Найти тему
Андрей Мятиев

Редчайший дамский велосипед, изготовленный в 1937 году на Заводе имени М. Фрунзе в Пензе - из коллекции Веломузея.

Настало время для сенсаций местного масштаба! ;-) Представляю вашему вниманию редчайший дамский дорожный велосипед, построенный на пензенском Заводе имени Фрунзе в 1937 году. В отличие от массовых мужских дорожных велосипедов, (впрочем, нечасто встречающихся в наше время), дамская модель производилась очень небольшой серией и о ней нет упоминаний даже в заводских инструкциях, прилагавшихся к веломашинам. Точной информации о тираже модели пока не найдено, но примерная оценка по косвенным данным показывает количество до 300 экземпляров. Помимо показанного здесь эталонного велосипеда, сохраненного в практически идеальном состоянии, сейчас известно еще два более-менее комплектных экземпляра и несколько рам. Некоторые конструктивные элементы этой довоенной модели были использованы пензенскими конструкторами при разработке дамских ЗиФов в послевоенное время.

Дамский дорожный велосипед, изготовленный в 1937 году на Заводе имени М. Фрунзе в Пензе. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Дамский дорожный велосипед, изготовленный в 1937 году на Заводе имени М. Фрунзе в Пензе. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Дамский дорожный велосипед, изготовленный в 1937 году на Заводе имени М. Фрунзе в Пензе. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Дамский дорожный велосипед, изготовленный в 1937 году на Заводе имени М. Фрунзе в Пензе. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Дамский дорожный велосипед, изготовленный в 1937 году на Заводе имени М. Фрунзе в Пензе. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Дамский дорожный велосипед, изготовленный в 1937 году на Заводе имени М. Фрунзе в Пензе. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

На первый взгляд, дамская модель отличается от мужской лишь формой рамы, но такое впечатление обманчиво. Дело в том, что дамская модель имеет колеса диаметром 26”, в отличие от мужской с колесами 28”, так что рама и передняя вилка разработаны именно для этой модели. Кроме того, у дамского короче шатуны и уже педали. Отличается и руль – он имеет регулировку по наклону и специфической формы вынос, не применявшийся ни на каких других советских моделях. На дамских велосипедах устанавливался щиток цепной передачи, также характерный исключительно на этой модели. По остальным элементам наблюдается унификация с мужским стандартным ЗиФом того же периода.

Дамский дорожный велосипед, изготовленный в 1937 году на Заводе имени М. Фрунзе в Пензе. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Дамский дорожный велосипед, изготовленный в 1937 году на Заводе имени М. Фрунзе в Пензе. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Дамский дорожный велосипед, изготовленный в 1937 году на Заводе имени М. Фрунзе в Пензе. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Дамский дорожный велосипед, изготовленный в 1937 году на Заводе имени М. Фрунзе в Пензе. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Дамский дорожный велосипед, изготовленный в 1937 году на Заводе имени М. Фрунзе в Пензе. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Дамский дорожный велосипед, изготовленный в 1937 году на Заводе имени М. Фрунзе в Пензе. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Велосипед оснащен задней тормозной втулкой типа «Иди» с ленточным тормозом; напомню, что втулки такого типа выпускались в СССР Московским и Пензенским заводами.

На заводе установлено седло мужского типа – скорее всего производство дамских седел на заводе так и не было освоено. Примечателен факт, что велосипед имеет богатый декор, нехарактерный для массовых машин – законцовки рамы и передней вилки, обода, грязевые и цепной щитки покрыты блестящим хромом, а крылья еще и имеют комбинированную окраску. Так декорировали только аппараты по спецзаказу – для награждения отличников производства и выставок, что вполне согласуется с историей, рассказанной мне владелицей велосипеда, которую я поведаю далее.

Дамский дорожный велосипед, изготовленный в 1937 году на Заводе имени М. Фрунзе в Пензе. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Дамский дорожный велосипед, изготовленный в 1937 году на Заводе имени М. Фрунзе в Пензе. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Дамский дорожный велосипед, изготовленный в 1937 году на Заводе имени М. Фрунзе в Пензе. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Дамский дорожный велосипед, изготовленный в 1937 году на Заводе имени М. Фрунзе в Пензе. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

У велосипеда интересная история. Он был вручен в качестве поощрительного подарка за отличную работу одной из женщин-инженеров завода ЗиФ перед ее переводом на повышение в Москву в 1937 году. Во время переезда по какой-то причине с велосипеда были сняты шины, которые были… украдены на станции Москва-Товарная! Номинальная размерность покрышек 26 х 1 ¾, но купить такие шины в 1930-40-х годах оказалось совершенно невозможно, так как Ярославский Шинный Завод выпускал их в мизерном количестве. В более поздние времена отечественных аналогов этим шинам вообще не выпускалось – все покрышки размером 26” оказывались либо больше, либо меньше и нормально на обода не вставали. Велосипед все время хранился в квартире и дошел до наших времен практически в идеальном состоянии. Я приобрел его в начале 2000-х по объявлению в какой-то газете. Надо сказать, что поиск оригинальных покрышек затянулся на многие годы – комплект мне удалось собрать только в конце 2022 года. И вот – редкий отечественный велосипед снова в оригинальном состоянии и на ходу!

Дамский дорожный велосипед, изготовленный в 1937 году на Заводе имени М. Фрунзе в Пензе. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Дамский дорожный велосипед, изготовленный в 1937 году на Заводе имени М. Фрунзе в Пензе. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Расскажу кратко довоенную историю велопроизводства в Пензе…

Производство велосипедов было организовано в 1928 году на базе Пензенского Трубочного Завода, существующего еще с 1915 года и входившего в государственное объединение "Патрубтрест". Это было военное производство, созданное в годы Мировой войны для производства артиллерийских и гранатных взрывателей, которые как раз и именовались трубками. На заводе производились различные виды боеприпасов, а с начала 1920-х годов - товары хозяйственно-бытового назначения – металлическая посуда, утюги, горелки для керосиновых ламп, сеялки, плуги и т.п.; а позднее – металлообрабатывающие станки и другое оборудование. Крупнейшее предприятие Пензы управлялось Военным Ведомством и было хорошо оснащено по тем временам. Именно наличие оборудование, энергетического хозяйства, производственных площадей и квалифицированных кадров послужили аргументами для решения о создании на заводе велопроизводства, принятого Высшим Советом Народного Хозяйства (ВСНХ) СССР в 1928 году. В 1931-м завод официально получил наименование "Пензенский Государственный Велосипедный Завод", при этом основным производством оставалось военное.

Дамский дорожный велосипед, изготовленный в 1937 году на Заводе имени М. Фрунзе в Пензе. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Дамский дорожный велосипед, изготовленный в 1937 году на Заводе имени М. Фрунзе в Пензе. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

В апреле 1933 года предприятию было присвоено имя М. В. Фрунзе и оно стало именоваться «Завод имени Фрунзе» (ЗиФ). В 1930-х годах завод значительно расширился и на нем были организованы производства автомобильных и авиационных свечей зажигания, патефонов, радиоприемников и даже часов. Некоторые из этих производств затем выделены в отдельные предприятия, развивавшиеся уже отдельно от ЗиФа. Велопроизводство никогда не было основным и занимало довольно скромные площади, однако до конца 1930-х завод выпустил почти 850000 велосипедов.

С момента начала велопроизводства на ЗиФе до конца 1938 года было создано три поколения мужских моделей и одна дамская модель, о которой я рассказал в этой публикации. Предлагаю вам посмотреть обзоры довоенных велосипедов ЗиФ из коллекции Веломузея:

Также посмотрите обзоры велосипедов ЗиФ, выпущенных после 1945 года:

Ставьте лайк, подписывайтесь на канал и напишите комментарий, если статья вам показалась интересной!

Дамский дорожный велосипед, изготовленный в 1937 году на Заводе имени М. Фрунзе в Пензе. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Дамский дорожный велосипед, изготовленный в 1937 году на Заводе имени М. Фрунзе в Пензе. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Дамский дорожный велосипед, изготовленный в 1937 году на Заводе имени М. Фрунзе в Пензе. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Дамский дорожный велосипед, изготовленный в 1937 году на Заводе имени М. Фрунзе в Пензе. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Дамский дорожный велосипед, изготовленный в 1937 году на Заводе имени М. Фрунзе в Пензе. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Дамский дорожный велосипед, изготовленный в 1937 году на Заводе имени М. Фрунзе в Пензе. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.