Найти в Дзене

Что такое криптолекты (тайные языки)? Их происхождение, классификация и нынешнее состояние.

В нескольких предыдущих статьях:

мы ближе познакомились с языками мира - их родственными связями, типологией, их влиянием друг на друга в процессе ареального взаимодействия, и т.д.. В настоящей статье мы поговорим о тайных языках (криптолектах) и особенностях их возникновения и функционирования в человеческом социуме.

Итак, что же собой представляют тайные языки и для чего они нужны? Попытаюсь ответить на эти вопросы.

Тайные языки (криптолекты) - это налаженная система внутригруппового общения, которая используется относительно замкнутыми этническими, религиозными, кастовыми, профессиональными, географически обособленными, криминальными и другими социальными группами с целью сокрытия смысла своей речи от чужаков в случаях необходимости коммуникации в их присутствии, а также выполняет роль культурно-корпоративного идентификатора принадлежности и средства распознавания в системе "свой-чужой".

По происхождению, а также целям и особенностям функционирования тайные языки делятся на несколько групп, которые мы рассмотрим ниже.

1. Ритуальные тайные языки - это языки, используемые в качестве языка посвящённых при совершении различных действий сакрально-ритуального характера - инициаций, магических действий, заклинаний, посвящений жрецов, как индикатор корпоративной принадлежности для членов тайных обществ, и т.д.. Обычно эти языки являются видоизменёнными в части грамматики, лексики, фонетики и синтаксиса обычными языками тех этносов, в составе которых они функционируют в качестве тайных ритуальных языков. Например, язык дамин является тайным ритуальным языком двух племён австралийских аборигенов - лардил и янгкаал, используемым при проведении инициаций юношей; в целом он базируется на лексике и грамматике языка лардил, но имеет и существенные отличия от него, а именно: ~ около 150 лексических единиц не имеют аналогов в языке лардил; ~ в отличие от языка лардил, в котором имеется 19 местоимений - в языке дамин есть только 2 местоимения - "n!a" - "я", и "n!u" - "не я"; ~ также имеется антонимическая приставка "kuri-", отсутствующая в языке лардил (пример использования: "tjitjuu" - "маленький", и "kuritjitjuu" - "большой"); ~ в языке дамин имеются щёлкающие согласные звуки, которых нет в языке лардил; и т.д.. Кроме языка дамин, к ритуальным тайным языкам относятся: сигисо (тайный ритуальный язык жреческой касты народа догонов в Западной Африке); пайюба (тайный язык практикующих ритуалы афро-бразильской религии кондомбле); агбунгбе (ритуальный язык тайного женского союза Йевхе в Гане); и другие;

Догонские  жрецы  в  масках
Догонские жрецы в масках

2. Этнические тайные языки - это языки, находящиеся в ситуации языкового сдвига (т.е. постепенно выходящие из употребления той или иной этнической группой под натиском доминирующего на той или иной территории языка более многочисленного и/или более развитого и сплочённого этноса), но продолжающие использоваться в качестве тайных языков в иноязычном окружении в случаях, когда говорящие не хотят, чтобы их речь была понята чужаками. К этническим тайным языкам относятся: могольский (выходящий из употребления смешанный язык монгольской группы алтайской языковой семьи на северо-западе Афганистана); айну (смешанный язык абдалов (эйну) - субэтноса (юрта) уйгуров с неопределённой идентификацией (их можно классифицировать и как дискриминируемую касту, и как криптошиитскую этноконфессиональную группу, и как не до конца ассимилированную этнографическую группу в составе уйгуров, имеющую иноэтническое происхождение), имеющий иранскую лексику и тюркские типологию и грамматику); нихали (выходящий из употребления язык-изолят, носители которого живут чересполосно с говорящим на одном из австроазиатских языков народом корку, который, в свою очередь, живёт в окружении дравидоязычного народа гондов); рафчанский (выходящий из употребления диалект торлакского наречия сербскохорватского языка, носители которого живут в г. Ораховац в Косово чересполосно с преобладающим там албанским населением); идиш, ладино, баджитто, тати, иудео-арамейский и другие диаспоральные еврейские этноконфессиолекты; романи/домари (цыганский язык), носители которого живут дисперсно среди многих других народов мира; парья (язык оседлых цыган парья в Афганистане, Таджикистане и Узбекистане; в отличие от представленных ниже т.н. парацыганских языков, язык парья не является смешанным языком, как он не является и локальным диалектом языка романи (цыганского языка части цыган Европы) или домари (цыганского языка части цыган Ближнего Востока и Северной Африки), а представляет собой родственный языкам домари и романи отдельный индоарийский язык, занимающий промежуточное положение между северо-западной подгруппой индоарийских языков (догри, лахнда, думаки, хиндко, панджаби) и настоящими собственно цыганскими языками (домари и романи);

Рафчане
Рафчане

3. Тайные языки географически обособленных групп - это искусственно сконструированные (с помощью перестановки слогов, замены букв, присоединения дополнительных слогов к словам, и т.д.) тайные языки, используемые жителями какой-либо местности или населённого пункта с целью не быть понятыми при нахождении среди жителей других мест. К таким языкам относятся: кубрацкий (локальный криптолект мещан г. Дорогобуж в нынешней Смоленской области РФ); спаселл (локальный криптолект жителей Валассины - долины верхнего течения р. Ламбро в провинции Комо, Италия); и другие;

Боша - армянские  цыгане
Боша - армянские цыгане

4. Смешанные и жаргоноподобные языки странствующих цыганских (А) и цыганообразных (Б) групп, используемые их носителями в качестве культурных идентификаторов и тайных языков (криптолектов) - А) это т.н. парацыганские языки, представляющие собой микс различных локальных диалектов цыганского языка с соответствующими языками местного оседлого населения, распространённые среди различных групп цыган, которые с течением времени утратили настоящий цыганский язык романи/домари (язык индоарийской группы индоевропейской семьи языков); к ним относятся следующие языки: арабча (язык цыган люли/мугатов в Средней Азии и Афганистане); ломаврен (язык цыган лом/гнчу/боша/бошеби в Армении и Грузии); чингенча (язык цыган аюджи/крымов на Крымском п-ве); сэрвитико (язык цыган сэрвов в Центральной, Южной и Восточной Украине); рома-элленика (язык цыган Греции); цыгано-сербский (язык цыган Сербии, Черногории, БиГ и Хорватии); лайузе (язык цыган мустласед в Эстонии); скандо-романи (язык романисэл - цыган Швеции и Норвегии); роди (язык цыган Дании); англо-романи (язык романичел - цыган Англии); скотс кант (язык цыган Равнинной Шотландии); кала (язык кале - цыган Уэльса); кало (язык цыган Испании и Португалии); эрроминчела ( язык цыган Страны Басков, Наварры и Беарна); Б) а также это жаргоноподобные языки ведущих странствующий образ жизни цыганообразных групп, основывающиеся на лексике, грамматике и синтаксисе языков местного оседлого населения, но имеющие в своём составе массивы слов и/или грамматические и синтаксические черты, заимствованные из других языков, а также множество жаргонных лексических единиц, отсутствующих в языке окружающего оседлого населения; к ним относятся: казулаги (язык цыганообразной группы горбат в Афганистане); адургари (язык странствующей цыганообразной группы шейх-мохаммади в Афганистане); берла-рейгайрд (язык странствующей цыганообразной группы кеарданнан в Горной Шотландии); шелта (язык странствующей цыганообразной группы пэйви в Ирландии и Великобритании); баргунс (язык странствующей цыганообразной группы камперс в Нидерландах и бельгийской Фландрии); кинкаллеро (язык цыганообразной группы мерчерос в Северной Испании);

Пэйви - ирландские  путешественники
Пэйви - ирландские путешественники

5. Жаргоны сообществ сексменьшинств (в РФ признаны экстремистской организацией) в разных странах мира, используемые ими в качестве группальных идентификаторов и криптолектов; к ним относятся: полари (в Великобритании и Ирландии); гейл (язык белого и цветного сообщества)/исинкумо (язык чёрного сообщества - в ЮАР, Лесото, Намибии и Ботсване); коти фарси (язык касты (джати) хиджра (т.н. "третий пол") в Индии, Пакистане, Непале и Бангладеш); бахаса бинан (в Малайзии, Брунее и Индонезии); свордспик (на Филиппинах); лубунча (язык кёчеков и теллаков в Турции); паюба (в Бразилии), и т.д.;

6. Искусственные (условные) языки закрытых социально-профессионально-корпоративных групп - цеховых ремесленников (портных, каменотёсов, бондарей, стекольщиков, столяров, каменщиков и др.), ремесленников-отходников (шаповалов, жгонов, шерстобитов, точильщиков инструментов, коновалов), мелких бродячих торговцев вразнос (офеней), торговцев солью (алеманов), хлебных перекупщиков (маклаков), скупщиков и отгонщиков скота (прасолов), сборщиков вторсырья (орлов), преступных сообществ (воров, грабителей, мошенников и т.д.), странствующих музыкантов и артистов, профессиональных нищих, а также притесняемых религиозных меньшинств (например, старообрядцев в РИ), и т.д.. Эти искусственные языки полностью сохраняли фонетику, морфологию, грамматику, служебные слова и синтаксис основного этнического языка той или иной местности, и отличались от него только частью своей лексики (как правило, это были в основном существительные и глаголы, гораздо реже встречались прилагательные, ещё реже - местоимения и числительные), которая содержала от 450 до 1 500 лексических единиц в зависимости от языка, среди которых примерно 50% слов являлись заимствованиями из различных этнических языков, около 30% - слова, образованные посредством изменения слов основного местного этнического языка, и около 20% - это слова невыясненной этимологии; строго говоря, это были не отдельные языки или диалекты языков, а лексико-фразеологические и словообразовательные подсистемы основных этнических языков, которыми в повседневном некорпоративном общении никто не пользовался - все говорили на основном этническом языке, распространённом в той или иной местности. Примеры фраз на условных языках: "Босвы лухту бряете, а масам не биряете" ("Сами кашу едите, а нам не даёте"); "Ряха не ласа, про вшитошных мияшит" ("Изба не мала, для всех хватит"); "Спруш, поклим с масом терман керить" ("Товарищ, пойдём со мной чай пить"); "Мас уклил из юра, бакса не ухлит" ("Я ушёл из дому, отец не узнает"); "Ры туниси лось ца лымую, нмолувиси па мочохтаж и ллынаси ш лулет" ("Мы купили соль, да сырую, просушили на рогожках и ссыпали в сусек"); и т.д.; К таким искусственным (условным) языкам относятся: офенский (язык мелких торговцев вразнос (коробейников) из Ковровского, Шуйского, Вязниковского уездов Владимирской губернии РИ), и его локальные варианты: язык тверских бондарей; язык тверских коновалов; языки рязанских, калужских, симбирских швецов (портных);

Нечего  добавить  к  подписи
Нечего добавить к подписи

Языки шаповалов: жгонка (язык нейских, макарьевских, мантуровских жгонов на территории нынешней Костромской обл. РФ); лемез (язык брянских ропчаков); лемезень (язык шкловских и дрибинских шаповалов); матройский (язык нижегородских шаповалов); пластинский (язык пензенских шерстобитов); мазовский (язык угличско-кашинских маклаков); елтонский (язык нерехтинских маклаков); кантюжный (язык калужских прасолов); масовский (язык одоевских прасолов); аламанский (язык галивонских алеманов - торговцев солью из г. Галич); билямский (язык петрозаводских, ладвинских, олонецких стекольщиков); вытерняцкий гавридник (язык лаборей - гродненских нищих); лобурська мова (язык киевских лирников с Подола); лебийська мова (язык галицких лирников); тарабарский (язык-шифр старообрядцев-беглопоповцев); клезмер-лошн (язык клезморим - странствующих еврейских музыкантов, исполняющих музыку клезмер, в Австро-Венгрии и в "черте оседлости" РИ); брон (язык медников и торговцев текстилем в испанской Астурии и Леоне); гасерия (язык трильерос - изготовителей и продавцов молотильных досок в испанской Сеговии); ксирига (язык техерос - изготовителей глиняных кирпичей в г. Рибадессель в испанской Астурии); фала дос арсинас (язык каменотёсов из района г. Понтеведра в испанской Галисии); бараллете (язык точильщиков ножей из провинции Оренсе в испанской Галисии); миндерико (язык производителей и торговцев текстилем из г. Минде в Португалии); тотояна (язык столяров-краснодеревщиков из с. Тотой в Румынии); гумуцяска (язык стекольщиков и зеркальщиков в коммуне Мэргэу округа Клуж в Румынии); банечки (язык баньячков - каменщиков из Подринья в восточной Боснии и западной Сербии); мештерски (язык строителей-каменщиков из южной Болгарии и северо-восточной Македонии); пуриштё (язык каменщиков из региона Опар округа Корча в Албании); кальяуайя (язык калавайя - странствующих целителей в андских странах Южной Америки (Колумбии, Эквадоре, Перу, Боливии, на севере Чили и Аргентины)); парлари (язык фанфэйр тревеллерс, актёров передвижных театров и цирков в Великобритании и Ирландии); абдалтили (язык масхарабозов - комедиантов, музыкантов, певцов, канатоходцев в Средней Азии); ротвелш (язык енишей, унэрлихе лёйте, и др. маргинальных групп в германоязычных государствах Европы); и т.д.;

Клезморим - еврейские  странствующие  исполнители  музыки  клезмер
Клезморим - еврейские странствующие исполнители музыки клезмер

7. Жестовые языки глухих и слабослышащих - это жестовые языки в разных странах мира, использующиеся глухими и слабослышащими людьми для внутригрупповой коммуникации и в качестве группальных идентификаторов; в условиях жизни в окружении слышащих, не владеющих жестовыми языками, они де-факто являются криптолектами для пользующихся ими людей; в мире сейчас имеется примерно около 300 жестовых языков; наиболее известные и имеющие большое число носителей жестовые языки - это американский жестовый язык амслен (ASL), британский жестовый язык (BSL), французский жестовый язык (LSF), немецкий жестовый язык (DGS), испанский жестовый язык (LSE), русский жестовый язык (РЖЯ), и другие.

Разговор  на  жестовом  языке
Разговор на жестовом языке

Итак, мы познакомились с идиомами (языками, диалектами, конфессиолектами, социолектами), которые в определённых условиях бытования начинают использоваться (или изначально создаются именно с этой целью) их носителями в первую очередь в качестве криптолектов (тайных языков, непонятных для окружающего большинства), во вторую очередь - как средство распознавания в системе "свой-чужой" и как средство общегруппальной идентификации и консолидации, и только в третью очередь - как средство коммуникации (жестовые языки глухих являются в этом плане исключением, т.к. ввиду слабой доступности по объективным причинам для глухих и слабослышащих других средств коммуникации именно они являются основным коммуникативным средством для глухих, выполняя при этом и две другие вышеуказанные функции). Несмотря на всю свою тайность и закрытость от внимания извне, криптолекты внесли свои оттенки в красочную палитру общеупотребительных этнических языков, обогатив их словарный запас своей лексикой и фразеологией, чем сделали национальные языки более выразительными и колоритными. Период формирования и наибольшего распространения большинства (это не касается ритуальных тайных языков) криптолектов - это Новое Время (1500 - 1918 гг.), когда во всех областях человеческой жизни и деятельности в Европе, и как следствие - во всём мире - происходили кардинальные качественные изменения. С наступлением периода Новейшего Времени и началом процессов либерализации социально-экономической и политической жизни криптолекты начали постепенно исчезать за ненадобностью: первыми исчезли условные языки профессионально-корпоративных групп, чуть позже - криптолекты географически обособленных групп; в процессе угасания (на разных его этапах) находятся и криптолекты всех остальных рассмотренных выше классификационных групп - либо в результате этнической ассимиляции и/или социальной адаптации их носителей, либо же вследствие исчезновения необходимости в конспирации. Этот процесс пока мало затронул носителей жестовых языков, но в самое ближайшее время, с развитием современной медицины и появлением таких сенсорных систем протезирования, как, например - кохлеарные имплантаты, позволяющие начать слышать хоть на каком-то уровне даже людям с тяжёлой степенью нейросенсорной тугоухости - он коснётся и жестовых языков. В мире нет ничего неизменного.

Женщина  с  кохлеарным  имплантатом
Женщина с кохлеарным имплантатом

В следующих статьях на нашем канале мы познакомимся с сакрально-литургическими языками разных религий мира, а также начнём ознакомление с самими этими религиями с точки зрения религиоведения.

Спасибо за прочтение!

Если вам понравилась статья - жмите на палец вверх, делитесь своими мыслями в комментариях и подписывайтесь на канал - будет интересно!

Если вы хотите поддержать автора, вы можете это сделать, нажав на ладонь с сердечком внизу справа. Спасибо!