Найти в Дзене
Перо и Пыль Истории

Почему проиграли самураи? Восстание и последний воин

Оглавление

Сацумское восстание было последним оплотом самурайского класса воинов, возглавляемого «последним самураем» Сайго Такамори. Как могли эти элитные воины проиграть?

Хроника покорения Кагосимы: битва у замка Кумамото, Цукиока Ёситоси, 1877 г., через Музей искусств округа Лос-Анджелес; с рисунком Сайго Такамори, напечатанным в «Кинсэй Мэйси Шасин», т. 1, 1934–35 гг
Хроника покорения Кагосимы: битва у замка Кумамото, Цукиока Ёситоси, 1877 г., через Музей искусств округа Лос-Анджелес; с рисунком Сайго Такамори, напечатанным в «Кинсэй Мэйси Шасин», т. 1, 1934–35 гг

Сацумское восстание, длившееся 8 месяцев, было последним великим восстанием феодальной Японии, буквально последним оплотом разочарованных самураев против нового императорского правительства, созданного Реставрацией Мэйдзи. Несомненно, это был один из самых примечательных инцидентов в период перехода Японии от феодального режима к современному государству. Были разные причины провала Сацумского восстания, включая плохое вооружение, нехватку живой силы и устаревшей воинской этики.

Воины-самураи

Южные офицеры, Феличе Беато, около 1867 года
Южные офицеры, Феличе Беато, около 1867 года

Класс самураев долгое время был культовым символом феодальной Японии. Еще с 1180 года самурайский дух был сосредоточен вокруг добродетели верности и мужества. Личная честь имела решающее значение для сэппуку; грубо говоря, «Путь самурая обретается в смерти». Это поощрение к смерти было заложено в кодексе самураев-воинов Бусидо. Неудивительно, и к сожалению для Сацумского восстания, меч символизировал все идеалы самураев-воинов.

Практическое и духовное руководство воина, собрание комментариев самурая Ямамото Цунэтомо.
Практическое и духовное руководство воина, собрание комментариев самурая Ямамото Цунэтомо.

После того, как Указ о закрытой стране 1635 года изолировал Японию и положил конец эпохе наемников-самураев, отправлявшихся за границу, конфликты ограничивались небольшими внутренними стычками. Эта относительно мирная эпоха выявила парадокс, лежащий в основе Бусидо: этика самураев стала важнее для их выживания, чем жизнь самого воина. Чтобы воин мог выжить в течение длительного периода мира, ему требовался центральный фокус за пределами поля боя. Самураи нашли это в своем этическом кодексе. Эта этика продолжала оставаться центром мировоззрения самураев вплоть до их последнего и величайшего восстания против модернизации 19 века - в Сацуме - и смерти Сайго Такамори, последнего самурая.

Сайго Такамори: Последний воин-самурай

Рисунок Сайго Такамори, напечатанный в «Кинсэй Мэйси Шасин», том 1, 1934-35
Рисунок Сайго Такамори, напечатанный в «Кинсэй Мэйси Шасин», том 1, 1934-35

Сайго Такамори широко считается «последним самураем» из-за того, насколько полно он воплощал в себе самурайский воинской дух. Родившись в 1827 году, он был сильно мотивирован на воплощение самурайских воинских идеалов верности, чести и долга. В молодости он находился под влиянием учения Мито, которое делало сильный акцент на божественности императора и ненависти к вестернизации. Это влияние ослабевало с возрастом, но Такамори сохранял страстную преданность своей стране и самурайскому образу жизни до самой смерти.

Будучи лидером военных дел даймё Сацумы, Такамори сыграл ключевую роль в свержении сёгуната Токугава и учреждении Реставрации Мэйдзи в 1868 году. Его роль в этом конфликте, а также то, как он демонстрировал самурайские воинские добродетели, принесли ему должность в новом правительстве (которое он оставил в 1873 году) и громкую репутацию среди японского народа. Как описывает историк Э. Герберт Норман, «он сочетал в себе те качества, которые сделали его не просто естественным лидером реакционеров, мечтающих о возвращении к старому режиму, где класс воинов господствовал над своими низшими собратьями; они сделали его настоящим образцом самурайских воинских добродетелей». Его репутация также сделала Такамори первым выбором лидера Сацумского восстания.

Реставрация Мэйдзи и начало восстания Сацума

Карта восстания в Сацума
Карта восстания в Сацума

По иронии судьбы, Реставрация Мэйдзи, организованная почти полностью самураями, положила конец привилегиям класса самураев-воинов посредством полной реорганизации феодальной классовой системы Японии. Ряд новых законов в начале 1870-х годов урезали жалованье самураев и запретили воинам носить катаны или носить традиционную прическу «хохолок». Самураи все больше озлоблялись из-за социальных реформ, вестернизации, экономической неопределенности и массового призыва крестьян, ограничивавшего количество самураев, нанятых армией. Сацума, в частности, была единственным доменом, который сопротивлялся ассимиляции в новое централизованное государство правительства, и самураи Сацумы были особенно недовольны тем, что они были ключевыми сторонниками правительства, которое теперь сводило на нет их образ жизни.

Руководство Сайго Такамори восстанием было спровоцировано двумя событиями. Во-первых, ученики его самурайской академии Си-гакко захватили арсеналы Кагосимы в феврале 1877 года, что побудило Такамори неохотно поддержать их действия. Во-вторых, он обнаружил поддерживаемый Токио заговор с целью его убийства. Он считал заговор с целью убийства признаком сомнительного характера нового правительства и потенциальной угрозы императору. На протяжении всего последующего восьмимесячного восстания его главной целью было пробиться в Токио, чтобы поговорить с императором, к которому он оставался непоколебимым.

Генерал императорской армии Ямагата Аритомо предсказал 3 возможных варианта действий для численно уступающих сил Такамори. Во-первых, сесть на пароходы и отправиться либо в Токио, либо в Наниву. Во-вторых, совершить набег на гарнизоны Нагасаки и Кумамото, прорваться через Кюсю и отправиться на материк. В-третьих, остаться в Кагосиме, прислушиваться к местным настроениям и воспользоваться первой возможностью пересечь материк при поддержке народа. Такамори выбрал более почетный, но в конечном итоге катастрофический второй вариант.

Осада замка Кумамото

Бюллетень Кагосимы: жестокая битва на холме Табарузака, Кобаяси Эйтаку, 1877 г.
Бюллетень Кагосимы: жестокая битва на холме Табарузака, Кобаяси Эйтаку, 1877 г.

Такамори осадил замок Кумамото, одно из трех великих укреплений Японии. Традиционный метод ведения осады в Японии заключался в том, чтобы сразиться лицом к лицу с самураями противника в рукопашной схватке. Даже после появления западного оружия самурайский дух предпочитал эту тактику, как и Такамори и его мятежники.

Стены замка Кумамото были высотой 20 метров, вмещали 49 башен и 6 башен, стояли на утесе около 2 ручьев, которые можно было запрудить в оборонительный ров и никогда прежде не были взяты. Кроме того, защитникам оставалось только ждать подкрепления императорской армии. Мятежники осаждали его в течение 55 дней, в течение которых произошло несколько стычек.

Наиболее решающая схватка развернулась у близлежащей крепости Табарудзака, где мятежники в течение восьми дней пытались остановить имперские подкрепления. 10 тысяч повстанцев и 6 орудий скрывались в лесистой холмистой местности вдоль дороги к Кумамото, вынуждая имперские войска захватывать и закреплять контроль над тремя отдельными участками холма. По оценкам, на каждый метр продвижения они теряли 9 солдат, а ежедневно во время конфликта обменивались около 300 000 пуль. Процент потерь в этой битве считается одним из самых высоких в истории войн.

В бегах

Японская война в Кагосиме, Цукиока Ёситоши, 1879
Японская война в Кагосиме, Цукиока Ёситоши, 1879

После неудачной попытки взять замок Кумамото мятежники бежали в деревню Кияма. Эта база пала 21 апреля. Отступая дальше на юг, потери, понесенные в Кумамото, ограничили Такамори партизанской войной. Счета разнятся, но к середине августа силы повстанцев насчитывали от 3500 до 10 000 человек. На следующий день имперцы одержали полную победу в оплоте повстанцев Нобеока. Лишь часть сил Такамори бежала в Нагаи.

В этот момент Такамори предоставил своим людям возможность с честью распуститься. Только около 600 учеников Си-гакко отказались и пробились через гору Эно в Кагосиму. В течение двух недель они пытались пополнить запасы своей артиллерии; у Такамори было 372 человека, но только 150 единиц оружия и ограниченное количество боеприпасов. Когда прибыла вражеская армия, войска Такамори вырыли пещеры в склоне горы Сирояма в качестве защиты от окружающих императорских пушек.

К 23 сентября постоянные бомбардировки оставили Такамори всего с 40 оставшимися людьми и без боеприпасов. Его самураи бежали и были преследованы императорскими солдатами в близлежащих холмах. Где-то под градом пуль Сайго Такамори был искалечен и приказал своему избранному секунданту, Бэппу Синсукэ, обезглавить его. Его смерть ознаменовала конец Сацумского восстания, а также символический конец класса самураев.

Почему они проиграли?

Хроника покорения Кагосимы: битва у замка Кумамото, Цукиока Ёситоси, 1877
Хроника покорения Кагосимы: битва у замка Кумамото, Цукиока Ёситоси, 1877

С самого начала мятежники уступали в численности, вооружении и финансировании. В то время как имперские солдаты были вооружены казнозарядными винтовками Snider, которые могли стрелять шестью выстрелами в минуту, и дополнительно поддерживались восемнадцатью артиллерийскими батареями и флотом военных кораблей, самураи Такамори по-прежнему предпочитали традиционное оружие: меч, лук и древковое оружие. Согласно одному источнику, в начале конфликта у императорской армии было почти на 59 000 000 патронов больше. Таким образом, наилучший шанс Сайго Такамори на успех заключался в том, чтобы упредить правительственное оповещение. Однако он не потратил время на консолидацию ресурсов, необходимых для серьезной кампании.

Вторая ошибка Такамори заключалась в его неспособности извлечь выгоду из самого большого актива мятежников: недовольства в других областях. Если бы он включил другие группы мятежников, его репутация и опыт могли бы организовать контрреволюцию до того, как императорская армия успела бы отреагировать. Недовольные воины также пополнили бы численность Такамори и уменьшили бы преимущество в живой силе, имевшееся у императорской армии. Многие ученые интерпретируют неспособность Такамори сделать это как указание на то, что он недооценил возможности солдат-призывников правительства, как и большинство его самураев. Одной из причин Сацумского восстания было возмущение самураев тем, что их заменили крестьянами-рекрутами. Одной из его фатальных ошибок была их вера в то, что не-самураи не могут стать хорошими солдатами.

Битва при Сирояме, неизвестный художник, 1880 г.
Битва при Сирояме, неизвестный художник, 1880 г.

Третьей ошибкой Такамори была осада замка Кумамото. Он потерял время, преимущество внезапности, людские ресурсы и боеприпасы, и все это ради почетности прямого столкновения. Это дало правительству время собраться с силами и отправить подкрепления. Битва при Табарузаке была чрезвычайно дорогостоящей: мятежники потеряли около 5300 человек. После этого они были вынуждены отступить и избегать генеральных сражений. Во многих отношениях осада замка Кумамото в первые месяцы конфликта положила конец шансам Сацумского восстания на успех.

Четвертой и, возможно, самой важной ошибкой Такамори была природа конфликта: традиционный самурайский бунт против наступающей вестернизации. Его люди предпочитали катаны вместо огнестрельного оружия из-за своей преданности традиционной этике и стилям ведения войны. На практике мятежники проиграли, потому что не могли сравниться с западным оружием. Кодекс бусидо и готовность самураев умереть за свое дело только подрывали эффективность их военной стратегии, когда их превосходил численностью лучше вооруженный противник. В конфликте, где они были превосходны огнестрельным оружием и численностью, акцент самураев на благородстве и чести сэппуку заставлял их жертвовать собой слишком легко.

Гибель последних самураев

Статуя Сайго Такамори в Токио
Статуя Сайго Такамори в Токио

Сацумское восстание потерпело поражение во многом потому, что моральный дух мятежников преувеличивал их недостатки. Сайго Такамори глубоко верил в принципы чести и готовности умереть за дело бусидо. Многие источники полагают, что одной из главных причин, по которой он возглавил Сацумское восстание, было то, что он мог благородно умереть в бою. Историк Марк Равина пишет, что еще 12 марта руководство мятежников «сомневалось, что кто-то может переломить ход битвы... но, как утверждал Сайго, это не имело особого значения. Он сражался не ради победы, а ради «шанса умереть за принцип». Его военная стратегия — и стратегия его воинов-самураев — была обусловлена ​​этой целью. Они упустили из виду свои самые большие материальные проблемы — нехватку рабочей силы и ограниченное западное оружие — из-за акцента бусидо на самопожертвовании и мече. Таким образом, их моральный дух побуждал их игнорировать те самые элементы, которые необходимы для успеха.

#история #япония #самурай #восстание #бой #сегунат