Найти тему
Перо и Пыль Истории

11 древнегреческих мифологических существ, которые служат испытанием для героев

Оглавление

В сфере греческой мифологии существует множество разнообразных мифологических существ — от чудесных до чудовищных.

Эти легендарные существа вышли за рамки обычного существования, погрузив нас в мир, где переплетались боги, герои и фантастические существа. От ужасающего и злобного Минотавра, быка-людоеда, до очаровательных и очаровательных нимф, греческие мифологические существа охватывали широкий спектр качеств и нравов. В своих разнообразных формах эти существа не только вызывали благоговение и страх, но и вызывали чувство удивления и очарования. Однако, помимо своей необычной природы, эти существа выходили за рамки простых фантастических элементов, неся в себе более глубокие символические значения. Они часто были аллегорическими представлениями человеческого состояния, отражая борьбу, желания и страхи, которые пронизывали древнегреческое общество.

1. Минотавр: страшное существо из греческой мифологии

Слепой Минотавр, ведомый девушкой в ​​ночи, Пабло Пикассо, 1934 г., через Digitalcommonwealth.org
Слепой Минотавр, ведомый девушкой в ​​ночи, Пабло Пикассо, 1934 г., через Digitalcommonwealth.org

Обладая телом человека и головой быка, Минотавр был устрашающим существом, заключённым в лабиринте. Это архитектурное чудо было спроектировано Дедалом так, чтобы в нём было практически невозможно ориентироваться, с извилистыми коридорами и тупиками. Оно стало тюрьмой Минотавра, где он должен был ждать своих жертв.

Тесей, герой из Афин, отправился на миссию, чтобы убить Минотавра и положить конец ежегодной дани принесения в жертву зверю молодых афинян. С помощью Ариадны, дочери царя Миноса с Крита, Тесей успешно прошел лабиринт, победил Минотавра и вышел победителем.

2. Цербер: Страж подземного мира

«Цербер», Уильям Блейк, 1824-1827, галерея Тейт
«Цербер», Уильям Блейк, 1824-1827, галерея Тейт

Свирепый и колоссальный пес с тремя головами, Цербер был известным защитником входа в Подземный мир. Его обязанностью было не допустить попадания живых в царство мертвых и гарантировать, что души, перешедшие в Подземный мир, останутся запертыми внутри. В рамках своих Двенадцати подвигов Гераклу было поручено поймать Цербера и привести его в мир смертных. С помощью богини Афины и с разрешения Аида Гераклу удалось усмирить зверя и временно отстранить его от должности.

3. Сфинкс: поставщик загадок

«Эдип и Сфинкс», Гюстав Моро, 1864 г., через Метрополитен
«Эдип и Сфинкс», Гюстав Моро, 1864 г., через Метрополитен

Сфинкс был гибридным существом с головой человека, телом льва и крыльями птицы. Согласно мифологии, она была известна тем, что предлагала загадку тем, кто с ней сталкивался, и убивала тех, кто не мог ее разгадать. В истории об Эдипе Сфинкс жил около городских ворот Фив, как страж, который бросал вызов тем, кто пытался выйти или войти. Сфинкс загадывал загадку: «Какое существо ходит на четырех ногах утром, на двух ногах в полдень и на трех ногах вечером?» Многие не смогли решить эту загадку и были впоследствии съедены. Однако Эдип разгадал загадку, ловко расшифровав, что существо было человеком; человек ползает на четырех ногах в младенчестве, ходит на двух ногах во взрослом возрасте и пользуется тростью в старости. Таким образом, он смог победить Сфинкса и освободить город Фивы.

4. Сатир: получеловек-полузверь

«Два сатира», Питер Пауль Рубенс, 1618-1619, через Wikimedia Commons
«Два сатира», Питер Пауль Рубенс, 1618-1619, через Wikimedia Commons

Сатиры были полулюдьми и полуживотными существами, с верхней частью тела человека и нижней частью тела козла, включая копыта и хвост. Они населяли леса и горные районы, будучи тесно связаны с природой и дикой природой. Часто изображаемые как буйные и похотливые, эти существа наслаждались своей свободой и предавались раскованным действиям.

Они были печально известны своими проделками, особенно с нимфами и смертными женщинами, наслаждаясь причинением вреда и вызывая смех. Сатиры были глубоко связаны с богом Дионисом, богом вина, удовольствия и празднества. Они были среди его верных последователей и сопровождали его в его путешествиях, разделяя его пиршества и распространяя радость везде, куда бы они ни пошли. На диких дионисийских празднествах, известных как «вакханалии», сатиры занимали центральное место. Их присутствие добавляло элемент безудержной радости к этим празднествам, поскольку они занимались гедонистическими действиями, принимая удовольствия жизни. На этих вакханалиях сатиры танцевали, пели и участвовали в веселье вместе с другими поклонниками Диониса.

5. Циклопы: чудовищные мастера

Одиссей и Полифем, Арнольд Бёклин, 1896,  MFA Boston
Одиссей и Полифем, Арнольд Бёклин, 1896, MFA Boston

Циклопы были устрашающими гигантами, узнаваемыми по их отличительному единственному глазу, расположенному в центре лба. Первоначальные циклопы были детьми Геи и Урана и братьями легендарных титанов. Говорят, что Кронос заточил их в Тартаре, опасаясь их силы, пока они не были освобождены Зевсом и не присоединились к борьбе со своими братьями-титанами.

В «Одиссее» Гомера есть эпизод с самым известным из циклопов, Полифемом. Известный своей грубой силой и нецивилизованным характером, он заточил Одиссея и его людей в своей пещере, намереваясь поглотить их. Одиссей, используя свой хитрый интеллект, сумел ослепить циклопа и вырваться из его лап, заслужив гнев как Полифема, так и его отца Посейдона. Циклопов часто изображали как одиноких существ, обитающих в безлюдных пещерах или отдаленных регионах, вдали от городов и человеческой цивилизации. Эти существа приняли свою нецивилизованную природу и процветали в своем изолированном существовании. Несмотря на свою чудовищную природу, циклопы обладали удивительным талантом к мастерству, создавая мощное оружие. Действительно, именно циклопы выковали знаменитые молнии, которыми владел Зевс, царь богов.

6. Горгоны: чудовища со змеиными волосами

Персей, обезглавливающий Медузу, картина Франческо Маффеи, 1650 г.,  Gallerie Accademia Venezia.
Персей, обезглавливающий Медузу, картина Франческо Маффеи, 1650 г., Gallerie Accademia Venezia.

Горгоны были тремя опасными сестрами, у которых вместо волос были ядовитые змеи, а их окаменяюший взгляд мог превратить в камень любого, кто на них посмотрит. Сфено и Эвриала были менее известными из сестер, а Медуза была самой печально известной со своей трагической историей. Герою Персею в его стремлении убить Медузу помогали божественные дары, в том числе отражающий щит от богини Афины, который позволял ему смотреть на отражение Медузы, а не прямо на нее. Используя это преимущество, Персей смог обезглавить Медузу и использовать ее отрубленную голову как оружие против своих врагов.

7. Гарпии: Божественное Возмездие

Преследование лас Гарпиаса, Эразм Квеллин, 1630 г.,  Музей Прадо.
Преследование лас Гарпиаса, Эразм Квеллин, 1630 г., Музей Прадо.

Гарпии обычно изображались с верхней частью тела женщины и крыльями, когтями и клювами хищных птиц. Их внешний вид различался в разных источниках, но часто их изображали как отвратительных существ. Они служили исполнителями наказаний, часто ассоциировались с гневом богов, и считалось, что они несут божественное возмездие. В мифах, что они наказывают тех, кто совершил преступления или акты высокомерия, принося им мучения и страдания. Известно, что гарпии нападают на людей и отнимают у них еду, товары или даже людей, оставляя после себя опустошение и хаос.

8. Гекатонхиры: гротескные гиганты

Падение титанов, Корнелис ван Харлем, 1588-90, через Wikimedia Commons
Падение титанов, Корнелис ван Харлем, 1588-90, через Wikimedia Commons

Гекатонхейры были тремя гигантами — Коттусом, Бриареем и Гигесом — рожденными Ураном и Геей. Они были огромными и чудовищными существами, имевшими 100 рук и 50 голов у каждого. Во время Титаномахии, великой битвы между олимпийскими богами и титанами, гекатонхейры оказались незаменимыми союзниками наряду с циклопами. Их чистая сила и подавляющая мощь сыграли решающую роль в победе олимпийцев. После Титаномахии гекатонхейрам было поручено охранять врата Тартара, самой глубокой и темной бездны Подземного мира, где были заключены титаны.

9. Нимфы: Естественная красота природы

«Орфей, очаровывающий нимф, дриад и животных», Шарль Жозеф Натуар, 1757 г., Музей Метрополитен
«Орфей, очаровывающий нимф, дриад и животных», Шарль Жозеф Натуар, 1757 г., Музей Метрополитен

Нимфа была эфирным существом, олицетворявшим красоту природных ландшафтов, включая леса, горы, водоемы и луга. Обычно их изображали как юных изящных дев, излучающих потустороннее очарование, которое имело тесную связь с окружающей средой, в которой они обитали. Существовали различные подтипы нимф , каждый из которых ассоциировался с определенным природным элементом. Например, наяды были нимфами пресноводных источников, рек и ручьев, в то время как дриады — нимфы, населяющие деревья и леса.

Эти девы часто появлялись в древних мифах, часто как спутницы или супруги богов и героев. Их взаимодействие со смертными или бессмертными часто приводило к романтическим связям или трагическим встречам. Они также были известны своими музыкальными талантами, способностью танцевать с очаровательной грацией и своей связью с плодородием.

10. Пегас: конь Персея

«Беллерофонт на Пегасе», Джованни Баттиста Тьеполо, 1743–1750 гг., через Палаццо Лабиа, Венеция, через Wikimedia Commons
«Беллерофонт на Пегасе», Джованни Баттиста Тьеполо, 1743–1750 гг., через Палаццо Лабиа, Венеция, через Wikimedia Commons

Говорят, что Пегас родился из отрубленной головы Горгоны Медузы, убитой героем Персеем. Когда Персей летел над океаном на своих крылатых сандалиях, капли крови Медузы упали в море и смешались с пеной, создав Пегаса. Существо обладало великолепными крыльями, сверкающей белой шерстью и сияющими глазами. Герой Беллерофонт, желая укротить божественного коня, получил золотую уздечку от богини Афины. С этим даром он смог оседлать Пегаса и отправиться в смелые приключения, включая битвы с такими грозными существами, как Химера. Однако высокомерие Беллерофонта привело к его падению, когда он попытался отправить Пегаса на гору Олимп, в царство богов. Зевс, разгневанный высокомерием Беллерофонта, послал овода ужалить Пегаса, в результате чего конь взбрыкнул и сбросил героя, оставив его скитаться в изгнании.

11. Химера: кошмарное существо из греческой мифологии

Химера работы Якопо Лигоцци, 1590–1610 гг., Музей Прадо.
Химера работы Якопо Лигоцци, 1590–1610 гг., Музей Прадо.

Внешность химеры представляла собой кошмарное смешение, состоящее из головы льва, тела козла и хвоста змеи. Ее часто изображали как существо опустошения, использующее свое огненное дыхание, чтобы сеять разрушение на землях и терроризировать общины. В одном мифе царь Ликии Иобат, отчаянно пытаясь избавить свое царство от чудовища, обратился за помощью к Беллерофонту. С помощью Афины Беллерофонту была дарована волшебная золотая уздечка, которая позволила ему укротить легендарного крылатого коня Пегаса. С непоколебимой решимостью он уклонился от огненного дыхания зверя и атаковал сверху. Используя свое копье, Беллерофонт нанес смертельный удар, положив конец ужасному правлению химеры и освободив землю Ликии.

#Древняя Греция #мифы #химеры #герои #чудовища