Как я уже писал в предыдущей статье:
языки можно сравнить с людьми - среди языков, как и среди человеческих этнических сообществ, имеются, фигурально выражаясь - "одетые" и "неодетые" (естественные). Первые - это те языки, которые имеют "одежду" в виде письменности, то есть существуют и функционируют в двух формах - устной и письменной, а вторые - это те, которые существуют и функционируют только в устной форме. Вот с этой "одеждой" для языков мы и познакомимся в настоящей статье.
Итак, что же собой представляет письменность?
Письменность - это знаковая система фиксации речи, которая позволяет с помощью графических элементов фиксировать информацию, выражаемую с помощью того или иного языка - на различных материальных носителях, передавать её на расстоянии и закреплять её во времени.
Изначально системы письменности появились независимо друг от друга в очагах ранних цивилизаций - там, где сформировались раннеклассовые государства и их усложнившаяся сельскохозяйственная, ремесленная, торговая, строительная, военная, законотворческая, религиозная и другая деятельность настоятельно потребовала фиксации на материальных носителях увеличившихся объёмов информации. Первыми такими очагами возникновения письменности были следующие: 1. Древний Египет (долина р. Нил; письменность известна с конца 4-го тыс. до н.э.); 2. Шумер (Нижняя Месопотамия; с начала 3-го тыс. до н.э.); 3. Элам (долины рек Карун, Дез и Керхе к востоку от Нижней Месопотамии и предгорья гор Загрос; с середины 3-го тыс. до н.э.); 4. Хараппа (протоиндийское письмо долины Инда; с середины 3-го тыс. до н.э.); 5. Крит (о. Крит в Эгейском море; с начала 2-го тыс. до н.э.); 6. Китай (долина р. Хуанхэ; со 2-го тыс. до н.э.); 7. Мезоамерика (цивилизация майя на п-ве Юкатан; начало 1-го тыс. н.э.). До настоящего времени в сильно изменённом виде дошли только две изначальных системы письма - древнеегипетская (через последовательный метаморфоз в древнесинайское, и далее - в финикийское письмо, которое и явилось родоначальником всех последующих систем письменности как алфавитного типа, так и некоторых других), и древнекитайская.
Все системы письменности можно классифицировать по двум основным критериям, а именно:
А) по генеалогическому происхождению знаков письменности;
Б) по характеру передачи элементов речи знаками письменности;
По критерию А) все существующие письменности мира можно разделить на следующие группы: а) ведущие своё происхождение от финикийского письма (это практически все виды письменности Европы и Северной Африки (через греческое архаическое письмо), Ближнего Востока и Центральной Азии (через арамейское письмо), Южной и Юго-Восточной Азии (через письмо брахми); б) ведущие своё происхождение от древнекитайской иероглифической письменности (это китайская и японская (кандзи) системы письма; в недавнем прошлом иероглифической письменностью также пользовались в Корее (ханча) и во Вьетнаме (тьы-ном); в) имеющие собственное оригинальное происхождение (например - тана (мальдивская письменность для языка дивехи); дунба (письменность народа наси); нсибиди (письменность народа игбо); канадское слоговое письмо (для языков канадских эскимосов и индейцев); хангыль (корейская оригинальная письменность), и др.).
По критерию Б) все виды письменности можно разделить на следующие группы:
1. Идеографическая - это тип письменности, в котором каждый знак может обозначать некоторое слово в его любой грамматической форме и/или в круге понятийных ассоциаций, вызываемых этим знаком, например: знак, основным смысловым значением которого является понятие "нога", в разных контекстах может означать также - "идти", "ходить", "стоять" и т.д., в любой грамматической форме. В настоящее время известны только две живые письменности идеографического типа - это дунба у народа наси в китайской провинции Юньнань; и нсибиди у народа игбо в Нигерии.
2. Логографическая - это тип письменности, в котором, как и в письменностях предыдущего типа, каждый графический знак обозначает некоторое слово, но при этом на письме также обозначается привязка этого слова к определённому кругу понятий с помощью знаков-детерминативов, а также привязка знака к определённому слову и/или изменение его грамматической формы обеспечивается с помощью добавления к основной идеограмме знаков, выражающих чисто звуковые элементы слова в целом, либо его грамматические элементы. В настоящее время к системам письма этого типа относятся следующие: китайское иероглифическое письмо и производное от него японское иероглифическое письмо (кандзи); ранее иероглифическим письмом пользовались также в Корее (ханча), и во Вьетнаме (тьы-ном).
3. Силлабическая - это тип письменности, в котором каждый знак передаёт только какую-либо последовательность звуков как таковую, но не слово в целом; в разных силлабических письменностях такая последовательность звуков может иметь вид: "С(огласный) + Г(ласный)", или "Г + С", иногда - "С + Г + С", и очень редко - "С + С + Г" или "С + Г + С + Г"; также имеются знаки для обозначения отдельных гласных звуков. В настоящее время к письменностям этого типа относятся следующие: хирагана и катакана в Японии; эскаян на филиппинском о. Бохоль; и - у народа ицзу в китайских провинциях Юньнань и Сычуань; геба - у народа наси; нюй-шу (женское письмо в китайской провинции Хунань); ибан; ваи; чероки, и некоторые другие.
4. Консонантно-слоговая (абугида) - это тип письменности, в котором слоги с одинаковой согласной, но с разными гласными обозначаются либо видоизменёнными формами одного базового знака (как в эфиопском письме), либо дополнительными знаками (как в письменностях индийского типа). К письменностям этого типа относятся: письмо Полларда (для языка мяо); канадское слоговое письмо (для языков инуктитут, кри, оджибве, наскапи, сиксик); тана (для мальдивского языка дивехи); эфиопское письмо (для семитских и кушитских языков Эфиопии и Эритреи - тигре, тигринья, амхара, аргобба, гураге; агау, оромо, сидамо, и др.); разнообразные системы письменности Центральной, Южной и Юго-Восточной Азии, возникшие на основе древнеиндийской системы письменности брахми и её более поздних производных - пали, гупта, кадамба, кави: деванагари, тулу, синдхи, моди, бима, ахом, тигалари, тагбанва, тагалог, силоти-нагри, сураштра, шарда, сатера, жонтал, реджанг, ранжана, лота, энде, лонтара, лампунг, кулитан, ходжки, кайтхи, ханифи, грантха, биланг-биланг, яванское, сунданское, сасакское, батакское, монское, балийское, варанг кшити (для языка курух), тикамули (для языка сунувар), тибетское, тайское, телугу, тамильское, сингальское, шанское, ория, тай лью (для языка лю), мро, манипури, малаялам, лимбу/кирати, лепча, лао, ланна, кират раи (для языка бантава), кхмерское, керинчи, каннада, хмонг (для языка мяо), хануноо, гурмукхи (для языка панджаби), гуджарати, гонди, дехонг даи, чамское, чакма, бирманское, бенгальское, такри (для языка догри), и другие.
5. Консонантная - это тип письменности, в котором графические знаки передают только (или преимущественно) согласные звуки, тогда как гласные факультативно могут передаваться в некоторых видах текстов только с помощью необязательных диакритических (надстрочных или подстрочных) значков (т.н. огласовок); используется в основном в языках, в которых смысловой скелет слова передают согласные, а смысловые и/или грамматические изменения происходят с помощью внутренней флексии (чередования гласных внутри морфемы) - например, в семитских. К письменностям этого типа относятся следующие: якобитское письмо (для западных диалектов новоарамейского языка); несторианское письмо (для восточных диалектов новоарамейского языка), мандейское письмо (для мандейского конфессиолекта восточного варианта новоарамейского языка), езидское письмо (для езидского конфессиолекта языка курманджи), самаритянское (для самаритянского конфессиолекта иврита), еврейское, арабское.
6. Фонетическая (консонантно-вокалическая, алфавит) - это тип письменности, в котором графические знаки обозначают все звуки, имеющиеся в том или ином языке - как согласные, так и гласные. К письменностям этого типа относятся: все рунические виды письменности (футарк; огамическое письмо; болгарские руны; орхоно-енисейское письмо; секейское письмо (ровашираш)); авестийское письмо (письменность священной книги зороастризма - Авесты), манчжурское, сибо, коптское (используется для коптского языка в Коптской Церкви), тай дам, сантали, тифинаг (туарегское женское письмо), н'ко (для языков манде в Западной Африке), монгольское, тодо бичиг (для ойратского языка), адлам (для языка фулани в Западной Африке), хангыль (для корейского языка), армянское, грузинское, греческое, кириллическое, латинское.
К фонетическим системам письменности также относятся два вида шрифтов, используемых для чтения и письма слепоглухими, слепыми и слабовидящими людьми; это рельефно-точечный шрифт Брайля (для изображения букв в нём используется шесть точек, расположенных в два столбца по три точки в каждом (три строки); нумерация точек - сверху вниз и слева направо; каждая буква латинского или кириллического алфавита обозначается соответствующим знаком, например - букве "А" соответствует точка левого столбца и первой строки, букве "Б" - соответствуют первая и вторая точки левого столбца и первой и второй строк, и т.д.); и состоящий из рельефных прямых и кривых линий и углов, отдалённо напоминающих упрощённые буквы латиницы шрифт Муна (который распространён только в Великобритании и Нидерландах среди людей, утративших зрение уже в возрасте старше 20 лет и поэтому знающих форму букв латинского алфавита).
Именно благодаря письменности мы можем сейчас прикоснуться к событиям, происходившим много сотен и тысяч лет назад и записанных нашими предками на различных материальных носителях, доступных им в то время - на каменных стеллах, на глиняных табличках, на деревянных дощечках, на пальмовых листьях, или на выделанных шкурах животных (пергаменте), а также на ткани и бумаге, и узнать из первых уст их мысли по тому или другому поводу. Письменность - это, вне всякого сомнения - одно из величайших изобретений человечества, предопределившее успех его дальнейшего развития.
В следующих статьях на нашем канале мы расскажем о тайных языках (криптолектах), а также о сакрально-литургических языках - языках религиозного культа, используемых разными конфессиями при богослужениях и для печати вероучительных и богослужебных книг.
Спасибо за прочтение!
Если вам понравилась статья - жмите палец вверх, делитесь своими мыслями в комментариях и подписывайтесь на канал - будет интересно!
Читайте также:
и другие статьи на нашем канале.
Желаем вам приятного и познавательного чтения!
Если вы хотите поддержать автора, вы можете это сделать, нажав на ладонь с сердечком внизу справа. Спасибо!