Рождество было одним из самых ярких событий средневекового календаря, не только для богатых, но и для крестьян. На самый длинный праздник в году, обычно полные двенадцать дней Рождества, люди прекращали работу, украшали дома и сжигали рождественское полено в очаге. Обменивались подарками, наслаждались красочными церковными службами и веселыми пирами, где еда была лучше и ее было больше, чем в любое другое время года. Было много песен, танцев, пантомим и игр. Для многих, как и сегодня, Рождество было лучшим временем.
Европейский средневековый календарь не был лишен праздников: у каждого сезона был свой особый христианский праздник, часто основанный на старых языческих традициях. Средневековые праздники были возможностью получить столь необходимый отдых от обычного ежедневного труда и пообщаться за семейными трапезами, где типичное унылое меню бедняков заменялось такими редкостями, как мясо и рыба, а стол богатых украшался экзотикой, например, жареным павлином. Рождество было самым длинным праздником в году и длилось с ночи Сочельника, 24 декабря, до 12 дня, 5 января. Середина зимы была временем года, когда наступало затишье в сельскохозяйственной деятельности, и, следовательно, многим крестьянам их господин разрешал иметь целых две недели отпуска. Сезон также включал в себя дарение подарков и украшение дома гирляндами и венками из зимней листвы.
Падуб с его блестящими темно-зелеными листьями и ярко-красными ягодами считался идеальным зимним украшением с древних времен. Древние кельтские друиды считали его священным и способным отгонять злых духов, в то время как римляне использовали его в качестве подарка, чтобы продемонстрировать уважение и доброжелательность. Омела — еще одно издавна используемое украшение, которое древние люди считали приносящим плодородие, защитником урожая и чем-то, что отпугивает ведьм. Задолго до того, как рождественская елка заняла центральное место в 19 веке н. э., двойное кольцо омелы было центральным элементом многих домашних украшений, под которым пары могли целоваться, с каждым клеванием снимая похожие на драгоценности ягоды.
Церковь на Рождество
Естественно, в очень религиозных общинах средневековья местная церковь была центром рождественских праздников, и службы посещались всеми классами. Со временем традиционные службы на главные христианские праздники стали более сложными, и Рождество не было исключением. Одним из достижений, появившихся примерно в IX веке н. э., было «тропирование», которое заключалось в добавлении дополнительных диалогов и песен к службе. Примером тропирования на рождественском праздновании было уточнение вопроса, какие хоры пели: Quem quaertitis in praesepe? («Кого вы ищете в яслях?»). Одна половина хора пела строчку, а затем другая. Это в конечном итоге привело к драматизации с использованием отдельных ораторов и актеров, что привело к представлению рождественских пьес с волхвами и царем Иродом, играющими видные роли. Другой пьесой, которая стала популярной на церковных службах в праздничный период, были «Пророки» , в которых священник вел диалог с различными пророками, такими как Иеремия , Даниил и Моисей , а мальчики-хористы играли переодетые роли ослов и дьяволов.
Праздник Святых Невинных 28 декабря был посвящен неудавшейся попытке царя Ирода убить младенца Иисуса , приказав казнить всех детей в Вифлееме младше двух лет. Церковь в этот день, возможно, странно, учитывая серьезность события, позволила себе немного традиционной праздничной смены ролей, когда певчие заняли место епископа и других высших священнослужителей, чтобы провести службы и даже возглавить факельное шествие. Празднование праздника Обрезания, проводимого 1 января, было еще более диковинным, что, возможно, объясняет его другое название «Праздник дураков». Младшие священнослужители надевали одежду наизнанку и вели осла в церковь, где, прибыв к алтарю, они воскуривали благовония, сделанные из старых башмаков, ели сосиски, пили вино и издавали звуки осла.
Местное духовенство, если его не приглашали в замок ближайшего лорда, отмечало праздник дома изысканным обедом из редкостей. В меню могли появиться жаворонки, утки и лосось, а может быть, и козленок, и мы знаем, что один аббат аббатства Рэмси в Англии заказывал для себя дикого кабана на каждый рождественский ужин. Даже монахи ели одно или два угощения на Рождество. Рацион тех, кто жил в средневековых монастырях, в любом случае был довольно хорош, но рождественские пиры включали больше мяса и рыбы, чем обычно. Мы также знаем, что в монастырях, таких как аббатство Клюни во Франции, монахи получали новую мантию и принимали одну из своих двух ежегодных ванн на Рождество (больше не разрешалось).
Рождество в поместье
Среди землевладельческой аристократии, удобно расположившейся в своих замках и поместьях, рождественские подарки, такие как изысканная одежда и драгоценности, которые носили в течение сезона, обменивались 25 декабря. Еще один раунд дарения подарков состоялся 1 января. Известные как «первые подарки», они считались предзнаменованием удачи человека в наступающем году. Однако, как и сегодня, настоящей радостью Рождества для многих была предлагаемая еда.
Обычно проводимый в Большом зале замка или поместья, рождественский обед для аристократии был соответственно великолепен с высокими потолками с деревянными балками и по крайней мере одним ревущим камином. Зал был сделан еще более впечатляющим с праздничными гирляндами из падуба, плюща и другой сезонной зелени. Столы были накрыты обычными ножами, ложками и толстым куском однодневного хлеба (тренчером или манчетом ), который использовался в качестве тарелки для мяса. Рождественские обедающие также были удостоены роскоши смены скатерти после каждого блюда. Двое обедающих делили миску для мытья рук (все, кроме жидкостей, ели руками), еще одну миску для супов и рагу и маленькую миску с солью.
Подаваемое в качестве раннего обеда, первое блюдо обычно представляло собой суп, бульон или слабое рагу с небольшим количеством мяса на дне. Второе блюдо могло быть овощным рагу из лука-порея и лука. Богатым повезло иметь мясо в качестве следующего блюда в обычные дни — например, кролика, зайца и курицу — но на Рождество гостям предлагались более изысканные мясные деликатесы, блюда из рыбы (например, лосося, сельди и форели) и морепродуктов (например, угрей, устриц и крабов). Мясо жарили на вертеле на открытом огне. Помимо говяжьих и бараньих ножек, были телятина, оленина, гусь, каплун, молочный поросенок, утка, ржанка, жаворонок и журавль, и это лишь некоторые из них. Особое рождественское блюдо, которое повара могли приготовить, чтобы удивить гостей, включало голову кабана на блюде или лебедя или павлина, зажаренных в перьях. Соусы придавали больше вкуса многим блюдам и, загущенные панировочными сухарями, содержали вино или уксус, а также травы и специи.
Десерт состоял из густых фруктовых заварных кремов, выпечки, орехов, сыра и роскошных фруктов, таких как апельсины, инжир и финики. Также были антреме — различные украшенные закуски, глазированные сахаром и медом, — которые подавались перед десертным блюдом на Рождество и другие праздники. Из напитков было красное и белое вино (из чашки, которую делили с партнером по трапезе), которое пили молодым, так как оно имело короткий срок годности. Вино часто смешивали с водой или подслащивали медом или сахаром. Альтернативой были сидр и эль, хотя последний, приготовленный из зерна и ферментированный дрожжами, считался напитком низшего класса. Пиво, приготовленное с использованием хмеля, появилось только в конце Средневековья. Десерт мог сопровождаться кувшином пряного вина. Пока все это пиршество проходило в Большом зале, слуги замка не были забыты, поскольку традиционно им на Рождество давали лучшую еду, такую как гуси и куры. Наконец, остатки пиршества выносили на улицу, чтобы раздать ожидающим беднякам.
Обеденный стол в поместье мог бы принять несколько неожиданных гостей, поскольку крепостные в поместье замка могли немного повеселиться на Рождество, когда по традиции их приглашали в поместье на рождественский обед. В некоторых поместьях приглашения были ограничены только двумя счастливчиками, традиционно одним из самых бедных и одним из самых богатых крестьян, которые также могли пригласить с собой двух друзей. К сожалению, большинство крестьян, приглашенных в обитель своего местного лорда, должны были принести с собой собственные тарелки и дрова, и, конечно, вся еда в любом случае была произведена ими самими. Однако они получили бесплатный эль, и это был, по крайней мере, шанс увидеть, как живет другая половина, и развеять унылость сельской зимы.
Крестьянское Рождество
Крестьянское Рождество, очевидно, было менее грандиозным, чем то, что отмечалось в местном поместье или замке, и для них сезон начинался не очень хорошо. Крепостные, и без того подвергавшиеся всевозможным странным поборам в течение года, должны были сделать «подарок» своему господину на Рождество в виде дополнительного хлеба, яиц и, возможно, даже ценного петуха или пары кур. Напротив, свободные рабочие в поместье, особенно более важные, такие как пастух поместья, свинопас и погонщик быков, получали подарки от господина, как правило, бонус в виде еды, питья, одежды и дров. Эта традиция продолжалась и в последующие века, когда домашние слуги получали коробку с подарками. Подарки детям от их скромных родителей включали такие простые игрушки, как волчки, свистки, ходули, шарики, куклы и фигурки из дерева или глины.
Крестьяне украшали свои дома так же, как и аристократы, и зелень, например, падуб, была легкодоступна для тех, кто ее искал. Сохранилась старая, возможно, языческая традиция, которая заключалась в сжигании рождественского полена. На самом деле это был большой кусок ствола дерева, полено поджигалось в канун Рождества в домах всех видов и поддерживалось в течение двенадцати дней Рождества. На особые праздничные трапезы крестьяне ели этот редкий деликатес — обычно вареное — мясо, угощались сыром и яйцами, ели пироги и пили эль. Последнего, конечно, было много, варево, которое обычно готовили крестьянки .
1 января был важен, так как люди надеялись на лучшую судьбу в наступающем году. Развилось суеверие, как и подарки, которыми обменивались богатые в этот день, что было ужасно важно, кто первым посетит дом в Новый год. Называемый «первым ногой», определенные характеристики считались желательными в этом первом посетителе: мужчина с темным цветом кожи, возможно, светловолосый и, что лучше всего, с плоскими стопами.
Рождественские развлечения
В период Рождества предлагались всевозможные развлечения. Самым популярным из всех было употребление алкоголя, и тот факт, что веселье могло легко выйти из-под контроля, подтверждается распространенным обычаем лордов платить специальным сторожам для охраны своих поместий в случае беспорядков. Запись из поместья около собора Святого Павла в Лондоне гласит, что сторожа были назначены с Рождества до Двенадцатой ночи и что эти люди были вознаграждены «хорошим огнем в зале, одним белым хлебом, одним приготовленным блюдом и галлоном эля [в день]». Даже если употребление такого большого количества алкоголя было относительно обычным явлением, а эль был слабым, с четырьмя с половиной литрами эля на сторожа, удивительно, что они сами не стали немного шумными
Более благородные праздничные развлечения включали в себя турне монахов и постановку пьес в частных резиденциях, которые рассказывали ключевые эпизоды из Библии , особенно, конечно, сезонные темы, такие как Избиение младенцев Иродом. Аналогичным образом, в городах средневековые гильдии устраивали публичные представления, где по улицам ездили повозки, перевозившие людей, одетых как персонажи из библейской рождественской истории. Труппы артистов пантомимы в масках, известных как ряженые, также проходили по улицам в сопровождении групп музыкантов. Иногда насчитывая более 100 гуляк, они одевались в диковинные костюмы лордов, кардиналов и рыцарей и даже отваживались заходить в дома людей, чтобы танцевать и играть в кости. Получая еду и питье в обмен на свое развлечение, ряженые часто исполняли короткие пьесы со сценами из известных легенд, таких как Святой Георгий и дракон.
Были игры, такие как карты и кости (включая немного азартных игр), и настольные игры, такие как шахматы, шашки, нарды и «Моррис девяти мужчин». Традиционные рождественские игры включали «короля бобов», который позволял человеку, находившему спрятанный боб в хлебе или особом пироге, стать «королем» или «королевой» пира. Этот почетный человек затем имел право повелевать всеми остальными, которым часто приходилось подражать любым действиям, которые король или королева совершали за столом. Игра традиционно проводилась в Двенадцатую ночь и была примером испытанного и проверенного веселья со сменой ролей, которое восходит к римскому языческому декабрьскому празднику Сатурналии.
За рождественскими трапезами следовали новые распития вина или пива, пение песен, включая рождественские гимны, и групповые танцы под музыку волынок, флейт, лютней и барабанов. Профессиональные акробаты и жонглеры (менестрели) показывали свои трюки и остроумные куплеты. Народные сказки рассказывали, приукрашивали и пересказывали каждый год, ставились кукольные представления, и люди играли в салонные игры, многие из которых сохранились до наших дней, такие как жмурки и подставка для заключенных. Другая такая игра включала в себя одного из участников вечеринки, одетого как святой, в то время как все остальные должны были сделать ему подношение (несомненно, забавное), которое они должны были сделать, не улыбаясь и не сопротивляясь выходкам святого, иначе они сами становились святыми. Другая игра называлась «Король, который не лжет», когда «король пира» мог задать вопрос любому гостю, который, если отвечал правдиво, мог задать вопрос в ответ. Подобные игры, конечно, были возможностью продемонстрировать свое остроумие и мастерство в игре слов, смутить друга или выяснить наклонности возлюбленной.
Для более энергичных существовали такие виды спорта, как силовые подвиги, стрельба из лука, борьба, боулинг, хоккей и средневековый футбол, где целью было переместить мяч в заранее определенное место, и правил было мало, если они вообще были. Скольжение по замерзшим озерам также было популярным занятием зимой. В качестве альтернативы, привязав голени лошади к ногам и схватившись за шест для толчка, смельчаки могли попробовать покататься на коньках.
Конец праздника
Рождество на протяжении веков было свидетелем праздничного веселья и шалостей, и поэтому неизбежно возвращение к обычной трудовой жизни должно было быть чем-то вроде шока в средневековый период после этого самого длинного из праздников. Однако даже тогда крестьяне делали праздничную игру из событий, например, устраивая гонки на плугах на рассвете в первый понедельник после Богоявления. Была еще одна традиция, возможно, снова для облегчения бремени возвращения к ежедневному труду, 7 января, также известный как День Прялки. Этот день был «днем карнавала, поводом для «беспредела», для «шуточных битв между полами»
#праздник #рождество #зима #средние века