Найти в Дзене
Андрей Мятиев

Мужской дорожный велосипед, изготовленный Пензенским Государственным Велосипедным Заводом в 1931 году - из коллекции Веломузея.

Интересный и редкий экспонат из коллекции Веломузея – мужской дорожный велосипед, изготовленный на Пензенском Государственном Велосипедном Заводе в 1931 году. Эта модель была второй в истории велозавода и выпускалась с 1931 по 1935 год с небольшими изменениями, вносимыми в конструкцию по ходу серийного выпуска. Конструкция модели базировалась на прототипе крупнейшей британской компании BSA (The Birmingham Small Arms Company), но не повторяла его полностью, как было с моделью МД-1 Московского Велозавода. При организации в 1928 году велопроизводства в Пензе было закуплено немало оборудования у компании BSA, приобретены лицензии и конструкторская документация, но проектированием производства и разработкой технологии занимались советские специалисты. При этом на пензенских велосипедах использовались британские дюймовые стандарты размеров и резьб и они комплектовались задней втулкой со свободным ходом и педальным тормозом, скопированной с английской Eadie Coster. Велосипеды быстро приобрели хорошую репутацию и славились более высоким качеством, нежели харьковские. В 1935 году в серию пошла новая модель, по своей конструкции более приближенная к английской модели BSA и, соответственно, к велосипедам Московского Велозавода. Модель 1935 года была более технологична в производстве, имела меньшую себестоимость, и, что считалось важным – имела практически полную взаимозаменямость по основным частям с велосипедами МВЗ.

Интересный факт: в сентябре 1932 года Центральный Совет Осоавиахима подарил известному ученому Константину Эдуардовичу Циолковскому в связи с его 75-летием велосипед Пензенского Велосипедного Завода – аналогичный представленному в коллекции Веломузея. Велосипед Циолковского сохранился и экспонируется в его доме-музее в Калуге.

Мужской дорожный велосипед, изготовленный Пензенским Государственным Велосипедным Заводом в 1931 году - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Мужской дорожный велосипед, изготовленный Пензенским Государственным Велосипедным Заводом в 1931 году - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Мужской дорожный велосипед, изготовленный Пензенским Государственным Велосипедным Заводом в 1931 году - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Мужской дорожный велосипед, изготовленный Пензенским Государственным Велосипедным Заводом в 1931 году - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Мужской дорожный велосипед, изготовленный Пензенским Государственным Велосипедным Заводом в 1931 году - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Мужской дорожный велосипед, изготовленный Пензенским Государственным Велосипедным Заводом в 1931 году - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Расскажу кратко довоенную историю велопроизводства в Пензе…Производство велосипедов организовано в 1928 году на базе Пензенского Трубочного Завода, существующего еще с 1915 года и входившего в государственное объединение "Патрубтрест". Это было военное производство, созданное в годы Мировой войны для производства артиллерийских и гранатных взрывателей, которые как раз и именовались трубками. На заводе производились различные виды боеприпасов, а с начала 1920-х годов - товары хозяйственно-бытового назначения – металлическая посуда, утюги, горелки для керосиновых ламп, сеялки, плуги и т.п.; а позднее – металлообрабатывающие станки и другое оборудование. Крупнейшее предприятие Пензы управлялось Военным Ведомством и было хорошо оснащено по тем временам. Именно наличие оборудование, энергетического хозяйства, производственных площадей и квалифицированных кадров послужили аргументами для решения о создании на заводе велопроизводства, принятого Высшим Советом Народного Хозяйства (ВСНХ) СССР в 1928 году.

В 1931-м завод официально получил наименование "Пензенский Государственный Велосипедный Завод", но при этом основным производством оставалось военное. В апреле 1933 года предприятию было присвоено имя М.В. Фрунзе и оно стало именоваться «Завод имени Фрунзе» (ЗиФ).

Мужской дорожный велосипед, изготовленный Пензенским Государственным Велосипедным Заводом в 1931 году - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Мужской дорожный велосипед, изготовленный Пензенским Государственным Велосипедным Заводом в 1931 году - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Мужской дорожный велосипед, изготовленный Пензенским Государственным Велосипедным Заводом в 1931 году - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Мужской дорожный велосипед, изготовленный Пензенским Государственным Велосипедным Заводом в 1931 году - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Мужской дорожный велосипед, изготовленный Пензенским Государственным Велосипедным Заводом в 1931 году - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Мужской дорожный велосипед, изготовленный Пензенским Государственным Велосипедным Заводом в 1931 году - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Мужской дорожный велосипед, изготовленный Пензенским Государственным Велосипедным Заводом в 1931 году - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Мужской дорожный велосипед, изготовленный Пензенским Государственным Велосипедным Заводом в 1931 году - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Мужской дорожный велосипед, изготовленный Пензенским Государственным Велосипедным Заводом в 1931 году - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Мужской дорожный велосипед, изготовленный Пензенским Государственным Велосипедным Заводом в 1931 году - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Мужской дорожный велосипед, изготовленный Пензенским Государственным Велосипедным Заводом в 1931 году - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Мужской дорожный велосипед, изготовленный Пензенским Государственным Велосипедным Заводом в 1931 году - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Мужской дорожный велосипед, изготовленный Пензенским Государственным Велосипедным Заводом в 1931 году - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Мужской дорожный велосипед, изготовленный Пензенским Государственным Велосипедным Заводом в 1931 году - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Мужской дорожный велосипед, изготовленный Пензенским Государственным Велосипедным Заводом в 1931 году - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Мужской дорожный велосипед, изготовленный Пензенским Государственным Велосипедным Заводом в 1931 году - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Мужской дорожный велосипед, изготовленный Пензенским Государственным Велосипедным Заводом в 1931 году - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Мужской дорожный велосипед, изготовленный Пензенским Государственным Велосипедным Заводом в 1931 году - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

В 1930-х годах завод значительно расширился и на нем были организованы производства автомобильных и авиационных свечей зажигания, патефонов, радиоприемников и даже часов. Некоторые из этих производств затем выделены в отдельные предприятия, развивавшиеся уже отдельно от ЗиФа. Велопроизводство никогда не было основным и занимало довольно скромные площади, однако до конца 1930-х завод выпустил почти 850000 велосипедов.

Посмотрите обзоры пензенских велосипедов довоенного времени:

... и более поздних, послевоенных моделей:

Ставьте лайк, подписывайтесь на канал и напишите комментарий, если статья вам показалась интересной!

Две женщины с велосипедами. Ближний - велосипед Пензенского велосипедного завода.  Подмосковье, лето 1933 года. Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Две женщины с велосипедами. Ближний - велосипед Пензенского велосипедного завода. Подмосковье, лето 1933 года. Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Двое с велосипедом Пензенского Велозавода. 1932 год. Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Двое с велосипедом Пензенского Велозавода. 1932 год. Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.