"Семидесятые". Это вторая статья на канале, посвящённая творчеству Серафимы Петровны Богдановой (первую см. здесь https://dzen.ru/a/Za4etRxzlxFW35cQ).
Как и у многих художников ЛФЗ, пришедших на завод в начале 1950-х, по-настоящему талант С.П. Богдановой раскрылся в "семидесятые" и в "восьмидесятые" годы. Кто-то называет эти годы "годами застоя", кто-то, с менее либеральными взглядами, говорит о "стабильности". Во всяком случае, "отрицательного роста" экономики (до прихода во власть "умницы" М.С. Горбачёва) в стране тогда точно не было. А говорить о "застое" в керамике, тем более - конкретно на ЛФЗ - просто смешно. Завод в те годы вышел на передовые позиции в мире, полностью окупался и приносил государству немалую прибыль. Были освоены новые технологии росписи, появился собственный рецепт костяного фарфора (и освоено его производство), декоры поражали разнообразием и изысканностью...
Комплект "Гвоздики". 1971. Несмотря на то, что это - накладной рисунок (нанесённый методом шелкографии), роспись не кажется дешёвой поделкой - весь рисунок лёгкий, и не режет глаз.
"Сарафанчик". 1972. Если посмотреть повнимательнее на блюдо, станет понятно, отчего сервиз получил такое название: узор соответствует накладным текстильным или обойным узорам, собранным из повторяющихся простейших элементов.
Сервиз 1972-го года "Яркие цветы" очень эффектен. Так и просится в подарок (на свадьбу или на юбилей)...
Ниже представлены чайники в великолепной ручной цветочной росписи. Без преувеличения можно сказать, что Богданова в те годы стала "королевой цветочной росписи" - её декорами невозможно не восхищаться!
Сервиз под названием "Русский букет" (естественно, в цветочной росписи), был создан С.П. Богдановой в 1973-м году. Интересно ещё и то, что роспись практически идёт по чёрному крытью, что совершенно не характерно для ЛФЗ. Крытьё чиновные "знатоки фарфора" с начала 1960-х годов запрещали, как анахронизм. Во второй половине 1960-х крытьё возродилось в Дулёво, но чаще оно было иных колеров - в основном, зелёных и голубых. Частично чёрное крытьё сохранилось в Вербилках. Для ЛФЗ крытьё, особенно в таком колере - редкость.
В очень похожей росписи, только на форме, созданной Э.М. Криммером, был расписан комплект из двух чайников и чайных пар. Здесь тоже присутствует чёрный колер, но уже не в качестве крытья. На мой вкус, за счёт визуализации чёрного цвета весь рисунок стал более точным и интересным. Как всегда у С.П. Богдановой, ручная роспись великолепна!
А это - пример рисунка, нанесённого на ту же форму методом шелкографии. Называется комплект из двух чайников "Пионы и астры".
В нескольких галереях ниже мы видим предметы в богатой цветочной росписи: чайные пары, блюда, фарфоровые сервизы и наборы...
Очередное "цветочное безумие" наблюдаем в росписи сервиза "Добро пожаловать".
В галерее ниже можно познакомиться с вариациями росписи юбилейного блюда "Слава Октябрю". 1977. Как-никак, дата: 60 лет Великой Октябрьской социалистической революции!
В следующих двух галереях представлены чайные наборы с росписью по всей наружной поверхности предметов, а в случае с чашками - и изнутри. Роспись яркая, ручная, очень богатая. Набор называется "Яркие цветы" (1979).
Второй набор по сути является вариацией первого, и мне даже больше импонирует. Называется он "Русский сувенир" (1979). Блестящая работа! Сервиз с таким названием от 1968-го года уже попадался среди работ Серафимы Петровны (см. здесь ), но по эстетике росписи совершенно различаются. Создаётся ощущение, что художникам ЛФЗ было проще создать новую роспись, чем этой росписи придумать новое оригинальное название.
Ещё один чайно-кофейный сервиз под уже стандартным названием "Букет" появился из-под руки С.П. Богдановой в 1979-м году. В нём было предусмотрено не только два чайника (большой доливной и малый), но и (зачем-то?) два кофейника! Роспись, как всегда, выше всяких похвал!
Следующий сервиз выбивается из характерной манеры росписи С.П. Богдановой тех лет. Называется он "Русская вязь". 1981. Рисунок сделан в виде узора золотом с цировкой. Выглядит изысканно. Некоторые предметы сервиза (вероятно - не все!) представлены в галерее ниже...
Богданова "восьмидесятых" выступает не только бережным хранителем, но и продолжателем традиций Фарфорового завода. И примером тому служит роспись "Русский чай" (1982) на фасоне "Весенний". Любители фарфора, знакомые с историей завода XVIII -XIX веков легко узнают в этом декоре новое прочтение дворцового сервиза "Капустные листья" ("Feilles de choux"). Впервые подобный декор появился в середине XVIIII-го века во Франции во времена Людовика XV и неподражаемой маркизы де Помпадур, когда королевский фарфор ещё выделывали в Венсене (до переноса производства в Севр). Тогда же посуда в декоре "Feilles de choux" была закуплена для русского двора. При императоре Николае I любимый многими поколениями царственных особ сервиз (к тому времени практически весь поколотый) был заказан и исполнен уже на ИФЗ, и таким образом "обрусел". О перипетиях, через которые пришлось пройти предметам "русского" сервиза после 1917-го года, о том, как его чайная часть вынужденно была оставлена в 1941-м году при отходе частей Красной Армии из Петергофа, о чудесном обнаружении ящиков с надписью "Peterhof" в одном из подвалов при штурме Кёнигсберга, о возвращении фарфоровых сокровищ на Родину читайте здесь (https://dzen.ru/a/Yywnqq2GAFvh_1xW). И вот, спустя столетия после первого выпуска, декор "Капустных листьев" возродился на новой форме, в чуть изменённой новой стилистике, став доступным любому среднему Советскому обывателю - любителю фарфора. В немалой степени благодаря знанию, умению и труду Серафимы Петровны Богдановой.
Чайно-кофейный сервиз с накладными картинками "Русский изразец". В 1983-м году С.П. Богдановой было создано два сервиза с таким названием: оба исполнены на одной и той же форме, один - в зелёно-синей гамме, другой в зелёной с позолотой. Сервизы выбиваются из основной стилистики, в какой творила Богданова, но из песни слова не выкинешь. Сервизы между собой схожи, поэтому на суд зрителя оставляю только один - с большим количеством предметов...
Предметы чайно-кофейного сервиза "Виноград" (1983), созданного на форме "Тюльпан", часто можно видеть в продаже на вторичном рынке. Интересная запоминающаяся роспись, где сочетается окраска с графичной "карандашной" обводкой предметов, а одним из колеров является золото.
В следующей галерее демонстрируются предметы сервиза "Букет в раме". Сервиз, где основной рисунок росписи ограничен резервом самой разной формы - будь то медальон (круг или овал), картуш или, как здесь, прямоугольник (трапеция), также имеет традицию, уходящую в XVIII-й век. Здесь мы видим стилизацию, пригодную для массового производства конца XX-го века. Как я понимаю, здесь оттиск, нанесённый в технике шелкографии (листья и мелкие синии цветочки), соседствует с розой, выписанной от руки кистью. Если кто из читателей считает иначе, и готов предоставить свои резоны, поправьте меня.
В 1985-м году в СССР праздновали очередной юбилей Великой Победы. Этот небольшой сувенирный комплект из двух чайников в цветочной росписи так и называется - "Юбилейный букет". 1984
К тому же юбилею были выпущены бокал с блюдцем и тарелка в единой росписи.
Очень достойная роспись Чайно-кофейного сервиза фасона "Витая". Называется "Тюльпан". К рисунку никаких вопросов - в единой эстетике декорированы все предметы, в том числе чашки с блюдцами (нет ощущения, что какие-то предметы остались "недорасписанными"). Более того, в чайной части сервиза имеется аж три чайника разного размера (высоты): доливной, заварной и малый. 1985.
Чайно-кофейный сервиз "Март" на фасоне "Тюльпан". 1986. Очень достойная работа с растительным рисунком.
Вот такой сувенирный набор из трёх предметов (чашка с крышкой и с блюдцем), созданный С.Е. Яковлевой, во все времена в любой росписи ценился высоко. Данная роспись называется "Парча", и эстетически перекликается с росписью предметов сервиза "Март", созданной в том же году.
Чайно-кофейный сервиз "Сарафан". 1986. Фактически - это вариация сервиза "Сарафанчик" (см. выше), ещё одно возвращение к текстильной-обойной теме. Можно сказать, попытка удалась. Во всяком случае, рисунок отторжения не вызывает.
Вариант росписи чашек с блюдцами формы "Лучистая". "Полевые цветы". 1987.
В 1987-1988 годах С.П. Богданова расписала несколько бокалов с блюдцем на известной криммеровской форме. Тема - скульптуры фонтанов Петергофа.
В 1989-м году была создана роспись для комплекта "Полевой". Основа комплекта - предметы фасона "Классическая-2" от Н.П. Славиной. Напомню - в стандартный комплект "восьмидесятых" годов входили кофейник и два кофейных трио. Как минимум, для фасона была разработана ещё сахарница, но в тогдашний комплект она не входила. Обычно, для того чтобы показать зрителю именно фактуру костяного фарфора, художники на предметы стараются не наносить слишком яркой и богатой росписи, здесь же под рисунок отведён достаточно большой процент площади предметов. Но эта данность, как и рисунок, нанесённый методом шелкографии, не ухудшает восприятие зрителем комплекта. Хотя бы на фото.
Комплект "Тигровая лилия". 1989. Сумасшедшая по красоте цветочная роспись, особенно - доливного чайника.
Представленные ниже тарелочки - настоящие шедевры декоративной росписи. Это пейзажные картины, заключённые в круглые золочёные медальоны, расположенные по центру зеркал. Борта тарелок расписаны широкими цветочными узорами, колеры которых соответствуют колерам основного рисунка.
А вот этот ширпотребный рисунок для деколи, созданный С.П. Богдановой в 1990-м году, называется "Изразцовый". Выпускался в разных колерах, у многих на руках, и знаю людей, которые теперь ищут автора рисунка их повседневной чашки от ЛФЗ... Теперь, если они наткнуться на данную статью, они будут знать...
Всем, кому интересен фарфор! Не как материал, не как, собственно, посуда, статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями, подписывайтесь. Помощь каналу можно оказать здесь - карта Сбера 5469 3800 2742 6328.
P.S. Напоминаю - в ВКонтакте организована группа "Порцелиновый фан". Если интересно - записывайтесь. В этой группе https://vk.com/club221912172 стараюсь не только копировать материалы с Дзена, но и рассказывать что-то новое.