Найти в Дзене
Перо и Пыль Истории

Почему Дельфийский оракул был так важен для древних греков

Оглавление

Дельфийский оракул был одним из самых могущественных религиозных институтов в Древней Греции. Читайте дальше, чтобы узнать, почему оракул Аполлона в Дельфах имел такое значение.

Краснофигурный кратер-колокол, изображающий Ореста, посещающего Дельфы, чтобы просить помощи у Аполлона и Афины , IV в. до н. э., Британский музей, Лондон
Краснофигурный кратер-колокол, изображающий Ореста, посещающего Дельфы, чтобы просить помощи у Аполлона и Афины , IV в. до н. э., Британский музей, Лондон
«В море я капли сочту и на бреге исчислю песчинки, Знаю, что мыслит немой, и слышу, что молвит безгласный». Слова Дельфийского оракула в Геродоте, «История», 1:47

Что такое оракул? Или, точнее, что есть оракул в древнегреческом контексте? Передача божественного знания от бога к смертному, также известная как гадание, играла важную роль в древнегреческой религии. Гадание принимало множество форм, от изучения жертвенных внутренностей до толкования полета птиц. Но, возможно, самой важной формой гадания была практика консультации с богом через посредника. Этот посредник был известен как оракул.

Консультации оракулов проходили в постоянных местах и ​​святилищах, разбросанных по всей Древней Греции. У царя богов Зевса были оракулы как в Олимпии, так и в Додоне. Оракулы Аполлона также были и в таких отдаленных местах, как Дидима в Малой Азии и на острове Делос. Однако именно оракул Аполлона в Дельфах был самым известным и долговечным из всех.

Карта древнегреческих религиозных святилищ, предоставленная Энциклопедией древней истории
Карта древнегреческих религиозных святилищ, предоставленная Энциклопедией древней истории

Существует множество древних источников, которые ссылаются на оракулов, от поэта V века до н. э. Пиндара до географа II века н. э. Павсания. Лорд Байрон даже оставил несколько граффити на камнях, когда он посетил это место в 1809 году. Все это литературное внимание подчеркивает важность Дельфы, но почему именно они занимали такое особое положение в древнегреческом мире?

Дельфийский оракул: центр древнегреческого мира

Когда туман рассеивается и открываются священные руины, в этом месте возникает ощутимое чувство потусторонности. Определенно легко понять, почему древние греки называли это место Омфалос - «пуп Земли».

Одна история рассказывает о том, как Зевс выпустил двух орлов, по одному с каждого конца Земли. В точке, где орлы пересеклись, он бросил камень, чтобы определить центр Земли. Камень приземлился в Дельфах. Считается, что этот камень представляет собой таинственный маркер, раскопанный на этом месте, известный как омфалос, или пупочный камень. Однако некоторые древние источники утверждают, что этот камень на самом деле был маркером могилы Диониса.

Камень-омфалос из Дельфы, относящийся к эллинистической эпохе , получен из Археологического музея Дельфы.
Камень-омфалос из Дельфы, относящийся к эллинистической эпохе , получен из Археологического музея Дельфы.

Расположенный на скалистом хребте под горой Парнас, Дельфы являются местом, которое не подходит для проживания людей. Это место принадлежит богам. Источники сильно различаются по поводу происхождения Дельфы. Некоторые утверждают, что Гея, богиня-мать Земли, была первым жителем, задолго до Аполлона. Эта древняя родословная придавала этому месту определенный уровень сакральности для древних греков.

Несмотря на свое высокое мифологическое происхождение, вполне вероятно, что Дельфы были по началу небольшим, относительно незначительным поселением. Однако они располагались на важном торговом пути из Коринфа в Северную Грецию. В VIII веке до н. э. возросший уровень торговли вокруг Греции привел к тому, что Дельфы постепенно стали более посещаемыми. К V веку до н. э. Дельфийский оракул стал самым известным священным местом в Греции.

Серебряная греческая монета, выпущенная Амфиктионией, с изображением Деметры и Аполлона, сидящих на омфалосе , IV в. до н. э., Британский музей, Лондон
Серебряная греческая монета, выпущенная Амфиктионией, с изображением Деметры и Аполлона, сидящих на омфалосе , IV в. до н. э., Британский музей, Лондон

Одной из многих причин, по которой Дельфы стали столь важными, была их независимость. Расположение Дельф в Греции означало, что они не были привязаны ни к одному из крупных и могущественных городов-государств, таких как Афины, Спарта или Коринф. Это позволяло им сохранять нейтралитет, который, по крайней мере, теоретически, делал их святилище доступным для всех.

Конечно, его важность и растущее богатство время от времени делали его целью для нападений. Но он был защищен и управлялся советом, известным как Амфиктиония. Этот совет состоял из представителей со всей Греции. Среди ключевых членов были представители Фессалии, Афин и Сикиона. Амфиктиония играла важную роль в развитии святилища на протяжении веков.

Пифия Дельфийская

Краснофигурная чаша для питья с изображением Пифии, дающей совет в Дельфах , V в. до н. э., Государственный музей, Берлин
Краснофигурная чаша для питья с изображением Пифии, дающей совет в Дельфах , V в. до н. э., Государственный музей, Берлин

После того, как кто-то совершал путешествие в Дельфы, часто длившееся много дней, что происходило дальше в процессе вопрошания к богам? Доступ к Оракулу был на самом деле очень ограничен, именно этот элемент исключительности значительно увеличивал значимость Дельфийских оракулов.

Оракул был доступен для консультаций только один день в месяц. В течение трех месяцев в году, зимой, консультации не проводились. Считалось, что это было связано с тем, что Аполлон искал более теплые края в холодные месяцы. Таким образом, консультации были возможны только в течение 9 дней в году.

Даже в эти 9 дней происходил еще один процесс, чтобы определить, рад ли Аполлон, чтобы раздавать советы. Холодной водой обрызгивали жертвенного козла. Если козел вздрагивал, значит, Аполлон дал свое согласие, и день мог продолжаться по плану.

Бронзовый треножник, похожий на тот, что использовался Пифией в Дельфах, VI в. до н. э., предоставлен Метрополитен-музеем, Нью-Йорк
Бронзовый треножник, похожий на тот, что использовался Пифией в Дельфах, VI в. до н. э., предоставлен Метрополитен-музеем, Нью-Йорк

В каждый консультационный день выстраивалась очередь консультантов, каждый из которых должен был очиститься в родниковой воде около святилища. Первыми шли дельфийцы, за ними следовали люди, имевшие представителя в Амфиктионии, а затем все остальные греки. Не греки допускались последними.

Каждый консультант должен был заплатить деньги и предложить пеланос, тип жертвенного пирога, перед консультацией. Дальнейшая жертва сжигалась как подношение всем богам, а также жителям Дельфы. Затем наступало время для консультанта встретиться со жрицей Аполлона, также известной как Пифия и Дельфийский оракул.

«Жрица Дельфы» , Джон Кольер, 1891 г., Художественная галерея Южной Австралии, Аделаида
«Жрица Дельфы» , Джон Кольер, 1891 г., Художественная галерея Южной Австралии, Аделаида

О Пифии известно немного, но мы знаем, что все Пифии должны были быть дельфийскими женщинами из уважаемых семей. После избрания они служили всю жизнь. К IV веку до н. э. Пифия постоянно жила в доме при святилище. В дни консультаций она купалась в Касталийском источнике около святилища. Затем отправлялась в храм и сжигала подношение Аполлону из лавровых листьев и ячменной муки.

Источники сильно разнятся в своих оценках того, что происходило дальше. Общее мнение таково, что Пифия принимала желающих получить откровения и советы, сидя на треножнике во внутренней части храма. Более поздние древние источники упоминают пропасть/разлом в полу храма. Из этого отверстия, по-видимому, поднимался какой-то пар, который Пифия вдыхала в течении всего процесса. Затем она входила в своего рода транс и передавала слова Аполлона страждущим.

Консультации с Аполлоном в Дельфах

Так называемый Аполлон Бельведерский , II век н.э., через Музеи Ватикана, Ватикан
Так называемый Аполлон Бельведерский , II век н.э., через Музеи Ватикана, Ватикан

Очевидно, что наибольшей привлекательностью Дельфы было то, что они предлагали доступ, хотя и косвенный, к богу Аполлону. Гомеровский гимн Аполлону, написанный около 7 века до н. э., предлагает объяснение связи Аполлона с Дельфами. В своих поисках места для своего оракула он в конечном итоге остановился на Дельфах из-за красоты их расположения. Но сначала ему пришлось победить чудовищного дракона, который жил неподалеку. После того, как дракон был убит стрелами, его тело сгнило на палящем солнце. Греческое слово «гниение» — pythein, и это, как полагают, является происхождением названия Пифии. Сам Дельфы ранее были известны как Пифо в бронзовом веке.

«Аполлон и Пифон» , Дж. М. У. Тёрнер , 1811 г., галерея Тейт, Лондон
«Аполлон и Пифон» , Дж. М. У. Тёрнер , 1811 г., галерея Тейт, Лондон

Но есть и другие версии этой истории. Алкей, лирический поэт VII века до н. э., рассказывает о том, как Зевс приказал Аполлону создать оракул в Дельфах. Иная версия — у Эсхила, который в своей трагической пьесе «Эвмениды» объясняет, что Аполлон получил Дельфы в наследство от Геи.

Истории могут различаться, но конечная точка каждой версии — создание места пророчества в Дельфах. Аполлон хорошо известен как греческий бог пророчества, обладающий способностью видеть будущее. Однако, возможно, точнее было бы описать консультации в Дельфах как передачу божественноых советов.

Редкий образец белой чаши с изображением бога Аполлона, совершающего возлияние в Дельфах, 480-70 гг. до н. э., из Археологического музея Дельф.
Редкий образец белой чаши с изображением бога Аполлона, совершающего возлияние в Дельфах, 480-70 гг. до н. э., из Археологического музея Дельф.

Консультанты приезжали в Дельфы с просьбами как частные лица, так и от имени целых городов-государств. Наиболее распространенные просьбы о помощи от отдельных лиц касались личных вопросов, например, вопросов о браке и перспективах трудоустройства. Иногда они хотели узнать, стоит ли им отправляться в долгое и опасное путешествие. Также распространены были просьбы о средствах от болезней и недомоганий.

Консультанты, которые посещали Дельфийского оракула от имени своего города, часто искали совета по серьезным спорам между общинами. Города также хотели узнать, будут ли они благосклонно относиться к развитию их колоний за рубежом. Собственный подъем Дельфы, особенно в VI веке до н. э., совпал с подъемом демократии и ростом городских территорий по всей Греции. Одной из самых важных сильных сторон оракула была его способность помогать устанавливать закон и порядок. Таким образом, Дельфийский оракул стал основным игроком в развитии греческого мира.

Интерпретация Дельфийского Оракула

Надпись на стеле, посвященная Плутарху жителями Дельфы, около 100 г. н. э., в Археологическом музее Дельфы
Надпись на стеле, посвященная Плутарху жителями Дельфы, около 100 г. н. э., в Археологическом музее Дельфы

Форма ответов Аполлона через Пифию является одной из самых горячо обсуждаемых тем для ученых Дельфы. Плутарх был философом I века н. э., а также жрецом Аполлона в Дельфах. Он рассказывает нам, что ответы Пифии были известны своей неоднозначностью в период расцвета Дельфы. Некоторые описывают ее слова как загадки, которые получатели должны были интерпретировать. Другие называют их формой гекзаметрической поэзии.

Некоторые ученые полагают, что жрецы, работавшие вместе с Пифией, помогали в процессе толкования. Но это не может быть окончательно доказано. Также неясно, записывались ли ответы, а затем передавались получателям для толкования. Ясно, что в своей двусмысленности Оракул подчеркивал тот факт, что божественные слова изначально непонятны смертным. Их нельзя было получить напрямую, божественную мудрость нужно было сначала тщательно интерпретировать.

Мраморный бюст Геродота , II век н.э., предоставлен Метрополитен-музеем, Нью-Йорк
Мраморный бюст Геродота , II век н.э., предоставлен Метрополитен-музеем, Нью-Йорк

На протяжении всей истории Дельфы было много тех, кто попадал в ловушку двусмысленности Оракула.  ​​Геродот, писавший «Истории» в V веке до н. э., описывает несколько захватывающих эпизодов неверного толкования. Возможно, самый известный из них касается Креза, невероятно богатого царя Лидии.

Крез попытался проверить Дельфийского Оракула, попросив его сказать, что он делал в определенный момент времени в Лидии. Оракул правильно ответил, что Крез разделывал черепаху и ягненка, а затем помещал их в бронзовый котел. Воодушевленный этой точностью, Крез затем спросил Оракула, будет ли он успешен в военной кампании против Персии. Оракул ответил, что Крез «уничтожит великую империю». Высокомерно Крез предположил, что это означает, что он добьется успеха. Он не смог понять, что эта великая империя на самом деле была его собственной, и вскоре он стал рабом персов.

Краснофигурная вазовая роспись, изображающая побежденного Креза на погребальном костре, до того, как его спас Аполлон , V в. до н. э., Лувр, Париж
Краснофигурная вазовая роспись, изображающая побежденного Креза на погребальном костре, до того, как его спас Аполлон , V в. до н. э., Лувр, Париж

Поступая таким образом с высокомерными людьми, какими бы важными они ни были, Оракул поддерживал свою власть. Примеры, подобные Крезу, служили предупреждением другим. Дельфийский Оракул не одобрял манипуляции и небрежного толкования.

Оракул и великие богатства

Реконструкция святилища Аполлона в Дельфах работы Альбера Турнера, 1894 год, в Высшей национальной школе изящных искусств.
Реконструкция святилища Аполлона в Дельфах работы Альбера Турнера, 1894 год, в Высшей национальной школе изящных искусств.

К 5 веку до н. э. Дельфы стали самым важным святилищем оракулов в Греции. Он привлекал посетителей со всего греческого мира и из-за его пределов, из таких мест, как Малая Азия и Египет. Около 590 г. до н. э. в Дельфах также проводились первые Пифийские игры в честь Аполлона. Эти спортивные состязания стали одними из величайших панэллинских игр-фестивалей Греции и заняли место на арене наряду с Олимпийскими играми.

Одной из причин, по которой Дельфы смогли завоевать свою репутацию и стать столь важными, было их растущее богатство. Место было опустошено пожаром в 8 и 6 веках до н. э. Но благодаря очень щедрой поддержке и пожертвованиям впоследствии были построены более крупные и лучшие священные здания. К ним относились огромный храм Аполлона, а также многочисленные здания казначейства города-государства.

Две мраморные архаичные статуи куросов, изображающие, возможно, Клеобиса и Битона, около 610 г. до н. э., из Археологического музея Дельфы
Две мраморные архаичные статуи куросов, изображающие, возможно, Клеобиса и Битона, около 610 г. до н. э., из Археологического музея Дельфы

Богатства Дельфы происходили из подношений и пожертвований, сделанных отдельными лицами и городами-государствами. Многие из этих подношений исходили от восточных царей. Большое количество отражало международное значение Оракула. ​​Крез из Лидии, например, подарил статую льва из цельного золота и большие чаши из золота и серебра.

Среди самых известных даров была пара статуй в архаичном стиле, подаренных городом Аргос в конце VII века до н. э. Считается, что эти статуи изображают либо близнецов Кастора и Поллукса, либо братьев Клеобиса и Битона. Клеобис и Битон были частью аргосского мифа, в котором они выказывали большую преданность как своей матери, так и богине Гере.

Бронзовая статуя возничего, 470 г. до н.э., Археологический музей Дельфы
Бронзовая статуя возничего, 470 г. до н.э., Археологический музей Дельфы

Еще одно невероятное подношение сделал Гиерон I, тиран Сиракуз. В 470 г. до н. э. Гиерон выиграл гонку на колесницах на Пифийских играх. В знак благодарности Аполлону он посвятил бронзовую колесницу в натуральную величину с четырьмя лошадьми и возничим. На сегодняшний день обнаружен только возничий. Сегодня статуя занимает почетное место в музее в Дельфах.

Прекрасные статуи и драгоценные предметы Дельфы отражают желание людей и городов иметь постоянное присутствие в святилище. Для древних греков Дельфы были больше, чем просто священным местом. Оракул занимал непревзойденное престижное положение, которое сохранялось более тысячи лет. Благодаря своей способности влиять на могущественных людей, а также на крупные города-государства, Дельфийский оракул сыграл решающую роль в развитии западной цивилизации.

#боги #оракулы #дельфы #мифы #Древняя Греция #история #храм #предсказания #окуривание #подношения #пифии