Найти в Дзене

Пищевой срыв. Случай из практики

Этого 62-летнего мужчину я наблюдаю уже более 5 лет. Он страдает сахарным диабетом второго типа, требующим введения инсулина, перенёс два инфаркта, после чего начал наблюдаться у меня. Инфаркты были перенесены подряд в двух разных коронарных артериях, но, к счастью, оба раза пациенту удалось быстро поставить стенты, так что тяжёлой сердечной недостаточности у него нет.

Учитывая экстремальный риск сосудистых событий, я постарался как можно быстрее привести уровень ЛПНП у этого пациента к уровню 1,0. Подробнее о группах риска и целевом уровне холестерина ЛПНП можно прочитать в статье, ссылка на которую будет внизу.

С помощью максимальной дозы статинов добиться целевого уровня не удалось, но, когда я робко завёл разговор о «кумабах», которые могли бы помочь, но стоят дорого, пациент с радостью согласился - «о деньгах не думайте. Всё, что надо, я куплю!»

И вот, уже несколько лет этот пациент 2-3 раза в год приходит ко мне на приём. С помощью блокатора PCSK9, добавленного к максимальной дозе статина, уровень ЛПНП быстро пришёл в норму, и за последние годы ни разу не превышал 1 ммоль/л.

Сосудистые катастрофы, к счастью, не повторялись, но за время наблюдения он несколько раз переболел рожистым воспалением голени (эта проблема типична для больных сахарным диабетом), перенёс тяжёлую инфекцию мочевыводящих путей, и длительно лечился по поводу диабетической полинейропатии. В общем, сахарный диабет доставлял пациенту намного больше неудобств, чем сосудистые проблемы.

На днях он пришёл ко мне на очередной приём, и разговор начал с того, что опять нарушил диету. Сначала я начал утешать, мол, все нарушают, но пациент перебил: «Так, как я, наверное, не нарушает никто. Мясо килограммами, кока-колу литрами. Иногда съедаю целый торт, запивая кока-колой… Проблемы в бизнесе. Алкоголь не употребляю – свою цистерну я уже выпил. И только еда позволяет немного отвлечься».

В общем, пациент открылся с новой стороны. Я и раньше понимал, что при таком весе (более 120 кг) и плохо компенсированном сахарном диабете диету он соблюдает плохо. Но не думал, что настолько.

Анализы, которые пациент сдал за несколько дней до визита ко мне, не сильно изменились по сравнению с теми, которые были сданы вне пищевого срыва. ЛПНП, как обычно, менее единицы, гликированный гемоглобин 9,8 ммоль/л. Пациент умело маневрировал короткими препаратами инсулина, и не допускал тяжёлой гипергликемии.

О чём говорит это наблюдение?

  • Во-первых, надо признать, что врачи мало знают о своих пациентах. Даже при самых доверительных отношениях такие случаи пациенты скрывают –стыдно рассказать врачу о своей слабости. А люди съедают иногда огромные объёмы пищи.
  • Во-вторых, интересно, что с помощью современных лекарств можно поддерживать биохимический анализ крови в норме даже при чудовищных нарушениях питания.
  • Третье. Нет сомнений, что диетой пренебрегать нельзя. Образ жизни пациента привёл к тяжёлым метаболическим нарушениям – и диабет, и инфаркты возникли не на пустом месте. Столь тяжёлые нарушения диеты, а в прошлом и злоупотребления алкоголем даром не прошли.
  • Четвёртое. По-видимому, препараты психотропного действия были бы в такой ситуации уместны. Но пациент от них категорически отказался – «с проблемами справлюсь сам!».

О нормах холестерина:

О снижении веса:

Подписывайтесь на меня в Телеграм, там я иногда публикую материалы, которых нет в Дзене.t.me/kardiologKrulev

Статья не является руководством к действию. Требуется консультация специалиста.

Еда
6,93 млн интересуются