Найти в Дзене
Перо и Пыль Истории

Искусство трагедии: каким был древнегреческий театр

Оглавление

Во многих отношениях театр 2000 лет назад выглядел совсем иначе, чем сегодня. Театр был наполнен масками, небольшими постановками и странными приспособлениями — таков был древнегреческий театр.

Терракотовая чашечка-кратер (чаша для смешивания), 350-25 гг. до н. э.; с терракотовыми кругляшами с прикрепленными театральными масками, I в. до н. э.
Терракотовая чашечка-кратер (чаша для смешивания), 350-25 гг. до н. э.; с терракотовыми кругляшами с прикрепленными театральными масками, I в. до н. э.

Древнегреческий театр возник на религиозных праздниках, чествовании мастерства человека, переданного богами. Древние архитекторы возвели первые театры в полисе Афины, похожие на театры, которые сейчас знают современные театралы. Алтарь и центральная сцена, называемая орхестрой, стояли перед театроном, полумесяцем для зрителей. Хотя это не означает, что нет никаких различий; актеры на сцене выглядели совсем иначе, чем современные актеры, театры часто больше не находятся под открытым небом, а древние костюмы уникальны сами по себе.

Отец древнегреческого театра, каким мы его знаем

Эсхил, I век до н.э., через Музей искусств Северной Каролины, Роли
Эсхил, I век до н.э., через Музей искусств Северной Каролины, Роли

Эсхила часто называют «отцом греческой трагедии». Он был первым драматургом классической Греции и популяризировал трагедию как уважаемый и любимый жанр поэзии. Он стремился расширить форму трагического театра и преуспел в этом. Эсхил родился в Элевсине — месте древних Элевсинских мистерий и к западу от Афин — в 525 г. до н. э. и умер в 455 г. до н. э. в сицилийском городе Гела.

Он служил солдатом в Персидских войнах и был наиболее заметным ветераном сражений при Марафоне и Саламине. По неизвестным причинам его эпитафия ссылается только на его военную службу, но не на его литературные произведения. Его пьеса «Персы» комментирует его опыт и точку зрения на войну, завоевав первую премию в 472 г. до н. э. на крупнейшем драматическом фестивале в Афинах, Великих Дионисиях. Он выиграл в общей сложности тринадцать первых призов на этом фестивале, который был посвящен богу Дионису.

Среди его сохранившихся произведений — «Прикованный Прометей», «Семеро против Фив», трилогия «Орестея» и «Просители».

Софокл из Колона

Голова Софокла, I-III вв. н. э., из Гарвардского художественного музея, Кембридж
Голова Софокла, I-III вв. н. э., из Гарвардского художественного музея, Кембридж

Софокл был начинающим драматургом в то время, когда он превзошел Эсхила в Великих Дионисиях своей пьесой «Триптолем». Родившись в 496 г. до н. э. в Колоне, он отправился в Афины и провел там долгую политическую карьеру. Он умер в 405 г. до н. э. в возрасте девяноста лет. Его произведения были сформированы масштабными войнами на протяжении всей его жизни — Персидскими войнами и Пелопоннесской войной, и как политик Софокл помог сконструировать ответ на жестокое уничтожение Сицилийской экспедиции Афин во время Пелопоннесской войны..

Война является центральной темой многих его сохранившихся пьес, таких как «Аякс» и «Филоктет». Его «Циклоп» — наиболее сохранившаяся сатирическая пьеса, хотя она до сих пор не сохранилась в полном объеме.

Софоклу приписывают одно из важнейших изменений в древнегреческом театре — он добавил третьего актера в трагический состав. После смерти Эсхила он стал самым выдающимся афинским драматургом, завоевав первое место на одиннадцати фестивалях больше, чем Эсхил, в общей сложности одержав двадцать четыре победы. Еврипид, последний великий греческий трагик, выиграл только четыре первых места на Великих Дионисиях

В конце великой греческой трагедии: Еврипид

Герма Еврипида, 400 г. до н.э., Музей классической археологии Кембриджского университета
Герма Еврипида, 400 г. до н.э., Музей классической археологии Кембриджского университета

Еврипид родился в 480 году до нашей эры и прожил до 406 года до нашей эры, то есть на момент смерти ему было семьдесят четыре года. Хотя он и является одним из величайших сохранившихся греческих трагиков, за всю свою жизнь он завоевал первую премию в Великих Дионисиях всего четыре раза.

В старости Еврипид выбрал добровольное изгнание в Македонию после того, как в Афинах его обвинили в нечестии. Еврипид был современником Сократа, с которым он поддерживал тесную дружбу до казни философа за идеологическое разложение афинской молодежи. Считается, что эти отношения способствовали изгнанию Еврипида. Драматург часто тесно связан с Сократом в сохранившихся современных источниках из-за их общих идеологий и тесной связи.

Обвинение в нечестии было официально выдвинуто против Еврипида, предположительно, из-за атеистической риторики, присутствующей в его популярных пьесах, таких как «Вакханки» и «Троянки», и находящей отражение в произведениях Сократа.

Древние Актеры

Терракотовая чаша-кратер (чаша для смешивания) с изображением флиакса, приписываемая художнику Долона, 400-390 гг. до н. э., Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Терракотовая чаша-кратер (чаша для смешивания) с изображением флиакса, приписываемая художнику Долона, 400-390 гг. до н. э., Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Древнегреческий театр начинался всего с одного актера, читавшего стихи на сцене. Это называлось дифирамб. Из этих актеров-одиночек первым был Феспис. Эсхил добавил на сцену второго актера, а Софокл — третьего. Хотя обычно в пьесе было больше трех ролей, не считая хора, всегда было только три исполнителя, что заставляло одного актера играть несколько ролей.

Хор был еще одним составным компонентом древнегреческого театра и играл важную роль в каждой постановке. Как группа, хор пел повествование о сюжете пьесы, часто взаимодействуя с тремя главными актерами, но никогда не разговаривая. Обычно хор состоял из женских персонажей, хотя иногда в нем были и мужские.

В частности, в Афинах, где впервые зародился древнегреческий театр, права и роли женщин были ограничены, и женщинам не разрешалось выступать в качестве актрис. Однако, конечно, женские персонажи все еще играли важные и даже центральные роли в различных пьесах. Мужчины, используя театральные маски и женскую одежду, наряжались в женские костюмы и сами играли эти роли на сцене.

Инструменты торговли

Краснофигурная чашечка-кратер (сосуд для смешивания): Медея на колеснице (A); Телефос с младенцем Орестом (B), 400 г. до н. э., предоставлено Музеем искусств Кливленда
Краснофигурная чашечка-кратер (сосуд для смешивания): Медея на колеснице (A); Телефос с младенцем Орестом (B), 400 г. до н. э., предоставлено Музеем искусств Кливленда

Древнегреческий театр использовал нестандартные для своего времени технологии. Знакомый термин происходит из древнегреческого театра: deus ex machina — это переводится как «бог из машины». Mechane — это упомянутая машина. Божественные персонажи изображались на более высоком уровне, чем смертные персонажи, и поэтому им требовался механизм, чтобы поднять их над сценой от других актеров. Для этого греки использовали кран, сделанный из деревянных балок и работающий с помощью системы блоков. В таких сценах, как бегство Медеи из Коринфа на солнечной колеснице в кульминации титульной пьесы, именно так ее уход был достигнут.

«Смерть Эвридики» Моисея ван Виттенбрука, ок. 1590-1647, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
«Смерть Эвридики» Моисея ван Виттенбрука, ок. 1590-1647, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Неудивительно, что смерть — избитый аксессуар греческой трагедии. Однако все смерти происходят за сценой во время постановок, и многие кульминационные моменты происходят вместо этого с представлением тел умерших. Грекам нужен был способ транспортировки тел — часто это был манекен или неговорящий исполнитель, носивший маску умершего персонажа, — и они создали устройство, чтобы делать именно это.

Ekkykl ê ma — это поддон на колесах, который ввозили на сцену из-за кулис (по-гречески он назывался скеной ), перевозя «тело» умершей жертвы в трагедиях. Его поднимали, чтобы зрители могли ясно видеть его груз. В таких сценах, как показ тела Ипполита в его одноименной пьесе Еврипида или смерть Эвридики в «Антигоне», ekkykl ê ma был устройством, используемым для того, чтобы вынести их тела в поле зрения других персонажей, а также зрителей.

Терракотовые медальоны с прикрепленными театральными масками, I в. до н. э., Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Терракотовые медальоны с прикрепленными театральными масками, I в. до н. э., Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Маски, возможно, играли самую важную роль в древнегреческом театре, хотя они вышли из употребления в современных театральных постановках. Из-за ограниченного числа говорящих актеров в древних пьесах было важно, чтобы зрители могли различать персонажей методом, отличным от их актеров. Для каждого персонажа в постановке была отдельная маска. Обычно маски изготавливались из жесткого льна или других материалов, таких как кожа, ни одна из которых не выдержала испытаний временем, и по этой причине ни одна из масок, которые носили в популярных древних пьесах, не сохранилась.

Поскольку древнегреческий театр был священным занятием, сохранились терракотовые театральные маски, которые мастера делали для подношений в храмах богам. Театральные маски характеризовались преувеличенными выражениями; это было отчасти для того, чтобы помочь зрителям легче определить, какой персонаж представляет маска. Трагические маски часто изображали своего персонажа в состоянии отвращения, ужаса, горя или ярости, в то время как комедийные маски часто создавались с комически большими чертами лица, чтобы еще больше усилить абсурдность своих постановок.

Роль комедии в древнегреческом театре

Терракотовая чашечка-кратер (чаша для смешивания), 350-25 гг. до н. э., из Метрополитен-музея, Нью-Йорк
Терракотовая чашечка-кратер (чаша для смешивания), 350-25 гг. до н. э., из Метрополитен-музея, Нью-Йорк

Традиционный древнегреческий театр представлялся в трилогиях. Актеры играли три трагедии, чаще всего все со связанными или линейными сюжетами, с антрактами между ними для исполнителей и зрителей. В конце финальной пьесы актеры играли сатирическую пьесу, непристойную комедийную постановку с темами, часто связанными с темами предыдущей трагической трилогии.

Хотя пьесы сатир могли быть рискованными и юмористическими, многие из них также были созданы для того, чтобы высмеять текущий статус-кво и известных общественных деятелей. Именно от слова «satyr» в современном английском языке произошло слово «satire».

Греческие трагедии затрагивают тяжелые темы и вечные критические замечания. Неудивительно, что авторы понимали, что зрители захотят кого-то высмеять или посмеяться после часов пересказа душераздирающих, кровавых мифов

-10

Древнегреческий театр, зародившийся как религиозное и культурное явление, оказал глубокое влияние на развитие театрального искусства, которому он придал важные основы и формы. Маски, хоры, особая архитектура сцен и механизмы для изображения божественных существ – все эти элементы составляли уникальный театральный язык, позволявший передавать зрителю богатство эмоций и смыслов. Важнейшим достижением древнегреческого театра стало становление трагедии как высоко оцененного жанра, чему способствовали такие фигуры, как Эсхил, Софокл и Еврипид, каждый из которых внес свой вклад в совершенствование театральной формы и расширение драматургического языка. Древнегреческие театральные традиции, включая использование механических устройств и масок, не только отражали мифологические и социальные темы своего времени, но и оставили неизгладимый след в истории театра, который до сих пор влияет на современные постановки.