Найти в Дзене
Андрей Мятиев

Мужской дорожный велосипед модели МВ, построенный на пензенском Заводе имени Фрунзе в 1950-м году - из коллекции Веломузея.

Предлагаю Вашему вниманию обзор дорожного велосипеда ЗиФ МВ, выпущенного пензенским Заводом имени Фрунзе в 1950 году. Интересно, что велосипеды-то такие известны и периодически встречаются, а вот как официально называлась модель – никто уверенно сказать не может! Дело в том, что ни в заводских инструкциях, ни в технических паспортах индекс модели не указывался, что уже в наше время породило прямо-таки загадку. Последние лет десять в кругах любителей истории советской велопромышленности и коллекционеров велотехники велись ожесточенные споры на тему: как же официально именовались серийные модели ЗиФ до появления моделей 1В и 2В? Мне удалось найти четкий и недвусмысленный ответ на этот вопрос. Мужская модель называлась «МВ» - «мужской велосипед», а дамская, соответственно «ДВ». Это подтверждается заводскими документами, чертежами и Техническими Условиями – все эти материалы были мной найдены, сейчас хранятся в коллекции Веломузея и внимательно изучаются. В дальнейшем они будут опубликованы в книге по истории велопроизводства на ЗиФе.

Мужской дорожный велосипед модели МВ, построенный на пензенском Заводе имени Фрунзе (ЗиФ) в 1950-м году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Мужской дорожный велосипед модели МВ, построенный на пензенском Заводе имени Фрунзе (ЗиФ) в 1950-м году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Мужской дорожный велосипед модели МВ, построенный на пензенском Заводе имени Фрунзе (ЗиФ) в 1950-м году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Мужской дорожный велосипед модели МВ, построенный на пензенском Заводе имени Фрунзе (ЗиФ) в 1950-м году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Мужской дорожный велосипед модели МВ, построенный на пензенском Заводе имени Фрунзе (ЗиФ) в 1950-м году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Мужской дорожный велосипед модели МВ, построенный на пензенском Заводе имени Фрунзе (ЗиФ) в 1950-м году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Представленный велосипед сохранился в довольно хорошем состоянии, хотя мне пришлось его несколько доукомплектовать и провести реставрационные работы. Велосипед был приобретен минувшим летом по объявлению на Авито, но когда я его забирал, то с огромным удивлением и радостью выяснил, что покупаю его у своего давнишнего приятеля, с которым мы не виделись лет 25! Воистину – тесен мир! ;-)

На этот прекрасный экземпляр я установил гарнитур из фары и динамомашины, изготовленных московским заводом «Динамо» имени С.М. Кирова в 1950-м году. Корпус фары изготовлен из пластмассы, а ободок со стеклом навинчивается на нее по резьбе. Как показала практика, такой способ крепления оказался крайне неудачным – у большинства фар открутить ободок не представляется возможным из-за разбухания пластмассы, поэтому в наше время встретить комплектную фару, которую еще и можно разобрать – большая удача. На заводе знали об этом недостатке и уже в 1951 году выпустили модернизированный вариант, где ободок крепился специальной скобой. Впрочем, из-за маленького диаметра отражателя и линзы, дававших узкий световой пучок, фара достаточно быстро вышла из употребления, сменившись более совершенными фонарями производства других заводов.

Мужской дорожный велосипед модели МВ, построенный на пензенском Заводе имени Фрунзе (ЗиФ) в 1950-м году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Мужской дорожный велосипед модели МВ, построенный на пензенском Заводе имени Фрунзе (ЗиФ) в 1950-м году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Пензенские велосипеды 1946-50-го годов встречаются нечасто, несмотря на достаточно большой тираж – за это время ЗиФ выпустил более полумиллиона веломашин. Конструкция модели МВ являлась дальнейшим развитием пензенских велосипедов конца 1930-х годов. Вопреки часто встречающейся информации, что послевоенный ЗиФ, (как, якобы, и все другие советские велосипеды), скопирован чуть ли не целиком с немецких образцов, это утверждение совершенно не соответствует истине. По сути в модели МВ (как и дамской ДВ) имеется всего два узла, где четко прослеживается «немецкое влияние» - это задняя тормозная втулка типа «Торпедо» и седло. При этом втулки типа «Торпедо» выпускались в СССР на Харьковском Велозаводе с 1924 года и производство это было, по всем признакам, лицензионным. Что касается седел, то их конструкция действительно заимствована с некоторыми изменениями у немецких производителей. Ни о какой лицензии в данном случае говорить, конечно, не приходится – все заимствования и случаи копирования с немецких образцов в СССР в 1945-1950-м годах проходили по графе «репарации». Признаться, изучая советский послевоенный велопром я не устаю удивляться, насколько мало было взято конструктивных решений у немецких производителей – при поистине неограниченных возможностях для копирования и вывоза целых производств из Германии! Судя по сохранившимся отчетам советских специалистов об обследовании велосипедных заводов Германии, их в большей степени интересовали не конструкции, а технологии, а также методы научной организации труда. Впрочем, это тема самостоятельного исследования и отдельной публикации, которую я вскорости сделаю…

Мужской дорожный велосипед модели МВ, построенный на пензенском Заводе имени Фрунзе (ЗиФ) в 1950-м году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Мужской дорожный велосипед модели МВ, построенный на пензенском Заводе имени Фрунзе (ЗиФ) в 1950-м году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Мужской дорожный велосипед модели МВ, построенный на пензенском Заводе имени Фрунзе (ЗиФ) в 1950-м году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Мужской дорожный велосипед модели МВ, построенный на пензенском Заводе имени Фрунзе (ЗиФ) в 1950-м году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Мужской дорожный велосипед модели МВ, построенный на пензенском Заводе имени Фрунзе (ЗиФ) в 1950-м году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Мужской дорожный велосипед модели МВ, построенный на пензенском Заводе имени Фрунзе (ЗиФ) в 1950-м году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Вернемся, однако, к велосипеду МВ. На велосипедах первой послевоенной серии передняя вилка вращалась на упорных подшипниках, (также как на довоенных моделях ЗИФ и МВЗ), а с 1949 года конструкцию изменили и применили более совершенные радиально-упорные шарикоподшипники с чашками, напрессовывавшимися на головную трубу рамы. Профиль крыльев мало изменился по сравнению с довоенным – конструкция с двумя ребрами жесткости зарекомендовала себя, как самая надежная. Рама со съемными стойками цепной вилки также имеет происхождение от довоенных моделей; надо сказать, что это техническое решение использовалось пензенскими велостроителями дольше прочих велозаводов СССР. Паяный руль, Г-образный подседельный крюк, форма шатунов, обода типа Westwood, конструкция передней втулки – эти элементы с минимальными изменениями также перекочевали с довоенных ЗиФов. Принципиально новыми были педали – их конструкция была разработана ВКБ Главмотовелопрома в 1945-м и внедрена на большинстве послевоенных советских дорожных моделей разных заводов. В целом, модель МВ и ее дамская «сестренка» ДВ оказались очень удачными, что отмечалось как производственниками, так и пользователями веломашин, которым они служили верой и правдой много лет. Самым «слабым» элементом оказалась покрышка седла – тонкая кожа портилась от атмосферных воздействий, истиралась и рвалась, вынуждая владельцев либо заменять седло, либо ремонтировать покрышку кустарными методами. Велосипед с принадлежностями весил около 18 кг, что было для своего времени и такого типа машин вполне нормально. Качество выпускаемых пензенских веломашин было на высоком уровне и контролировалось заводским Отделом Технического Контроля (ОТК).

Мужской дорожный велосипед модели МВ, построенный на пензенском Заводе имени Фрунзе (ЗиФ) в 1950-м году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Мужской дорожный велосипед модели МВ, построенный на пензенском Заводе имени Фрунзе (ЗиФ) в 1950-м году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Мужской дорожный велосипед модели МВ, построенный на пензенском Заводе имени Фрунзе (ЗиФ) в 1950-м году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Мужской дорожный велосипед модели МВ, построенный на пензенском Заводе имени Фрунзе (ЗиФ) в 1950-м году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

ЗиФ производил модели МВ и ДВ в нескольких вариантах комплектации и оформления. «Стандартная» модель, (здесь представлена как раз такая версия), выпускалась с черной или цветной окраской рамы, вилки и щитков, с хромированными или окрашенными в цвет рамы ободами и с несколькими вариантами декора, (декалями и линовками).

Улучшенная модель «Прима» комплектовалась передним тормозом и щитком цепи (не все велосипеды), а также, по специальному заказу – комплектом электрооборудования.

Всего насчитывалось 9 вариантов комплектации и оформления мужских велосипедов и 4 - дамских! В заводскую комплектацию всех веломашин входили следующие аксессуары: насос с насосодержателями, сумка для инструмента с 4 ключами и масленкой, аптечка для шин, звонок, отражатель на заднее крыло, а также руководство по эксплуатации и техпаспорт с двумя гарантийными талонами.

Мужской дорожный велосипед модели МВ, построенный на пензенском Заводе имени Фрунзе (ЗиФ) в 1950-м году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Мужской дорожный велосипед модели МВ, построенный на пензенском Заводе имени Фрунзе (ЗиФ) в 1950-м году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

В 1951-м начался выпуск модели 1В, по сути своей являющейся модификацией прежнего МВ, но тиражи 1В уже были гораздо больше, так что и велосипедов до нашего времени сохранилось значительное количество.

Расскажу кратко историю велопроизводства в Пензе с конца 1920-х да начала 1950-х годов. Производство велосипедов организовано в 1928 году на базе Пензенского Трубочного Завода, существующего еще с 1915 года и входившего в государственное объединение "Патрубтрест". Это было предприятие, созданное в годы Мировой войны для выпуска артиллерийских и гранатных взрывателей, которые как раз и именовались трубками. На заводе производились различные виды боеприпасов, а с начала 1920-х годов - товары хозяйственно-бытового назначения – металлическая посуда, утюги, горелки для керосиновых ламп, сеялки, плуги и т.п.; а позднее – металлообрабатывающие станки и другое оборудование. Крупнейшее предприятие Пензы управлялось Военным Ведомством и было хорошо оснащено по тем временам. Именно наличие оборудование, энергетического хозяйства, производственных площадей и квалифицированных кадров послужили аргументами для решения о создании на заводе велопроизводства, принятого Высшим Советом Народного Хозяйства (ВСНХ) СССР в 1928 году.

Мужской дорожный велосипед модели МВ, построенный на пензенском Заводе имени Фрунзе (ЗиФ) в 1950-м году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Мужской дорожный велосипед модели МВ, построенный на пензенском Заводе имени Фрунзе (ЗиФ) в 1950-м году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Мужской дорожный велосипед модели МВ, построенный на пензенском Заводе имени Фрунзе (ЗиФ) в 1950-м году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Мужской дорожный велосипед модели МВ, построенный на пензенском Заводе имени Фрунзе (ЗиФ) в 1950-м году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

В 1931-м завод официально получил наименование Пензенский Государственный Велосипедный Завод, при этом основным производством оставалось военное.

В апреле 1933 года предприятию было присвоено имя М. В. Фрунзе и оно стало именоваться «Завод имени Фрунзе» (ЗиФ). Основной продукцией ЗиФа всегда были оборонные заказы - снарядные детонаторы, дистанционные трубки, взрыватели и т.п.

Мужской дорожный велосипед модели МВ, построенный на пензенском Заводе имени Фрунзе (ЗиФ) в 1950-м году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Мужской дорожный велосипед модели МВ, построенный на пензенском Заводе имени Фрунзе (ЗиФ) в 1950-м году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

В 1930-х годах завод значительно расширился и на нем были организованы производства автомобильных и авиационных свечей зажигания, патефонов и даже часов. Некоторые из этих производств затем выделены в отдельные предприятия, развивавшиеся уже отдельно от ЗиФа. Велопроизводство никогда не было основным и занимало довольно скромные площади, однако до конца 1930-х завод выпустил почти 850000 велосипедов. Примечателен факт, что производство велосипедов было свернуто не с началом войны, как часто утверждается в литературе, а еще в 1938-м году. В конце 30-х и в военные годы завод выпускал огромными тиражами продукцию для фронта, но уже в начале 1945-го дальновидные руководители промышленности отдали приказ о подготовке к возобновлению велопроизводства. На основе довоенных моделей были разработаны мужской и дамский дорожные велосипеды. Нельзя сказать, что послевоенные модели копировали образцы 1930-х – они сильно различались, но конструктивная и технологическая преемственность тем не менее очевидна. С 1945 по 1951 год базовые мужская и дамская модели прошли несколько этапов конструктивной модернизации, так что можно уверенно говорить о двух серийных модификациях.

Здесь можно ознакомиться с обзорами велосипедов производства пензенского Завода имени Фрунзе, хранящихся в коллекции Веломузея:

Благодарю за лайки, репосты и подписки - ими вы помогаете развитию канала!

Титульный лист инструкции к велосипедам ЗиФ, изданной в 1948-м году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Титульный лист инструкции к велосипедам ЗиФ, изданной в 1948-м году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Фотография, запечатлевшая девушку с велосипедом ЗиФ модели МВ, сделанная в городе Вельске Архангельской области в 1950-м году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Фотография, запечатлевшая девушку с велосипедом ЗиФ модели МВ, сделанная в городе Вельске Архангельской области в 1950-м году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.