Найти тему
Перо и Пыль Истории

Каким был путь к свободе у рабов в Древнем Риме

Каково было римским рабам? Читайте дальше, чтобы узнать суровые реалии рабства в Древнем Риме и пути к свободе для немногих счастливчиков.

Композиция, включающая «Рынок рабов» Гюстава Кларенса Родольфа Буланже, 1882 г., частная коллекция, через Центр обновления искусства
Композиция, включающая «Рынок рабов» Гюстава Кларенса Родольфа Буланже, 1882 г., частная коллекция, через Центр обновления искусства

Римское общество было структурировано по классу и богатству. Его иерархическая система видела сенаторский, аристократический класс на вершине социальной пирамиды. В середине были всадники, плебеи и вольноотпущенники, в таком порядке. Те, у кого был самый низкий социальный статус, были рабами.

Многие римские рабы жили жизнью невообразимой жестокости. В конце концов, римский закон определял рабов как собственность, а не как людей. Но рабство в Древнем Риме лежало в основе многих успехов общества, и свободнорожденные граждане Рима на самом деле сильно зависели от рабов, чтобы их мир функционировал эффективно.

Книжная гравюра «Триумвират – Красс, Цезарь и Помпей», Рафаэль Морген, по мотивам Джованни Баттиста Менгарди, 1791—1974, Британский музей
Книжная гравюра «Триумвират – Красс, Цезарь и Помпей», Рафаэль Морген, по мотивам Джованни Баттиста Менгарди, 1791—1974, Британский музей

Огромное количество рабов продавалось по всей империи, от Британии на севере до Сирии на востоке. В начале имперской эпохи считается, что соотношение рабов и свободнорожденных людей в городе Риме составляло 3:1. Владение рабами было обычным явлением для тех, кто находился на вершине общества. Плутарх сообщает нам, что республиканский консул Марк Лициний Красс (на фото выше слева) владел таким количеством рабов, что у него было 500 только для приобретения и восстановления собственности. Но также было не редкостью для плебеев, а также бывших рабов, владеть несколькими рабами. Владение рабами было признаком статуса и богатства, к которому стремился почти каждый в Древнем Риме.

Доказательства рабства в Древнем Риме

Колизей, также известный как Амфитеатр Флавиев, был построен в 72 году н.э., по данным National Geographic
Колизей, также известный как Амфитеатр Флавиев, был построен в 72 году н.э., по данным National Geographic

Римская литература, эпиграфические источники и археологические находки — все это дает нам информацию о рабстве в Древнем Риме. Письма Плиния Младшего, в частности, предоставляют прекрасный исходный материал о рабстве, но существуют также очевидные ограничения в письменных работах, созданных элитными членами римского общества. Многие, как Плиний, были склонны к идеализации. К сожалению, не сохранилось ни одной литературы, написанной с точки зрения кого-то, кто действительно жил жизнью римского раба.

Эпитафические надписи, как мы увидим, дают некоторые прекрасные доказательства отношений между рабами, бывшими рабами и бывшими хозяевами. Археологические раскопки владений рабов также очень информативны. Например, остатки амфитеатров — арен, где сражались рабы-гладиаторы и военнопленные — простираются от древней Британии до Турции. Они служат суровым напоминанием о том, насколько обширным было принудительное рабство в Римской империи.

Жизнь раба в Древнем Риме

Мраморная статуэтка римского мальчика-раба , I–II вв. н. э., Музей Метрополитен
Мраморная статуэтка римского мальчика-раба , I–II вв. н. э., Музей Метрополитен

В Древнем Риме существовало несколько путей попадания в рабство. Одним из самых распространенных было стать военнопленным. Расширение Римской империи со II века до н. э. по II век н. э. привело к тому, что многие тысячи покоренных людей были вынуждены стать рабами.

Некоторые люди были проданы в рабство. Это могло произойти по ряду причин. Пиратство было распространено по всему древнему Средиземноморью и за его пределами. Тех, кого захватывали пираты, затем продавали как добычу. Люди, которые не могли выплатить свои долги, могли даже продать себя в рабство вместо оплаты.

Наконец, были те, кому не повезло родиться в рабстве. Рабыни-матери были вынуждены отдавать своих детей хозяевам вскоре после рождения. Также рабовладельцы нередко поощряли отношения между рабами, чтобы увеличить их численность.

Погребальный рельеф, изображающий госпожу с четырьмя рабынями, укладывающими ей волосы , III в. н. э., Рейнский краеведческий музей, Трир
Погребальный рельеф, изображающий госпожу с четырьмя рабынями, укладывающими ей волосы , III в. н. э., Рейнский краеведческий музей, Трир

Существовало множество различных типов рабов, и их можно было встретить в любой сфере жизни Древнего Рима. Домашние рабы были, пожалуй, самыми распространенными. Некоторые из них были образованными или высококвалифицированными и поэтому пользовались большим спросом. Репетиторы для детей, профессиональные повара и даже парикмахеры могли запрашивать высокие цены.

Успех городской жизни зависел от армии рабов. Многие работали на гражданских должностях в публичных библиотеках и банях, а также в государственных административных учреждениях, часто вместе со свободнорожденными плебеями. На другом конце спектра были проститутки, которые работали под бдительным оком жестоких содержателей борделей.

Многие рабы были вынуждены заниматься ручным трудом. Некоторые помогали управлять сельскими поместьями богатых землевладельцев, в то время как другие терпели ужасный мир шахт, часто выкапывая драгоценное золото и серебро. Здесь невероятно суровые условия означали, что продолжительность жизни могла составлять всего несколько месяцев.

Римские рабы и их хозяева

Статуя Плиния Младшего с фасада собора Санта Мария Маджоре, до 1480 г., Wikimedia Commons
Статуя Плиния Младшего с фасада собора Санта Мария Маджоре, до 1480 г., Wikimedia Commons

Рабство в Древнем Риме подчинялось различным законам, в основном составленным в пользу хозяев, а не рабов. Рабовладельцы имели законное господство над своими рабами, что по сути означало власть над жизнью и смертью. Некоторые рабы пытались сопротивляться рабству и убегали или нападали на своих хозяев. Наказания для тех, кого ловили, были очень суровыми. Если раб нападал на хозяина или убивал его, то казнить могли не только преступника, но и всю семью рабов.

Можно утверждать, что в интересах хозяина было справедливо обращаться со своими рабами, и, скорее всего, это приводило к более производительной рабочей силе. Это не значит, что римские рабы жили счастливо, но иногда им предоставлялись льготы, такие как небольшое содержание (peculium). Плиний сообщает нам, что он даже разрешал неформальные брачные договоры и составление завещаний .

Мраморный бюст Марка Туллия Цицерона, 1800 год, аукцион Sotheby’s.
Мраморный бюст Марка Туллия Цицерона, 1800 год, аукцион Sotheby’s.

Некоторые рабы развивали близкие отношения со своими хозяевами, основанные на взаимном уважении, включая, например, известного оратора и политика Цицерона и его личного секретаря Тирона. Следующий отрывок взят из письма, отправленного братом Цицерона Цицерону, когда он услышал, что Тирона собираются освободить. Он подчеркивает искреннюю привязанность к Тирону, которую питала вся семья.

«Я искренне благодарен за то, что ты сделал в отношении Тирона, сочтя его прежнее положение ниже того, чего он заслуживал, и предпочтя, чтобы мы имели его в качестве друга, а не раба».
(Цицерон,
Письма к друзьям 16:6)

Гладиаторы — знаменитые рабы

Мозаика с изображением гладиаторского боя , III в. н.э., Вилла Ненниг, Германия
Мозаика с изображением гладиаторского боя , III в. н.э., Вилла Ненниг, Германия

Из-за их положения в центре общественного развлечения и восхищения, возможно, легко забыть, что большинство гладиаторов также были рабами. Военнопленные и осужденные преступники часто были вынуждены стать гладиаторами, если у них были физические данные. Эти люди продолжали жить и тренироваться в боевой школе (ludus) под руководством специализированного тренера, часто бывшего гладиатора (lanista).

Многие сражались насмерть в амфитеатрах под взглядами огромных толп — хотя это миф, что гладиатор погибал в каждом бою. Гладиаторы были очень дорогим товаром, и их популярность среди толпы часто означала, что они избегали смерти.

Ave Caesar! Morituri te salutant! (Да здравствует Цезарь! Мы, идущие на смерть, приветствуем тебя!), Жан-Леон Жером, 1859, Художественная галерея Йельского университета
Ave Caesar! Morituri te salutant! (Да здравствует Цезарь! Мы, идущие на смерть, приветствуем тебя!), Жан-Леон Жером, 1859, Художественная галерея Йельского университета

Возможно, это слишком смелое описание гладиаторов как гламурных представителей рабства в Древнем Риме. Но некоторые из них стали очень известными и прожили свою жизнь в центре внимания. Древние источники говорят нам, что некоторые женщины очень любили гладиаторов. Маленькие баночки с песком, пропитанным их потом, даже продавались снаружи амфитеатров как афродизиак.

Гладиатор, который был особенно успешен, мог иногда заслужить свободу по усмотрению ланисты. Если это было разрешено, он награждался деревянным мечом (рудис) как символом своей свободы. Одним из примеров такого человека был гладиатор Фламма, чья эпитафия сохранилась до наших дней. Надпись сообщает нам, что ему давали рудис 4 раза. Однако каждый раз он возвращался, чтобы работать гладиатором. Возможно, жизнь славы иногда была слишком заманчивой, чтобы отказаться от нее.

Пути выхода из рабства в Древнем Риме

Современная копия римской золотой монеты, выпущенной Брутом после убийства Юлия Цезаря, шляпа-пилей между двумя кинжалами символизирует свободу, 43—42 гг. до н. э. (оригинал), Британский музей
Современная копия римской золотой монеты, выпущенной Брутом после убийства Юлия Цезаря, шляпа-пилей между двумя кинжалами символизирует свободу, 43—42 гг. до н. э. (оригинал), Британский музей

Когда человек получал свободу от рабства в Древнем Риме, это включало процесс, называемый «манумиссией». Существовало несколько различных методов манумиссии . Одним из наиболее распространенных была церемония, проводимая перед магистратом. Здесь раб становился на колени перед магистратом и его касались жезлом по плечу. Затем ему давали пилеус, мягкую коническую шляпу, которая служила символом его свободы.

Многие рабы также были освобождены в качестве условия воли их хозяина. Других просто объявлял свободными их хозяин, а затем им разрешалось официально зарегистрироваться в качестве граждан. Рабыни также могли быть освобождены, выйдя замуж за своих хозяев. Обычно это делалось для того, чтобы позволить всем последующим детям родиться свободными гражданами. Наконец, были те, кто выкупал себя из рабства, но это было менее распространено.

Вольноотпущенники и вольноотпущенницы в Древнем Риме

Мраморный надгробный рельеф, посвященный двум вольноотпущенникам, Публию Лицинию Филонику и Публию Лицинию Деметрию, вероятно, отцу и сыну; слева изображены церемониальные жезлы и топоры, использовавшиеся во время процесса освобождения, 30–10 гг. до н. э., Британский музей.
Мраморный надгробный рельеф, посвященный двум вольноотпущенникам, Публию Лицинию Филонику и Публию Лицинию Деметрию, вероятно, отцу и сыну; слева изображены церемониальные жезлы и топоры, использовавшиеся во время процесса освобождения, 30–10 гг. до н. э., Британский музей.

Вольноотпущенники и вольноотпущенницы в Древнем Риме имели юридический статус libertus и liberta соответственно. Им разрешалось становиться гражданами, но с определенными ограничениями. В частности, они не могли занимать важные государственные должности и поступать на военную службу. Однако одним из важных преимуществ было то, что их дети становились полноправными римскими гражданами.

Отношения между бывшими рабами и их бывшими хозяевами были одним из краеугольных камней римского общества . Это была система покровительства, которая включала ряд взаимных выгод и обязательств. Вольноотпущенники должны были посещать своего бывшего хозяина каждое утро и выполнять различные административные задачи. Они также помогали в агитации за голоса, если их хозяин баллотировался на государственную должность. Некоторые вольноотпущенники управляли небольшим бизнесом от имени своих бывших владельцев. И наоборот, покровитель был обязан предоставлять деньги и/или еду, чтобы помочь своему бывшему рабу и его семье. Они также часто знакомили их с деловыми контактами и торговыми сетями.

Гробница пекаря Эврисака в Порта Маджоре, Рим, около 50–20 гг. до н. э.,
Гробница пекаря Эврисака в Порта Маджоре, Рим, около 50–20 гг. до н. э.,

Большинство вольноотпущенников работали в городской торговле или ремеслах, создавая небольшие предприятия, основанные на их навыках. Некоторые стали очень богатыми в результате успеха своего бизнеса, как, например, пекарь Эврисак, чья огромная гробница изображена выше.

Рабство в Древнем Риме было клеймом, от которого освобожденным людям было трудно избавиться. Свободнорожденные люди часто считали бывших рабов социально неполноценными и вульгарными. Латинская литература дает нам несколько интересных примеров столь оклеветанного стереотипа нецивилизованного вольноотпущенника. В романе Петрония «Сатирикон» фигурирует чрезвычайно богатый вольноотпущенник по имени Трималхион. Трималхион делает все возможное, чтобы казаться образованным и культурным своим свободнорожденным гостям на ужине, но без особого успеха. Насмешливое изображение Петрония только усиливает социальное преследование бывшего раба. В какой-то момент свободнорожденный рассказчик высокомерно описывает свой опыт званого ужина у Трималхиона как «больше похожий на музыкальную комедию, чем на респектабельный званый ужин» .

Римский мраморный надгробный рельеф с эпитафией, посвященной Антистию и его жене Плутии их двумя вольноотпущенниками, Руфом и Анфом, 30–10 гг. до н. э., Британский музей
Римский мраморный надгробный рельеф с эпитафией, посвященной Антистию и его жене Плутии их двумя вольноотпущенниками, Руфом и Анфом, 30–10 гг. до н. э., Британский музей

Многие сотни посвятительных надписей, в которых участвуют рабы, бывшие рабы и хозяева, сохранились до наших дней. Эти надписи предоставляют важные свидетельства из первых рук о жизни после рабства в Древнем Риме. Они также раскрывают некоторые захватывающие подробности об индивидуальных путешествиях от рабства к свободе.

Вышеприведенная эпитафическая надпись посвящена Луцию Антистию Саркулону (на фото слева) и его жене Антистии Плутии (на фото справа) их вольноотпущенниками Руфом и Анфом. Надпись гласит, что Руф и Анф оплатили надпись из собственных средств. Это само по себе является ярким знаком связи, образовавшейся между хозяином и бывшим рабом. Но из надписи мы также узнаем, что Плутия сама была вольноотпущенницей и бывшей рабыней Антистия. Это показывает, что Плутия поднялась из рабской жизни, чтобы стать женой богатого свободнорожденного гражданина, имеющего собственных рабов и вольноотпущенников.

Наследие рабства в Древнем Риме

Бронзовая бирка на ошейнике раба с латинской надписью, текст которой переводится следующим образом: «Держи меня, чтобы я не сбежал, и верни меня моему господину Вивентию в поместье Каллиста», IV в. н. э., Британский музей.
Бронзовая бирка на ошейнике раба с латинской надписью, текст которой переводится следующим образом: «Держи меня, чтобы я не сбежал, и верни меня моему господину Вивентию в поместье Каллиста», IV в. н. э., Британский музей.

Рабство в Древнем Риме, без сомнения, было отвратительным аспектом римского общества по сегодняшним меркам. Но для римлян (по крайней мере, для тех, кто был свободнорожденным) оно было совершенно нормальным и принималось как необходимая часть повседневной жизни. Рабство в так называемых цивилизованных западных странах не было объявлено незаконным до 19 века. Несмотря на это, оно все еще существует сегодня во многих странах по всему миру в различных формах. Рабство в Древнем Риме, возможно, привело к еще многим столетиям принудительного рабства, жестоко навязанного одним человеком другому

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц