. Создание настоящей катаны: Тамахагане
Тамахаганэ (буквально «драгоценная сталь») — это руда, из которой создается настоящая катана. Полный процесс выплавки тамахаганэ из сатэцу (черный железный песок) выходит за рамки этой статьи, но он включает в себя нагревание смеси сатэцу и мацузури (сосновый уголь) для создания цветка стали. Большая часть того, что создается на этом этапе, не будет полезно для изготовления меча, но может пойти на другие инструменты. Демонстрационные образцы, с другой стороны, часто изготавливаются из нержавеющей стали 440, хрупкого материала, который не выдерживает испытаний на прочность при вытягивании до длины меча.
2. Разделение частей
Когда кузнец получает тамахаганэ, он начинает разбивать руду на куски, чтобы отсортировать их на более мягкие и более твердые стали. Отдельные куски нагреваются и куются в тонкие пластины толщиной около четверти дюйма. Кузнец учится различать по цвету и резанию то, чем станет каждый кусок тамахаганэ. Это далеко не точная наука; древние кузнецы так сильно полагались на цвет стали, что работа часто выполнялась в темноте. Более мягкие куски характеризуются закругленным срезом. Более твердые куски характеризуются более чистыми краями. По правде говоря, куски тамахаганэ можно сгруппировать в пять отдельных классификаций.
Наиболее распространенная схема для состава меча состоит из двух типов стали. Синганэ (внутренний слой) образует хребет клинка; он позволяет металлу сгибаться и поглощать напряжение, что важно при парировании приближающегося меча. Каваганэ (внешний слой) тверже и будет сохранять остроту в течение сотен лет при правильном уходе. Поскольку мы фокусируемся только на базовом типе конструкции настоящей катаны, мы не будем углубляться в методы, используемые известными кузнецами, такими как Горо Масамунэ, который, как утверждается, создал мечи с семью различными степенями тамахаганэ.
3. Сборка
После того, как блок собран путем соединения кусков руды, его заворачивают во влажную рисовую бумагу и посыпают соломой. Бумага и солома выполняют две разные функции: они помогают уменьшить потерю углерода через окисление и удерживают блок вместе, чтобы его можно было ковать.
Стальной блок нагревается не до точки плавления; вы никогда не захотите полностью расплавить сталь, которую собираетесь выковать в меч, потому что это нарушает молекулярную структуру металла. Все верно — все те сцены, которые вы видели в фильмах, где кузнец выливает емкость с расплавленным металлом в форму и дает ей остыть, неправильны. Как только металл нагреется до достаточного уровня, кузнец вынимает его из горна и начинает ковать его молотом. Когда он достаточно истончится, они делают надрез на прутке.
4. Очистка
Следующий шаг включает в себя складывание металла с помощью техники, называемой мидзу-учи (удары водой). Основная цель складывания и ковки стали — вытеснить все примеси и пустоты из металла. Сила удара молота вместе с термическим шоком холодной воды вытягивает примеси к поверхности.
Процесс складывания настоящей катаны происходит до 20 раз, каждый раз, когда заготовка разрезается вдоль другой оси. Если вы знаете свою степень двойки, вы знаете, что складывание чего-либо пополам 20 раз даст ему непристойное количество слоев. За пределами этой точки любая польза от складывания стали уменьшается. Здесь мы должны обратиться к популярному мифу; многие сторонники катаны считают, что складывание стали — это метод, который повышает качества меча до почти мифического уровня. Хотя его созданию придается большое религиозное значение, складывание стали просто превращает то, что изначально было некачественным железом, во что-то, что может сравниться с другими мечами.
После того, как блок сложен и кузнец убедился, что он достаточно чист по составу, каваганэ (внешний слой) выковывается в желобообразную форму. Затем он откладывается в сторону. На этом этапе изготавливается синганэ (внутренний слой) из низкоуглеродистой стали, которая станет сердцевиной меча. После того, как обе части стального блока, которые станут готовой настоящей катаной, сделаны, настало время соединить их вместе. Синганэ аккуратно вставляется в каваганэ, и сборка выковывается вместе. Теперь блок можно вытянуть до длины меча. Кузнец начинает создавать базовую геометрию клинка.
5. Формирование
На конце накаго (хвостовика) лезвия вырезаются мунемачи (задняя выемка) и хамачи (выемка на краю), а в накаго просверливается одно или два отверстия для мекуги (бамбукового удерживающего штифта). Для более длинных клинков, таких как тати, обычно было два отверстия. Накаго оставляют немного толще, чем остальная часть меча, и придают ему грубую текстуру, чтобы он мог плотно прилегать к цуке (рукояти). Мекуги служит дополнительной мерой предосторожности, чтобы лезвие и рукоять оставались прикрепленными.
На этом этапе процесса меч не имеет изгиба. Изгиб — это всего лишь побочный эффект закалки и термообработки меча, но он хорошо подходит для боевых приемов самураев. Изогнутый клинок легче использовать верхом на лошади, и он отлично подходит для ближних ударов. Одна из ветвей кэндзюцу (японского фехтования), называемая баттодзюцу, фокусируется на атаке непосредственно из выхвата. Примерно до 800 г. н. э. японский меч был прямым и больше напоминал китайский цзянь. Они называются чокуто.
Затем кузнец создает глиняную суспензию и равномерно наносит ее на клинок, окрашивая его в желаемый узор, известный как хамон (линия закалки). Затем он помещает меч в огонь для термообработки. Глина действует как изолятор; только лезвие подвергается максимальному количеству тепла. Это еще один отличительный аспект: подлинный хамон выглядит мутным, тогда как узор на современных репродукциях лезвий катаны протравлен кислотой. После нагревания примерно до 1650 градусов по Фаренгейту кузнец закаливает клинок, опуская его лезвием вниз в воду. Разница температур между ха (режущей кромкой) и муне (задней кромкой) заставляет муне сжиматься больше, придавая настоящей катане ее характерный изгиб.
На японских мечах можно увидеть три типа сори (изгибов). Первый — коши-зори (буквально «изгиб талии»), который можно увидеть на дзёкото (древние мечи, до 900 г. н. э.) и кото (старые мечи, 900-1596 гг. н. э.), где самая глубокая часть изгиба находится ближе к накаго. Второй, который можно увидеть на синто (новые мечи, 1596-1787 гг. н. э.), называется нака-зори (средняя кривая) или тори-зори. Здесь меч кажется изогнутым равномерно по всей длине. Третий, который можно увидеть на клинках син-синто (более новых мечах, 1787-1876 гг. н. э.), — саки-зори (изгиб кончика). Вы также можете увидеть его на многих современных репродукционных клинках.
По желанию кузнец может также использовать специальный резец, чтобы добавить бо-хи (паз). Это не предназначено для того, чтобы кровь легче вытекала из раны, как это обычно думают. Скорее, бо-хи уменьшает вес клинка, не ослабляя его. Он также позволяет мечу производить тачикадзэ (ветер меча) при резке. Характерный свистящий звук информирует владельца о том, что выравнивание кромки правильное. Еще одним шагом в традиционном процессе изготовления настоящей катаны является добавление кузнецом своего мэй (подписи). Эта надпись содержит имя кузнеца, дату выковки меча и иногда имя самурая, которому он принадлежал.
6. Полировка
На этом работа кузнеца заканчивается. Затем меч отправляется к полировщику, в чьи обязанности входит определение геометрии и кромки клинка. На изображении выше показаны клинки катаны, которые хранятся в простой ширасайе во время транспортировки.
Полировщик начинает ситадзи-тоги (грубую полировку) с помощью грубого камня, называемого утигумори. Он трёт меч об него, придавая лезвию форму и избавляясь от любых царапин или следов от ковки. Затем он промывает меч, переходя к более тонкому сорту камня, чтобы начать сиагэ -тоги (тонкую полировку). Камни на этом этапе полировки прикрепляются к бумаге и трутся под точными углами, чтобы подчеркнуть скос меча, а также удалить любые следы от предыдущего этапа полировки.
Накаго не полируется и его никогда не следует чистить, поскольку это снижает способность рукояти удерживать лезвие на месте с помощью трения. Чтобы отполировать кромку и hi (канавку), если она есть, полировщик использует uchiko тип порошка, используемого для чистки настоящей катаны. Готовый клинок затем возвращается кузнецу, который проверяет и исправляет любые ошибки. Затем меч может получить свою koshirae (оправу), которая изготавливается рядом разных мастеров.
Выковываем настоящую катану: заключительные мысли
Одним из аспектов катаны, который отличает ее от других мечей, является ее модульная конструкция. Лезвие — это истинное сердце меча. Другие части, кошираэ, такие как цука/цуба (гарда) или сая (ножны), могут быть заменены по мере необходимости. Процесс создания настоящей катаны может занять почти три месяца для одного меча. Даже с более слабой сталью кузнецы мечей древней Японии могли использовать этот процесс ковки, чтобы создать оружие, достойное своей репутации.
#история #япония #легенда #катана #меч #сталь #оружие #кузнец #гарда #рукоять #душа воина