Найти в Дзене
Перо и Пыль Истории

Полифем: кем был циклоп, которого обманул Одиссей?

Оглавление

Известный своими гигантскими размерами и одним глазом, великан Полифем занимал видное место в греческой мифологии.

Этот Циклоп с единственным глазом и титаническим ростом является воплощением первобытной силы и неумолимой жестокости. Несмотря на то, что он был монстром, Полифем обладал внутренней глубиной, которая бросала вызов упрощенным представлениям о добре и зле, черном и белом в мире. Его встреча с Одиссеем и командой в пещере стала историей выживания, мести и моральных дилемм. Углубляясь в повествование Полифема, можно получить представление о таких темах, как гордыня, справедливость и последствия своих же действий. Благодаря его взаимодействию с Одиссеем можно стать свидетелем столкновения ума и силы, а также исследования той грани, что стоит между цивилизацией и дикостью.

Происхождение Полифема

«Возвращение Нептуна», Джон Синглтон Копли, около 1754 г., Музей искусств MET
«Возвращение Нептуна», Джон Синглтон Копли, около 1754 г., Музей искусств MET

Будучи сыном олимпийского бога Посейдона и морской нимфы Фоосы - Полифем обладал впечатляющим наследием. Полифем — в древнегреческой мифологии жестокий великан — циклоп, его имя можно понимать как «богато/много голосый» или «имеющий много что рассказать», что имеет смысл, учитывая его действия в «Одиссее».

Будучи Циклопом, Полифем унаследовал огромную силу и колоссальный рост, присущие его виду. Циклопы были расой одноглазых гигантов, известных своей физической силой и устрашающей натурой. Их родословную можно проследить до изначальных божеств, Урана и Геи. Мифы говорят, что Полифем вел идиллическую, уединенную жизнь на острове недалеко от Италии, а точнее в пещере. Здесь он ухаживал за своим стадом овец и делал сыр из их молока.

Одиссейский катализатор истории

«Улисс, бегущий из пещеры Полифема», Кристоффер Вильгельм Эккерсберг, 1812 г., предоставлено Художественным музеем Принстонского университета
«Улисс, бегущий из пещеры Полифема», Кристоффер Вильгельм Эккерсберг, 1812 г., предоставлено Художественным музеем Принстонского университета

Эпическая поэма Гомера «Одиссея» охватывает многочисленные испытания и приключения, с которыми сталкивается ее герой Одиссей во время своего путешествия обратно в Итаку. Среди этих испытаний эпизод с участием Полифема является одним из самых запоминающихся и значимых.

Встреча с Полифемом выступает в качестве катализатора для длительного путешествия Одиссея домой. Она запускает серию трудностей, испытаний и божественных вмешательств, все из которых вытекают из гнева Циклопа и последующего наказания Посейдона. Роль Полифема в повествовании служит поворотным моментом, подталкивая Одиссея к затяжной "одиссее", которая проверяет его характер и выносливость.

Дикий Антагонист

Ослепление Полифема, одна из скульптур Сперлонги, фото Кэрол Раддато, римский период, Wikimedia Commons
Ослепление Полифема, одна из скульптур Сперлонги, фото Кэрол Раддато, римский период, Wikimedia Commons

Эпизод начинается с того, что Одиссей и его команда прибывают на остров циклопов. Любопытство побуждает их исследовать землю, и они отправляются в пещеру Полифема, одного из циклопов, сына Посейдона. Не подозревая об опасностях, мужчины без спроса наслаждаются обильным запасом пищи и ресурсов пещеры, надеясь получить гостеприимство от ее владельца, который еще даже не был дома. Полифем возвращается, запечатывает вход в пещеру огромным валуном и пожирает 2 людей Одиссея. Встреча Одиссея и Полифема раскрывает столкновение между ценностями гостеприимства (ксения) и дикостью циклопа.

Полифем, полностью искажая священную традицию ксении, пожирает спутников Одиссея, демонстрируя свое пренебрежение к правилам "цивилизованного" греческого общества. Это столкновение подчеркивает моральный контраст между идеалами гостеприимства греков и нецивилизованным поведением Полифема. Он представляет собой воплощение власти, грубой силы и первобытных инстинктов. Его физическое телосложение и устрашающее присутствие отражают опасности, таящиеся в мифическом мире греческих эпосов. Одноглазый великан символизирует чудовищные и нецивилизованные аспекты человечества, резко контрастируя с коварной натурой Одиссея, склонного к интригам.

Перед лицом неминуемой опасности Одиссей демонстрирует свою находчивость и хитрость. В течение нескольких дней он разрабатывает план, как ослепить Полифема и освободить его команду. Ему удается опьянить Циклопа вином, заставив его впасть в глубокий сон. Воспользовавшись этой возможностью, Одиссей и его люди изготавливают заостренный кол из оливкового дерева и нагревают его на огне. Когда Полифем просыпается, герой и его команда вонзают кол в единственный глаз Циклопа, ослепляя его и оставляя в мучительной боли.

Раненый сын

«Одиссей и Полифем», Арнольд Бёклин, 1896 г., Wikimedia Commons
«Одиссей и Полифем», Арнольд Бёклин, 1896 г., Wikimedia Commons

Крики Полифема от боли насторожили его соседей циклопов, которые спросили о причине его беды. В хитром повороте событий Полифем, все еще не зная истинном имени Одиссея, отвечает, что «Никто» ранил его; Одиссей назвался ему как «Никто», когда Полифем спросил его имя.

В результате другие циклопы полагают, что их товарищи-циклопы не пострадали, и уходят, позволяя Одиссею и его команде оставаться незамеченными. Когда циклоп пострадал, мужчины пользуются возможностью сбежать. Они привязывают себя к животам овец циклопа, чтобы избежать обнаружения, и успешно покидают пещеру утром, когда овец выпускают пастись.

После побега Одиссей не может устоять перед соблазном поиздеваться над ним, раскрывая свою истинную личность. Этот акт высокомерия запускает цепь событий, которые навлекают гнев Посейдона, отца Полифема. Крик циклопа о мести приводит к тому, что Посейдон становится беспощадным антагонистом Одиссея на протяжении всех его последующих испытаний, подчеркивая последствия самоуверенности и важность смирения.

Другой

«Улисс, высмеивающий Полифема», Дж. М. У. Тернер, 1775 г., из Национального музея
«Улисс, высмеивающий Полифема», Дж. М. У. Тернер, 1775 г., из Национального музея

Понятие Другого/Чужого в греческой культуре вращалось вокруг страха и подозрения ко всему, что было иным или чуждым. Греки, как и многие древние общества, сохраняли чувство идентичности, укорененное в их собственных обычаях, традициях и верованиях. Все, что отклонялось от этих установленных норм, часто встречалось со скептицизмом и опасениями. Ксенофобия была чрезвычайно сильна. Полифем, с его гротескной внешностью, особым глазом и яростной силой, идеально воплощал в себе характеристики, которые вызывали страх и недоверие у греков.

Когда Одиссей и его люди ищут убежища в пещере Циклопа, они неосознанно нарушают границы между своим собственным цивилизованным миром и диким царством Циклопа. Последующие действия Полифема, пожирающего спутников Одиссея и демонстрирующего пренебрежение к правилам ксении (гостеприимства), подчеркивают последствия, которые могут возникнуть при нарушении этих границ.

Изображение Полифема как Другого также отражает сопротивление греков примиряться с тем, что лежит за пределами их сферы видения и принятия. Циклоп олицетворял все, от чего греки стремились дистанцироваться. Подчеркивая резкие различия между собой и Полифемом, греки усиливали удовлетворение собственным чувством превосходства и укрепляли воображаемые границы, в которых они разграничивали себя от других как цивилизованных существ.

Невосприимчивый

Полифем, Гвидо Рени, 1639-40, через Wikimedia Commons
Полифем, Гвидо Рени, 1639-40, через Wikimedia Commons

Полифем, как Циклоп, обладал только одним глазом, расположенным по центру лба. Эта физическая характеристика становится мощным символом на протяжении всего повествования, представляя ограничения восприятия и узость мировоззрения Циклопа. В отличие от людей, которые обладают бинокулярным зрением, позволяющим более полно понимать мир, единственный глаз Полифема ограничивал его поле зрения. Это ограничение не только физическое, но и метафорически распространяется на его интеллектуальное и эмоциональное понимание мира - подчеркивает как греки воспринимали варваров.

Хотя Полифем может иметь физическое зрение, его недостаток проницательности и понимания сделал его слепым к последствиям своих действий и чувствам других. Его встреча с Одиссеем и его людьми продемонстрировала его неспособность воспринимать истинную природу их присутствия. Это невежество в конечном итоге приводит к его падению. Таким образом, единственный глаз Полифема становится метафорой слепоты, которая является результатом ограниченной перспективы, как в прямом, так и в метафорическом смысле.

Возлюбленная Галатея

Полифем и Галатея на фоне пейзажа, I в. до н. э., из собрания Метрополитен-музея
Полифем и Галатея на фоне пейзажа, I в. до н. э., из собрания Метрополитен-музея

В «Метаморфозах» Овидия наоборот показана другая сторона Полифема, которая проявляется в его общении с прекрасной нимфой Галатеей. Полифем Овидия также живет в пещере, ухаживая за стадом овец, но однажды он влюбляется в Галатею и неустанно преследует ее, осыпая нежеланной лаской и признаниями в любви. Однако Галатея отвергает ухаживания Полифема, поскольку ее сердце уже пленено Ацисом, красивым пастухом.

Ревность Циклопа растет, когда он становится свидетелем привязанности Галатеи к Акису. Охваченный своими эмоциями, он в ярости сталкивается с парой. В порыве неконтролируемого гнева Полифем швыряет в Акиса огромный камень, раздавливая его насмерть. Речное божество Симеф, ставшее свидетелем этого трагического события, превращает безжизненное тело Акиса в текущую реку, позволяя его духу жить вечно.

Галатея, Гюстав Моро, 1896 год, музей Тиссена-Борнемисы.
Галатея, Гюстав Моро, 1896 год, музей Тиссена-Борнемисы.

Изображение Полифема Овидием очеловечивает Циклопа, изображая его как влюбленное существо, которое полюбило нимфу Галатею. Неразделенная любовь усиливает его боль и подпитывает его гнев, заставляя его выражать свои эмоции через песни и поэзию. Овидий подчеркивает уязвимость и трагизм любви Полифема, противопоставляя чудовищную внешность глубине его эмоций.

Различия в характеристиках Гомера и Овидия отражают различные литературные стили и тематические интересы двух поэтов. Изображение Полифема у Гомера соответствует эпической традиции, фокусируясь на героических подвигах, хитрости и торжестве ума над физической силой. Овидий, с другой стороны, подчеркивает эмоциональные и психологические аспекты персонажа, исследуя глубины любви и последствия отвержения.

Полифем в искусстве

Циклоп, Одилон Редон, 1914 год, музей Крёллер-Мюллер.
Циклоп, Одилон Редон, 1914 год, музей Крёллер-Мюллер.

В древнем искусстве Полифем часто изображался как колоссальное и устрашающее существо. Скульптуры и картины подчеркивали его чудовищные черты, такие как его странный единственный глаз и устрашающее телосложение. В эпоху Возрождения известные художники, такие как Одилон Редон, вдохнули новую жизнь в этого мифологического персонажа, наделив его слоями уязвимости и эмоциональной глубины.

Эти изображения показали Полифема, движимого безответной любовью, в частности, его обреченное преследование прекрасной нимфы Галатеи. Через эту призму художники очеловечили Полифема, побуждая зрителей сопереживать его страданиям и исследовать универсальные темы любви и отвержения. Современные художники, с другой стороны, углубились в понятие инаковости, используя образ Полифема как метафору для маргинализированных людей в обществе. В своих работах они бросают вызов общепринятым представлениям о красоте, подчеркивая важность принятия разнообразия и подвергая сомнению стандарты, которые управляют нашим коллективным сознанием.

#циклопы #боги #титаты #герои #мифы #Древняя Греция #иллиада #искусство