Найти в Дзене
Перо и Пыль Истории

Все, что вам нужно знать о магии в Древней Греции и Риме

Оглавление

Магия в Древней Греции и Риме включала в себя множество разнообразных практик: от использования табличек с проклятиями до защитных амулетов.

Что такое «магия» на самом деле или, более конкретно, что такое магия в древнем контексте? Оксфордский классический словарь определяет ее как «манипулятивную стратегию воздействия на ход природы сверхъестественными средствами». Слово «манипулятивный» здесь важно, поскольку оно относится к элементу человеческого вмешательства, которое направляет магический акт к его цели. Примеры представлений о магии существуют на протяжении тысячелетий в разных культурах по всему миру. В этой статье рассмотрим примеры магии, использовавшейся в классических культурах Древней Греции и Рима.

Магия в этих древних обществах была слабо связана с религией, и ее эффективность часто зависела от помощи различных божеств. Однако из-за ее часто сомнительных практик магия имела особый культурный статус, поскольку она не была ни полностью санкционирована, ни полностью запрещена. И у греков, и у римлян были законы, ограничивающие магические практики, но в частном порядке магия, по-видимому, имела сильное очарование и высоко ценилась на всех уровнях общества. Ведьмы и маги также появляются в греческой мифологии. Известным примером является колдунья Цирцея, чьи магические зелья сдерживали коварного героя Одиссея.

Таблички проклятий и связывающие Заклинания

«Цирцея подаёт бокал Одиссею», Джон Уильям Уотерхаус, 1891 г., Галерея Олдхэма, Олдхэм, Великобритания
«Цирцея подаёт бокал Одиссею», Джон Уильям Уотерхаус, 1891 г., Галерея Олдхэма, Олдхэм, Великобритания

Древние примеры магии можно условно разделить на две категории: «черная» магия, в основном связанная с причинением вреда, и «белая» магия, связанная с предоставлением выгод или форм защиты. Таблички проклятий определенно попадают в первую категорию.

Эти таблички обычно представляли собой тонкие кусочки свинца, с проклятиями врагу, которые затем можно было сложить, запечатать и проткнуть гвоздем. Затем проклятия закапывали или топили, обычно в водоемах или колодцах, а также в могилах.

«Души Ахерона», Адольф Хиреми-Хиршль, 1898 г., Галерея Бельведер, Вена
«Души Ахерона», Адольф Хиреми-Хиршль, 1898 г., Галерея Бельведер, Вена

Считалось, что эти места обеспечивали быстрый путь в Подземный мир. Считалось, что боги и богини Подземного мира , такие как Аид, Геката и Гермес, могли помочь в исполнении проклятий. Многие тысячи таких табличек были найдены по всему классическому миру, от Афин в Греции до Бата на юго-западе Англии.

Табличка с проклятиями и отверстиями для гвоздей, Wikimedia
Табличка с проклятиями и отверстиями для гвоздей, Wikimedia

Самые ранние таблички с проклятиями были найдены в Афинах 5 века до нашей эры. Язык, используемый в этих табличках, включает множество примеров того, как люди просят богов «связать» их предполагаемую цель. Происхождение этой концепции связывания неясно, но считается, что она произошла из историй в греческой мифологии, где боги могут связывать друг друга, но их не могут связать смертные.

Таким образом, действие связывания приобретает своего рода божественное влияние. Связывание, по-видимому, является попыткой ограничить или причинить вред цели, не желая при этом уничтожить или убить ее. В табличках с проклятиями рассматривается целый ряд тем, включая безответную любовь, громкие судебные иски и соперничество между торговцами. Вовлечены все слои общества; одна греческая табличка даже включает ссылку на известного оратора Демосфена.

Фигурки вуду

Кукла вуду со связанными руками и иглами, Wikimedia
Кукла вуду со связанными руками и иглами, Wikimedia

Фигурки или куклы вуду иногда сопровождали таблички с проклятиями. Считается, что египтяне впервые использовали такие куклы еще в 2000 году до нашей эры. Сделанные из воска, в образе врага, фигурки закапывали в могилах, чтобы они могли получить суровое обращение от бога загробной жизни Осириса.

В Греции были обнаружены образцы, датируемые четвертым веком до нашей эры. Куклы в основном сделаны из глины, воска или свинца, и у многих фигурок руки связаны за спиной, предположительно, чтобы подчеркнуть процесс связывания, упомянутый во многих табличках с проклятиями.

Фигурка вуду в гробу, Wikimedia
Фигурка вуду в гробу, Wikimedia

Имя предполагаемой цели часто гравировалось на фигурке. Затем иглы помещались в стратегические точки на теле. Два самых распространенных типа кукол — те, которые нацелены на любовный интерес, и те, которые нацелены на личного врага.

Для тех, кто целился в потенциального любовника, иглы часто помещались в глаза, рот и половые органы, не для того, чтобы причинить вред, а чтобы вызвать возбуждение. Для тех, кто целился в личных врагов, фигурки часто помещались в миниатюрные гробы, возможно, чтобы формализовать их путешествие в Подземный мир.

Древние амулеты в классическом мире

Кольцо с драгоценным камнем, выгравированным на нем магическими символами, Christie's
Кольцо с драгоценным камнем, выгравированным на нем магическими символами, Christie's

Амулеты широко использовались в классическом мире. Эти предметы являются ярким примером «белой» магии, поскольку считалось, что они излечивают недуги и обеспечивают защиту владельцу или пользователю. Примерами таких амулетов являются растения, цветы, зубы животных, тонкие полоски костей животных или драгоценных металлов (известные как ламели) и декоративные украшения, сделанные из гравированных табличек или полудрагоценных камней. На некоторых амулетах были написаны молитвы или заклинания, и это может дать нам контекст для предмета и для чего он мог использоваться.

Практикующие магию часто предписывали использовать амулет с заклинаниями или заклинаниями. Платон рассказывает нам о средстве, которое использовал Сократ для лечения головных болей, которое состояло в приобретении особого типа листьев с последующим произнесением заклинания.

Статуя Артемиды Эфесской, Уорикский университет
Статуя Артемиды Эфесской, Уорикский университет

Эфесия Граммата — особый тип амулета, использовавшийся греками и римлянами. Они возникли как таинственный набор букв, не имевший грамматического значения, якобы выгравированный на культовой статуе Артемиды Эфесской.

Люди носили предметы с выгравированными буквами, чтобы защитить себя от злых духов и эпидемий. Некоторые спортсмены также вышивали буквы на своей одежде или кожаных сандалиях, чтобы повысить свои шансы на победу.

Священные растения, травы и корни

Ранняя пурпурная орхидея, через Everyday Nature Trails
Ранняя пурпурная орхидея, через Everyday Nature Trails

Священные растения также можно отнести к типу амулетов, поскольку они в основном использовались в зельях и рецептах для лечения недугов и профилактики болезней. Больные или раненые люди часто молились Асклепию, греческому богу, который, как считалось, знал секреты растительной медицины.

Около 300 г. до н. э. Теофраст из Эресуса (ок. 370–288 гг. до н. э.) написал основополагающий труд «Исследование растений», который использовался врачами и магами на протяжении последующих столетий. Теофраст описал сотни растений и их предполагаемые магические свойства. Например, мята болотная использовалась в качестве противозачаточного средства для женщин, морской лук использовался для избавления от чумы или болезней, алтей лекарственный использовался при переломах, а ранняя пурпурная орхидея использовалась как афродизиак. После Теофраста греческие магические папирусы, которые датируются примерно 30 г. до н. э. – 600 г. н. э., упоминают более 450 растений, трав и минералов в древних рецептах растительных лекарств и зелий.

Греческие магические папирусы

Отрывок из папирусов, предоставленный Чикагским университетом
Отрывок из папирусов, предоставленный Чикагским университетом

Греческие магические папирусы — это большая коллекция текстов на папирусе, найденных в Египте, охватывающая более 600 лет производства. Тексты написаны многими разными людьми и, помимо рецептов растительных зелий, включают в себя списки магических формул, гимнов и имен богов и демонов, которых можно призвать для помощи практикующему.

Существуют также примеры инструкций по изготовлению кукол вуду. Некоторые тексты были найдены свернутыми вокруг прядей волос и фрагментов одежды, что, возможно, подразумевает, что папирусы рассматривались как амулеты сами по себе. Современные ученые не решили, насколько секретными или публичными были эти тексты, но упоминания жрецов в некоторых более поздних папирусах, возможно, предполагают, что магия начала занимать аналогичный статус более формальных религиозных практик в последние века Римской империи.

Молитва в магическом папирусе, приписываемая архангелу Михаилу, полученная через Гейдельбергский университет
Молитва в магическом папирусе, приписываемая архангелу Михаилу, полученная через Гейдельбергский университет

Мы, вероятно, никогда не узнаем, какое реальное положение занимала магия в древнем мире. Но из примеров, которые у нас есть сегодня, ясно, что она выходила за рамки понятных границ. Древняя магия, похоже, была особенно личной, персонализированной практикой, и в результате она демонстрировала захватывающее представление о повседневных страхах, любви и надеждах людей Древней Греции и Рима.