Найти тему

Монашество и аскетизм в религиях мира (часть 2 - езидизм и авраамические религии)

В предыдущей статье на нашем канале

мы начали рассказывать о таком явлении как монашество/подвижничество/аскетизм (напомним, что монашество - это особый формат жизни верующих, следуя которому человек полностью посвящает себя достижению тех или иных духовных целей, провозглашаемых как конечные тем или иным религиозным учением; для достижения этих целей монашествующие принимают на себя различные аскетические обеты (безбрачия, целомудрия, нестяжания, нищеты, послушания духовному наставнику, молчания, уединения, странствования, отказа от определённых видов пищи, и др.), а также следуют различным духовно-мистическим практикам (практикуют молитвы, медитации, повторение имён Бога, радения, умное делание, и др.); в разных религиозных конфессиях монашество имеет разные как внешние формы, так и внутреннее смысловое наполнение), существующем в большинстве религиозных конфессий мира. В настоящей статье мы расскажем о монашестве в езидизме и в авраамических религиях - иудаизме, христианстве и исламе.

Езидский  храмовый  комплекс  Лалыш
Езидский храмовый комплекс Лалыш

Наш рассказ мы начнём с езидизма (подробнее прочесть о езидизме можно в тематической статье, ранее размещённой на нашем канале):

В езидизме существует три категории лиц, ведущих монашеско-аскетический образ жизни, а именно: а) факиры - это особая группа езидских священнослужителей - помощников священнослужителей из высшей
духовной касты шейхов;
факиры не совершают никаких ритуалов, кроме тех, которые связаны с поминовением усопших, и занимаются уходом за могилами; основным местом их служения является храмовый комплекс Лалыша Нурани в долине Лалыш, являющийся главной святыней езидизма, где находятся мавзолей Шех Ади и гробница Шех Хасана, за которыми и ухаживают факиры. Факиры считаются святыми мучениками за веру, т.к., по представлениям езидов, они ради сохранения езидской веры и ради спасения всего человечества подвергают себя тяжёлым испытаниям: вся жизнь факира посвящена только служению Богу - факиры не имеют семьи, не курят, не употребляют спиртного, не едят многих видов пищи, никогда не сидят на стульях или лавках (только на земле/на полу), никогда не спят в постели (спят только на земле/на полу), и т.д.; факиры носят полностью чёрное одеяние - харк, и чёрную чалму - куллик - в качестве головного убора; опоясываются красным поясом - махакк, к которому прикреплено священное жёлтое кольцо - хадим; на шее факиры носят тонкую нить - тока Йазид, которая является образом верёвки от виселицы и своим видом должна предостерегать носящего её факира от совершения любого греха; одежда факиров священна для езидов, поэтому каждый езид независимо от кастовой принадлежности при встрече с факиром всегда стремится прикоснуться к его одежде и/или поцеловать её край; факиры не меняют одежду на новую и носят её до тех пор, когда она полностью не перестанет быть пригодной для ношения. Факиры пользуются огромным уважением у всех езидов без исключения - к их словам всегда прислушиваются, никогда не спорят и не повышают голос при общении с ними. Факирами могут становиться мужчины из родов Адани и Катани из касты шейхов, мужчины рода Омархали из касты пиров, а также особо набожные и благочестивые мужчины из касты мюридов (миряне), твёрдо решившие посвятить всю свою жизнь служению Богу; б) факрая - это женщины, дающие обет безбрачия и ведущие целомудренный аскетический образ жизни при храмовом комплексе Лалыша Нурани; факрая может стать езидская женщина из любой касты; в) баве чавиш - это целибатные священнослужители, давшие обет безбрачия и ведущие аскетический образ жизни при храмовом комплексе Лалыша Нурани; баве чавиш может быть езид из любой касты.

Езидский  факир
Езидский факир

Наш обзор мы продолжим ознакомлением с монашескими традициями авраамических религий - иудаизма, христианства и ислама. А начнём мы с иудаизма, в котором такое явление, как монашество - отсутствует во всех его течениях и деноминациях - как в раббанитском (талмудическом) ортодоксальном иудаизме миснагдим, хасидов и сефардских традиционалистов, так и в консервативном и реформистском направлениях талмудического иудаизма, а также и в течениях неталмудического иудаизма - в самаритянстве и караимизме (более
подробно прочесть об иудаизме можно в тематической статье, ранее
размещённой на нашем канале):

Единственным и уникальным исключением является хайманотское течение неталмудического иудаизма, приверженцами которого являются эфиопские евреи - т.н. фалаша/бета-исраэль. В этом течении неталмудического иудаизма издавна практикуется монашеская аскеза (при этом целибат
монахов обосновывается ссылкой на безбрачие ветхозаветного пророка
Элияhу/Илии) и имеются монахи двух категорий, а именно: а) монкоса - это принявшие обеты безбрачия, целомудрия, нестяжания и т.д. мужчины, подвизающиеся в аскетическом делании как в стенах монастырей, так и в отшельническом уединении; б) дебтера - странствующие благочестивые молитвенники и проповедники, исполнители религиозных песнопений (псалмов, гимнов), лекари-травники и изготовители амулетов от нечистой силы, сглаза и т.д.; довольно часто были также учителями
в сельских начальных религиозных школах для мальчиков (аналогах
хедера у ашкеназских евреев в странах Европы); соблюдали целибат и различные аскетические ограничения; пользовались уважением среди эфиопских евреев-фалаша. Монашество бытовало среди фалаша на территории Эфиопии вплоть до их массовой репатриации в Израиль в 1977-1993 гг., где постепенно сошло на нет под воздействием реалий новой жизни в другой стране.

Дебтера
Дебтера

Следующей авраамической религией, которую мы рассмотрим в контексте наличия и функционирования в ней института монашества, будет одна из трёх мировых религий - христианство (более подробно о христианстве можно прочесть в тематической статье, ранее размещённой на нашем канале):

Начало христианскому монашеству в первых веках н.э. положили раннехристианские подвижники: основателем анахоретского (отшельнического) монашества (анахореты жили уединённо каждый в своём скиту/хижине/пещере; несколько десятков таких скитов образовывали лавру, духовным руководителем которой был авва ("отец" на арамейском языке), которому анахореты исповедовались перед причастием; они собирались вместе только на воскресные и праздничные богослужения;) считается преподобный Антоний Великий (251 - 356 гг.), а основателем киновийного (общежительного) монашества (киновийные монахи жили совместно в киновиях (монастырях), где занимались совместным трудом и ежедневно участвовали в совместных богослужениях; каждая киновия управлялась игуменом, несколько соседних киновий были подчинены киновиарху/авве) считается преподобный Пахомий Великий (292 - 348 гг.), который создал и первый монастырский устав - Типикон. Оба отца-основателя монашества жили и подвизались в Египте.

Коптский  монах-анахорет
Коптский монах-анахорет

Коптские  монахи
Коптские монахи

Коптские  монахи
Коптские монахи

Коптские  монахи  в  Египте
Коптские монахи в Египте
Якобитский  монах  из  Сирии
Якобитский монах из Сирии
Якобитский  монах  из  Сирии
Якобитский монах из Сирии

Христианское монашество в зависимости от деноминации характеризуется различными, свойственными каждой из них признаками и отличительными чертами. В таком направлении христианства, как протестантизм (в него включаются такие деноминации, как англиканство, лютеранство, реформатство, пресвитерианство, конгрегационализм, методизм, баптизм, пятидесятничество, адвентизм, и др.) - монашество отсутствует как явление. В направлениях восточного христианства (к нему относятся: доэфесские несторианские Церкви; дохалкидонские миафизитские Церкви; халкидонские православные и древлеправославные (старообрядческие) Церкви; униатские (восточно-католические) Церкви) организация монашеской жизни, базирующаяся на сводах монашеских правил "Малый Аскетикон" и "Большой Аскетикон" авторства святого Василия Великого (330 - 379 гг.), имеет сходную структуру во всех деноминациях с небольшими локальными малосущественными отличиями. В западном христианстве (католицизме) организация монашеской жизни достаточно сильно отличается от таковой в восточном христианстве и основывается на Regula Sancti Benedicti (Правиле святого Бенедикта), написанном святым Бенедиктом Нурсийским (480 - 550 гг.) для монахов, живущих сообща под руководством аббата.

Эфиопский  монах-анахорет
Эфиопский монах-анахорет
Эфиопский  монах-анахорет
Эфиопский монах-анахорет
Эфиопский  монах-анахорет
Эфиопский монах-анахорет
Эфиопские  монах  и  монахиня
Эфиопские монах и монахиня

Монашеское служение в христианстве доступно как для мужчин, так и для женщин (за некоторыми исключениями, например: в доэфесской несторианской Ассирийской Церкви Востока практика женского монашества прервалась в середине XIV в. в результате завоеваний Тамерлана и последовавших за этим жестоких гонений на христиан-несториан; в Армянской Апостольской Церкви женское монашество было упразднено в IV веке царём Великой Армении Папом (353 - 374 гг.); и т.д.).

Армянские  монахи
Армянские монахи
Армянский  монах
Армянский монах

В восточнохристианском монашестве можно выделить 4 (четыре) категории монашествующих, а именно:

а) послушники/послушницы - это люди, готовящиеся к принятию монашества; они не связаны монашескими обетами, но уже носят монашеские облачения - подрясник, пояс и скуфью/чёрный платок; исполняют различные послушания (хозяйственные работы) в храме/монастыре, привыкают к распорядку и правилам монастырской жизни; в любое время они могут покинуть монастырь и вернуться к жизни в миру;

Грузинские  монахи
Грузинские монахи
Греческие  монахи
Греческие монахи

Греческие  монахи
Греческие монахи
Греческий  монах
Греческий монах

б) рясофорные иноки/инокини - это лица, прошедшие пострижение в рясофор (неполное монашеское пострижение), т.е. новоначальные монахи; при пострижении получают новое имя в честь нового небесного покровителя и право носить рясу и скуфью/клобук (для мужчин) или апостольник и скуфью/клобук (для женщин); дают обет послушания своему духовному отцу; в греческих поместных православных Церквах рясофорные иноки/инокини не считаются монахами, а считаются послушниками второй ступени; иерей в рясофорном чине носит название священноинока;

Сербские  монахи
Сербские монахи
Сербский  монах
Сербский монах

в) мантийные монахи/монахини - это лица, принявшие монашеский постриг в мантию/в малую схиму; дают обеты: ~ отречения от мира; ~ отказа от своей личной воли и послушания игумену монастыря; ~ безбрачия/целомудрия; ~ нестяжания (отказа от владения любой личной собственностью); ~ отказа от вкушения мяса; после принесения обетов и пострижения получают новое имя и получают право и благословение на ношение монашеских одежд - власяницы, парамана, сандалий, подрясника, пояса, рясы, мантии, клобука, апостольника (женщины); мантийные монахи/монахини должны поститься сухоядением каждые понедельник (в честь сил ангельских, т.к. монашество - это ангельский чин), среду (день, в который Иуда предал Христа в руки стражников), пятницу (день, в который Христа распяли на кресте); монахи/монахини должны ежедневно совершать определяемое для них духовником молитвенное правило, и нести монастырское послушание (трудиться там, где укажет игумен); диакон в монашеском чине носит название иеродиакона, иерей - иеромонаха, протоиерей - игумена, митрофорный протоиерей - архимандрита;

Монах-старообрядец
Монах-старообрядец
Игумен-старообрядец
Игумен-старообрядец
Игуменья  старообрядческой  женской  обители
Игуменья старообрядческой женской обители

г) схимонахи (схимники)/схимонахини (схимницы) - это лица, принявшие постриг в великую схиму/великий ангельский образ, и принесшие те же самые обеты, что и при постриге в мантию, но в толковании более строгого их соблюдения (например, соблюдение обета отречения от мира для схимонахов/схимонахинь предполагает жизнь в затворе, т.е. отдельно от всей монашеской братии/сестер в отдалённой келье, не занимаясь никакими монастырскими послушаниями, а проводя всё время в непрестанной молитве и покидая келью только для участия в литургических службах; и т.д.); многие схимонахи/схимонахини дают обет молчания (он может иметь ограничения по времени, например - молчание в период Великого поста, или в течение какого-то иного срока - месяца, полугода, года, нескольких лет, и т.д.. После пострижения в великую схиму схимонахи/схимонахини облачаются в схиму (так называется одежда схимников/схимниц) - это власяница, сандалии, хитон, пояс, аналав, мантия, куколь. Диакон в схимонашеском чине носит название схииеродиакон, священники - схииеромонах, схиигумен, схиархимандрит, архиереи - схиепископ, схиархиепископ, схимитрополит. После принятия великой схимы игумен отказывается от административного управления монастырём, а архиерей - от управления епархией, оставляя себе только духовное руководство своими духовными чадами.

Русские  мантийные  монахини  и  схимонахиня
Русские мантийные монахини и схимонахиня
Русская  схимонахиня
Русская схимонахиня
Русские  рясофорные, мантийные  монахини  и  схимонахини
Русские рясофорные, мантийные монахини и схимонахини
Монахи  Оптиной  Пустыни
Монахи Оптиной Пустыни
Схимонах
Схимонах

С монашеством в халкидонском православии связана такая духовно-практическая традиция, как исихазм, которая представляет собой особую технику т.н. "умного делания" - сочетания непрерывной Иисусовой молитвы с контролем всех возникающих помыслов и с определённой техникой дыхания и положением тела, способствующими молитвенному сосредоточению. Такая практика "умного делания" ведёт к остановке внутреннего диалога и потока мыслей, что имеет своим результатом полное внутреннее безмолвие и в конечном итоге - "очищение сердца", которое приводит практикующего к овладению способностью созерцать Божественный Фаворский Свет, исходящий от Бога (в соответствии со словами из Священного Писания: "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят" (Мф. 5:8). Богословское обоснование практики исихазма дал святитель Григорий Палама (1296 - 1359), митрополит Фессалоникийский.

Несторианский  монастырь  Раббана  Ормизда  в  Ираке
Несторианский монастырь Раббана Ормизда в Ираке

Коптский  монастырь  св. Антония  в  Египте
Коптский монастырь св. Антония в Египте
Якобитский  монастырь  Мор-Габриэль  в  Турции
Якобитский монастырь Мор-Габриэль в Турции
Армянский  монастырь  Ахпат
Армянский монастырь Ахпат
Армянский  монастырь  Гегард
Армянский монастырь Гегард
Православный  монастырь  Светицховели  в  Грузии
Православный монастырь Светицховели в Грузии
Православный  монастырь  св. Фёклы  в  Маалюле, Сирия
Православный монастырь св. Фёклы в Маалюле, Сирия
Православный  монастырь  в  Целье, Сербия
Православный монастырь в Целье, Сербия
Православный  монастырь  Кера  Кардиотисса  на  о. Крит, Греция
Православный монастырь Кера Кардиотисса на о. Крит, Греция
Православный  монастырь  в  Сучевице, Румыния
Православный монастырь в Сучевице, Румыния
Святогорская  лавра
Святогорская лавра
Щегловский  монастырь  в  г. Тула
Щегловский монастырь в г. Тула
Новоиерусалимский  монастырь  в  г. Истра
Новоиерусалимский монастырь в г. Истра
Макарьевский  женский  монастырь  в  Нижегородской  области
Макарьевский женский монастырь в Нижегородской области

Монахи подвизаются в монастырях, архитектура которых в разных регионах
имеет свои специфические особенности.

Католический  монастырь  Сент-Морис, Швейцария
Католический монастырь Сент-Морис, Швейцария
Аббатство  Ле  Тороне, Франция
Аббатство Ле Тороне, Франция
Аббатство  Кнехтштеден, Германия
Аббатство Кнехтштеден, Германия
Аббатство  дю  Бурнэ, Франция
Аббатство дю Бурнэ, Франция
Монастырь  Шартрез, Швейцария
Монастырь Шартрез, Швейцария
Монастырь  Эскориал, Испания
Монастырь Эскориал, Испания
Монастырь  Ринхнах, Германия
Монастырь Ринхнах, Германия
Аббатство  Коне-Минервуа, Франция
Аббатство Коне-Минервуа, Франция
Монастырь  Санта Кроче э Тутти и Санти, Италия
Монастырь Санта Кроче э Тутти и Санти, Италия

В западном христианстве организация монашества сильно отличается от таковой в восточных христианских Церквах. Это выражается прежде всего в том, что там все монашествующие структурированы в ордены (монашеские и духовно-рыцарские), конгрегации, а также общества апостольской жизни. Все эти структуры объединены под названием Институтов посвящённой жизни, которые, согласно каноническому праву Католической Церкви, подразделяются на две части, а именно: а) учреждённые Святым Престолом и подчиняющиеся непосредственно Папе Римскому; б) учреждённые ординарием определённого диоцеза и подчиняющиеся главе этого диоцеза.

Ордены, конгрегации и общества апостольской жизни отличаются друг от друга, если можно так сказать - степенью строгости приносимых монашеских обетов и степенью полноты их исполнения в повседневной жизни. Давайте познакомимся ближе с каждой из этих форм организации западного монашества. Итак, что такое монашеский орден в католицизме?

Католические  монахи
Католические монахи

Монашеский орден - это сообщество монахов, которые соблюдают общий устав ордена (орден может состоять как из одного монастыря, так и из множества входящих в него монастырей, следующих уставу этого ордена); становясь монахом/монахиней того или иного ордена, человек приносит торжественные монашеские обеты: ~ обет бедности; ~ обет целомудрия; ~ обет послушания; торжественные обеты являются нерасторжимыми, т.е. действуют до смерти принесшего их лица (например, принесший торжественный обет целомудрия человек не может вступить в брак; любой брак, заключаемый таким человеком - считается недействительным; и т.д.); монашеские ордены делятся на: а) созерцательно-затворнические монашеские ордены (например: картезианцы, визитантки, камальдулы, бенедиктинцы, трапписты, цистерцианцы, и др.); б) нищенствующие деятельно-созерцательные монашеские ордены (например: августинские братья-отшельники, доминиканцы, францисканцы, тринитарии, сервиты, кармелиты, минимы, клариссы, и др.); в) ордены регулярных каноников (каноник - это рукоположенный священнослужитель - член капитула (коллегии клириков при епископской кафедре либо коллегиальной церкви), внесённый в канон (каталог/список) епархии; примеры: августинские регулярные каноники, премонстранты, и др.); г) ордены регулярных клириков (занимаются пастырской и миссионерской деятельностью, образованием, делами милосердия; например: иезуиты, варнавиты, пиаристы, орден регулярных клириков Божьей Матери, и др.); д) ордены госпиталитов (занимаются медицинской помощью больным и социальной помощью неблагополучным слоям населения, работая при больницах, хосписах, приютах; например: камиллианцы, бонифратры, и др.); е) восточно-католические (униатские) ордены (Базилианский орден святого Иосафата (греко-католический, Украина), Базилианский орден Пресвятого Спасителя (мелькитский, Ливан), Базилианский шуэритский орден Святого Иоанна Крестителя (мелькитский, Ливан), Базилиано-Алеппский орден (мелькитский, Сирия, Ливан), баладиты (маронитский, Ливан), антонины (маронитский, Ливан), мариамиты (маронитский, Ливан), и др..

Монахи-францисканцы
Монахи-францисканцы
Монахи-францисканцы
Монахи-францисканцы
Монахи-доминиканцы
Монахи-доминиканцы
Монахи-францисканцы
Монахи-францисканцы
Монахи-капуцины
Монахи-капуцины
Монахи-августинцы
Монахи-августинцы
Монахи-капуцины
Монахи-капуцины
Монахи-цистерцианцы
Монахи-цистерцианцы
Монахини-кармелитки
Монахини-кармелитки
Монахини-кармелитки
Монахини-кармелитки
Монахи-бенедиктинцы
Монахи-бенедиктинцы
Монах-картезианец  в  келье  за  молитвой
Монах-картезианец в келье за молитвой
Монахи-картезианцы
Монахи-картезианцы
Монахи-цистерцианцы
Монахи-цистерцианцы
Монах-премонстрант
Монах-премонстрант
Монахи-иезуиты
Монахи-иезуиты

Военно-монашеский (духовно-рыцарский) орден - в настоящее время
имеется только один действующий военно-монашеский орден -
Суверенный Иерусалимский военно-монашеский орден госпитальеров им. Святого Иоанна, Родоса и Мальты, или Мальтийский орден; уставными задачами его деятельности являются защита христианской веры и Католической Церкви и охрана христианских земель Европы от мусульманской экспансии в любых её проявлениях, борьба с последствиями природных катаклизмов, социальная помощь уязвимым слоям населения, деятельность по уходу за больными в госпиталях, и т.д.; все члены Мальтийского ордена делятся на 3 (три) класса, но только относящиеся к 1 (первому) классу члены ордена - Рыцари Справедливости и Признанные Монастырские Капелланы - приносят монашеские торжественные обеты бедности, целомудрия и послушания; при этом они имеют право не жить сообща в рыцарско-монашеской общине; всей жизнью и деятельностью ордена руководит Великий Магистр и возглавляемый им Суверенный Совет из 10 (десяти) человек, избираемых на 5-летний срок; орден подчиняется только Папе Римскому.

Рыцари  Справедливости  и  Признанные  Монастырские  Капелланы  Мальтийского  Ордена
Рыцари Справедливости и Признанные Монастырские Капелланы Мальтийского Ордена
Рыцари  Справедливости  и  Признанные  Монастырские  Капелланы  Мальтийского  Ордена
Рыцари Справедливости и Признанные Монастырские Капелланы Мальтийского Ордена

Монашеская конгрегация - это сообщество монахов, которое отличается от монашеского ордена тем, что вступающий в конгрегацию человек приносит не торжественные, а простые монашеские обеты (простые обеты отличаются от торжественных обетов тем, что они не являются необратимыми/нерасторжимыми; это отличие становится хорошо понятно на примере с браком, а именно: если для принесшего торжественный обет целомудрия человека вступление в брак невозможно и такой брак является недействительным/ничтожным/несуществующим, то для человека, принесшего простой обет целомудрия, в случае нарушения им этого обета и вступления в брак - такой брак является действительным, но считается совершённым с нарушением закона (католического канонического права), т.е. - незаконным, что не отменяет его действительности и вытекающих из этого юридическо-правовых последствий); наиболее известные из монашеских конгрегаций: ассумпционисты, вербисты, кларетинцы, лазаристы, мариане, редемптористы, салезианцы, и др..

Редемптористы
Редемптористы
Вербисты
Вербисты
Сёстры  святой  Елизаветы
Сёстры святой Елизаветы

Общество апостольской жизни - это сообщество мужчин или женщин, которые живут сообща с целью выполнения какой-либо миссии (как правило, это разнообразные дела милосердия, различные в разных обществах апостольской жизни, например - это может быть проповедь Евангелия, или оказание помощи в области образования детей и/или взрослых, или безвозмездная работа в больницах, хосписах, приютах, или работа с социально неблагополучными слоями населения в ночлежках, тюрьмах и т.д.; в отличие от членов монашеских орденов, военно-монашеских орденов, монашеских конгрегаций, которые приносят торжественные или простые публичные монашеские обеты - члены обществ апостольской жизни приносят только частные (непубличные) обеты целомудрия и послушания, и не дают обета бедности (поэтому они имеют право иметь любое имущество в своей личной частной собственности (в отличие от всех других категорий монашествующих); в обществах апостольской жизни меньше времени уделяется церковным службам и молитве, и больше времени уделяется общественному служению; примеры некоторых известных обществ апостольской жизни: Сподвижники Креста, эвдисты, Институт Доброго Пастыря, Миссионеры Драгоценной Крови, ораторианцы, Отцы-паулисты, иосифляне, паллоттинцы, Облатки святых Амвросия и Карла, Дочери милосердия, сульпициане, и др.

Дочери  милосердия
Дочери милосердия
Дочери  милосердия
Дочери милосердия
Отцы-паулисты
Отцы-паулисты

В католицизме устав каждого ордена имеет свои особенности, поэтому нет какого-то общеусреднённого порядка принятия монашества, но примерно это происходит так: ~ желающий стать монахом/монахиней человек в течение некоторого срока (от 3-х месяцев до 1 года) проходит в выбранном им монастыре т.н. постулат - т.е. становится постулантом (живёт в монастыре как монах/монахиня, но не приносит обетов и не носит монашеского одеяния); ~ если после этого его/её решимость стать монахом/монахиней не исчезает - человек становится новицием (послушником); им может стать человек в возрасте не моложе 17 лет, никогда не состоявший в браке/в сожительстве; срок прохождения новициата - от 1-го года до 3-х лет, в зависимости от ордена/конгрегации; новиций носит орденскую монашескую одежду и живёт по уставу ордена, но в любой момент может покинуть обитель и вернуться к мирской жизни; ~ после окончания прохождения новициата человек может принять монашеские обеты (в некоторых орденах можно принять сначала временные (на срок 2-3 года) монашеские обеты, а затем уже и постоянные; в других орденах постоянные торжественные (нерасторжимые) обеты принимаются сразу после окончания периода новициата) и стать монахом полного посвящения.

Церемония  приёма  в  новициат
Церемония приёма в новициат

В католицизме, в отличие от протестантизма и восточных христианских деноминаций (несторианства, миафизитства, халкидонского православия, древлеправославия, а также восточнокатолических (униатских) Церквей) - для священнослужителей любого ранга (кроме диаконов, которые могут жениться до рукоположения в сан) обязателен целибат, поэтому все рукополагаемые в священнический сан лица приносят торжественный публичный обет целомудрия; при этом они не являются монашествующими, т.к. не приносят обетов бедности и послушания.

Католический  священник
Католический священник

И закончим мы наш обзор вариантов монашества и аскетизма, практикуемых в разных религиях мира, знакомством с мистико-аскетическим направлением в рамках самой молодой из мировых религий - ислама (более подробно об исламе можно прочесть в тематической статье, размещённой на нашем канале):

В исламе любой аскетизм (зухд), и в особенности безбрачие - не одобряются ни одним из трёх его направлений (суннизмом, шиизмом, ибадизмом). Однако есть в исламе особое его направление - суфизм/тасаввуф (которое не является отдельным направлением в том смысле/понимании, в каком являются таковыми суннизм, шиизм, и т.д.), которое мистически понимает цели религии и методы их достижения, а именно: конечной целью практикующего суфия является достижение состояния фана/бака ("небытие") - т.е. "возвращения к Аллаху" (полного растворения в Абсолюте и осознания достижения этого состояния практикующим); все теоретические, организационные, практические, аскетические и мистические аспекты суфизма направлены именно на достижение вышеописанного состояния.

Дервиш
Дервиш
Группа  дервишей
Группа дервишей
Дервиш
Дервиш

Организационная структура суфизма несколько напоминает таковую в католицизме, а именно: все практикующие суфии являются членами того или иного суфийского тариката/ордена/братства, который возглавляется наставником - суфийским "старцем" (шейхом/пиром/мюршидом), который также является настоятелем суфийской обители - ханака/завийа/текке/рибат, и является обладателем баракат (божественной благодати); в обители живут непосредственные ученики главы тариката, на разное время в ней останавливаются странствующие дервиши. Все члены того или иного суфийского тариката/братства/ордена делятся на две неравные части: ~ непосредственных учеников и последователей суфийского шейха/мюршида - мюридов; ~ ассоциированных членов суфийского братства, символически тоже считающихся последователями шейха, но фактически ведущих обычную жизнь крестьян/ремесленников/торговцев, которыми шейх в качестве главы общины своих последователей руководит через своих доверенных лиц (мукаддам/наиб/халифа).

Дервиши
Дервиши
Дервиши
Дервиши
Группа  дервишей
Группа дервишей
Группа  дервишей
Группа дервишей

Все последователи того или иного суфийского тариката в зависимости от своего уровня овладения суфийской теорией и практикой делятся на несколько категорий: а) талибы - это начально-подготовительный уровень шариата ("религиозного закона"), т.е. скрупулёзного следования всем шариатским установлениям во всех аспектах жизни желающего подготовиться к вступлению на путь поиска истины человека; он ассоциируется с постижением окружающего мира с помощью пяти чувств и разума; символом этой ступени является вода - без неё жизнь невозможна, но она мало что может дать человеку, кроме утоления жажды; большинство ассоциированных членов суфийских братств находились именно на этом уровне; б) мюриды - это второй, послушнический уровень тариката ("духовного пути"); ставший мюридом человек публично кается в своих грехах, совершённых им в прошедший период жизни, перед шейхом и другими мюридами, и принимает обет "всегда следовать путём ищущих", после чего меняет свою одежду на хирка ("рубище"), которое получает из рук своего мюршида; с этого момента мюрид должен полностью отрешиться от собственной воли и стать в руках мюршида "как труп в руках обмывателя мёртвых"; этот уровень ассоциируется с познанием окружающего мира с помощью интуиции, а символом этой ступени суфизма является молоко; в) арифы - это третий уровень марифата ("истинного знания"); на этом уровне познающий имеет дело с опытом познания мира выдающимися суфиями прошлого, выраженным в созданных ими учениях, посредством которых они раскрывают перед арифом единство Вселенной в её творце - Аллахе; символом этой ступени является мёд; г) инсан камиль ("совершенный человек") - это четвёртый, последний и высший уровень восхождения суфия к Истине - уровень хакиката ("окончательной истины"); это прямое переживание суфием высшей реальности, при котором познание мира происходит посредством вспышек божественного озарения, а границы индивидуального "я" познающего размываются, и он растворяется в Абсолюте и сливается с ним; символом этой ступени является вино.

Ханака (суфийская  обитель)  при  мавзолее  Ахмеда  Ясави, Казахстан
Ханака (суфийская обитель) при мавзолее Ахмеда Ясави, Казахстан
Ханака  в  Бухаре, Узбекистан
Ханака в Бухаре, Узбекистан
Ханака  Кукилдор-ота  близ  Термеза, Узбекистан
Ханака Кукилдор-ота близ Термеза, Узбекистан

Для достижения вышеописанных целей суфии использовали различные способы и техники концентрации и контроля сознания - например, такие как ~ зикр ("поминание"), который отличался в разных суфийских братствах - он мог быть джахри ("громкий") - многократным повторением вслух определённых молитвенных формул, или хафи ("про себя") - т.е. повторением
молитвенных формул в уме;
~ сема ("слушание") - в некоторых суфийских братствах сопровождающаяся музыкой и особыми танцами (кружением) медитативно-динамическая практика; также широко практиковались: ~ муракаба ("наблюдение") - т.е. медитация (как сказал об этом суфийский учёный-богослов Абд ар-Раззак ал-Кашани: "муракаба - это предохранение своего бытия от всего, что не свидетельствует об Аллахе, и концентрация своего внимания на именах Аллаха"), и ~ мухасаба ("подведение баланса") - самоконтроль и постоянное изучение и анализ собственных поступков и помыслов; ~ зухд ("аскетизм") - отказ от многого из дозволенного (мубах), т.е. отказ от большинства мубах'(ов) дабы не впасть в мнительность и боязнь полюбить этот мир; различают три вида зухда: а) зухд талибов - это когда избегают только харам'(ов), т.е. всего запретного; б) зухд мюридов - это когда отказываются от большинства мубах'(ов), т.е. от того, что не предписано/не одобряемо, но и не запрещено/не порицаемо; в) зухд арифов - это когда отказываются от всего, что может отвлечь от Всевышнего Аллаха; практикующие различные формы зухд'(а) суфии носят название захид ("аскет/подвижник"); ~ халва ("уединение") - это пребывание в уединении (в келье завийи/ханаки/текке или в ином уединённом месте) в состоянии постоянного хафи-е зикр'(а) в течение времени, определённого для мюрида шейхом/мюршидом (от 3 (трёх) до 40 (сорока) дней).

Завийя  в  Алеппо, Сирия
Завийя в Алеппо, Сирия

Завийя  в  Каире, Египет
Завийя в Каире, Египет

Завийя  в  Марракеше, Марокко
Завийя в Марракеше, Марокко
Завийя  в  Алжире
Завийя в Алжире
Рибат  в  Сусе, Тунис
Рибат в Сусе, Тунис

Практикующие суфии-мюриды жили большей частью в суфийских обителях - ханаках/завийях/текке/рибатах непосредственно при шейхе/мюршиде/пире, учениками которого они являлись; также достаточно много суфиев вели образ жизни странствующих дервишей, которые большую часть времени проводили в пути, перемещаясь от одной суфийской обители к другой; дервишей всегда легко узнать в толпе по их особой одежде и головным уборам, по наличию у них специального дервишского посоха и кашкуля (чаши для подаяний).

Внутреннее  убранство  кельи  дервиша/мюрида  в  суфийской  обители (текке)  в  Евпатории, Крым
Внутреннее убранство кельи дервиша/мюрида в суфийской обители (текке) в Евпатории, Крым
Кашкуль (чаша  для  подаяний)
Кашкуль (чаша для подаяний)

В исламе имеется довольно много суфийских братств/орденов/тарикатов, которые достаточно сильно отличаются друг от друга как своими концептуально-философскими положениями, так и практическими методами достижения конечной цели; например, такие суфийские тарикаты, как кадирийя, халватийя, джельветийя, муридийя, азимийя, каландарийя, нуктавийя, ришийя, захабийя, нурбакшийя, махдавийя, шадилийя, чиштийя, даркавийя, кубравийя - тяготеют к аскетическим и мистическим практикам (постам, безбрачию, уединению, молчанию, созерцанию, ночным молитвенным бдениям, медитации, и т.д.), тогда как многие другие тарикаты, такие как джунайдийя, рифайя, бадавийя, бурханийя, сухравардийя, рахманийя, ясавийя, зикрийя, бекташийя, тиджанийя, исавийя, мевлевийя, сефевийя, шаттарийя - отдают предпочтение практике джахри-е зикр (громких зикров) и сема (суфийских танцевальных медитативно-динамических практик), а такие тарикаты, как сулейманийя, накшбандийя, салихийя, идрисийя, сенусийя и др. - отдают предпочтение хафи-е зикр (тихому зикру в уме) и не поддерживают ни аскетические, ни мистико-экстатические практики. Суфийские братства имеют распространение по всему исламскому миру - от Иньчуаня в Китае до Марракеша в Марокко, и от Сараево в БиГ до Дар-эс-Салама в Танзании.

Дервиш  из  Бангладеш
Дервиш из Бангладеш
Дервиш  из  Пакистана
Дервиш из Пакистана

Группа  дервишей  из  Пакистана
Группа дервишей из Пакистана
Дервиш  из  Ирана
Дервиш из Ирана
Дервиш  из  Ирана
Дервиш из Ирана
Дервиш  из  Судана
Дервиш из Судана
Дервиш  из  Судана
Дервиш из Судана

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что аскетизм в той или иной форме, практикуемый на постоянной основе людьми, полностью посвятившими свою жизнь служению Богу (которых мы с известной долей условности для придания некоторого единообразия всем разнообразным мистико-аскетическим практикам, существующим в разных религиях мира - называем в наших статьях монашествующими/аскетами/подвижниками), в том или ином виде имеет место в большинстве религиозных конфессий, распространённых в мире: в даосизме; в индуизме, джайнизме, буддизме, сикхизме; в езидизме; в христианстве (кроме его протестантского направления); в иудаизме и исламе аскетизм существует в немейнстримных течениях этих религиозных конфессий - в хайманотском направлении неталмудического иудаизма и в суфийском мистико-аскетическом направлении ислама, тогда как основные направления этих религий к аскетическим практикам относятся негативно. В таких же религиях, как синтоизм, конфуцианство, зороастризм, мандеизм, христианский протестантизм, мормонизм, бахаизм - аскетизм в рассмотренном выше смысле и формате - отсутствует полностью.

Спасибо за прочтение!

Если вам понравилась статья - ставьте лайк, делитесь своими мыслями в комментариях и подписывайтесь на канал - будет интересно!