Найти в Дзене
Перо и Пыль Истории

Аполлон и Артемида: божественные близнецы с противоположными целями

Оглавление

Эти божественные лучники из греческой мифологии были близнецами, которые часто имели противоположные цели. В некоторых случаях, однако, их цели совпадали.

Аполлон и Артемида, близнецы, рожденные Лето и Зевсом, были божественными лучниками греческой мифологии. Они были похожи во многом — оба любили стрельбу из лука и охоту, их одинаково высоко почитали, и они часто выбирали юношеские формы для самовыражения. Однако они также были противоположностями друг друга: Аполлон представлял солнце и день, тогда как владения Артемиды были ночью и всем, что касалось лунного света. Божественные близнецы были фактически двумя сторонами одной медали — неразделимыми, но разными. Одно без другого было немыслимо.

Аполлон и Артемида: Рождение близнецов

Латона (Лето) и ее дети, Аполлон и Диана , Уильям Генри Райнхарт , 1870, через Музей Метрополитен
Латона (Лето) и ее дети, Аполлон и Диана , Уильям Генри Райнхарт , 1870, через Музей Метрополитен
«Лето родила Аполлона и Артемиду, любящих стрелы, Оба прекрасны, как никто из небесных богов, Когда она соединилась в любви с правителем, несущим Эгиду». (Гесиод, Теогония, ll.918-920)

Аполлон и Артемида были детьми Лето и Зевса. Лето была богиней, которой в первую очередь поклонялись, поскольку она представляла матрон, и она была божественной защитницей молодых. Ее часто ассоциировали с дикой природой и волками, ассоциации, которые она передала своей дочери Артемиде. Зевс, царь греческих богов, влюбился в красоту Лето. Когда Гера, жена Зевса, узнала о романе Лето и Зевса, она поклялась, что Лето никогда не будет разрешено рожать на суше.

Латона (Лето) отдыхает с младенцами Дианой (Артемидой) и Аполлоном, стоящими по обе стороны; Юпитер (Зевс) наблюдает сверху , офорт Реми Вюйбера по мотивам картины Доменикино , 1615-55, из Британского музея
Латона (Лето) отдыхает с младенцами Дианой (Артемидой) и Аполлоном, стоящими по обе стороны; Юпитер (Зевс) наблюдает сверху , офорт Реми Вюйбера по мотивам картины Доменикино , 1615-55, из Британского музея

Когда Лето была готова родить, проклятие Геры заставило все земли отвергнуть Лето. Ее преследовали по всей Греции, она никогда не отдыхала, и она не могла родить. Наконец, по одной из версий, Посейдон, бог моря, пожалел Лето. Пытаясь помочь ей, он поднял остров из морских глубин, чтобы Лето могла родить на земле, которая не была проклята. Этот новый остров считался «отсоединенным» от дна океана, и поэтому был полностью плавающим. В знак признания ее связи с плавучими островами, храм Лето был построен на плавучем острове недалеко от Египта, согласно Геродоту, древнему историку.

В большинстве версий мифа Артемида родилась первой, но другие рассказчики изменяют миф, считая, что первым родился Аполлон. Богиня, как говорят, помогла своей матери родить Аполлона, и в этом акте она была назначена Богиней деторождения. Артемиде часто поклонялись беременные женщины в Древней Греции, и она иногда выступала в роли повитухи, когда ее вызывали.

Спутница Дианы (Артемида), Рене Фремин, 1717, Лувр
Спутница Дианы (Артемида), Рене Фремин, 1717, Лувр

Аполлон и Артемида выросли с одинаковым жадным интересом к стрельбе из лука, но это также сопровождалось соперничеством. В случае Артемиды, в детстве она охотилась за всеми вещами, которые помогли бы ей стать лучшей охотницей в Греции, навечно. Артемида часто выбирала форму ребенка, подростка или молодой женщины. В возрасте всего трех лет богиня отправилась в кузницу циклопов, где Гефест, бог кузнечного дела, работал с ними над созданием многих чудесных вещей для богов. Артемида схватила Гефеста за бороду и потребовала его помощи, а также помощи циклопов.

Портрет принцессы Марии Йоркской в ​​образе Дианы (Артемиды) , сэр Питер Лели , около 1618-1680 гг., через Halls Fine Art
Портрет принцессы Марии Йоркской в ​​образе Дианы (Артемиды) , сэр Питер Лели , около 1618-1680 гг., через Halls Fine Art

Каллимах рассказывает эту историю в Гимне: «Ты (Артемида) смело обратилась к ним тогда: «Киклопы, сделайте и мне лук и стрелы Кидонские и пустую шкатулку для моих стрел; ибо я тоже дитя Лето, как и Аполлон». Гефест согласился на ее требования и изготовил для нее великолепный комплект для стрельбы из лука, такой же, как он сделал для ее брата. Началось небольшое соперничество между братьями.

После этого Артемида отправилась в Аркадию, сельские земли Древней Греции, и нашла там Пана, бога дикой природы. Она попросила у него семь охотничьих собак-киносуров, и он с радостью согласился.

Артемида затем разыскала стадо оленей с золотыми рогами, думая, что они будут «первой добычей, достойной Артемиды». Пешком богине удалось поймать четырех оленей с золотыми рогами, и они стали оленями, которые тянули ее колесницу. Она стала богиней Охоты, Ночи и Целомудрия.

Аполлон и стрелы

Аполлон, бог света, красноречия, поэзии и изящных искусств с Уранией, музой астрономии, Шарль Мейнье, 1798 г., Музей искусств Кливленда
Аполлон, бог света, красноречия, поэзии и изящных искусств с Уранией, музой астрономии, Шарль Мейнье, 1798 г., Музей искусств Кливленда

Аполлон также желал лук и стрелы; это было элегантное оружие, соответствующее стилю Аполлона. Как бог света и музыки, струнное оружие соответствовало его лире, струнному инструменту. Аполлон также считал, что лук и стрелы будут лучшим оружием против чудовищного Пифона.

Когда Аполлон родился, его сразу же накормили амброзией и нектаром, пищей богов. Это вещество мгновенно превратило Аполлона из новорожденного в подростка. Его сестра продолжала развиваться с нормальной божественной скоростью старения, которая все еще была намного быстрее человеческой.

«Аполлон и змей Пифон», Питер Пауль Рубенс, 1636-37, Музей Прадо
«Аполлон и змей Пифон», Питер Пауль Рубенс, 1636-37, Музей Прадо

Всего через четыре дня после своего рождения Аполлон выследил зверя по имени Пифон, который был гигантской мифической змеей. Эта змея была послана Герой, чтобы терроризировать Лето - мать близнецов. В отместку за мучения, причиненные змеей, Аполлон попросил Гефеста изготовить ему набор для стрельбы из лука.

«Золотая туника Аполлона, и золотая его мантия, его лира, его ликтийский лук и его колчан; золотые также и его сандалии; ибо богат Аполлон золотом, богат также и имуществом: по Пифону ты можешь догадаться».
(Каллимах, Гимн Аполлону)

В греческом мифе гнев Аполлона часто заставлял его мстительно поражать обидчиков своими золотыми стрелами... но в других случаях Аполлон становился спасителем для многих людей, и поэтому он получил эпитет agyieus, что означало «защитник» или «защитник» улиц и домов.

Луна и Солнце

«Аполлон на колеснице», Лукас Джордано, около 1685 г., Музей изящных искусств, Бостон; и «Диана (Артемида) на колеснице», Клод Меллан, 1633 г., Музей Метрополитен
«Аполлон на колеснице», Лукас Джордано, около 1685 г., Музей изящных искусств, Бостон; и «Диана (Артемида) на колеснице», Клод Меллан, 1633 г., Музей Метрополитен

Символизм монеты с двумя сторонами проявился в обязанностях близнецов. В греческой мифологии Аполлон и Артемида каждый владычествовали над различными частями цикла дня и ночи. Аполлону была поручена обязанность поднимать солнце каждый день по небу с востока на запад. Естественно, его сестра Артемида тянула луну по небу всю ночь. Таким образом, Аполлон стал ассоциироваться с золотым светом, а Артемида - с серебряным светом. В целом, Артемида и Аполлон работали в тандеме, чтобы принести свет в мир в мифе.

По иронии судьбы, американский космический корабль с миссией полета на Луну был назван в честь брата Артемиды, Аполлона. Однако текущая программа НАСА называется программой Артемиды, и ее цель - в конечном итоге высадить людей на Луну.

Целомудрие и распущенность

Аполлон, обслуживаемый нимфами, Франсуа Жирардон, 1666-75, Google Arts & Culture
Аполлон, обслуживаемый нимфами, Франсуа Жирардон, 1666-75, Google Arts & Culture

Другим пунктом, по которому божественные близнецы расходились, был их образ жизни. В то время как Артемида поклялась быть девственной охотницей вечно, Аполлон наслаждался вниманием как мужчин, так и женщин. В этом близнецы были очень непреклонны в своем выборе.

Аполлон влюбился глубоко и безумно. Он неустанно следовал своим любовным интересам и пережил много сердечных разочарований. У Аполлона были интрижки со многими нимфами, принцессами и принцами. Иногда бог был отвергнут, как в случае Дафны и Кассандры. Дафну преследовал Аполлон, пока ее отец не превратил ее в лавровое дерево, чтобы защитить от бога. Аполлон взял лавровое дерево в качестве своего священного растения и использовал листья, чтобы увенчивать победителей.

«Смерть Гиацинта», Никола Рене Жоллена, 1768, Лувр
«Смерть Гиацинта», Никола Рене Жоллена, 1768, Лувр

Говорят, что любимой любовью Аполлона был спартанский юноша по имени Гиацинт. Бог научил Гиацинта играть на лире, которая была его собственным божественным инструментом. Гиацинт любил спортивные игры, и Аполлон горел желанием присоединиться к нему. Однажды они метали диск между собой. Однако ревнивый бог ветра по имени Зефир послал порыв ветра, так что Гиацинт получил диск по голове. Аполлон был расстроен смертью своего возлюбленного и поэтому назвал цветок гиацинт в его честь.

Диана (Артемида) и ее нимфы (охотницы), Ангелика Кауфман , 1778-82, через галерею AGSA
Диана (Артемида) и ее нимфы (охотницы), Ангелика Кауфман , 1778-82, через галерею AGSA

Напротив, Артемида решила навсегда освободиться от мужского внимания. Чтобы гарантировать вечное соблюдение обета, она попросила своего отца, Зевса, царя богов, согласиться на обет и защитить ее от тех, кто пренебрег бы ее выбором. Зевс согласился на ее желание.

Богиня всегда была независимой охотницей, и она выбирала молодых женщин, которые также давали обет целомудрия, чтобы они стали ее вечными спутницами. Эти женщины стали Охотницами или нимфами Артемиды.

Артемида была очень строга в отношении обета целомудрия, и любой, кто нарушал обет, подвергался суровому наказанию. В одном мифе охотник по имени Актеон наткнулся на купающуюся в лесу богиню. В ярости Артемида превратила его в оленя, и его собственные охотничьи псы разорвали его на части.

 Юпитер (Зевс) и Каллисто, Франсуа Буше, 1744, ГМИИ
 Юпитер (Зевс) и Каллисто, Франсуа Буше, 1744, ГМИИ

В другом мифе Каллисто была одной из охотниц Артемиды. Однако Зевс воспылал желанием к Каллисто, поэтому он принял облик самой Артемиды и приблизился к Каллисто, когда она отделилась от группы. Каллисто открыто приняла привязанность Зевса, замаскированного под Артемиду, но пришла в ужас, когда Зевс наконец раскрылся.

Бедная Каллисто попыталась скрыть свою беременность от Артемиды, но богиня вскоре узнала об этом. Артемида была возмущена нарушенной клятвой, несмотря на то, что союз был не по обоюдному согласию, и превратила Каллисто в медведицу. Нарушив клятву, Каллисто больше не могла быть охотницей. Когда она умерла, Каллисто превратилась в созвездие, чтобы украшать небо вместе с богиней каждую ночь.

Орион и Хиона

Диана и Купидон , Помпео Батони , 1761 г., Музей Метрополитен
Диана и Купидон , Помпео Батони , 1761 г., Музей Метрополитен

Когда дело доходило до состязаний, соперничество между Аполлоном и Артемидой могло стать весьма радикальным. Между ними оказывались несчастные и ничего не подозревающие души. На протяжении всего греческого мифа только одному мужчине разрешалось присоединиться к охоте Артемиды. И этого мужчину звали Орион. Он был искусным охотником, единственным соперником которого была сама богиня. В одной из версий мифа Аполлон был обеспокоен тем, что Артемида нарушит свой обет целомудрия ради Ориона.

Артемида так долго отвергала влияние Эроса (Купидона), и для богини нарушение ее божественного обета повлекло бы за собой серьезные последствия. Поэтому Аполлон обманом заставил Артемиду убить его, и искушение было искоренено. Миф рассказывается так:

«[она] любила Ориона и была близка к тому, чтобы выйти за него замуж. Аполлон тяжело это воспринял, и когда ее ругань не принесла никаких результатов, увидев голову Ориона, плывущего вдалеке, он поспорил с ней, что она не сможет попасть своими стрелами в черный предмет в море. Поскольку она хотела, чтобы ее называли экспертом в этом искусстве, она пустила стрелу и пронзила голову Ориона».
(Псевдо-Гигин, Astronomica)

Артемида была возмущена выходкой Аполлона, и поэтому она превратила Орион в созвездие. В отместку она также убила одну из любовниц Аполлона, по имени Хиона, когда ее спровоцировали. Хиона хвасталась, что она красивее Артемиды, потому что и Аполлон, и Гермес влюбились в нее. Артемида не колеблясь поразила ее.

Юнайтед Голы

«Уничтожение детей Ниобеи» из цикла «Кони» Франса Клейна, ок. 1650-70 гг., Музей Метрополитен
«Уничтожение детей Ниобеи» из цикла «Кони» Франса Клейна, ок. 1650-70 гг., Музей Метрополитен

В некоторых случаях братья и сестры могли объединиться. Во время Троянской войны близнецы были на одной стороне, так как оба поддерживали троянцев. Артемида отвела ветры от океана, чтобы греческий флот не смог отплыть в Трою, и она потребовала самое ценное имущество Агамемнона, прежде чем вернуть ветер. Агамемнон выбрал свою дочь для жертвоприношения, но Артемида пожалела юную девушку и в последнюю минуту увезла ее, заменив оленем. Позже во время войны близнецы выпустили стрелы чумы в греков за оскорбление одного из жрецов Аполлона.

«Наказание высокомерной Ниобеи Дианой (Артемидой) и Аполлоном», Пьер Шарль Жомбер, около 1772 г., Музей Метрополитен
«Наказание высокомерной Ниобеи Дианой (Артемидой) и Аполлоном», Пьер Шарль Жомбер, около 1772 г., Музей Метрополитен

В другом мифе, когда гордая Ниоба хвасталась, что она лучше Лето, потому что у нее больше детей, близнецы наказали Ниобу, убив всех ее детей. В некоторых вариантах они оставили в живых одну дочь и одного сына. Однако мать была так подавлена, что плакала бесконечными слезами. Боги превратили ее в водопад, чтобы положить конец ее страданиям, но она также стояла как памятник, чтобы показать, как боги наказали гордыню.

Божественные близнецы Аполлон и Артемида

Крупный план входного билета с изображением Аполлона и Артемиды, работы Джеймса Барри , 1779 г., из Британского музея.
Крупный план входного билета с изображением Аполлона и Артемиды, работы Джеймса Барри , 1779 г., из Британского музея.

Аполлон и Артемида часто были в оппозиции, и все же иногда они объединялись в унисон. Вместе они представляют невозможность иметь одну сторону чего-либо без другой. Без света не было бы луны. Их противоположности и параллели обозначают двойственность человечества через божественное выражение.

«У богини Артемиды был брат-близнец Аполлон, многоликий бог Солнца. Он был ее мужским аналогом: его владениями были города, ее - дикая местность; его - солнце, ее - луна; его - одомашненные стада, ее - дикие, необузданные животные; он был богом музыки, она была вдохновением для хороводов в горах»