В предыдущей статье на нашем канале
мы начали рассказывать о таком явлении как монашество/подвижничество/аскетизм (напомним, что монашество - это особый формат жизни верующих, следуя которому человек полностью посвящает себя достижению тех или иных духовных целей, провозглашаемых как конечные тем или иным религиозным учением; для достижения этих целей монашествующие принимают на себя различные аскетические обеты (безбрачия, целомудрия, нестяжания, нищеты, послушания духовному наставнику, молчания, уединения, странствования, отказа от определённых видов пищи, и др.), а также следуют различным духовно-мистическим практикам (практикуют молитвы, медитации, повторение имён Бога, радения, умное делание, и др.); в разных религиозных конфессиях монашество имеет разные как внешние формы, так и внутреннее смысловое наполнение), существующем в большинстве религиозных конфессий мира. В настоящей статье мы расскажем о монашестве в езидизме и в авраамических религиях - иудаизме, христианстве и исламе.
Наш рассказ мы начнём с езидизма (подробнее прочесть о езидизме можно в тематической статье, ранее размещённой на нашем канале):
В  езидизме  существует  три  категории  лиц, ведущих  монашеско-аскетический  образ  жизни, а  именно: а) факиры - это  особая  группа  езидских  священнослужителей - помощников  священнослужителей  из  высшей 
духовной  касты  шейхов; факиры  не  совершают  никаких  ритуалов, кроме  тех, которые  связаны  с  поминовением  усопших, и  занимаются  уходом  за  могилами; основным  местом  их  служения  является  храмовый  комплекс  Лалыша  Нурани  в  долине  Лалыш, являющийся  главной  святыней  езидизма, где  находятся  мавзолей  Шех Ади  и  гробница  Шех Хасана, за  которыми  и  ухаживают  факиры. Факиры  считаются  святыми  мучениками  за  веру, т.к., по  представлениям  езидов, они  ради  сохранения  езидской  веры  и  ради  спасения  всего  человечества  подвергают  себя  тяжёлым  испытаниям: вся  жизнь  факира  посвящена  только  служению  Богу - факиры  не  имеют  семьи, не  курят, не  употребляют  спиртного, не  едят  многих  видов  пищи, никогда  не  сидят  на  стульях  или  лавках (только  на  земле/на  полу), никогда  не  спят  в  постели (спят  только  на  земле/на  полу), и  т.д.; факиры  носят  полностью  чёрное  одеяние - харк, и  чёрную  чалму - куллик - в  качестве  головного  убора; опоясываются  красным  поясом - махакк, к  которому  прикреплено  священное  жёлтое  кольцо - хадим; на  шее  факиры  носят  тонкую  нить - тока  Йазид, которая  является  образом  верёвки  от  виселицы  и  своим  видом  должна  предостерегать  носящего  её  факира  от  совершения  любого  греха; одежда  факиров  священна  для  езидов, поэтому  каждый  езид  независимо  от  кастовой  принадлежности  при  встрече  с  факиром  всегда  стремится  прикоснуться  к  его  одежде  и/или  поцеловать  её  край; факиры  не  меняют  одежду  на  новую  и  носят  её  до  тех  пор, когда  она  полностью  не  перестанет  быть  пригодной  для  ношения. Факиры  пользуются  огромным  уважением  у  всех  езидов  без  исключения - к  их  словам  всегда  прислушиваются, никогда  не  спорят  и  не  повышают  голос  при  общении  с  ними. Факирами  могут  становиться  мужчины  из  родов  Адани  и  Катани  из  касты  шейхов, мужчины  рода  Омархали  из  касты  пиров, а  также  особо  набожные  и  благочестивые  мужчины  из  касты  мюридов (миряне), твёрдо  решившие  посвятить  всю  свою  жизнь  служению  Богу; б) факрая - это  женщины, дающие  обет  безбрачия  и  ведущие  целомудренный  аскетический  образ  жизни  при  храмовом  комплексе  Лалыша  Нурани; факрая  может  стать  езидская  женщина  из  любой  касты; в) баве  чавиш - это  целибатные  священнослужители, давшие  обет  безбрачия  и  ведущие  аскетический  образ  жизни  при  храмовом  комплексе  Лалыша  Нурани; баве  чавиш  может  быть  езид  из  любой  касты.
Наш  обзор  мы  продолжим  ознакомлением  с  монашескими  традициями  авраамических  религий - иудаизма, христианства  и  ислама. А  начнём  мы  с  иудаизма, в  котором  такое  явление, как  монашество - отсутствует  во  всех  его  течениях  и  деноминациях - как  в  раббанитском (талмудическом) ортодоксальном  иудаизме  миснагдим, хасидов  и  сефардских  традиционалистов, так  и  в  консервативном  и  реформистском  направлениях  талмудического  иудаизма, а  также  и  в  течениях  неталмудического  иудаизма - в  самаритянстве  и  караимизме (более 
подробно  прочесть  об  иудаизме  можно  в  тематической  статье, ранее 
размещённой  на  нашем  канале):
Единственным  и  уникальным  исключением  является  хайманотское  течение  неталмудического  иудаизма, приверженцами  которого  являются  эфиопские  евреи - т.н. фалаша/бета-исраэль. В  этом  течении  неталмудического  иудаизма  издавна  практикуется  монашеская  аскеза (при  этом  целибат 
монахов  обосновывается  ссылкой  на  безбрачие  ветхозаветного  пророка 
Элияhу/Илии)  и  имеются  монахи  двух  категорий, а  именно: а) монкоса - это  принявшие  обеты  безбрачия, целомудрия, нестяжания  и  т.д.  мужчины, подвизающиеся  в  аскетическом  делании  как  в  стенах  монастырей, так  и  в  отшельническом  уединении; б) дебтера - странствующие  благочестивые  молитвенники  и  проповедники, исполнители  религиозных  песнопений (псалмов, гимнов), лекари-травники  и  изготовители  амулетов  от  нечистой  силы, сглаза  и  т.д.; довольно  часто  были  также  учителями 
в  сельских  начальных  религиозных  школах  для  мальчиков (аналогах 
хедера  у  ашкеназских  евреев  в  странах  Европы); соблюдали  целибат  и  различные  аскетические  ограничения; пользовались  уважением  среди  эфиопских  евреев-фалаша. Монашество  бытовало  среди  фалаша  на  территории  Эфиопии  вплоть  до  их  массовой  репатриации  в  Израиль  в  1977-1993 гг., где  постепенно  сошло  на  нет  под  воздействием  реалий  новой  жизни  в  другой  стране.
Следующей авраамической религией, которую мы рассмотрим в контексте наличия и функционирования в ней института монашества, будет одна из трёх мировых религий - христианство (более подробно о христианстве можно прочесть в тематической статье, ранее размещённой на нашем канале):
Начало христианскому монашеству в первых веках н.э. положили раннехристианские подвижники: основателем анахоретского (отшельнического) монашества (анахореты жили уединённо каждый в своём скиту/хижине/пещере; несколько десятков таких скитов образовывали лавру, духовным руководителем которой был авва ("отец" на арамейском языке), которому анахореты исповедовались перед причастием; они собирались вместе только на воскресные и праздничные богослужения;) считается преподобный Антоний Великий (251 - 356 гг.), а основателем киновийного (общежительного) монашества (киновийные монахи жили совместно в киновиях (монастырях), где занимались совместным трудом и ежедневно участвовали в совместных богослужениях; каждая киновия управлялась игуменом, несколько соседних киновий были подчинены киновиарху/авве) считается преподобный Пахомий Великий (292 - 348 гг.), который создал и первый монастырский устав - Типикон. Оба отца-основателя монашества жили и подвизались в Египте.
Христианское монашество в зависимости от деноминации характеризуется различными, свойственными каждой из них признаками и отличительными чертами. В таком направлении христианства, как протестантизм (в него включаются такие деноминации, как англиканство, лютеранство, реформатство, пресвитерианство, конгрегационализм, методизм, баптизм, пятидесятничество, адвентизм, и др.) - монашество отсутствует как явление. В направлениях восточного христианства (к нему относятся: доэфесские несторианские Церкви; дохалкидонские миафизитские Церкви; халкидонские православные и древлеправославные (старообрядческие) Церкви; униатские (восточно-католические) Церкви) организация монашеской жизни, базирующаяся на сводах монашеских правил "Малый Аскетикон" и "Большой Аскетикон" авторства святого Василия Великого (330 - 379 гг.), имеет сходную структуру во всех деноминациях с небольшими локальными малосущественными отличиями. В западном христианстве (католицизме) организация монашеской жизни достаточно сильно отличается от таковой в восточном христианстве и основывается на Regula Sancti Benedicti (Правиле святого Бенедикта), написанном святым Бенедиктом Нурсийским (480 - 550 гг.) для монахов, живущих сообща под руководством аббата.
Монашеское служение в христианстве доступно как для мужчин, так и для женщин (за некоторыми исключениями, например: в доэфесской несторианской Ассирийской Церкви Востока практика женского монашества прервалась в середине XIV в. в результате завоеваний Тамерлана и последовавших за этим жестоких гонений на христиан-несториан; в Армянской Апостольской Церкви женское монашество было упразднено в IV веке царём Великой Армении Папом (353 - 374 гг.); и т.д.).
В восточнохристианском монашестве можно выделить 4 (четыре) категории монашествующих, а именно:
а) послушники/послушницы - это люди, готовящиеся к принятию монашества; они не связаны монашескими обетами, но уже носят монашеские облачения - подрясник, пояс и скуфью/чёрный платок; исполняют различные послушания (хозяйственные работы) в храме/монастыре, привыкают к распорядку и правилам монастырской жизни; в любое время они могут покинуть монастырь и вернуться к жизни в миру;
б) рясофорные иноки/инокини - это лица, прошедшие пострижение в рясофор (неполное монашеское пострижение), т.е. новоначальные монахи; при пострижении получают новое имя в честь нового небесного покровителя и право носить рясу и скуфью/клобук (для мужчин) или апостольник и скуфью/клобук (для женщин); дают обет послушания своему духовному отцу; в греческих поместных православных Церквах рясофорные иноки/инокини не считаются монахами, а считаются послушниками второй ступени; иерей в рясофорном чине носит название священноинока;
в) мантийные монахи/монахини - это лица, принявшие монашеский постриг в мантию/в малую схиму; дают обеты: ~ отречения от мира; ~ отказа от своей личной воли и послушания игумену монастыря; ~ безбрачия/целомудрия; ~ нестяжания (отказа от владения любой личной собственностью); ~ отказа от вкушения мяса; после принесения обетов и пострижения получают новое имя и получают право и благословение на ношение монашеских одежд - власяницы, парамана, сандалий, подрясника, пояса, рясы, мантии, клобука, апостольника (женщины); мантийные монахи/монахини должны поститься сухоядением каждые понедельник (в честь сил ангельских, т.к. монашество - это ангельский чин), среду (день, в который Иуда предал Христа в руки стражников), пятницу (день, в который Христа распяли на кресте); монахи/монахини должны ежедневно совершать определяемое для них духовником молитвенное правило, и нести монастырское послушание (трудиться там, где укажет игумен); диакон в монашеском чине носит название иеродиакона, иерей - иеромонаха, протоиерей - игумена, митрофорный протоиерей - архимандрита;
г) схимонахи (схимники)/схимонахини (схимницы) - это лица, принявшие постриг в великую схиму/великий ангельский образ, и принесшие те же самые обеты, что и при постриге в мантию, но в толковании более строгого их соблюдения (например, соблюдение обета отречения от мира для схимонахов/схимонахинь предполагает жизнь в затворе, т.е. отдельно от всей монашеской братии/сестер в отдалённой келье, не занимаясь никакими монастырскими послушаниями, а проводя всё время в непрестанной молитве и покидая келью только для участия в литургических службах; и т.д.); многие схимонахи/схимонахини дают обет молчания (он может иметь ограничения по времени, например - молчание в период Великого поста, или в течение какого-то иного срока - месяца, полугода, года, нескольких лет, и т.д.. После пострижения в великую схиму схимонахи/схимонахини облачаются в схиму (так называется одежда схимников/схимниц) - это власяница, сандалии, хитон, пояс, аналав, мантия, куколь. Диакон в схимонашеском чине носит название схииеродиакон, священники - схииеромонах, схиигумен, схиархимандрит, архиереи - схиепископ, схиархиепископ, схимитрополит. После принятия великой схимы игумен отказывается от административного управления монастырём, а архиерей - от управления епархией, оставляя себе только духовное руководство своими духовными чадами.
С монашеством в халкидонском православии связана такая духовно-практическая традиция, как исихазм, которая представляет собой особую технику т.н. "умного делания" - сочетания непрерывной Иисусовой молитвы с контролем всех возникающих помыслов и с определённой техникой дыхания и положением тела, способствующими молитвенному сосредоточению. Такая практика "умного делания" ведёт к остановке внутреннего диалога и потока мыслей, что имеет своим результатом полное внутреннее безмолвие и в конечном итоге - "очищение сердца", которое приводит практикующего к овладению способностью созерцать Божественный Фаворский Свет, исходящий от Бога (в соответствии со словами из Священного Писания: "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят" (Мф. 5:8). Богословское обоснование практики исихазма дал святитель Григорий Палама (1296 - 1359), митрополит Фессалоникийский.
Монахи  подвизаются  в  монастырях, архитектура  которых  в  разных  регионах 
имеет  свои  специфические  особенности.
В западном христианстве организация монашества сильно отличается от таковой в восточных христианских Церквах. Это выражается прежде всего в том, что там все монашествующие структурированы в ордены (монашеские и духовно-рыцарские), конгрегации, а также общества апостольской жизни. Все эти структуры объединены под названием Институтов посвящённой жизни, которые, согласно каноническому праву Католической Церкви, подразделяются на две части, а именно: а) учреждённые Святым Престолом и подчиняющиеся непосредственно Папе Римскому; б) учреждённые ординарием определённого диоцеза и подчиняющиеся главе этого диоцеза.
Ордены, конгрегации и общества апостольской жизни отличаются друг от друга, если можно так сказать - степенью строгости приносимых монашеских обетов и степенью полноты их исполнения в повседневной жизни. Давайте познакомимся ближе с каждой из этих форм организации западного монашества. Итак, что такое монашеский орден в католицизме?
Монашеский орден - это сообщество монахов, которые соблюдают общий устав ордена (орден может состоять как из одного монастыря, так и из множества входящих в него монастырей, следующих уставу этого ордена); становясь монахом/монахиней того или иного ордена, человек приносит торжественные монашеские обеты: ~ обет бедности; ~ обет целомудрия; ~ обет послушания; торжественные обеты являются нерасторжимыми, т.е. действуют до смерти принесшего их лица (например, принесший торжественный обет целомудрия человек не может вступить в брак; любой брак, заключаемый таким человеком - считается недействительным; и т.д.); монашеские ордены делятся на: а) созерцательно-затворнические монашеские ордены (например: картезианцы, визитантки, камальдулы, бенедиктинцы, трапписты, цистерцианцы, и др.); б) нищенствующие деятельно-созерцательные монашеские ордены (например: августинские братья-отшельники, доминиканцы, францисканцы, тринитарии, сервиты, кармелиты, минимы, клариссы, и др.); в) ордены регулярных каноников (каноник - это рукоположенный священнослужитель - член капитула (коллегии клириков при епископской кафедре либо коллегиальной церкви), внесённый в канон (каталог/список) епархии; примеры: августинские регулярные каноники, премонстранты, и др.); г) ордены регулярных клириков (занимаются пастырской и миссионерской деятельностью, образованием, делами милосердия; например: иезуиты, варнавиты, пиаристы, орден регулярных клириков Божьей Матери, и др.); д) ордены госпиталитов (занимаются медицинской помощью больным и социальной помощью неблагополучным слоям населения, работая при больницах, хосписах, приютах; например: камиллианцы, бонифратры, и др.); е) восточно-католические (униатские) ордены (Базилианский орден святого Иосафата (греко-католический, Украина), Базилианский орден Пресвятого Спасителя (мелькитский, Ливан), Базилианский шуэритский орден Святого Иоанна Крестителя (мелькитский, Ливан), Базилиано-Алеппский орден (мелькитский, Сирия, Ливан), баладиты (маронитский, Ливан), антонины (маронитский, Ливан), мариамиты (маронитский, Ливан), и др..
Военно-монашеский (духовно-рыцарский)  орден - в  настоящее  время 
имеется  только  один  действующий  военно-монашеский  орден - Суверенный  Иерусалимский  военно-монашеский  орден  госпитальеров  им. Святого  Иоанна, Родоса  и  Мальты, или  Мальтийский  орден; уставными  задачами  его  деятельности  являются  защита  христианской  веры  и  Католической  Церкви  и  охрана  христианских  земель  Европы  от  мусульманской  экспансии  в  любых  её  проявлениях, борьба  с  последствиями  природных  катаклизмов, социальная  помощь  уязвимым  слоям  населения, деятельность  по  уходу  за  больными  в  госпиталях, и  т.д.; все  члены  Мальтийского  ордена  делятся  на  3 (три) класса, но  только  относящиеся  к  1 (первому)  классу  члены  ордена - Рыцари  Справедливости  и  Признанные  Монастырские  Капелланы - приносят  монашеские  торжественные  обеты  бедности, целомудрия  и  послушания; при  этом  они  имеют  право  не  жить  сообща  в  рыцарско-монашеской  общине; всей  жизнью  и  деятельностью  ордена  руководит  Великий  Магистр  и  возглавляемый  им  Суверенный  Совет  из  10 (десяти)  человек, избираемых  на    5-летний  срок; орден  подчиняется  только  Папе  Римскому. 
Монашеская конгрегация - это сообщество монахов, которое отличается от монашеского ордена тем, что вступающий в конгрегацию человек приносит не торжественные, а простые монашеские обеты (простые обеты отличаются от торжественных обетов тем, что они не являются необратимыми/нерасторжимыми; это отличие становится хорошо понятно на примере с браком, а именно: если для принесшего торжественный обет целомудрия человека вступление в брак невозможно и такой брак является недействительным/ничтожным/несуществующим, то для человека, принесшего простой обет целомудрия, в случае нарушения им этого обета и вступления в брак - такой брак является действительным, но считается совершённым с нарушением закона (католического канонического права), т.е. - незаконным, что не отменяет его действительности и вытекающих из этого юридическо-правовых последствий); наиболее известные из монашеских конгрегаций: ассумпционисты, вербисты, кларетинцы, лазаристы, мариане, редемптористы, салезианцы, и др..
Общество апостольской жизни - это сообщество мужчин или женщин, которые живут сообща с целью выполнения какой-либо миссии (как правило, это разнообразные дела милосердия, различные в разных обществах апостольской жизни, например - это может быть проповедь Евангелия, или оказание помощи в области образования детей и/или взрослых, или безвозмездная работа в больницах, хосписах, приютах, или работа с социально неблагополучными слоями населения в ночлежках, тюрьмах и т.д.; в отличие от членов монашеских орденов, военно-монашеских орденов, монашеских конгрегаций, которые приносят торжественные или простые публичные монашеские обеты - члены обществ апостольской жизни приносят только частные (непубличные) обеты целомудрия и послушания, и не дают обета бедности (поэтому они имеют право иметь любое имущество в своей личной частной собственности (в отличие от всех других категорий монашествующих); в обществах апостольской жизни меньше времени уделяется церковным службам и молитве, и больше времени уделяется общественному служению; примеры некоторых известных обществ апостольской жизни: Сподвижники Креста, эвдисты, Институт Доброго Пастыря, Миссионеры Драгоценной Крови, ораторианцы, Отцы-паулисты, иосифляне, паллоттинцы, Облатки святых Амвросия и Карла, Дочери милосердия, сульпициане, и др.
В католицизме устав каждого ордена имеет свои особенности, поэтому нет какого-то общеусреднённого порядка принятия монашества, но примерно это происходит так: ~ желающий стать монахом/монахиней человек в течение некоторого срока (от 3-х месяцев до 1 года) проходит в выбранном им монастыре т.н. постулат - т.е. становится постулантом (живёт в монастыре как монах/монахиня, но не приносит обетов и не носит монашеского одеяния); ~ если после этого его/её решимость стать монахом/монахиней не исчезает - человек становится новицием (послушником); им может стать человек в возрасте не моложе 17 лет, никогда не состоявший в браке/в сожительстве; срок прохождения новициата - от 1-го года до 3-х лет, в зависимости от ордена/конгрегации; новиций носит орденскую монашескую одежду и живёт по уставу ордена, но в любой момент может покинуть обитель и вернуться к мирской жизни; ~ после окончания прохождения новициата человек может принять монашеские обеты (в некоторых орденах можно принять сначала временные (на срок 2-3 года) монашеские обеты, а затем уже и постоянные; в других орденах постоянные торжественные (нерасторжимые) обеты принимаются сразу после окончания периода новициата) и стать монахом полного посвящения.
В католицизме, в отличие от протестантизма и восточных христианских деноминаций (несторианства, миафизитства, халкидонского православия, древлеправославия, а также восточнокатолических (униатских) Церквей) - для священнослужителей любого ранга (кроме диаконов, которые могут жениться до рукоположения в сан) обязателен целибат, поэтому все рукополагаемые в священнический сан лица приносят торжественный публичный обет целомудрия; при этом они не являются монашествующими, т.к. не приносят обетов бедности и послушания.
И закончим мы наш обзор вариантов монашества и аскетизма, практикуемых в разных религиях мира, знакомством с мистико-аскетическим направлением в рамках самой молодой из мировых религий - ислама (более подробно об исламе можно прочесть в тематической статье, размещённой на нашем канале):
В исламе любой аскетизм (зухд), и в особенности безбрачие - не одобряются ни одним из трёх его направлений (суннизмом, шиизмом, ибадизмом). Однако есть в исламе особое его направление - суфизм/тасаввуф (которое не является отдельным направлением в том смысле/понимании, в каком являются таковыми суннизм, шиизм, и т.д.), которое мистически понимает цели религии и методы их достижения, а именно: конечной целью практикующего суфия является достижение состояния фана/бака ("небытие") - т.е. "возвращения к Аллаху" (полного растворения в Абсолюте и осознания достижения этого состояния практикующим); все теоретические, организационные, практические, аскетические и мистические аспекты суфизма направлены именно на достижение вышеописанного состояния.
Организационная структура суфизма несколько напоминает таковую в католицизме, а именно: все практикующие суфии являются членами того или иного суфийского тариката/ордена/братства, который возглавляется наставником - суфийским "старцем" (шейхом/пиром/мюршидом), который также является настоятелем суфийской обители - ханака/завийа/текке/рибат, и является обладателем баракат (божественной благодати); в обители живут непосредственные ученики главы тариката, на разное время в ней останавливаются странствующие дервиши. Все члены того или иного суфийского тариката/братства/ордена делятся на две неравные части: ~ непосредственных учеников и последователей суфийского шейха/мюршида - мюридов; ~ ассоциированных членов суфийского братства, символически тоже считающихся последователями шейха, но фактически ведущих обычную жизнь крестьян/ремесленников/торговцев, которыми шейх в качестве главы общины своих последователей руководит через своих доверенных лиц (мукаддам/наиб/халифа).
Все последователи того или иного суфийского тариката в зависимости от своего уровня овладения суфийской теорией и практикой делятся на несколько категорий: а) талибы - это начально-подготовительный уровень шариата ("религиозного закона"), т.е. скрупулёзного следования всем шариатским установлениям во всех аспектах жизни желающего подготовиться к вступлению на путь поиска истины человека; он ассоциируется с постижением окружающего мира с помощью пяти чувств и разума; символом этой ступени является вода - без неё жизнь невозможна, но она мало что может дать человеку, кроме утоления жажды; большинство ассоциированных членов суфийских братств находились именно на этом уровне; б) мюриды - это второй, послушнический уровень тариката ("духовного пути"); ставший мюридом человек публично кается в своих грехах, совершённых им в прошедший период жизни, перед шейхом и другими мюридами, и принимает обет "всегда следовать путём ищущих", после чего меняет свою одежду на хирка ("рубище"), которое получает из рук своего мюршида; с этого момента мюрид должен полностью отрешиться от собственной воли и стать в руках мюршида "как труп в руках обмывателя мёртвых"; этот уровень ассоциируется с познанием окружающего мира с помощью интуиции, а символом этой ступени суфизма является молоко; в) арифы - это третий уровень марифата ("истинного знания"); на этом уровне познающий имеет дело с опытом познания мира выдающимися суфиями прошлого, выраженным в созданных ими учениях, посредством которых они раскрывают перед арифом единство Вселенной в её творце - Аллахе; символом этой ступени является мёд; г) инсан камиль ("совершенный человек") - это четвёртый, последний и высший уровень восхождения суфия к Истине - уровень хакиката ("окончательной истины"); это прямое переживание суфием высшей реальности, при котором познание мира происходит посредством вспышек божественного озарения, а границы индивидуального "я" познающего размываются, и он растворяется в Абсолюте и сливается с ним; символом этой ступени является вино.
Для  достижения  вышеописанных  целей  суфии  использовали  различные  способы  и  техники  концентрации  и  контроля  сознания - например, такие  как  ~ зикр ("поминание"), который  отличался  в  разных  суфийских  братствах - он  мог  быть  джахри ("громкий") - многократным  повторением  вслух  определённых  молитвенных  формул, или  хафи ("про  себя") - т.е. повторением 
 молитвенных  формул  в  уме; ~ сема ("слушание") - в  некоторых  суфийских  братствах  сопровождающаяся  музыкой  и  особыми  танцами (кружением)  медитативно-динамическая  практика; также  широко  практиковались: ~ муракаба ("наблюдение") - т.е.  медитация (как  сказал  об  этом  суфийский  учёный-богослов  Абд  ар-Раззак  ал-Кашани: "муракаба - это  предохранение  своего  бытия  от  всего, что  не  свидетельствует  об  Аллахе, и  концентрация  своего  внимания  на  именах  Аллаха"), и ~ мухасаба ("подведение  баланса") - самоконтроль  и  постоянное  изучение  и  анализ  собственных  поступков  и  помыслов; ~ зухд ("аскетизм") - отказ  от  многого  из  дозволенного (мубах), т.е.  отказ  от  большинства  мубах'(ов)  дабы  не  впасть  в  мнительность  и  боязнь  полюбить  этот  мир; различают  три  вида  зухда: а) зухд  талибов - это  когда  избегают  только  харам'(ов), т.е.  всего  запретного; б) зухд  мюридов - это  когда  отказываются  от  большинства  мубах'(ов), т.е.  от  того, что  не  предписано/не  одобряемо, но  и  не  запрещено/не  порицаемо; в) зухд  арифов - это  когда  отказываются  от  всего, что  может  отвлечь  от  Всевышнего  Аллаха; практикующие  различные  формы  зухд'(а)  суфии  носят  название  захид ("аскет/подвижник"); ~ халва ("уединение") - это  пребывание  в  уединении (в  келье  завийи/ханаки/текке  или  в  ином  уединённом  месте) в  состоянии  постоянного  хафи-е зикр'(а)  в  течение  времени, определённого  для  мюрида  шейхом/мюршидом (от  3 (трёх)  до  40 (сорока)  дней).
Практикующие суфии-мюриды жили большей частью в суфийских обителях - ханаках/завийях/текке/рибатах непосредственно при шейхе/мюршиде/пире, учениками которого они являлись; также достаточно много суфиев вели образ жизни странствующих дервишей, которые большую часть времени проводили в пути, перемещаясь от одной суфийской обители к другой; дервишей всегда легко узнать в толпе по их особой одежде и головным уборам, по наличию у них специального дервишского посоха и кашкуля (чаши для подаяний).
В исламе имеется довольно много суфийских братств/орденов/тарикатов, которые достаточно сильно отличаются друг от друга как своими концептуально-философскими положениями, так и практическими методами достижения конечной цели; например, такие суфийские тарикаты, как кадирийя, халватийя, джельветийя, муридийя, азимийя, каландарийя, нуктавийя, ришийя, захабийя, нурбакшийя, махдавийя, шадилийя, чиштийя, даркавийя, кубравийя - тяготеют к аскетическим и мистическим практикам (постам, безбрачию, уединению, молчанию, созерцанию, ночным молитвенным бдениям, медитации, и т.д.), тогда как многие другие тарикаты, такие как джунайдийя, рифайя, бадавийя, бурханийя, сухравардийя, рахманийя, ясавийя, зикрийя, бекташийя, тиджанийя, исавийя, мевлевийя, сефевийя, шаттарийя - отдают предпочтение практике джахри-е зикр (громких зикров) и сема (суфийских танцевальных медитативно-динамических практик), а такие тарикаты, как сулейманийя, накшбандийя, салихийя, идрисийя, сенусийя и др. - отдают предпочтение хафи-е зикр (тихому зикру в уме) и не поддерживают ни аскетические, ни мистико-экстатические практики. Суфийские братства имеют распространение по всему исламскому миру - от Иньчуаня в Китае до Марракеша в Марокко, и от Сараево в БиГ до Дар-эс-Салама в Танзании.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что аскетизм в той или иной форме, практикуемый на постоянной основе людьми, полностью посвятившими свою жизнь служению Богу (которых мы с известной долей условности для придания некоторого единообразия всем разнообразным мистико-аскетическим практикам, существующим в разных религиях мира - называем в наших статьях монашествующими/аскетами/подвижниками), в том или ином виде имеет место в большинстве религиозных конфессий, распространённых в мире: в даосизме; в индуизме, джайнизме, буддизме, сикхизме; в езидизме; в христианстве (кроме его протестантского направления); в иудаизме и исламе аскетизм существует в немейнстримных течениях этих религиозных конфессий - в хайманотском направлении неталмудического иудаизма и в суфийском мистико-аскетическом направлении ислама, тогда как основные направления этих религий к аскетическим практикам относятся негативно. В таких же религиях, как синтоизм, конфуцианство, зороастризм, мандеизм, христианский протестантизм, мормонизм, бахаизм - аскетизм в рассмотренном выше смысле и формате - отсутствует полностью.
Спасибо за прочтение!
Если вам понравилась статья - ставьте лайк, делитесь своими мыслями в комментариях и подписывайтесь на канал - будет интересно!