Найти тему

Забит гарпун был в пушку туго

65 лет назад калининградским рыбакам пришлось заняться ещё и китобойным промыслом [дополнено 30.08.2024]

Одет по погоде, а к выстрелу – всегда готов!
Одет по погоде, а к выстрелу – всегда готов!

В августе 1959-го в самую западную область СССР прилетела весть с Дальнего Востока: ваши земляки, ученики-гарпунёры, начали добывать китов! Особенно же был отмечен Алексей Карпов. Морского исполина он сумел поразить с первого в своей жизни выстрела. В общем, знай наших! Хотя китов, конечно, жаль...

Но с чего вдруг янтарному краю понадобились собственные гарпунёры? 30 марта 1959-го Совет Министров РСФСР принял решение о создании Антарктической китобойной флотилии «Юрий Долгорукий» с базой в Калининграде. Западные морские ворота страны должны были стать ещё и портом для китобоев.

В первую экспедицию новоиспечённую флотилию планировалось отправить уже в 1960 году. Между тем китобоев в Калининграде ещё не имелось – не ходили отсюда за китами. А ведь промысел этот – специфичен. Говорят, рыбак – вдвойне моряк. Если так, тогда китобой – моряк втройне. И дело тут не только в особенностях самого процесса, когда вместо сети – гарпунная пушка, а добытую огромную тушу нужно оперативно разделать. Китобойный промысел в Антарктике – это ещё и рейсы продолжительностью до 250 суток, где холод, частые шторма и спартанские бытовые условия.

И это не говоря о том, в чём состояла суть работы. Как в своё время мрачно шутили: «Кто готов бить китов?» А ещё ветераны-китобои, с кем мне довелось общаться, отмечали тот тяжкий дух, который сопровождал промысел. Рассказывали, что кое-кто из-за этого списывался после первого же рейса…

Какое-то количество китобоев удалось переманить с других флотилий. Однако большую часть кадров для АКФ «Юрий Долгорукий» надо было растить самим. Будущих китобоев начали спешно вербовать – прежде всего среди рыбаков и тех, кто отслужил срочную в ВМФ. Уже вскоре после принятия решения о создании флотилии в Калининграде стали формировать экипажи для «китобойки». А кандидатов в гарпунёры и мастера по разделке направили в район Курильских островов – постигать азы нового для себя дела. Там в августе 1959-го и были добыты самые первые «калининградские» киты.

Очередной успешный выстрел. Хотя кита, конечно, жаль...
Очередной успешный выстрел. Хотя кита, конечно, жаль...

Но условия промысла у берегов Антарктиды отличаются от Дальнего Востока. И в январе 1960-го стажёров послали на практику уже в Антарктику. А когда в мае они вернулись, то результаты их, по сути, учебного рейса были признаны трудовой победой. «Молодцы, так держать!» – одобрил работу калининградцев и самый, наверное, известный тогда в СССР китобой – Герой Социалистического Труда капитан-директор китобойной флотилии «Советская Украина» Алексей Соляник.

Первое время необычные суда вызывали повышенный интерес у калининградцев
Первое время необычные суда вызывали повышенный интерес у калининградцев

В тот учебный рейс начинающие китобои отправились уже не на чужих, а на первых двух калининградских китобойцах. Построили их в Николаеве. В Калининграде же поначалу на них ходили смотреть, как на диковину. Причём особое внимание было к гарпунным пушкам на носу.

Ещё больший интерес вызвал флагман – китобаза «Юрий Долгорукий», которая дала имя всей флотилии.

Изначально это был лайнер «Гамбург». Спущенный на воду в 1926 году, до войны он курсировал на трансокеанских линиях, совершал круизы. Потом стал вспомогательным судном ВМФ Третьего рейха, базируясь в Гдыне. В 1945-м, не желая отдавать такой трофей победителям, немцы сами затопили его – у Засница. Тем не менее в 1950-м он был поднят, став собственностью СССР.

Сперва его ремонтировали, планируя использовать как пассажирское судно. Однако затем лайнер было решено переоборудовать в китобазу. Выполнить непростой заказ доверили верфи в Варнемюнде (тогда это был порт в ГДР).

Длина экс-лайнера была более 200 метров, численность экипажа – свыше 500 человек. В Калининград из-за своей могучей осадки «Юрий Долгорукий» заходить не мог, в связи с чем оставался на внешнем рейде. 12 июля 1960-го в Варнемюнде состоялась церемония передачи судна. А 26 июля оно встало на якорь у Балтийска – начались последние приготовления к первому походу.

Впервые на промысел АКФ «Юрий Долгорукий» (китобаза и 14 китобойцев) отправилась 9 октября 1960-го. Провожали её с размахом. А тогдашний руководитель области, глава обкома КПСС Фёдор Марков, сказал:

– Ваш первый рейс не разведка, не экспериментальный поход, а полнокровный, рабочий рейс. Он будет нелёгким: среди моряков флотилии немало новичков…

«Немало» – это мягко говоря. Из участников того рейса лишь четверть ранее работала на китобойном промысле. 17 ноября 1960-го флотилия добралась до кромки антарктических льдов. И первые же дни выявили наличие множества «отдельных недостатков», которые приходилось устранять на ходу. О чём, кстати, глава обкома, напутствуя китобоев, тоже говорил: «Будут трудности в эксплуатации новой техники, механизмов, оборудования».

-5

Но – всё в итоге преодолели. И, выполнив плановое задание, с гордостью рапортовали об этом 15 мая 1961-го, вернувшись домой.

Потом был второй рейс, третий, четвёртый. И вот уже план не выполнен, а перевыполнен. Начав с 1700 китов в первом рейсе, в 14-м взяли 3943 кита!

Рекорды эти ставились не из спортивного интереса. Промысел был очень выгоден и имел большое значение – в переработку шло более 90 процентов от веса добытых гигантов. Так, их жир применялся в пищевой, кожевенной, мыловаренной, текстильной, химической промышленности. Спермацет и амбра – в парфюмерии и косметологии. Из китового мяса делали колбасы, консервы, белковые концентраты, из печени вырабатывали витамины и лекарства, включая инсулин. Отходы в виде муки и бульонные концентраты добавлялись в корм скота и птицы.

В китобойном промысле активно применялись и вертолёты (для поиска китов)
В китобойном промысле активно применялись и вертолёты (для поиска китов)

Однако в результате массового истребления поголовье китов стремительно сокращалось. Огромный китобойный флот становился не нужен. И в 1975 году АКФ «Юрий Долгорукий» расформировали. Китобазу списали «на иголки». А что же люди?

– На меня тогда возложили обязанность устраивать на работу капитанский и штурманский состав расформированной флотилии, – вспоминал почётный работник рыбного хозяйства РФ Юрий Смирнов, в ту пору – главный капитан экспедиционного и китобойного флота. – И это был очень болезненный процесс. Порой дело даже доходило до трагедий…

Немудрено. Высококлассные профессионалы в одночасье оказались не у дел. У многих из них вся сознательная жизнь была связана с этой флотилией. Создавали её с нуля, жили ею на протяжении пятнадцати лет. От них просили сделать всё возможное – и они не жалели себя. Отдав лучшие годы и здоровье, сделали флотилию образцовой. И вдруг – её решили упразднить.

При переходе экватора китобои устраивали озорные праздники с участием владыки морского
При переходе экватора китобои устраивали озорные праздники с участием владыки морского

Вот что мне как-то рассказал ветеран «китобойки» Виктор Иванович Новиков:

– Когда-то слово «китобой» звучало гордо. Мы были воспитаны в духе будущего, нас посылала Родина «у кромки льдов добыть китов». Уже знавшие море опытные рыбаки, уходя в первый рейс на китобойный промысел, не представляли, с какими трудностями придётся встретиться в Антарктике. Серьёзность такого рейса почувствовали на первом общем собрании китобоев по дороге к Антарктиде. Впервые увидели настоящее демократическое собрание, где любые неудачи и непорядки обсуждались всеми, от капитана до матроса.

Навсегда врезался в память момент, когда мимо меня несли Петра Федяшева. Храпцы (часть судового такелажа), весившие более тонны, во время качки упали на него. Весёлый неунывающий Петя был похоронен со всеми морскими почестями в Атлантическом океане.

Так случилась первая потеря. А потом были другие. Юрия Наймановского сбило волной. Роман Рудковский сгорел при пожаре. Владимир Нагорных был убит швартовом при швартовке. Василий Панков умер от ожогов паром. Борис Молодцов погиб при разрыве линя загарпуненным китом…

В те времена никто из рыбаков не имел столь длительных рейсов. И восемь месяцев вдали от родных было, наверное, ещё труднее переносить, чем тяжести работы…

6 марта 1964-го на китобойце «Скромный», находившемся в Антарктике на промысле, погиб моторист Роман Рудковский. Борясь с утечкой топлива, он получил ожоги, несовместимые с жизнью, но судно и товарищей спас. 9 марта героя похоронили в море. А 29 марта о его подвиге написала «Калининградская правда»
6 марта 1964-го на китобойце «Скромный», находившемся в Антарктике на промысле, погиб моторист Роман Рудковский. Борясь с утечкой топлива, он получил ожоги, несовместимые с жизнью, но судно и товарищей спас. 9 марта героя похоронили в море. А 29 марта о его подвиге написала «Калининградская правда»

Желая воздать должное землякам-китобоям, бывший главный капитан экспедиционного и китобойного флота Смирнов даже написал книгу о «китобойке». Не даёт о ней забыть и Музей Мирового океана. Также в Калининграде появился специализированный музей – «Дом китобоя».

А старожилы до сих пор вспоминают, каким событием становилась каждая встреча АКФ «Юрий Долгорукий».

Обычно флотилия возвращалась из рейса в мае, когда всё расцветает. В Балтийске моряки китобазы, кроме вахтенной службы и безопасности, пересаживались на китобойцы, и они стройной кильватерной колонной входили в морской канал. Уже по берегам канала стояли сотни людей, приветствуя героев китобойного промысла. Но ещё больше народа ждало их в порту – с оркестрами и цветами. А китобойцы, входя в гавань, палили из гарпунных пушек…

Старожилы помнят те встречи – это всегда было большое событие
Старожилы помнят те встречи – это всегда было большое событие

Пожалуй, так ярко и масштабно в Калининграде встречали ещё лишь космонавтов. КП

Смотрите также: