С античных времён комедия служила источником веселья для публики. Роль рабов в сохранившихся древнеримских комедиях позволяет нам глубже понять менталитет и чувство юмора людей прошлого.
Комедия может рассматриваться как своеобразный мост между древностью и современностью. Благодаря римской комедии мы можем исследовать повседневную жизнь античных людей, представленную на сцене через персонажей различных социальных слоёв. Мы можем понять, как рабы воспринимались своими господами и окружающими. Кроме того, мы можем проанализировать, какие черты характера рабов были выбраны для демонстрации зрителю. Рабы в комедиях часто изображались как сообразительные интриганы, мятежники и ловкие решатели проблем, но одновременно служили объектами насмешек и издёвок, вызывали смех в театральной аудитории.
Рабы на сцене: голос из безмолвия
Приняв многие элементы греческой культуры, римляне развили особую тягу к театру — одному из главных источников развлечений. В античной латинской литературе рабы чаще всего упоминались в сельскохозяйственных трактатах или же оставались «молчащими» фигурами, практически незаметными. В архаичном труде Варрона «О сельском хозяйстве» (Res Rustica 1.17) рабы определяются как instrumentum vocale — «говорящие орудия».
Однако в древней комедии рабы действительно имели голос. Наиболее ярко образ раба представлен в пьесах Плавта (III–II вв. до н.э.) и Теренция (II в. до н.э.) — двух выдающихся драматургов Римской республики. В античности Плавту приписывали около 130 комедий, его произведения являются одними из самых ранних сохранившихся памятников латинской литературы. Даже Уильям Шекспир восхищался его творчеством: его комедия «Комедия ошибок» — вольная переработка пьесы Плавта «Менехмы» (Menaechmi).
Интересен и сам Теренций: по происхождению он был рабом. Купленный в Карфагене римским сенатором, он получил образование, сумел проявить литературный талант и впоследствии был освобождён. Получив свободу, Теренций создал шесть блестящих комедий, вошедших в классический канон латинской драмы.
Архетипы рабов в римской комедии
Рабы играли ключевые роли в сюжетах сохранившихся древнеримских комедий. Образ раба был узнаваем: он носил короткую тунику и характерную маску — чаще всего изготовленную из лёгких материалов, таких как лён или бумажная масса. Маски из бронзы или терракоты, скорее всего, использовались в качестве сценического реквизита или настенного декора.
Такие маски преувеличивали внешние различия между, например, молодым аристократом и гримасничающим рабом. Чтобы понять характеры рабов в античной драме, следует рассмотреть классические «типовые» персонажи римской комедии: юноша (adulescens), отец (senex), сводник (leno), хвастливый солдат (miles gloriosus), паразит (parasitus), мать или жена (matrona) и незамужняя девушка (virgo).
В прологе пьесы «Евнух» Теренций перечисляет основные элементы комедийного жанра: раб, общающийся и с добродетельными матронами, и с продажными женщинами; жадный паразит и хвалько-солдат. Пожилые мужчины в комедиях часто становились жертвами обмана со стороны рабов (Eun. 36–40). Юного героя, стремящегося к браку, как правило, сопровождал раб, охранявший его от неприятностей и направлявший к благополучному финалу, часто связанному с женитьбой на девушке, которая при этом оставалась за сценой. Значение комического элемента, который вносил персонаж-раб, было столь велико, что в пьесе Плавта «Амфитрион» персонаж Меркурий обращается к зрителям: «Поскольку есть роль раба, сделаем это трагикомедией» (Amph. 60.1).
Рабы на сцене
Плавт, римский комедиограф, написавший около 130 пьес, стал тем, кто вывел образ раба на передний план действия. До наших дней сохранилось примерно двадцать его произведений, и в восьми из них появляется персонаж «умного раба». Это устойчивый образ, повторяющийся от пьесы к пьесе: раб, который перехитряет других героев и становится главным источником юмора.
К числу самых известных комедий Плавта относятся «Торговец» (Mercator), «Хвастливый воин» (Miles Gloriosus), «Горшочек» (Aulularia), «Касина» (Casina) и «Суровый» (Truculentus). В пьесах Плавта преобладают мужские образы рабов, хотя встречаются и важные женские персонажи-рабыни — в частности, в «Хвастливом воине», «Касине» и «Суровом».
Комедия «Торговец» (Mercator) Плавта основана на одноимённой греческой пьесе афинского поэта Филемона. Предположительно она была написана около 206 года до н.э. Сюжет разворачивается вокруг конфликта между отцом и сыном, оба из которых — торговцы. Юноша влюбляется в рабыню по имени Пасикомпса (в переводе — «во всём прекрасная»), однако вскоре его отец тоже проявляет к ней интерес.
Пьеса полна неожиданных поворотов и включает трёх рабов: личного слугу юноши, саму Пасикомпсу и раба лучшего друга главного героя. Раб юноши по имени Акантио настолько усердно исполняет приказы господина, что от изнеможения начинает кашлять кровью; в ответ тот угрожает побоями, если он не скажет правду. Господин обещает Акантио свободу через несколько месяцев, но тот не верит. В конце действия Акантио предупреждает юного хозяина о тайных желаниях его отца и выступает в роли посредника.
Пьеса «Горшочек» (Aulularia) Плавта, название которой переводится как «Маленький котёл» или «Горшочек с золотом», дошла до нас в неполном виде — её финал утрачен. В центре сюжета — история о старике, который находит горшок с золотом, зарытый на его участке, и, охваченный алчностью, начинает паниковать и воображать себе угрозы. В ходе хаотических событий раб крадёт этот горшок. В сохранившихся строках концовки старик обнаруживает пропажу и пытается уговорить раба вернуть клад.
Пьеса «Хвастливый воин» (Miles Gloriosus) — ещё одна комедия Плавта, созданная по мотивам греческого оригинала, с греческими именами и обычаями. Действие разворачивается в Эфесе — городе, являвшемся центром торговли рабами в античности и местом расположения одного из Семи чудес света.
По сюжету капитан похищает девушку и увозит её в Эфес. Её настоящий возлюбленный следует за ними и селится по соседству. Тогда и начинается сложный водевиль. Раб капитана Скеледр замечает тайных влюблённых, но другой раб — Палеэстрио, который раньше принадлежал юноше, а теперь служит капитану — обманывает его, утверждая, что это сестра-близнец девушки, и сам переодевается в неё. В результате Скеледр впадает в замешательство, напивается и засыпает, вызывая весёлую реакцию зрителей. Его уговаривают молчать, и он ничего не рассказывает своему хозяину. Настоящим героем пьесы становится раб Палеэстрио, хотя в заглавии фигурирует солдат. Палеэстрио демонстрирует публике, что героем может быть и раб.
Мотив беглого раба
Теренций, бывший раб, знал всё о положении рабов в обществе и часто изображал их в своих пьесах. Он написал шесть комедий: «Андрия», «Самоистязатель» (Heauton Timoroumenos), «Евнух», «Формион», «Свекровь» (Hecyra) и «Братья» (Adelphoe) — все они дошли до нас полностью. Подобно Плавту, Теренций использовал греческие образцы, например, «Евнух» был переработкой пьесы Менандра. В этой пьесе появляются рабы разного происхождения, включая одного из Эфиопии.
«Братья» считается его лучшей комедией, тогда как «Свекровь» не имела успеха у публики. В творчестве Теренция часто появляется мотив «беглого раба» (fugitivus), который встречается в римской комедии чаще, чем в греческой — подчёркивая особое внимание римлян к теме рабства.
Рабы в римском театре: на сцене и за её пределами
Помимо участия в самих пьесах, рабы играли роль и в других аспектах театральной жизни. Некоторые актёры были рабами — если они проявляли выдающиеся способности, их владельцы могли предоставить им свободу (manumissio).
Кроме того, рабы могли находиться и среди зрителей. Они сопровождали своих хозяев или же тайком пробирались на задние ряды амфитеатра. Сегодня мы можем представить себе эти древние комедии, разыгрывающиеся в полукруглых римских театрах, с довольной публикой, возвращающейся домой после спектакля — тех же самых пьес, которыми мы восхищаемся и по сей день.