Найти в Дзене
Перо и Пыль Истории

Рабы в древнеримской комедии: дать голос тем, кто был лишён голоса

Оглавление

С античных времён комедия служила источником веселья для публики. Роль рабов в сохранившихся древнеримских комедиях позволяет нам глубже понять менталитет и чувство юмора людей прошлого.

Комедия может рассматриваться как своеобразный мост между древностью и современностью. Благодаря римской комедии мы можем исследовать повседневную жизнь античных людей, представленную на сцене через персонажей различных социальных слоёв. Мы можем понять, как рабы воспринимались своими господами и окружающими. Кроме того, мы можем проанализировать, какие черты характера рабов были выбраны для демонстрации зрителю. Рабы в комедиях часто изображались как сообразительные интриганы, мятежники и ловкие решатели проблем, но одновременно служили объектами насмешек и издёвок, вызывали смех в театральной аудитории.

Рабы на сцене: голос из безмолвия

Вход в театр, сэр Лоуренс Альма-Тадема, 1866 год. Источник: Музей Фрисландии, Леуварден
Вход в театр, сэр Лоуренс Альма-Тадема, 1866 год. Источник: Музей Фрисландии, Леуварден

Приняв многие элементы греческой культуры, римляне развили особую тягу к театру — одному из главных источников развлечений. В античной латинской литературе рабы чаще всего упоминались в сельскохозяйственных трактатах или же оставались «молчащими» фигурами, практически незаметными. В архаичном труде Варрона «О сельском хозяйстве» (Res Rustica 1.17) рабы определяются как instrumentum vocale — «говорящие орудия».

Однако в древней комедии рабы действительно имели голос. Наиболее ярко образ раба представлен в пьесах Плавта (III–II вв. до н.э.) и Теренция (II в. до н.э.) — двух выдающихся драматургов Римской республики. В античности Плавту приписывали около 130 комедий, его произведения являются одними из самых ранних сохранившихся памятников латинской литературы. Даже Уильям Шекспир восхищался его творчеством: его комедия «Комедия ошибок» — вольная переработка пьесы Плавта «Менехмы» (Menaechmi).

Интересен и сам Теренций: по происхождению он был рабом. Купленный в Карфагене римским сенатором, он получил образование, сумел проявить литературный талант и впоследствии был освобождён. Получив свободу, Теренций создал шесть блестящих комедий, вошедших в классический канон латинской драмы.

Архетипы рабов в римской комедии

Античная маска раба из терракоты, I век н.э., Кампания (Италия). Источник: Британский музей
Античная маска раба из терракоты, I век н.э., Кампания (Италия). Источник: Британский музей

Рабы играли ключевые роли в сюжетах сохранившихся древнеримских комедий. Образ раба был узнаваем: он носил короткую тунику и характерную маску — чаще всего изготовленную из лёгких материалов, таких как лён или бумажная масса. Маски из бронзы или терракоты, скорее всего, использовались в качестве сценического реквизита или настенного декора.

Такие маски преувеличивали внешние различия между, например, молодым аристократом и гримасничающим рабом. Чтобы понять характеры рабов в античной драме, следует рассмотреть классические «типовые» персонажи римской комедии: юноша (adulescens), отец (senex), сводник (leno), хвастливый солдат (miles gloriosus), паразит (parasitus), мать или жена (matrona) и незамужняя девушка (virgo).

В прологе пьесы «Евнух» Теренций перечисляет основные элементы комедийного жанра: раб, общающийся и с добродетельными матронами, и с продажными женщинами; жадный паразит и хвалько-солдат. Пожилые мужчины в комедиях часто становились жертвами обмана со стороны рабов (Eun. 36–40). Юного героя, стремящегося к браку, как правило, сопровождал раб, охранявший его от неприятностей и направлявший к благополучному финалу, часто связанному с женитьбой на девушке, которая при этом оставалась за сценой. Значение комического элемента, который вносил персонаж-раб, было столь велико, что в пьесе Плавта «Амфитрион» персонаж Меркурий обращается к зрителям: «Поскольку есть роль раба, сделаем это трагикомедией» (Amph. 60.1).

Рабы на сцене

Мраморная статуя раба, I–II век н.э., Целийский холм (Рим, Италия). Источник: Британский музей
Мраморная статуя раба, I–II век н.э., Целийский холм (Рим, Италия). Источник: Британский музей

Плавт, римский комедиограф, написавший около 130 пьес, стал тем, кто вывел образ раба на передний план действия. До наших дней сохранилось примерно двадцать его произведений, и в восьми из них появляется персонаж «умного раба». Это устойчивый образ, повторяющийся от пьесы к пьесе: раб, который перехитряет других героев и становится главным источником юмора.

К числу самых известных комедий Плавта относятся «Торговец» (Mercator), «Хвастливый воин» (Miles Gloriosus), «Горшочек» (Aulularia), «Касина» (Casina) и «Суровый» (Truculentus). В пьесах Плавта преобладают мужские образы рабов, хотя встречаются и важные женские персонажи-рабыни — в частности, в «Хвастливом воине», «Касине» и «Суровом».

Мраморный рельеф с масками трагедии и комедии, II век н.э. Источник: Британский музей
Мраморный рельеф с масками трагедии и комедии, II век н.э. Источник: Британский музей

Комедия «Торговец» (Mercator) Плавта основана на одноимённой греческой пьесе афинского поэта Филемона. Предположительно она была написана около 206 года до н.э. Сюжет разворачивается вокруг конфликта между отцом и сыном, оба из которых — торговцы. Юноша влюбляется в рабыню по имени Пасикомпса (в переводе — «во всём прекрасная»), однако вскоре его отец тоже проявляет к ней интерес.

Пьеса полна неожиданных поворотов и включает трёх рабов: личного слугу юноши, саму Пасикомпсу и раба лучшего друга главного героя. Раб юноши по имени Акантио настолько усердно исполняет приказы господина, что от изнеможения начинает кашлять кровью; в ответ тот угрожает побоями, если он не скажет правду. Господин обещает Акантио свободу через несколько месяцев, но тот не верит. В конце действия Акантио предупреждает юного хозяина о тайных желаниях его отца и выступает в роли посредника.

Рисунок Винченцо Дольчибене, изображающий двух Эротов, один из которых пугает другого маской раба. XVIII век. Источник: Британский музей
Рисунок Винченцо Дольчибене, изображающий двух Эротов, один из которых пугает другого маской раба. XVIII век. Источник: Британский музей

Пьеса «Горшочек» (Aulularia) Плавта, название которой переводится как «Маленький котёл» или «Горшочек с золотом», дошла до нас в неполном виде — её финал утрачен. В центре сюжета — история о старике, который находит горшок с золотом, зарытый на его участке, и, охваченный алчностью, начинает паниковать и воображать себе угрозы. В ходе хаотических событий раб крадёт этот горшок. В сохранившихся строках концовки старик обнаруживает пропажу и пытается уговорить раба вернуть клад.

Пьеса «Хвастливый воин» (Miles Gloriosus) — ещё одна комедия Плавта, созданная по мотивам греческого оригинала, с греческими именами и обычаями. Действие разворачивается в Эфесе — городе, являвшемся центром торговли рабами в античности и местом расположения одного из Семи чудес света.

По сюжету капитан похищает девушку и увозит её в Эфес. Её настоящий возлюбленный следует за ними и селится по соседству. Тогда и начинается сложный водевиль. Раб капитана Скеледр замечает тайных влюблённых, но другой раб — Палеэстрио, который раньше принадлежал юноше, а теперь служит капитану — обманывает его, утверждая, что это сестра-близнец девушки, и сам переодевается в неё. В результате Скеледр впадает в замешательство, напивается и засыпает, вызывая весёлую реакцию зрителей. Его уговаривают молчать, и он ничего не рассказывает своему хозяину. Настоящим героем пьесы становится раб Палеэстрио, хотя в заглавии фигурирует солдат. Палеэстрио демонстрирует публике, что героем может быть и раб.

Мотив беглого раба

Бюст Теренция, рисунок Иоганна Фридриха Болта, 1803 год, Лондон. Источник: Британский музей
Бюст Теренция, рисунок Иоганна Фридриха Болта, 1803 год, Лондон. Источник: Британский музей

Теренций, бывший раб, знал всё о положении рабов в обществе и часто изображал их в своих пьесах. Он написал шесть комедий: «Андрия», «Самоистязатель» (Heauton Timoroumenos), «Евнух», «Формион», «Свекровь» (Hecyra) и «Братья» (Adelphoe) — все они дошли до нас полностью. Подобно Плавту, Теренций использовал греческие образцы, например, «Евнух» был переработкой пьесы Менандра. В этой пьесе появляются рабы разного происхождения, включая одного из Эфиопии.

«Братья» считается его лучшей комедией, тогда как «Свекровь» не имела успеха у публики. В творчестве Теренция часто появляется мотив «беглого раба» (fugitivus), который встречается в римской комедии чаще, чем в греческой — подчёркивая особое внимание римлян к теме рабства.

Рабы в римском театре: на сцене и за её пределами

Римский театр в Аммане, II век н.э. Источник: Wikimedia Commons
Римский театр в Аммане, II век н.э. Источник: Wikimedia Commons

Помимо участия в самих пьесах, рабы играли роль и в других аспектах театральной жизни. Некоторые актёры были рабами — если они проявляли выдающиеся способности, их владельцы могли предоставить им свободу (manumissio).

Кроме того, рабы могли находиться и среди зрителей. Они сопровождали своих хозяев или же тайком пробирались на задние ряды амфитеатра. Сегодня мы можем представить себе эти древние комедии, разыгрывающиеся в полукруглых римских театрах, с довольной публикой, возвращающейся домой после спектакля — тех же самых пьес, которыми мы восхищаемся и по сей день.

Комедии
4690 интересуются