Найти тему

«Эксперимент» удался?

Калининградские траулеры-катамараны стали первыми в мире подобными судами, но...

Об «Эксперименте» в 1968 году писали даже американцы – таким был тогда интерес к уникальному калининградскому проекту
Об «Эксперименте» в 1968 году писали даже американцы – таким был тогда интерес к уникальному калининградскому проекту

В июле 1968-го необычное судно начало бороздить воды Балтики. И название у него было соответствующее – «Эксперимент». От причала портового города Светлого Калининградской области на простор морской волны вышел траулер, каких ещё не бывало.

Придумали это чудо техники учёные Калининградского технического института рыбной промышленности и хозяйства (ныне – Калининградский государственный технический университет). Проектную документацию подготовили в Центральном конструкторском бюро Министерства рыбного хозяйства СССР. А в бюро промышленного рыболовства АтлантНИРО разработали промысловую схему и орудия лова.

Отметим, уникальное судно было предназначено для добычи рыбы сразу тремя способами: тралом, кошельковым неводом и на электрический свет.

Спуск на воду первого «Эксперимента» состоялся в 1967 году
Спуск на воду первого «Эксперимента» состоялся в 1967 году

25 ноября 1967-го на Светловском судоремонтном заводе торжественно спустили на воду первое в мире двухкорпусное промысловое судно. Когда новый корабль спускают на воду, его, как известно, принято «крестить»: представительница прекрасной половины человечества разбивает бутылку шампанского о борт. Но ведь у «Эксперимента» два корпуса. Значит, и «крёстных матерей» должно быть две. Так что в 1967 году траулер-катамаран «окрестили» слипмейстер Октябрина Зинченко и лаборантка Валентина Садовская – работницы Светловского судоремонтного завода.

Летом 1968-го «Эксперимент» прошёл испытания на Балтике. Как тогда говорили, если траулеры-катамараны хорошо себя зарекомендуют, это будет новый этап развития рыбной промышленности, промысловая революция! Большая поперечная остойчивость позволит вести лов и переработку улова даже при сильном волнении, а опрокидывание – от волны, обледенения или аварийного касания грунта – исключено. Площадь рабочих палуб – в три раза больше. А два слипа позволят тралить непрерывно.

8 декабря 1968-го «Эксперимент» вышел в первый рейс уже на «большую воду». За 60 суток он успел побывать в Северном, Норвежском и Баренцевом море. При этом 24 дня выдались штормовыми, и шторма достигали 11 баллов. В столь суровые условия новичка отправили сознательно, желая устроить ему настоящую проверку. И по итогам того рейса выражался уверенный оптимизм: «Эксперимент» удался, траулерам-катамаранам – быть!

Ровно через пять лет после первого траулера-катамарана на воду спустили «Эксперимент-2»
Ровно через пять лет после первого траулера-катамарана на воду спустили «Эксперимент-2»

Тем временем уже велась разработка «Эксперимента-2» – с учётом минусов, которые были выявлены на первом судне. Так, двигатель оказался слабоват для двухкорпусной махины. А из-за отсутствия холодильной установки приходилось часто прекращать лов, чтобы идти к плавбазе сдавать добычу. Кроме того, на втором траулере-катамаране были улучшены бытовые условия. В частности, предусмотрели кондиционирование воздуха, мощную систему вентиляции, опреснительную установку (а то раньше потребление пресной воды приходилось ограничивать).

24 ноября 1972-го на Светловском судоремонтном заводе торжественно спустили на воду уже «Эксперимент-2». Любопытно, что это случилось ровно через пять лет после того, как состоялся спуск «Эксперимента-1».

В первый серьёзный рейс, по Атлантике, «Эксперимент-2» отправился осенью 1974-го. В море он тогда провёл 48 суток. И главный вывод специалистов после того рейса: траулер-катамаран обладает отличными прочностными и мореходными качествами. Неплохо, как утверждалось, он показал себя и как промысловик. Несмотря на волнение до семи баллов, совершил 80 тралений, выловив и заморозив сотню тонн рыбы. Короче, проект, по словам специалистов, перспективный, и «Эксперимент-2» скоро уйдёт в следующий рейс. Надо только, чтобы завод-изготовитель устранил очередную порцию выявленных неполадок…

«Эксперимент-2» во время своего первого рейса глазами художника. 1974 год
«Эксперимент-2» во время своего первого рейса глазами художника. 1974 год

Когда-то об «Экспериментах» много писали. В том числе New York Times – в 1968 году. А десять лет спустя о них даже книга вышла, обобщившая всё, что было связано с созданием первых в мире промысловых катамаранов неограниченного района плавания.

При этом в серию опытные образцы не пошли. Да и вообще про них с конца 70-х перестали говорить, и тема как-то быстро забылась.

Если же о калининградских траулерах-катамаранах сегодня кто-нибудь вдруг вспоминает в интернете, то в комментариях отзывы об «Экспериментах» уже не такие, какие были некогда в прессе. А судя по тому, на каких судах ведётся добыча рыбы, эксперимент тот всё-таки, увы, не удался...

Смотрите также: