Найти в Дзене
Перо и Пыль Истории

Смерть в Древнем Риме: разбор удивительной связи между жизнью и смертью

Оглавление

Смерть в Древнем Риме — это многогранная и захватывающая тема. Ниже вы узнаете о верованиях в загробную жизнь, погребальных обрядах и способах увековечения памяти усопших в римском обществе.

Скелет на мозаичном полу: «Познай самого себя»

Отношение к смерти в Древнем Риме было сложным и не сводилось к единой точке зрения. Эта обширная тема охватывает всё — от представлений о загробной жизни до погребальных ритуалов и практик увековечивания памяти умерших. Изучая её, необходимо учитывать и внешние влияния, особенно древнегреческую культуру, а также то, как менялись взгляды и традиции с течением времени. Таким образом, смерть в Древнем Риме — это не только разнообразная, но и крайне познавательная область, способная пролить свет на многие аспекты римской цивилизации.

Смерть и общество в Древнем Риме

Анализ отношения римлян к смерти позволяет понять не только их взгляды на посмертие, но и многое о самих живых. Смерть и погребальный ритуал часто становились возможностью продемонстрировать социальный статус — как самого умершего, так и его семьи. Похороны служили не только данью памяти предкам, но и напоминанием о будущих потомках. Памятники смерти — такие как гробницы и эпитафии — были важными постоянными символами, значимыми как для умерших, так и для живых представителей всех слоёв римского общества.

Мозаика с изображением черепа из Помпей, 1 век н.э. (Национальный археологический музей Неаполя)
Мозаика с изображением черепа из Помпей, 1 век н.э. (Национальный археологический музей Неаполя)

По сохранившимся артефактам можно составить представление о роли смерти в повседневной жизни древних римлян. Одни римляне были крайне суеверны и всеми силами старались избегать всего, связанного со смертью. Другие же, напротив, окружали себя её образами: статуэтками скелетов, мозаиками с черепами. Эти изображения трактуются как напоминание о быстротечности жизни и важности жить достойно.

Смерть регулярно фигурировала и в римской философии, и в поэзии. Поэт Гораций горячо выступал за то, чтобы мысль о смерти вдохновляла к полноценной жизни. Он оставил нам известные выражения, такие как «carpe diem» (лови момент / живи настоящим).

Представления о загробной жизни в Древнем Риме

Аэней и Сивилла в подземном царстве, Ян Брейгель Младший, 1630-е гг. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)
Аэней и Сивилла в подземном царстве, Ян Брейгель Младший, 1630-е гг. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

В Древнем Риме не существовало единых или обязательных представлений о загробной жизни. В целом считалось, что души умерших продолжают существование в подземном мире. Влияние греческой культуры заметно, например, в поэме Вергилия «Энеида», где герой Эней отправляется в загробное царство, аналогичное греческому Аиду. Там он встречает поля Элизия — обитель праведных душ, а также Тартар — место вечных мучений. Души непогребённых покойников, по поверьям, бродили по берегам реки Стикс и тревожили живых.

Божества подземного мира — Плутон, Персефона и Меркурий — широко почитались, особенно в тяжёлые моменты жизни. Верили и в Ди Манес — духов умерших или мелких подземных божеств, к числу которых, как считалось, присоединялись души усопших.

Погребальная маска из римского Египта, II век н.э. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)
Погребальная маска из римского Египта, II век н.э. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Поклонение душам умерших включало даже специальные праздники. Ди Манес чествовали во время Паренталии, ежегодно с 13 по 21 февраля, а также в дни рождения и смерти усопшего. Даже для непогребённых существовал свой праздник: Лемурии, проводившиеся в мае, когда пытались умилостивить их беспокойные души.

Умершие продолжали жить и в домашнем, и в общественном пространстве — через изображения. В домах, особенно аристократических, было принято изготавливать маски с лиц умерших родственников, иногда уже после их смерти. Эти маски сохранялись в семье на протяжении поколений и выставлялись в атриуме (главном зале дома). Во время похоронной процессии их надевали живые члены семьи, чтобы почтить память предков.

Императоры и жизнь после смерти

Мраморный портрет Юлия Цезаря, I в. до н.э. – I в. н.э. (аукцион Christie’s)
Мраморный портрет Юлия Цезаря, I в. до н.э. – I в. н.э. (аукцион Christie’s)

Жизнь после смерти у римских императоров имела особый характер. После убийства в 44 году до н.э. Юлий Цезарь стал первым смертным в Риме, возведённым в ранг божества. Такой процесс назывался апофеозом. За ним последовали и другие императоры, которых обожествляли после смерти. Некоторые, такие как Калигула и Коммод, настаивали на божественном статусе ещё при жизни, однако большинство, включая Августа, отказывались от обожествления при жизни, предпочитая это посмертному возвеличиванию.

Погребальные обряды в Древнем Риме

В Древнем Риме смерть воспринималась как нечто, что может быть заразным или вредоносным для живых. Поэтому существовало строгое физическое разделение между пространством жизни и смерти. Вокруг населённых пунктов проходила священная граница — помериум, и только за её пределами разрешалось хоронить умерших. По обе стороны дорог, ведущих в город и из него, путники часто встречали гробницы, выстроенные вдоль пути — привычная часть римского ландшафта.

Изоляция во время траура

Это стремление к разделению касалось и родственников покойного: в течение восьмидневного траурного периода семья должна была изолироваться от общества и вновь вступала в общественную жизнь лишь по окончании погребения. Символом траура служили ветви кипариса, которые вывешивали у входа в дом.

Мраморный саркофаг с изображением триумфа Диониса и времён года, 260–270 гг. н.э. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)
Мраморный саркофаг с изображением триумфа Диониса и времён года, 260–270 гг. н.э. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Многие элементы римских погребальных обрядов находят параллели в традициях, существующих и по сей день. Например, надгробную речь (eulogy) часто произносил один из членов семьи. Ближайшие родственники имели особые обязанности — закрыть глаза и рот умершего, сопровождать тело до места кремации или захоронения. При кремации именно родственник зажигал погребальный костёр и впоследствии собирал и очищал кости для помещения их в урну.

Обычаи, связанные со смертью, менялись на протяжении веков, особенно это касается способов захоронения. Самые ранние известные римские захоронения относятся к X веку до н.э., среди них встречаются как погребения в землю, так и кремации с помещением праха в урны. Ни один из этих обрядов не был строго привязан к какому-либо социальному классу или конкретному периоду.

Изменение практик: от кремации к захоронению

В позднереспубликанский период (II–I века до н.э.) кремация стала наиболее распространённой формой погребения. Прах умерших помещали в урны, которые затем устанавливали в семейных мавзолеях. Менее обеспеченные граждане использовали общие колумбарии — кирпичные сооружения с многочисленными нишами для урн.

Однако к II–III векам н.э. вновь получила распространение практика захоронения тел, что совпало с возникновением и укреплением христианства, отдававшего предпочтение телесным захоронениям. Подобно обычаям других культур, богатые римляне нередко хоронили умерших вместе с погребальным инвентарём — дорогими керамическими изделиями, украшениями и другими предметами, символизирующими статус и память.

Гробницы и надписи на надгробиях в Древнем Риме

Мраморный римский погребальный рельеф с эпитафией, посвящённой Антистию и его жене Плутии, установлен их вольноотпущенниками Руфом и Анфом, 30–10 гг. до н.э. (Британский музей, Лондон)
Мраморный римский погребальный рельеф с эпитафией, посвящённой Антистию и его жене Плутии, установлен их вольноотпущенниками Руфом и Анфом, 30–10 гг. до н.э. (Британский музей, Лондон)

Увековечение жизни и смерти человека в Древнем Риме часто происходило через сооружение гробниц и эпитафии. Эти формы памяти применялись всеми слоями общества — от рабов до императоров.

Многие римляне верили, что бессмертие достигается через сохранение памяти о человеке в сердцах и умах потомков. Надписи на камне и устойчивые монументы, как гробницы, служили способом продлить эту память — как физически, так и символически.

Уход за могилой считался важнейшим долгом родственников и вольноотпущенников усопшего. В дни рождения и смерти у гробниц проводились ритуалы поминовения: в землю выливали возлияния, приносили пищу — в знак того, что душа умершего продолжает жить в ином мире.

Греческая мраморная надгробная стела, посвящённая Дориас, дочери Посейдония, 350–25 гг. до н.э. (аукцион Christie’s)
Греческая мраморная надгробная стела, посвящённая Дориас, дочери Посейдония, 350–25 гг. до н.э. (аукцион Christie’s)

Происхождение римской эпитафии восходит к древнегреческим стелам — надгробным памятникам VII века до н.э. Надписи на греческих и римских гробницах, как правило, имели формульный характер, но часто включали сжатую личную информацию: посвящение духам Манес, имена покойного и того, кто установил памятник, их родственные связи, профессию, возраст смерти и обязанности потомков по содержанию гробницы.

Некоторые эпитафии стремились обратиться к прохожим, привлекая их внимание и подталкивая к прочтению. Обращения вроде viator («путник») или hospes («гость») были распространёнными способами вступить в диалог с живыми. Так называемые «говорящие гробницы» стремились продлить память об усопшем через создание связи с обществом.

Надгробная надпись, посвящённая Марку Ульпию Урбану, вольноотпущеннику императорского дома, II в. н.э. (Капитолийский музей, Рим)
Надгробная надпись, посвящённая Марку Ульпию Урбану, вольноотпущеннику императорского дома, II в. н.э. (Капитолийский музей, Рим)

Эпитафии и надгробные памятники в Древнем Риме отличались большим разнообразием форм и стилей, зачастую отражая социальный статус усопшего. Выше приведённая надпись посвящена Марку Ульпию Урбану, бывшему рабу, ставшему ювелиром при императорском дворе. Аккуратность и чёткость букв указывают на высокую стоимость исполнения. Надпись сообщает, что гробница была установлена самим Урбаном и его супругой. Выбор элегантной и торжественной формы отражает то, каким Урбан хотел предстать в глазах общества.

Надпись, посвящённая Гноме — рабыне и парикмахеру, II г. н.э.
Надпись, посвящённая Гноме — рабыне и парикмахеру, II г. н.э.

Другая эпитафия посвящена Гноме, служанке и парикмахеру некой Пиерис. Обе носили имена греческого происхождения, что характерно для многих рабов того времени. Возможно, Пиерис была бывшей рабыней. Буквы здесь грубее и менее выверены, что указывает на низкую стоимость памятника и отражает рабский статус Гномы.

Выдающиеся монументы смерти в Древнем Риме

Гробница булочника Эврисака, Porta Maggiore, Рим, 50–20 гг. до н.э.
Гробница булочника Эврисака, Porta Maggiore, Рим, 50–20 гг. до н.э.

Некоторые гробницы были демонстрацией богатства и статуса в исключительно масштабной форме. Яркий пример — гробница булочника Эврисака в Риме, сохранившаяся до наших дней. Надписи указывают, что он был поставщиком хлеба, а вся гробница оформлена фризом, изображающим этапы выпечки хлеба. Целая сторона усыпальницы заполнена круглыми нишами, которые, по мнению исследователей, имитируют печи для выпекания.

Размер и оформление гробницы свидетельствуют о том, что для Эврисака загробная память имела огромное значение — он хотел, чтобы его имя не исчезло с лица земли. Исходя из стиля и масштаба, большинство учёных считает, что Эврисак был очень богатым вольноотпущенником.

Аппиева дорога, долина Каффарелла, Рим (WSHU Public Radio)
Аппиева дорога, долина Каффарелла, Рим (WSHU Public Radio)

Однако огромные гробницы были не только прерогативой «новых римлян» из богатых вольноотпущенников. По Аппиевой дороге, главной артерии Рима, до сих пор можно увидеть величественные мавзолеи. Среди них особенно выделяется мавзолей Цецилии Метеллы, жены Марка Лициния Красса — сына одного из членов первого триумвирата, Марка Красса. Это массивное сооружение с башней и зубцами больше похоже на замок, чем на традиционную гробницу, и даже использовалось как крепость в Средние века.

В отличие от усыпальницы Эврисака, трудно сказать, насколько мавзолей Цецилии отражает её личность. Войсковой стиль гробницы мало соотносится с образом знатной римлянки. Скорее всего, мавзолей выражал претензию семьи на древность и власть, нежели подлинную память о человеке.

Гравюра Пиранези: мавзолей Цецилии Метеллы, 1762 г.(Институт искусств Миннеаполиса)
Гравюра Пиранези: мавзолей Цецилии Метеллы, 1762 г.(Институт искусств Миннеаполиса)

Заключение:

Погребальные обряды в Древнем Риме иллюстрируют не только представления о смерти, но и общественные нормы, религиозные верования и социальные различия. Постоянно эволюционируя, эти практики отражали изменения в мировоззрении римлян — от языческих ритуалов к христианским символам, от кремации к захоронениям, от индивидуальных мавзолеев до общественных колумбариев.

Таким образом, изучение смерти в Древнем Риме позволяет понять не только культуру памяти, но и многое о самих римлянах. Представления о загробной жизни, погребальные традиции и надписи на гробницах были способом утешения в горе, а также утверждения социального положения.

Именно благодаря этим вечным памятника до нас дошли имена Эврисака — булочника, Гномы — парикмахера-рабыни, и тысяч других римлян, чья память продолжает жить в камне и истории.