Египетские иероглифы являются одной из первых систем письма, известных человеку. Они использовались египтянами более 3000 лет, и их сегодняшнее понимание было бы невозможно без Розеттского камня.
Египетское письмо, Маду нетчер - «слова бога», обычно известные как иероглифы, были одной из первых систем письма в истории человечества. Подобно любому другому древнему языку и письменности, точное происхождение иероглифов неизвестно и, скорее всего, никогда не будет раскрыто во всей полноте.
Насколько нам известно, самые старые иероглифы, найденные археологами и надежно датированные, относятся Герзейской культуре додинастического Египта (Накада II 3500 – 3200 гг. до н. э.), что указывает - эта письменность существует не менее 5000 лет. Как кажется, первые иероглифы использовались в основном в качестве украшения, поскольку иероглифы Накады II и Накады III были найдены на керамике.
Несмотря на тысячи археологических находок, историки не достигли бы практически никакого прогресса в понимании письменности, если бы не Розеттский камень, но мы обсудим его подробнее позднее.
Египетские иероглифы вкратце
Древнеегипетские иероглифы представляли собой рисунки и схемы, которые помещались на стенах храмов и памятников, а также изображались на папирусе. Их создавали художники, мастера и скульпторы, которые формировали свои модели и вставляли их в рельефы.
Единственными людьми, которым разрешалось читать или писать слова бога, были так называемые писцы, которые считались профессионалами и весьма уважаемыми людьми. Древние египтяне верили, что способность их писцов была дарована богом Тотом, почитаемым как бог написания иероглифов.
Хотя древнеегипетское письмо выглядит сложным, на самом деле оно довольно ясное и простое. Существовало три основные группы знаков, которые включают логограммы, фонограммы и окончательные знаки. Логограммы использовались для изображения морфем, а фонограммы — для изображения звуков. Окончательные знаки использовались для помощи двум другим группам и для того, чтобы сделать их более понятными.
Древнеегипетское письмо состояло только из согласных, как и все древние письма додинастического и раннего династического периодов Египта. Несомненно, они использовали гласные в разговорной речи для произношения. Тем не менее, они не включали их в свою систему письма, что чрезвычайно затрудняло археологам и историкам произношение иероглифов. Это привело к созданию протокола чтения, который использовался искусственно для интерпретации слов. Это объясняет, почему большинство людей думают, что египтяне использовали гласные в своем письме.
Древнеегипетская система письма состояла примерно из 700 знаков. Иероглифы в основном использовались в религиозных и торжественных целях. Они продолжали использоваться в Египте примерно до 400 г. н. э., после чего их заменил коптский язык, другая форма письменности. Коптское письмо – это письмом коптов, египетских христиан, которые говорили на египетских диалектах, но писали греческим алфавитом с некоторыми добавлениями демотического письма.
Кстати! Жан-Франсуа Шампольон впервые расшифровавший иероглифическое письмо в 1822 году, с 1803 г. изучал восточные языки, в том числе и коптский язык.
Сначала было 24 буквы, заимствованные из греческой письменности. Позже к ним добавили еще 6, которые представляли определенные египетские звуки. Сегодня эти два письма давно забыты, а официальным языком в Египте является арабский.
Розеттский камень
Ученые и археологи не добились больших успехов в расшифровке древнеегипетских иероглифов, пока в 1799 году солдаты армии Наполеона случайно не обнаружили Розеттский камень.
Розеттский камень — фрагмент большой гравюры на черном базальтовом камне, найденной недалеко от города Розетта в дельте Нила. На камне выгравирован один и тот же текст на двух языках, но тремя древними письменами — египетским иероглифическим, демотическим и греческим. Это произошло потому, что в то время египтяне использовали именно эти три письменности.
Основоположник научной египтологии Жан-Франсуа Шампольон на протяжении 1810-х гг. пришёл к выводам о характере различий между типами древнеегипетской письменности (иероглифическим, иератическим и демотическим письмом) и о наличии в ней как идеографических, так и фонетических, в том числе алфавитных, знаков. В 1821 г. он отождествил записанные фонетическими знаками в картушах имена Птолемея V и Клеопатры I на Розеттском камне, прочёл ряд царских имён на других памятниках. Представил 27 сентября 1822 г. свои выводы о фонетических знаках древнеегипетской письменности в Академию надписей и изящной словесности. Начав на основе знания фонетических знаков и лексики коптского языка уверенно читать слова, записанные иероглифами, в 1824 г. издал «Очерк системы иероглифики древних египтян».
И демотическое письмо, и древнегреческий язык были хорошо известны египтологам 19-го века, работавшим над расшифровкой камня. Поскольку текст на местном и греческом языках совпадал, значение египетских символов стало ясным.
Открытие и перевод этого текста очень важны, поскольку они помогают интерпретировать многие другие ранние письменные источники древнеегипетской цивилизации.
Но что на самом деле изображает текст на Розеттском камне? К сожалению, тот камень, который мы имеем сегодня, представляет собой лишь небольшую часть настоящей каменной плиты, и большая часть текста отсутствует. Тем не менее, он дает много информации об одном из важнейших правителей Египта из династии Птолемеев.
Расшифровка текста Розеттского камня
Все три текста ссылаются на указ, принятый Мемфисским советом жрецов. Он подтвердил царский культ Птолемея V Египетского через год после его коронации. Текст на Розеттском камне начинается с большой оценки достижений и владений Птолемея V.
Царь принес процветание Египту и вложил большие суммы в храмы – как на строительство новых, так и на восстановление старых. Птолемей также обеспечивал народ золотом. Налоги были снижены или полностью отменены, а многие из заключенных, которые ранее считались врагами государства, были освобождены.
Птолемей V победил врагов Египта и даже упоминаются действия против вражеской крепости, падение которой произошло из-за перекрытия городских водопроводных каналов. В память обо всех этих действиях царя во всех храмах, называемых «Птолемей, защитник Египта», должна была быть воздвигнута статуя царя с 10 золотыми коронами, а сами храмы должны были посещаться жрецами 3 раза в день.
Согласно указу, день рождения Птолемея, а также дата его коронации должны были отмечаться как национальные праздники, во время которых должны были проводиться жертвоприношения и пиршества. Кроме того, каждый последний и семнадцатый день каждого месяца должен был быть днем празднования в честь великого правителя и любимца богов.
В тексте делается вывод, что эти указы должны быть написаны на трех разных языках, а каменные плиты, на которых они начертаны, должны быть размещены во всех храмах — прямо рядом со статуями того великого царя, который будет жить вечно.
#египет #иероглифы #слова бога #розеттский камень #расшифровка