Найти в Дзене
Селина Капитолина Ивановна (1920-1978), директор музея Останкино (1966-1976).
Капитолина Ивановна родилась в Москве в 1920-м году. Её отец, Иван Степанович Быков, в период НЭПа работал бухгалтером на частном предприятии. Жила семья на улице Солянка. В год "Великого перелома" хозяина предприятия арестовали и предали суду, как представителя эксплуататорского класса. Иван же Степанович, по логике тогдашних власть предержащих революционеров-ленинцев, хоть сам и не являлся "врагом народа", своей работой помогал нэпманам эксплуатировать трудящихся (аналогия в деревне - кулаки и подкулачники)...
261 читали · 3 недели назад
Феликс Евгеньевич Вишневский (1903-1978), собиратель и меценат.
Здравствуйте, друзья. Пришла пора подвести итоги конкурса, предложенного читателям здесь (https://dzen.ru/a/aL1uUhlkulqgUxgD), и развёрнуто ответить на те же самые вопросы, что были в конкурсе представлены. Прежде всего хотелось бы напомнить о судьбе Феликса Евгеньевича Вишневского (1903-1978)- известнейшего, пользовавшегося безусловным авторитетом среди коллег Советского искусствоведа, собирателя антиквариата, эрудита, мецената, создателя - на основе собственной коллекции (!) - московского музея В...
259 читали · 1 месяц назад
Внимание, конкурс!
Прошу прощения у всех читателей канала "Порцелиновый фан" за сравнительно долгий перерыв. Так получилось не от лени, не от усталости, не от болезней или иных житейских проблем. Жду от близких мне людей более качественные фото, а они до сих пор никак мне их не могут отослать. А фото эти мне нужны, поскольку я предлагаю вам поучаствовать в конкурсе на знание. А для этого хорошо бы иметь фотокопии более качественные, чем те, что есть у меня под рукой. Но пока я представляю только такие (с последующей заменой), потому как тянуть дальше нет больше сил...
553 читали · 1 месяц назад
Фарфоровое ассорти: полоскательницы.
По распространённой легенде, полоскательница, как предмет чайного сервиза, впервые появилась во Франции в XVIII-м веке. Якобы на одной из старинных картин бытового жанра французские фарфористы заметили медную миску, куда сливались (выплёскивались) остатки чайной гущи из чашек. Недолго думая, французы воссоздали такую миску в фарфоре. Это было время экспериментов, из нового материала старались делать всё. Кто знает - возможно, для тогдашней европейской элиты сервировать стол, в том числе по сути...
1270 читали · 1 месяц назад
Современные тенденции фарфорового производства.
Все мы видим воочию, к чему привела Россию тенденция тогдашних (они же - и сегодняшние) властителей к "глобализации экономики" в "нулевые" и "десятые" годы XXI-го века: страна всеми конечностями вступила в ВТО, и целые отрасли погибли в одночасье, и даже стратегические, что ж тут лить слёзы о керамическом производстве и производстве стекла!? Всё отдано на откуп "друзьям" из Китая и стран ЮВА. Может быть кого-то согреет мысль о том, что всё настолько плохо не только в России: полностью уничтожено...
443 читали · 1 месяц назад
Нина Александровна Дагмарелли (1906 - после 1988). Художник, скульптор. Кузяево.
Творчество Нины Александровны Дагмарелли неразрывно связано с послевоенным производством фарфорового завода в Кузяево, где она с 1946-го по 1961-й год трудилась главным художником и руководителем Художественной лаборатории, т.е. человеком, непосредственно определяющим всю эстетику предприятия. Напомню читателю, что Кузяевский фарфоровый завод появился на основе (буквально - в стенах) бывшей дореволюционной фабрики Храпунова-Новаго (о работе "старой" фабрики читайте здесь https://dzen.ru/a/YpNumwDN4W1TO83G)...
743 читали · 2 месяца назад
Клименкова-Краузе Люция Карловна (1912-1999). Скульптор. Песочное. Вербилки.
Судьба Люции Карловны Клименковой-Краузе (1912-1999)  является ярким примером жизни обыкновенного Советского гражданина - со всеми трудностями и с трагизмом, присущими эпохе, а также возможностями, открывающимися перед творческой личностью. Её мать, Люция Ивановна Краузе, в 1924-м году вышла замуж за одного из технических специалистов, работавшим над планом ГОЭЛРО, В.Д. Кирпичникова. Пришедшие после Октябрьской революции к руководству страны радикалы, в основном, выходцы из украинских и белорусских...
967 читали · 2 месяца назад
Здравствуйте, уважаемые читатели, любители фарфора! В данном посте представляю предметы чайного сервиза (без названия), хранящиеся в собрании Краснодарского краевого художественного музея им. Ф.А. Коваленко. На фото присутствует чайник, сахарница, молочник и чашка с блюдцем. Производство Дмитровского фарфорового завода (в Вербилках). Сервиз создан на основе довоенного (конца 1930-х годов) "ампирного" фасона скульптора посудных форм К.Г. Тихонова. Расписан в 1950-м году. К тому времени уже был разработан упрощённый фасон "Стандарт" от А.И. Шобанова, и "старый" (более сложный в формах) фасон использовался лишь для дорогих подарочных сервизов. Декор, безусловно, впечатляет! Тут и позолота с цировкой, и яркие сказочные цветы на чёрном крытье, и оставленные нерасписанные места, чтобы зритель на контрасте чёрного и белого смог по достоинству оценить качество материала (фарфора). Но прежде всего впечатляет сама роспись. В атрибуции указаны два равноправных автора: Виноградова Раиса Дмитриевна и Смирнов Евгений Петрович. Судя по фантазийным цветкам, общий эскиз был выполнен Е.П. Смирновым, а "чистовой" вариант принадлежит всё же Р.Д. Виноградовой. Думаю, что у главного художника предприятия было множество вопросов, над которыми он бился в ежедневном режиме, чтобы у него ещё и оставалось время на ручную роспись предметов (впрочем, могу и ошибаться!). Ясно одно - великолепный сложнейший декор не мог быть поставлен на поток, поэтому данный сервиз либо был выпущен в единичном виде, либо сверхмалой серией, и был предназначен, скорее всего, для подарков. Информации о Р.Д. Виноградовой крайне мало, поэтому пока отдельной статьи о её творчестве на канале "Порцелиновый фан" не выйдет; она достаточно профессионально расписывала сервизы "шестидесятых"в стилистике МИНИМАЛИЗМА, но по впечатлению, производимому на зрителя, этот сервиз 1950-го года не сравнится ни с любой иной её более поздней работой. Спасибо за внимание.
574 читали · 2 месяца назад
Фарфоровое ассорти: песочницы.
Прогресс не остановить, технологии развиваются бешеными темпами, постоянно отменяя решения, ещё вчера казавшиеся эффективными. Я застал людей, делающих расчёты при помощи логарифмической линейки, которые ещё и хвалились (и совершенно справедливо), что они получают результат намного быстрее тех, кто пользуется даже "навороченным" калькулятором! В моём детстве школьные тетради продавались вместе с промокательной бумагой, которой вообще никто не пользовался, потому что - не то что простые перьевые...
1426 читали · 2 месяца назад
Исакова Надежда Ивановна (1950-2002). Художник. Песочное.
Надежда Ивановна Исакова родилась 14.08.1950 г. в городе Рыбинске Ярославской области. После получения образования на скульптурном отделении Ленинградского художественного училища им. В.А. Серова (1973) вернулась в родной Рыбинск и устроилась на работу на Первомайский фарфоровый завод. Её мастерство, что называется, отшлифовывалось под руководством более опытных художников завода. Как видно по фото, сохранённом в Рыбинском музее-заповеднике с названием "М.И Камчаткина с молодыми художниками", на 1982-й год Н...
836 читали · 2 месяца назад
Львов Юрий Михайлович (1936-2010). Скульптор. Песочное.
Рассказывая о художниках и скульпторах Первомайского фарфорового завода, невозможно обойти вниманием легендарную фигуру Юрия Михайловича Львова. Абсолютно уникальный скульптор работал в жанре бытовой миниатюры. Его композиции сложны и просты одновременно. Посвящены людям, его современникам. Каждая его скульптура - это отдельная сценка из жизни, хорошо узнаваемая и психологически выверенная. Он не обходил "острые" темы, не стеснялся представлять человеческие пороки, которые многие художники и скульпторы...
644 читали · 2 месяца назад
Леонтьева Галина Николаевна (1915-1972). Художник, Песочное. Часть II, роспись чайных и кофейных сервизов.
Продолжается знакомство почтеннейшей публики с творчеством художника ПФЗ послевоенной поры Г.Н. Леонтьевой (Часть I, где речь идёт о росписи характерных для предприятия в Песочном ещё со времён "Товарищества М.С. Кузнецова" т.н. Восточных наборов, смотрите и читайте здесь: https://dzen.ru/a/aGkM1qqI0Hn0dLc4 ). Г.Н. Леонтьева начала работать на заводе в Песочном в августе 1947-го года. В какой-то степени завод в Песочном можно назвать уникальным - в Войну он не был закрыт (как Фарфоровый завод в Ленинграде),...
3088 читали · 3 месяца назад