Приветствую всех читателей канала!
Другое название - Банкетный. Среди знатоков и любителей (собирателей и коллекционеров) русского антикварного фарфора данный сервиз является, наверное, самым узнаваемым. Не в последнюю очередь потому, что, кроме экземпляров, разбросанных по различным музеям, огромное количество предметов сервиза находятся в частных руках, и их, соответственно, часто можно видеть на распродажах - на самых "раскрученных" интернет-барахолках. Цены, разумеется, "кусаются", но иначе и быть не может, если имеешь дело с предметами императорского стола. А самое главное: есть люди, которые предлагают предметы по таким ценам, но есть и те, кто по таким ценам покупает! Иметь в собственности даже блюдечко из императорского сервиза - это и престижно (можно похвалиться перед гостями, например!), и одновременно, вложение средств, поскольку на антиквариат цены только растут.
Теперь - к вопросу о том, почему сервиз так называется - "Капустные листья"? Ответ прост: потому что это прямой перевод названия сервиза французской Королевской фарфоровой мануфактуры, с которого и был скопирован декор "русского сервиза" - "Feilles de choux" ("капустные листья").
Впервые подобный декор был разработан во Франции во времена Людовика XV и неподражаемой маркизы де Помпадур в середине XVIII-го века, когда фарфор выделывали чуть ли не в Венсене (до переноса производства в Севр), да и фарфор (французский) тогда был "мягкий", т.е. по своей природе больше напоминал стекло нежели знакомый нам ныне твёрдый фарфор. Сервизы с подобным декором попадали и в Санкт-Петербург, и даже в Зимний дворец, и очень понравились тамошним обитателям.
Считается, что узор в виде незакрытого резерва (или картуша) напоминает форму листа капусты. Нарядный эффект достигался благодаря синему зубчатому орнаменту по контуру и яркой росписи. На французских предметах периода РОКОКО основная роспись - по центру - была "богаче", и там, кроме цветов, были и птицы. Но, по-видимому, такая роспись (с птицами), была сложновата для мастеров ИФЗ середины XIX-го века, а главное, затратна по времени, и в "русском" варианте ограничились цветочным орнаментом. В следующей галерее даны для сравнения тарелка Севра (1756) и русская первого выпуска (1848-1853). Следует, правда, уточнить, что сервиз для Зимнего дворца закупался на Севрской мануфактуре в два захода: в 1782-м и в 1886-м годах (а не в 1756-м!) князем И.С Барятинским, и там тоже уже птичек не было...
Так или иначе, но французский сервиз был любим царствующей фамилией, и в 1848-м (по другим данным в 1846-ом, - но тогда непонятно, почему на ИФЗ "раскачивались" два года, прежде чем начать производство?) император Николай I заказал для Петергофского дворцового комплекса банкетный сервиз с декором "Feilles de choux" на 250 (двести пятьдесят!) персон. Что такое "250 персон"? Это 250 подставных тарелок (подтарелочников) плюс 250 тарелок под первое, плюс 250 тарелок под второе, плюс 250 тарелок под десерт, плюс различные виды салатников, менажниц, креманок, соусников, фруктовниц, чашек, блюдец и т.д. и т.п. Кроме того, русские мастера создали новые предметы, которых не было во французской версии сервиза - например, розетки в виде раковин, солонки с хватами и такие, которые даже нынешние знатоки истории европейского фарфора затрудняются назвать и объяснить, для чего они служат! Убранство стола дополняли вазы и геридоны для фруктов и конфет. Также для украшения парадного стола вместе с сервизом были заказаны 15 "ваз высоких для цветов" трех размеров: высотой 75 см., 55 см., и 31 см. Т.е. сервиз был просто огромный, поэтому и изготавливали его несколько лет (приступили в июне 1848-го года и закончили в сентябре 1853-го). Всего произвели около 5570(!!!) предметов.
Закономерный вопрос: почему вдруг в сороковых годах XIX-го века монаршее внимание привлёк декор периода РОКОКО? Ответ прост - за более чем сорокалетнее царствование стиля АМПИР он настолько "приелся" публике, даже из самого высшего света, что в конце концов стал вызывать лишь отвращение и рвотные позывы... И не в только России, но по всей Европе. Декораторы стали искать новые формы, но в результате, откатились к более ранним образцам, и даже не периода КЛАССИЦИЗМА, а ранее... Так на некоторое время в конце сороковых и в пятидесятых годах XIX-го века взоры вновь обратились к периоду БАРОККО, и к его естественному продолжению и апогею - стилю РОКОКО. Поскольку изделия создавались с учётом новых технологий и новых взглядов на эстетику, предметы не совсем повторяли старые формы, скорее, была некоторая стилизация под них. Вот таким образом (отнюдь не случайно) в столице Российской империи, спустя почти сотню лет вновь возник спрос на французское РОКОКО.
28 сентября 1853 г. администрация Императорского фарфорового завода уведомила Придворную Его Императорского Величества Контору об окончании исполнения "Нового богатого фарфорового сервиза по голубому грунту с цветами и позолотою на 250 персон", и доставке его в петергофскую сервизную кладовую. Сервиз, за которым в начале ХХ века закрепилось название Банкетный, предназначался для парадных приемов, проводившихся в Большом Петергофском дворце. Сохранилась запись на тарелках с именами художников завода: Алексея Красовского и представителя одной из династий мастеровых завода Егора Максимова. Руководил работами талантливейший художник, возглавлявший живописные работы завода по "цветочной росписи" Федор Иванович Красовский (1820-1863).
Банкетный сервиз был одним из самых больших и популярных при царском дворе, поэтому на Императорском фарфоровом заводе на протяжении XIX века неоднократно выполнялись повторения его предметов взамен утраченных. На таких доделках стоит клеймо с обозначением того или иного императора, в правление которых такие доделки осуществлялись.
В данной галерее рассмотрим несколько предметов-доделок второй половины XIX-го - начала XX-го веков с соответствующей маркировкой. Интересно, что доделки заказывались не только на ИФЗ... Смотрим галерею (и листаем вправо).
У большевиков, которые в ноябре 1917-го года захватили власть, свергнув отнюдь не царя, а Временное правительство, почему-то всё, что было связано с монархией, вызывало если не лютую ненависть, то отторжение. В 1920-е–1930-е годы пошла массовая распродажа музейных коллекций через торговое объединение «Антиквариат», и императорский фарфор был одним из первых товарных категорий, предназначенных для реализации (за рубежом). От многих сервизов, включавших под тысячу и более предметов, сейчас после тех распродаж сохранились десятки, а подчас и считанные вещи. Скорее всего, после смерти "вождя мирового пролетариата" В.И. Ленина большевики решили таким вот странным образом "ударить по мировой буржуазии". В 1924-м году основная масса посуды была исключена из коллекции музея. Из пятнадцати ваз для цветов Банкетного сервиза "Капустные листья" сотрудникам музея удалось отстоять лишь восемь.
В конце 1920-х годов пошла новая "забава", спущенная сверху (очередная компанейщина): распродажа музейных ценностей ради ускоренного развития производства в стране (деньги от распродажи должны были пойти на покупку новых технологических линий и готовых заводов с полным циклом производства) - т.е. на т.н. индустриализацию. Но так уж вышло, что именно в то же самое время ударил Мировой Кризис, цены на антиквариат резко обрушились, и было решено перейти на продажу возобновляемых ресуров - древесины и зерна. Некоторые историки уверяют, что если бы распродажа была продолжена такими темпами, какие были вначале, "Эрмитаж" за пару лет превратился бы в заурядный музейчик, но сослагательного наклонения История не знает. Так или иначе, в музейных фондах "Петергофа" к 1941-му году оставались крохи от того первого сервиза на 250 персон. И тут, в дополнение ко всему пережитому, грянула Война. Отечественная.
В августе-сентябре 1941-го войска группы армий "Север" рвались к Ленинграду. Многие сотрудники музея "Петергоф" были мобилизованы или ушли в ополчение. Предстояло эвакуировать огромную коллекцию музейного комплекса, включая статуи каскада Большого дворца. Что-то музейным работникам и выделенным им в помощь местным жителям удалось вывезти, что-то - из-за нехватки средств механизации (например, статую Самсона и ещё несколько статуй: "Нева", "Волхов" и "Тритоны" с Большого каскада) - не удалось. Всего было шесть очередей эвакуации: первая ушла 29 июня, последняя – 13 сентября 1941 года. Первые три эшелона с музейным имуществом Петергофа направились в Горький, четвёртая и пятая партии пошли в г. Сарапул Удмуртской АССР, а заключительную увезли в Ленинград, где культурные ценности хранились в подвалах Исаакиевского собора, и частично, в товарном депо Московского вокзала. Что-то пришлось оставить - не было ни времени, ни сил, ни рук, чтобы вывезти всё. Так, эвакуировали остатки столовой части Банкетного сервиза "Капустные листья", а чайную часть, как менее значимую, пришлось оставить на милость врагу... Всего удалось вывезти 12932 музейных предмета – лишь 22% от первоначальной коллекции!
На снимках в следующей галерее - Здания комплекса Петергофа во время германской оккупации (1942 и 1943-й годы).
А теперь - история маленького чуда. В 1945-м во время боёв в Восточной Пруссии наши солдаты в подвале одного из домов обнаружили ящики с надписью "Peterhof". Их вскрыли, и увидели аккуратно упакованную посуду изумительной выделки и красоты с инвентарными номерами музея "Петергоф". Это была оставленная в 1941-м в Петергофе чайная часть Банкетного сервиза "Капустные листья". Военные начальники приняли решение отправить ящики в СССР. Но на железной дороге что-то перепутали, вагон с сокровищами Петергофа прицепили не к тому паровозу, и вагон уехал в Сибирь и оказался на станции Зима. Но и там нашлись люди, которые поняли особую ценность груза, и отправили вагон в Ленинград. В эвакуации комплект довоенного столового сервиза также удалось сохранить. Комплекс зданий музея "Петергоф" восстанавливали трудно и медленно: петергофский Эрмитаж заработал в августе 1952-го, в мае 1961-го ввели в эксплуатацию дворец Монплезир. Наконец, Большой дворец открылся 17 мая 1964 года. Точнее, первые четыре музейных интерьера дворца: Портретный зал, Диванная, Коронная и Куропаточная гостиная. После 1964-го года реставраторы постепенно вводили в строй всё новые залы Большого дворца. Последний интерьер - Церковный корпус - восстановили лишь в 2011-м году.
Тем, кто хочет услышать и увидеть всё, что было сказано выше, но только на видео и из уст более компетентного человека, чем я, можете посмотреть следующее видео (о сервизе "Капустные листья" речь идёт с 14 мин. 39 сек.). К сожалению, видео лучшего качества в нете не нашёл. https://www.youtube.com/watch?v=fHs-ag3w2VM
Друзья, это блог фарфороголика на Яндекс-Дзен. Всем, кому интересен фарфор. Не как материал, не как, собственно, посуда, не как статуэтки, панно, букенды, подсвечники, пепельницы и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями. Если интересуетесь темой - подписывайтесь. Спасибо всем, кто дочитал.